Finkurier.ru

Журнал про Деньги
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бюджетное финансирование инвестиций

Бюджетное финансирование инвестиций

Цель государственного регулирования инвестиционной деятельности – направлять государственные капитальные вложения на структурную перестройку экономики, решение социальных задач, развитие приоритетных (в конкретный период) отраслей и регионов.

Бюджетное финансирование инвестицийосуществляется исходя из бюджетной политики государства в пределах объема государственных капитальных вложений, ежегодно утверждаемого в Законе о бюджете.

Бюджетное инвестирование предполагает расходование государственных бюджетных инвестиционных ресурсов (средств республиканского и местных бюджетов) на создание и воспроизводство основных фондов.

Государственные централизованные инвестиционные ресурсы могут непосредственно направляться на финансирование целевых программ, государственных нужд либо принимать форму гарантий и налоговых льгот для поддержки инвестиционных проектов.

В условиях перехода к рыночной экономике бюджетный метод инвестирования имеет основополагающее значение. Использование средств бюджета на финансирование капитальных вложений позволяет регулировать пропорции в уровнях экономического и социального развития территорий, создает благоприятные условия для активизации вложений других инвесторов.

Долгие годы бюджетный метод финансирования предполагал предоставление средств на безвозвратной, бесплатной основе, так что получавшие их субъекты хозяйствования не имели стимулов для рационального использования выделенных ресурсов. Несмотря на это, безвозвратное финансирование инвестиций продолжает оставаться необходимым в соци­альной сфере, просвещении, здравоохранении, науке и культуре. Часть бюджетных средств направляется в эти сферы и отрасли экономики на бесплатной основе, но другая часть предоставляется на условиях платности, срочности и возвратности. Государство перешло от распределения бюджетных средств на капитальные вложения между отраслями к оказанию поддержки в осуществлении эффективных инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, – к практике совместного государственно-коммерческого финансирования проектов.

В Республике Беларусь ежегодно разрабатывается и утверждается государственная инвестиционная программа, в которой содержатся перечни строек и объектов, финансируемых как на безвозвратной и бесплатной основе, так и на условиях срочности, платности, возвратности.

Не менее 10 % общего объема государственных капитальных вложений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, направляется в виде централизованных инвестиционных ресурсов в осуществление инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор, при условии вложения самим инвестором не менее 20 % собственных средств от полной стоимости данного проекта.

Государственная поддержка инвестиционных проектов (предоставление централизованных инвестиционных ресурсов для финансирования инвестиционного проекта на условиях срочности, платности и возвратности) осуществляется через банки, уполномоченные обслуживать государственные программы. Гарантии Правительства Республики Беларусь под банковские кредиты на инвестиционные цели выдаются в размере не более 40 % суммы фактически предоставленных банками кредитов.

В отношении инвестиционных проектов производственных отраслей оказание государственной поддержки обусловлено комплексной оценкой экономической эффективности проекта. Решение о финансировании принимается после изучения бизнес-плана и результатов экологической (а при необходимости – и научно-технической) экспертизы.

Процедура конкурсного отбора инвестиционных проектов обеспечивает более эффективное размещение и использование государственных инвестиционных ресурсов, получение коммерческого или социального эффекта.

Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется при наличии положительного заключения государственной комплексной экспертизы, проводимой Министерством экономики Республики Беларусь.

Основными критериями оценки инвестиционного проекта являются:

• его актуальность и соответствие стратегии развития отрасли;

• финансовое состояние организации-инвестора;

• технические, технологические, финансовые возможности и целесообразность его реализации в намечаемых условиях осуществления инвестиционной деятельности;

• обоснованность инвестиционных затрат и государственного участия в этом проекте;

• научно-технический уровень привлекаемых и (или) создаваемых технологий;

• конкурентоспособность планируемой к производству продукции (работ, услуг), перспективность рынков сбыта, эффективность стратегии маркетинга организации-инвестора;

• сравнительные показатели эффективности и устойчивости инвестиционного проекта.

Бюджетное финансирование основывается на следующих принципах: направление средств для реализации высокоэффективных и социально значимых проектов; целевой характер использования бюджетных средств; предоставление бюджетных ресурсов стройкам и подрядным организациям по мере выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований и др.

Доля участия бюджетных средств в общей сметной стоимости проекта зависит от его категории. Для проектов по созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях, предусмотрен самый большой размер бюджетных средств – 80 % . Для других проектов доля участия государственных бюджетных средств может составлять от 50 до 20 % . Представляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по следующим категориям:

• А – проекты, обеспечивающие производство конкурентоспособной продукции при условии защищенности ее патентами на изобретение как Республики Беларусь, так и других государств;

• Б – проекты, обеспечивающие производство пользующихся спросом на внешнем рынке экспортных товаров несырьевых отраслей, при условии, что доля поставки на экспорт должна быть не менее 30 % объема реализуемой продукции;

• В – проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с уровнем цен не менее чем на 30 % ниже по сравнению с импортируемой;

• Г – проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Размер предоставляемых возвратных бюджетных средств составляет: для проектов категории А – не более 50 %, Б – не более 40%,В – не более 30%, Г – не более 20 %.

Финансирование выигравших конкурс инвестиционных проектов за счет бюджетных инвестиционных ресурсов осуществляется после проведения тендера на поставку товаров (работ, услуг), которые необходимы для реализации проекта. По результатам тендера составляется график платежей, согласно которому должны перечисляться собственные средства победителя конкурса, а также средства кредиторов, финансирующего банка и Министерства финансов Республики Беларусь – соответственно установленной доле участия государственных средств в проекте. Экземпляры графика предоставляются Минфину, банку и кредиторам.

Министерство финансов перечисляет банку долю централизованных инвестиционных ресурсов в пределах фактически произведенных затрат после зачисления предусмотренных в графике платежей – собственных средств победителя конкурса и средств кредиторов.

Бюджетные средства перечисляются банку для финансирования на возвратной основе объектов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, на основании договоров между Минфином, заемщиком и его вышестоящим органом об условиях выдачи и возврата бюджетных средств.

Данные средства зачисляются заемщику на его бюджетный счет в банке, чтобы последний мог по распоряжению заемщика перечислять средства исполнителям работ и поставщикам товарно-материальных ценностей.

Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также их своевременным возвратом осуществляют Министерство финансов Республики Беларусь, другие министерства и ведомства на основании ежемесячно представляемой заемщиком отчетности о их расходовании.

Срок пользования возвратными бюджетными средствами устанавливается с учетом нормативных сроков окупаемости капитальных вложений. Однако предельный срок пользования не может превышать пять лет со дня первой выдачи средств до полного их возврата.

Совершенствование бюджетного инвестирования связано, в частности, с выбором рациональных и эффективных направлений размещения средств по отраслям, территориям и предприятиям, предполагает выделение конкретных приоритетов инвестирования, ограничение сферы применения безвозвратного финансирования и одновременно – расширение возможностей для предоставления средств бюджета на возвратной основе.

Финансирование инвестиционных проектов

Финансирование инвестиционного проекта различными инструментами оптимизирует деятельность и снижает затраты по обслуживанию используемых источников.

В качестве видов финансирования рассматривают:

  • использование собственных источников средств и эмиссия акций (IPO)
  • средства частных лиц (венчурный источник)
  • долевое финансирование
  • банковское/долговое финансирование (кредиты и займы, в том числе облигационные)
  • бюджетное финансирование
  • лизинг, факторинг, форвардные сделки
  • проектное финансирование.

Если сформулировать определение, то финансирование инвестиционного проекта это процесс обеспечения идеи необходимым объёмом денежных и других видов ресурсов для бесперебойной деятельности.

В целом финансирование делится на долговое и бездолговое. К основным методам можно отнести бюджетное финансирование, кредитование и комбинированный метод, когда источники инвестиций формируются комплексно.

Каждый из видов финансирования позволяет решить определенные проблемы, но связан с конкретными рисками. К основным видам рисков относятся срывы сроков проекта, поставок сырья, валютные и процентные риски, технологические и экологические риски, риск недофинансирования, форс-мажорные обстоятельства.

Поскольку рисков достаточно много, финансировать проект, пользуясь, например, исключительно заемными средствами невыгодно и опасно.

Чтобы минимизировать риски и разработать выгодный бизнес-план, максимально быстро выйти на окупаемость проекта, необходимо разработать порядок и схему финансирования.

В схеме будет отражаться распределение расходов и прибылей на каждом этапе финансирования. Порядок финансирования и четкое понимание алгоритма распределения денежных потоков необходимо для финансовой реализации проекта. Наличие схемы позволяет прогнозировать, достаточно ли средств для завершения каждого этапа.

Поскольку в схеме финансирования принимают участие заказчики, подрядчики, инвесторы, исполнители конкретных этапов проекта, то для каждого из участников должны быть прописаны условия и порядок расходования/внесения средств.

Четко выверенная и без ошибок разработанная стратегия финансирования способна поспособствовать обеспечению целого ряда намеченных к реализации задач, а именно:

  • определит оптимальное соотношение между заемными и собственными средствами
  • позволит реализовать инвестиционный проект в запланированном объёме и в установленные сроки
  • снизит инвестиционные, производственные и другие виды рисков
  • определит структуру привлекаемых средств и обязательных платежей (налоги, платежи по кредиту и т.п.)
  • снизит размер инвестиционных расходов в результате выбора наиболее выгодных и «дешёвых» источников финансирования.

Схема финансирования

Схема финансирования инвестиционного проекта это система организации, осуществления и контроля над составом инвесторов, объёмом требуемых средств, их структурой, динамикой вложений на каждом отдельном этапе реализации.

При разработке схемы финансирования необходимо учитывать следующие критерии, имеющие на неё прямое влияние:

  1. какой проект создаётся? Новый или происходит расширение уже существующего? (во многом определяет перечень источников доступных для финансирования)
  2. определить организационно-правовую форму будущего предприятия (влияет на формы привлечения капитала)
  3. выявить производственные особенности деятельности компании (чем ниже операционный цикл на производстве, тем больше возможности воспользоваться заёмными источниками), определить размер компании (чем компания меньше, тем легче ей самостоятельно профинансировать будущий инвестиционный проект)
  4. разработать структуру источников финансирования, прописать все источники доступные к использованию, оценить их стоимость (как правило, хорошим показателем считается, если заёмные источники дешевле собственных)
  5. установить систему налогообложения на предприятии (при наличии низких ставок налога на прибыль, государственных льгот и других преференций целесообразно использовать собственные средства для финансирования проекта. И наоборот, при высоких ставках, привлекательность кредитования существенно проекта возрастает)
  6. определить отношение к рискам (при нежелании принимать высокие уровни риска приоритет отдаётся более надёжным источникам финансирования, и наоборот, если собственники проекта уверены в нём и готовы взять на себя повышенные риски есть смысл использовать более рисковые источники финансирования для достижения более быстрых и высоких финансовых результатов).
Читать еще:  Характеристика источников финансирования инвестиций

Для определения привлекательности и условий финансирования инвестиционного проекта в первую очередь определяют:

  • продолжительность жизненного цикла (короткий срок реализации существенно снижает риски инвесторов и срок возврата инвестиционного капитала, что положительным образом влияет на инвестиционную привлекательность идеи)
  • цель проекта (инвесторы в меньшей степени интересуются вложением средств в проекты, имеющие социальную, экологическую, благотворительную направленность. Приоритет отдаётся инновационным проектам, а также проектам реализуемым в отраслях с высокой степенью ёмкости рынка)
  • связанность с другими проектами (если рассматриваемый проект реализуется как отдельная единица, это увеличивает возможности участия потенциальных инвесторов. И наоборот, если запуск идеи зависит от осуществления сопутствующих проектов, это снижает привлекательность в его финансировании).

Источники финансирования

Источники финансирования инвестиционных проектов это субъекты, являющиеся собственниками инвестиционного капитала, готовые его инвестировать способами, методами и формами, которые оговорены с авторами проекта.

Источники финансирования инвестиционных проектов могут быть классифицированы разного рода критериями, нести различные полезные эффекты и иметь разнообразные источники происхождения.

Также тот или иной выбранный источник финансирования способен влиять на общую инвестиционную привлекательность проекта в целом.

Источниками финансирования инвестиционных проектов выступают собственные (внутренние) средства организации либо привлеченные (внешние) ресурсы.

Собственными (внутренними) средствами считаются:

  • чистая прибыль экономического субъекта
  • амортизационные отчисления
  • благотворительные пожертвования и другие безвозмездные взносы
  • средства, полученные от страховых организаций
  • капитал, полученный от реализации нематериальных активов предприятия и его ценных бумаг
  • прочие сбережения.

Преимущества использования внутренних источников финансирования:

  • наиболее быстрая динамика роста прибыли компании
  • более стабильное финансовое положение
  • простота привлечения.

Недостатки:

  • ограниченные объёмы
  • высокая стоимость капитала.

Внешними (заёмными) средствами признают:

  • государственное (бюджетное) финансирование инвестиционных проектовпроисходит путем прямого инвестирования в проект, прошедший конкурсный отбор, либо путем инвестирования средств на возвратной основе. Также возможно привлечение инвестиций путем долевого участия государства в проекте.
    Критерии конкурсного отбора:
    • срок окупаемости проекта не превышает три года
    • количество вновь созданных рабочих мест
    • высокая рентабельность проекта
    • обеспечение своевременной уплаты налогов.
      Государственное финансирование инвестиционных проектов происходит за счет средств федерального, муниципального либо регионального бюджетов. Целью таких инвестиций является создание предприятий с государственной формой собственности. Также существует практика государственного финансирования частных компаний, которые будут способствовать решению конкретных государственных задач и проблем
  • бюджетное финансирование инвестиционных проектов происходит в рамках федеральных и региональных инвестиционных программ и по большей части предоставляется в форме бюджетных ассигнований
  • долговое финансирование инвестиционных проектов это когда привлеченные средства являются заемными и носят возвратный характер. Отличительной особенностью является тот факт, что проекты, получающие средства, как правило, обладают высоким уровнем рентабельности (существенно превышающим ставку по долгосрочным кредитам). Источниками долгового финансирования выступают:
    • кредиты коммерческих банков
    • государственные и облигационные займы, в том числе субсидии
    • ипотечные ссуды
    • акционирование.
  • банковское (кредитное) финансирование инвестиционных проектов это предоставление средств банка в виде кредита либо займа в долгосрочной перспективе на возвратной основе. Условиями для его получения являются:
    • наличие обеспечения по кредиту
    • гарантия возврата полученных средств в полном объёме
    • выплата процентов, в количестве, установленным кредитным договором
    • установленные сроки погашения и получения средств
    • исключительно целевое расходование кредитных средств.
  • венчурное финансирование инвестиционных проектов это привлечение венчурного капитала путем презентации и проведения переговоров с венчурными инвесторами (бизнес ангелами).
    Объектом интереса венчурных инвесторов становятся новые компании, занимающиеся выпуском нигде не представленного товара или услуги. Также одним из условий является факт отсутствия публичного размещения акций компании. Основными формами венчурного финансирования выступает акционирование, долговое финансирование либо через процедуру предоставления предпринимательского капитала.

Преимущества внешних источников финансирования:

  • низкая стоимость капитала
  • широкий круг возможностей в выборе различных источников и методов финансирования
  • возможность быстро нарастить капитал и имущество предприятия.

Недостатки:

  • потенциал снижения финансовой устойчивости компании
  • более низкая динамика формирования прибыли
  • сложность в привлечении.

Формы и методы финансирования инвестиционных проектов

Методы и формы финансирования инвестиционных проектов это совокупность теоретических и практических способов, благодаря которым будут реализованы пути привлечения инвестиционных средств.

Наиболее распространенными методами или способами финансирования выступают:

  • самофинансирование. Происходит за счет собственных средств организации либо средств автора инвестиционной идеи (подходит для мелких либо впервые создаваемых компаний, не обладающих большими объёмом собственного капитала)
  • кредитное финансирование. Происходит за счет кредитов, займов и других долговых обязательств
  • привлечение средств за счет выпуска ценных бумаг, другими словами акционерное финансирование
  • бюджетное финансирование
  • лизинг (приобретение объектов основных фондов на длительный период использования с последующим правом выкупа. Неоспоримым преимуществом использования такого метода финансирования основных фондов предприятия будет отсутствие необходимости в привлечении денежных средств на покупку оборудования, отложенный характер оплаты)
  • смешанное финансирование, путем комбинации внешних и внутренних источников (использует зрелые, опытные компании способные позволить себе использование как собственных, так и привлеченных капиталов).

Особняком стоит проектное финансирование. Метод проектного финансирования инвестиционного проекта заключается в разделении рисков реализации инвестиционной идеи между всеми её участниками. Исходя из последнего утверждения, выделяют три формы проектного финансирования:

  • с полным правом регресса (все риски по проекту берёт на себя заёмщик. Чаще всего используется молодыми компаниями. Кредит дешёвый.)
  • с ограниченным правом регресса (распределение рисков реализации проекта происходит относительно возможностям снизить тот или иной риск конкретным его участником. Как правило, риски распределяются примерно равномерно между всеми его участниками)
  • без права регресса (все риски лежат на кредиторе проекта. Кредит дорогой).

Бюджетное финансирование инвестиций

Сущность и классификация источников финансирования инвестиций

Источники финансирования инвестиций

Вопросы для самопроверки

· На какой методологической основе формируется классификация инвестиций?

· Перечислите виды инвестиций.

· Какие существуют виды инвестиций по уровню риска?

· Какое значение имеют инвестиции для предприятия?

· Что Вы понимаете под структурой инвестиций?

· Что характеризует технологическая структура инвестиций в основной капитал?

· Дайте определение структуры инвестиций по источникам финансирования.

Система финансирования обеспечения инвестиционного процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинансирования, а также комбинированный. За научными названиями этих методов в реальной жизни стоят различные субъекты рынка: фондовые биржи, коммерческие банки, бюджеты всех уровней, предприятия. Все они могут выступать инвесторами.

В каждой коммерческой организации целесообразно анализировать структуру источников финансирования, определять ее тенденцию, выявлять динамику, и если она имеет негативный характер, эффективно управлять этим процессом.

Наличие источников финансирования инвестиции в настоящее время является одной из главных проблем в инвестиционной деятельности. С переходом России к рыночным отношениям наблюдается их острый дефицит.

По действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:

· собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц, средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и других средств);

· заемных финансовых средств инвесторов или переданных им средств (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

· привлеченных финансовых средств инвестора (средств, получаемых от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

· финансовых средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

· средств внебюджетных фондов;

· средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

· средств иностранных инвесторов.

Система финансирования обеспечения инвестиционного процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинансирования, а также комбинированный.

Финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников. В целом все источники финансирования принято подразделять на: централизованные (бюджетные) и децентрализованные (внебюджетные). К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Все остальные относятся к децентрализованным.

Читать еще:  Статистика форма иап обследование инвестиционной активности

К внебюджетным средствам относятся собственные средства предприятий и организаций, заемные, привлеченные средства, средства внебюджетных фондов, индивидуальных застройщиков, иностранные инвестиции.

К собственным источникам финансирования, как было уже сказано, относятся прибыль, амортизационные отчисления, внутрихозяйственные резервы, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие средства.

В каждой коммерческой организации целесообразно анализировать структуру источников финансирования, определять ее тенденцию, выявлять причины этой тенденции, и если она имеет негативный характер, то необходимо вмешиваться в этот процесс.

Рассмотрим более подробно основные источники финансирования инвестиций с анализом их положительных и отрицательных сторон.

Государственные капитальные вложения осуществляются в процессе выполнения государством своих функций: экономической, оборонной, правоохранительной, созидательной, экологической, социальной и др. Посредством капитальных вложений государство может реально влиять на структурную перестройку экономики, обеспечивая повышение эффективности народнохозяйственного комплекса, ликвидацию имеющихся диспропорций в развитии отдельных отраслей и регионов, сохранение единого экономического пространства.

Получателями государственных инвестиций могут быть предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, участвующие в реализации государственных программ. Финансирование государственных инвестиций осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений. На федеральном уровне финансируются федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности, на региональном — региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий.

Бюджетному финансированию присущ ряд принципов: получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ресурсов; предоставление бюджетных средств стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.

Достижение максимального эффекта при минимальных затратах выражается в том, что бюджетные средства должны предоставляться лишь в том случае, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность. Принципиально новым в инвестиционной политике последних лет является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных объектов и формированию состава таких объектов на конкурсной основе, что в значительной степени способствует реализации отмеченного принципа.

Комплексная оценка экономической эффективности любого инвестиционного проекта, в финансировании которого используются средства федерального бюджета, выполняется по системе различных критериев и показателей эффективности, отражающей интересы каждого участника. Так, для государства в качестве такого критерия выступают макроэкономические показатели: прирост валового и чистого национального продукта, национального дохода; для предприятия — размер увеличения прибыли; для населения — размер снижения стоимости квартир, различных услуг социального характера. В том случае, если реализация инвестиционного проекта не обеспечивает увеличения отмеченных макроэкономических показателей, государство не имеет прямой экономической заинтересованности в его осуществлении. Мотивами для финансирования такого мероприятия могут выступать политические, оборонные, социальные, экологические и другие преимущества, которые при этом обеспечиваются.

Целевой характер использования бюджетных ресурсов заключается в том, что финансирование конкретных строек и объектов осуществляется после утверждения бюджета на соответствующий год, тем самым обеспечивается контроль за расходованием ресурсов по ранее определенным направлениям. Так, коммерческие банки, осуществляющие финансирование объектов, сооружаемых для федеральных нужд, не могут зачислять бюджетные средства на депозитные счета, использовать их для предоставления межбанковских кредитов, покупки свободно конвертируемой валюты, отвлекать их по другим направлениям.

Что касается возвратного финансирования, то оно чаще всего сориентировано на коммерческий эффект от осуществляемого инвестиционного проекта. Как показывает практика, любая поддержка со стороны государства наиболее важна на ранних стадиях реализации проекта. Поэтому возвратное бюджетное финансирование, как правило, дополняется системой льгот, например налоговых, кредитных, носящих временный характер.

Безвозвратное финансирование за счет средств федерального бюджета осуществляется при включении данного объекта строительства в утверждаемый перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. Такой перечень включает объекты, которым обеспечивается приоритетная государственная поддержка ввиду их высокой значимости и необходимости, а также отсутствия других источников их финансирования.

Средства федерального бюджета, выделяемые на возвратной основе, возвращаются заемщиком (застройщиком) в сроки, определенные в трехстороннем договоре. Минфин РФ возвращает кредит ЦБ РФ в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Проценты за пользование ссудами федерального бюджета, полученными на возвратной основе, начисляются с даты их предоставления, а уплата процентов производится начиная с момента возврата этих ссуд. При этом процентная ставка за пользование кредитами не может превышать размера ставки, установленного договором между Центральным банком РФ и Министерством финансов РФ.

Совершенствование федерального бюджетного инвестирования связано с поиском новых рациональных путей использования финансовых ресурсов, предназначенных на капиталовложения. К числу таких направлений можно отнести следующие:

· совершенствование механизма принятия и реализации федеральных программ. Это направление предполагает совершенствование порядка проведения конкурсного отбора; уточнение прав и обязанностей сторон, участвующих в разработке и реализации программы, включая ее финансирование; сертификацию программ и государственные гарантии инвесторам; федеральную поддержку при реализации ресурсосберегающих программ в обрабатывающих отраслях промышленности, подкрепленную системой санкций за нарушение стандартов ресурсопотребления;

· авансирование инвестиционных ресурсов из федерального бюджета в первую очередь в развитие тех регионов, где наметились тенденции относительного оживления инвестиционных мотиваций;

· широкое применение при бюджетном финансировании инвестиций налоговых и других льгот в сочетании с системой мер государственного контроля и действенных санкций;

· объединение соответствующих частей федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и иных, ныне разрозненных капиталовложений в рамках фонда регионального развития (ФРР);

· ограничение сферы применения безвозвратного финансирования инвестиций за счет средств федерального бюджета при расширении возможностей предоставления бюджетных ассигнований на возвратной основе и ряд других мероприятий.

Реализация этих и поиск других нетрадиционных путей совершенствования федерального бюджетного инвестирования строек и объектов, сооружаемых для федеральных нужд, позволят в определенной мере оживить инвестиционную деятельность государства и повысить эффективность инвестиций.

Что такое бюджетные инвестиции

Бюджетные инвестиции это средства, привлеченные из государственной казны для реализации важных проектов. Государство выступает не только в качестве регулятора инвестиционной деятельности в РФ. Оно также является и активным инвестором. Существует множество проектов, которые могут быть реализованы только с помощью федеральных средств. Благодаря бюджетным инвестициям, развивается инфраструктура, социальная сфера, предпринимательство и пр.

Целью бюджетного инвестирования является создание мощностей для производства общественно полезных благ. Это могут быть образовательные и здравоохранительные учреждения, материальные объекты и многое другое. Бюджетные инвестиции предоставляют государственным и частным предприятиям. Весомая доля капитала юридических лиц может перейти в собственность государства при инвестировании.

С помощью таких инвестиций можно не только успешно реализовать проект, на который необходимы средства, но и заручиться поддержкой государства. Это положительно сказывается на общей деятельности предприятия.

Виды бюджетных инвестиций

Существует три основных вида инвестирования:

  • Прямое финансирование проекта. Для этого необходимо предоставить все детали проекта, предоставить проектно-сметную документацию. Особенно важно в сфере строительства. Нужно полное технико-экономическое обоснование. Проект может быть краткосрочным и долгосрочным.
  • Участие в капитале акционерного общества. Это актуально, когда деятельность компании частично или полностью удовлетворяет потребности государства, нуждается в его поддержке и рассматривает инвестиции как средство для стратегического развития.
  • Система государственных гарантий. Она будет отличаться от той, что предусмотрена Министерством финансов РФ. Гарантии не придётся прописывать ежегодно.

Государство может дать кредит, купить ценные бумаги.

Чем бюджетные инвестиции отличаются от других видов?

Государство выступает регулятором, поэтому при привлечении средств на предприятие ложится большая ответственность. Основными особенностями и требованиями инвестирования являются:

  • Национальная приоритетность. Деятельность организации должна быть направлена на повышение качества жизни граждан и приносить благо обществу.
  • Высокая общеэкономическая эффективность. Предприятие должно способствовать росту ВВП страны и улучшению экономических показателей.
  • Бюджетная эффективность. Функционирование организации повышает количество налоговых отчислений.

Государство должно быть напрямую заинтересовано в инвестировании. Только в этом случае можно рассчитывать на бюджетные средства.

Бюджетный кодекс и инвестиции

Бюджетный кодекс РФ регламентирует движение средств государственного бюджета. С его помощью установлены принципы устройства бюджетного законодательства. Определено положение субъектов правоотношений относительно госбюджета, а также сформулированы виды ответственности, которая грозит за нарушения. Дан порядок распоряжения государственным имуществом, регламентируются финансовые инструменты.

Бюджетный кодекс призван регламентировать инвестирование. Статья 79 целиком посвящена особенностям бюджетных инвестиций. Любое предприятие, заинтересованное в господдержке должно действовать в рамках законодательства, все действия не должны противоречить кодексу. Благодаря БК РФ, стало развиваться бюджетное инвестирование на протяжении последних лет.

Процедура осуществления и деятельность Инвестиционного фонда РФ

Данный фонд создан специально для государственного софинансирования важных проектов. Именно этот фонд контролирует предоставление бюджетных инвестиций и отвечает за их распределение. Рассмотрение инвестиционного проекта начинается с инвестиционной комиссии. Затем это переходит в правительственную комиссию, а потом вопрос решается на заседании правительства. Инвестиционный фонд тщательно отбирает проекты, которые могут подлежать государственному софинансированию. В случае успешного рассмотрения оформляется инвестиционное соглашение.

Порядок бюджетных инвестиций определяется БК РФ. Вложения денег обеспечиваются путём передачи полномочий госсаказчика, заключения договоров или передачу средств как субсидий. В качестве источника могут выступать государственные банковские и кредитные организации.

Читать еще:  Привлечение прямых иностранных инвестиций является задачей

Финансирование инвестиционных проектов

Финансирование инвестиционного проекта различными инструментами оптимизирует деятельность и снижает затраты по обслуживанию используемых источников.

В качестве видов финансирования рассматривают:

  • использование собственных источников средств и эмиссия акций (IPO)
  • средства частных лиц (венчурный источник)
  • долевое финансирование
  • банковское/долговое финансирование (кредиты и займы, в том числе облигационные)
  • бюджетное финансирование
  • лизинг, факторинг, форвардные сделки
  • проектное финансирование.

Если сформулировать определение, то финансирование инвестиционного проекта это процесс обеспечения идеи необходимым объёмом денежных и других видов ресурсов для бесперебойной деятельности.

В целом финансирование делится на долговое и бездолговое. К основным методам можно отнести бюджетное финансирование, кредитование и комбинированный метод, когда источники инвестиций формируются комплексно.

Каждый из видов финансирования позволяет решить определенные проблемы, но связан с конкретными рисками. К основным видам рисков относятся срывы сроков проекта, поставок сырья, валютные и процентные риски, технологические и экологические риски, риск недофинансирования, форс-мажорные обстоятельства.

Поскольку рисков достаточно много, финансировать проект, пользуясь, например, исключительно заемными средствами невыгодно и опасно.

Чтобы минимизировать риски и разработать выгодный бизнес-план, максимально быстро выйти на окупаемость проекта, необходимо разработать порядок и схему финансирования.

В схеме будет отражаться распределение расходов и прибылей на каждом этапе финансирования. Порядок финансирования и четкое понимание алгоритма распределения денежных потоков необходимо для финансовой реализации проекта. Наличие схемы позволяет прогнозировать, достаточно ли средств для завершения каждого этапа.

Поскольку в схеме финансирования принимают участие заказчики, подрядчики, инвесторы, исполнители конкретных этапов проекта, то для каждого из участников должны быть прописаны условия и порядок расходования/внесения средств.

Четко выверенная и без ошибок разработанная стратегия финансирования способна поспособствовать обеспечению целого ряда намеченных к реализации задач, а именно:

  • определит оптимальное соотношение между заемными и собственными средствами
  • позволит реализовать инвестиционный проект в запланированном объёме и в установленные сроки
  • снизит инвестиционные, производственные и другие виды рисков
  • определит структуру привлекаемых средств и обязательных платежей (налоги, платежи по кредиту и т.п.)
  • снизит размер инвестиционных расходов в результате выбора наиболее выгодных и «дешёвых» источников финансирования.

Схема финансирования

Схема финансирования инвестиционного проекта это система организации, осуществления и контроля над составом инвесторов, объёмом требуемых средств, их структурой, динамикой вложений на каждом отдельном этапе реализации.

При разработке схемы финансирования необходимо учитывать следующие критерии, имеющие на неё прямое влияние:

  1. какой проект создаётся? Новый или происходит расширение уже существующего? (во многом определяет перечень источников доступных для финансирования)
  2. определить организационно-правовую форму будущего предприятия (влияет на формы привлечения капитала)
  3. выявить производственные особенности деятельности компании (чем ниже операционный цикл на производстве, тем больше возможности воспользоваться заёмными источниками), определить размер компании (чем компания меньше, тем легче ей самостоятельно профинансировать будущий инвестиционный проект)
  4. разработать структуру источников финансирования, прописать все источники доступные к использованию, оценить их стоимость (как правило, хорошим показателем считается, если заёмные источники дешевле собственных)
  5. установить систему налогообложения на предприятии (при наличии низких ставок налога на прибыль, государственных льгот и других преференций целесообразно использовать собственные средства для финансирования проекта. И наоборот, при высоких ставках, привлекательность кредитования существенно проекта возрастает)
  6. определить отношение к рискам (при нежелании принимать высокие уровни риска приоритет отдаётся более надёжным источникам финансирования, и наоборот, если собственники проекта уверены в нём и готовы взять на себя повышенные риски есть смысл использовать более рисковые источники финансирования для достижения более быстрых и высоких финансовых результатов).

Для определения привлекательности и условий финансирования инвестиционного проекта в первую очередь определяют:

  • продолжительность жизненного цикла (короткий срок реализации существенно снижает риски инвесторов и срок возврата инвестиционного капитала, что положительным образом влияет на инвестиционную привлекательность идеи)
  • цель проекта (инвесторы в меньшей степени интересуются вложением средств в проекты, имеющие социальную, экологическую, благотворительную направленность. Приоритет отдаётся инновационным проектам, а также проектам реализуемым в отраслях с высокой степенью ёмкости рынка)
  • связанность с другими проектами (если рассматриваемый проект реализуется как отдельная единица, это увеличивает возможности участия потенциальных инвесторов. И наоборот, если запуск идеи зависит от осуществления сопутствующих проектов, это снижает привлекательность в его финансировании).

Источники финансирования

Источники финансирования инвестиционных проектов это субъекты, являющиеся собственниками инвестиционного капитала, готовые его инвестировать способами, методами и формами, которые оговорены с авторами проекта.

Источники финансирования инвестиционных проектов могут быть классифицированы разного рода критериями, нести различные полезные эффекты и иметь разнообразные источники происхождения.

Также тот или иной выбранный источник финансирования способен влиять на общую инвестиционную привлекательность проекта в целом.

Источниками финансирования инвестиционных проектов выступают собственные (внутренние) средства организации либо привлеченные (внешние) ресурсы.

Собственными (внутренними) средствами считаются:

  • чистая прибыль экономического субъекта
  • амортизационные отчисления
  • благотворительные пожертвования и другие безвозмездные взносы
  • средства, полученные от страховых организаций
  • капитал, полученный от реализации нематериальных активов предприятия и его ценных бумаг
  • прочие сбережения.

Преимущества использования внутренних источников финансирования:

  • наиболее быстрая динамика роста прибыли компании
  • более стабильное финансовое положение
  • простота привлечения.

Недостатки:

  • ограниченные объёмы
  • высокая стоимость капитала.

Внешними (заёмными) средствами признают:

  • государственное (бюджетное) финансирование инвестиционных проектовпроисходит путем прямого инвестирования в проект, прошедший конкурсный отбор, либо путем инвестирования средств на возвратной основе. Также возможно привлечение инвестиций путем долевого участия государства в проекте.
    Критерии конкурсного отбора:
    • срок окупаемости проекта не превышает три года
    • количество вновь созданных рабочих мест
    • высокая рентабельность проекта
    • обеспечение своевременной уплаты налогов.
      Государственное финансирование инвестиционных проектов происходит за счет средств федерального, муниципального либо регионального бюджетов. Целью таких инвестиций является создание предприятий с государственной формой собственности. Также существует практика государственного финансирования частных компаний, которые будут способствовать решению конкретных государственных задач и проблем
  • бюджетное финансирование инвестиционных проектов происходит в рамках федеральных и региональных инвестиционных программ и по большей части предоставляется в форме бюджетных ассигнований
  • долговое финансирование инвестиционных проектов это когда привлеченные средства являются заемными и носят возвратный характер. Отличительной особенностью является тот факт, что проекты, получающие средства, как правило, обладают высоким уровнем рентабельности (существенно превышающим ставку по долгосрочным кредитам). Источниками долгового финансирования выступают:
    • кредиты коммерческих банков
    • государственные и облигационные займы, в том числе субсидии
    • ипотечные ссуды
    • акционирование.
  • банковское (кредитное) финансирование инвестиционных проектов это предоставление средств банка в виде кредита либо займа в долгосрочной перспективе на возвратной основе. Условиями для его получения являются:
    • наличие обеспечения по кредиту
    • гарантия возврата полученных средств в полном объёме
    • выплата процентов, в количестве, установленным кредитным договором
    • установленные сроки погашения и получения средств
    • исключительно целевое расходование кредитных средств.
  • венчурное финансирование инвестиционных проектов это привлечение венчурного капитала путем презентации и проведения переговоров с венчурными инвесторами (бизнес ангелами).
    Объектом интереса венчурных инвесторов становятся новые компании, занимающиеся выпуском нигде не представленного товара или услуги. Также одним из условий является факт отсутствия публичного размещения акций компании. Основными формами венчурного финансирования выступает акционирование, долговое финансирование либо через процедуру предоставления предпринимательского капитала.

Преимущества внешних источников финансирования:

  • низкая стоимость капитала
  • широкий круг возможностей в выборе различных источников и методов финансирования
  • возможность быстро нарастить капитал и имущество предприятия.

Недостатки:

  • потенциал снижения финансовой устойчивости компании
  • более низкая динамика формирования прибыли
  • сложность в привлечении.

Формы и методы финансирования инвестиционных проектов

Методы и формы финансирования инвестиционных проектов это совокупность теоретических и практических способов, благодаря которым будут реализованы пути привлечения инвестиционных средств.

Наиболее распространенными методами или способами финансирования выступают:

  • самофинансирование. Происходит за счет собственных средств организации либо средств автора инвестиционной идеи (подходит для мелких либо впервые создаваемых компаний, не обладающих большими объёмом собственного капитала)
  • кредитное финансирование. Происходит за счет кредитов, займов и других долговых обязательств
  • привлечение средств за счет выпуска ценных бумаг, другими словами акционерное финансирование
  • бюджетное финансирование
  • лизинг (приобретение объектов основных фондов на длительный период использования с последующим правом выкупа. Неоспоримым преимуществом использования такого метода финансирования основных фондов предприятия будет отсутствие необходимости в привлечении денежных средств на покупку оборудования, отложенный характер оплаты)
  • смешанное финансирование, путем комбинации внешних и внутренних источников (использует зрелые, опытные компании способные позволить себе использование как собственных, так и привлеченных капиталов).

Особняком стоит проектное финансирование. Метод проектного финансирования инвестиционного проекта заключается в разделении рисков реализации инвестиционной идеи между всеми её участниками. Исходя из последнего утверждения, выделяют три формы проектного финансирования:

  • с полным правом регресса (все риски по проекту берёт на себя заёмщик. Чаще всего используется молодыми компаниями. Кредит дешёвый.)
  • с ограниченным правом регресса (распределение рисков реализации проекта происходит относительно возможностям снизить тот или иной риск конкретным его участником. Как правило, риски распределяются примерно равномерно между всеми его участниками)
  • без права регресса (все риски лежат на кредиторе проекта. Кредит дорогой).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector