Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок осуществления бюджетных инвестиций

Постановление Правительства РФ от 9 января 2014 г. N 13 «Об утверждении Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 9 января 2014 г. N 13
«Об утверждении Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета»

С изменениями и дополнениями от:

20 марта, 3 декабря 2014 г., 17 марта, 12 ноября 2016 г., 4 апреля, 17 октября 2017 г., 23 августа, 24 сентября 2018 г., 26, 31 декабря 2019 г.

В соответствии со статьями 78.2 и 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

2. Установить, что при исполнении федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов главные распорядители средств федерального бюджета (далее — главные распорядители) вправе изменить способ финансового обеспечения осуществления капитальных вложений в строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации (далее — объекты), включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, с бюджетных инвестиций, предоставляемых федеральным государственным бюджетным учреждениям, федеральным государственным автономным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, на субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты либо передать указанным учреждениям и предприятиям полномочия государственного заказчика в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации с учетом Правил, утвержденных настоящим постановлением.

3. Федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочия главного распорядителя, обеспечить изменение способа финансового обеспечения осуществления капитальных вложений в объекты, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, с бюджетных инвестиций, предоставляемых этим учреждениям, на субсидии на осуществление капитальных вложений в такие объекты с внесением в установленном порядке изменений в государственные контракты, заключенные в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения объектов, предусматривающих замену:

а) стороны договора — Российской Федерации — на федеральное государственное бюджетное учреждение;

б) вида договора — государственного контракта — на гражданско-правовой договор федерального государственного бюджетного учреждения;

в) реквизитов единого счета федерального бюджета, открытого органу Федерального казначейства, и реквизитов лицевого счета получателя бюджетных средств — на реквизиты счета органа Федерального казначейства, на котором учитываются операции со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, и реквизиты лицевого счета федерального государственного бюджетного учреждения.

4. Главным распорядителям (за исключением Федерального космического агентства и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом») в отношении объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, до 1 июля 2014 г.:

представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о внесении необходимых изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

внести изменения в свои соответствующие решения.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2014 г. N 211 постановление дополнено пунктом 4.1

4.1. До внесения изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации или решения федеральных государственных бюджетных учреждений, указанных в пункте 3 настоящего постановления, связанных с изменением способа финансового обеспечения осуществления капитальных вложений в объекты указанных федеральных государственных бюджетных учреждений, на основании их предложений Министерство финансов Российской Федерации вносит в установленном порядке изменения в лимиты бюджетных обязательств на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке изменения в федеральную адресную инвестиционную программу на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов в части кодов классификации расходов федерального бюджета, государственных заказчиков, главных распорядителей и ограничений по выполнению работ и финансированию объектов, связанных с внесением изменений в принятые до 1 января 2014 г. нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации или решения главных распорядителей, с целью обеспечения предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты.

5. Федеральному космическому агентству и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» представить до 1 января 2015 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по включенным в федеральную адресную инвестиционную программу на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов объектам федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых они осуществляют права собственника имущества Российской Федерации, и внести изменения в свои соответствующие решения.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2014 г. N 211 постановление дополнено пунктом 6

6. До внесения изменений, указанных в пунктах 4 — 5 настоящего постановления:

главные распорядители, определенные в принятых до 1 января 2014 г. нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации или решениях главных распорядителей, вправе в 2014 году заключать соглашения с федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными автономными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями о передаче им полномочий государственного заказчика либо соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, с учетом Правил, утвержденных настоящим постановлением, в объемах, предусмотренных указанной программой, с внесением в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации соответствующих изменений в лимиты бюджетных обязательств на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а Министерством экономического развития Российской Федерации — в федеральную адресную инвестиционную программу на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов в части кодов классификации расходов федерального бюджета, государственных заказчиков и ограничений по выполнению работ и финансированию объектов, связанных с внесением изменений в принятые до 1 января 2014 г. нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации или решения главных распорядителей;

предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений и бюджетные инвестиции в объекты осуществляются в соответствии с заключенными соглашениями, доведенными лимитами бюджетных обязательств и утвержденной федеральной адресной инвестиционной программой на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2014 г. N 211 постановление дополнено пунктом 7

7. Установить, что до внесения указанных в пунктах 4 — 5 настоящего постановления и требующих перераспределения полномочий (функций) между главными распорядителями изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации или решения главных распорядителей Министерство финансов Российской Федерации вносит в установленном порядке соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2017 г. N 409 настоящее постановление дополнено пунктом 8

8. Капитальные вложения в объекты, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с Правилами осуществления за счет средств федерального бюджета капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2017 г. N 408 «Об утверждении Правил осуществления за счет средств федерального бюджета капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».

Читать еще:  Вкладной лист в личную карточку

Председатель Правительства
Российской Федерации

Что такое бюджетные инвестиции

Бюджетные инвестиции это средства, привлеченные из государственной казны для реализации важных проектов. Государство выступает не только в качестве регулятора инвестиционной деятельности в РФ. Оно также является и активным инвестором. Существует множество проектов, которые могут быть реализованы только с помощью федеральных средств. Благодаря бюджетным инвестициям, развивается инфраструктура, социальная сфера, предпринимательство и пр.

Целью бюджетного инвестирования является создание мощностей для производства общественно полезных благ. Это могут быть образовательные и здравоохранительные учреждения, материальные объекты и многое другое. Бюджетные инвестиции предоставляют государственным и частным предприятиям. Весомая доля капитала юридических лиц может перейти в собственность государства при инвестировании.

С помощью таких инвестиций можно не только успешно реализовать проект, на который необходимы средства, но и заручиться поддержкой государства. Это положительно сказывается на общей деятельности предприятия.

Виды бюджетных инвестиций

Существует три основных вида инвестирования:

  • Прямое финансирование проекта. Для этого необходимо предоставить все детали проекта, предоставить проектно-сметную документацию. Особенно важно в сфере строительства. Нужно полное технико-экономическое обоснование. Проект может быть краткосрочным и долгосрочным.
  • Участие в капитале акционерного общества. Это актуально, когда деятельность компании частично или полностью удовлетворяет потребности государства, нуждается в его поддержке и рассматривает инвестиции как средство для стратегического развития.
  • Система государственных гарантий. Она будет отличаться от той, что предусмотрена Министерством финансов РФ. Гарантии не придётся прописывать ежегодно.

Государство может дать кредит, купить ценные бумаги.

Чем бюджетные инвестиции отличаются от других видов?

Государство выступает регулятором, поэтому при привлечении средств на предприятие ложится большая ответственность. Основными особенностями и требованиями инвестирования являются:

  • Национальная приоритетность. Деятельность организации должна быть направлена на повышение качества жизни граждан и приносить благо обществу.
  • Высокая общеэкономическая эффективность. Предприятие должно способствовать росту ВВП страны и улучшению экономических показателей.
  • Бюджетная эффективность. Функционирование организации повышает количество налоговых отчислений.

Государство должно быть напрямую заинтересовано в инвестировании. Только в этом случае можно рассчитывать на бюджетные средства.

Бюджетный кодекс и инвестиции

Бюджетный кодекс РФ регламентирует движение средств государственного бюджета. С его помощью установлены принципы устройства бюджетного законодательства. Определено положение субъектов правоотношений относительно госбюджета, а также сформулированы виды ответственности, которая грозит за нарушения. Дан порядок распоряжения государственным имуществом, регламентируются финансовые инструменты.

Бюджетный кодекс призван регламентировать инвестирование. Статья 79 целиком посвящена особенностям бюджетных инвестиций. Любое предприятие, заинтересованное в господдержке должно действовать в рамках законодательства, все действия не должны противоречить кодексу. Благодаря БК РФ, стало развиваться бюджетное инвестирование на протяжении последних лет.

Процедура осуществления и деятельность Инвестиционного фонда РФ

Данный фонд создан специально для государственного софинансирования важных проектов. Именно этот фонд контролирует предоставление бюджетных инвестиций и отвечает за их распределение. Рассмотрение инвестиционного проекта начинается с инвестиционной комиссии. Затем это переходит в правительственную комиссию, а потом вопрос решается на заседании правительства. Инвестиционный фонд тщательно отбирает проекты, которые могут подлежать государственному софинансированию. В случае успешного рассмотрения оформляется инвестиционное соглашение.

Порядок бюджетных инвестиций определяется БК РФ. Вложения денег обеспечиваются путём передачи полномочий госсаказчика, заключения договоров или передачу средств как субсидий. В качестве источника могут выступать государственные банковские и кредитные организации.

Порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности за счет средств районного бюджета

ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ

1.1. Порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности за счет районного бюджета (далее – Порядок) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.02.99 «Об инвестиционной деятельности в Российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

1.2. Порядок устанавливает общие принципы и механизмы осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности за счет средств районного бюджета на основании перечня инвестиционных проектов (строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение) для муниципальных нужд, определяет функции и полномочия муниципального заказчика, порядок отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в районном бюджете и сводной бюджетной росписи.

2. Порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности

2.1. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств районного бюджета стоимости муниципального имущества, путем реализации проектов нового строительства, расширения или реконструкции действующих муниципальных объектов.
Решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности принимается администрацией Даровского района путем утверждения перечня инвестиционных проектов.

2.2. Для распределения объема бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций формируется Перечень инвестиционных проектов на очередной финансовый год (далее – Перечень) и Перспективный перечень инвестиционных проектов на среднесрочную перспективу (далее — Перспективный перечень).

Перечень инвестиционных проектов состоит из программной и непрограммной частей в разрезе объектов капитального строительства.

Проект Перспективного перечня инвестиционных проектов на среднесрочную перспективу формируется в срок до 15 сентября текущего года исходя из параметров проекта среднесрочного финансового плана и утверждается постановлением администрации Даровского района в течение 10 дней после утверждения среднесрочного финансового плана на очередной финансовый год и плановый период.

После принятия основных характеристик районного бюджета на очередной финансовый год проект Перечня на очередной финансовый год уточняется уполномоченным органом и утверждается постановлением администрации Даровского района за 1 месяц до рассмотрения проекта районного бюджета Даровской районной Думой.

2.3. В перечень, формируемый с разбивкой по главным распорядителям средств бюджета, включаются объекты капитального строительства муниципальной собственности, выполнение работ на которых осуществляется подрядным способом.

2.4. Муниципальными заказчиками объектов капитального строительства, включенных в Перечень и (или) в Перспективный перечень (далее — муниципальные заказчики), являются органы, уполномоченные на размещение муниципального заказа в соответствии с постановлением администрации Даровского района.

2.5. Перечень, утвержденный на очередной финансовый год, является основанием для включения бюджетных инвестиций на объекты капитального строительства в проект районного бюджета на очередной финансовый год.

2.6. По объектам, строительство которых начнется в очередном финансовом году, основанием для размещения муниципального заказа в соответствии с действующим законодательством и заключением муниципальных контрактов муниципальными заказчиками является:

по объектам, срок строительства которых не превышает 1 год — лимиты бюджетных обязательств на бюджетные инвестиции, доведенные в установленном порядке до муниципальных заказчиков на основании районного бюджета на очередной финансовый год;
по объектам Перспективного перечня, срок строительства которых превышает 1 год — объем бюджетных инвестиций, предусмотренных на строительство объекта долгосрочными целевыми программами или муниципальными правовыми актами.

Читать еще:  Типы инвестиционных рисков

2.7. Финансирование строек и объектов, включенных в Перечень, осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств на бюджетные инвестиции, доведенных до главных распорядителей бюджетных средств, в соответствии с Решением Даровской районной Думы о районном бюджете на соответствующий финансовый год, на основе сводной бюджетной росписи.

2.8. Исполнение бюджетных обязательств по стройкам и объектам, включенным в Перечень, осуществляется с учетом фактически выполненных работ и затрат.
Изменение в связи с инфляцией объема финансирования бюджетных инвестиций, направляемых на оплату выполненных работ (услуг), в течение текущего финансового года не производится.

3. Функции и полномочия муниципального заказчика

осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на бюджетные инвестиции, и несет ответственность за реализацию инвестиционных проектов, включенных в Перечень объектов капитального строительства, находящихся в муниципальной собственности, в пределах бюджетных средств, выделенных на их финансирование;

обеспечивает финансирование объектов капитального строительства, включенных в Перечень, на основании муниципальных контрактов (договоров), заключенных в соответствии с действующим законодательством о размещении муниципального заказа, в пределах лимитов бюджетных обязательств по бюджетным инвестициям и с учетом объема выполненных работ (услуг);

обеспечивает хранение положительного сводного заключения государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию по включенным в Перечень объектам капитального строительства и утверждение этой документации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

получает положительное сводное заключение государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию по объектам капитального строительства, включенным в Перечень, подготовленное в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также документов об утверждении предпроектной и проектной документации;
размещает в соответствии с действующим законодательством муниципальные заказы на выполнение работ (услуг), поставку продукции на объектах капитального строительства, включенных в Перечень;

заключает в соответствии с действующим законодательством муниципальный контракт (договор) с генеральным подрядчиком на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд по объектам капитального строительства, включенным в Перечень;
осуществляет в установленном порядке строительный контроль на объектах капитального строительства, включенных в Перечень;

производит оплату денежных обязательств по объектам капитального строительства, включенным в Перечень, осуществляет в установленном порядке авансирование подрядных работ, если это предусмотрено муниципальным контрактом (договором), обеспечивает целевое направление средств подрядным организациям и осуществление расчетов с подрядными организациями и поставщиками за выполненные работы (услуги), поставленную продукцию и другие произведенные затраты;
ведет бухгалтерский и статистический учет, составляет и представляет в
установленном порядке отчетность и несет ответственность за ее достоверность;
осуществляет проверку обоснованности цен, а также сведений, содержащихся в документах, предъявленных подрядными организациями, поставщиками и другими организациями к оплате за выполненные ими работы (услуги), поставленную продукцию и другие произведенные затраты;

осуществляет учет и контроль расходования в соответствии с технологической структурой капитальных вложений;

своевременно предъявляет подрядным организациям, поставщикам и другим организациям претензии за невыполнение и ненадлежащее выполнение договорных обязательств.

4. Порядок отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в районном бюджете и сводной бюджетной росписи.

4.1. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных Инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, входящие в состав долгосрочных целевых программ (подпрограмм), в том числе муниципальных, ведомственных целевых программ отражаются в решении о районном бюджете отдельно по разделу (подразделу) классификации расходов согласно отраслевой принадлежности; по целевой статье, соответствующей коду целевой муниципальной или ведомственной программы, в рамках которой предусмотрены бюджетные инвестиции; виду расходов, соответствующему коду объекта бюджетных инвестиций.

4.2. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности на очередной финансовый год, не входящие в состав долгосрочных целевых программ, отражаются отдельно по разделу (подразделу), целевой статье классификации расходов бюджета согласно отраслевой принадлежности; виду расходов, соответствующему коду объекта бюджетных инвестиций. 4.3. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в соответствии с инвестиционными проектами, софинансирование которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, утверждаются в решении о районном бюджете на очередной финансовый год в составе ведомственной структуры расходов бюджета раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему виду расходов.

5. Мониторинг, отчет и контроль за использованием бюджетных средств, выделенных на бюджетные инвестиции

5.1. Мониторинг и контроль за целевым и эффективным использованием средств районного бюджета, выделенных на бюджетные инвестиции, осуществляется уполномоченными органами администрации Даровского района, главными распорядителями бюджетных средств в рамках действующего законодательства и в пределах их компетенции в установленном порядке.
Получатели бюджетных средств по требованию указанных органов представляют проектно-сметную, финансовую и иную документацию по строительству (реконструкции) объекта.

5.2. Бухгалтерский учет и отчетность по операциям с бюджетными инвестициями, учитываемыми на лицевых счетах получателей средств районного бюджета, осуществляется в порядке, установленном для получателей бюджетных средств, в том числе для бюджетных учреждений.

5.3. В случае нецелевого и неэффективного использования предоставленных бюджетных средств, а также несвоевременного введения в действие объектов и представления отчетности о выполненных работах получатели бюджетных средств несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег

Износ основных фондов за 2018 год в России составил 46,6 % (по данным Госстата). По некоторым отраслям он превысил 50 и даже 60 %. О каком экономическом росте может идти речь, если активы предприятий и организаций в таком плачевном состоянии? За счет чего им догонять и перегонять развитые страны Запада?

Для восстановления инфраструктуры и ее модернизации требуются инвестиции. Далеко не все предприятия могут себе позволить многомиллионные вливания в обновление. Бюджетные инвестиции – это деньги, которые как раз и предназначены для исправления сложившейся ситуации.

Но доступны государственные средства не всем. Вы не найдете описания этого инструмента в книгах об инвестировании, потому что частные инвесторы не могут рассчитывать на госконтракты и многомиллионные инвестиции в свои проекты. В статье поговорим о том, что такое бюджетные инвестиции, на что они тратятся, рассмотрим порядок предоставления государственных денег.

Определение

Прежде чем дать определение бюджетных инвестиций, давайте разберем классическое определение инвестиций в целом. Часто спрашиваю своих студентов, как они понимают этот термин. Ответ, как правило, один – это вложение денег в какой-то проект с целью получения прибыли. Тогда я задаю встречный вопрос: “А если речь идет о строительстве, например, детского сада? Никакой прибыли с него нет. Значит, это уже не инвестиции?” Конечно же, инвестиции. Но определение надо уточнить.

Инвестиции – это вложения средств (движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, земельных участков и пр.) в объекты с целью получения прибыли или достижения другого эффекта. В качестве эффекта не всегда выступает коммерческая составляющая, но также экологическая, социальная и т. д.

И инвестирование строительства детского сада как раз преследует достижение другого эффекта. Например, снижение социальной напряженности в конкретном районе путем сокращения очереди детей в дошкольные учреждения, увеличение числа рабочих мест, получение политических очков перед выборами (почему бы и нет).

Читать еще:  Благотворительность и социальные инвестиции

Любое предприятие и организация осуществляет инвестиционную деятельность. Без этого не выдержать в конкурентной борьбе. Источники средств могут быть разные:

  • собственная прибыль,
  • амортизация,
  • заемные средства,
  • эмиссия акций и облигаций,
  • средства вышестоящих организаций.

В Бюджетном кодексе дано следующее определение.

Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Далее в статье 79 написано, что это капитальные вложения в создание объектов капитального строительства или приобретение недвижимости. Впоследствии перечисленные объекты закрепляются за государственными предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Что относится к объектам капстроительства (согласно Градостроительному кодексу):

  • здания и сооружения, в том числе объекты, строительство которых не завершено;
  • линейные объекты (линии электропередач и связи, автодороги, трубопроводы, ж/д линии);
  • некапитальные строения – строения, которые могут быть разобраны и перемещены в другое место, т. е. они не имеют прочных связей с земельным участком.

Из определения можно понять, что на средства из бюджета могут рассчитывать только государственные предприятия и организации. Однако это не так. Негосударственные юридические лица тоже имеют право на бюджетные деньги. Но в этом случае государство в лице РФ, региона или муниципального образования (смотря из какого бюджета пришли деньги) должно получить долю в уставном капитале предприятия, равную его участию в финансировании проекта.

На что тратим бюджетные деньги

Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).

Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:

  • увеличения стоимости активов государства;
  • повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
  • восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
  • снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.

В 2018 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:

  1. Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции “Саларьево” до станции “Столбово” – 40,8 млрд рублей.
  2. Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
  3. Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ “Столбово” – 27,5 млрд рублей.
  4. Реконструкция и строительство автомобильной дороги “Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
  5. Реконструкция автомобильной дороги М-18 “Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.

Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.

Порядок получения государственной помощи

Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.

Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.

Государственные контракты заключаются на:

  • проектные и изыскательские работы,
  • строительство,
  • реконструкцию,
  • реставрацию,
  • техническое перевооружение,
  • приобретение объекта.

Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:

  1. Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
  2. Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.

Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.

Соглашение обязательно должно содержать:

  • цель инвестирования;
  • объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
  • наименование объекта, его мощность;
  • срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
  • права и обязанности сторон сделки;
  • ответственность;
  • порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).

Заключение

На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей. Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах. Это приводит к неосвоенности средств и возврату их обратно в бюджет. Давно замечено, что к концу года, который всегда наступает неожиданно, резко активизируются работы по госконтрактам. Буду рада, если в ближайшие годы что-то изменится.

Порядок осуществления бюджетных инвестиций

БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: ИЗМЕНЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Т.В. Саакян,
действительный государственный советник Российской Федерации III класса

Порядок осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации был предметом серьезного обсуждения и рассмотрения на протяжении нескольких последних лет. И наконец, в самом конце уходящего, 2013 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 28.12.2013 № 418-ФЗ (далее — Закон № 418-ФЗ), утвердивший поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс), основной темой которых являются бюджетные инвестиции.

Бюджетный кодекс: новые нормы о бюджетных инвестициях

Законом № 418-ФЗ упорядочены понятия и термины, регулирующие осуществление капитальных вложений с участием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, например:

При этом в отношении хозяйственных обществ пунктом 3 статьи 80 Бюджетного кодекса РФ введена норма об установлении Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования требований к договорам, заключаемым в связи с предоставлением бюджетных инвестиций данным юридическим лицам из соответствующего бюджета.
В части бюджетных инвестиций, предоставляемых из федерального бюджета, такие требования установлены постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 № 941.
Но самая главная тема поправок — установление постоянного порядка осуществления капитальных вложений в объекты государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений и государственных и муниципальных унитарных предприятий, учитывающего особенности правового положения этих организаций.

Акты Правительства Российской Федерации

Для реализации Закона № 418-ФЗ на федеральном уровне разработано большое количество подзаконных актов, и в первую очередь это следующие постановления Правительства РФ:

а) от 30.04.2008 № 324 «Об утверждении правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы»;
б) от 12.08.2008 № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения»;

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector