Finkurier.ru

Журнал про Деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок предоставления бюджетных инвестиций

Что такое бюджетные инвестиции

Бюджетные инвестиции это средства, привлеченные из государственной казны для реализации важных проектов. Государство выступает не только в качестве регулятора инвестиционной деятельности в РФ. Оно также является и активным инвестором. Существует множество проектов, которые могут быть реализованы только с помощью федеральных средств. Благодаря бюджетным инвестициям, развивается инфраструктура, социальная сфера, предпринимательство и пр.

Целью бюджетного инвестирования является создание мощностей для производства общественно полезных благ. Это могут быть образовательные и здравоохранительные учреждения, материальные объекты и многое другое. Бюджетные инвестиции предоставляют государственным и частным предприятиям. Весомая доля капитала юридических лиц может перейти в собственность государства при инвестировании.

С помощью таких инвестиций можно не только успешно реализовать проект, на который необходимы средства, но и заручиться поддержкой государства. Это положительно сказывается на общей деятельности предприятия.

Виды бюджетных инвестиций

Существует три основных вида инвестирования:

  • Прямое финансирование проекта. Для этого необходимо предоставить все детали проекта, предоставить проектно-сметную документацию. Особенно важно в сфере строительства. Нужно полное технико-экономическое обоснование. Проект может быть краткосрочным и долгосрочным.
  • Участие в капитале акционерного общества. Это актуально, когда деятельность компании частично или полностью удовлетворяет потребности государства, нуждается в его поддержке и рассматривает инвестиции как средство для стратегического развития.
  • Система государственных гарантий. Она будет отличаться от той, что предусмотрена Министерством финансов РФ. Гарантии не придётся прописывать ежегодно.

Государство может дать кредит, купить ценные бумаги.

Чем бюджетные инвестиции отличаются от других видов?

Государство выступает регулятором, поэтому при привлечении средств на предприятие ложится большая ответственность. Основными особенностями и требованиями инвестирования являются:

  • Национальная приоритетность. Деятельность организации должна быть направлена на повышение качества жизни граждан и приносить благо обществу.
  • Высокая общеэкономическая эффективность. Предприятие должно способствовать росту ВВП страны и улучшению экономических показателей.
  • Бюджетная эффективность. Функционирование организации повышает количество налоговых отчислений.

Государство должно быть напрямую заинтересовано в инвестировании. Только в этом случае можно рассчитывать на бюджетные средства.

Бюджетный кодекс и инвестиции

Бюджетный кодекс РФ регламентирует движение средств государственного бюджета. С его помощью установлены принципы устройства бюджетного законодательства. Определено положение субъектов правоотношений относительно госбюджета, а также сформулированы виды ответственности, которая грозит за нарушения. Дан порядок распоряжения государственным имуществом, регламентируются финансовые инструменты.

Бюджетный кодекс призван регламентировать инвестирование. Статья 79 целиком посвящена особенностям бюджетных инвестиций. Любое предприятие, заинтересованное в господдержке должно действовать в рамках законодательства, все действия не должны противоречить кодексу. Благодаря БК РФ, стало развиваться бюджетное инвестирование на протяжении последних лет.

Процедура осуществления и деятельность Инвестиционного фонда РФ

Данный фонд создан специально для государственного софинансирования важных проектов. Именно этот фонд контролирует предоставление бюджетных инвестиций и отвечает за их распределение. Рассмотрение инвестиционного проекта начинается с инвестиционной комиссии. Затем это переходит в правительственную комиссию, а потом вопрос решается на заседании правительства. Инвестиционный фонд тщательно отбирает проекты, которые могут подлежать государственному софинансированию. В случае успешного рассмотрения оформляется инвестиционное соглашение.

Порядок бюджетных инвестиций определяется БК РФ. Вложения денег обеспечиваются путём передачи полномочий госсаказчика, заключения договоров или передачу средств как субсидий. В качестве источника могут выступать государственные банковские и кредитные организации.

Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег

Износ основных фондов за 2018 год в России составил 46,6 % (по данным Госстата). По некоторым отраслям он превысил 50 и даже 60 %. О каком экономическом росте может идти речь, если активы предприятий и организаций в таком плачевном состоянии? За счет чего им догонять и перегонять развитые страны Запада?

Для восстановления инфраструктуры и ее модернизации требуются инвестиции. Далеко не все предприятия могут себе позволить многомиллионные вливания в обновление. Бюджетные инвестиции – это деньги, которые как раз и предназначены для исправления сложившейся ситуации.

Но доступны государственные средства не всем. Вы не найдете описания этого инструмента в книгах об инвестировании, потому что частные инвесторы не могут рассчитывать на госконтракты и многомиллионные инвестиции в свои проекты. В статье поговорим о том, что такое бюджетные инвестиции, на что они тратятся, рассмотрим порядок предоставления государственных денег.

Определение

Прежде чем дать определение бюджетных инвестиций, давайте разберем классическое определение инвестиций в целом. Часто спрашиваю своих студентов, как они понимают этот термин. Ответ, как правило, один – это вложение денег в какой-то проект с целью получения прибыли. Тогда я задаю встречный вопрос: “А если речь идет о строительстве, например, детского сада? Никакой прибыли с него нет. Значит, это уже не инвестиции?” Конечно же, инвестиции. Но определение надо уточнить.

Читать еще:  Финансовые инвестиции составляют вложения в

Инвестиции – это вложения средств (движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, земельных участков и пр.) в объекты с целью получения прибыли или достижения другого эффекта. В качестве эффекта не всегда выступает коммерческая составляющая, но также экологическая, социальная и т. д.

И инвестирование строительства детского сада как раз преследует достижение другого эффекта. Например, снижение социальной напряженности в конкретном районе путем сокращения очереди детей в дошкольные учреждения, увеличение числа рабочих мест, получение политических очков перед выборами (почему бы и нет).

Любое предприятие и организация осуществляет инвестиционную деятельность. Без этого не выдержать в конкурентной борьбе. Источники средств могут быть разные:

  • собственная прибыль,
  • амортизация,
  • заемные средства,
  • эмиссия акций и облигаций,
  • средства вышестоящих организаций.

В Бюджетном кодексе дано следующее определение.

Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Далее в статье 79 написано, что это капитальные вложения в создание объектов капитального строительства или приобретение недвижимости. Впоследствии перечисленные объекты закрепляются за государственными предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Что относится к объектам капстроительства (согласно Градостроительному кодексу):

  • здания и сооружения, в том числе объекты, строительство которых не завершено;
  • линейные объекты (линии электропередач и связи, автодороги, трубопроводы, ж/д линии);
  • некапитальные строения – строения, которые могут быть разобраны и перемещены в другое место, т. е. они не имеют прочных связей с земельным участком.

Из определения можно понять, что на средства из бюджета могут рассчитывать только государственные предприятия и организации. Однако это не так. Негосударственные юридические лица тоже имеют право на бюджетные деньги. Но в этом случае государство в лице РФ, региона или муниципального образования (смотря из какого бюджета пришли деньги) должно получить долю в уставном капитале предприятия, равную его участию в финансировании проекта.

На что тратим бюджетные деньги

Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).

Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:

  • увеличения стоимости активов государства;
  • повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
  • восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
  • снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.

В 2018 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:

  1. Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции “Саларьево” до станции “Столбово” – 40,8 млрд рублей.
  2. Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
  3. Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ “Столбово” – 27,5 млрд рублей.
  4. Реконструкция и строительство автомобильной дороги “Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
  5. Реконструкция автомобильной дороги М-18 “Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.

Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.

Порядок получения государственной помощи

Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.

Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.

Государственные контракты заключаются на:

  • проектные и изыскательские работы,
  • строительство,
  • реконструкцию,
  • реставрацию,
  • техническое перевооружение,
  • приобретение объекта.

Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:

  1. Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
  2. Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.

Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.

Читать еще:  Чистые инвестиции представляют собой

Соглашение обязательно должно содержать:

  • цель инвестирования;
  • объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
  • наименование объекта, его мощность;
  • срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
  • права и обязанности сторон сделки;
  • ответственность;
  • порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).

Заключение

На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей. Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах. Это приводит к неосвоенности средств и возврату их обратно в бюджет. Давно замечено, что к концу года, который всегда наступает неожиданно, резко активизируются работы по госконтрактам. Буду рада, если в ближайшие годы что-то изменится.

Порядок предоставления бюджетных инвестиций

БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: ИЗМЕНЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Т.В. Саакян,
действительный государственный советник Российской Федерации III класса

Порядок осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации был предметом серьезного обсуждения и рассмотрения на протяжении нескольких последних лет. И наконец, в самом конце уходящего, 2013 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 28.12.2013 № 418-ФЗ (далее — Закон № 418-ФЗ), утвердивший поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс), основной темой которых являются бюджетные инвестиции.

Бюджетный кодекс: новые нормы о бюджетных инвестициях

Законом № 418-ФЗ упорядочены понятия и термины, регулирующие осуществление капитальных вложений с участием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, например:

При этом в отношении хозяйственных обществ пунктом 3 статьи 80 Бюджетного кодекса РФ введена норма об установлении Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования требований к договорам, заключаемым в связи с предоставлением бюджетных инвестиций данным юридическим лицам из соответствующего бюджета.
В части бюджетных инвестиций, предоставляемых из федерального бюджета, такие требования установлены постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 № 941.
Но самая главная тема поправок — установление постоянного порядка осуществления капитальных вложений в объекты государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений и государственных и муниципальных унитарных предприятий, учитывающего особенности правового положения этих организаций.

Акты Правительства Российской Федерации

Для реализации Закона № 418-ФЗ на федеральном уровне разработано большое количество подзаконных актов, и в первую очередь это следующие постановления Правительства РФ:

а) от 30.04.2008 № 324 «Об утверждении правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы»;
б) от 12.08.2008 № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения»;

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Бюджетные инвестиции юридическим лицам

Бюджетные инвестиции – одна из форм предоставления юридическим лицам бюджетных средств в качестве финансовой поддержки, подлежащей возврату.

Серьезные изменения в части предоставления бюджетных инвестиций произошли в 2013 г в связи со вступившими в силу изменениями БК РФ. Исходя из нормы ст. 79 БК РФ бюджетные инвестиции, их объемы, предназначение указываются в бюджетах различных уровней (федеральном, региональном, местном), в соответствующих программах. Ст. 79.1 БК РФ предусматривает указание на выделение бюджетных инвестиций в ФЗ о федеральном бюджете или законе о бюджете субъекта. Отсутствие утвержденной программы бюджета по предоставлению инвестиций создает непреодолимую преграду для юридических лиц относительно реализации права на получение бюджетных инвестиций. Если субъект не разработал такую программу, то единственным средством защиты остается судебная, так, например, суд обязал администрацию одного из муниципальных образований Тульской области разработать и утвердить необходимые акты, регламентирующие порядок принятия решений, в соответствии со ст. 80 БК РФ (решение Полтавского районного суда Тульской области от 22 декабря 2014 г. по делу № 1000 2-709/2014). Кроме того, предусмотрена административная ответственность за нарушение нормы ст. 80 БК РФ (ст. 15.15.4 КоАП РФ).

Важное условие при получении бюджетных инвестиций юридическим лицам – предоставление права собственности на эквивалентную часть уставного капитала. Несвоевременная передача права собственности на акции юридического лица влечет расторжение договора об участии субъекта РФ в собственности субъекта предпринимательской деятельности (например, решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 6 сентября 2013 г. по делу № 12-219/13, решение Арбитражного суда Брянской области от 6 августа 2015 г. по делу № А09-8422/2015).

Читать еще:  Предоставим залоги активы под кредитование инвестиции

Объекты капитального строительства и недвижимости

С практической стороны, правовое регулирование взаимодействия юридических лиц и исполнительного органа власти субъекта пересекаются с отношениями, регулируемыми ФЗ № 44-ФЗ. Бюджетные ассигнования в виде инвестиций являются целевыми: создание, реконструкция, модернизация объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимости. В соответствии с ч. 5 ст. 15 ФЗ № 44-ФЗ на отношения юридического лица, получившего бюджетные инвестиции и контрагента – исполнителя распространяется ФЗ №44-ФЗ, юридическое лицо выступает заказчиком.

Примечательно, что БК РФ не раскрывает понятие «объекты капитального строительства», однако в превалирующем количестве актов исполнительных органов власти регламентирован ограничительный перечень объектов, на которые бюджетные средства не могут быть выделены. Бюджеты не инвестируют в:

— разработку проектной документации на объекты капитального строительства или приобретение прав на использование типовой проектной документации

— приобретение земельных участков для строительства

— проведение аудита проектов для строительства

— финансирование деятельности экспертов проектной документации и НИР, ОКР

— проведение работ по проверке качества работ и достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.

Кроме того, организация не должна иметь задолженности по налоговым обязательства, иным бюджетным платежам и обязательствам, в том числе в государственные внебюджетные фонды (Постановление Правительства Астраханской области № 6-П от 28 января 2015 г.).

Проект решения юридического лица

Основным документом, подлежащим оценке для получения бюджетных инвестиций, является проект решения и приложения к нему. Проект должен быть составлен в форме НПА для каждого объекта капитального строительства. При этом интерес представляет документация о юридическом лице, которую необходимо приложить к проекту:

— финансового-экономическое обоснование проекта с подсчетами в условиях актуальной экономической ситуации;

— пояснительная записка, содержащая обоснование ценообразования по каждому объекту. Если предполагается реставрация, то обоснование культурной, социальной значимости с описанием настоящего состояния объекта. Аналогично следует обосновать социальный эффект приобретения недвижимого имущества;

— копии финансовой отчетности, бухгалтерского баланса, отчетности по использованию целевых средств за по последние 2 года;

— решение собрания акционеров, подтверждающее отсутствие задолженности по выплатам дивидендов по акциям за последние 2 года;

— справки из налогового органа, ПФР, территориального ФСС, подтверждающие отсутствие недоимок по бюджетным обязательствам;

— решение юридического лица об участии в финансировании объекта капитального строительства;

— подтверждение положительной характеристики юридического лица, а именно заключение по финансово-экономическому участию субъекта РФ в юридическом лице.

После сбора необходимой документации юридическому лицу следует направить проект решения и приложения на согласование.

Согласование

Компетентными органами по проверке инвестиционного проекта на предмет его целесообразности, рентабельности и соответствия требованиям НПА (как правило, в форме постановления) исполнительного органа о порядке принятия решений о предоставлении бюджетных инвестиций являются Министерство экономического развития РФ (п. 5.3.9 Постановления Правительства РФ № 437 от 5 июня 2008 г.) и Министерство финансов РФ как главный распорядитель бюджетных средств (п. 5.3.57 Постановления Правительства РФ № 329 от 30 июня 2004 г.).

Основаниями отказа в предоставлении бюджетных инвестиций являются:

— предоставление неполного пакета документов;

— несоблюдение иных существенных условий НПА исполнительного органа (в каждом субъекте орган исполнительной власти вправе устанавливать дополнительные условия);

— неэффективность предоставления бюджетных средств.

Рекомендации

В условиях, когда экономика государства вынуждена замещать импорт продукцией российских компаний, безусловно, требуется государственная поддержка. Она может быть оказана в форме субсидирования (ст. 78 БК РФ), предоставления бюджетных кредитов (ст. 93.2 БК РФ), бюджетных инвестиций (ст. 80 БК РФ) и иными способами. Кроме того, оказание финансовой поддержки положительно сказывается не только на деятельности юридического лица, но и самого субъекта, так как за исключением межбюджетных трансфертов государственные средства подлежат возврату. Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. субъекты должны стимулировать привлечение инвестиций, повышать налоговый потенциал, снижать уровень дотационности, а также самостоятельно обеспечивать социальное благополучие.

Разумеется, получение бюджетных инвестиций или иной государственной финансовой поддержки экономически более рентабельно, нежели получение кредитов и займов от коммерческих банков, особенно в условиях, которые требуют активного импортозамещения. Однако получение государственной финансовой поддержки, в том числе бюджетных инвестиций, все еще вызывает сложности у юридических лиц. В первую очередь это связано с тем, что федеральное законодательство не унифицировало правила и требования, предъявляемые юридическим лицам, делегировав этот вопрос субъектам и муниципальным образованиям. Также существует проблема негласных критериев к эффективности проектов юридических лиц, так как категория является оценочной.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector