Инвестиционный проект фз
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ
«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
С изменениями и дополнениями от:
2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 17 июня, 23 июля 2010 г., 18, 19 июля, 6, 12 декабря 2011 г., 28 декабря 2013 г., 3 июля 2016 г., 26 июля 2017 г., 25 декабря 2018 г., 2 августа 2019 г.
Принят Государственной Думой 15 июля 1998 года
Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года
ГАРАНТ:
См. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
ГАРАНТ:
См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона
25 февраля 1999 года
Под инвестиционной деятельностью в настоящем законе понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Устанавливается, что лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов и не являющиеся инвесторами, наделяются правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором с инвестором. Закон не ограничивает круг лиц, которые могут быть инвесторами. Законом установлено, что права разных категорий инвесторов на осуществление инвестиционной деятельности могут быть ограничены только федеральными законами. Также закон устанавливает принципы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, а также определяет порядок осуществления государственных капитальных вложений.
Устанавливается, что все инвестиционные проекты до их утверждения подлежат экспертизе, в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений. Кроме того, все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 4 марта 1999 г. N 41-42, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 марта 1999 г. N 9 ст. 1096
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 478-ФЗ
Изменения вступают в силу с 25 декабря 2018 г.
Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 205-ФЗ
Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 369-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 1 и подпункта «а» пункта 2 статьи 4 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 февраля 2012 г.
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 184-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 215-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 22-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Правительство определилось с вариантом законопроекта о защите инвестиций
На заседании правительства в четверг, 10 октября, рассматривался вариант законопроекта о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), который внес Минфин, рассказал РБК источник в аппарате правительства. Альтернативный вариант законопроекта, подготовленный вице-премьером Дмитрием Козаком (курирует промышленность), не рассматривался, добавил он.
Это подтвердили РБК в Минфине. На сайте правительства опубликовано сообщение, в котором представлено название законопроекта, одобренного на последнем заседании, — «О проекте федерального закона о защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации», говорится в ответе пресс-службы министерства на запрос РБК о том, какой вариант документа будет взят за основу — Минфина или Козака.
Именно так называется законопроект Минфина. У варианта документа Козака название похожее, но немного отличается: «О поощрении и защите частной инвестиционной деятельности в Российской Федерации». Представитель Козака в четверг отказался от комментариев.
Чем отличаются законопроекты Минфина и Козака
Основной акцент законопроекта Козака — на публичности при предоставлении поддержки: госконтракты не могут быть отнесены к коммерческой тайне, исключение может быть установлено только федеральным законом. Для всех инвестпроектов, по версии вице-премьера, необходимо финансово-экономическое обоснование и наличие оценки от правительства по необходимости затрат.
В версии Минфина предусмотрен лишь аудит бизнес-плана.
Процедуру доступа к господдержке Козак также предлагает сделать публичной: победитель отбора будет определяться исходя из «наивысшего общественно полезного результата инвестиционной деятельности с использованием такой поддержки».
Расходятся Козак и Мифин в терминологии для нового регулирования: законопроект вице-премьера строится на уже устоявшихся в рамках инвестподдержки определениях. Козак ранее говорил, что в действующем законодательстве есть устоявшийся набор терминов, а новые потребуют дополнительного времени на переработку законодательства. Минфин же настаивает на введении, в частности, новых понятий, например, таких как «соглашение о защите и поддержке капиталовложений», «стабилизационная оговорка», «инвестрежим» и т.д.
По-разному Козак и Минфин видят сроки реализации и объемы поддержки. Вице-премьер предлагает установить пороговое значение инвестиций для заключения инвестсоглашения на уровне 15 млрд руб. (в версии Минфина — 10 млрд руб.); сроки реализации — до десяти лет (предложение министерства — 20 лет).
Козак также предложил закрепить принцип неизменности по отношению не только к налоговому режиму, но и к срокам строительства транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры, заложенным в инвестпрограммах естественных монополий.
В законопроекте вице-премьера для всех инвесторов предусмотрены переходные периоды в случае изменения законодательства. В частности, трехлетние — для изменения ставок налогов на добычу полезных ископаемых, на прибыль организации, на имущество организаций, транспортного налога и земельного налога. Для тех инвесторов, которые заключат инвестиционное соглашение в период со дня вступления закона в силу до 1 января 2024 года, переходные периоды увеличиваются в три раза.
Инициатором разработки законопроекта о защите инвестиций выступал помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов, который в августе 2018 года предложил Владимиру Путину направить более 500 млрд руб. сверхдоходов крупного бизнеса на реализацию нацпроектов. После нескольких месяцев обсуждений его предложение трансформировалось в законодательные изменения, которые должны позволить привлекать частные средства на эти проекты. По оценке Минфина, реализация положений разработанного министерством законопроекта позволит привлечь от 20 трлн руб. инвестиций. Предложение, разработанное Минфином, должны были внести в Госдуму весной 2019-го, но документ вызвал разногласия в ведомствах.
Критиковал вариант Минфина и Дмитрий Козак. В частности, его не устроили избирательный подход при предоставлении господдержки и механизм индивидуальных соглашений с бизнесом (заключение соглашений в рамках индивидуального проектного режима), в которых вице-премьер видел в том числе коррупционные риски, рассказывали источники РБК. «Козак последовательно отстаивает идею непротиворечивого и прозрачного инвестрежима, поэтому по итогам многочисленных обсуждений законопроекта о СЗПК настаивает на существенных изменениях его основных положений», — говорил тогда его представитель.
Тогда сторонам не удалось договориться, но дискуссия между Минфином и Козаком по поводу этого законопроекта дошла до премьера Дмитрия Медведева. 8 октября на совещании со своими заместителями он заявил о необходимости закончить споры. «Споров много. Наверное, это естественно, поскольку все хотят внести свою лепту. Но дискуссию пора завершать, выходить на окончательное решение», — заявил он.
После заседания правительства в четверг первый вице-премьер, глава Минфина Антон Силуанов сказал, что законопроект о СЗПК, который давно ждет бизнес, будет доработан в течение двух недель и внесен в Госдуму для рассмотрения в осеннюю сессию, чтобы он вступил в силу с 2020 года. «Основная задача законопроекта: мы гарантируем стабильность и неизменность ключевых параметров законодательства, которые влияют на инвестиции и новое капиталовложение. Сегодня нужно стимулировать дополнительными мерами в первую очередь наши отечественные инвестиции», — отметил Силуанов. В документе предлагается прописать все нормы, которые влияют непосредственно на окупаемость проектов, обеспечить неприменение ухудшающих норм в течение трех лет после введения таких норм, добавил он.
На заседании правительства к законопроекту Минфина были замечания, в частности, у Козака, министра экономического развития Максима Орешкина и министра транспорта Евгения Дитриха, сказал РБК источник в аппарате правительства. Они будут обсуждаться в течение ближайших двух недель — до внесения документа в Госдуму, отметил он. Еще один источник в аппарате правительства не исключил, что в итоговый вариант документа может войти часть положений из законопроекта Козака.
Главная
Инвестиционное законодательство
Федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
- устанавливает следующие понятия: «иностранный инвестор», «иностранная инвестиция», «прямая иностранная инвестиция», «инвестиционный проект», «приоритетный инвестиционный проект», «срок окупаемости инвестиционного проекта», «реинвестирование», «совокупная налоговая нагрузка»;
- определяет правовое регулирование иностранных инвестиций, режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, предоставление льгот, гарантии защиты инвестиций;
- регламентирует особенности недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний, правила создания и ликвидации предприятий с иностранными инвестициями, аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица.
Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
- устанавливает следующие понятия: «капитальные вложения», «инвестиционный проект», «приоритетный инвестиционный проект», «срок окупаемости инвестиционного проекта», «совокупная налоговая нагрузка»;
- определяет отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений;
- определяет объекты и субъекты капитальных вложений;
- определяет права инвесторов, обязанности субъектов, отношения между ними и источники финансирования;
- регламентирует государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;
- устанавливает особенности осуществления государственных капитальных вложений;
- определяет государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиту капитальных вложений, а также отношения в рамках местного самоуправления.
Федеральный закон от 29.04.2008 №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
- устанавливает следующие понятия: «угроза обороне страны», «хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение», «контролируемое и контролирующее лицо»;
- определяет виды деятельности и сделок, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны;
- определяет условия совершения сделок по установлению контроля иностранных инвесторов над хозяйствующими обществами, имеющими стратегическое значение;
- определяет порядок согласования со стороны государственных органов покупки и приобретения стратегически значимых объектов в собственность иностранных лиц;
- регламентирует порядок осуществления контроля со стороны уполномоченных государственных органов проверки стратегически значимых объектов;
- определяет правовые последствия несоблюдения требований закона.
Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»
- устанавливает следующие понятия: «инвестиции», «инвестиционная деятельность», «субъекты инвестиционной деятельности», «инвесторы», «объекты инвестиционной деятельности»;
- определяет права инвесторов, обязанности субъектов инвестиционной деятельности, отношения между ними, источники финансирования, взаимодействие государственных органов в инвестиционной деятельности;
- определяет гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиту инвестиций.
Закон о защите инвесторов может привести к коллапсу на рынке концессий и ГЧП
«Так инвестпроекты не делают», – прокомментировал президент Сбербанка Герман Греф главное требование законопроекта «О защите и поощрении капиталовложений» – вкладывать собственные инвестиции в уставный капитал или имущество. Но именно так государство пытается стимулировать бизнес вкладываться в экономику.
Законопроект о защите и поощрении капиталовложений Минфин разрабатывал почти два года. Но пока проект, который должен защищать инвестиции, создает дополнительные риски. Больше всего бизнес боится, что внедрение принципов законопроекта приведет к остановке уже запущенных концессий и проектов ГЧП, а новые соглашения заключаться не будут. К 2024 г., по прогнозам InfraOne, число соглашений о ГЧП и концессиях может вырасти в 3 раза, а инвестиции в них – до 1,8 трлн руб.
Необходимо вывести нормы законов о ГЧП и концессиях из-под действия законопроекта, призывают эксперты. Иначе появятся финансовые риски для уже запущенных инфраструктурных проектов, предупреждали банкиры и инвесторы на обсуждении проекта в аналитическом центре при правительстве. Возможность применять существующие механизмы инвестиций – концессии и ГЧП – ограничена законопроектом, говорилось и в презентации Сбербанка (представлена на парламентских слушаниях проекта).
Законопроект вводит общее регулирование всех инвестпроектов и его нормы будут применяться к любым концессиям и проектам ГЧП.
Но это влечет серьезные риски. По законопроекту для участия в инвестпроекте государство должно заранее определить такие расходы, но в концессиях и ГЧП-проектах это невозможно: выплаты часто предполагаются только при наступлении определенных условий, например необходимости компенсации минимального гарантированного дохода или расходов при особых обстоятельствах, обращают внимание юристы юрфирмы VegasLex в заключении на законопроект («Ведомости» ознакомились с копией, подлинность подтвердил сотрудник компании). Но по законопроекту для получения таких выплат нужно пройти новое согласование и соблюсти критерии. Кроме того, в концессиях выплаты происходят не единовременно, а постепенно, но по новому законопроекту государство сможет отказать в согласовании очередного платежа даже из-за неправильной заявки, это может привести к дефолту проекта и банкротству частного партнера, пишет VegasLex.
Юристов беспокоит и то, что государство сможет участвовать в инвестиционных проектах, только когда инвестор не может реализовать проект сам, пишут юристы VegasLex, это сделает невозможным реализацию многих, в том числе крупных, транспортных концессий. А ключевое требование проекта – суммы собственных инвестиций в проект – и вовсе сложно выполнить: так, к ним не будут относиться акционерные займы. То есть спонсоры не смогут профинансировать концессионера с помощью акционерных займов, предупреждает старший юрист Herberth Smith Freehills Яна Иванова.
Еще одна претензия – срок действия соглашений о защите инвестиций: даже для самых крупных проектов он ограничен 20 годами. Есть риск, что инвестиции просто не окупятся за это время, пишут юристы VegasLex, но тогда инвестор рискует оказаться без господдержки.
Соглашения о защите инвестиций не смогут заменить концессии, уверена управляющий партнер «Пионеров ГЧП» Дарья Годунова, в них слишком много ограничений. Процедуры подписания соглашений нечеткие, продолжает она, это лишь новый инструмент, пока не готовый к использованию. В таком виде он приведет к коллапсу на рынке, заключает Годунова.
Решить проблему можно несколькими способами – полностью исключить применение законопроекта к концессиям и ГЧП. Либо четко разграничить сферу применения закона о защите инвестиций – он не должен применяться к концессионным проектам, говорит Иванова. Газпромбанк предлагает вывести из-под действия законопроекта лишь все заключенные до его вступления в силу концессии, при этом предоставить приоритет закону о ГЧП и концессиях над новым законопроектом, если между ними есть противоречия.
Представитель Минфина не ответил на запросы «Ведомостей».
Госдума приняла в I чтении пакет законопроектов о защите инвестиций в РФ
Москва. 10 декабря. INTERFAX.RU — Госдума РФ приняла в первом чтении пакет законопроектов, которые вводят в России механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), а также гарантируют инвесторам неизменность ряда налоговых и регуляторных условий.
Проект основного закона «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ», а также соответствующие поправки в Налоговый, Бюджетный кодексы и другие законодательные акты были внесены в нижнюю палату парламента в начале ноября. Законопроект предполагает работу компаний в России в рамках общего и проектного инвестиционных режимов.
Общий инвестиционный режим не предполагает заключения соглашений о защите инвестиций или минимального объема собственных инвестиций. При этом проект закона предполагает введение отсрочки на 3 года для всех нормативных актов или федеральных законов, которые ухудшают условия инвестиционной деятельности компаний.
Проектный инвестиционный режим вводит требования к минимальному объему собственных инвестиций, к общему объему проекта и предполагает заключение соглашений о защите инвестиций.
«Входной билет» для компаний, которые планируют вложиться в проекты в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, составляет 250 млн рублей собственных инвестиций (при общем бюджете проекта не менее 1 млрд рублей). Для проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства и цифровой экономики потребуется не менее 1,5 млрд рублей собственных инвестиций (при общем бюджете проекта не менее 7 млрд рублей). Для проектов в других отраслях экономики понадобятся собственные инвестиции в объеме не менее 5 млрд рублей (при общем бюджете проекта не менее 25 млрд рублей).
В рамках проектного инвестиционного режима предполагается неизменность налоговых условий, но уже не на 3 года, как для всех инвесторов, а на весь срок реализации инвестиционного проекта.
Для крупных проектов — с объемом собственных инвестиций в объеме не менее 10 млрд рублей (при общем бюджете проекта не менее 50 млрд рублей) — дополнительно могут быть гарантированы, на выбор организации, следующие условия: формула расчета тарифа на услуги естественных монополий, вывозные таможенные пошлины — на срок от 6 до 20 лет; инвестиционные программы естественных монополий, квоты на различные ресурсы, ставки платы по обязательным платежам, за лесные ресурсы — на срок до 3 лет.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин, которого цитирует пресс-служба нижней палаты парламента, заявил, что ко второму чтению правительство должно предоставить информацию о подзаконных актах, необходимых для реализации упомянутых законов после их принятия, а также сведения об эффективности федеральных органов исполнительной власти в плане привлечения инвестиций.
Кроме того, ко второму чтению «законопроекты планируется дополнить нормами прямого действия, снизить требования к объему инвестиций по ряду отраслей экономики, уточнить понятийный аппарат», добавил Володин. «Правила инвестирования должны быть прозрачными и предсказуемыми. Для бизнеса важна стабильность и достижимость поставленных целей. Поэтому необходимо принять законы, которые создадут условия для развития нашей экономики», — подчеркнул спикер Госдумы.