Finkurier.ru

Журнал про Деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фискальная политика и инвестиции

Государственная фискальная политика и экономическое развитие

Государственная фискальная политика: определение и ее виды

Государственная фискальная политика — это политика манипулирования расходной частью бюджета и налогообложением с целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией.

По характеру воздействия на экономику различают стимулирующую и сдерживающую государственную фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика — политика, направленная на:1) увеличение государственных расходов или 2) снижение налогов, или сочетание 1) и 2) пунктов. Стимулирующая фискальная политика имеет место в период экономического кризиса. Это хорошо доказал Кейнс и его сторонники.

Сдерживающая фискальная политика — политика, направленная на:

1) уменьшение правительственных расходов или 2) увеличение налогов, или сочетание 1) и 2) пунктов. Сдерживающая фискальная политика имеет место в период экономического подъема и галопирующей инфляции.

По степени участия правительства в решении макроэкономических проблем различают дискреционную и недискреционную, или автоматическую, фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика — политика сознательного манипулирования правительственными расходами и налогами.

Нужна ли дискреционная фискальная политика в рыночной экономике? Ответы на этот вопрос даются разные. дискреционную фискальную политику выступают экономисты. Их позиция: расширение государственного сектора с целью устранения недостатков рыночной системы. И наоборот, экономисты, считающие государственный сектор неэффективным, выступают дискреционной фискальной политики, т.е. за сокращение государственных расходов. Важно отметить, что активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

Недискреционная фискальная политика — политика манипулирования правительственными расходами и налогами за счет встроенных стабилизаторов.

Встроенный стабилизатор — это любая мера , которая может повлиять на дефицит государственного бюджета или его положительное сальдо без участия правительства.

Это именно то, что делает налоговая система. Образно говоря, экономика — . По мере роста ЧНП в период процветания налоговые поступления возрастают автоматически и формируют тенденцию к ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного излишка. Напротив, когда ЧНП сокращается в период спада, налоговые поступления автоматически сокращаются, и это сокращение смягчает экономический спад, т.е. с уменьшением ЧНП налоговые поступления также падают и подталкивают государственный бюджет от бюджетного излишка к дефициту.

Встроенная стабильность , обеспечиваемая налоговой системой, смягчает тяжесть экономических колебаний. Все, что делают стабилизаторы, — это ограничение размаха или глубины экономических колебаний. Последователи Кейнса соглашаются, что для существенной коррекции подъема или спада требуются дискреционные фискальные мероприятия со стороны правительства, т.е. изменения налоговых ставок, налоговой структуры и величины правительственных расходов. При этом мы отвлекаемся от вопросов политики.

Неоклассический синтез как основа экономической политики государства

Неоклассический синтез — взаимодействующее влияние денежно-кредитной и фискальной политики на уровень экономической активности.

Сначала рассмотрим влияние денежно-кредитной политики на уровень экономической активности. Схематично его можно выразить в виде следующей зависимости:

i (падение) > I (рост) > Y (рост)» style=»display: inline; «>, или ,

т. е. прослеживается следующая взаимосвязь: рост количества денег в обращении (М) вызывает снижение уровня ссудного процента (r), облегчая получение кредита. Это, в свою очередь , способствует росту инвестиций (I), т.е. появляются новые источники финансирования производственных проектов. Все это вместе взятое приводит к росту национального дохода (Y), или ЧНП.

Возьмем на заметку: взаимосвязь между ростом количества денег в обращении и снижением процента экономисты называют , а связь между снижением процента и ростом инвестиций — .

Теперь рассмотрим влияние фискальной политики на уровень дохода. Оно происходит по двум направлениям.

Первое направление — это изменение правительственных расходов. Например, правительство в результате увеличения своих расходов может строить дороги, школы, больницы, обустраивать места отдыха, обеспечивать социальную защиту населения и т.д. В этом случае эффект фискальной политики выглядит так: возросшие государственные расходы (G) увеличивают занятость и потребительские расходы (С), которые благодаря мультипликатору (К) вызывают рост национального дохода (Y). Схематично это выглядит так:

Это не что иное, как эффект мультипликатора правительственных (государственных) расходов.

Второе направление — это изменение ставок взимаемых налогов. Опять просто. Например, власти снижают налоги: это дает возможность одновременно увеличить потребительские расходы населения, следовательно, их предельную склонность к потреблению. А чем больше предельная склонность к потреблению, тем больше мультипликатор и тем больше рост национального дохода. Связь между ростом правительственных расходов и ростом дохода выражается эффектом мультипликатора. Это эффект мультипликатора от снижения налогов, или так называемый налоговый мультипликатор.

Вместе взятые эффекты — от роста правительственных расходов и снижения налогов — обеспечивают еще больший рост дохода, чем каждый в отдельности. В противоположном случае, когда фискальная политика направлена на сокращение государственных расходов и увеличение ставок налогов, доход уменьшается. Таким образом, страны с развитой рыночной экономикой располагают как денежно-кредитными, так и фискальными инструментами в поисках эффективных путей влияния на уровень экономической активности дохода как неизбежного условия для преодоления экономических колебаний и обеспечения экономического роста. А это и есть механизм экономической политики государства, или правительства.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Госбюджет, сбережения и инвестиции

Госбюджет, сбережения и инвестиции. Эффект вытеснения

В равновесной экономике сумма сбережений (S) должна быть равна сумме инвестиций (I), т.е. S=I. Однако на практике ситуация обычно близка к такой, когда к сбережениям домашних хозяйств (S) прибавляются доходы госбюджета (они состоят преимущественно из налогов и поэтому обозначаются также буквой Т (taxes), а к частным инвестициям (I) добавляются государственные расходы (G), которые для экономики выполняют роль инвестиционных вливаний:

Если преобразовать это уравнение, то получим

Эта преобразованная формула показывает, что разница между сбережениями и инвестициями равна разнице между государственными расходами и доходами, т.е. бюджетному дефициту. Говоря по-другому, если инвестиции оказываются меньше сбережений, то эта разница часто идет на покрытие бюджетного дефицита, обычно в виде государственных займов. Однако это та часть сбережений, которая могла бы быть частными инвестициями.

Другой негативный эффект от государственных займов известен еще больше. Он состоит в том, что в результате дополнительного спроса на сбережения повышается процентная ставка на рынке ссудного капитала, что ведет к сокращению частных инвестиций и соответственно к падению производства, экспорта и потребительских расходов. Возникает так называемый эффект вытеснения государственными займами частных инвестиций.

Фискальную политику в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяют на две части. Первая — это т.н. дискреционная политика, которая проводится по усмотрению правительства и на основе его решений. Вторая — это политика т.н. встроенных стабилизаторов, т.е. тех механизмов, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике.

Читать еще:  Показатели оценки инвестиционных проектов

Дискреционная фискальная политика — это сознательное манипулирование налогами и расходами, или активная фискальная политика.

В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из: увеличения государственных расходов; снижения налогов; сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Такая фискальная политика обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции и избыточного совокупного спроса сдерживающая фискальная политика складывается из: уменьшения государственных расходов; увеличения налогов; сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Автоматическая фискальная политика — это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

Встроенные стабилизаторы автоматической фискальной политики поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. Как только экономическая ситуация изменяется, в действие вступают механизмы саморегуляции.

К числу встроенных стабилизаторов относятся:

1. автоматические изменения в налоговых отчислениях в различные периоды экономического цикла. В период подъема налоговые поступления возрастают, обеспечивая снижение покупательной способности населения и сдерживая экономический рост, в период экономического спада сумма изъятия доходов уменьшается, вызывая увеличение покупательной способности, формируя эффективный спрос;

2. совокупность пособий по безработице и социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса в периоды экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, сдерживая совокупный спрос.

Дискреционная и стимулирующая фискальная политика

Мы часто слышим об изменениях в законодательстве касаемо налоговых ставок, а также о появлении новых стимулирующих выплат как для нас, граждан, так и для предприятий. Но не всем известно, что такие решения возникают не с бухты — барахты. Это составляющие важной государственной политики, призванной определенным образом корректировать существующую экономическую ситуацию в стране. Именуется эта политика фискальной. В чем она заключается и как реализуется, разберемся сегодня.

Понятие фискальной политики

Фискальная политика (или бюджетно-налоговая) — это государственные меры воздействия на внутренний рынок для обеспечения его стабильности за счет изменения объема правительственных доходов и расходов.

Вмешиваясь в процесс функционирования народного хозяйства, государство преследует несколько основных целей:

  1. уменьшение кризисных явлений в экономике;
  2. поддержание устойчивого роста производства и потребления;
  3. обеспечение большей вовлеченности ресурсов (в особенности, трудовых для устранения безработицы);
  4. сдерживание роста цен.

Инструменты фискальной политики

Для достижения вышеперечисленных целей государством используются:

  • налоги — обязательные платежи граждан, предприятий и организаций в бюджет в размерах и в сроки, установленные законодательством;
  • трансферты — предоставление государством производителям на безвозмездной основе денег, материальных ценностей каких-либо прав или компенсаций в качестве финансовой поддержки;
  • госзакупки — покупка государством определенного объема отечественных товаров или услуг за счет бюджетных денег.

Методы бюджетно-налоговой политики

Чтобы в нужном направлении скорректировать ситуацию в народном хозяйстве, госорганы определенным образом вызывают изменение двух экономических величин: совокупного спроса и совокупного предложения.

Воздействие на совокупный спрос

Для изучения механизма этого воздействия следует обратиться к формуле совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn

где AD – совокупный спрос,

С – расходы потребителей,

G – государственные расходы,

Xn – чистый экспорт

Нетрудно понять, что рост госзакупок (G) прямо пропорционально повышает совокупный спрос. Налоги и трансферты воздействуют на него косвенно, посредством изменения уровня затрат на потребление и инвестиции.

Так, расширение трансфертных выплат определяет повышение спроса:

  • социальные выплаты обеспечивают рост дохода граждан и увеличение потребления (С);
  • выплаты и компенсации предприятиям и организациям ведут к росту финансовых возможностей последних и к увеличению размера инвестиций (I).

Аналогичным образом сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Регуляторная функция налогов проявляется в обратном порядке. При их повышении располагаемый доход потребителей уменьшается, что влечет сокращение расходов. Производители, вынужденные платить выросшие налоги, теряют часть нераспределенной прибыли и снижают объем инвестиций. Оба эти фактора обуславливают снижение совокупного спроса.

Влияние на совокупное предложение

Предложение на рынке формируют производители продукции и услуг. Поэтому определяющее влияние на этот экономический показатель оказывают налоги и трансферты. Государственные закупки в этом процессе особой роли не играют.

Налоговые платежи включаются в себестоимость продукции, поэтому их повышение влечет сокращение производства. Льготы и компенсации, напротив, способствуют расширению производственных мощностей и, как следствие, рост предложения на рынке. За счет увеличения объема поставок большинством производителей растет совокупное предложение.

Выстраивая должным образом политику установления налогов и компенсаций, руководство страны может корректировать экономическую ситуацию. Этими методами широко пользуются все развитые страны.

Тематическое видео доступно по ссылке:

Виды бюджетно-налоговой политики

Эффективность выбранной экономической политики во многом определяется временным фактором, поскольку результат от предпринятых действий должен проявиться на фазе спада или подъема. Чтобы этот процесс функционировал, государством применяется дискреционная и автоматическая (недискреционная) налогово-бюджетная политика. Чем же различаются два этих вида?

Дискреционная фискальная политика подразумевает воздействие на ее инструменты в законодательном порядке. То есть, государство целенаправленно повышает или сокращает свои доходы и расходы для корректировки рынка.

В основе автоматической политики лежит изменение структуры госбюджета посредством встроенных стабилизаторов. Под ними понимаются показатели, изменения величины которых не происходит, но их присутствие в экономике само по себе оказывает стимулирующее либо сдерживающее действие на рыночную систему. К таким показателям причисляются:

  1. налог на доходы (подоходный налог граждан + налог на прибыль организаций);
  2. косвенные налоги (особенно НДС);
  3. пособия по безработице и малоимущим.

Рассмотрим механизм их функционирования.

Когда экономика переживает спад, производители сокращают выпуск продукции, а следовательно, объем отчислений в бюджет уменьшается несмотря на то, что ставки налогов не изменяются. Прогрессивный характер налогов ослабляет бремя выплат, и это стимулирует производство. При перегреве экономики отчисления в пользу государства увеличиваются, и этот факт оказывает сдерживающее воздействие.

НДС выступает составляющей цены на продукцию. При рецессии продажи падают, а значит, уменьшаются и налоговые поступления в бюджет. При перевыпуске совокупный доход растет и, как следствие, растут отчисления по НДС. Это обеспечивает автоматическую стабилизацию рынка.

Читать еще:  Инвестиционная собственность мсфо

Объем выплат по безработице и по бедности, в период рецессии растет, поскольку люди остаются без работы. В итоге падает и покупательская способность. Выплата этих трансфертов увеличивает доходы, и население получает возможность тратить больше. Это стимулирует подъем производства. При экономическом буме снижения объема социальных инвестиций оказывает сдерживающее воздействие.

Дискреционная политика подразделяется на стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика

Применяется в условиях экономического кризиса, когда возникает потребность в стимулировании совокупного спроса, предложения или двух этих величин одновременно. В этих целях руководство страны предпринимает следующие шаги:

  • увеличивает объем закупок за счет бюджетных денег;
  • понижает налоговые ставки;
  • расширяет объем безвозмездных выплат и компенсаций.

Эти действия побуждают производителей увеличивать выпуск продукции, чем обеспчивается рост ВНП. Вслед за этим повышается и совокупный спрос.

Сдерживающая политика

Необходима тогда, когда народное хозяйство испытывает «перегрев». Меры, предпринимаемые правительством в этой ситуации, будут диаметрально противоположны рассмотренным выше:

  • государство снижает расходование бюджетных денег;
  • отменяются трансферты;
  • налоговые ставки повышаются.

В итоге происходит спад совокупных спроса и предложения. Такая политика проводится многими мировыми государствами для замедления роста цен.

Тема 7. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

1. Цели фискальной политики и ее инструменты

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой. Фискальная политика является частью финансовой политики государства, проводит ее правительство.

Фискальная политика – политика манипулирования бюджетом, расходами и налогами в целях изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки;

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса (AD = C + I + G + Xn) следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

Согласно классической концепции, инструменты фискальной политики приводят лишь к перераспределению средств от частного сектора к государственному и не влияют на значения НД и занятости в экономике. Прирост совокупного спроса, вызванный приростом автономного спроса на рынке благ, в значительной степени погашается взаимодействием с денежным рынком. Этот механизм получил название эффекта вытеснения. Рост госзакупок приведет к росту процентной ставки, что вызовет снижение запланированных предпринимателями инвестиций в размере, равном первоначальному приросту госзакупок. Произойдет повышение цен.

Фискальная политика как инструмент государственного регулирования

Роль фискальной политики в государственном регулировании экономики

Использование возможностей правительства расходовать средства государственного бюджета и взимать налоги составляет фискальную политику государства (от лат. fiscus — государственная казна). Фискальная политика преследует следующие цели:

  1. ликвидация безработицы;
  2. борьба с инфляцией;
  3. стабилизация экономического развития;
  4. антициклическое регулирование экономики;
  5. стимулирование экономического роста;
  6. достижение внешнеторговой сбалансированности.

В период экономического спада правительство проводит стимулирующую фискальную политику, которая включает увеличение государственных расходов или снижение налогов либо сочетание этих мер. Другими словами, при сбалансированном бюджете фискальная политика должна быть направлена в сторону дефицита федерального бюджета в период спада. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция — это сдерживающая фискальная политика. Она включает уменьшение государственных расходов или увеличение налогов либо сочетание того и другого. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо федерального бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.

В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики. Центральная идея кейнсианской теории заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и одним из слагаемых ее развития. Поэтому Дж. М. Кейнс рассматривал сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и соответственно роста реального ВНП. Согласно теории монетаризма (М. Фридмен, Ф. Кейган, А. Мельтцер, Ф. Хайек; 1970—1980-е гг.) налоги наряду с другими компонентами воздействуют на денежное обращение, через них изымается излишнее количество денег. Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.

Теория экономики предложения (А. Лаффер, М. Фелдстайн, Дж. Гилдер, М. Эванс; 1970—1980-е гг.), в большей степени, чем две предыдущие, рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования экономики. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках данной теории американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

Читать еще:  Вкладыш в трудовую книжку буквоед

Эффект Лаффера. Графически так называемый эффект Лаффера отображается кривой, которая показывает зависимость поступающих в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога (рис. 18.1).

На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:

  • ставка налога равна нулю — поступлений в бюджет нет;
  • ставка налога равна 100% — поступлений в бюджет нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в теневую экономику). При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство — их получать;
  • точка А — при определенном значении rа достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а rа считается оптимальным уровнем ставки налога, Ta — максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет. Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с ra, то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. при rb > ra, Tb Индексы потребительских цен на товары и услуги населению по Российской Федерации в 1991-2009 гг. (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)

Источник: данные Госкомстата.

Для измерения уровня цен в экономике в целом используется показатель темпа роста дефлятора ВВП, или нормы инфляции:

где Ин — норма инфляции; Дввп1 — дефлятор ВВП в исследуемом году; Дввп — дефлятор ВВП в базовом году.

Дефлятор является одним из наиболее распространенных ценовых индексов, с помощью которых измеряются изменения уровня цен в стране.

Ценовые индексы делятся на два вида:

1) индексы для неизменного набора товаров, или с неизменными весами, т.е. индексы Ласпейреса. Примером подобного индекса может быть индекс потребительских цен (ИПЦ): неизменная потребительская корзина, состоящая из одних и тех же благ, которые сравнивают с точки зрения цен включенных в нее благ в текущем году и в базисном периоде.

где q — количество товаров и услуг в базисном году; р — цены товаров и услуг в базисном году; р1 — цены товаров и услуг в текущем году;

2) индексы для изменяющегося набора товаров, или с переменными весами, т.е. индексы Пааше. Примером подобного рода индекса может быть дефлятор ВВП: текущие количества произведенных сегодня благ сравнивают исключительно с точки зрения ценовых изменений этих благ, произошедших со времени базисного периода.

где q1 — количество товаров и услуг в текущем году; р — цены товаров и услуг в базисном году; р1 — цены товаров и услуг в текущем году.

Рассмотренные ценовые индексы дают возможность привести номинальные показатели к реальным значениям, а также проводить сравнения по годам, выявляя тенденции изменения реальных показателей.

Последствия инфляции. Инфляция оказывает серьезное влияние на экономику государства. Последствия инфляции испытывают на себе все слои общества. Для потребителя инфляция несет снижение реальных текущих доходов и реальной ценности личных сбережений; появляется эффект инфляционного обложения, когда рост номинальных денежных доходов переводит потребителя в более высокую группу налогоплательщиков.

Для производителя искаженная цена делает невыгодным осуществление инвестиций в реальную экономику, поэтому предприниматель уходит либо на рынки ценных бумаг, либо играет на разнице курса валют. Поскольку рост доходов отстает от роста цен, то цена рабочей силы становится ниже, чем цена оборудования. Инфляция, таким образом, создает механизм торможения НТП, консервирует трудоемкое производство. Кроме того, происходит ослабление позиций национального производителя на мировом рынке. Происходит также быстрое социальное расслоение населения страны, растет безработица. Наиболее уязвимыми в условиях инфляции становятся малоимущие слои населения, лица наемного труда с фиксированными доходами. Определенные потери несут и предприниматели, которые вложили капитал в отрасли с медленным оборотом средств, кредиторы и др. В обществе появляется так называемый скрытый инфляционный налог в виде денежной инфляции; его платят те социальные группы, профсоюзы которых не добились субсидирования правительством социальных программ поддержки в условиях инфляции, а также те, кто не охвачен профсоюзами.

На рубеже 1960—1970-х гг. появляется новое явление в рыночных странах — стагфляция, которая связана с изменившимися условиями воспроизводства капитала. Ранее на фазе депрессии падение цен стимулировало предпринимателей начать обновление основного капитала.

Переход к массовому обновлению основного капитала втягивал экономику в фазу оживления, затем в экономический подъем. Данная тенденция была прервана инфляцией, препятствующей падению цен и оставляющей экономику длительное время в состоянии застоя. Стагфляция, таким образом, характеризуется возрастанием общего уровня цен с одновременным сокращением производства. Ряд экономистов объясняют данное явление структурными перекосами в экономике, ее монополизацией, инфляционными ожиданиями предпринимателей, которые завышают цены на свои услуги в условиях прогнозируемого падения доходов.

Вместе с тем инфляция может выступать и как фактор оживления экономики. От нее выигрывают посредники, получатели кредитов, покупатели недвижимости. Однако в долгосрочном плане нарастание социально-экономических противоречий приводит к падению экономического роста.

Инфляция в России. В нашей стране инфляция имеет некоторые особенности, поскольку она вызвана не только нарушением в сфере денежного обращения, но имеет и некоторые немонетарные причины: структурные перекосы в экономике и монополизация в ведущих отраслях производства.

Разгон инфляционной спирали с начала 1990-х гг. дал резкий всплеск темпам прироста потребительских цен в 1992 г. Так, месячные цены в этом году росли на 31,2%, а за год их рост составил 2600%. При этом темпы роста ВВП по отношению к предыдущему году составили: в 1990 г. — 12,8%, в 1991 г. — 5, в 1992 г. — 12%, т.е. происходил резкий спад в экономике. Для снижения инфляции были применены следующие антиинфляционные меры:

  • урезание государственных расходов;
  • сокращение количества денег в обращении;
  • структурная перестройка в экономике;
  • рост товарности экономики;
  • приватизация;
  • «товарная интервенция» на потребительском рынке;
  • политика поддержки национальной валюты;
  • политика «замораживания доходов».

Данные меры позволили сбить инфляционную волну, хотя не все из них оказались достаточно эффективными. В частности, проведенная приватизация не привела к появлению массового собственника как основы среднего класса в России.

Динамику инфляции в России отражают следующие показатели:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector