Инвестиции в электроэнергетику
20 лет электроэнергетики в России – от РАО «ЕЭС России» до либерализации рынка
В 2005 г. из-за аварии на подстанции «Чагино» без электричества осталось около 5 млн человек. Застряли в лифтах люди, остановились поезда метро, огромные промышленные предприятия застыли в тишине, погасли окна в магазинах, офисных центрах и многоэтажных домах – Москва погружалась во тьму район за районом. Причиной аварии назвали ошибки персонала и крайнюю, до 90%, изношенность оборудования. На рубеже 1990–2000-х гг. перебои в электроснабжении были явлением почти обыденным и случались не только в результате аварий. Сознательной, хоть и вынужденной, мерой были веерные отключения, когда энергетикам приходилось отключать потребителей целыми районами из-за нехватки топлива для поддержания оборудования в рабочем состоянии. Отрасли требовалась реформа.
Антикризисные меры
Задолженности энергетиков перед поставщиками угля и газа стали реальной угрозой для прохождения осенне-зимнего периода 1998–1999 гг. Покупать топливо было не на что. К этому времени общий объем платежей энергетикам составлял около 85%, причем основная часть осуществлялась бартером, векселями и зачетами. Живые деньги составляли лишь 20% всех платежей. Задолженности промышленных потребителей перед региональными энергокомпаниями превышали 2–3-летний объем их продаж. Рядовые энергетики выходили на массовые забастовки и голодовки, некоторым из них зарплаты не платили по полгода. В то же время в 1999 г. в стране впервые с конца 1980-х гг. начался рост потребления электроэнергии.
Огромная машина российской энергосистемы давала сбой. Управляло ею Российское акционерное общество «Единая энергосистема России» (РАО «ЕЭС России»). Компании принадлежало 72% всех генерирующих мощностей и около 96% электросетей, диспетчерские управления и сбыт. Тарифы на электроэнергию определяли региональные энергетические комиссии, исходя из затрат принадлежащих ЕЭС региональных энергокомпаний. Большинство из них были убыточными, и к концу десятилетия 20 региональных энергосистем и федеральных электростанций проходили процедуру банкротства. Отрасль нуждалась в реформировании и инвестициях.
В 2000 г. правление РАО ЕЭС принимает постановление «О мерах по исключению практики веерных отключений», запрещающее отключение добросовестных потребителей. В то же время была введена практика отключения от электроэнергии неплательщиков. Это вызвало сопротивление крупного бизнеса, не привыкшего платить за электроэнергию, и ряда губернаторов. Уже к 2001 г. удалось ликвидировать бартерную систему.
Реформа РАО ЕЭС
Устранение проблемы неплатежей не позволяло решить главную задачу по привлечению в отрасль инвестиций. Для этого правление РАО ЕЭС пошло на реформирование всей системы с переходом на рыночные механизмы. По сути реформа заключалась в разделении всей системы на естественно-монопольные (передача электроэнергии) и конкурентные (генерация и сбыт электроэнергии) виды деятельности. Государство передавало генерацию и сбыт в частные руки, сохранив контроль над сетями и диспетчером. А также над атомными и гидростанциями. Электростанции смогли продавать электроэнергию по свободным ценам на спотовом рынке или по прямым договорам.
Против реформы выступали практически все губернаторы, все политические партии в Госдуме, за исключением Союза правых сил, Совет Федерации, крупные промышленные потребители, криминал, который действительно контролировал часть энергосистемы, значительная часть ученых-энергетиков, миноритарные акционеры РАО ЕЭС и менеджмент дочерних компаний холдинга, и противостоять им всем можно было только при последовательной поддержке государства, рассказывает председатель правления РАО «ЕЭС России» в 1998–2008 гг. Анатолий Чубайс (сейчас – председатель правления УК «Роснано»): «Я хорошо помню один разговор, очередную тяжелую баталию на совещании у президента Владимира Путина с группой категорически сопротивлявшихся реформированию губернаторов во главе с Юрием Лужковым. Наши оппоненты говорили, что преобразования проводить ни в коем случае нельзя. Это развал, разрушение единой энергосистемы. И вообще, говорит Юрий Михайлович, а кто же будет управлять электроэнергетикой? В ответ раздается тихий голос кого-то из присутствующих, произнесший одно слово: «Рынок». Все оглядываются: кто это сказал? Ой, а это Путин сказал».
Распродажа активов РАО «ЕЭС России» началась в 2006 г. с покупки «Норильским никелем» контроля над ОГК-3. Крупнейшим покупателем российской генерации стал «Газпром», получивший контроль в ОГК-2, ОГК-6, «Мосэнерго» и ТГК-1, а также акции ТГК-11, ТГК-12 и ТГК-13. «КЭС-холдинг» Виктора Вексельберга приобрел ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7 и ТГК-9. СУЭК Андрея Мельниченко купила ТГК-12 и ТГК-13. Пришли в энергетику «Лукойл» (ТГК-8), «Онэксим» Михаила Прохорова (ТГК-4), группа «Синтез» (ТГК-2), РЖД совместно с ЕСН Григория Березкина (ТГК-14). Российской энергетикой заинтересовались и иностранные инвесторы: итальянская Enel купила контроль в ОГК-5, немецкий концерн E.On AG – контроль в ОГК-4, финская Fortum – ТГК-10.
Магистральные сети напряжением от 220 кВ перешли под контроль Федеральной сетевой компании. Распределительные сети вошли в Холдинг МРСК. Позднее оба холдинга объединились в «Россети».
95% времени работы над реформой было тотальное ощущение, что сделать ее невозможно, рассказывает Чубайс: «В 2007 г. я разговаривал со своим товарищем, крупным бизнесменом. Я убеждал его, что нам осталось полшага, чтобы привлечь большие деньги в энергетику. На что он ответил, что это абсолютно несерьезно: «Какие деньги? Нужны десятки миллиардов. Ты, может быть, продашь пару станций. Но лучше тебе подумать, как ты будешь выбираться из этого дела». В 2008 г. мы привлекли в российскую энергетику 1 трлн руб., $30 млрд инвестиций. И обратите внимание: все частные инвесторы, которые пришли тогда в отрасль, до сих пор остаются».
Инвестиции в электроэнергетике
Разработка стратегий привлечения долгосрочных инвестиций в электроэнергетику Российской Федерации. Исследование необходимости создания конкуренции в энергетической отрасли. Привлечение инвестиции, строительство и модернизация существующих мощностей.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Инвестиции в электроэнергетике
За последние несколько лет в электроэнергетике происходят структурные изменения. Это связано с реформой электроэнергетики и ухода от государственного контроля над отраслью. В 2008 году реформа электроэнергетики была завершена. Главным принципом реформы являлось создания конкуренции в отрасли, привлечение инвестиции, строительство и модернизация существующих мощностей, за счет изменения организационно правовой формы ряда субъектов отрасли. Так, например, на сегодняшний день генерирующие компании, сбытовые и ремонтные компания перешли в частные руки, а электрические сети, атомные и гидроэлектростанции остались в руках государства.
Цель реформы не оправдала своих ожиданий, тарифы на электроэнергию за последние 8 лет увеличились втрое, безопасность электроснабжения находится в критическом состоянии, инвестиции в отрасль упали и т.п.
Рисунок 1 Запланированный и фактический рост инвестиции 2001-2011 [1]
Из рисунка мы видим, что запланированный рост инвестиции не произошел, а наоборот, начиная с 2008 года, инвестиции в отрасль начали стремительно снижаться и в 2011 году достигли показателя 400 млрд. рублей.
Рассмотрим показатели устойчивости ОГК-2 (оптово-генерирующей компании) и ТГК-1 (территориально генерирующая компания). Для анализа устойчивости производственного комплекса электроэнергетики нами были выбраны компании, которые производят электроэнергию на территории Российской Федерации. Показатели устойчивости были рассчитаны на основе коэффициентов, таких как, коэффициент автономии, коэффициент заемного капитала, фондоотдача и др. (Рисунок 2,3).
Рисунок 2 Показатели устойчивости ОГК-2
Рисунок 3 Показатели устойчивости ТГК-1
Из представленных выше рисунков, можно сделать вывод, что генерирующие компании в целом развиваются устойчиво, и следует отметить, что показатели являются достаточно высокими по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. Однако показатель технико-технологической устойчивости как у ОГК-2, так и ТГК-1 имеет минимальные значения и не наблюдается существенного роста. В первую очередь это связано, с высоким износом основного фонда электроэнергетики, он составляет от 40% до 70%, и это на 10% больше, чем износ фондов в промышленности. Износ основных фондов в первую очередь связано из-за отсутствия инвестиций, которые оказывают влияние на надежность энергоснабжения. Надежность в электроэнергетике основано на сохранении во времени в установленных пределах значений всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения, транспортирования [2].
В результате реформирования отрасли, из-за отсутствия средств самоликвидировались специализированные ремонтные организации отрасли: Ростовэнергоремонт, Мосэнергоремонт, Уралэнергоремонт, Сибирьэнергоремонт, Дальэнергоремонт. Каждое предприятие курировало примерно 10-20 регионов страны. В их состав входили все службы необходимые для бесперебойного электроснабжения. Данные компании состояли из персонала, который мог быстро реагировать на плановые и аварийные ремонты любой сложности.
Существенно сократилось количество проведенных капитальных и средних ремонтов оборудования. Миллионы кВт мощности ежегодно не проходят должного технического и планового обслуживания. Более половины регионов Европейской части страны и Урала работают в предаварийных режимах, когда выход из работы любого энергообъекта не может быть скомпенсирован без отключений потребителей.
Из-за этого в России растет количество катастроф, связанных с энергетикой. В Москве в 2005 году примерно 6,5 млн. человек осталось без электроэнергии, в 5-ти регионах России было полностью остановлено 12 электростанций и сотни электроподстанций напряжением от 35 до 500 кВ. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году стала крупнейшей в новейшее время. В Подмосковье в 2010 году из-за «ледяного дождя» сотни тысяч человек остались без света, а катастрофу ликвидировали больше месяца [3].
Как уже отмечалось ранее, сегодня электростанции принадлежат как государству, так и частным лицам. Например, все АЭС и ГЭС принадлежат государству, которые образованы в компании Росатом и РусГидро, а все остальные электростанции принадлежат частному сектору. Электростанции, принадлежащие государству, еще справляются с проблемой состояния производственных мощностей, так как финансирование получают от государства, а вот частные компании остаются на месте и не могут привлечь в свои активы необходимое финансирование. В этой связи государству стоит особое внимание обратить на налоги, сборы и выплаты, собираемые от электростанций. Государственная поддержка инвестиции в электростанции должно создавать систему гарантий для привлечения частных инвесторов, в том числе и иностранных.
Новых решений требует использование заемных средств, создание приемлемых условий предоставления российских и зарубежных займов, использование облигаций и создание гарантий возврата займов. Это также относится к возможности участия крупных потребителей в модернизации и инвестирования в электростанции, инвестирования в строительство.
Государству необходимо предоставить генерирующим компаниям усиления по всем возможным направления: прямого субсидирования из бюджетных и внебюджетных фондов, оптимизация налогового окружения, гарантирование инвестиций, облегчение условий обслуживания внутренних и внешних займов, освобождение от непрофильных расходов.
Среди механизмов государственного воздействия на развитие производственных комплексов электроэнергетики и привлечение инвестиции являются программно-целевые методы. Одним из вариантов, для повышения устойчивости производственных мощностей электроэнергетики и привлечения инвестиции, может стать программа обновления отрасли рассчитанная до 2020 года. Предлагается предоставить генерирующим компаниям льготную ставку по уплате налогов. В данный налог будут включены, все сборы, которые собирают федеральные, региональные и местные налоговые органы. Данный единый льготный налог заменит все существующие налоги, сборы и обязательные платежи. Объектом налогообложения являются прибыль генерирующей компании. Налоговый период по единому льготному налогу составит календарный год. Налоговую ставку установить в размере 5%. На сегодняшний день у энергетических компании налоги достигают до 30% от прибыли, а средняя прибыль в год около 4 млрд. рублей.
Для повышения устойчивости производственного комплекса ставку налога на добавленную стоимость по приобретаемым ресурсам, генерирующим компаниям необходимо снизить с 18% до 10%. Это обусловлено тем, что производство электрической энергии материалоёмкое производство и запасы оборотных средств велики и достигают несколько сотен миллионов рублей. Взамен налоговых льгот генерирующие компании обязаны обновлять производственные мощности, эксплуатируемые больше 25 лет на 10% в год. В случае если генерирующая компания не исполняет обязанности по обновлению мощностей, то она обязана выплатить штраф в размере 10 млрд. рублей.
При осуществлении долгосрочных инвестиции необходимо учитывать рыночные тенденции, такие как обновления правительства или появление новых технологий. Для этого нужно разрабатывать устойчивые и безопасные инвестиционные стратегические планы, которые будут оставаться надежными даже в период изменений. Для этого правительству необходимо создать такие условия, что бы инвесторы не уходили в другие страны. Стратегия, позволяющая достичь этого, заключается в создании устойчивой, предсказуемой долгосрочной энергетической политики, которая будет осуществлять устойчивое развитие энергетической отрасли.
инвестиция электроэнергетика конкуренция
1.Российский статистический ежегодник, 2010: статистический сборник. — М.; Федеральная служба государственной статистики, 2010, — с. 847;
2.Правила устройства электроустановок. Утверждено Приказом Минэнерго России 8.07.2002 №204;
3. Волков Э.П. Баринов В.А. Маневич А.С. Методология обоснования и перспективы развития электроэнергетики России. — М.; Энергоатомиздат, 2010, — 158 с.