Планирование бюджетных инвестиционных проектов
Что такое инвестиционный бюджет: объяснение человеческим языком на простом примере
6 сентября 2019
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Не задумывались, почему одни коммерческие проекты через год или два приходят в упадок, а другие не только продолжают существовать, но и успешно расширяются и приносят владельцам солидный доход?
Есть определенные экономические инструменты, которые помогают не только получать прибыль сейчас, но и планировать преумножение капитала в перспективе. Один из этих инструментов — инвестиционный бюджет.
Что это такое?
Каждое предприятие формирует свой бюджет. Практически это план текущих финансовых операций, который отражает информацию о распределении доходов и расходов. Вы можете спросить: если уже есть один бюджет, для чего тогда создавать еще и инвестиционный?
Все очень просто: текущий предоставляет информацию о хозяйственных операциях в настоящем времени или в краткосрочной перспективе (в течение года), а инвестиционный устремлен в будущее. Это стратегический план компании, отражающий расходы и те инвестиции, что нужны для развития и получения прибыли.
Цели и задачи
На практике основные цели и задачи для бюджетирования инвестиций у разных организаций примерно одинаковы — это планирование и контроль, но я приведу в пример еще несколько.
- Определение основных параметров роста бизнеса. Это может быть капитальное строительство или модернизация устаревшего оборудования.
- Разработка моделей проектов с ростом участия инноваций.
- Минимизация издержек хозяйственной деятельности.
- Определение источников внешнего инвестирования (заемные средства частных лиц, кредитование, долевое участие).
- Выработка стратегии финансирования.
- Моделирование финансовых потоков.
- Оценка финансовой эффективности: существует ли надежда на получения прибыли после покрытия всех издержек на внедрение и продвижение инноваций.
Состав показателей
Состав показателей бюджета относительно простой и формируется по видам:
- расходов;
- финансирования (источники поступления).
Показатель расходов — это все виды издержек на подготовку и запуск нового проекта. Показатель финансирования — источники (свои и внешние) на его реализацию.
Регламент инвестиционного бюджета
Регламент — это локальный нормативный документ, предназначенный для регулирования деятельности и определения видов ответственности при планировании и контроле исполнения.
Условно регламент состоит из трех частей:
- Принятие решения о целесообразности инвестиционных проектов, по каждому из которых составляется отдельный бюджет.
- Модель формирования сводного бюджета.
- Разработка отчетной документации для анализа и контроля исполнения плановых значений.
Пример регламента
Руководитель принимает регламент, в котором:
- Назначаются ответственные сотрудники — участники процесса, их компетенция и порядок работы.
- Устанавливается определенный алгоритм для планирования новых проектов.
- Определяются данные, необходимые для составления бюджета.
- Фиксируются принципы учета и обработки информации.
- Называются порядок и сроки предоставления данных.
- Формируется бюджетная модель с учетом особенностей хозяйственной деятельности.
- Утверждается форма отчетности и сроки ее предоставления для своевременного анализа и контроля.
Регламент инвестиционного бюджетирования в фазе планирования
На этапе планирования ставятся задачи найти самые рациональные и доходные варианты использования финансовых ресурсов.
Разрабатывается алгоритм действий, формируется планируемый результат в количественном и качественном выражении, предлагаются наиболее продуктивные пути для его достижения:
- Выбор перспективных направлений для разработки бизнес-идей, оценка целесообразности инвестирования.
- Сбор и исследование информации для более точного распределения издержек на этапах продвижения.
- Сбор и исследование информации для определения источников финансирования по этапам продвижения.
- Определение сроков развития от начальной стадии до получения первой прибыли.
- На основании полученных данных формируется бюджет по каждому проекту отдельно.
- Составление консолидированного бюджета.
- Утверждение документа руководством.
Регламент инвестиционного бюджетирования в фазе учета контроля и анализа
Развитие и расширение бизнеса, это в первую очередь вложение средств и издержки продвижения. Чтобы вовремя корректировать возможные отклонения от плана, оптимально использовать все доступные средства, необходим регулярный контроль и анализ.
Контроль исполнения — это поиск отклонений полученных (реальных) показателей от плановых. Анализ исполнения — это выявление факторов, которые привели к отклонению показателей от запланированных.
Пример регламента на этапе учета контроля и анализа:
- Утверждение форм оперативной отчетности (ежедневной, еженедельной).
- Утверждение форм заключительной отчетности (месячной, квартальной, полугодовой, годовой).
- Формирование фактического бюджета по данным отчетности.
- Поиск отклонений и оценка обстоятельств расхождения фактических данных от плана.
- Принятие оперативных решений и минимизация негативных факторов, обнаруженных в ходе анализа.
Модель инвестиционного бюджета
В основе этой модели бюджетирования лежит БДДС (бюджет движения денежных средств). Эта модель довольно простая в части применения и внедрения. Основная цель: управление и контроль ликвидности финансируемых планов.
Пример разработки бюджета проекта
- Оценка статьи расходов на внедрение и продвижение инвестиционного плана и предполагаемых при этом рисков. Этап поможет избежать ситуаций, которые способны повлиять на получение прибыли в будущем.
- Детальный расчет затрат на реализацию.
- Определение инвестиционных ресурсов, направленных на внедрение и продвижение.
- Этап утверждения бюджета руководством.
Надеюсь, что статья была полезной и ответила на все ваши вопросы. Желаю вам успехов в познании нового, не забудьте подписаться на наши статьи и кинуть ссылочку в соцсетях.
Особенности бюджетного планирования для инвестиционно-строительных холдингов
Комментарий эксперта ITeam: В крупных строительных холдингах основная деятельность реализуется в форме долгосрочных проектов, а поэтому при бюджетном планировании возникает ряд специфических особенностей:
- в силу того, что бюджетирование выполняется обычно на горизонте год (тактический уровень управления), необходимо интегрировать его с управлением инвестиционными проектами (стратегический уровень управления). Одним из вариантов может быть выделение временных центров финансовой ответственности на период реализации проекта и формирование на основании инвестиционных планов бюджетов инвестиционных затрат.
- анализ исполнения бюджетов требует применения индикаторов освоенного объема: базовая стоимость запланированных работ, фактическая стоимость выполненных работ и базовая стоимость выполненных работ.
- состав участников инвестиционного проекта значительно шире, чем бюджетирования, и при описании процесса корректировки бюджетов необходимо это учитывать.
Выпускник консалтинговой компании ITeam
Сергей Бежин
Применение современных технологий управления бизнесом в наше время- это не только модно, но и необходимо, если компания хочет достичь наибольшей отдачи от деятельности. Ведь получение максимально возможной прибыли является главной целью любого коммерческого предприятия.
Для повышения эффективности управления материальными и финансовыми ресурсами, оптимизации процесса принятия экономически взвешенных бизнес-решений и оценки возможных последствий этих решений (как положительных, так и отрицательных) компании используют такую технологию как бюджетирование.
Бюджетирование – это система управления предприятием посредством построения и исполнения взаимосвязанных бюджетов, отражающих в количественном и/или стоимостном выражении контролируемые аспекты деятельности предприятия.
Сам бюджет представляет собой адекватный способ представления целей деятельности предприятия, инструмент, позволяющий планомерно достигать эти цели, контролировать деятельность предприятия, давать ясную оценку степени достижения поставленных целей и анализировать причины успеха и неудач.
Таким образом, бюджетирование как система представляет собой интеграцию основных функций управления, таких как:
- планирование,
- организация,
- учет,
- контроль,
- анализ,
- регулирование деятельности предприятия.
Построение системы бюджетирования включает в себя:
- создание финансовой структуры (определение центров финансовой ответственности – ЦФО)
- формирование схемы бюджетирования (определение необходимых видов бюджетов и взаимосвязей между ними)
- разработку бюджетных форм (определение формата и содержания каждого бюджета)
- разработку форм бюджетного контроля (для сравнения плановых и фактических показателей и анализа отклонений)
и зависит от особенностей деятельности предприятия.
В инвестиционно-строительных холдингах (ИСХ), представляющих собой группу вертикально интегрированных компаний, реализующих все стадии инвестиционно-строительных проектов, бюджетирование имеет свои особенности.
Как правило, ИСХ объединяют в себе много функций: обладают производственными мощностями, выполняют подрядные работы, проектируют объекты, управляют строительством и реализуют построенные площади. Это сказывается на организационной структуре ИСХ, что в свою очередь создает особенности при формировании финансовой структуры – определении ЦФО. Финансовая структура может не совпадать с организационной, потому как строится по другим принципам. Однако при определении в ИСХ ЦФО (подразделений, выделенных по способности приносить доход, аккумулировать затраты и нести ответственность за их величину) следует принимать во внимание соответствие -бизнес (вид деятельности) – юридическое лицо – ЦФО?, что позволит контролировать денежные потоки между компаниями внутри холдинга.
Пример из практики
При реализации консалтингового проекта по постановке системы бюджетирования в крупном ИСХ компанией МАГ КОНСАЛТИНГ финансовая структура была определена следующим образом:
К Центрам прибыли (ЦП) были отнесены компании, отвечающие за формирование прибыли холдинга (организации, занимающиеся подрядными, проектными работами, производственная база, организации управления недвижимостью и т.п.).
К Центрам затрат (ЦЗ) отнесены компании и подразделения Управляющей компании, отвечающие за затраты холдинга (охранное предприятие, обслуживающие объекты холдинга, административно-хозяйственные, финансовые службы, юридический отдел и т.п.).
К Центрам Доходов (ЦД) отнесен маркетинговый отдел Управляющей компании, отвечающий за продажу квартир и, соответственно, формирующий доходы холдинга.
Как видно из описания предложенной финансовой структуры, некоторые ЦФО совпадают с юридическими лицами, некоторые – с отделами (департаментами). При этом соблюдено условие самостоятельности каждого ЦФО при планировании показателей деятельности и фактической реализации бюджетов.
Отраслевая специфика ИСХ – длительность инвестиционного цикла (от поиска объекта вложений до получения конечного результата от инвестиционно-строительного проекта), сетевой график работ, календарное планирование с учетом наличия ресурсов – сказывается на системе бюджетного планирования. Эти особенности строительства влияют на бюджетную структуру (состав бюджетов) и подходы к процессу бюджетирования.
Следует отметить, что для строительства неприменимы модели бюджетирования производственных и торговых компаний.
Во-первых, при разработке системы бюджетирования необходимо обеспечить связь с проектно-сметным планированием (специфическим строительным бизнес-процессом) и заложить эту зависимость в бюджетные формы (что, естественно, повлияет на вид самих бюджетов, состав статей и методику их планирования).
Во-вторых, нельзя упускать из вида тот факт, что все ЦФО холдинга участвуют в реализации общих инвестиционно-строительных проектов, т.е. являются звеньями одной цепочки. Упрощенно эту цепочку можно представить так «Инвестор – Заказчик – Генподрядчик». То есть при планировании по конкретному проекту доходов и расходов ЦФО, выполняющих функции Инвестора (Заказчика, Генподрядчика), необходимо учитывать доходы и затраты других участников этого проекта.
Пример из практики
Если считать цепочку замкнутой (то есть принять допущение, что в проекте принимают участие только компании, входящие в холдинг), то систему бюджетирования можно представить следующим образом*:
- ЦФО «Генподрядчик» планирует свои затраты исходя из сметной стоимости проекта. Свои услуги ЦФО «Генподрядчик» реализует ЦФО «Заказчик», увеличивая при этом их стоимость на величину минимальной и достаточной маржи, призванной покрыть операционные расходы Генподрядной организации. Соответственно при планировании доходов ЦФО «Генподрядчик» и затрат ЦФО «Заказчик» необходимо учесть данную зависимость.
- В свою очередь ЦФО «Заказчик» планирует собственные затраты, связанные с реализацией данного проекта, и планирует доходы исходя из общей суммы запланированных затрат и маржи, направленной на покрытие операционных расходов.
- Следующим звеном в цепочке является ЦФО «Инвестор», для которого затратами являются суммы, уплаченные Заказчику, собственные расходы по проекту и собственные операционные расходы. Доход ЦФО «Инвестор» получает от реализации построенных площадей покупателям вне границ холдинга. Таким образом, ЦФО «Инвестор» фактически отвечает за прибыль холдинга, которую направляет на реализацию инвестиционных программ и финансовые вложения холдинга в целом.
Описанную схему см. на рис. 1.
Рис. 1. Планирование затрат в цепочке «Генподрядчик – Заказчик – Инвестор»
*При реализации данной схемы бюджетирования необходимо обеспечить соблюдение требований российского налогового законодательства в области регулирования трансфертного ценообразования.
Рыночно окружение диктует ИСХ особый подход к методике бюджетирования: планирование производится не от предполагаемого объема продаж (как обычно происходит в торговле и производстве), а от намеченных объемов строительства (от затрат), поскольку крайне важным фактором является получение площадей под застройку (особенно в Москве) и утверждение исходно-разрешительной и сметной документации. Технологические особенности строительства на протяжении всего срока реализации инвестиционно-строительного проекта находят отражение в бюджетных формах и методах их составления.
Бюджетная структура (состав бюджетных форм и их взаимосвязь) индивидуальна для каждого конкретного ИСХ.
Примерный (минимальный) набор бюджетных форм выглядит так:
- бюджет строительства (затрат инвестиционно-строительных проектов),
- бюджет операционных расходов,
- бюджет продаж,
- инвестиционный бюджет,
- бюджет финансовых вложений,
- бюджет прибылей и убытков (БПУ),
- бюджет движения денежных средств (БДДС),
- прогнозный баланс (ПБ).
Также составляются вспомогательные бюджеты:
- бюджет закупок,
- бюджет запасов,
- бюджет прочих доходов и расходов,
- бюджеты прочих ЦФО (не принимающих непосредственного участия в реализации инвестиционно-строительного проекта).
Одни бюджеты составляются самими ЦФО, затем консолидируются и образуют бюджеты холдинга (например, БДДС); другие составляются на уровне холдинга и данные, содержащиеся в них, находят отражение в бюджетах ЦФО (например, Инвестиционный бюджет).
При разработке бюджетных форм для ЦФО необходимо обращать внимание на то, что бюджеты должны учитывать специфику деятельности ЦФО и одновременно обеспечивать возможность консолидации бюджетов без дополнительных затрат на адаптацию форм.
При автоматизации системы бюджетирования на базе специализированного программного продукта можно значительно облегчить процесс консолидации, обеспечить разграничение функций участников бюджетного процесса при составлении бюджетов, автоматизировать построение отчетов «План/факт», использовать возможности программы для составления трехмерных форматов бюджетов (в отличие от возможностей электронных таблиц) и многое другое.
Особенностью бюджетов ИСХ является то, что планирование необходимо производить не только по статьям бюджета, но и обязательно в привязке к конкретному проекту (поскольку у каждого инвестиционно-строительного проекта есть четкие графики строительства, сметы, которые нельзя нарушать). В большой степени бюджеты затрат на строительство аналогичны строительной смете проекта. Степень детализации статей бюджетов зависит от индивидуальных потребностей менеджеров ИСХ для принятия решений.
Методика формирования бюджетов и их взаимосвязь является одним из ключевых моментов построения системы бюджетирования.
Пример из практики
На рис. 2 показана схема взаимосвязи бюджетных форм в ИСХ. В данном случае (как и в подавляющем большинстве ИСХ) процесс планирования идет «от объемов строительства»
Рис.2. Структура системы бюджетирования ИСХ
На предприятиях всех отраслей при построении системы бюджетирования необходимо обеспечить связь с системой управленческого учета для организации контроля за исполнением бюджетов. Обычно система управленческого учета (как «учета фактов хозяйственной деятельности») на предприятиях внедряется несколько раньше, чем система бюджетирования (или одновременно), поэтому при построении бюджетных форм следует учитывать сложившуюся специфику (статьи учета, аналитику) управленческого учета, если она удовлетворяет потребностям менеджеров при принятии бизнес-решений.
В случае ИСХ, в управленческом учете необходимо обеспечить учет затрат и доходов по статьям, дающим возможность легко сопоставлять показатели -план/ факт- по данным управленческого учета и бюджетам за соответствующий период для анализа и принятия эффективных решений, а также вести учет в разрезе аналитик «ЦФО», «Проект» и других для обеспечения менеджмента необходимой информацией.
Автор: Валентина Ларионова, консультант МАГ КОНСАЛТИНГ
Источник: Статья опубликована в газете «Строительный эксперт» №5, 2005
Значение бюджета инвестиционного проекта
Финансовый компонент управления стратегией и тактикой развития играет одну из важнейших ролей для обеспечения успешной инвестиционной деятельности в целом и локальных проектов в частности. Бюджет проекта – ведущий инструмент финансового управления сферы развития бизнеса. Являясь частью бюджетной системы предприятия, он позволяет не только реализовать динамическое моделирование финансовых потоков, но и спрогнозировать основные показатели эффективности проекта, принимаемого к исполнению.
Бюджетирование инвестиционной деятельности компании
В настоящей статье мы рассмотрим два аспекта бюджетного управления, относящегося к уровню коммерческой организации. Первый аспект охватывает всю компанию и непосредственно финансовую сферу ее развития в соответствии с действующей инвестиционной стратегией. Вторая сторона осмысления связана с локальным проектом, реализуемым в рамках принятого на тактический период проектного портфеля. Бюджетная система – это выделенная функциональная подсистема управления компанией, решающая комплексные задачи финансового планирования, контроля, мониторинга, мотивации и регулирования. Данное определение раскрывает значительную часть картины бюджетного управления.
В рамках настоящей системы реализуется непосредственное управление денежными потоками. Бюджетирование тесно взаимосвязано с системой технико-экономических нормативов предприятия. Результаты исполнения бюджетной системы формируют базис для реализации системы сбалансированных показателей на основе утвержденных KPI. Бюджетирование инвестиционной деятельности включено в бюджетную систему компании в качестве неотъемлемой ее части и опирается на стратегию развития бизнеса.
В первую очередь, инвестиционный бюджет – это финансовый план, отражающий предстоящие расходы на реализацию программы развития предприятия. Выше показана визуальная модель формирования бюджета и его интеграции в бюджетную систему компании. Планирование инвестиций осуществляется после утверждения состава стратегических инициатив и соответствующих им проектов. Система сбалансированных показателей как результат выработанной стратегии включает в себя стратегические карты и свод ключевых показателей деятельности (KPI). Определение формата и содержания бюджета основано на группе KPI, указывающих основные параметры развития компании. Инвестиционный бюджет создается в целях:
- нахождения оптимальных путей роста бизнеса;
- создания новой модели состава проектов, по возможности, с ростом доли инноваций;
- минимизации финансовых потерь.
Инвестиционный бюджет компании находится в тесном взаимодействии с рядом бюджетов финансовой системы. Его плановые значения перекликаются с бюджетом доходов и расходов, включаются в отдельные разделы бюджетов движения денежных средств и заимствований. Результаты настоящего плана оказывают влияние на прогнозный бюджет балансового листа. Структура бюджета основана на методологии Cash Flow и включает три типовых направления.
- Строительство, возведение и ввод в эксплуатацию новых мощностей.
- Закуп основных производственных фондов для расширенного воспроизводства действующих мощностей.
- Осуществление портфельных инвестиций на основе применяемых финансовых инструментов (ценных бумаг, вкладов в уставные капиталы обществ и т.п.).
Задачи бюджета локального проекта
Инвестиционный бюджет компании позволяет определить ее инвестиционные потребности для обеспечения и расширения производственной деятельности в краткосрочной и долгосрочной перспективе, спланировать вложение средств в сформированный проектный портфель. Бюджет проекта позволяет сфокусировать финансовое планирование на решение локальной проектной задачи. Речь идет о модели определенных финансовых операций, осуществляемых параллельно с проектными событиями в течение всего жизненного цикла, а также о реальном денежном потоке, включающем выбытия и поступления денежных средств, производимом в связи с реализацией длительной уникальной задачи.
Бюджет инвестиционного проекта (БИП) формально представляет собой таблицу плановых сводных значений, которые собираются в результате большой подготовительной работы по подбору сведений, заявок, согласований, технических и экономических расчетов. В ходе подготовки БИП происходит серьезное взаимодействие с внешними поставщиками и подрядчиками. Выполняются многочисленные уточнения технических, функциональных, договорных параметров.
Работа производится также с участием внутренних служб: управления персоналом, отдела капитального строительства, службами закупа и сбыта. Согласуются рабочие вопросы с технологами, специалистами в сфере учета и налогообложения, экономистами. Структура и форма БИП представлена далее в табличной форме.
Планирование БИП играет важнейшую роль для качественного обоснования проекта. Как и в случае инвестиционного бюджета предприятия, методология Cash Flow определяет структуру бюджетных разделов. Динамическое моделирование денежных потоков, разделенных на притоки и оттоки, называемых также «поступления» и «выбытия» денежных средств, основано на базовых принципах методологии. Каждый вид капитала имеет свои правила оборота, им соответствует определенная структура зависимостей. Они продиктованы особенностями российского финансового, налогового законодательства, правилами делового оборота и методами экономического анализа. Состав видов деятельности разделяет денежный поток инвестиционной направленности на потоки денежных средств в результате:
- операционной деятельности CF o (t);
- инвестиционной деятельности CF i (t);
- финансовой деятельности CF f (t).
Производственная деятельность соответствует операционному циклу хозяйственной деятельности. Она, будучи включенной в бюджет проекта, несет в себе черты операционного раздела бюджета движения денежных средств, т.е. отражает выбытия и поступления денег, а не доходы и расходы, как в соответствующем бюджете. Многие авторы путают эти вещи и именуют статьи БИП по аналогии со статьями БДР. Лично я считаю, что такое недопустимо, и нужно более тщательно относиться к формулировкам. Далее вашему вниманию предлагается схема, отражающая состав основных задач, решаемых с помощью БИП.
Пример разработки бюджета проекта
Определение основных параметров и значений, включаемых в инвестиционный бюджет локального проекта, зависит от его отличительных свойств. Рассмотрим конкретный пример проекта для формирования плана денежных потоков по трем обозначенным направлениям. Это проект по выведению на рынок продукта нового направления деятельности компании, имеющий четко выраженную постинвестиционную фазу, на протяжении которой осуществляется процесс производства и реализации продукции. Особенностями проекта являются следующие аспекты.
- Продолжительность расчетного периода – 8 временных шагов (лет).
- Структура источников финансирования проекта предполагает использование акционерного капитала в размере 190,5 единиц и заемных средств в форме банковской кредитной линии на общую сумму 287,9 единиц.
- Условиями кредитного соглашения предусмотрено, что в первый год пользования кредитной линией проценты за пользование не уплачиваются и капитализируются с основной суммой долга.
Представляемый пример построен достаточно схематично и не учитывает массы нюансов, например:
- условно принято, что операции по инвестиционной и операционной деятельности производятся к моменту завершения шага, кредит банка планируется получать в начале шага, а погашать основное тело и проценты – в конце;
- отсутствует динамическое моделирование по налогу на прибыль, подлежащему уплате в бюджет;
- принят условно средний период полезной эксплуатации всех основных средств, занятых в проекте, – 7 лет, из которых и рассчитана средняя норма амортизации – 14,28%;
- не учитывается влияние инфляции и дисконтирование денежных потоков;
- игнорируется норма НК РФ о предельном значении банковского процента, который допустимо относить на расходы.
Настоящий пример, хотя и выполнен очень компактным, тем не менее, является результатом многочисленных итераций моделирования среди разнообразных вариантов сочетаний денежных потоков. Методика Cash Flow подразумевает направление оптимизации к достижению нулевых значений итогов потоков денежных средств по бюджету на инвестиционной и первичной эксплуатационной стадиях реализации. Далее размещается итоговый инвестиционный бюджет по рассматриваемому примеру.
Особое значение для качественной разработки бюджета имеют многочисленные вспомогательные расчеты. Они выполняются таким образом, чтобы динамическое моделирование происходило безболезненно и оперативно, цифры были взаимоувязаны и оставались корректными при любых прогнозных маневрах. Ниже приводится два примера расчета остаточной стоимости ОС с учетом амортизации и сумм к выплате по обслуживанию кредита.
Руководителю компании и проект-менеджеру не следует забывать, что успех инвестиционной деятельности во многом зависит от таких процедур финансового менеджмента, как бюджетирование проектов. Эта рутинная деятельность требует серьезных навыков, опыта и глубоких теоретических знаний. Однако усилия в данном направлении не бывают напрасными. Качество проектной реализации благодаря грамотной бюджетной практике растет, а точность и полноценность платежей позволяет соблюдать установленные сроки.
Бюджетные инвестиции
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:54, курсовая работа
Описание работы
Каждый инвестиционный проект, входящий в программу, должен иметь также бизнес-план, содержащий краткое описание практических действий по осуществлению инвестиций.
Целью данной курсовой работы является:
— Изучить сущности и форм бюджетных инвестиций;
— Изучить методику планирования бюджетных инвестиций;
— Рассмотреть все приемы и методы для оценки инвестиционных проектов.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и формы бюджетных инвестиций. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций………………………………….5
1.1. Сущность и формы бюджетных инвестиций…………………5
1.2. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций……….8
Глава 2. Методика планирования бюджетных инвестиций……………11
2.1 Целевые программы как метод планирования бюджетных инвестиций………………………………………………………………….…. 11
2.2 Планирование бюджетных инвестиций на развитие социальной сферы…………………………………………………………………………….13
Глава 3. Оценка эффективности инвестиционных проектов…………. 18
3.1 Классификация показателей эффективности инвестиционного проекта……………………………………………………………………………18
3.2 Показатели, не предполагающие использование концепции дисконтирования………………………………………………………………. 19
3.3 Показатели эффективности инвестиционных проектов, определяемые на основании использования концепции дисконтирования…27
3.4 Измерение проектной стоимости………………………………….32
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованной литературы…………………………………………. 37
Файлы: 1 файл
курсовая бп и п.docx
Порядок исполнения расходов федерального бюджета, предусмотренных на финансирование объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы.
Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы в сумме более 200 000 минимальных размеров оплаты труда, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ.
Бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями
Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бюджетные инвестиции юридическим лицам, включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
Проекты договоров, оформляются в течение двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете.
Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов в порядке, предусмотренном Бюджетным Кодексом.
Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.
Глава 2. Методика планирования бюджетных инвестиций
2.1 Целевые программы как метод планирования бюджетных инвестиций
Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ.
Целевая программа – комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный период задачи. В зависимости от сложности задач, финансовых и организационно-технических возможностей программы принимаются на срок от 2 до 5-8 лет. Как правило, на 3-5 лет.
Программно-целевой метод планирования расходов способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию средств как для решения наиболее острых проблем государства, региона, муниципального образования, так и является инструментом выравнивания экономического развития отдельных территорий.
Целевые программы подразделяются на: программы развития отраслей; программы развития регионов; программы решения социальных задач.
Целевые программы как документ содержат набор разделов, включая цели и задачи, ожидаемые от реализации результаты, заказчика программы, исполнителей, мероприятия и меры по годам реализации и объемы финансирования в целом и по годам.
Конкретные объемы финансирования на каждый год по каждой программе устанавливаются соответствующим законом о бюджете.
В основе финансирования программ лежит сметный подход, который определяет в рамках функциональной классификации расходы на конкретную программу.
Применение того или иного из рассмотренных методов планирования бюджетных расходов определяется спецификой задач, стоящих перед соответствующим уровнем управления. Для планирования текущих расходов используется нормативный метод, а для решения возникающих проблем, проблем, разрешение которых возможно в определенный отрезок времени, предпочтительным является программно-целевой метод.
Бюджет, основанный на заданиях – это финансовый план органа местного самоуправления, подготовленный таким образом, что, прежде чем расходы будут внесены в план, администрация должна подготовить в виде бюджетных заданий подробные планы (в финансовом и натуральном выражении) того, что должны осуществить получатели бюджетных средств. Форма бюджета, основанного на заданиях, позволяет описать расходы с точки зрения их вклада в достижение целей, поставленных органами самоуправления. При составлении бюджета основной акцент сделан на результаты, которые необходимо достигнуть, а не на освоение бюджетных средств. Программы, ведущие к сходным целям, расположены в таком бюджете рядом друг с другом, и конкуренция в борьбе за получение бюджетных средств способствует тому, чтобы проанализировать реально существующие альтернативы. Осуществление отдельных программ часто требует более одного года, в связи, с чем планирование должно осуществляться на более длительную, чем один год, перспективу. Подход последовательного разделения текущего и инвестиционного бюджетов имеет следующие достоинства:
— задолженность может быть позитивным явлением, но она должна быть связана только с финансирование капиталовложений, а не текущей деятельности;
— степень соответствия текущих доходов текущим расходам становится более прозрачной;
— улучшаются условия наблюдения за тенденциями изменений текущих расходов;
— инвестиционные программы становятся более ясными;
все перечисленные выше преимущества облегчают осуществление долгосрочного финансового планирования (прежде всего инвестиционного) и контроль за реализацией инвестиционной программ
2.2 Планирование бюджетных инвестиций на развитие социальной сферы
На современном этапе реализации административной и бюджетной
реформ, одной из главных задач которых является внедрение в органах
власти принципа «управления по результатам», внимание к проблемам
повышения эффективности бюджетных инвестиций в субъектах РФ
значительно возросло, причем в центре внимания постоянно находятся
вопросы принятия органами исполнительной власти инвестиционных
решений. Объясняется это тем, что обеспечение наибольшего эффекта при осуществлении бюджетных инвестиций является необходимым условием прогресса социальной сферы территории и структурной перестройки
хозяйства, создающей предпосылки экономическому росту. «При этом
государство, коль скоро оно действительно намерено решать задачи …
улучшения качества жизни гражданам, обязано обеспечивать
преимущественно «долгоокупаемые» и некоммерческие проекты,
непривлекательные для частного капитала».
На современном этапе от органов государственной власти требуется
не только наилучшим образом использовать существенно ограниченные
бюджетные ресурсы в каждом из звеньев общественного сектора, но и
обоснованно распределять их между последними. Однако, несмотря на
значительное внимание, уделяемое этой проблеме, в российских регионах
она далека от разрешения. Об этом свидетельствуют как состояние
экономики и социальной сферы, так и количество публикаций и дискуссий
по этой проблеме.
Повышенное внимание к планированию и оценке эффективности
бюджетных инвестиций демонстрируется наличием различных методик,
большинство из которых направлено на экономическое обоснование
капитальных вложений, исходя из расчета срока их окупаемости. Вместе с
тем, недостаточно изучены вопросы планирования и методического
обеспечения расчета индикаторов эффективности государственных
капвложений, осуществляемых путем реализации программ.
Особенностью существующих региональных целевых и адресных
инвестиционных программ является превалирование в них социально-
ориентированных мероприятий либо подпрограмм. Очевидно, что в таких
случаях нельзя говорить об эффективности в общепринятом смысле,
ориентироваться на показатели «самоокупаемости» проекта. Если
практически невозможно измерить затраты и результаты социальной
программы (проекта) в денежной форме с использованием рыночных цен,
то это не означает, что принципиально невозможно применять
экономический анализ для оценки эффективности проектов, относящихся
к этому типу. Для оценки индикаторов эффективности бюджетных
инвестиций в этом случае необходимо применять другие методы оценки.
Необходимо отметить, что в регионах метод индикативного
планирования используется достаточно широко, особенно в процессе
стратегического планирования социально-экономического развития
территории: по материалам законодательства в субъектах РФ можно
утверждать, что так или иначе метод индикативного планирования
упоминается в десятках законодательных и нормативных актов, изданных
за период последних десять лет. Однако анализ законодательных и
нормативно-правовых актов, регламентирующих индикативное
планирование в субъектах РФ показал, что в большинстве регионов
разработка индикаторов эффективности реализации целевых программ
является оторванной от процесса планирования государственных расходов,
то есть отсутствует прямая зависимость между величиной индикатора и
размером средств на реализацию программных мероприятий. Кроме того,
практически отсутствует система мониторинга и контроля за выполнением
индикаторов реализации региональных программ. Вместе с тем, наличие
такой системы позволяет выявлять проблемные места, своевременно
вносить коррективы в структуру и механизмы реализации программ,
повышать их прозрачность. Другое не менее важное предназначение
системы – возможность конкурсного отбора программ с целью выбора для
реализации наиболее эффективных, а также исключение неэффективных
программ или отдельных программных мероприятий в ходе их реализации.
Внедрению индикативного планирования бюджетных инвестиций с
целью повышения их эффективности будет способствовать и
совершенствование процесса координации и взаимодействия федеральных
и региональных органов исполнительной власти в вопросах планирования
и реализации государственных инвестиционных проектов и программ
путем решения следующих конкретных управленческих задач:
1. Законодательное ограничение возможностей для пересмотра и
сокращения государственных капитальных вложений, осуществляемых
путем реализации федеральных целевых программ. На федеральном
уровне программы утверждаются Правительством РФ и не имеют силы
закона, при этом в законодательстве отсутствуют нормы, гарантирующие
продолжение финансирования ранее начатых целевых программ и
проектов. В связи с этим политику, осуществляемую регионами в сфере
программно-целевых инвестиционных расходов, нельзя признать в полной
2. Внедрение среднесрочного планирования (на 3 года) федеральной