Finkurier.ru

Журнал про Деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиционная составляющая в тарифе

Инвестиционная составляющая тарифа (надбавка к тарифу) – кто собственник?

В последнее время износ основных фондов коммунального хозяйства, в условиях хронического недофинансирования, достиг катастрофических размеров, по разным оценкам данная величина достигает до 80%.

Именно данную задачу и попытались решить в федеральном законе N 210-ФЗ от 30 декабря 2004 г . «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», где впервые на законодательном уровне была определена инвестиционная составляющая к цене (тарифу) для потребителей. Основная задача выделения надбавки из тарифа является разделения финансирования текущей деятельности организации коммунального комплекса и финансирования реконструкции (модернизации) основных фондов коммунального хозяйства. Однако на практике недоработка данного нормативного акта, как и многих других, вызвала некоторые вопросы. Одним из ключевых вопросов к данному нормативному акту, это правовые отношения к собственности возникшей в ходе инвестирования денежных средств. Или как выразиться более по простому, не совсем понятно кто будет являться собственником инвестируемого имущества.

Надбавка к цене (тарифу) для потребителей — ценовая ставка, которая учитывается при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса, устанавливается в целях финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и общий размер которой соответствует сумме надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, реализующих инвестиционные программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры.

Основной целью надбавки к тарифам коммунальных услуг, согласно федерального закона от 30 декабря 2004 г . N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее 210-ФЗ) является финансирование строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры, что является капитальными вложениями.

Однако, анализируя прочие нормативные акты, возникает достаточно серьезное противоречие. Дело в том, что сопоставляя выше указанный закон с федеральным законом N 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г . «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» (далее 39-ФЗ) не ясно кто является собственником инвестируемого имущества, кроме этого согласно 39-ФЗ потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса являются инвесторами, и обладают всеми правами собственников. Таким образом, не совсем понятно: каким образом все потребители коммунальных услуг будут являться собственниками, как будет вестись учет собственников, как каждый будет обладать правами владения, пользования и распоряжения, как будет осуществляться порядок определения инвестиций и почему инвесторы должны принудительным образом финансировать инвестиционную программу.

При сравнении определений инвестиции и определения надбавки к тарифам, а также прочих разъяснений в 210-ФЗ, можно с уверенностью говорить, что речь идет именно об одних понятиях. И гражданские отношения, объекты инвестиций, которые охватывает 39-ФЗ подпадают под отношения и объекты указанные в 210-ФЗ (права инвесторов, определение объемов и направлений инвестиций и т.д.)

Согласно ст.4 39-ФЗ инвесторами могут быть граждане (физические лица), при этом они могут быть и пользователями субъектами инвестиционной деятельности. Имеется возможность передачи (продажи) собственником своих прав государству или третьим лицам, в соответствии с Гражданским кодексом, для этого требуется заключение договора аренды, цессии. Учет инвестиции, согласно правил бухгалтерского и налогового учета ведется персонифицировано, однако 210-ФЗ не предусматривает такого учета.

Возникает вопрос, а кто же в данной ситуации будет собственником? Здесь можно предположить несколько вариантов. Не принимая во внимание нормы 39-ФЗ получается полная неясность в отношении правовых оснований собственности инвестируемого имущества.

Если предположить, что собственником имущества будет организация коммунального комплекса, тогда получается безвозмездная передача или заем денежных средств в виде надбавки к тарифам. Если это все таки безвозмездная передача денежных средств от населения, то можно сказать, что население нашей страны выступает спонсором коммунального хозяйства. Если происходит безвозмездная передача от индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющие классическую систему налогообложения, то согласно Налогового кодекса РФ им необходимо будет заплатить НДС и налог на прибыль, рассчитанный исходя из рыночной стоимости передаваемых денежных средств, так как коммунальное хозяйство не входит в благотворительную деятельность и не имеет льготы налогообложения. При этом если происходит заем денежных средств организацией коммунального комплекса, то надбавки к тарифам следует учитывать как кредиторскую задолженность организации коммунального комплекса перед населением, с дальнейшем гашением, например, к примеру через дополнительную эмиссию акций и размещение их среди потребителей коммунальных услуг или зачете за коммунальные услуги.

Также имущество не может быть государственным, так как источники средств являются внебюджетными, а безвозмездно поступать от населения в бюджет только налоги. Согласно Налогового кодекса РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. При этом Налоговым кодексом РФ определен закрытый перечень налогов и сборов, которые должны оплачивать налогоплательщики. Если же эти надбавки будут муниципальным займом, тогда муниципалитет обязан выдать, к примеру, муниципальные облигации.

Поэтому однозначное определение собственника, инвестируемого имущества за счет надбавки к тарифам коммунальных услуг, не представляется возможным, в силу противоречия двух федеральных законов.

Решение данного вопроса и устранение противоречий двух федеральных законов на сегодняшний момент не устранены.

Инвестиционная составляющая в тарифах и ее учет

В последние годы предприятия массового обслуживания, «жестко» связанные со своими абонентами — энергетическими, телефонными и некоторыми другими, добились права включать в свои тарифы так называемую инвестиционную составляющую — добавочную сумму, предназначенную для финансирования их плановых инвестиций. По некоторым сведениям, инвестиционная надбавка составляет до 12% к тарифу.

Такие надбавки известны в истории народного хозяйства. В Москве в середине 1920-х гг. жильцы квартир, имевших водопроводные краны, платили дополнительную копейку за каждое потребляемое по норме ведро воды. Собираемые таким образом добавочные суммы направлялись на финансирование новых линий, ведущих в те кварталы города, где дома не имели водопроводных вводов. Однако эта практика была недолгой и вскоре отставлена.

Читать еще:  Инвестиционный потенциал компании

Способ расширения зон обслуживания за счет наличных абонентов был отвергнут в законодательном порядке и в области ирригации. В 1927 г. ЦИК и СНК СССР приняли закон о так называемом водном сборе, который должны были уплачивать хлопкоробы и другие хозяйства, обслуживаемые государственными ирригационными системами. По этому закону союзным республикам запрещалось включать в водный сбор какие-либо надбавки, имевшие своей целью улучшение действующих и постройку новых ирригационных систем.

Против смешивания эксплуатационных затрат предприятия с его капитальными вложениями предостерегали «Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости промышленной продукции», принятые в 1955 г. В п. 4ж этого документа было записано: «В планы и отчеты по себестоимости промышленной продукции, а также в плановые и отчетные калькуляции не могут включаться затраты, связанные с осуществлением строительно-монтажных работ и капитальным ремонтом строений и сооружений».

О том, как нынешние предприятия массового обслуживания учитывают целевые суммы, поступающие в их доход от «инвестиционной составляющей», ничего не известно. У финансовых органов нет причины уделять специальное внимание их учету; видимо, этим обстоятельством объясняется тот факт, что в принятых ФБУ он не нашел подобающего отражения.

Инвестиционная составляющая присутствует также в славках так называемой платы за присоединение — для тех случаев, когда к предприятию массового обслуживания присоединяется новый абонент. Эта ставка рассчитана на покрытие не тех затрат, которые понадобились для врезки трубы абонента в магистраль или при скручивании его провода с уличным кабелем, а для финансирования плановых затрат на развитие мощностей обслуживающего предприятия. Однако неизвестно, учитывает обслуживающее предприятие суммы, полученные за присоединение, в качестве фонда капитальных вложений или включает в общую массу своих доходов.

Особая проблема возникает в связи с тем, что ФБУ никак не реагируют на появление в составе таких предприятий опережающих мощностей, т.е. технических средств, рассчитанных на обслуживание будущих абонентов. Когда такие абоненты появятся, возникнет основание «собрать» те средства, которые были затрачены на содержание опережающих мощностей (до их включения), и «предъявить» в соответствующей доле этим абонентам. Такой способ погашения прошлых затрат применяется в мировой практике, именно его называют «платой за присоединение». Плата за присоединение требует выделения опережающих мощностей, а равно затрат на их содержание до момента включения. Но финансовые органы такой учет не особенно волнует. Возможно, именно по этой причине он до сих пор не налажен.

Источник: Шейнин Л. Формы бухгалтерского учета и учетно-экономическая наука // Экономист, № 11, Ноябрь 2016, C. 73-80 Росстат отстранен от ФБУ Некомерческие организации и ФБУ Кто должен разрабатывать ФБУ ​Как асимметрия информации мешает эффективной работе рынка капитала Где пройти курсы 1С в Москве: 1С-Учебный центр №3 Бухгалтерские и управленческие продукты компании 1С уже давно стали стандартом в компаниях нашей страны. Пример сетевой монополии: продукты 1С Под сетевой монополией понимается доминирование единого стандарта взаимодействия в какой-либо сфере. УСН — оптимальный налоговый режим предприятия Самым оптимальным налоговым режимом для организаций является УСН так как при нем ставка налога минимальная. Какие условия для использования УСН и как можно сохранить статус малого предприятия. Оптимизация затрат на бухгалтерский учет Как правило, бухгалтер в небольшой компании — это специалист по учету, налоговый эксперт и юрист в одном лице. Индексация тарифов на услуги естественных монополий

Инвестиционная составляющая в тарифе

В связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, субъектов регулирования и потребителей по вопросу включения в плату за технологическое присоединение к электрическим сетям инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту, ФСТ России сообщает следующее.

Пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» преду­смотрено, что с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присое­динение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов элект­роэнергетики.

Вышеназванная норма не содержит исключений и соответственно применяется в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в элект­роэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Основы ценообразования), расходы сетевой организации, связанные с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, которые связаны с технологическим присоединением и не учтены в инвестиционной программе, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче элект­рической энергии.

Пунктом 32 Основ ценообразования установлено, что при определении источника возмещения инвестиционных затрат сетевых организаций инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе с развитием связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, расходов на реконструкцию линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств и ранее присоединенных потребителей, а также расходы на установку на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства устройств компенсации и регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых парамет­ров надежности и качества элект­рической энергии, включаются в цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации.

Читать еще:  Показатели инвестиционного проекта

Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 11.09.2012 № 209-э/1, также не пре­дусмотрена возможность включения в состав платы за технологическое присоединение затрат сетевой организации, связанных с развитием существующей инфраструктуры (за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики).

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами расходы сетевых организаций, связанные с развитием существующей инфраструктуры (за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов элект­росетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов элект-роэнергетики), не включаются в плату за технологическое присоединение к электрическим сетям (в том числе при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту) и учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче элект­рической энергии.

Инвестиционные программы для модернизации систем теплоснабжения муниципальных поселений

А. Я. Шарипов, генеральный директор ОАО «СантехНИИпроект»

Изношенному оборудованию российских источников теплоснабжения, построенных более четверти века назад, требуется замена, что, однако, связано со значительными финансовыми затратами. Выходом из ситуации могут стать инвестиционные программы комплексной технологической модернизации систем теплоснабжения на базе инновационных технологий энергосбережения.

Техническое состояние систем теплоснабжения большинства муниципальных поселений, малых городов Российской Федерации является критическим. С каждым годом увеличивается число аварийных отключений из-за изношенности оборудования источников теплоснабжения, построенных 20–30 лет назад, разрывы магистральных и распределительных сетей, неудовлетворительного функционирования абонентских вводов и внутренних систем отопления зданий и сооружений из-за технологической отсталости используемых схем и оборудования.

Устранение таких аварийных ситуаций связано со значительными капитальными затратами, социальной напряженностью, к сожалению, порой и жертвами и нанесением морального и материального ущерба потребителям. Что в большей степени усугубляется суровыми климатическими условиями нашей страны.

Выход из создавшегося положения может быть только в принятии безотлагательных мер по модернизации и реконструкции существующих систем теплоснабжения. Однако это связано со значительными инвестиционными затратами, проведение таких работ за счет государственных средств практически нереально, а привлечение частных инвестиций связано с очень большими рисками.

Законодательная база предусматривает привлечение инвестиций на цели модернизации (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры и их гарантированный возврат только через тарифные источники в соответствии с законом № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». То есть все инвестиционные затраты на модернизацию систем теплоснабжения и ее результаты в конечном счете должен оплатить потребитель через инвестиционную составляющую в тарифах на теплоснабжение.

При сегодняшнем уровне тарифов на тепловую энергию, их неупорядоченной системе определений, в том числе и без участия самих потребителей, существенно сужаются возможности реконструкции и модернизации муниципальных систем теплоснабжения. Не обеспечивается в будущем «экономическая» и «физическая» доступность коммунальных услуг потребителям при использовании традиционной технологии реконструкции и модернизации систем теплоснабжения за счет замены оборудования источника теплоснабжения или строительства новой модульной котельной. Тем более не гарантируется возврат инвестиций через инвестиционную составляющую и получение инвесторами обоснованной доходности на инвестированный капитал.

Расчеты показывают, что во многих регионах страны действующие тарифы не обеспечивают «расчетную» себестоимость отпускаемой тепловой энергии, коммунальные службы работают на дотациях из региональных и муниципальных бюджетов.

В то же время коммерческие расчеты за потребленную тепловую энергию через удельные расходы на 1 м 2 отапливаемой площади, как правило, в 1,5–2 раза выше фактически потребленной тепловой энергии.

Поэтому модернизация (реконструкция) систем муниципального теплоснабжения должна производиться путем выбора энергосберегающих и энергоэффективных технологий комплексной технологической модернизации системы от источника до потребителя, снижающих или ликвидирующих непроизводительные потери, при сохранении действующего тарифа. Выделение инвестиционной составляющей в действующем тарифе с привлечением средств потребителей в инвестиционной программе на срок окупаемости инвестиционных затрат может быть достигнута за счет значительного сокращения эксплуатационных расходов, в результате использования энергосберегающих и энергоэффективных технологий.

В качестве примера рассмотрим инвестиционную программу комплексной технологической модернизации систем теплоснабжения, разработанную для муниципального поселка Бавлены Владимирской области.

Суть инвестиционной программы:

■ анализ существующей системы теплоснабжения и определение расчетных данных потребления, выявление наиболее узких мест в системе теплоснабжения, которые отрицательно влияют на энергоэффективность существующей системы;

■ расчет вариантов инвестиционных затрат и эксплуатационных расходов комплексной модернизации систем теплоснабжения;

■ обоснование существующих тарифов и расчете инвестиционной составляющей, обеспечивающей установленный срок окупаемости инвестиций и гарантированный их возврат.

Расчеты показывают, что наиболее привлекательной инвестиционной программой является вариант комплексной технологической модернизации, в которой обеспечивается мотивация потребителя к энергосбережению, с его личным участием:

■ перевод жилого фонда, многоквартирного и многоэтажного на поквартирную систему теплоснабжения с индивидуальными газовыми теплогенераторами в каждой квартире;

Читать еще:  Уровень доходности инвестиционного портфеля

■ перевод потребителей социальной инфраструктуры на автономное теплоснабжение с пристроенными встроенными и крышными котельными без тепловых сетей, в которых возможно использовать высокоэффективное отечественное оборудование. Например, каталитические теплогенераторы (КТГ-0,16; 0,25; 05 и 1,0 МВт), к отличительным особенностям которых относится: высокое КПД (на 3–5 % выше, чем у традиционных котлов) за счет высокой теплонапряженности реакторной зоны; системы предварительного смешения газа и воздуха; беспламенное низкотемпературное каталитическое горение (не более 95 °С); низкий уровень вредных примесей продуктов сгорания: NOx 2 отапливаемой площади, исходя из установленного тарифа – 1 222,18 руб./год.

После установки по инициативе жильцов на части жилых домов тепловых счетчиков оплата ими за потребленное тепло стала осуществляться по показаниям общедомовых счетчиков. Анализ показаний общедомовых счетчиков и показатели счетчика на тепловой сети МУП ЖКХ показывают разницу от 30 до 40 %.

Расчетные данные теплопотребления объектов МУП ЖКХ, произведенные на основании методики МДК 4-0,5.2004, показывают корректность совпадения с данными общедомовых счетчиков.

Таким образом, общее расчетное теплопотребление объектов МУП ЖКХ должно составлять 18 462,5 Гкал/год (табл. 1).

При этом коэффициент энергетической эффективности системы теплоснабжения, находящегося в эксплуатации МУП ЖКХ, равен отношению 18 462,5 /27 231,9 = 0,67.

Таким образом потери в сетях и системах после общего счетчика составляют 33 %.

Инвестиционная составляющая в тарифах и ее учет

В последние годы предприятия массового обслуживания, «жестко» связанные со своими абонентами — энергетическими, телефонными и некоторыми другими, добились права включать в свои тарифы так называемую инвестиционную составляющую — добавочную сумму, предназначенную для финансирования их плановых инвестиций. По некоторым сведениям, инвестиционная надбавка составляет до 12% к тарифу.

Такие надбавки известны в истории народного хозяйства. В Москве в середине 1920-х гг. жильцы квартир, имевших водопроводные краны, платили дополнительную копейку за каждое потребляемое по норме ведро воды. Собираемые таким образом добавочные суммы направлялись на финансирование новых линий, ведущих в те кварталы города, где дома не имели водопроводных вводов. Однако эта практика была недолгой и вскоре отставлена.

Способ расширения зон обслуживания за счет наличных абонентов был отвергнут в законодательном порядке и в области ирригации. В 1927 г. ЦИК и СНК СССР приняли закон о так называемом водном сборе, который должны были уплачивать хлопкоробы и другие хозяйства, обслуживаемые государственными ирригационными системами. По этому закону союзным республикам запрещалось включать в водный сбор какие-либо надбавки, имевшие своей целью улучшение действующих и постройку новых ирригационных систем.

Против смешивания эксплуатационных затрат предприятия с его капитальными вложениями предостерегали «Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости промышленной продукции», принятые в 1955 г. В п. 4ж этого документа было записано: «В планы и отчеты по себестоимости промышленной продукции, а также в плановые и отчетные калькуляции не могут включаться затраты, связанные с осуществлением строительно-монтажных работ и капитальным ремонтом строений и сооружений».

О том, как нынешние предприятия массового обслуживания учитывают целевые суммы, поступающие в их доход от «инвестиционной составляющей», ничего не известно. У финансовых органов нет причины уделять специальное внимание их учету; видимо, этим обстоятельством объясняется тот факт, что в принятых ФБУ он не нашел подобающего отражения.

Инвестиционная составляющая присутствует также в славках так называемой платы за присоединение — для тех случаев, когда к предприятию массового обслуживания присоединяется новый абонент. Эта ставка рассчитана на покрытие не тех затрат, которые понадобились для врезки трубы абонента в магистраль или при скручивании его провода с уличным кабелем, а для финансирования плановых затрат на развитие мощностей обслуживающего предприятия. Однако неизвестно, учитывает обслуживающее предприятие суммы, полученные за присоединение, в качестве фонда капитальных вложений или включает в общую массу своих доходов.

Особая проблема возникает в связи с тем, что ФБУ никак не реагируют на появление в составе таких предприятий опережающих мощностей, т.е. технических средств, рассчитанных на обслуживание будущих абонентов. Когда такие абоненты появятся, возникнет основание «собрать» те средства, которые были затрачены на содержание опережающих мощностей (до их включения), и «предъявить» в соответствующей доле этим абонентам. Такой способ погашения прошлых затрат применяется в мировой практике, именно его называют «платой за присоединение». Плата за присоединение требует выделения опережающих мощностей, а равно затрат на их содержание до момента включения. Но финансовые органы такой учет не особенно волнует. Возможно, именно по этой причине он до сих пор не налажен.

Источник: Шейнин Л. Формы бухгалтерского учета и учетно-экономическая наука // Экономист, № 11, Ноябрь 2016, C. 73-80 Росстат отстранен от ФБУ Некомерческие организации и ФБУ Кто должен разрабатывать ФБУ ​Как асимметрия информации мешает эффективной работе рынка капитала Где пройти курсы 1С в Москве: 1С-Учебный центр №3 Бухгалтерские и управленческие продукты компании 1С уже давно стали стандартом в компаниях нашей страны. Пример сетевой монополии: продукты 1С Под сетевой монополией понимается доминирование единого стандарта взаимодействия в какой-либо сфере. УСН — оптимальный налоговый режим предприятия Самым оптимальным налоговым режимом для организаций является УСН так как при нем ставка налога минимальная. Какие условия для использования УСН и как можно сохранить статус малого предприятия. Оптимизация затрат на бухгалтерский учет Как правило, бухгалтер в небольшой компании — это специалист по учету, налоговый эксперт и юрист в одном лице. Индексация тарифов на услуги естественных монополий

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×