Finkurier.ru

Журнал про Деньги
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инвестиционная деятельность субъектов рф

Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации

Рассмотрение особенностей осуществления инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации. Стимулирование и развитие иностранных инвестиций. Формирование максимально подходящих условий для начала и развития бизнеса и инвестирования в России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Современными существенными проблемами экономики Российской Федерации являются стимулирование и развитие инвестиционной деятельности. Осуществление данной задачи была возложена на Агентство стратегических инициатив (АСИ). Порекомендованные Агентством стратегических инициатив положение по обследованию и осуществлению инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации стали базой для принятия региональных инвестиционных стратегий и развития инвестиционной политики.

Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации пребывает под воздействием целого ряда факторов, которые условно делят на объективные и субъективные. К категории объективных факторов относят:

1) сформированное размещение производства и региональное разделение труда (наличие инвестиционно привлекательных сфер и производств, либо их недостаток, отраслевая структура инвестиций и формы их осуществления применительно к отраслевым особенностям региона);

2) природно-климатические характеристики региона и географическое расположение (общедоступность инвестиционных объектов, «затратность» инвестиций);

3) законодательное обеспечение инвестиционного механизма.

В категорию субъективных факторов, характеризующих степень инвестиций в экономику и темпы их прироста, входят:

1) бюджетная независимость региона (ресурсы регионального бюджета);

2) уровень инициативности согласно получению федеральных инвестиционных средств (средства федерального бюджета);

3) региональная инвестиционная политика Правительства Российской Федерации;

4) внезапные риски природного и техногенного характера [4].

Формирование максимально подходящих условий для начала и развития бизнеса и инвестирования, а кроме того с целью повышения конкурентоспособности региона считается одной из основных задач региональной экономической политики.

Ставропольский край обладает выгодным географическим расположением, выделяясь на фоне других регионов государства, наличием значительных запасов природных ресурсов, является одним из наиболее динамично развивающихся промышленно-аграрных регионов Северо-Кавказского федерального округа РФ, и является достаточно привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов. Динамика инвестиционных вложений в регион представлена на рисунке 1.

бизнес инвестирование россия

Рисунок 1 Динамика инвестиционных вложений в Ставропольский край в 2012-2016гг., млрд. руб. [3].

В настоящее время Ставропольский край — это деловой и инвестиционно-привлекательный центр Кавказа. Промышленный комплекс края имеет свыше четырехсот крупных и средних предприятий. Он обеспечивает четверть валового регионального продукты, 72% краевого экспорта. В крае высоко развита химическая промышленность, машиностроение, электротехническая промышленность, нефтедобывающая, стекольная. Совместно с этим, развивающиеся отрасли продолжают увеличивать объемы инновационной составляющей, что делает их конкурентоспособными на общероссийском и мировом рынках.

Согласно сведениям государственного рейтингового агентства «Эксперт РА» в рейтинге инвестиционного потенциала регионов РФ Ставропольский край занимает 23-е место.

Далее следует показать наиболее подробное рассмотрение составляющих инвестиционного риска Ставропольского края.

Таблица 1 Динамика составляющих рейтинга инвестиционного риска Ставропольского края 2014-2016гг. [1]

Средневзвешенный индекс риска (Россия = 1)

Что касается инвестиционных рисков на территории Ставропольского края, возможно отметить очевидное ухудшение ситуации: увеличение финансового, социального, криминального и управленческого рисков, что означает замедление в экономическом развитии, наличие общественной напряженности, снижение развитости системы управления в регионе.

Для решения всех выше отмеченных проблем на региональном уровне необходимо выработать инвестиционную политику, в основе которой необходимо указать не просто стремление достичь конкретного уровня инвестиций, а восприятие особенностей региональных инвестиционных процессов и их разворачивание в нужной направленности.

Инвестиционная политика региона обязана быть ориентирована на формирование инструментов стимулирования и привлечения внешних касательно региона инвестиций и доведение данной информации до потенциальных инвесторов. Целесообразно совершенствовать и использовать инструменты финансово-экономической поддержки инвестиционной деятельности. Эти инструменты находятся в системе фискального и финансового механизмов региона. С помощью фискальных механизмов осуществляется сокращение налогового бремени для инвесторов и достигается сокращение этапа окупаемости инвестиционных проектов. Финансовые побудительные механизмы состоят в представлении инвесторам прямых дотаций в рамках реализации конкретных проектов либо в оказанной поддержки, обладающей определённым денежным выражением. В числе конкретных инструментов такого рода помощи в настоящее время входят:

— временное полное или частичное освобождение от уплаты налогов в бюджеты субъектов Федерации (налог на прибыль, налог на имущество предприятий) и местные бюджеты (налог на прибыль, земельный налог);

— отсрочка или рассрочка уплаты налогов в региональные и местные бюджеты;

— предоставление инвестиционных налоговых кредитов;

— предоставление инвесторам гарантий и поручительств за счет регионального и муниципальных бюджетов в рамках, установленных бюджетным законодательством РФ;

— льготная ставка арендной платы за пользование земельными участками и имуществом, находящимися в государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности;

— участие региона в уставном капитале предприятий;

— предоставление субвенций за счет средств регионального и местных бюджетов за выпущенную продукцию;

— субсидирование процентной ставки по кредитам банков [2].

Для повышения инвестиционной привлекательности также необходимо повышать конкурентоспособность во многих сферах своей деятельности на внутреннем и внешних рынках на основе внедрения современных технологических разработок. Эта цель необходима для того, чтобы опередить нашего конкурента-соседа — Краснодарский край (по данным национального рейтингового агентства «Эксперт РА» в рейтинге инвестиционного потенциала регионов РФ Краснодарский край занимает 4-е место).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие, функции и основные принципы межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации. Анализ распределения средств из федерального бюджета на развитие регионального налогового потенциала. Прогноз экономического развития Новосибирской области.

курсовая работа [111,0 K], добавлен 22.09.2014

Организация и перспективы развития бюджетного взаимодействия регионального и местных бюджетов в субъектах Российской Федерации. Оценка доходного потенциала и механизм распределения финансовой помощи муниципальным образованиям в Республике Мордовия.

дипломная работа [332,2 K], добавлен 24.07.2011

Анализ принципов осуществления инвестиционной деятельности. Источники и методы инвестирования: самофинансирование, акционирование, кредитование инвестиций, лизинг. Главные аспекты разработки инвестиционной деятельности. Налоговое регулирование инвестиций.

курсовая работа [241,0 K], добавлен 05.11.2010

Понятие и формы инвестиционной деятельности, ее правовое регулирование. Сущность субъекта инвестиционной деятельности. Признаки инвестиционного договора и положение иностранного инвестора. Тенденции развития регулирования инвестиционной деятельности.

курсовая работа [50,0 K], добавлен 13.12.2010

Теоретические основы инвестиционной политики государства, определение ее особенностей, как инструмента макроэкономического регулирования. Оценка инвестиционной ситуации в РФ, проблемы, пути повышения эффективности регулировки инвестиционной деятельности.

дипломная работа [79,8 K], добавлен 15.02.2010

Необходимость государственного управления инвестициями (капитальными вложениями). Оценка инвестиционной ситуации в России. Этапы осуществления инвестиционной политики предприятия. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

реферат [29,4 K], добавлен 22.02.2010

Содержание основных теорий прямых иностранных инвестиций. Рейтинги благоприятности инвестиционного климата. Виды совокупного потенциала региона. Оценка законодательного риска инвестирования. Проблемы и направления инвестиционной деятельности в России.

курсовая работа [36,3 K], добавлен 30.03.2015

Механизм привлечения и управления иностранными инвестициями. Условия осуществления иностранного инвестирования. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности. Изучение влияния иностранных инвестиций на экономику развития принимаемого государства.

курсовая работа [334,5 K], добавлен 23.12.2014

Макроэкономические и микроэкономические гипотезы прямых иностранных инвестиций. Модели инвестиций в теории внешней торговли. Общее понятие про инвестиционный климат. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации.

Читать еще:  Вкладыш в трудовую

курсовая работа [76,3 K], добавлен 06.06.2012

Сущность иностранных инвестиций и их значение в мировой экономике. Условия осуществления иностранного инвестирования. Основные формы иностранных инвестиций. Роль и специфика иностранных инвестиций в развитии мировой экономики и в частности России.

курсовая работа [56,0 K], добавлен 19.05.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Объекты и субъекты инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность это процесс обеспечивающий преобразование одних видов ресурсов в другие и их накопление. Каждый процесс включает в себя лиц, которые ведут его. Таких лиц называют участниками процесса. Главными участниками инвестиционной деятельности будут являться инвесторы, физические и юридические лица (банки, страховые компании и т.п.).

Объекты и субъекты инвестиционной деятельности это лица (субъекты), инвестирующие капитал в активы (объекты), удовлетворяющие их инвестиционным целям.

Субъекты

Субъектом инвестиционной деятельности является физическое либо юридическое лицо, вовлеченное в инвестиционные отношения. Субъект это прямой участник процесса и одна из сторон инвестиционной сделки.

Каждый субъект (участник), характеризуется несколькими характерными особенностями:

  • наличие инвестиционных ресурсов
  • желание предоставить собственный капитал в инвестиционных целях
  • использование определенных инвестиционных инструментов и механизмов
  • особое инвестиционное поведение.

Именно от того какой субъект с каким объектом взаимодействует, от того каков характер этих отношений и происходит классификация участников данного процесса.

Необходимо оговориться, что отношения между субъектами инвестиционной деятельности определяются инвестиционным контрактом. В договоре прописываются условия, обязанности и ответственность сторон, а также срок его действия. Очень важно наличие пункта раскрывающего процедуру изменений текущих договоренностей, либо невозможность их изменения соответственно.

Финансовое инвестирование характеризует в основном его основная цель – это получение прибыли, а также активы, благодаря которым она извлекается. Местом для вложения капитала инвесторы выбирают ценные бумаги и финансовые инструменты.

Субъекты финансовой инвестиционной деятельности:

  • брокерские и управляющие компании, трейдеры, дилинговые центры
  • страховые компании
  • юридические компании
  • институциональные и частные инвесторы
  • банки и прочие кредитные организации
  • авторы идеи.

При прямых вложениях, инвесторов в первую очередь интересуют реальные объекты экономики. В такой ситуации запускается цепочка инвестиционной деятельности, включающая в себя огромное количество участников (заказчики работ, исполнители или подрядчики, инвесторы, поставщики и др.).

Субъектами (участниками) прямой инвестиционной деятельности являются:

  • заказчик работ, автор инвестиционного проекта либо бизнес идеи
  • исполнители работ, подрядчики
  • поставщики материалов, сырья, оборудования
  • частные и другие инвесторы
  • пользователи инвестпроекта
  • соинвесторы
  • страховые организации
  • кредитные учреждения, банки, фонды, предоставляющие финансирование
  • меценаты.

Объекты

В условиях глобальной экономики и её движения в сторону освоения цифровых технологий и их коммерциализации, объектом инвестиций способен стать актив, который ещё несколько лет никто не рассматривал как потенциальный источник дохода.

Объектом инвестиционной деятельности является актив, выраженный в материальной либо нематериальной форме и способный удовлетворить запросы инвестора.

Главный и основной объект инвестирования это инвестиционная идея, выраженная в форме инвестиционного проекта/бизнес-плана/инвестиционной стратегии.

В многообразии инвестиционных предложений, которые существует на рынке, классификация объектов инвестирования достаточно проблематична.

Критерии оценки:

  • размер ожидаемой прибыли
  • величина существующих инвестиционных рисков
  • период вложений или срок получения инвестиционного дохода
  • форма актива.

Далее, подробно рассмотрим актуальные объекты инвестиционной деятельности с примерами.

В нашей стране наиболее распространены и доступны финансовые инвестиции. Их популярности способствует низкий порог для входа, доступность некоторых инвестиционных стратегий и инструментов для заработка даже для новичков.

И так, видами объектов финансовой инвестиционной деятельности считаются:

  • ценные бумаги (ключевой актив фондовых рынков, наибольшей популярностью обладают акции и облигации. Эти объекты инвестирования всем хорошо известно. Их покупка может осуществляться как с целью получения дохода, так и с целью участия в управленческой деятельности компании, бумаги которой были приобретены)
  • производные финансовые инструменты
  • передача собственного капитала в доверительное управление управляющей компании (подходит для начинающих инвесторов с небольшим опытом)
  • инвестирование в ПАММ/ПИФ.

Для крупных и более опытных инвесторов прекрасно подходят активы, обладающие материальной формой и находящиеся в сфере реальной экономики.

Объектами реальной инвестиционной деятельности выступают:

  • объекты землепользования
  • организация как имущественный комплекс
  • транспорт и объекты инфраструктуры (любой транспорт кроме легкого, сети энергоснабжения, трубопроводы, коммуникации)
  • инвестиционная недвижимость.

Всё больше и быстрее развиваются сферы интеллектуального инвестирования и вложения в нематериальные активы. Век высоких технологий и запросы обычных граждан диктуют моду. Инвесторы, со своей стороны, не хотят упускать возможности для обогащения и поэтому объектами инновационной инвестиционной деятельности выступают:

  • объекты рекламы и статуса: торговые марки и бренд, деловая репутация, корпоративная политика, условия труда
  • уникальный опыт, передовые технологии и оригинальные решения
  • новые вехи в организации трудового процесса
  • лицензии, авторские права, патенты
  • программное обеспечение.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В РФ;

Развитие общества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов базируется на расширенном воспроизводстве материальных ценностей, обеспечивающем рост совокупного национального богатства. Одним из основных способов обеспечения этого роста является инвестиционная деятельность, включающая процессы вложения различных форм капитала в те или иные виды активов, а также совокупность практических действий по их реализации.

В нормативно-правовых актах РФ инвестиционная деятельность трактует­ся следующим образом: «Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) до­стижения иного полезного эффекта».

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и мо­дернизируемые фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народ­ного хозяйства РФ, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техни­ческая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посредни­ческие организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестици­онного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть фи­зические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Основной субъект инвестиционной деятельности — инвестор осуществляет вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвести­ций и обеспечивает их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать:

• органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;

• отечественные физические и юридические лица, предпринимательские объединения и другие юридические лица;

• иностранные физические и юридические лица, государства и междуна­родные организации.

Классификация инвесторов достаточно разнообразна и может осуще­ствляться по различным признакам.

В зависимости от целей инвестирования выделяют стратегических, порт­фельных и венчурных инвесторов.

Основная цель стратегического инвестора — получение полного контроля над бизнесом и непосредственное управление предприятием в обмен на учас­тие в его капитале. В качестве стратегического инвестора обычно выступает известный в данной отрасли национальный или зарубежный производитель, заинтересованный в выходе на местный рынок. Поскольку стратегический инвестор занимается аналогичной или похожей хозяйственной деятельностью, помимо чисто финансовых вложений он, как правило, передает контролиру­емому предприятию свои передовые технологии, научно-конструкторские разработки, внедряет современные методы управления, проводит обучение персонала и т.п.

Читать еще:  Как продать вклад

Наиболее часто стратегический инвестор преследует следующие цели:

• увеличение объема продаж собственной или совместной продукции на рынке;

• сокращение издержек на производство собственной продукции;

• доступ к дешевым сырьевым и трудовым ресурсам и т.д.

Вместе с тем нередки случаи, когда стратегические инвестиции осуществля­ются исключительно для того, чтобы ликвидировать данное предприятие как потенциального конкурента на рынке либо переориентировать его на выпуск требуемых видов продукции.

Портфельные инвесторы осуществляют вложения в ценные бумаги (как пра­вило, акции, паи, доли собственного капитала) предприятий в целях получения дохода от их деятельности и последующей продажи после прекращения роста стоимости. В качестве подобных инвесторов выступают различные финансо­вые институты, формирующие долгосрочные портфели ценных бумаг. При этом для оценки перспектив предприятия они привлекают независимых спе­циалистов (аудиторов, юристов, консультантов). Обычно крупные портфель­ные инвесторы требуют представительства в совете директоров предприятия, однако они не стремятся получить полный контроль и не вмешиваются в управление основной деятельностью объекта вложений.

Портфельные инвесторы осуществляют крупные вложения на долгосроч­ной основе, однако они в любой момент могут выйти из бизнеса (например, при достижении требуемой доходности или в случае потребности в денежных средствах), при этом существует возможность продажи их доли или пакета «нежелательным» покупателям (например, конкурентам).

Венчурные инвесторы вкладывают средства в новые, обычно наукоемкие и высокотехнологичные проекты с высокой долей риска в расчете на существен­ный рост и получение больших доходов, Как правило, венчурный капитал инвестируется в те проекты, у которых мало шансов на получение традицион­ных способов финансирования. Венчурный инвестор осуществляет инвести­рование путем приобретения доли собственности предприятия, но не стремит­ся взять в свои руки контроль над его операционной деятельностью. Приняв решение об инвестировании, венчурный инвестор обычно стремится поддер­живать менеджмент предприятия, так как заинтересован в скорейшем успехе проекта. По окончании проекта либо после получения требуемой прибыли он продает свою долю собственности либо самой фирме, либо на рынке. В каче­стве инвесторов данного типа могут выступать венчурные фонды и физические лица, вкладывающие средства на свой страх и риск, — так называемые бизнес-ангелы.

По отношению к риску инвесторы делятся на нерасположенных, нейтраль­ных и расположенных к рисковым вложениям.

Нерасположенными к риску обычно принято считать инвесторов, которые осуществляют консервативную политику вложений и стараются избегать учас­тия в рисковых операциях, предпочитая им операции с гарантированным ре­зультатом. Из негативного отношения подобных инвесторов к риску вовсе не следует, что они никогда не участвуют в рисковых операциях. Однако они со­гласны идти на риск только в обмен на дополнительный ожидаемый доход, который способен компенсировать принятие данного уровня риска.

В экономической теории считается, что большинство индивидуальных и институциональных инвесторов ведут себя рационально и в целом не распо­ложены к риску.

К нейтральным к риску относятся такие инвесторы, которые не считают риск существенным или важным фактором при принятии решений, выбирая вложения с большей доходностью.

Расположенные к риску инвесторы принимают участие в высокорисковых операциях даже при существовании высокой вероятности понести потери и незначительных шансах на успех. Примерами инвесторов данного типа явля­ются венчурные фонды и физические лица — бизнес-ангелы.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юри­дические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринима­тельскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.

Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвес­торы, а также другие физические и юридические лица, государственные и му­ниципальные органы, иностранные государства и международные организа­ции, для которых создается объект инвестиционной деятельности.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников. При этом допускается объединение средств ин­весторами для осуществления совместных проектов. Инвесторы могут высту­пать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выпол­нять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Не запрещенное законодательством РФ и республик в составе РФ инвестирование имущества и имущественных прав в объекты инвестици­онной деятельности признается неотъемлемым правом инвестора и охраняется законом. Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договор­ной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через торги подряда) физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций.

Инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и ре­зультатами инвестиций, в том числе осуществлять торговые операции и реин­вестирование на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ.

Деятельность участников инвестиционной деятельности регулируется за­конодательством РФ, международными соглашениями и нормативными до­кументами.

Все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, в зависимости от их уровня можно разделить на внешние, или макроэкономические, и внут­ренние.

К первой группе факторов можно отнести:

• общее состояние и динамику экономического развития страны;

• стабильность социально-политической системы;

• степень развитости рыночных отношений и инфраструктуры;

• экономическую (промышленную, финансово-кредитную, налоговую, тамо­женную, инвестиционную и т.д.) политику государства;

• совершенство нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности;

• условия для привлечения иностранного капитала и др.

Все перечисленные факторы оказывают определяющее воздействие на ак­тивность и эффективность инвестиционной деятельности в данной экономиче­ской системе, спрос и предложение капитала, его стоимость. Существует фун­даментальная зависимость между стоимостью капитала и инвестиционной ак­тивностью хозяйствующих субъектов. В общем случае чем выше стоимость капитала, тем ниже уровень инвестиционной активности, поскольку осуще­ствление инвестиционной деятельности выгодно хозяйствующему субъекту лишь в том случае, если отдача от нее превышает затраты на вложенный капитал.

На инвестиционную деятельность оказывают влияние не только внешние, но и внутренние факторы (вторая группа), такие как:

• размеры (масштабы) хозяйственной деятельности субъекта;

• фаза жизненного цикла предприятия;

• амортизационная, инвестиционная и научно-техническая политика;

• организационно-правовая форма ведения бизнеса и др.

Следует отметить, что инвестиционная деятельность в РФ на современном этапе характеризуется определенной спецификой, вызванной особенностями экономики переходного типа. К числу наиболее существенных из них следует отнести;

• сравнительно высокую инфляцию и ее неоднородность (т.е. различие по видам продукции и ресурсов, а также темпов роста цен на них);

• регулирование цен на некоторые важные для реализации многих инвес­тиционных проектов виды товаров и услуг;

• относительно высокую и неодинаковую для различных российских и за­рубежных участников проекта стоимость денег, что приводит к большому разбросу индивидуальных норм дисконта, кредитных и депозитных про­центных ставок;

• неэффективность функционирования рынков, в особенности рынка цен­ных бумаг и недвижимости, и как следствие — существенное различие между «справедливой» и рыночной стоимостью активов;

• сложность получения объективной исходной информации для оценки инвестиционных проектов и высокий риск, связанный с их реализацией;

• противоречивость и нестабильность налоговой системы;

• особенности системы бухгалтерского учета и др.

Инвестиционная деятельность и инвестиционная политика в России

15.3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Под государственным регулированием инвестиционной деятельности понимаются определенные в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и ее регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.

Читать еще:  Оценка инвестиционного портфеля

Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов.

Принципиальное значение имеют такие законы, как Конституция РФ, Гражданский и Налоговый кодексы, законы об акционерных обществах, о собственности, о приватизации, о внешнеэкономической деятельности, о тарифном контроле и валютном регулировании и др.

В нашей стране также приняты специальные законы, постановления, нормативные акты, которые регулируют непосредственно инвестиционный процесс. К ним следует отнести Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений». Он определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности, ее объекты и субъекты, защиту прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.

Принят ряд постановлений Правительства РФ, которые направлены на повышение роли государственной инвестиционной и структурной политики, стимулирование процесса привлечения внебюджетных инвестиций в производственную сферу, создание условий для дальнейшего развития инициативы частных инвесторов по реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.

В целом государственное регулирование осуществляется:

  • в соответствии с государственными инвестиционными программами;
  • прямым управлением государственными инвестициями;
  • введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
  • предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей производства;
  • проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
  • контролем за соблюдением государственных норм и стандартов;
  • антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
  • экспертизой инвестиционных проектов.

Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране.

Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

Экономические методы воздействия государства — это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путем стимулирования принятия инвестиционных решений в интересах как самих субъектов, так и всего общества.

Обычно государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики.

К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы, как земля, природные ресурсы.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматриваются следующие формы государственного регулирования.

1.2. Субъекты инвестиционной деятельности

1.2. Субъекты инвестиционной деятельности

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Перечень субъектов инвестиционной деятельности является открытым.

Субъектами инвестиционной деятельности могут быть как физические, так и юридические лица, а также объединения юридических лиц, созданные по договору простого товарищества (совместной деятельности) и не имеющие статуса юридического лица, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные инвесторы.

Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором (контрактом), заключаемым между ними (п. 6 ст. 4 Федерального закона № 39-ФЗ).

Инвесторы осуществляют капитальное строительство с использованием собственных и (или) привлеченных средств. Главная функция инвестора – финансирование строительства. Инвестор является главным участником инвестиционных отношений: он определяет направления вложения инвестиций, принимает решение о формах инвестирования, на основе конкурса или иных началах привлекает заказчиков и подрядчиков. Только инвестор имеет право распоряжаться созданными в результате инвестирования объектами.

Иностранный инвестор – это иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, которое вправе, в соответствии с законодательством государства, осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. Также это может быть иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом (например, объединения лиц на основе договора о совместной деятельности); иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяется в соответствии с законодательством его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе, в соответствии с международным договором Российской Федерации, осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

Заказчики – уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов. Заказчиками могут быть и сами инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями, которые перечисляет ему инвестор, на период и в пределах полномочий, определенных договором (контрактом).

Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» выделяет такие понятия, как «государственный заказчик» и «муниципальный заказчик». Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками являются органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. А также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

Застройщики – организации, специализирующиеся на выполнении функций, связанных с организацией строительства объектов, контролируют его ход и организуют бухгалтерский учет производимых затрат. Функции заказчика и застройщика могут быть совмещены.

Согласно Федеральному закону № 214-ФЗ застройщики – юридические лица независимо от их организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающие денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании полученного разрешения на строительство.

Подрядчики – физические и юридические лица, выполняющие работы по договорам подряда, заключаемым с заказчиками в соответствии с ГК РФ.

Пользователи объектов капитальных вложений – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Участники долевого строительства – граждане и юридические лица, денежные средства которых привлекаются для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector