Finkurier.ru

Журнал про Деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиционный климат рк

Инвестиционный климат Казахстана

27 апреля 2011 года в г. Москве состоялась Конференция «Инвестиционный климат Казахстана».

Организаторами форума выступили Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан и Торговое представительство Республики Казахстан в Российской Федерации при поддержке АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST».

В Конференции приняли участие представители государственных органов, институтов развития и национальных компаний Казахстана, иностранных дипломатических миссий в Российской Федерации, международных рейтинговых агентств, российских и иностранных бизнес кругов, вузов, ассоциаций и союзов, промышленных объединений, инвестиционных компаний и финансовых структур.

Одной из приоритетных задач государственной политики Казахстана является поддержание благоприятного инвестиционного климата в стране и дальнейшее стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в экономику. Сегодня Казахстан занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения среди стран СНГ. Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения в Казахстане составляет около 1300 долларов США.

О благоприятном инвестиционном климате и имидже Казахстана свидетельствуют объем привлеченных в казахстанскую экономику инвестиций. По последним официальным данным, за период независимости республики в казахстанскую экономику привлечено более 122 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций.

Эксперты Всемирного банка признали Казахстан страной с наиболее успешными реформами по улучшению условий ведения бизнеса. В мировом рейтинге стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом Казахстан занимает 59-е место среди 183-х стран мира.

Среди факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность Казахстана – комфортный бизнес-климат страны, поддерживаемый благоприятным инвестиционным законодательством, привлекательными мерами поддержки инвестиций, а также экономической и политической стабильностью.

Второе – это наличие богатых природных и минеральных ресурсов. По оценкам ученых Казахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. Из 110 элементов таблицы химических элементов Д.И.Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99 элементов, разведано – 70, извлекаются и используются – 60.

Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и боррита, второе – по запасам серебра, свинца, урана и хромитов, третье – по меди и флюоритам, четвертое – по молибдену и шестое – по золоту.

Третье – это выгодное географическое положение Казахстана, предоставляющее инвесторам возможность выхода на потребительский рынок с численностью населения почти 1 млрд. человек.

Сегодня перечень основных мер государственной поддержки иностранных и отечественных инвестиций в Республике Казахстан включает: инвестиционные преференции (инвестиционные налоговые преференции, освобождение от обложения таможенными пошлинами, государственные натурные гранты) установленные инвестиционным и налоговым законодательством; софинансирование проектов через государственные институты развития; предоставление права членства крупным инвесторам в Совете иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан (косвенная мера поддержки), заседания которого проводятся 2 раза в год под личным председательством Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева.

В Казахстане создана вся необходимая правовая база для осуществления инвестиционной деятельности. В 2003 году был принят Закон «Об инвестициях» (далее – Закон), который в полной мере регламентирует правовые и экономические основы стимулирования инвестиций.

Данный закон, по оценкам международных экспертов, является одним из лучших законов в области инвестиций среди стран с переходной экономикой.

Законом гарантирована полная защита прав инвесторов и стабильность заключенных контрактов, а также очень четко регламентирована работа государственных органов в отношении инвесторов (свободное движение капитала, репатриация капитала, свобода использования прибыли, право частной собственности на землю, в том числе и для иностранных компаний).

Очень важно отметить, что меры государственной поддержки инвестиций распространяются в равной степени, как на отечественных, так и на иностранных инвесторов.

В республике создана вся необходимая законодательная база для защиты интеллектуальной собственности. Законодательно закреплен институт по охране прав интеллектуальной собственности. Приняты основополагающие законы, обеспечивающие охрану прав авторов — Гражданский, Уголовный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Закон «Об авторском праве и смежных правах».

За последние годы Казахстан существенно поменял налоговую политику в сторону уменьшения налоговых ставок. К примеру, ставка корпоративного подоходного налога составляет 20%, ставка налога на добавленную стоимость — 12%, что является одной из самых низких в мире среди стандартных ставок этого налога.

Кроме того, в Казахстане реализуется Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы, которая отвечает важным требованиям инвесторов и включает в себя создание доступной инфраструктуры, благоприятной административной среды, доступное финансирование и многое другое.

В рамках форсированного индустриально-инновационного развития уже ведется работа по созданию привлекательных условий для инвесторов, готовых реализовывать проекты в следующих приоритетных секторах экономики:

  • нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора, горнометаллургический комплекс, атомная и химическая промышленность с последующим переходом сырьевых производств на более высокие переделы;
  • машиностроение, стройиндустрия, фармацевтика;
  • агропромышленный комплекс, легкая промышленность, туризм;
  • информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативная энергетика, космическая деятельность.

Только за первый год реализации проекта введены в эксплуатацию 152 предприятия, обеспечивающих постоянной работой около 24-х тысяч казахстанцев. Всего по стране создано порядка 800 различных производств.

Идет процесс восстановления и развития химической и легкой промышленности, совершен рывок в переработке сельхозпродукции. До 2014 года планируется реализовать 294 инвестиционных проекта на сумму 8,1 триллиона тенге.

В рамках конференции состоялись секции, посвященные обсуждению мер государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов, возможностей инвестиционного сотрудничества в обрабатывающем секторе республики, реализации транзитного потенциала Казахстана, а также вопросам реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе страны.

Конференция предоставила российским и иностранным инвесторам возможность получить много полезной информации для того, чтобы оценить перспективы инвестиционного сотрудничества с казахстанскими партнерами, которые открывает создание единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках Единого Экономического пространства. Несомненно, это будет способствовать выходу на конкретные договоренности в дальнейшем.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Республика Казахстан является страной, в экономике которой важную роль играет экспорт сырья. Это свидетельствует о неэффективном использовании имеющегося технологического и производственного потенциала. Одной из причин такого положения является повсеместное применение экстенсивных методов управления производством, т.е. чрезмерное привлечение крупных инвестиций. При этом более 60% всего объема инвестиций осуществляется в нефтяную и газовую отрасли. Инвестиции в электроэнергетику, черную металлургию и в пищевую промышленность составляют примерно по 8 процентов, а в базовую для Восточно-Казахстанской области отрасль – цветную металлургию около 6 процентов. Столь не рациональная структура инвестиций в основной капитал объясняется, во-первых, тем, что инвестиции в сырьевые отрасли дают быструю отдачу, а во-вторых, тем, что западные инвесторы не желают превращения казахстанских товаропроизводителей в конкурентов на мировом рынке промышленной продукции. Восточно-Казахстанская область является одним из наиболее перспективных регионов Казахстана с точки зрения привлечения инвестиций. Об этом свидетельствует реализуемые в области крупные проекты реконструкции Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината, Лениногорского полиметаллического комбината, Зыряновского свинцового комбината. В 1999 году в экономику области было инвестировано 16894 млн. тенге. Источником погашения кредитов является экспортная выручка предприятий области. Учитывая высокую экспортную ценность полезных ископаемых Восточного Казахстана, можно рассчитывать, что в дальнейшем иностранные инвесторы будут проявлять интерес к этому региону.

Привлекательность страны с точки зрения безопасности приложения капитала может быть определена по «Международной классификации кредитного риска в связи с общеэкономической ситуацией». По данной классификации Казахстан имеет 38 баллов. Это больше, чем у других стран СНГ. Однако, общеэкономическая ситуация в Республике Казахстан оценивается, как «ниже среднего», а степень кредитного риска – как «повышенная». В большинстве стран мира существует понятие инновационного и инвестиционного климата. Оно отличается сложностью и комплексностью. На макро-уровне это понятие включает такие факторы, как политическая и экономическая ситуация в принимающей стране, а также социальный климат.

Читать еще:  Во что сейчас выгодно вкладывать

Многие проблемы, с которыми сталкивается Казахстан в условиях транзитной экономики, такие как обеспечение экономического роста, осуществление структурной перестройки, решение проблемы занятости населения, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и т.п. могут быть сняты в результате инновационной деятельности. Инновационная деятельность требует привлечения инвестиций. Приток инвестиций обусловливает необходимость создания соответствующей системы государственного регулирования, которая смогла бы объединить научно-технические, производственные, управленческие и финансовые мероприятия. При этом следует решить ряд проблем:

  1. определение направлений инноваций и инвестиций, на которых регулирующую роль государства может быть наиболее эффективной;
  2. создание институционально-правовой и экономической среды для развития инновационной деятельности;
  3. развитие научно-технической инфраструктуры;
  4. создание механизмов финансирования инновационной деятельности, адекватных условиям транзитной экономики
  5. создание инфраструктуры международного и внутри республиканского трансферта технологий на региональном и отраслевом уровнях;
  6. формирование адекватных условиям Казахстана организационным формам инновационной деятельности;
  7. использование косвенных методов государственного регулирования инновационной деятельности.

Система государственного регулирования инновационной и инвестиционной деятельности включает прямое воздействие на объект управления и косвенные методы, основу которых составляют налоговые льготы. Прямая финансовая помощь направлена обычно на реализацию определенных проектов, а с помощью налоговых льгот создаются благоприятные условия для инновационной и инвестиционной деятельности. Вместе с тем, действующая система налогообложения является серьезным препятствием для роста инвестиционной активности. Предприятие, чтобы не платить налоги по высоким ставкам, не позволяющим осуществлять расширенное воспроизводство, скрывает свои доходы, показывает убытки. В результате они теряют инвестиционную привлекательность. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что система косвенной поддержки позволяет стимулировать научно-исследовательскую деятельность предприятий, разрабатывающих и внедряющих инновационные проекты, а также частные инвестиции в корпоративные ценные бумаги. Стабильность законов и их непротиворечивость друг другу является одним из основных показателей стабильности экономической среды и, как следствие, создает благоприятные условия для роста инновационной и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Необходимо завершить формирование пакета законов и подзаконных актов, регулирующих инновационную и инвестиционную деятельность, а также привести существующие законы друг с другом. Интеграция инновационной и инвестиционной деятельности будет успешной при использовании возможности страховых и лизинговых кампаний, инвестиционных и пенсионных фондов, инструмента рынка ценных бумаг, денежных вкладов населения и средств предприятия. Для повышения эффективности инновационной деятельности необходимо осуществлять стратегическое управление ею на всех уровнях управления экономики.

В то же время инвестиционный климат в Казахстане еще нуждается в улучшении. Требуются определенные усилия для того, чтобы устранить причины, препятствующие привлечению иностранных инвестиций.

Правовая нестабильность занимает далеко не последнее место в списке причин, препятствующих привлечению иностранных инвестиций. Любой инвестор, прежде чем прийти на рынок какой-либо страны, в первую очередь изучит ее законодательство, в котором должны быть четко и ясно изложены его права и обязанности, гарантии, способы защиты его интересов.

Проблемы формирования государственной инвестиционной политики казахстана

В Казахстане вопросам инвестиционной политики уделяется значительное внимание со времени обретения Республикой государственного суверенитета.

По данным журнала “Business central Europe” (2001) за период 1990-2000 годы объем иностранных инвестиций в Республику Казахстан превысил 8 млр. 700 млн. долларов США.

Последние годы в Казахстане достигнута микроэкономическая и политическая стабильность, что значительно улучшило инвестиционный климат в Казахстане. Это обстоятельство было как положительный фактор, способствующий перемещению активности ЕБРР из Центральной Европы в Центральную Азию и Россию, отмечено президентом Европейского банка реконструкции и развития в ходе его встречи с Президентом РК, имевшей место 13 июня 2001 года.

Республикой Казахстан заключен ряд двусторонних соглашений и договоров о взаимной поддержке и защите инвестиций с такими государствами как: Азербайджан, Великобритания и Северная Ирландия, Венгрия, Болгария, Грузия, Германия, Египет, Израиль, Иран, Индия, Испания, Италия, Кыргызстан, Китай, Кувейт, Корея, Малайзия, Монголия, Польша, Российская федерация, Румыния, Финляндия, Франция, Чешская республика, Узбекистан, Украина, Турция, Швейцария, а также Бельгийско-Люксембургским союзом.

В Казахстане существует разветвленная и взаимосвязанная система законодательства, которая позволяет достаточно эффективно регулировать отношения, связанные с деятельностью иностранных юридических лиц и граждан на территории Республики Казахстан: Законы “О валютном регулировании” (24.12.1996 г.), “О лицензировании” (17.04.1995 г.), “О земле” (24.01.2001 г.), “О нефти” (28.06.1995 г.), “О недрах и недропользовании” (27.01.1996 г.), постановление Правительства РК “О порядке экспорта и импорта товаров (работ и услуг) в РК” (30.06.1997 г.) и др.

Из объемного блока законов следует выделить нормативные правовые акты, регулирующие отношения непосредственно в сфере иностранных инвестиций: Закон “Об иностранных инвестициях” от 27.02. 1994 года; Закон “О государственной поддержке прямых инвестиций” от 28.02. 1997 года; Закон “Об инвестиционных фондах” от 06.03.1997 года; Указ Президента РК “Об утверждении Перечня приоритетных секторов экономики Республики Казахстан для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций” от 05.04.1997 года; Указ Президента РК “Об образовании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан” от 30.06.1998 года; Указ Президента РК “Об утверждении Правил предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики” от 06.03.2000 года.

Законом “О государственной поддержке прямых инвестиций” предусмотрено создание специального государственного органа, который уполномочен заниматься привлечением инвестиций в приоритетные отрасли экономики путем предоставления льгот и преференций инвесторам. Впервые такой орган создан в 1992 -Национальное агентство по иностранным инвестициям. В 1996 года оно было преобразовано в Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям, с 2001 года действует Агентство по инвестициям при Министерстве иностранных дел Республики Казахстан.

Агентство является единственным государственным органом, уполномоченным осуществлять государственную поддержку прямых инвестиций в Республике Казахстан.

Основными функциями Агентства являются:

  1. организация работы по привлечению в Казахстан прямых инвестиций;
  2. координация деятельности государственных органов по реализации инвестиционных проектов, осуществляемых утвержденными инвесторами;
  3. обеспечение получения всех согласительных и разрешительных документов, лицензий, виз и других документов, предоставляющих права и полномочия, необходимые для реализации каждого инвестиционного проекта;
  4. оказание содействия утвержденным инвесторам в поиске квалифицированных работников, товаров и услуг в Казахстане;
  5. осуществление контроля за реализацией инвестиционных проектов, включая контроль за исполнением утвержденными инвесторами взятых на себя обязательств.

Основные вопросы правового положения иностранных инвестиций регулируются Законом РК “Об иностранных инвестициях.

В соответствии с Законом иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательными актами Республики Казахстан.

Отношения, связанные с предоставлением займов, кредитов, целевых банковских и финансовых вкладов, осуществлением портфельных инвестиций, а также связанные с инвестициями национальных инвесторов за рубежом, регулируются специальным законодательством.

К осуществлению иностранных инвестиций в специальных экономических зонах применяются нормы Закона “Об иностранных инвестициях”, если иное не предусмотрено Указом Президента РК от 26.01.1996 года “О специальных экономических зонах”.

Любые формы иностранных инвестиций и связанная с ними деятельность, не запрещенная действующим законодательством Республики Казахстан, осуществляется на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставляются в подобной ситуации инвестициям физических или юридических лиц Республики Казахстан, либо любых иных иностранных физических и юридических лиц.

Инвестиционный климат рк

Инвестиционный климат в Казахстане

Кулахмедова Г.Т., Исламова А.И.

Казахстан, стремится установить контакты с ведущими странами мира. Об этом свидетельствуют интенсивные переговоры президента Н.Назарбаева с руководством США, Великобритании, Испании, Франции. Одной из самых главных проблем инвестиционной политики является формирование наиболее благоприятного инвестиционного климата. В соответствии с принятой моделью в стратегическом плане Казахстан является страной с открытой экономикой, ориентированной на экспорт товаров, услуг, капитала и рабочей силы, основанной на конкуренции и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами мира. Что привлекает инвесторов в Казахстане? Д есять причин инвестировать в Казахстан:

Читать еще:  Процент по вкладу это

1.Богатые природные ресурсы.

Одной из самых главных причин инвестирования в страну является наличие полезных ископаемых. Среди стран мира Казахстан занимает 6-е место по запасам природных ресурсов. Из 110 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана обнаружено 99 элементов, изучено 70, извлекаются и используются 60: нефть, газ, уран, цинк, вольфрам, серебро, свинец, хромиты, медь, молибден, золото. В Казахстане на данном этапе прогнозируется около 300 месторождений золота, 173 из которых найдены.
В Казахстане также имеются богатейшие сырьевые ресурсы для стекольной и фарфорофаянсовой промышленности: редкие драгоценные камни, разнообразные строительные материалы.

2.Благоприятное расположение.

Казахстан находится в самом экономически выгодном месте, в центре Евразийского континента между странами Азии и Европой. Также на территории Казахстана когда-то проходил Великий Шелковый Путь. Один из плюсов местоположения республики то, что самые основные маршруты, соединяющие Азиатско-Тихоокеанский регион с Ближним и Средним Востоком, и Европой проходят именно через Казахстан. Три страны из «четверки» БРИК находятся вблизи Казахстана: Россия, Китай и Индия.
3.Политическая стабильность

Главным достоинством и преимуществом Казахстана на мировом инвестиционном рынке, несомненно, является стабильность внутренней политики государства. Основным и показательным примером успеха внешней и внутренней политики Казахстана является председательство Республики Казахстан в ОБСЕ в 2010 году, обусловленное уверенностью мирового сообщества в жизнеспособности курса развития страны. В 2011 году Казахстан стал первым государством в Центральной Азии, где состоялся Всемирный Исламский Экономический Форум. Также в 2011 году Казахстан был удостоен приглашения к членству в Управляющем комитете региональной программы ОЭСР. И наконец, главным подтверждением признания политической стабильности РК является тот факт, что в ноябре 2012 года Международным Бюро выставок было принято решение о проведении международной выставки ЭКСПО-2017 в городе Астана, тема данной выставки «Энергия будущего».
4.Благоприятный бизнес-климат

Казахстан уверенно двигается в направлении упрощения процедур, связанных с развитием малого и среднего бизнеса. Свидетельством благоприятного бизнес-климата служит международный рейтинг Всемирного Банка и Международной финансовой корпорации Dоing Business.

5. Защита прав инвесторов

Закон РК от 8 января 2003 года «Об инвестициях» предусматривает предоставление различных видов гарантий, позволяющих свести к минимуму риски, которые может получить инвестор при осуществлении инвестиционной деятельности в Казахстане. Казахстаном подписано уже более 45 двусторонних и 1 многостороннее соглашений о поощрении и обоюдной защите инвестиций, которые создают благоприятные условия для защиты казахстанских инвестиций за рубежом, а также заграничных инвестиций на территории Республики Казахстан.

6.Присутствие Транснациональных корпораций (ТНК)

Благодаря созданным подходящим условиям для ведения бизнеса, в Казахстан пришли работать множество различных иностранных компаний.

7.Прямые иностранные инвестиции в Казахстане

Благоприятный бизнес-климат и политическая стабильность страны способствовали значительному притоку Прямых Иностранных Инвестиций (сокращено ПИИ) в Казахстан, с 1993 года Казахстан привлек ПИИ на сумму более 160 миллиард долларов США.

8.Экономический рост

Благодаря продуманной политике и привлеченным прямым иностранным инвестициям, казахстанская экономика растет уверенными и стабильными темпами. За прошедшие годы ВВП увеличился более чем в 8 раз (с 24,6 миллиард до 188,05 миллиард долларов США). 9.Рынки Таможенного Союза

Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси открывает перед инвесторами рынок емкостью 170 миллионов человек и суммарным ВВП 2,5 триллиона долларов США.

В 2010 г. страной была принята Государственная программа по приближенному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2014 годы, основной целью которой являлся устойчивый и нормированный рост экономики и повышение ее конкурентоспособности. Основными задачами были:

• развитие приоритетных и выгодных секторов экономики
• создание наиболее благоприятной среды для индустриализации

Инвестиционный климат Казахстана

27 апреля 2011 года в г. Москве состоялась Конференция «Инвестиционный климат Казахстана».

Организаторами форума выступили Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан и Торговое представительство Республики Казахстан в Российской Федерации при поддержке АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST».

В Конференции приняли участие представители государственных органов, институтов развития и национальных компаний Казахстана, иностранных дипломатических миссий в Российской Федерации, международных рейтинговых агентств, российских и иностранных бизнес кругов, вузов, ассоциаций и союзов, промышленных объединений, инвестиционных компаний и финансовых структур.

Одной из приоритетных задач государственной политики Казахстана является поддержание благоприятного инвестиционного климата в стране и дальнейшее стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в экономику. Сегодня Казахстан занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения среди стран СНГ. Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения в Казахстане составляет около 1300 долларов США.

О благоприятном инвестиционном климате и имидже Казахстана свидетельствуют объем привлеченных в казахстанскую экономику инвестиций. По последним официальным данным, за период независимости республики в казахстанскую экономику привлечено более 122 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций.

Эксперты Всемирного банка признали Казахстан страной с наиболее успешными реформами по улучшению условий ведения бизнеса. В мировом рейтинге стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом Казахстан занимает 59-е место среди 183-х стран мира.

Среди факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность Казахстана – комфортный бизнес-климат страны, поддерживаемый благоприятным инвестиционным законодательством, привлекательными мерами поддержки инвестиций, а также экономической и политической стабильностью.

Второе – это наличие богатых природных и минеральных ресурсов. По оценкам ученых Казахстан занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. Из 110 элементов таблицы химических элементов Д.И.Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99 элементов, разведано – 70, извлекаются и используются – 60.

Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и боррита, второе – по запасам серебра, свинца, урана и хромитов, третье – по меди и флюоритам, четвертое – по молибдену и шестое – по золоту.

Третье – это выгодное географическое положение Казахстана, предоставляющее инвесторам возможность выхода на потребительский рынок с численностью населения почти 1 млрд. человек.

Сегодня перечень основных мер государственной поддержки иностранных и отечественных инвестиций в Республике Казахстан включает: инвестиционные преференции (инвестиционные налоговые преференции, освобождение от обложения таможенными пошлинами, государственные натурные гранты) установленные инвестиционным и налоговым законодательством; софинансирование проектов через государственные институты развития; предоставление права членства крупным инвесторам в Совете иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан (косвенная мера поддержки), заседания которого проводятся 2 раза в год под личным председательством Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева.

В Казахстане создана вся необходимая правовая база для осуществления инвестиционной деятельности. В 2003 году был принят Закон «Об инвестициях» (далее – Закон), который в полной мере регламентирует правовые и экономические основы стимулирования инвестиций.

Данный закон, по оценкам международных экспертов, является одним из лучших законов в области инвестиций среди стран с переходной экономикой.

Законом гарантирована полная защита прав инвесторов и стабильность заключенных контрактов, а также очень четко регламентирована работа государственных органов в отношении инвесторов (свободное движение капитала, репатриация капитала, свобода использования прибыли, право частной собственности на землю, в том числе и для иностранных компаний).

Очень важно отметить, что меры государственной поддержки инвестиций распространяются в равной степени, как на отечественных, так и на иностранных инвесторов.

В республике создана вся необходимая законодательная база для защиты интеллектуальной собственности. Законодательно закреплен институт по охране прав интеллектуальной собственности. Приняты основополагающие законы, обеспечивающие охрану прав авторов — Гражданский, Уголовный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, Закон «Об авторском праве и смежных правах».

За последние годы Казахстан существенно поменял налоговую политику в сторону уменьшения налоговых ставок. К примеру, ставка корпоративного подоходного налога составляет 20%, ставка налога на добавленную стоимость — 12%, что является одной из самых низких в мире среди стандартных ставок этого налога.

Читать еще:  Принятие инвестиционных решений в условиях риска

Кроме того, в Казахстане реализуется Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы, которая отвечает важным требованиям инвесторов и включает в себя создание доступной инфраструктуры, благоприятной административной среды, доступное финансирование и многое другое.

В рамках форсированного индустриально-инновационного развития уже ведется работа по созданию привлекательных условий для инвесторов, готовых реализовывать проекты в следующих приоритетных секторах экономики:

  • нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора, горнометаллургический комплекс, атомная и химическая промышленность с последующим переходом сырьевых производств на более высокие переделы;
  • машиностроение, стройиндустрия, фармацевтика;
  • агропромышленный комплекс, легкая промышленность, туризм;
  • информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативная энергетика, космическая деятельность.

Только за первый год реализации проекта введены в эксплуатацию 152 предприятия, обеспечивающих постоянной работой около 24-х тысяч казахстанцев. Всего по стране создано порядка 800 различных производств.

Идет процесс восстановления и развития химической и легкой промышленности, совершен рывок в переработке сельхозпродукции. До 2014 года планируется реализовать 294 инвестиционных проекта на сумму 8,1 триллиона тенге.

В рамках конференции состоялись секции, посвященные обсуждению мер государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов, возможностей инвестиционного сотрудничества в обрабатывающем секторе республики, реализации транзитного потенциала Казахстана, а также вопросам реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе страны.

Конференция предоставила российским и иностранным инвесторам возможность получить много полезной информации для того, чтобы оценить перспективы инвестиционного сотрудничества с казахстанскими партнерами, которые открывает создание единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках Единого Экономического пространства. Несомненно, это будет способствовать выходу на конкретные договоренности в дальнейшем.

Инвестиционный климат

На 27-м заседании Совета иностранных инвесторов 12 июня 2014 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о создании одностороннего безвизового режима для граждан десяти стран, показавших наибольшую инвестиционную активность в РК. В тот же день глава государства подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования инвестиционного климата», который вступил в силу с 24 июня 2014 года. Поправки в закон предоставляют иностранным и казахстанским инвесторам значительные налоговые преференции в том случае, если они готовы инвестировать в определенные отрасли экономики Казахстана.

Принятие этих поправок прокомментировали специалисты по налогам и праву компании «Делойт» в Каспийском регионе.

Создание привлекательного инвестиционного климата всегда рассматривалось как один из основных инструментов для вывода Казахстана из экономического кризиса и развития эффективной рыночной экономики. На протяжении последних двадцати лет Казахстан ориентирован на привлечение иностранных инвесторов и создание для них благоприятной среды. Сферы применения иностранных инвестиций меняются, но курс на привлечение иностранного капитала остается неизменным.

Мы полагаем, что предложенные поправки являются дополнительным стимулом для уже существующих инициатив, их продолжением. Такой подход обеспечивает движение Казахстана к конкурентоспособной промышленности и диверсификации экономики в рамках Стратегии индустриально-инновационного развития. В связи с недавними колебаниями на валютном рынке и чувствительностью к изменениям на рынке нефти казахстанская экономика нуждается в дополнительном толчке для увеличения конкурентоспособности, уменьшения сырьевой направленности и зависимости от экспорта.

Мы также думаем, что, предложив инвестиционные преференции, правительство намерено создать в Казахстане более эффективную платформу для работы в рамках ЕАЭС и тем самым добиться так называемого синергетического эффекта от взаимодействия этих двух механизмов. К тому же внесение поправок в законодательство может быть обусловлено подготовкой к международному форуму «Бизнес-Экспо» в 2017 году, который требует не только значительных бюджетных затрат, но и привлечения инвестиций.

Предложенные преференции, прежде всего, направлены на объекты крупного бизнеса. Преимущества новых поправок в законодательстве будут касаться именно тех компаний, которые реализуют проекты в приоритетных отраслях экономики, таких как перерабатывающая промышленность, инфраструктура и инновации. По данным АО «Самрук-Казына», курс на совершенствование инвестиционного климата уже приносит свои плоды − Казахстан является лидером по объему привлеченных инвестиций среди стран СНГ и привлекает около 80% всех иностранных инвестиций центральноазиатского региона.

Если рассматривать пользу законодательных поправок для деофшоризации бизнеса, предложенные меры, несомненно, внесут свой вклад в повышение привлекательности страны и возвращение «офшорных денег». Однако не стоит забывать о необходимости борьбы с комплексом других проблем, с которыми сталкиваются инвесторы при ведении бизнеса в Казахстане, таких как несовершенство судебной системы, пробелы в законодательстве, сложности в налоговом администрировании, высокие риски и прочие.

Исходя из нашей практики в Казахстане, хотелось бы сделать акцент на уровне налоговых рисков. Он остается высоким. Агрессивная позиция налоговых органов при интерпретации норм законодательства, вольная трактовка законодательства и трудности в получении разъяснений по проблемным вопросам зачастую приводят к доначислениям высоких штрафов за неуплату налогов и занижение обязательств в налоговой отчетности. Кроме того, существуют сложности в части налогового администрирования, коррумпированность налоговой и судебной систем. Таким образом, часто компании лишены мотива продолжать бизнес в Казахстане ввиду высоких налоговых издержек и отсутствия стабильности, несмотря на предлагаемые меры по улучшению инвестиционной среды.

Следует сказать, что с принятием Закона Республики Казахстан об инвестициях 8 января 2003 года для иностранных и национальных инвестиций установлен единый правовой режим. Законодательство РК, в том числе международные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, гарантирует, что любые формы иностранных инвестиций и связанная с ними деятельность осуществляются на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставляются в подобной ситуации инвестициям казахстанских физических и юридических лиц, за исключением тех сфер, которые для иностранных инвестиций ограничены или закрыты.

В Казахстане также вводится институт бизнес-омбудсмена, под персональной защитой которого должны находиться национальные инвесторы, вкладывающие значительные средства в производство либо инфраструктурные проекты республики.

Таким образом, существующие нормы законодательства Республики Казахстан способствуют привлечению как национальных, так и иностранных инвестиций в равной степени. Разграничение преференций, если бы таковое имело место, могло бы негативно повлиять на политику государства, направленную на поощрение инвестиций в целях всеобъемлющего роста и устойчивого развития.

С нашей точки зрения, для построения действующей системы налоговых льгот и преференций Казахстан скорее стремится перенимать и адаптировать отдельные механизмы тех стран, которые имели положительный опыт в данной области, нежели следует какой-то определённой модели. Например, придерживаться отраслевых приоритетов также считается необходимым в Китае, Сингапуре и Индии, а принцип «одного окна» с целью снижения административных барьеров был успешно внедрен во Франции.

В целом, на всем пространстве СНГ Казахстан выгодно отличается с точки зрения инвестиционной активности, в том числе и в сравнении с Россией. Мы полагаем, что аналогичные меры могли бы быть предложены Россией в отношении Крыма, так как инвестиционные возможности этого региона привлекают к нему пристальное внимание. Например, безвизовый режим для граждан 10 стран, проявляющих наибольшую инвестиционную активность, позволил бы значительно упростить пребывание иностранных инвесторов и увеличить их приток в страну при минимальных издержках со стороны государства.

Пока сложно рассматривать предложенные изменения в казахстанском законодательстве как работающий механизм и давать оценку их эффективности. Это связано с наличием «белых пятен» в некоторых ключевых вопросах. Отсутствует действующий перечень приоритетных видов деятельности для реализации инвестиционного проекта, существуют неясности в отношении размеров предполагаемых инвестиций. Однако мы ожидаем, что в ближайшее время законодательство будет дополнено соответствующими законодательными актами, что повысит прозрачность закона и снизит связанные с его применением риски.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×