Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиционная привлекательность регионов рф

Инвестиционная привлекательность

Что такое инвестиционная привлекательность? Это показатели инвестиционных проектов, которые затребованы конкретным инвестором. Оцениваются отдельные характеристики преимуществ и минусов инвестиционной политики и объектов инвестирования. Критерии задает конкретный субъект — инвестор.

Инвестиционная привлекательность региона напрямую зависит от инвестиционного климата конкретной страны или региона, а также отрасли. При анализе различных факторов (оценке ВВП, уровня инфляции и процентных ставок, оборота капитала) инвестор делает выводы о благоприятной ситуации для инвестирования.

Также инвестиционный климат оценивается по следующим факторам:

  • Природные ресурсы, экологическая обстановка
  • Развитие инфраструктуры
  • Качество и количество рабочей силы
  • Принципы государственного управления и политическая и экономическая стабильность
  • Налогообложение и упорядоченность в сфере законодательства
  • Социальные условия и другое.

В России регионами с высокой инвестиционной привлекательностью считаются Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Нижегородская, Свердловская, Тюменская, Тульская, Калужская, Ростовская, Ярославская, челябинская области, Якутия, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский и Красноярский края.

Именно в этих регионах фиксируется более 85% всех инвестиций в экономику страны. К регионам со средней инвестиционной привлекательностью относятся практически все оставшиеся территории страны. К самым неперспективным регионам относят Адыгею, Туву, Ингушетию, Чукотку, Алтайский край, Еврейскую автономную область, Калмыкию.

Методы оценки инвестиционной привлекательности в России

Рейтинг привлекательности регионов составляется на основе данных Росстата и ведомств по анализу статистических данных: Минфина, Минсвязи, Минприроды, Банка России и Минфина.

Оцениваются в первую очередь инвестиционный потенциал и инвестиционные риски. Благодаря первому показателю можно понять, какое место в рейтинге занимает тот или иной регион. Второй фактор помогает проанализировать уровень потенциальных сложностей для инвестора в регионе.

Суммарный инвестиционный потенциал включает:

  • Природно-ресурсный
  • Туристический
  • Инновационный
  • Потребительский
  • Инфраструктурный
  • Производственный
  • Трудовой
  • Финансовый
  • Институциональный.

Суммарный инвестиционный риск включает:

  • Финансовый
  • Управленческий
  • Частный
  • Экологический
  • Экономический
  • Криминальный.

Для оценки инвестиционного климата в России важно принимать во внимание приток не только российских, но и иностранных инвестиций. Привлечение зарубежных капиталовложений позволяет получать более высокую прибыль в конкретных отраслях производства.

Россия в качестве страны как региона для инвестирования занимала в 2012-м 120-е место из 183 стран рейтинга. В 2013-м году ООН отметила, что рост притока иностранных инвестиций в страну составил 28%.

Для сравнения уровня инвестиционной привлекательности страны приведем пример в табличном варианте за 2013–2014 гг. Мы видим, что лишь три параметра снизились, все прочие отчетливо демонстрируют динамику роста.

Получение разрешения на строительство

Обеспечение исполнения контрактов

В течение 2014–2016 гг. в России наблюдался инвестиционный коллапс, однако уже в 2017-м инвестиции в экономику выросли на 4,4%, а в 2018-м — на 4,1%.

При общей положительной динамике доля регионов с резким падением уровня инвестиций очень высока: в конце 2018-го она составляла 40% от общего числа регионов страны. Регионы, экономика которых базируется на добыче сырья из-за нестабильности цен на мировом рынке, понизились в рейтинге, это касается, например, Томской области, Ненецкого АО, Алтайского края. Сохраняют свои позиции на уровне стагнации или незначительного роста лишь те области, где развитая оборонная или военная промышленность (Иркутская область, например).

Значительно диверсифицировала риски инвестирования политическая ситуация в стране, масштабное снятие с должностей глав регионов, а также влияние федеральных программ на территорию Крыма и Севастополя.

Централизованная власть стремится к политике унификации управления регионами, что напрямую влияет на уровень распределения субвенций и субсидий. А они, в свою очередь на фоне нестабильной экономики, являются основной поддержкой для крупных инвесторов.

В 2018-м топ-10 регионов с максимальной инвестиционной привлекательностью частично изменился. Новосибирская область потеряла в позициях суммарной привлекательности, зато снизились инвестиционные риски. Топ-лидер инвестиционной привлекательности — Москва — продвинулась на уровень верх по сумме рисков и занимает теперь в рейтинге 12-е место. Это произошло из-за резкого сокращения бюджетирования энергетического, дорожного и жилищно-коммунального хозяйства города. Но при этом в текущее время доля ВВП столицы в России составляет 25%, доля в сфере обрабатывающей промышленности — 18%.

Отрицательное влияние на экономику оказали инвестиции, связанные с недавно прошедшим мундиалем. Вместо планируемого повышения инвестиционной привлекательности регионов на выходе большая часть областей получила практическую стагнацию и даже упадок отдельных отраслей производства.

Развитие инвестиционной привлекательности

Чтобы выправить ситуацию в стране, Минфин разработал инновационную реформу «модельного» бюджета. Регионы будут получать субсидии, определенные по специальному общероссийскому нормативу с корректировкой на особенности региональной специфики. Для каждого региона модель финансирования будет сопоставляться с реальным бюджетом. Данная модель позволит отследить, в каком регионе неэффективно используются и расходуются средства, и где из областей планировать повышение трансфертов.

Модель частично применена в 2017-м году: примерно 20% всех субсидий распределено по модельному принципу. В 2018-м — уже 30% бюджета было распределено в формате модельного финансирования. Результаты уже есть: более половина регионов, которая дотировалась из бюджета, распределяла бюджетные дотации нерационально, вследствие чего финансирование было урезано. В неблагоприятные с точки зрения рисков регионы вошли Калининградская область, Чукотка, Ингушетия, Севастополь и другие области.

Итоговый рейтинг топ-10 инвестиционной привлекательности регионов на 2018–2019 гг. выглядит следующим образом.

Национальный рейтинг

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Первый полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. Работу региональных команд по созданию комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах Российской Федерации. В 2016 году исследование охватило все 85 регионов России. В 2017 году в рейтинге на общих условиях приняли участие все регионы России, 51 регион продемонстрировал общий рост интегрального показателя по сравнению с прошлым годом. В 2018 году рост в рейтинге продемонстрировали 78 регионов.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕЙТИНГА

В 2019 году презентация результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ состоится 7 июня на площадке Петербургского международного экономического форума.

  • По группам
  • По федеральным округам

Методология

Методология включает в себя три ключевых элемента: систему показателей, принципы сбора и обработки данных, методику расчета результатов. При разработке методологии учтен опыт существующих отечественных и международных рейтингов и иных механизмов оценки инвестиционного климата.

Структура рейтинга

Система показателей Рейтинга разработана с учетом лучшего отечественного и мирового опыта, направленного на оценку состояния инвестиционного климата, а также с учетом опыта пилотной апробации рейтинга в 2014 году.

Рейтинг Рейтинг рассчитывается по 44 показателям по 4 направлениям:

  • Регуляторная
    среда
  • Институты
    для бизнеса
  • Инфраструктура
    и ресурсы
  • Поддержка малого
    предпринимательства
  • Показатели
    вне Рейтинга

Качество предоставления государственных услуг – показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).

Вне рамок Рейтинга проводится сбор данных по 31 дополнительному показателю в целях анализа их применимости для включения в методологию в будущих периодов, а так же для выявления лучших практик в регионах по показателям, не включенным в Рейтинг.

Сбор и первичная
обработка данных

Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.

Выделяются три различных подхода к формированию выборок для опросов:

  • Показатели, оцениваемые
    путем экспертной оценки
  • Показатели, оцениваемые путем
    опроса предпринимателей из общей
    генеральной совокупности
  • Показатели, оцениваемые путем
    опроса предпринимателей из специальных
    генеральных совокупностей

Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ).

Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20.

Опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия.

Читать еще:  Инвестиции представляют собой ресурсы

Для каждого региона строится общая выборка предприятий на основе данных официальной региональной статистики о количестве действующих предприятий. В основу структуры выборочной совокупности закладываются критерии репрезентативности: размер предприятия, определяемый по ФЗ числом сотрудников и годовым объемом выручки, а также отрасль, согласно коду ОКВЭД. Предприятия-респонденты выбираются по квотам случайным образом из базы данных предприятий «Спарк-Интерфакс». Принцип случайности отбора респондентов обеспечивается механическим путем внутри сформированной совокупности по каждому из регионов.

Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).

Данная выборка формируется с помощью невероятностного отбора одноступенчатым способом.

Отбор осуществляется «целевым» (направленным) способом. Отбор респондентов осуществляется по критериям, описанным в гл. 5 Методологии — например, реальный опыт взаимодействия предпринимателей с органами власти по тем или иным вопросам либо получение определенных услуг, столкновение с определенными ситуациями и т.п.

Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям).

Из заданной совокупности случайным образом опрашивается необходимое количество респондентов. При необходимости базовая совокупность может быть рекрутирована несколько раз.

Внутри каждой из базовых совокупностей осуществляется механический (систематический) отбор. Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона настоящего исследования – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).

Методика
расчета результатов

  • Уровни представления
    результатов рейтинга
  • Агрегирование

После формирования массива исходных данных результат Рейтинга рассчитывается и представляется на четырех уровнях:

Переходы от одного уровня представления данных к другому осуществляются путем агрегирования.Все переходы агрегирования можно разделить на два качественно разных этапа.

Этап 1: переход от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем субъектам РФ в единой шкале (переход от уровня исходных данных к уровню показателей).

В собранных исходных данных может быть несколько характерных проблем:

  • В них могут быть выбросы;
  • Некоторые данные могут быть пропущены (быть недостаточного качества для использования).

Также области значений всех показателей достаточно сильно различаются и после всех дополнительных преобразований для удобства восприятия все их нужно привести к одной шкале 0-100-баллов:

  • 0 – самый плохой, 100 – самый хороший;
  • В случаях, когда для показателя требовалось нормирование с использованием восстановленной плотности, ни один регион может не получить значения 0 или 100.

Таким образом, для перехода от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем регионам в единой шкале необходимо пройти следующую последовательность шагов, стандартную для работы с данными в рейтингах:

Обработка выбросов в исходных данных

Проверка на наличие выбросов осуществляется только для типа данных «опрос-числовые параметры». К таким показателям, например, относится среднее время регистрации юридических лиц или среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство. Выбросами считаются ответы отдельных респондентов, которые отклоняются от медианного ответа больше чем на 2 сигма, что соответствует попаданию в 2% хвост стандартного нормального распределения. Расчет стандартных отклонений от медианы ответов респондентов, а не от среднего, обусловлен тем, что при малом количестве ответов и экстремальных выбросах среднее значение заметно смещается в сторону выбросов. Это приводит к тому, что ответы, которые явно являются выбросами, могут не попадать в 2% хвост распределения.

Попадание в 2% хвост распределения не является жестким требованием для определения выбросов и может меняться в зависимости от характера полученных данных. Например, если при определении выбросов изначальным методом систематически обнаруживаются ответы, которые, явно являются выбросами, но не попадают в 2% хвост распределения, то имеет смысл увеличить зону выбросов, например, до 3% и оценить результат.

Расчет показателей

После обработки выбросов в опросных числовых данных, ответы респондентов агрегируются для получения единой оценки по показателю. Так, например, среднее время подключения к электросетям рассчитывается по отдельным ответам респондентов. Ответы в натуральных величинах на вопрос о времени подключения к электросетям агрегируются в одну цифру для субъекта РФ – среднее время подключения к электросетям. По показателям удовлетворенности для каждого респондента, считается средняя оценка по различным критериям удовлетворенности. Затем аналогичные оценки, полученные для всех респондентов, усредняются и получается средняя оценка удовлетворенности по региону в целом. Более подробное описание см. в документе «Таблица расчёта показателей».

Восстановление пропущенных данных

Исходные данные по некоторым субъектам РФ /показателям могут быть недостаточно качественными (например, количество респондентов в регионе ниже целевых значений, что серьезно повышает процент погрешности результата, большое количество ошибок в ответах респондентов и экспертов) или могут быть пропущены. Такие случаи необходимо обрабатывать особым образом.

Для расчета Рейтинга в случае отсутствия данных, их недостаточного количества или их низкого качества используется восстановление значения. Возможны четыре типа восстановлений: 1) по наихудшему значению для данного показателя по всем регионам, 2) по средней перцентиле данного региона по всем показателям, 3) с использованием данных по прошлому году для данной пары регион-показатель, 4) для парных показателей «среднее время – среднее количество процедур» пропущенное значение восстанавливается по наихудшему значению группы парного показателя, если оно имеется. Тип восстановления задается экспертно.

Восстановленное значение используется исключительно для целей расчета Рейтинга, однако оно не является результатом региона по пропущенному показателю. Восстановленное значение не сообщается региону при раскрытии результатов Рейтинга (т.е. по пропущенному показателю в карточке региона ставится прочерк).

Приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием

В последнем шаге первого этапа агрегирования все значения показателей приводятся к шкале от 0 до 100 при помощи пропорционального линейного масштабирования. При этом 100 баллов соответствует наилучшему результату, а 0 – наихудшему. Если по показателю известны теоретические границы (т.е. минимально и максимально возможные значения), то к нему применяется преобразование

если показатель является возрастающим , и преобразование

если показатель является убывающим . Обычно данное преобразование применяется к показателям типа «опрос-удовлетворенность» и «экспертная оценка».

Если же по показателю теоретические границы не известны, то к нему применяется несколько иное линейное преобразование

x_norm= 100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),

если показатель является возрастающим , и преобразование

x_norm= 100-100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),

если показатель является убывающим.

Здесь minX и maxX — выборочные минимум и максимум значений показателя (по всем регионам), а ▁x и ¯x – значения оцененной функции распределения показателя в точках minX и maxX соответственно. Данное преобразование обычно применяется для показателей типа «опрос — числовые параметры» и для статистических показателей

Этап 2: переход между уровнями представления информации (от показателей к факторам, от факторов к направлениям, от направлений к интегральному индексу).

Факторы рассчитываются как средние значения, входящих в него показателей. Направления – как средние значения, входящих в него факторов. Интегральный индекс рассчитывается как сумма индексов по направлениям, и таким образом, ограничен шкалой от 0 до 400.

Национальный рейтинг

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Первый полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. Работу региональных команд по созданию комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах Российской Федерации. В 2016 году исследование охватило все 85 регионов России. В 2017 году в рейтинге на общих условиях приняли участие все регионы России, 51 регион продемонстрировал общий рост интегрального показателя по сравнению с прошлым годом. В 2018 году рост в рейтинге продемонстрировали 78 регионов.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕЙТИНГА

В 2019 году презентация результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ состоится 7 июня на площадке Петербургского международного экономического форума.

  • По группам
  • По федеральным округам

Методология

Методология включает в себя три ключевых элемента: систему показателей, принципы сбора и обработки данных, методику расчета результатов. При разработке методологии учтен опыт существующих отечественных и международных рейтингов и иных механизмов оценки инвестиционного климата.

Читать еще:  Фз 39 об инвестиционной деятельности

Структура рейтинга

Система показателей Рейтинга разработана с учетом лучшего отечественного и мирового опыта, направленного на оценку состояния инвестиционного климата, а также с учетом опыта пилотной апробации рейтинга в 2014 году.

Рейтинг Рейтинг рассчитывается по 44 показателям по 4 направлениям:

  • Регуляторная
    среда
  • Институты
    для бизнеса
  • Инфраструктура
    и ресурсы
  • Поддержка малого
    предпринимательства
  • Показатели
    вне Рейтинга

Качество предоставления государственных услуг – показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).

Вне рамок Рейтинга проводится сбор данных по 31 дополнительному показателю в целях анализа их применимости для включения в методологию в будущих периодов, а так же для выявления лучших практик в регионах по показателям, не включенным в Рейтинг.

Сбор и первичная
обработка данных

Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.

Выделяются три различных подхода к формированию выборок для опросов:

  • Показатели, оцениваемые
    путем экспертной оценки
  • Показатели, оцениваемые путем
    опроса предпринимателей из общей
    генеральной совокупности
  • Показатели, оцениваемые путем
    опроса предпринимателей из специальных
    генеральных совокупностей

Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ).

Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20.

Опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия.

Для каждого региона строится общая выборка предприятий на основе данных официальной региональной статистики о количестве действующих предприятий. В основу структуры выборочной совокупности закладываются критерии репрезентативности: размер предприятия, определяемый по ФЗ числом сотрудников и годовым объемом выручки, а также отрасль, согласно коду ОКВЭД. Предприятия-респонденты выбираются по квотам случайным образом из базы данных предприятий «Спарк-Интерфакс». Принцип случайности отбора респондентов обеспечивается механическим путем внутри сформированной совокупности по каждому из регионов.

Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).

Данная выборка формируется с помощью невероятностного отбора одноступенчатым способом.

Отбор осуществляется «целевым» (направленным) способом. Отбор респондентов осуществляется по критериям, описанным в гл. 5 Методологии — например, реальный опыт взаимодействия предпринимателей с органами власти по тем или иным вопросам либо получение определенных услуг, столкновение с определенными ситуациями и т.п.

Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям).

Из заданной совокупности случайным образом опрашивается необходимое количество респондентов. При необходимости базовая совокупность может быть рекрутирована несколько раз.

Внутри каждой из базовых совокупностей осуществляется механический (систематический) отбор. Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона настоящего исследования – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).

Методика
расчета результатов

  • Уровни представления
    результатов рейтинга
  • Агрегирование

После формирования массива исходных данных результат Рейтинга рассчитывается и представляется на четырех уровнях:

Переходы от одного уровня представления данных к другому осуществляются путем агрегирования.Все переходы агрегирования можно разделить на два качественно разных этапа.

Этап 1: переход от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем субъектам РФ в единой шкале (переход от уровня исходных данных к уровню показателей).

В собранных исходных данных может быть несколько характерных проблем:

  • В них могут быть выбросы;
  • Некоторые данные могут быть пропущены (быть недостаточного качества для использования).

Также области значений всех показателей достаточно сильно различаются и после всех дополнительных преобразований для удобства восприятия все их нужно привести к одной шкале 0-100-баллов:

  • 0 – самый плохой, 100 – самый хороший;
  • В случаях, когда для показателя требовалось нормирование с использованием восстановленной плотности, ни один регион может не получить значения 0 или 100.

Таким образом, для перехода от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем регионам в единой шкале необходимо пройти следующую последовательность шагов, стандартную для работы с данными в рейтингах:

Обработка выбросов в исходных данных

Проверка на наличие выбросов осуществляется только для типа данных «опрос-числовые параметры». К таким показателям, например, относится среднее время регистрации юридических лиц или среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство. Выбросами считаются ответы отдельных респондентов, которые отклоняются от медианного ответа больше чем на 2 сигма, что соответствует попаданию в 2% хвост стандартного нормального распределения. Расчет стандартных отклонений от медианы ответов респондентов, а не от среднего, обусловлен тем, что при малом количестве ответов и экстремальных выбросах среднее значение заметно смещается в сторону выбросов. Это приводит к тому, что ответы, которые явно являются выбросами, могут не попадать в 2% хвост распределения.

Попадание в 2% хвост распределения не является жестким требованием для определения выбросов и может меняться в зависимости от характера полученных данных. Например, если при определении выбросов изначальным методом систематически обнаруживаются ответы, которые, явно являются выбросами, но не попадают в 2% хвост распределения, то имеет смысл увеличить зону выбросов, например, до 3% и оценить результат.

Расчет показателей

После обработки выбросов в опросных числовых данных, ответы респондентов агрегируются для получения единой оценки по показателю. Так, например, среднее время подключения к электросетям рассчитывается по отдельным ответам респондентов. Ответы в натуральных величинах на вопрос о времени подключения к электросетям агрегируются в одну цифру для субъекта РФ – среднее время подключения к электросетям. По показателям удовлетворенности для каждого респондента, считается средняя оценка по различным критериям удовлетворенности. Затем аналогичные оценки, полученные для всех респондентов, усредняются и получается средняя оценка удовлетворенности по региону в целом. Более подробное описание см. в документе «Таблица расчёта показателей».

Восстановление пропущенных данных

Исходные данные по некоторым субъектам РФ /показателям могут быть недостаточно качественными (например, количество респондентов в регионе ниже целевых значений, что серьезно повышает процент погрешности результата, большое количество ошибок в ответах респондентов и экспертов) или могут быть пропущены. Такие случаи необходимо обрабатывать особым образом.

Для расчета Рейтинга в случае отсутствия данных, их недостаточного количества или их низкого качества используется восстановление значения. Возможны четыре типа восстановлений: 1) по наихудшему значению для данного показателя по всем регионам, 2) по средней перцентиле данного региона по всем показателям, 3) с использованием данных по прошлому году для данной пары регион-показатель, 4) для парных показателей «среднее время – среднее количество процедур» пропущенное значение восстанавливается по наихудшему значению группы парного показателя, если оно имеется. Тип восстановления задается экспертно.

Восстановленное значение используется исключительно для целей расчета Рейтинга, однако оно не является результатом региона по пропущенному показателю. Восстановленное значение не сообщается региону при раскрытии результатов Рейтинга (т.е. по пропущенному показателю в карточке региона ставится прочерк).

Приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием

В последнем шаге первого этапа агрегирования все значения показателей приводятся к шкале от 0 до 100 при помощи пропорционального линейного масштабирования. При этом 100 баллов соответствует наилучшему результату, а 0 – наихудшему. Если по показателю известны теоретические границы (т.е. минимально и максимально возможные значения), то к нему применяется преобразование

если показатель является возрастающим , и преобразование

если показатель является убывающим . Обычно данное преобразование применяется к показателям типа «опрос-удовлетворенность» и «экспертная оценка».

Если же по показателю теоретические границы не известны, то к нему применяется несколько иное линейное преобразование

x_norm= 100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),

Читать еще:  Инвестиционное соглашение кто инвестор

если показатель является возрастающим , и преобразование

x_norm= 100-100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),

если показатель является убывающим.

Здесь minX и maxX — выборочные минимум и максимум значений показателя (по всем регионам), а ▁x и ¯x – значения оцененной функции распределения показателя в точках minX и maxX соответственно. Данное преобразование обычно применяется для показателей типа «опрос — числовые параметры» и для статистических показателей

Этап 2: переход между уровнями представления информации (от показателей к факторам, от факторов к направлениям, от направлений к интегральному индексу).

Факторы рассчитываются как средние значения, входящих в него показателей. Направления – как средние значения, входящих в него факторов. Интегральный индекс рассчитывается как сумма индексов по направлениям, и таким образом, ограничен шкалой от 0 до 400.

Статистический анализ инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 22.06.2019 2019-06-22

Статья просмотрена: 211 раз

Библиографическое описание:

Булгакова, В. С. Статистический анализ инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации / В. С. Булгакова, К. В. Кудринская, В. Я. Ревякина, С. Н. Рощупкина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 181-186. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60975/ (дата обращения: 07.04.2020).

Расстановка политических и экономических сил в мире за последнее десятилетие заметно изменилась, что не могло не сказаться на национальной экономике государств, в частности, экономике России.

Сегодня средние темпы экономического роста Российской Федерации достаточно сильно уступают среднемировым. По данным Всемирного Банка (ВБ) за 2018-ый год российская экономика выросла на 1,6 %, а мировая — на 3,0 %. И хотя на 2019-ый год ВБ прогнозирует снижение роста мировой экономики на 0,1 процентных пункта (п.п.), Россия не меняет своих позиций, ожидая 1,5 % рост [1]. Очевидна необходимость модернизации экономической политики страны с целью увеличения темпов роста экономики, а следовательно — повышения уровня благосостояния в целом.

Задача увеличения экономического роста, и ранее в достаточной степени являвшаяся актуальной, в настоящее время приобретает первостепенное значение для Российской Федерации. В первую очередь, необходимо определить ряд основных факторов, которые формируют оценку темпов роста экономики, а также измерить степень влияния на её формирование каждого отдельного фактора.

Исследованиями в этой области занимались и до сих пор продолжают заниматься представители различных сфер научного сообщества. Экономисты, математики, политологи и социологи предлагают свои экономические модели, направленные на стимулирование роста экономики. Можно отдельно отметить работы Аксёновой С. и Иванова Г. И., Пронина А. С. и Третьякова А. Г., Чиненова М. В., Гришиной И., Шахназарова А. и Ройзман И., в которых особое место уделяется изучению понятия «инвестиционная привлекательность» и его значимости для социально-экономического развития страны.

В августе 2011 года были опубликованы материалы по инновационному развитию России «Стратегия 2020» [2]. Данную программу разработала комиссия по высоким технологиям и инновациям по поручению Председателя Правительства РФ. «Стратегия 2020» определила инновационное развитие России с 2011 по 2020 годы. Согласно ей, одним из главных направлений передового экономического развития в различных секторах является развитие экономики регионов, инвестирование в различные территории РФ и моногорода. Этот факт указывает на значительное влияние уровня инвестиционной привлекательности субъектов России на оценку темпов роста национальной экономики. Такая взаимосвязь определяется отчасти еще и тем, что любая идея, применяемая на уровне страны, должна применяться соответственно и внутри регионов, для которых, в свою очередь, также характерны локальные точки роста [3]. Итак, анализ инвестиционной привлекательности регионов РФ сегодня является особенно актуальной задачей.

Инвестиционная привлекательность региона (ИПР) — это интегральная характеристика региона с позиций перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционного риска [4]. Следовательно, ИПР — значимый фактор социально-экономического развития, который косвенно отражает состояние финансовых, социальных и правовых институтов региона.

Анализ латентных категорий социально-экономического развития — это исследование, которое представляет собой статистическую обработку эмпирических данных. В его основе лежит синтез экономической теории, экономических измерений и соответствующего математического инструментария.

Приоритетная цель такого анализа — установление вполне определенных количественных взаимосвязей с помощью подходящего математического аппарата [5]. Говоря иначе, необходимо построить модельное описание конкретных количественных взаимосвязей, существующих между анализируемыми показателями.

Конечная прикладная цель производимого исследования заключается в имитации различных возможных сценариев социально-экономического развития анализируемой системы, когда статистически выявленные взаимосвязи между характеристиками изучаемого показателя используются для прослеживания того, как возможные изменения тех или иных поддающихся регулированию параметров скажутся на значениях интересующих нас «выходных» характеристик.

Одной из главных составляющих социально-экономической политики, действующей в пределах данного региона, является региональная инвестиционная политика. Основные её функции:

– регламентация инвестиционной деятельности в пределах территории региона с целью развития его экономики;

– исключение структурных сдвигов в экономике;

– включение в ЕЭП (единое экономическое пространство) национальных хозяйств отдельных регионов;

– модернизация рынка c учетом избранных приоритетов для эффективного развития региональной экономики.

Россия, имея федеративное устройство, подвергает региональную инвестиционную политику постоянному влиянию государственной инвестиционной политики. Стоит, однако, отметить, что инвестиционная политика России не направлена на «механическое» объединение политик регионов, представляя собой более общее понятие по сравнению с понятием инвестиционной политики регионального уровня [5]. Основная её цель — увеличение внутренней конкурентоспособности, следовательно, и повышение уровня инвестиционной привлекательности регионов.

Ввиду того, что инвестиционная политика каждого региона учитывает множество факторов, оказывающих влияние на степень её эффективности, инвестиционная привлекательность субъектов РФ достаточно сильно разнится. Поэтому при ее оценке часто приходится прибегать к значительной дифференциации факторов, характеризующих инвестиционную ситуацию в регионе [6].

В рамках данного исследовании предлагается рассматривать инвестиционную привлекательность региона как оценочную субъективно-объективную характеристику, позволяющую потенциальному инвестору получить представление о синтезе сформировавшихся в регионе факторов, обуславливающих возможности и ограничения реализации инвестиционных задач при вложении капитала в регион иили его субъекты в текущее время с дальнейшими перспективами. Из определения следует прямая зависимость инвестиционной активности региона от его инвестиционной привлекательности.

Стоит отметить, что в условиях статистического анализа отбор факторов для построения эконометрической модели производится с учётом некоторых требований. Так как важна наглядность результатов, факторы должны быть количественно измеримы. Предпочтительны также факторы, отражающие уровень динамики значимых процессов (показателей) на выбранном временном интервале.

В основе данного анализа лежит создание модели для оценки эффективности привлечения инвестиций. Так как высокая инвестиционная активность означает наличие условий инвестирования, влияющих на предпочтение инвестора в выборе того или иного объекта вложения средств, то вполне разумно рассматривать как основную характеристику показатель объёма инвестиций в основной капитал региона [7]. Объём инвестиций — результирующая переменная исследуемой модели.

Определим ряд факторных признаков, т. е. выберем экзогенные переменные для построения эконометрической модели. Природно-ресурсный потенциал преимущественно зависит от уровня добычи полезных ископаемых. Финансовые возможности можно охарактеризовать, зная среднедушевой денежный доход и величину задолженности по кредитам в рублях, предоставленным кредитными организациями юридическим лицам, производственные же — зная стоимость основных фондов и размеры затрат на научные исследования. Чтобы иметь представление об уровне развития инфраструктуры рынка, включим в факторный ряд показатели объёма работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» и числа предприятий и организаций. Следует учесть состояния товарных рынков, поэтому добавим также показатели оборота розничной торговли и ВРП на душу населения. Нельзя оставить без внимания социально-политическую обстановку — дополним ряд показателями уровня безработицы, удельного веса численности населения в трудоспособном возрасте в общей численности, а также удельного веса лиц с высшим образованием в общей численности занятых. Долю риска определим числом преступлений экономической направленности.

Речь идет о небольшом периоде времени — несколько последних лет — с 2007 по 2016гг. Анализ предлагается производить в два этапа. В начале рассмотрим первый этап. Для каждого года рассматриваемого периода (с 2007 по 2016гг.) можно построить модель множественной линейной регрессии по девятнадцати зафиксированным наблюдениям. Отдельное наблюдение представляет собой набор значений исследуемых 13 факторов для региона (по данным Федеральной службы государственной статистики) и значение натурального логарифма объема инвестиций в регион в текущем году. Исследуются 19 регионов РФ с наибольшим объемом инвестиций по данным Росстата [8] за 2018г. (см. табл.1).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×