Региональный инвестиционный проект - Журнал про Деньги
Finkurier.ru

Журнал про Деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Региональный инвестиционный проект

Статья 25.8. Общие положения о региональных инвестиционных проектах

Статья 25.8 . Общие положения о региональных инвестиционных проектах

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 144-ФЗ в пункт 1 статьи 25.8 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Региональным инвестиционным проектом для целей настоящего Кодекса признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров и который удовлетворяет одновременно следующим требованиям, установленным либо подпунктами 1, 2, 4, 5 настоящего пункта, либо подпунктами 1.1, 2, 4, 5 настоящего пункта, либо подпунктами 1, 2, 4.1 настоящего пункта:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 139-ФЗ подпункт 1 пункта 1 статьи 25.8 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

ГАРАНТ:

Организации, получившие статус участника регионального инвестиционного проекта на территории Республики Хакасия до 3 сентября 2018 г., применяют налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов, в порядке, действовавшем до 3 сентября 2018 г.

1) производство товаров в результате реализации такого инвестиционного проекта осуществляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исключительно на территории одного из следующих субъектов Российской Федерации:

Республика Саха (Якутия),

Абзац утратил силу с 3 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 279-ФЗ

Информация об изменениях:

Еврейская автономная область,

Чукотский автономный округ;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 144-ФЗ пункт 1 статьи 25.8 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 1.1, вступающим в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

1.1) производство товаров в результате реализации такого инвестиционного проекта осуществляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исключительно на территории одного из субъектов Российской Федерации, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта;

2) региональный инвестиционный проект не может быть направлен на следующие цели:

добыча и (или) переработка нефти, добыча природного газа и (или) газового конденсата, оказание услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата;

производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов);

осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов;

3) утратил силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 144-ФЗ;

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Подпункт 4 изменен с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

4) объем капитальных вложений, определяющих сумму финансирования регионального инвестиционного проекта, в соответствии с инвестиционной декларацией не может быть менее:

50 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;

500 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;

Информация об изменениях:

Подпункт 4.1 изменен с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

4.1) объем капитальных вложений, определяющих сумму финансирования регионального инвестиционного проекта и осуществленных российскими организациями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса, не может быть менее:

50 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня начала осуществления капитальных вложений в рамках реализации регионального инвестиционного проекта, но не ранее 1 января 2013 года и не ранее трех лет, предшествующих дате обращения организации в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 25.12-1 настоящего Кодекса;

500 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет со дня начала осуществления капитальных вложений в рамках реализации регионального инвестиционного проекта, но не ранее 1 января 2013 года и не ранее пяти лет, предшествующих дате обращения организации в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 25.12-1 настоящего Кодекса;

5) каждый региональный инвестиционный проект реализуется единственным участником.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 144-ФЗ в пункт 2 статьи 25.8 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Требования, установленные подпунктом 1 или 1.1 пункта 1 настоящей статьи, также признаются выполненными в случаях, если:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения подпункта 1 пункта 2 статьи 25.8 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ) применяются к инвестиционным проектам, заключаемым после 1 января 2020 г.

1) региональный инвестиционный проект предусматривает производство товаров участником регионального инвестиционного проекта в рамках единого технологического процесса на территориях нескольких указанных только в подпункте 1 или только в подпункте 1.1 пункта 1 настоящей статьи субъектов Российской Федерации.

Единым технологическим процессом для целей настоящего подпункта признается совокупность взаимосвязанных технологических операций, необходимых для производства товаров при реализации регионального инвестиционного проекта с использованием имущества, указанного в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи, расходы на которое составляют объем капитальных вложений, осуществленных участником регионального инвестиционного проекта;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения подпункта 2 пункта 2 статьи 25.8 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ) применяются к инвестиционным проектам, заключаемым после 1 января 2020 г.

2) региональный инвестиционный проект направлен на добычу полезных ископаемых и соответствующий участок недр частично расположен за пределами территорий указанных только в подпункте 1 или только в подпункте 1.1 пункта 1 настоящей статьи субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом 3 с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

3) региональный инвестиционный проект, направленный на добычу драгоценных металлов, предусматривает их последующий аффинаж в специализированных организациях, перечень которых установлен в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 144-ФЗ в пункт 3 статьи 25.8 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

3. При определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (приобретение) амортизируемого имущества, на доведение его до состояния, пригодного для использования, затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря (за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, мотоциклов, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затрат на строительство и реконструкцию жилых помещений).

При этом не учитываются:

полученные участником регионального инвестиционного проекта машины, оборудование, транспортные средства и иное амортизируемое имущество, затраты на которые ранее включались в объем капитальных вложений участниками других региональных инвестиционных проектов;

затраты, понесенные российскими организациями, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса, на создание (приобретение) зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта, на дату включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;

затраты, понесенные российскими организациями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса, на создание (приобретение) зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта, на дату начала осуществления капитальных вложений по инвестиционному проекту, произведенные ранее 1 января 2013 года, а также произведенные ранее трех лет, предшествующих дате обращения организации в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 25.12-1 настоящего Кодекса, при реализации инвестиционного проекта, удовлетворяющего требованиям, установленным абзацем вторым подпункта 4.1 пункта 1 настоящей статьи, или ранее пяти лет, предшествующих указанной дате, при реализации инвестиционного проекта, удовлетворяющего требованиям, установленным абзацем третьим подпункта 4.1 пункта 1 настоящей статьи.

4. Определение фактического объема капитальных вложений, осуществленных в ходе реализации регионального инвестиционного проекта, осуществляется на основании цен товаров (работ, услуг), определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса без учета налога на добавленную стоимость.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 144-ФЗ пункт 5 статьи 25.8 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Законом субъекта Российской Федерации в отношении региональных инвестиционных проектов российских организаций, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса, может быть увеличен минимальный объем капитальных вложений, указанный в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, а также установлены иные требования в дополнение к требованиям, установленным настоящей статьей.

Общие положения о региональных инвестиционных проектах

Региональный инвестиционный проект направлен на социально-экономическое развитие субъектов РФ.

Понятие регионального инвестиционного проекта

В последние годы наметилась тенденция расширение круга специальных налогоплательщиков или налоговых режимов. К одному из таковых относится региональный инвестиционный проект, появившийся в налоговом законодательстве в 2014 году.

Базовые вопросы, связанные с регулированием такого статуса определены в главе 3.3 НК.

В законе дано определение этого статуса. Согласно ч. 1, ст. 25.8 НК, региональный инвестиционный проект – это инвестиционный проект, целью которого выступает производственная деятельность по изготовлению товаров, соответствующая специальным требованиям, установленным законом, в отношении которого применяются налоговые льготы.

Такое определение позволяет установить ряд основных характеристик этого статуса:

  • общей целью регионального инвестиционного проекта выступает производство. Это означает, что такой режим не распространяется на сферу оказания услуг, несмотря на то, что, в ряде случаев, объем необходимых инвестиций в этих областях сопоставим;
  • дополнительным обязательным элементом, относящимся к цели проекта, является изготовление товаров;
  • другим обязательным признаком выступает соответствие проекта специальным условиям, которые предусмотрены требованиями закона;
  • результатом признания проекта таковым служат применяемые льготы по ряду обязательных платежей.
Читать еще:  Совет по инвестициям

Территории реализации инвестиционного проекта

Одним из обязательных требований закона является территория реализации. Региональный инвестиционный проект подлежит реализации на территориях Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. При этом, производственная деятельность должна вестись на территории одного из субъектов РФ, входящих в указанные макрорегионы.

Речь идет о Красноярском крае и Хакасии, а также территориях, расположенных восточнее от них.

Целью таких географических ограничений стало развитие этих регионов путем привлечения дополнительного объема капитальных инвестиций.

Следствием этого должно становиться повышение общего уровня жизни граждан на этих территориях.

В 2016 г. в текст закона были внесены поправки. Согласно ним, возможность реализовать региональный инвестиционный проект появилась в любом другом субъекте РФ, при условии открытия производства исключительно на его территории. Расширение числа допустимых регионов связано с необходимостью привлекать инвестиции, обеспечивающих их развитие.

Из указанных правил есть два исключения:

1. Проект получает указанный статус, даже если производственный процесс организован на территориях нескольких субъектов РФ. Это возможно в тех ситуациях, когда изготовление товаров образует единую технологическую цепочку.

2. В случаях, когда проект реализуется в сфере добычи полезных ископаемых, а закрепленный за ним участок недр располагается на территории 2-х и более субъектов РФ.

Цели регионального инвестиционного проекта

В качестве цели проекта должна выступать деятельность по производству товаров. Под последними понимаются любые вещи в гражданско-правовом смысле. Их обязательным свойством должна быть оборотоспособность. Согласно положениям закона, объектами гражданского оборота являются вещи, не ограниченные или ограниченные в обороте. Изъятые из оборота предметы рассматриваться в качестве товара не могут.

В экономическом смысле товаром признаются и услуги. Однако положения закона, регулирующего налоговую сферу, рассматривают в качестве такового исключительно овеществленные объекты гражданских прав.

Действующие нормы устанавливают ряд исключений, не допускающих наделение тех или иных производств статусом регионального инвестиционного проекта. К ним относятся следующие случаи:

  • все производства, связанные с добычей углеводородного сырья, а также их транспортировка. Этот режим не может применяться при строительстве соответствующих трубопроводов;
  • изготовление товаров, с которых взимаются акцизы. Исключением выступает производство автомобилей легкового типа, а также мотоциклов;
  • любая деятельность, в отношении которой применяется нулевая ставка налога на прибыль организаций.

В отношении остальных инвестиций, вид производимых товаров значения не имеет.

Условия принятия регионального инвестиционного проекта

Помимо соответствия требованиям, касающимся вида производства и территории, на которых оно расположено, существуют и дополнительные критерии. Согласно ч.1 ст. 25.8 НК, возможны 2 их комбинации. Первая подразумевает исполнение требований п. 4.1 ч. 1 ст. 25.8 НК в одном из следующих вариантов.

Вариант первый. На момент подачи заявления о предоставлении льгот российская организация должна осуществить в качестве капитальных вложений не менее 50-ти млн. рублей, соблюдая порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.

Соответствующие требования изложены в п. 4.1 ч. 1 ст. 25.8 НК. Период, в рамках которого происходит расчет указанного объема капитальных вложений составляет 3 года с момента начала реализации проекта. При этом, установлен порог даты. Согласно нему, расчет объема капитальных вложений не включает инвестиции, произведенные до 1 января 2013 года.

Существует и дополнительное ограничение. Расчет объема капитальных инвестиций не может включать периоды ранее 3-х лет с момента обращения за льготами.

Вариант второй. Альтернативой выступает осуществление капитальных вложений более высокого уровня. Согласно правилам, они должны составлять не менее 500 млн. рублей. При этом в расчет берутся 5 лет с момента начала капитальных вложений.

Однако полностью реализовать эту возможность удастся только в 2018 году. Причиной тому является ограничение по дате: расчет не может включать инвестиции, совершенные до 1 января 2013 года. Кроме того, в расчет не включаются затраты, имевшие место ранее 5-ти лет относительно даты обращения за получением льгот.

Другой возможной комбинацией выступают случаи, при которых организация осуществляет проект самостоятельно, а также соответствует следующим критериям одновременно:

  • она занесена в реестр участников региональных инвестиционных проектов;
  • минимальное количество инвестиций достигает уровня 50-ти млн. рублей не более, чем за 3 года с момента внесения в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Возможна и альтернатива. При ней стоимость вложений не должна быть ниже значения 500 млн рублей, совершенных не более чем за 5 лет после внесения в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Что не учитывается в составе произведенных инвестиций

Ч.3 ст. 25.8 НК предусматривает перечень затрат, не имеющих значения для расчета произведенных инвестиций. К ним относится следующее:

  • амортизируемое имущество, которое было использовано в рамках других региональных инвестиционных проектов, если таковое отражалось в документации на получение льгот по ним;
  • недвижимое имущество, которое создано или приобретено инвестором на участке, где будет располагаться производство, до включения его в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Либо такое имущество, права на которое были получены ранее, чем за 3 года до обращения за льготами. Произведенные затраты, в этом случае, не будут иметь значения, если они совершены до 1 января 2013 года.

Расчет всех количественных показателей произведенных инвестиций производится за вычетом значения уплаченного НДС.

Участник регионального инвестиционного проекта

Статус участника проекта определен в ст. 25.9 НК. Ими могут стать организации внесенные в соответствующий реестр. При этом, они должны отвечать следующим требованиям:

  • быть зарегистрированными на территории регионального образования, где реализуется проект и не иметь обособленных подразделений в иных субъектах РФ;
  • не применять специальных налоговых режимов;
  • не участвовать в КГН;
  • не иметь некоммерческий статус, а также не быть оператором финансовых рынков;
  • не осуществлять деятельность в особых экономических зонах;
  • не участвовать в ранее осуществлявшихся и осуществляемых региональных инвестиционных проектах, а также не иметь статуса правопреемника по реализуемым проектам.

Другим способом получения статуса является запрос предоставления соответствующих льгот через налоговый орган. В этом случае, заявитель должен соответствовать следующим критериям:

  • не применять специальные налоговые режимы;
  • не участвовать в КГН;
  • не вести деятельность в особых экономических зонах;
  • быть зарегистрированной по месту осуществления проекта, либо иметь зарегистрированное обособленное подразделение в соответствующем субъекте РФ;
  • параллельно не участвовать в другом аналогичном проекте, в том числе в качестве правопреемника.

Такой статус присваивается и исполнителям по специальным инвестиционным контрактам, регулируемым законом «О промышленной политике в РФ».

Эффективность региональных инвестиционных проектов

В отдельных случаях предусматривается господдержка проектов. Условием таковой признается их эффективность. Значения, позволяющие ее установить, определены приказом Минрегиона № 493. Указанный документ разделяет это понятие. Обособленно рассматриваются следующие значения:

  • экономическая эффективность;
  • финансовая эффективность;
  • бюджетная эффективность;
  • социальный эффект.

Статус участника регионального инвестиционного проекта (РИП)

Условия региональных инвестиционных проектов (РИП). Требования к проекту

Региональный инвестиционный проект (РИП) — инвестиционный проект, целью которого является производство товаров, при этом РИП не может быть направлен на добычу и/или переработку нефти, природного газа, производство подакцизных товаров и осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 0%. Присвоение статуса участника РИП дает право на применение налоговых льгот.

Понятия и основные требования к РИП закреплены в Налоговом кодексе. Региональное законодательство может устанавливать дополнительные требования как к участникам, так и к проектам.

В соответствии с НК РФ (глава 3.3. НК РФ, глава 25 ст. 284.3 НК РФ) РИП должен удовлетворять ряду требований, в том числе:

1. Производство товаров в результате реализации РИП осуществляется:

  1. в одном или нескольких субъектах РФ, утвержденных в НК РФ (в т. ч. Республика Тыва, Забайкальский край, Магаданская область и пр., далее – поименованные регионы)
  2. в одном или нескольких субъектах РФ, имеющих соответствующую нормативно-правовую базу

Объем инвестиций

Срок осуществления инвестиций

≥ 50 млн руб. без НДС

в течение 3 лет со дня включения организации в реестр участников РИП

за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.

≥ 500 млн руб. без НДС

в течение 5 лет со дня включения организации в реестр участников РИП

за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

При этом законодатель предусматривает возможность сопоставления цены сделки с рыночной для определения объема вложений.

3. Каждый региональный проект реализуется единственным участником

Получение статуса участника РИП

Требования к участнику РИП

В соответствии с НК РФ, участником РИП может быть признана организация, соответствующая одному из двух перечней требований:

Таким образом, получение статуса участника РИП возможно как при включении в Реестр участников РИП, так и без него, но только для «депрессивных» регионов.

Получение статуса без включения в Реестр

Для получения статуса необходимо соблюдение следующих требований:

  • признана налоговая прибыль от реализации товаров в рамках РИП
  • выполнено требование к минимальному объему капитальных вложений
  • в налоговый орган направлено заявление о применении налоговой льготы с указанием объемов и сроков капитальных вложений, наименования производимых товаров

Заявление должно быть направлено не позднее даты предоставления налоговой декларации, в которой заявлены налоговые льготы по РИП. Организация считается получившей статус участника начиная с налогового периода, в котором одновременно соблюдены все перечисленные условия.

Включение в Реестр участников РИП

Документы для заявления

Для включения в реестр участников РИП организация направляет в уполномоченный орган заявление о включении в реестр с приложением следующих документов:

  • учредительные документы, удостоверенные в установленном порядке;
  • копия документа, подтверждающего факт внесения записи о государственной регистрации организации в ЕГРЮЛ;
  • копия свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе;
  • инвестиционная декларация (с приложением инвестиционного проекта);
  • иные документы, подтверждающие соответствие требованиям к региональным инвестиционным проектам и/или их участникам, установленным настоящим Кодексом и/или законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Сроки рассмотрения

Налоговым кодексом предусмотрен следующий порядок рассмотрения заявлений организаций:

Включение организации в реестр производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято соответствующее решение.

Внесение изменений в Реестр

В соответствии со ст. 25.12 НК РФ в сведения, содержащиеся в Реестре участников РИП, и в инвестиционную декларацию можно вносить изменения.

Читать еще:  Инвестиционный потенциал региона

При этом должны соблюдаться следующие требования:

  • обосновывается необходимость изменений;
  • не изменяется цель РИП;
  • снижение общего объема финансирования не более чем на 10% от изначально заявленного;
  • не допускается изменение графика ежегодного объема инвестиций, если это приведет к невозможности реализации РИП с соблюдением установленных требований;
  • РИП должен продолжать соответствовать всем предъявляемым к нему требованиям (НК РФ и региональное законодательство).

Для внесения изменений необходимо направить заявления в произвольной форме и документы согласно перечню для включения организации в реестр.

Прекращение статуса участника РИП и последствия

Статус участника «реестрового» РИП прекращается на основании следующих причин:

  • Заявления участника РИП о прекращении статуса участника РИП — со дня, указанного в заявлении;
  • Вступившее в силу решение по результатам налоговой проверки, выявившей несоответствие РИП и/или его участника требованиям — со дня включения организации в реестр (для «внереестровых» РИП – с начала налогового периода, в котором выявлено несоответствие);
  • Внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что организация — участник РИП находится в процессе ликвидации, — со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
  • Прекращение деятельности участника РИП в результате реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения к другому юридическому лицу или преобразования — со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
  • Вступившее в законную силу решение арбитражного суда о признании должника банкротом — со дня, следующего за днем вступления в законную силу такого решения.

Обратим внимание, что в случае прекращения статуса по решению налоговой проверки, для «реестровых» РИП пересчет налоговых обязательств производится с начала периода, когда участник РИП стал применять льготы, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет за весь период пользования льготными ставками. Дополнительно производится начисление и уплата пеней. В остальных случаях пересчет производится только если не было выполнено требование к объему капитальных вложений.

Налоговые льготы региональных инвестиционных проектов (РИП)

Налоговый кодекс предусматривает льготу по налогу на прибыль для участников РИП, а именно:

Ставка по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет:

  • для поименованных регионов – 0% на 10 лет;
  • для прочих регионов – 0% на срок применения пониженной ставки к уплате в региональный бюджет.

Ставка по налогу на прибыль, уплачиваемому в региональный бюджет:

  • для поименованных регионов — 0-10% в течение первых 5 лет, не менее 10% — в течение следующих 5 лет (устанавливается региональным законодательством);
  • для прочих регионов – до 10%, срок устанавливается региональным законодательством.

Законодатель учел, что инвестиционные проекты начинают приносить прибыль не сразу. Поэтому для поименованных регионов в Налоговом Кодексе предусмотрена отсрочка начала «отсчета» льготных лет – до первой налоговой прибыли, но не больше 3 лет для проектов от 50 млн и не больше 5 лет для проектов от 500 млн. Для прочих регионов все связанное со сроками устанавливается региональным законодательством.

Наиболее часто устанавливаемый регионами срок предполагает окончание действия налоговой льготы в период, когда сумма экономии по налогу на прибыль достигнет объема капитальных вложений. Однако некоторые регионы предполагают другой порядок определения: достижение суммы экономии по налогу на прибыль в размере 50% от объема капитальных вложений (Орловская область), включение в расчет экономии льготы по налогу на имущество (Московская область) или установление дополнительных ограничений – не более 5 лет (Мурманская область).

Отметим, что для контроля требования о процентном отношении суммы экономии к капитальным вложениям в налоговой декларации по налогу на прибыль предусмотрены поля специально для участников РИП – 350 и 351 строка.

Пример: Организация в рамках РИП осуществила капитальных вложений на 700 млн руб. Максимальная сумма экономии по налогу на прибыль, установленная региональным законодательством – 50% от суммы капвложений. Сумма экономии рассчитывается так:

налогооблагаемая база × базовая ставка (20%) — налогооблагаемая база × льготная ставка = сумма экономии

Таким образом, организация сможет применять льготную ставку до тех пор, пока сумма экономии не составит накопленным итогом 700*50% = 350 млн руб.

После достижения этой суммы право на применение льготы прекратится.

Налог на имущество для участников РИП

Налоговый кодекс не предусматривает льготы по налогу на имущество, однако субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать их по общему правилу. Так, например, Удмуртская Республика освобождает от налога участников РИП на срок до 10 лет.

Введение региональным законодательством налоговой льготы по налогу на имущество для участников РИП видится логичным, так как инвестору не придется обращаться с одним и тем же инвестиционным проектом по различным направлениям мер господдержки (налоговые льготы по налогу на имущество для инвесторов широко распространены во многих регионах). Однако зачастую инвестиционное законодательство сформулировано таким образом, что организации приходится готовить два разных пакета документов – для льготы по налогу на прибыль в рамках РИП и для льготы по налогу на имущество.

Сроки применения налоговых льгот для участников РИП

Важным отличием РИП от других местных мер поддержки инвесторов заключается в том, что инструмент описан в НК РФ и на него не распространяется действие 302-ФЗ, ограничивающего возможные сроки применения льготы по налогу на прибыль 2022 годом, однако налогоплательщики, вложившие менее 500 млн руб., утратят льготу по налогу на прибыль 1 января 2027 года, а вложившее 500 млн руб. и более — 1 января 2029 года.

Текст подготовлен Инвестиционной группой «ПКР»

Налогообложение инвестиционных проектов в 2020 году

В 2014 году в Налоговом кодексе появилась новая категория налогоплательщиков – участники инвестиционных проектов. В статье расскажем про налогообложение инвестиционных проектов, рассмотрим основные положения.

Понятие регионального инвестиционного проекта (РИП)

Региональный инвестиционный проект (РИП) это проект, основная цель которого заключается в производстве товаров при удовлетворении следующих условий:

  • товары по проекту производятся исключительно в одном, в нескольких из указанных субъектов РФ: Республики Бурятия, Саха, Тыва, Хакасия, Забайкальский край и др., перечисленные в НК РФ. При добыче полезных ископаемых, часть участка может быть расположена за пределами перечня субъектов;
  • производство РИП не направлено на добычу, переработку и транспортировку нефти, нефтепродуктов, газа, газового конденсата, а также подакцизного товара или другой деятельности, по которой ставка по налогу на прибыль применяется равной 0%;
  • все земельные участки, используемые в рамках РИП, не располагают зданиями и сооружениями, являющимися собственностью физлица или юрлица, не являющегося участником РИП (исключение составляют подъездные пути, трубопроводы и др. инфраструктура);
  • инвестиционная декларация должна подтверждать, что объем капвложений не менее: 50 млн.руб., при включении компании в состав участников РИП не более трех лет назад, либо 500 млн.руб., – не более пяти лет назад. Объем капвложений определяется в соответствии с ценами на товары, без учета НДС;
  • реализация проекта должна осуществляться только одним участником.

Региональное законодательство может устанавливать дополнительные требования к участникам РИП, а также изменять размер капвложений в сторону увеличения.

Кого можно признать участником РИП

Участником РИП может быть признана только российская организация, соответствующая требованиям:

  • организация прошла госрегистрацию в РФ;
  • у организации отсутствуют обособленные подразделения, находящиеся за пределами субъекта РФ, на котором осуществляется деятельность РИП;
  • организация находится на общей системе налогообложения;
  • не включена в консолидированную группу налогоплательщиков;
  • ранее не являлась участником РИП, не является участником другого РИП;
  • у организации имеется в собственности участок земли (либо заключен договор аренды земли до 01.01.2024 и дольше) под РИП;
  • получено разрешение на строительство, если это обязательное условие для данного РИП;
  • отсутствует статус резидента любой экономической зоны.

Выполнение перечисленных требований должно происходить постоянно, в течение всего срока, при котором организация планирует применение пониженной ставки налога на прибыль. Читайте также статью: → «Налоговый вычета за инвестиционный счет: расчет, как оформить».

Порядок получения статуса участника

Для того, чтобы организация была признана участником РИП, она должна представить в государственный орган соответствующего субъекта РФ заявление и определенный перечень требуемых документов, в числе которых также включена инвестиционная декларация.

Перечень государственных органов в субъектах РФ, осуществляющих регистрацию организацию в качестве участника РИП, приведен в Приложении 1 Письма ФНС №ГД-4-3/23489. Статус участника присваивается компании на основании решения одного из органов со дня включения компании в реестр участников.

На рассмотрение представленной заявки на статус участника уполномоченным органам отводится 30 (в некоторых субъектах РФ до 40) дней. По окончании данного срока принимается решение о включении организации в реестр участников, либо об отказе. При этом дата включения в реестр является 1 число месяца, следующего за месяцем принятия органами положительного решения.

Инвестиционная декларация организации

Основным документом, представляемым организацией для получения статуса участника РИП, является инвестиционная декларация. Она должна содержать сведения об организации (то есть наименование, ОРГН, ОКВЭД и др.), а также сведения о проекте, который она осуществляет, такие как:

  • цель проекта;
  • целевые индикаторы, то есть данные о планируемых объемах производства, количества планируемых рабочих мест, а также планируемый объем налоговых выплат;
  • объем финансирования;
  • затраты на приобретаемое имущество;
  • срок, планируемый для реализации проекта;
  • объем капвложений отдельно по каждому году;
  • источник финансирования проекта (кредитные средства, бюджетные и др.). Читайте также статью: → «Бухгалтерский учет в инвестиционных фондах в 2020 году».

Кого нельзя признать участником РИП?

Стать участником инвестиционного проекта не могут следующие организации:

  • некоммерческие;
  • банки;
  • страховые;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • клиринговые.

Потеря статуса участника

При наступлении одного из случаев, компания лишается статуса участника инвестиционного проекта:

  1. Собственное желание участника проекта. В этом случае компания подает заявление о прекращении проекта и с даты, указанной в заявлении, компания перестает быть участником РИП;
  2. По результату налоговой проверки. Если в ходе проверки налоговыми органами выявлены несоответствия в деятельности РИП, либо нарушены требования для участников РИП, компанию лишают статуса РИП с момента включения ее в реестр;
  3. При ликвидации организации. Статус участника организация лишается на следующий день с момента появлении записи в ЕГРЮЛ;
  4. Прекращение деятельности. При принятии решения о реорганизации фирмы в виде слияния, преобразования, разделения или присоединения, компания теряет статус РИП со следующего дня после внесения записи в ЕГРЮЛ;
  5. По решению суда. Признание организации участника РИП банкротом ведет к лишению статуса участника на следующий день, после вступления в силу решения суда.
Читать еще:  Основные направления инвестиционной политики банка

Порядок применения льготной ставки

В течение 10 лет осуществления деятельности по РИП, компании участнику предусмотрены следующие налоговые льготы:

  • налог на прибыль в размере 0%;
  • снижение ставки налога на прибыль, вплоть до 0% в течение первых 5 лет и до 10% – последующие 5 лет. Читайте также статью: → «Льготы по налогу на прибыль организаций в 2020 году».

На нулевую ставку рассчитывать вправе компания-участник, если ее доход от осуществления деятельности РИП (реализации товаров) равен 90% и более всего дохода, учитываемого при определении базы налога на прибыль. При выполнении данного условия компания вправе применять ставку налога, равную нулю (нулевая) в течение 10 лет с того налогового периода, в котором данное условие было выполнено впервые.

В течение первых пяти лет, начиная с момента признания дохода соответствующим условиям, ставка налога не может быть выше 10%, а последующие пять лет менее 10%.

Если в инвестиционной декларации объем капвложений участника РИП, в течение трех лет с момента включения в состав участников, составил 50 млн. рублей или более, но при это м за этот же период им не было получено дохода от деятельности РИП, то сроки для применения пониженной налоговой ставки – пять лет и десять лет переносятся на четвертый налоговый период.

При указанных в инвестиционной декларации капвложений организации РИП в 500 млн. рублей в срок 5 лет с момента признания компании участником РИП, если организация за этот период не получала дохода от деятельности РИП, предусмотренные НК сроки пять лет и десять переносятся на шестой налоговый период. Те участники, у которых капложения составили 50 млн. рублей или более в течение 3-х лет с момента признании компании участником РИП, утрачивают право на налоговые льготы с 2027 года.

Для всех других участником РИП все льготы, предусмотренные по статье 284.3 НК применимы до 2028 года. Дата включения в реестр участников РИП значения при этом не имеет. Компании-участники РИП имеют право на осуществлении и иной деятельности, не имеющие отношение к РИП. Но на льготную ставку по налогу на прибыль рассчитывать они могут только тогда, когда доход от деятельности проекта составляет не менее 90% всех доходов, включаемых в базу по налогу на прибыль.

Таким образом, если компания занимается другими видами деятельности, не имеющими отношение к РИП, то налоговая база определяется в общей сумме по доходам от всех видов деятельности. Пропорционально устанавливается доход, получаемый от деятельности РИП, в соответствии с НК РФ.

Изменения в инвестиционной декларации

Компания предоставляется возможность вносить изменения в декларацию при необходимости, если они не повлекут за собой потерю статуса участника РИП. Все изменения, вносимые в инвестиционную декларацию, должны осуществляться на основании заявления участника специальными органами. В заявлении должна быть указана информация, обосновывающая необходимость данных изменения. Также существует перечень изменений, вносить которые в декларацию запрещено, это:

  • изменение цели проекта;
  • снижение финансирования более, чем на 10% от заявленного первоначально;
  • изменение графика ежегодных инвестиций, которые исключают возможность по реализации РИП по установленным требованиям.
  • при любых изменениях, при внесении которых проект не будет соответствовать требованиям.

Налоговая проверка участников РИП

Для такой категории налогоплательщиков как участники РИП, предусмотрены особые условия камеральных и выездных налоговых проверок. Камеральная проверка налоговых деклараций, в которых участниками были применены пониженные ставки, предполагает запрос документов и сведений, которые могут подтвердить соответствие представленных сведений требования, установленным для таких компаний

При выездной проверке, налоговики в первую очередь выявляют правильность расчета налога, его своевременную уплату, а также соответствие представленных показателей по реализации проекта заявленным законодательством требованиям. При осуществлении проверяющих мероприятий участников, которые осуществляли капвложения не более 5 лет с даты включения компании в реестр участников, налоговый орган не вправе запросить данные для проверки по периоду, предшествующему 5 лет с даты решения о проверке.

Данные бухгалтерского и налогового учета, которые применяются при исчислении налога на прибыль по льготной ставке, соответствующие предъявленным к участникам РИП требованиям должны храниться в течение 6 лет.

Налоговые льготы для региональных инвестиционных проектов: развитие законодательства и текущие тенденции

Подписанный Президентом РФ 23 мая 2016 года Федеральный закон № 144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации» (далее – «Закон») вносит существенные изменения в области налогообложения организаций-участников региональных инвестиционных проектов (далее – «РИП»).

Закон позволяет организации (которая рассматривается как участник РИП) учесть при расчете общего объема капитальных затрат в рамках РИП суммы капитальных затрат, которые были сделаны до даты регистрации организации в качестве участника РИП. При этом Законом предоставляется возможность реализовать РИП на территории любого субъекта Российской Федерации. Ранее Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривал закрытый перечень субъектов, расположенных на территории Дальнего Востока и Забайкалья.

Применение льгот по налогу на прибыль

В рамках реализации РИП Закон предусматривает возможность применения в течение установленного периода времени налогоплательщиками нулевой ставки по налогу на прибыль, поступающему в бюджет Российской Федерации, а также пониженных ставок (вплоть до 0%) по налогу на прибыль, поступающему в бюджет субъекта Российской Федерации. Правом на получение льгот по налогу на прибыль обладают как участники РИП, внесенные в Реестр участников РИП (далее – «Реестр»), так и не внесенные в данный Реестр.

Участники РИП, не включенные в Реестр, применяют:

  • ставку от 0 до 10% по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет, в течение 10 лет с момента обращения о применении данной льготы при соблюдении требований по минимальному объему капитальных вложений; и
  • не менее 10% в последующие пять лет.

Для участников РИП, включенных в Реестр и реализующих проекты на территории субъектов Российской Федерации, за исключением Забайкалья и Дальнего Востока, налоговая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет, может быть понижена до 10% на период, начиная с момента получения первой прибыли от реализации инвестиционного проекта до момента, когда разница между налогом, рассчитанным по ставке 20%, и налогом, исчисленным по пониженной ставке, не составит величину, равную объему капитальных вложений.

Участники РИП, включенные в Реестр и реализующие проекты на территории Забайкалья и Дальнего Востока, могут выбрать наиболее подходящую льготу из перечисленных двух вариантов.

Применение льгот по налогу на добычу полезных ископаемых

Закон предусматривает возможность применения коэффициента, понижающего размер налога на добычу полезных ископаемых (далее – «НДПИ») к уплате. Применяемый коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (0, 0.2, 0.4, 0.6, 0.8), зависит от налогового периода реализации РИП.
Данную льготу можно получить с момента, когда появились основания для определения налоговой базы по НДПИ.

Применение повышенного коэффициента амортизации

Изменениями предусмотрена возможность применения повышающего коэффициента амортизации, но не превышающего 2, применительно к основным средствам, произведенным в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта (пройдите по ссылке для ознакомления с предыдущим информационным бюллетенем о специальных инвестиционных контрактах). При этом порядок отнесения амортизируемых основных средств, произведенных в рамках специального инвестиционного контракта, Правительством РФ не утвержден.

Подтверждение льгот

Для подтверждения получения льготы на участника РИП возложена обязанность по обеспечению сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов на протяжении всего срока применения пониженных ставок (если объем капитальных вложений превышает 500 миллионов рублей, то в течение шести лет).

Вступление в силу

Изменения вступили в силу с 23 июня 2016 года за исключением следующих положений: (i) применение пониженного коэффициента по НДПИ возможно с 1 июля 2016 года; и (ii) применение льготы по налогу на прибыль возможно с 1 января 2017 года.
Следует отметить, что Закон предусматривает гарантии неприменения актов законодательства о налогах и сборах, ухудшающих положение налогоплательщиков-участников специальных инвестиционных контрактов. Нормы, ухудшающие положение налогоплательщиков-участников специальных инвестиционных контрактов, не применяются до даты окончания срока действия специального инвестиционного контракта или до даты окончания сроков действия налоговых льгот, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта, в зависимости от того, какое из указанных двух событий наступит ранее.

Тенденции в области развития инвестиционных налоговых льгот

Принятый Закон регулирует вопросы применения льгот только в отношении налога на прибыль и НДПИ. Между тем, необходимо дополнить нормы о предоставлении льгот по налогу на имущество и социальным взносам, и поэтому в ближайшем будущем можно ожидать обсуждение соответствующих законопроектов.
Анализ данного Закона показал наличие тенденции переложения обеспечения льгот с федерального бюджета на региональные бюджеты субъектов Российской Федерации. Данная тенденция, скорее всего, в ближайшем будущем будет сохранена. На данный момент Правительство РФ по поручению Президента РФ разрабатывает план по закрытию 10 неэффективных особых экономических зон, а оставшиеся будут переданы регионам. В рамках данной инициативы также обсуждается вопрос создания единых критериев и подходов для создания особых экономических зон и территорий опережающего развития.

Рекомендации для инвесторов

Закон устанавливает существенные льготы по налогу на прибыль, которые следует учитывать инвесторам при размещении бизнеса в России. Однако в связи с отсутствием судебной практики по вопросу применения льгот участниками РИП рекомендуется внимательно относиться к получению статуса участника РИП, выбору режима наиболее оптимального для реализуемого проекта режима налогообложения, получению льгот и хранению документов бухгалтерского и налогового учета.
На данный момент Законом был уточнен порядок применения льгот по налогу на прибыль к РИП. Как уже было отмечено выше, не исключено, что в ближайшее время будут приняты Федеральные законы, изменяющие льготы по налогу на имущество и страховым взносам. В связи с этим рекомендуем следить за изменениями законодательства в данной сфере.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector