Finkurier.ru

Журнал про Деньги
24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экономическая политика государства финансовая инвестиционная

Инвестиционная политика: её сущность и роль

Инвестиционная политика: её сущность и роль

Инвестиции играют очень важную роль в усилении экономической деятельности любой страны. Это очень полезно для нормализации экономических процессов в целом. В условиях рыночной экономики большинство хозяйствующих субъектов сами принимают решения об осуществлении инвестиционной деятельности.

Инвестиционная политика — это целый комплекс целенаправленных мер, которые направлены на улучшение деятельности хозяйствующих субъектов, нормализацию экономических процессов в стране, стабильный рост экономики и регулирование социальных вопросов.

Государство способно оказывать большое влияние на инвестиционную среду государства при помощи научно-технической политики, амортизационной политики и политики, которая будет направлена на работу с иностранными инвесторами.

За порядком начисления и движения амортизационных отчислений следит амортизационная политика. Таким образом, государство может контролировать скорость воспроизводства и темпы увеличения (обновления) основных фондов. Научно-техническая политика позволяет следить за развитием в области науки и технологий, что полезно для всего инновационного механизма государство.

Российская экономика уже долгое время находиться в состоянии необходимости притока иностранных инвестиций. Это связано с низким уровнем развития некоторых видов производства, компаний и т.п. К тому же, правительство не оказывает большую поддержку экономике, путём выделения средств из государственного бюджета страны.

Инвестиционная политика ориентируется на:

  1. определение оптимального объема инвестиций в каждый период времени
  2. повышение эффективности использования инвестиционных средств
  3. выбор приоритетных мер развития инвестиционной среды

Цели и принципы инвестиционной политики

Главной целью инвестиционной политики является создание таких условий, при которых возможно значительное усиление инвестиционного потенциала как компании или организации, так и государства в целом.

Базовыми направлениями способны выступать определённые меры, которые нужны для создания комфортных условий работы для национальных и иностранных инвесторов.

А это позволит рассчитывать на увеличение их доходов с меньшими рисками в интересах повышения экономических показателей, что в свою очередь, благоприятно скажется на уровни жизни населения.

Другими целями являются: стимулировании предпринимательской деятельности и частных инвестиций, привлечении инвестиционных ресурсов, в том числе путём иностранных инвестиций, создании мер для развития венчурных инвестиций, обеспечение бесперебойной работы экономики страны.

Принципы инвестиционной политики бывают следующими:

  • принцип защиты инвестиций означает, что все участники инвестиционного процесса защищены на законодательном уровне
  • принцип свободы выбораобъекта инвестиций подразумевает, что любой субъект инвестиционной деятельности (инвестор) сам в праве выбирать тот объект, в которым он хочет инвестировать свои деньги для дальнейшего их роста
  • принцип приоритетности позволяет инвестору выбирать стратегическую направленность инвестиций
  • принцип максимизации эффективности предполагает выбор самых эффективных мер по улучшению от эффекта инвестиционной деятельности
  • принцип контроля необходим для регулярного анализа и контроля инвестиционной политики
  • принцип реформирования предприятий для повышения их инвестиционной привлекательности

Сегодня инвестиционная политика государства РФ требует серьёзных вмешательств. И желательно, чтобы вмешательство были со стороны частных инвесторов, которые будут не просто осуществлять инвестиции с целью получения прибыли, а осуществлять умные инвестиции для развития экономики в целом.

Как выше упоминалось, необходимо также и вмешательство иностранных инвестиций, так как государство не сильно заботиться о финансировании большинства секторов экономки, которые так необходимо для улучшения общей картины в стране. Именно серьёзный подход к делу позволит значительно улучшить положение российской экономики.

Инвестиционная политика государства разных стран устроена совершенно по-разному. В одних странах больший упор делают на развитие национальных компаний и привлечение внутренних инвестиций за счёт национальных инвесторов, другие же страны напротив приоритетом ставят для себя работу с иностранными инвесторами. Подход может быть разным, как и приоритеты.

В политике часто случается так, что хорошие, честные люди никак не решаются сделать что-либо действительно необходимое, в то время как плохие непременно пользуются этим

Инвестиционная деятельность и инвестиционная политика в России

15.4. Инвестиционная политика, ее сущность и роль в современных условиях

Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика — одна из составных частей экономической политики государства. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Негативная динамика инвестиционной активности в реальном секторе российской экономики (общее снижение инвестиционной активности за 1990-е гг. составило в среднегодовой оценке примерно 70%) привела к значительному физическому и моральному износу используемого производственного аппарата (по разным оценкам, от 50 до 70% основных фондов производственного назначения требуют немедленной замены, а средний срок службы оборудования превысил 15 лет).

В 2000 г. наметились первые признаки преодоления затяжного инвестиционного кризиса в российской экономике. В первой половине года прирост инвестиций в реальный сектор экономики увеличился более чем на 17% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего 1999 г. и более чем вдвое превысил темпы прироста ВВП. Однако для оптимистичных оценок среднесрочных перспектив инвестиционной активности особых оснований нет.

Дело в том, что катализаторами увеличения инвестиционной активности выступили два основных фактора — эффект девальвации рубля и благоприятная конъюнктура мировых рынков энергоносителей. Так, доля топливно-энергетического комплекса в общем объеме инвестиций за рассмотренный период превысила 45%. О наличии серьезных системных проблем в отечественной экономике, синтезированных в негативной оценке потенциальными инвесторами существующего инвестиционного климата, свидетельствует и тот факт, что отмеченный рост инвестиций более чем на 60% обеспечивался собственными средствами предприятий. Это означает, что связь между реальным и финансовым секторами экономики ничуть не улучшилась со времени инвестиционного кризиса. Действительно, несмотря на увеличение общего объема банковского кредитования реальной экономики за последний год примерно в 1,5 раза, отношение объема кредитов к банковским резервам уменьшилось в 4 раза.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления самых различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др.

Амортизационная политика тесно связана с научно-технической и инвестиционной политикой государства. Устанавливая порядок начисления и использования амортизационных отчислений, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов. При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:

  • своевременно и правильно должна осуществляться переоценка основных фондов, особенно в условиях инфляции;
  • нормы амортизации должны быть дифференцированными в зависимости от функционального назначения основных фондов и объективно учитывать их моральный и физический износ;
  • нормы амортизации должны не только быть достаточными для простого производства, но и способствовать расширенному воспроизводству;
  • амортизационные отчисления на предприятиях всех форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования должны использоваться только исходя из их функционального назначения;
  • всем предприятиям должна быть предоставлена возможность осуществления ускоренной амортизации;
  • амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП;
  • больше прав должно быть предоставлено коммерческим организациям в области проводимой ими амортизационной политики.

Правильная амортизационная политика государства позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства для простого и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.

Инвестиционная политика тесно связана с научно-технической. В современных условиях, когда Россия теряет свои позиции в научно-технической области, еще раз следует напомнить, что ускорение научно-технического прогресса является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство.

Под единой научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство. Научно-техническая политика является составной частью инновационной политики, т. е. инновационная политика — это более широкое понятие. Единая государственная научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую их поддержку со стороны государства. В настоящее время общепризнанными приоритетными направлениями в развитии науки и техники являются комплексная автоматизация производства, электронизация хозяйства, разработка новых материалов и технологий их производства, биотехнология, атомная электроэнергетика и др.

Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы Россия не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также вследствие ограниченности ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей экономики. Известно, что такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая и электроэнергетика, являются локомотивами в ускорении НТП во всех отраслях. Поэтому эти три отрасли всегда должны быть в центре внимания государства и, в частности, в обеспечении их необходимыми инвестициями.

Читать еще:  Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия

Таким образом, продуктивная инвестиционная политика государства немыслима без разработки и реализации продуманной единой научно-технической политики. В конечном счете инвестиционная политика, единая научно-техническая политика и другие являются составными частями экономической и социальной политики государства, они должны вытекать из нее и способствовать ее реализации.

Инвестиционная политика должна иметь цель, задачи и механизм реализации.

Цель инвестиционной политики — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.

К задачам инвестиционной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране относятся:

  • выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства;
  • реализация программы по конверсии военно-промышленного комплекса;
  • обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;
  • поддержка развития малого и среднего бизнеса;
  • поддержка развития экспортных производств;
  • обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики России;
  • реструктуризация угольной промышленности;
  • реализация программы жилищного строительства в стране, в частности для военных, и др.

Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма реализации. Он, как правило, должен включать в себя:

  • выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
  • определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
  • создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;
  • создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Кроме государственной инвестиционной различают региональную, отраслевую и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она должна создавать цивилизованные правила игры в области инвестиций и способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях. Инвестиционная политика на макроуровне должна способствовать оживлению инвестиционной деятельности на региональном и микроуровне.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Инвестиционная политика в каждом регионе России имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

  • экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
  • величиной имеющегося производственного потенциала;
  • географическим местонахождением;
  • природно-климатическими условиями;
  • привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:

  • создание инфраструктуры инвестиционного рынка;
  • определение приоритетных направлений вложения инвестиций;
  • создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов страны;
  • обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.

Региональная инвестиционная политика направлена на подъем экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона в будущем.

Важную роль в подъеме экономики и повышении эффективности производства играет отраслевая инвестиционная политика, которая является составной частью государственной инвестиционной политики. Она должна разрабатываться на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей экономики.

Под отраслевой инвестиционной политикой подразумевается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамизм развития экономики страны на ближайшую и дальнейшую перспективу.

С переходом на рыночные отношения все большую роль в инвестиционной деятельности стали играть отдельные субъекты Российской Федерации и коммерческие организации в связи с перераспределением финансовых потоков в пользу последних. Исходя из этого существенно повышается роль инвестиционной политики на микроуровне. Под инвестиционной политикой коммерческой организации понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения стабильной финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе.

Инвестиционная политика на предприятии должна вытекать из стратегических целей его бизнес-плана, т. е. из перспективных, а в конечном счете она должна быть направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятия не только на сегодня, но и на будущее. Если этого плана нет, то ни о какой инвестиционной политике не может быть и речи.

При разработке инвестиционной политики на предприятии необходимо придерживаться следующих принципов:

  • нацеленности инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;
  • учета инфляции и фактора риска;
  • экономического обоснования инвестиций;
  • формирования оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций;
  • ранжирования проектов и инвестиций по их важности и последовательности реализации исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников;
  • выбора надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций.

Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики на предприятии.

Государственная инвестиционная политика в условиях кризиса

Стимулирование инвестиционной активности является одной из важнейших задач государства. Государственная инвестиционная политика включает в себя многогранную деятельность государственных органов, связанную с разработкой и реализацией мероприятий в области стимулирования инвестиционной деятельности.

Инвестиционная государственная политика может осуществляться на следующих уровнях власти:

Инвестиционная политика государства

Сущность инвестиционной политики государства состоит в создании благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика государства в условиях кризиса приобретает большую важность, так именно в кризис сокращается приток инвестиций, а потребность в них значительно увеличивается.

В целом составными частями такой политики являются:

  • государственное инвестирование;
  • государственное регулирование.

Основные направления государственной инвестиционной политики включают в себя:

  • систематическое совершенствование нормативно-правовой базы;
  • создание системы гарантий и льгот для приоритетных проектов;
  • формирование институтов содействия инвестиционной деятельности;
  • создание системы координации субъектов инвестиционной деятельности;
  • развитие инвестиционного сотрудничества;
  • определение критериев отбора инвестиционных проектов;
  • улучшение общеполитической обстановки.

Инвестиционная политика государства и ее направления должны пересматриваться, так как ситуация в экономике меняется и необходимо правильно расставлять приоритеты.

Инвестиционная политика государства и ее задачи тесно взаимоувязаны с другими видами политик:

  • инновационной;
  • налоговой;
  • внешнеэкономической и др.

Инвестиционная политика государства в современных условиях должна быть направлена:

  • на формирование плана развития страны;
  • на оценку потребности в инвестициях по каждой отрасли экономики;
  • на выбор наиболее эффективных способов экономического развития страны и др.

Основные направления инвестиционной политики российского государства в соответствии с международными стандартами должны быть направлены на:

  • поддержание социально-политической стабильности;
  • стимулирование экономического роста;
  • повышение уровня открытости экономики;
  • формирование развитой промышленной и социальной инфраструктуры;
  • повышение конкурентоспособной банковской системы;
  • обучение квалифицированной рабочей силы и др.

Совет! Прежде, чем осуществлять инвестиции, необходимо ознакомиться не только с социально-экономическими показателями страны или региона, но и с оценкой инвестиционного климата рейтинговыми специализированными агентствами.

Модели инвестиционной политики

Существуют следующие модели инвестиционной государственной политики:

  • налоговое стимулирование инвестиционной деятельности;
  • государственно-частное партнерство;
  • смешанная модель, основанная на государственно-частном партнерстве в координации инвестиционных решений.

Налоговое стимулирование

Эта модель предполагает, что стимулирование инвестиций необходимо осуществлять посредством регулирования налоговых инструментов. Для успешного функционирования этой модели важным фактором является развитие фондового рынка.

Распределение инвестиций осуществляется через фондовую биржу. Недостатками модели являются отсутствие стимулов к активному сбережению, а также невозможность быстрого увеличения накоплений.

Государственно-частное партнерство

Эта модель предполагает активное взаимодействие государства и частных инвесторов. Государство аккумулирует денежные средства населения в банках и предоставляет их компаниям в обмен на выполнение ими определенных обязательств.

При данной модели инвестиции в инфраструктуру осуществляются на основе необходимости каждого объекта принадлежать определенной частной структуре. Для реализации этой модели необходим сильный частный сектор и государство, обладающее эффективным управленческим аппаратом.

Плюсом модели является возможность аккумуляции больших средств и использование их с максимальной эффективностью. Недостатком является коррупция при выборе объектов инвестирования.

Смешанная модель

В этом случае используется возможность создания государством частного механизма координации принимаемых инвестиционных решений. Задача государства в этой модели — поддерживать инновационную деятельность компаний посредством финансирования необходимых им разработок. В основном инвестиции направляются на решение проблем фирм-экспортеров, так как именно они быстрее всего готовы перенимать инновации.

Совет! Старайтесь инвестировать в экономики, в которых используется смешанный подход, так как обычно именно инновации приносят большие прибыли.

Механизмы формирования и реализации инвестиционной политики

Механизм формирования инвестиционной политики государства заключается в ориентации инвестиционной стратегии на формирование благоприятной для частных инвесторов инвестиционной среды.

Механизмы реализации инвестиционной политики государства включают в себя определение:

  • надежных источников финансирования инвестиций;
  • методов финансирования инвестиций;
  • сроков реализации инвестиционных решений;
  • ответственности государственных органов за реализацию инвестиционной политики;
  • формирование нормативно-правовой базы инвестиционного рынка;
  • создание комфортных условий для привлечения инвестиций и др.
Читать еще:  Рассчитать инвестиционный проект

Механизм государственной инвестиционной политики также включает правила использования общественных ресурсов, таких как :

  • бюджетные средства;
  • земельные ресурсы;
  • государственное имущество.

Значение инвестиционной политики государства для России очень велико.

В современных условиях актуальным является правильная постановка стратегических целей в области инвестиционной политики, включающих:

  • организацию структурного реформирования экономики;
  • создание комфортных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
  • создание условий для притока в экономику частных инвестиций;
  • создание новых, высокотехнологичных рабочих мест для молодых специалистов;
  • формирование условий, способствующих привлечению инвестиций в экономику;
  • поощрение привлечения денежных сбережений населения в инвестиционных целях;
  • развитие ипотечного кредитования, способствующего увеличению темпов роста экономики;
  • развитие современных форм лизинга в инвестиционной деятельности;
  • разработка стимулов для эффективного осуществления инвестиционного процесса;
  • создание условий для поощрения инвестиций в венчурный капитал.

Инвестиционная политика государства и механизм ее реализации позволяют стране эффективно использовать имеющиеся ресурсы и улучшать социально-экономическое положение.

В России инвестиционная политика государства и ее особенности в основном связаны с региональными различиями. Россия — очень большая страна, и социально-экономическое положение в каждом регионе отличается, причем, часто очень сильно.

Совет! Инвестировать деньги стоит в те регионы, где власти заботятся о предпринимателях и создают для них благоприятные условия. Инвестирование в регионах с низким инвестиционным климатом тоже возможно, но трудностей на пути инвестора в этом случае будет больше, а насколько больше будет прибыль — неизвестно.

Инвестиционная государственная политика: понятие, виды и принципы

Для устойчивого развития экономики любой страны важную роль играет грамотное ведение инвестиционной политики. На государственном уровне организацией этого вида деятельности занимаются ведомства, разрабатывающие и воплощающие в действительность ряд мероприятий, направленных на стимулирование и поощрение гражданской инвестиционной активности. Об успешности внедряемой стратегии свидетельствует стабильная политика роста и развитие государства.

Определение понятия инвестиционной политики

Под термином инвестиционная политика подразумевается направление интеллектуально-имущественных и финансовых ценностей в конкретные направления для достижения социального эффекта и приобретения выгоды. Обычно вложения осуществляют в предприятия из разных экономических отраслей, деятельность которых в перспективе должна обеспечить стабильный доход. Под признаками политики инвестиций подразумевают:

  • умение приносить прибыль;
  • ограниченность сроков вложения средств;
  • возможность применения нескольких ресурсов, характеризующихся наличием спроса со стоимостью и предложения.

В ранге субъектов инвестиционной политики выступают финансовые учреждения, подданные страны или иных государств, контрагенты, фирмы, заказчики. Перечисленные юрлица, субъекты и частные лица управляют ЦБ, ОС, основными и земельными фондами, земельными участками. При этом политика форм собственности может быть как частного, так и смешанного или государственного типа.

Что касается политики инвестирования со стороны властей, то здесь задействованы управляющие государственного уровня, в том числе и структур с госформой собственности. Инвестиционная политика осуществляются благодаря использованию местных и центральных бюджетных линий, а также займов и внебюджетных структур.

Задачи инвестиционной политики страны

Согласно расшифровке, инвестиционная гос. политика, направлена на формирование стабильной, выгодной и привлекательной для инвесторов среды. Чтобы функционирование власти в этом направлении было эффективным, необходимо разработать целую систему структурированных стратегических мер:

  • организация тактических мероприятий для формирования финансовой активности в различных сферах экономики;
  • урегулирование взаимоотношений государства с инвесторами в нормативном плане;
  • прогнозирование основных экономических показателей страны;
  • оформление госзаказов для осуществления крупных закупок инвестиционных товаров.

Задач, на решение которых направлена деятельность органов власти, занимающихся инвестированием, довольно много. Чтобы обеспечить стране стабильное экономическое развитие, необходимо:

  • оказывать содействие продвижению экспериментального производства;
  • поощрять деятельность мелкого и среднего бизнеса;
  • заниматься поддержкой отраслей экономики, отобранных аналитиками;
  • обеспечивать высокую конкурентную способность товаров отечественного производства;
  • разрабатывать удобную нормативно-правовую основу;
  • создавать благоприятный микроклимат, который позволит активно вовлекать вкладчиков;
  • поддерживать разработку наиболее важных механизмов инвестирования;
  • обеспечивать постоянную деятельность органов, ответственных за эту отрасль.

Во время создания плана для привлечения инвесторов необходимо учитывать ряд нюансов, таких как инфляция, экономическая обоснованность вложений, возможные факторы риска. При этом важно правильно определить наиболее безопасные и недорогие источники инвестиций. Также следует наладить тесное сотрудничество с представителями научно-технической политики, без чего приличных результатов добиться практически нереально.

В процессе работы можно оперировать несколькими видами инвестиционной политики государства, хотя главным отличием в них являются только масштабы и степень охвата. Причём все они имеют высокую значимость, поскольку при грамотном внедрении процесса способны оказывать резко благоприятное влияние на подъём экономики.

Механизмы реализации

Если рассматривать механизмы развития инвестиционной политики государства кратко, то они основываются на подготовке такого финансово-экономического климата, который будет наиболее привлекателен для частных инвесторов. Их влияние главным образом отражается на таких показателях:

  • выгодность окружающей обстановки для привлечения вкладчиков;
  • методы финансирования вложений;
  • правовая основа инвестиционного рынка;
  • время, выделенное на решения относительно материальных вложений;
  • безопасность источников финансирования;
  • ответственность властных структур за корректность подбора и реализации способов инвестирования.

При воплощении госюрисдикцией инвестиционной политики дополнительно используются общественные ресурсы, среди которых стоит выделить бюджетные, земельные и госимущество. Если механизм реализации тщательно и грамотно продуман, это позволяет применять имеющиеся ресурсы для социально-экономического развития.

Принципы внедрения

В каждой отдельной стране должны использоваться свои индивидуальные инвестиционные принципы для обеспечения финансовых вложений инвесторами. Они зависят в первую очередь от экономической и политической ситуаций. Хотя практически всем развитым странам характерно использование типичного набора принципов. Инвестиционная политика включает в себя основные из них:

  • постоянное усовершенствование нормативной базы;
  • обеспечение свободного доступа к любой информации, касающейся особенностей формирования и реализации этой отрасли политики;
  • эффективное управление средствами с привлечением новейших способов;
  • жёсткий контроль за обоснованностью и исполнением решений о внедрении инвестиционных средств;
  • содействие предприятиям в получении кредитов на государственном уровне;
  • неукоснительное следование юридическим нормам на всех этапах деятельности;
  • всестороннее вовлечение инновационных технологий;
  • политика гарантий исполнения условий инвестирования;
  • стремление к достижению стратегических планов;
  • учёт всех факторов риска, в том числе политики возможной инфляции;
  • корректное вовлечение страны в процессы регулировки экономики;
  • взаимовыгодность инвестиционных ожиданий всех сторон в сделке.

Государству необходимо уделять отдельное внимание эффективности проведения инвестиционной политики. От этого макроэкономического фактора во многом зависит перспективность и состояние экономики страны. Если провести анализ такого показателя, можно составить чёткую картину компетентности в этом вопросе ответственных органов власти, качества реализации ими этой политики и уместности используемых методов.

Немаловажной является и оценка выполнения поставленных задач. Благодаря этому можно подобрать наиболее правильную стратегию развития инвестирования, рассматриваемого в долгосрочной перспективе.

Эффективность и грамотность внедрения инвестиционной политике напрямую зависит от политики системы госуправления. Если суметь правильно организовать поддержку предпринимательской деятельности, разработать качественную налогово-судебную систему, можно добиться поступления во внутреннюю экономику инвестиционных потоков в широких масштабах. При этом нормативно-правовая база инвестиционной политики считается наиболее важной отраслью, где изменения способны либо привлечь потенциальных инвесторов, улучшив финансовое положение страны, либо же, наоборот, оттолкнуть.

Как бы вы оценили усилия властей в ракурсе инвестиционной политики?

Инвестиционная политика. Цели, задачи и основные принципы государственной инвестиционной политики;

ЛЕКЦИЯ 14

Инвестиционный процесс является одним из основных аспектов функционирования экономической системы, определяя уровень технологической основы и эффективности материального производства.

Инвестиционная политика – одна из составных частей экономической политики государства. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс проводимых государством мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

С инвестиционной политикой тесно связано понятие правового режима инвестиционной деятельности, которое объединяет целый ряд характеристик, определяющих отношение государства к отечественным и зарубежным инвесторам, легализованным в качестве участников экономических отношений на российском рынке.

В соответствии со сложившейся мировой практикой правовой режим инвестиционной деятельности формируется на основе нескольких составляющих.

Во-первых, он определяется законодательно установленными принципами государственной инвестиционной политики, предусматривающими такие подходы:

– либо преференциальный подход к деятельности иностранных инвесторов на национальной территории в ущерб отечественным инвесторам;

– либо подход, основанный на равенстве прав отечественных и зарубежных инвесторов;

– либо подход, носящий дискриминационный характер по отношению к иностранным инвесторам и предполагающий льготный режим для отечественных инвесторов.

Во-вторых, составной частью правового режима инвестиционной деятельности является существующая система законодательства, регламентирующая деятельность отечественных и иностранных инвесторов на национальной территории, включая порядок регистрации инвесторов и легализации капиталовложений, систему налогообложения, таможенный режим и т.д.

Читать еще:  Реализацией инвестиционных проектов занимаются

Правовой режим инвестиционной деятельности обусловлен также особенностями разрешенных национальным законодательством правовых и организационных форм осуществления такой деятельности отечественными и иностранными инвесторами.

В результате сравнительного анализа правового режима инвестиционной деятельности, характерного для национального законодательства и правоприменительной практики США, Канады, Японии и западноевропейских стран, с одной стороны, и сегодняшней Российской Федерации – с другой, можно сказать, что критикуемое многими зарубежными и в не меньшей степени отечественными экспертами и прессой современное российское законодательство во многих своих положениях и нормах в значительной степени схоже с положениями законодательных актов других стран и, во всяком случае, не может и не должно рассматриваться как дискриминационное по отношению к тем же иностранным инвесторам.

Избраны следующие обобщающие критерии оценки правового режима инвестиционной деятельности, принятые при этом за основу для сравнения:

– наличие или отсутствие официально провозглашенной и стабильной государственной инвестиционной политики;

– наличие или отсутствие целостного инвестиционного законодательства;

– режим и порядок ввоза и вывоза капитала (свободный или ограниченный);

– наличие или отсутствие налоговых льгот и преференций;

– наличие или отсутствие льгот в национальном таможенном режиме;

– наличие или отсутствие стимулов и гарантий, поощряющих отечественные и зарубежные инвестиции в отдельные отрасли экономики;

– наличие или отсутствие стимулов для работы иностранных инвесторов на внутреннем рынке;

– наличие или отсутствие ограничений на размер иностранных инвестиций в национальные предприятия и возможный контроль над ними;

– наличие или отсутствие ограничений на занятие иностранным инвестором или его официальными представителями руководящих должностей в составе органов управления этих предприятий,

– а также другие, более частные критерии.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики, предоставления тех или иных налоговых льгот предприятиям, направляющим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства, при помощи амортизационной политики, путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, научно-технической политики и других.

В рыночном хозяйстве объем намечаемых в экономику инвестиций зависит от уровня доходности капитальных и финансо­вых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов оп­ределяются спросом и предложением на инвестиционные товары.

Государство посредством финансовой и денежно-кредитной политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансо­вых активов.

Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а также структуру инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, структуры производства, платежеспособно­го спроса населения на товары и услуги и иных факторов) приме­няются те или иные концепции регулирования рынка инвестици­онных товаров. При этом любая концепция базируется на целевых установках двух уровней: конечных целях (рост национального дохода, увеличе­ние занятости населения, снижение темпов инфляции до 3 – 5 % в год) и промежуточных целях (соотношение между спросом и предло­жением на капитал, процентные ставки на кредитные ресурсы, дина­мика денежной массы и др.).

Конечные (стратегические) цели определяют степень воздей­ствия данной формы финансовой и денежно-кредитной политики на производство. Промежуточные цели служат ориентиром регулиро­вания пропорций между спросом и предложением на ресурсы в фи­нансовой и денежно-кредитной сферах.

Необходимо отметить, что стабильность регулирования инвестиционной деятельности во многом обусловлена ясностью и стабильностью реализуемой властями данной страны государственной инвестиционной политики, разработкой, осуществлением, координацией и контролем над реализацией которой необходимо предметно заниматься на профессиональной основе.

Источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное увеличение инвестиций в основной капитал при неуклонно расширяющемся внутреннем потребительском спросе. Одновременно с этим необходимо резко расширить инновационное наполнение инвестиций.

Цель инвестиционной политики – реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики повышение эффективности общественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и сложившейся в стране экономической ситуации. К ним могут относится такие:

–выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства;

–реализация программы конверсии военно-промышленного комплекса;

–обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;

–поддержка развития малого и среднего бизнеса и экспортных производств;

–обеспечение сбалансированности развития всех отраслей экономики России;

– реструктуризация угольной промышленности;

– выполнение программы жилищного строительства в стране, в частности для военнослужащих, и другие.

Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизмаее реализации. Он, как правило, должен включать в себя:

–выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;

–определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

–формирование необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;

–создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Сегодня российская инвестиционная политика, одна из составных частей экономической политики государства, разрабатывается и реализуется в условиях относительной макроэкономической стабильности, устойчивого валютного курса и прогнозируемой инфляции.

Основной задачей инвестиционной политики Российской Федерации является создание благоприятных условий всем субъектам экономической деятельности для усиления инвестиционной активности с целью экономического роста, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Эффективность инвестиционной политики является индикатором стабильности функционирования экономической системы и отражает уровень эффективности материального производства. В настоящее время инвестиционная политика России не приносит ощутимых положительных результатов в части оживления инвестиционного процесса, привлечения инвесторов и усиления инвестиционной активности.

Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.

В современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов:

— совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;

— осуществление концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;

— организация взаимодействия с предприятиями с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств (здесь речь идет о реализации взаимных интересов предприятий региона в развитии инвестиционной политики);

— осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.

Источники финансирования инвестиционной деятельности включают собственные средства предприятий (амортизация, прибыль, уставный капитал), привлеченные средства негосударственного сектора экономики (получение банковских кредитов, размещение эмиссий ценных бумаг, получение оборудования по лизингу, заключение соглашений о разделе продукции и т. д.), а также средства бюджетов различных уровней. Структура финансирования инвестиций в основной капитал России характеризуется чрезмерно высокой (по сравнению и с развитыми, и с развивающимися странами) долей собственных средств предприятий. На долю, к примеру, банковского кредитования реального сектора экономики и размещения эмиссий ценных бумаг на фондовом рынке в 2002 г. приходилось не более 8 процентов общего объема инвестиций. Совершенствование структуры финансирования инвестиционной деятельности предполагает применение научно обоснованной системы мер государственного регулирования, формирующей атмосферу взаимного доверия между предприятиями-получателями инвестиций и потенциальными инвесторами, а также согласование долгосрочных интересов реального и финансового секторов экономики на основе объективно необходимых встречных усилий. Следует отметить первые признаки формирования позитивной тенденции снижения удельного веса собственных средств предприятий в структуре финансирования инвестиций в основной капитал (с 60,8 процента в 1997 г. до 51 процента в 2001 г.). Соответственно увеличилась доля привлеченных инвестиционных ресурсов (прежде всего негосударственного сектора экономики). В ближайшей и среднесрочной перспективе реформирования отечественной экономики большую роль будут играть и бюджетные инвестиции, направляемые на строительство объектов инфраструктуры и социальной сферы, а также на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, оказывающих влияние на обеспечение экономической безопасности страны.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector