Finkurier.ru

Журнал про Деньги
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиционный фонд российской федерации

Инвестиционный фонд России

Инвестиционный фонд России — государственный финансовый фонд Российской Федерации, предназначенный для софинансирования инвестиционных проектов. Инвестиционный фонд РФ был создан в ноябре 2005 года как «инструмент активной государственной инвестиционной политики для интенсификации структурных преобразований российской экономики». Управляет фондом Министерство регионального развития России (с 2007 года, до этого — Министерство экономического развития и торговли)

Механизм функционирования Инвестиционного фонда

В законе о федеральном бюджете на 2006 впервые было предусмотрено образование Инвестиционного фонда объёмом 69,7 млрд руб. На 2007 запланировано 72 млрд руб. Наполнение фонда происходит за счет повышения цены отсечения нефти при формировании Стабилизационного фонда и досрочного погашения внешнего долга — то есть за счёт экономии на процентах.

Процедура рассмотрения проектов проходит три основных этапа — инвестиционная комиссия, правительственная комиссия и утверждение на заседании правительства РФ.

Предполагается, что государство будет финансировать бизнес-проекты стоимостью не менее 5 миллиардов рублей в течение пяти лет. Частный инвестор должен будет вложить минимум 25 % средств. Рентабельность проекта должна составлять не менее 4 % и не более 11 %.

Одобренные Правительственной комиссией инвестиционные проекты распределяются по отраслям экономики следующим образом:

  • 45% — на развитие транспортной инфраструктуры,
  • 30% — на развитие промышленных отраслей,
  • 10% — на реализацию проектов в области ЖКХ,
  • 5% — на создание инновационной инфраструктуры,
  • 10% — на другие отрасли народного хозяйства.
  • прямое софинансирование проектов;
  • участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься тем или иным проектом;
  • система государственных гарантий, которая будет отличаться от действующих гарантий Минфина (так как их не надо прописывать ежегодно в бюджете, и эти средства не «сгорают» по итогам года).
  • общеэкономическая эффективность, которая выражается во вкладе проекта в прирост регионального и внутреннего валового продукта;
  • бюджетная эффективность (рост налоговых поступлений);
  • финансовая эффективность (внутренняя норма доходности, сроки окупаемости, индекс окупаемости инвестиций).

Оценка со стороны:

Суммарный объем инвестиций при реализации данных проектов, то есть прямые вливания в экономику РФ, превысят 1 трлн рублей. Из них 341,8 млрд рублей (порядка 30%) будут выделены из Инвестфонда. Свободный остаток средств фонда с учетом реализации проектов, утвержденных правительственной комиссией к настоящему моменту, и средств, предусмотренных проектом федерального бюджета до 2010 года составит 175,8 млрд рублей.

Реализация проектов позволит создать в регионах 110 тысяч дополнительных рабочих мест и привлечь до 1 трлн. рублей частных инвестиций, государственный бюджет России получит дополнительные 544 млрд. рублей. Реализацию проектов планируется завершить в 2010 — 2015 гг.

В феврале 2006 Минэкономразвития объявило первый этап отбора проектов, претендующих на средства Инвестиционного фонда. Он прошёл с 20 марта по 20 мая. В Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами поступило 46 проектов, из которых 12 были признаны соответствующими требованиям.

26 июля 2006 года правительственная комиссия одобрила 4 первых проекта, претендующих на софинансирование из Инвестиционного фонда. 3 августа правительственная комиссия одобрила еще 3 проекта. Общая стоимость семи проектов составит 667,7 млрд руб. Их финансирование из Инвестфонда запланировано на уровне 164 млрд руб. Каждый из проектов будет оформлен инвестиционным соглашением.

  • Строительство автодороги «Западный скоростной диаметр» вокруг Санкт-Петербурга протяженностью 46,4 км. Сумма реализации проекта составляет 82,7 млрд руб., в том числе 28 млрд руб. бюджетных средств.
  • Строительство первой очереди скоростной платной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург с 15-го по 58-й километр. Стоимость проекта 54 млрд руб., из Инвестфонда будет выделено 25,8 млрд руб. Строительство должно начаться в 2007 году.
  • Комплексное развитие Нижнего Приангарья, на реализацию которого планируется затратить 358,7 млрд руб. (из Инвестфонда — 34,22 млрд руб.). Средства предлагается потратить на развитие транспортной инфраструктуры и на подготовку зоны затопления Богучанской ГЭС. Также планируется построить Богучанский газоперерабатывающий завод, Чадобский цементный завод, каскад Нижнеангарских ГЭС, Пороженский завод ферросплавов, Богучанское энерго-металлургическое объединение, а также лесопромышленный комплекс.
  • Строительство Нижнекамского нефтеперерабатывающего комплекса в Татарстане, предложенный компанией «Татнефть». Общая стоимость проекта составляет 130,2 млрд руб. (финансирование из Инвестфонда — 16,5 млрд руб.).
  • Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области, представленный компанией «Норильский никель». Общая стоимость проекта составляет 141,35 млрд руб. (из Инвестфонда — 40,9 млрд руб.).
  • Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной трассы М-1 Москва-Минск. Его стоимость — 17,6 млрд руб. (из Инвестфонда — 10,01 млрд руб.). Проект внесён Федеральным дорожным агентством. Инвестор будет определен по результатам концессионного конкурса, после чего доля госучастия в строительстве дороги может быть снижена.
  • Строительство Орловского тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге. Общая стоимость проекта — 26 млрд руб. (из Инвестфонда — 8,8 млрд руб.). Этот проект будет реализовываться в рамках концессии.
Читать еще:  Что входит в состав валовых инвестиций

Инвестиционный фонд

Инвестиционный фонд – имущественный комплекс, находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц. Распоряжается инвестиционным фондом управляющая компания в интересах инвестора.

Основная задача инвестиционных фондов – обеспечить доступ на рынок ценных бумаг для непрофессионалов, привлечь деньги рядовых инвесторов в экономику. При этом управление активами осуществляется лицензированными профессиональными участниками рынка.

Инвестиционные фонды в России создаются и управляются на основании Федерального закона № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 года «Об инвестиционных фондах».

Инвестфонды бывают двух видов в зависимости от формы создания: акционерные и паевые.

Акционерный инвестиционный фонд – это открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества. Акционерный инвестиционный фонд размещает обыкновенные акции. То есть для того, чтобы стать участником фонда, вложить в него денежные средства, необходимо купить его ценные бумаги. А чтобы выйти из участников – продать эти акции на открытом рынке, например на бирже.

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) не является юридическим лицом. Закон «Об инвестиционных фондах» определяет его как «обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление». Для того чтобы стать инвестором ПИФа, необходимо купить пай у управляющей компании. Паи оформляются в виде именных ценных бумаг, подтверждающих принадлежность инвестору доли в чистых активах фонда. Управляющая компания по установленным правилам фонда продает и выкупает эти паи.

В свою очередь, ПИФы подразделяются на открытые, интервальные и закрытые.

Управлением инвестиционными фондами может заниматься только профессиональный участник рынка ценных бумаг – управляющая компания, имеющая соответствующую лицензию.

По объектам инвестирования инвестиционные фонды можно подразделить на фонды акций, фонды облигаций, смешанные фонды. Также существуют отраслевые фонды – специализирующиеся на таких направлениях, как инвестиции в нефтегазовый комплекс, машиностроение и т. п.

Индексные фонды – это паевые фонды, инвестиционный портфель которых аналогичен фондовому индексу. Индекс формируют ценные бумаги компаний – лидеров рынка, поэтому риск таких инвестиций невысок.

Фонды недвижимости создаются, как правило, в форме закрытых фондов, так как реализация объектов строительства может занять значительно больше времени, чем продажа ликвидных ценных бумаг.

Кроме того, современное законодательство выделяет в отдельную группу так называемые фонды для квалифицированных инвесторов. К этой категории относятся хеджевые фонды, имеющие значительно большую юридическую свободу в выборе объектов для инвестирования вплоть до использования производных ценных бумаг.

Пока в нашей стране не получили достаточного распространения, но в развитых странах существуют также венчурные фонды, задача которых — поддерживать компании и перспективные проекты на начальном этапе.

Инвестиционный фонд Российской Федерации

Экономическая система любой развитой страны (или стремящейся стать таковой) не может быть замкнутой сама на себя по определению. Открытость экономики во многом определяет ее успешность на мировом рынке капитала, производства, обмена услугами и интеллектуальными ресурсами.

Для того, чтобы быть успешно интегрированными в мировое экономическое и информационное пространство, государства в лице их администраций, бизнеса, интеллектуальной и творческой элиты должны предпринять ряд необходимых действий, чтобы создать привлекательный инвестиционный климат. Причем, этот режим благоприятствования инвестициям направлен не только в сторону внешних заинтересованных инвесторов, но также и для создания стимулов развития внутреннего инвестиционного потенциала.

Для этого в мировой практике имеется целый ряд действенных инструментов, одним из которых является непосредственное или через экономических агентов (коммерческих компаний, государственных и общественных организаций) участие правящей элиты в создании инвестиционных институтов.

Такими экономическими институтами, созданными для формирования и воплощения в жизнь инвестиционной политики, являются инвестиционные фонды. Эти фонды могут создаваться как самим государством, так и при его содействии в коммерческом секторе.

В этой статье будет рассказано об основных формах инвестиционной деятельности в России, о тех фондах и компаниях, которые непосредственно занимаются инвестированием и какие принципы положены в основу их деятельности.

Основная типология инвестиционных институтов России — виды, задачи и характеристики

В общей инвестиционной структуре государства существует большое разнообразие форм и методов осуществления инвестиционной деятельности. Для понимания самого хода процесса инвестирования в первую очередь необходимо представлять общую систему действующих в этом рыночном сегменте правил и установок, а также, из каких она элементов состоит, и как они между собой связаны.

В Российской Федерации существуют следующие основные модели осуществления инвестиционной деятельности:

  • Государственная. Она представлена инвестиционными фондами и корпорациями, созданными непосредственно правительственными агентами в лице — Правительства, отраслевых министерств, Центрального банка и т.п. Основная цель создания и участия этих фондов в экономической среде состоит в решении конкретных задач, имеющих следующие приоритеты:
  1. российские инвестиционные фонды социальной направленности. Это в первую очередь: ПФР, Фонд обязательного медицинского страхования, Российский инвестиционный фонд прямых инвестиций (РФПИ) и др. Хотя в своем понимании эти фонды не занимаются непосредственно инвестициями, но через специальные организации (например, УК ВЭБ) они вкладывают пенсионные накопления и бюджетные средства в финансовые инструменты на рынках капитала для увеличения своей доходной части.
Читать еще:  Оценка бюджетной эффективности инвестиционного проекта

Для справки. РФПИ — 100% дочерняя организация Внешэкономбанка, инвестиционный фонд, созданный для привлечения иностранных инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов российской экономики. Зарезервированный капитал фонда — $10 млрд.

Во всех сделках РФПИ выступает соинвестором вместе с крупнейшими в мире институциональными инвесторами — фондами прямых инвестиций, суверенными фондами, а также ведущими отраслевыми компаниями. Фонд создан в июне 2011 года по инициативе Президента РФ и Председателя Правительства РФ.

  1. инвестиционные российские фонды, работающие на принципах государственного и частного партнерства. Главной задачей таких фондов, созданных либо при непосредственном участии государства (Министерство регионального развития Российской Федерации) и коммерческих агентов, либо при создании правительственными организациями условий (обеспечение кредитных гарантий, льготного налогообложения, концессионные договоры и т.п.), является создание стимулов для привлечения инвестиций в критически важные для развития экономики и социальной сферы области. Наиболее в этом плане известными являются, например, региональные фонды по поддержке малого предпринимательства, Аграрный фонд поддержки сельхозпроизводителей, Российский промышленно инвестиционный фонд или Фонд Развития территории Восточной Сибири и Дальнего Востока.
  2. Инвестиционные фонды с участием иностранного капитала. Особое место в развитии инвестиционного рынка и его инфраструктуры на территории России занимает сотрудничество и партнерство с иностранными институциональными инвесторами. Эта группа инвесторов представлена как частными фондами, так и государственными. Например, участие суверенного Фонда будущих поколений Норвегии в инвестициях на российском фондовом рынке, приобретение крупного пакета акций ведущих отечественных компании Национальными фондами Катара и Объединенных Арабских Эмиратов. Также в последнее время активизировались и инвесторы из соседнего Китая. Например, Китайская государственная инвестиционная корпорация (CIC) и ее аналог в России РФПИ — в июне 2012 года учредили совместный Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ). Согласно подписанному инвестиционному меморандуму $1 млрд. вложит в него каждая сторона — российские и китайские партнеры, дополнительные средства ($1–2 млрд.) планируется привлечь из других источников. Первые инвестиции этот российско — китайский инвестиционный фонд (в размере около $200 млн.), направил на приобретение пакета акций «RFP Group» –крупнейшего лесопромышленного холдинга на Дальнем Востоке России.
  3. российские инвестиционные венчурные фонды. Этой категории инвестиционных фондов отводится особое внимание, особенно в последние несколько лет. Приоритетом государственной инвестиционной политики и интересов частных инвесторов в области инвестирования в высокие технологии, является создание перспективных продуктов, материалов, интеллектуальной собственности, которая имеет неограниченный потенциал роста стоимости ни во времени, ни в пространстве. К такой группе фондов можно отнести государственный частный фонд «Сколково», «Роснано» или венчурные структуры Российского промышленно инвестиционного фонда. Параллельно общепринятым формам инвестирования через создание фирм и фондов, работающих на рынке инновационных технологий, все большую популярность приобретают такие способы венчурного инвестирования как «крауд инвестинговые» (от английского термина crowd investing – буквально звучит как «инвестирование толпой») платформы и ресурсы. Основой деятельности таких структур является привлечение финансовых средств неограниченного числа мелких инвесторов через специальные интернет порталы или инвестиционные аукционы (например, www.Planeta.ru www.Boomstarter.ru и другие).
  • Частные инвестиционные компании, фонды и web –платформы – это наиболее динамично развивающаяся и самая многочисленная категория инвестиционных фондов в России. Она представлена такими организациями, как:
  1. Инвестиционные подразделения банков, страховых компаний и промышленных корпораций. Основная задача таких фондов — инвестирование временно свободных средств (резервов, прибыли, уставного капитала) для получения дополнительной прибыли
  2. Инвестиционные фонды, работающие на рынке коллективного инвестирования — это Акционерные и Паевые фонды и их управляющие компании.
  3. Фонды, принадлежащие частным лицам и выполняющие гуманитарные или просветительские функции. Инвестирование не является их прямой задачей, и оно используется для увеличения средств фонда для выполнения своего основного предназначения (например, фонд « Подари Жизнь»)
  4. Специализированные и коммерческие инвестиционные фонды, работающие на различных рынках (капитала, прямых инвестиций). К ним относятся, например, российский инвестиционный «Forex фонд» (rusforexinvest_com) работающий на валютном рынке, инвестиционные фонды типа «Финам», «Арсагера», «Церих капитал» «Альфа-капитал» и множество других.

Заключение

В качестве заключения этой статьи следует отметить, что функционирование инвестиционного фонда Российской Федерации (как и любых других) определяется не только имеющимися целями, средствами и правовыми нормами, но и теми условиями, которые диктуются законами рынка, инвестиционным и деловым климатом, без нормального функционирования которых вести речь об инвестировании было бы весьма преждевременным.

Читать еще:  Инвестиции в развитие производства это расходы

Инвестиционный фонд Российской Федерации

Инвестиционный фонд Российской Федерации — государственный финансовый фонд Российской Федерации, предназначенный для софинансирования инвестиционных проектов. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации [1] : средства, предусмотренные в федеральном бюджете Российской Федерации, подлежащие использованию в целях реализации инвестиционных проектов.

Содержание

Механизм функционирования Инвестиционного фонда

В законе о федеральном бюджете на 2006 год впервые было предусмотрено образование Инвестиционного фонда объёмом 69,7 млрд руб. На 2007 год запланировано 72 млрд руб. Наполнение фонда происходит за счёт повышения цены отсечения нефти при формировании Стабилизационного фонда и досрочного погашения внешнего долга — то есть за счёт экономии на процентах.

Процедура рассмотрения проектов проходит три основных этапа — инвестиционная комиссия, правительственная комиссия и утверждение на заседании правительства РФ.

Предполагается, что государство будет финансировать бизнес-проекты стоимостью не менее 5 миллиардов рублей в течение пяти лет. Частный инвестор должен будет вложить минимум 25 % средств. Рентабельность проекта должна составлять не менее 4 % и не более 11 %.

Господдержка из инвестиционного фонда будет осуществляться в трёх форматах:

  • прямое софинансирование проектов;
  • участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься тем или иным проектом;
  • система государственных гарантий, которая будет отличаться от действующих гарантий Минфина (так как их не надо прописывать ежегодно в бюджете, и эти средства не «сгорают» по итогам года).

Будет использоваться два типа критериев при отборе проектов: качественные и количественные. К качественным критериям относится, в частности, национальная приоритетность.

В количественные критерии входят:

  • общеэкономическая эффективность, которая выражается во вкладе проекта в прирост регионального и внутреннего валового продукта;
  • бюджетная эффективность (рост налоговых поступлений);
  • финансовая эффективность (внутренняя норма доходности, сроки окупаемости, индекс окупаемости инвестиций).

Количественные критерии утверждаются совместным приказом Минэкономразвития и Минфина.

Инвестиционные проекты

В феврале 2006 Минэкономразвития объявило первый этап отбора проектов, претендующих на средства Инвестиционного фонда. Он прошёл с 20 марта по 20 мая (в дальнейшем Минэкономразвития намерено не ограничивать сроки отбора проектов и сделать отбор постоянно действующим). В Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами поступило 46 проектов, из которых 12 были признаны соответствующими требованиям.

26 июля 2006 года правительственная комиссия одобрила 4 первых проекта, претендующих на софинансирование из Инвестиционного фонда. 3 августа правительственная комиссия одобрила ещё 3 проекта. Общая стоимость семи проектов составит 667,7 млрд руб. Их финансирование из Инвестфонда запланировано на уровне 164 млрд руб. Каждый из проектов будет оформлен инвестиционным соглашением.

  • Строительство автодороги «Западный скоростной диаметр» вокруг Санкт-Петербурга протяжённостью 46,4 км. Сумма реализации проекта составляет 82,7 млрд руб., в том числе 28 млрд руб. бюджетных средств.
  • Строительство первой очереди скоростной платной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург с 15-го по 58-й километр. Стоимость проекта 54 млрд руб., из Инвестфонда будет выделено 25,8 млрд руб. Строительство должно начаться в 2007 году.
  • Комплексное развитие Нижнего Приангарья, на реализацию которого планируется затратить 358,7 млрд руб. (из Инвестфонда — 34,22 млрд руб.). Средства предлагается потратить на развитие транспортной инфраструктуры и на подготовку зоны затопления Богучанской ГЭС. Также планируется построить Богучанский газоперерабатывающий завод, Чадобский цементный завод, каскад Нижнеангарских ГЭС, Пороженский завод ферросплавов, Богучанское энерго-металлургическое объединение, а также лесопромышленный комплекс.
  • Строительство Нижнекамского нефтеперерабатывающего комплекса в Татарстане, предложенный компанией «Татнефть». Общая стоимость проекта составляет 130,2 млрд руб. (финансирование из Инвестфонда — 16,5 млрд руб.).
  • Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области, представленный компанией «Норильский никель». Общая стоимость проекта составляет 141,35 млрд руб. (из Инвестфонда — 40,9 млрд руб.).
  • Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной трассы М-1 Москва-Минск. Его стоимость — 17,6 млрд руб. (из Инвестфонда — 10,01 млрд руб.). Проект внесён Федеральным дорожным агентством. Инвестор будет определён по результатам концессионного конкурса, после чего доля госучастия в строительстве дороги может быть снижена.
  • Строительство Орловского тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге. Общая стоимость проекта — 26 млрд руб. (из Инвестфонда — 8,8 млрд руб.). Этот проект будет реализовываться в рамках концессии.

27 декабря 2007 года инвестиционная комиссия при Правительстве России приняла решение о выделении из Инвестиционного фонда России 26,9 млрд руб. на строительство новой фабрики по производству микросхем по технологии 0,045-0,065 мкн. Общая стоимость проекта, который будет реализовывать компания «Ситроникс» 58 млрд руб. Компания получит 51 %, а государство — 49 %. [2] [3]

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector