Учет электронных билетов в бухучете
Учет билетов в бухгалтерском учете
uchet_biletov_v_buhgalterskom_uchete.jpg
Похожие публикации
Учет билетов в бухгалтерском учете ведется на основании документальных подтверждений понесенных затрат командированными сотрудниками на проезд к пункту назначения. Эти расходы относятся в категорию прочих и влияют на размер налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Работодатель обязан возмещать издержки по командировкам в составе суточных, платежей за проживание, питание и проезд. Последняя статья затрат должна компенсироваться независимо от вида используемого транспорта и способа приобретения билета на него, главное, чтобы работник мог представить нанимателю обоснование по потраченным суммам.
Учет проездных билетов
Сотрудникам, направляемым для выполнения служебных поручений в места, удаленные от рабочего места, наниматель должен возместить стоимость любых видов проездных билетов. Она должна отражаться в составе стоимости денежных документов на субсчете 50.3.
Издержки по служебным поездкам нельзя списывать сразу в расходы или без промежуточных проводок относить на подотчетных лиц. Корректная схема отражения издержек по оплате проезда сотрудника выглядит так:
Д50.3 – К60 – проводка составляется в момент получения проездной документации;
Д19 – К60 – выделяется НДС из стоимости билетов;
Д71 – К50.3 – билеты выданы работнику, сумма операции указывается без учета НДС;
Д26 – К71 – проводка свидетельствует о признании расходов на проезд после утверждения авансового отчета.
Принять к вычету НДС по проезду можно при наличии счета-фактуры, или если налог выделен отдельной строкой в проездном документе (маршрутная квитанция, контрольный купон) — Письмо ФНС от 09.01.2017 № СД-4-3/2@.
Учет авиабилетов в бухгалтерском учете
Расходы на приобретение командированными лицами авиабилетов могут быть отображены в учете, если сотрудник приложил к авансовому отчету следующие документы:
авиабилет, при покупке которого выдается чек ККТ, или распечатанная маршрутная квитанция с отображением всех сведений о поездке, в т.ч. о стоимости перелета;
посадочный талон с данными о пассажире, дате вылета и прилета, информацией о номере посадочного места (на нем должны присутствовать отметки о том, что сотрудник прошел досмотр).
Учет электронных билетов ведется на субсчете 50.3. В затраты эта сумма списывается после утверждения авансового отчета. Формат билета, купленного по безналичному расчету и полученного на электронную почту, регламентируется нормами Приказа Минтранса от 08.11.2006 г. № 134 (ред. от 15.02.2016) .
Пример 1
Предприятие приобрело за безналичный расчет электронный авиабилет для командированного сотрудника стоимостью 15 600 руб. В учете эта сделка и последующие операции будут обозначены следующими записями:
Д60 – К51 – 15 600 руб., оплачен электронный авиабилет;
Д50.3 – К60 – 13 000 руб., на электронную почту предприятия пришла электронная маршрутная квитанция;
Д19 – К60 – 2600 руб., выделен НДС;
Д71 – К50.3 – 13000 руб., маршрутная квитанция распечатана и передана работнику;
Д26 – К71 – 13000 руб., командированный сотрудник после возвращения из служебной поездки представил работодателю авансовый отчет, затраты в сумме проезда признаны в учете.
Пример 2
Электронный билет на самолет стоимостью 15 600 руб. приобретен по безналичному расчету, но в связи с изменением даты вылета в тот же день произведена сдача авиабилета (при этом авиакомпанией удержан сбор — возвратная сумма составила 13 500 руб.). Как показать возврат билетов в бухгалтерском учете:
Д60 – К51 – 15 600 руб., оплачен авиабилет;
Д50.3 – К60 – 15 600 руб., получена маршрутная квитанция;
Д60 – К50.3 – 15 600 руб., произведен возврат билета;
Д51 – К60 – 13 500 руб., от авиакомпании получены на расчетный счет деньги по сданному билету;
Д91.2 – К60 – 2100 руб. (15 600 – 13 500), разница между первоначальной и возвратной стоимостью билета отнесена на расходы предприятия.
Учет ж/д билетов
Электронные билеты, приобретаемые для поездок на железнодорожном транспорте, оформляются по образцу, утвержденному Минтрансом в приказе от 21.08.2012 г. № 322. Подтвердить факт покупки электронного проездного можно при помощи контрольного купона. В нем отражается полный перечень необходимых реквизитов о пассажире, транспорте и поездке, как и в бумажной версии документа. Этот бланк относится к формам строгой отчетности. Если билеты были утеряны, для возмещения понесенных затрат работник может представить работодателю дубликаты документов. При получении билетов и других подтверждающих документов на иностранном языке, лучше сделать перевод основных реквизитов бланка, чтобы было понятно, кто, когда и куда ездил.
Пример 3
Сотрудник купил билет на поезд самостоятельно за наличный расчет:
Д71 – К50 – 15 600 руб., выданы из кассы деньги для покупки билета командированному лицу;
Д26 – К71 – 15 600 руб., затраты признаны в учете на основании утвержденного авансового отчета.
Пример 4
Билет на поезд приобретается через третьих лиц, стоимость 15 600 руб. Посредник за свои услуги взимает комиссию в сумме 500 руб. Как осуществляется учет железнодорожных билетов – проводки:
Д60 – К51 – 16 100 руб. (15 600 + 500), оплачен билет и сервисный сбор;
Д50.3 – К60 – 15 600 руб., получен контрольный купон;
Д26 – К60 – 500 руб., отнесена на расходы стоимость услуг посреднической организации.
Все, что бухгалтеру надо знать про учет электронных билетов на поезд и самолет
Билет, по сути, выполняет функцию договора перевозки между пассажиром и перевозчиком (п. 2 ст. 786 ГК РФ). Это в равной степени справедливо в отношении как бумажного, так и электронного документа. Преимущества электронных билетов по достоинству оценили большинство пассажиров. Ведь не нужно выстаивать очереди в железнодорожные или авиакассы, достаточно зайти на сайт (они сейчас есть и практически у всех авиакомпаний, и у РЖД) и приобрести билет, оплатив его банковской картой. Бумажный билет в таком случае не оформляется, при входе в вагон или во время регистрации на самолет надо только предъявить паспорт, данные которого представитель перевозчика сверяет с данными, содержащимися в списке пассажиров. Между тем для учета налоговых последствий приобретения электронных проездных документов бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы. О них мы поговорим в рамках этой статьи.
Электронные билеты
При покупке электронного железнодорожного билета пассажиру выдается контрольный купон, являющийся выпиской из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте. Этот купон (подчеркнем, именно купон, являющийся частью электронного билета) в соответствии с п. 2 Приказа № 322 признается документом строгой отчетности, то есть БСО.
При приобретении электронного авиабилета оформляется и выдается пассажиру маршрутная квитанция – выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, признаваемая документом строгой отчетности в силу п. 2 Приказа № 134. А при регистрации на рейс пассажир получает еще посадочный талон, который подтверждает сам факт перевозки. В нем указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна (п. 84 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82).
В связи с тем, что оба документа – и контрольный купон, и маршрутная квитанция – признаются БСО, в каждом из них должна содержаться обязательная информация. Какая именно – показано на схеме.
Чтобы правильно отразить стоимость электронных билетов в налоговом учете, бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы, связанные с данными проездными документами. Начнем с признания затрат на их покупку в составе налоговых расходов.
Налог на прибыль
Но достаточно ли указанных документов для обоснования расходов на проезд? Для ответа на этот вопрос обратимся к разъяснениям официального органа. В Письме от 06.06.2017 № 03‑03‑06/1/35214 чиновники Минфина пояснили, что для подтверждения расходов на покупку авиабилета в электронной форме необходимы и маршрутная квитанция, и посадочный талон. Причем посадочный талон (в том числе полученный при регистрации на рейс через Интернет) должен содержать реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Таким подтверждением, как правило, является штамп о досмотре.
Иными словами, даже если сотрудник купил билет и зарегистрировался на рейс через Интернет, на распечатанном посадочном талоне должен стоять штамп «Досмотрено».
Если же штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне нет, то факт осуществления перелета подотчетным лицом, по мнению финансистов, можно подтвердить иным способом, например, справкой о перелете, выданной авиаперевозчиком или его представителем (см. также письма от 09.01.2017 № 03‑03‑06/1/80056, от 19.06.2015 № 03‑03‑07/35548). Указанная справка для обоснования расходов понадобится и в том случае, если командированное лицо утратит посадочный талон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 18.05.2015 № 03‑03‑06/2/28296).
Разумеется, в маршрутной квитанции тоже должны быть все обязательные реквизиты. Если в ней, к примеру, не указана стоимость перевозки, такая квитанция не может являться основанием для признания расходов (см. Письмо Минфина России от 26.09.2012 № 03‑07‑11/398).
Обратите внимание. Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, по мнению Минфина, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрутная квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, и посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту. Важный нюанс: для подтверждения расходов обязательные реквизиты электронных билетов, оформленных на иностранном языке, безопаснее перевести на русский язык (см. Письмо Минфина России от 22.03.2010 № 03‑03‑05/57). Перевод не потребуется, если агентство по продаже билетов выдаст справку на русском языке, в которой содержатся все необходимые сведения (см. письма Минфина России от 24.03.2010 № 03‑03‑07/6, от 22.03.2010 № 03‑03‑06/1/168). Впрочем, ФНС считает, что перевод электронного авиабилета для подтверждения расходов делать не нужно, поскольку большинство его реквизитов заполняются в соответствии с Единым международным кодификатором (то есть с замещением кириллических символов на латинские) (см. Письмо от 26.04.2010 № ШС-37-3/656@).
Аналогичный подход применяется для обоснования расходов на покупку электронных железнодорожных билетов. В частности, документом, подтверждающим для целей налогообложения прибыли расходы на их приобретение, является контрольный купон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777). Дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется (см. письма Минфина России от 15.10.2014 № 03‑03‑07/51936, от 25.08.2014 № 03‑03‑07/42273). Помимо контрольного купона, транспортные расходы можно подтвердить (при необходимости) посадочным талоном. В нем содержится необходимая информация о состоявшейся поездке (время отправления, стоимость проезда и др.). Следовательно, при помощи этого талона организация может обосновать расходы на проезд командированного работника в поезде (Письмо Минфина России от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777).
Вычет НДС
– на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 – 8 ст. 171 НК РФ.
Словом, наличие счета-фактуры не является обязательным условием для принятия к вычету НДС по расходам на проезд. Вместе с тем в налоговых нормах прямо не назван иной документ (альтернатива счету-фактуре), который может стать основанием для применения налогового вычета.
Однако в п. 18 Правил ведения книги покупок [1] сказано, что при приобретении услуг по перевозке командированных работников в книге покупок регистрируются либо счета-фактуры, либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (их копии). При этом НДС в документе должен быть показан отдельной строкой. А раз так, оформленный на командированного сотрудника бланк строгой отчетности (например, маршрутная квитанция или контрольный купон), в котором выделена сумма НДС, является основанием для применения вычета по данному налогу. Это следует из Письма ФНС России от 09.01.2017 № СД-4-3/2@.
Таким образом, «входной» НДС может быть принят к вычету, если в маршрутной квитанции авиабилета или в контрольном купоне электронного железнодорожного билета сумма налога будет выделена (см. также письма Минфина России от 26.02.2016 № 03‑07‑11/11033, от 30.01.2015 № 03‑07‑11/3522, от 30.07.2014 № 03‑07‑11/37594).
Но если к проездному документу был выставлен счет-фактура (пусть даже агентом перевозчика или субагентом), то налогоплательщик вправе на его основании принять к вычету НДС, хотя сумма налога в электронном билете не показана отдельной строкой (см. Постановление ФАС ВСО от 27.11.2012 по делу № А19-5831/2012). И это справедливо, поскольку в силу п. 18 Правил ведения книги покупок основанием для налогового вычета в равной степени могут служить и счет-фактура, и бланк строгой отчетности. Одновременное указание налога в обоих документах не требуется.
Как учесть электронный билет (журнал «Расчет»)
Электронный билет или e-ticket – это цифровой документ, удостоверяющий договор перевозки между пассажиром и перевозчиком. В отличие от бумажного, он представляет собой запись в базе данных. Наибольшую популярность приобрели авиабилеты, активное использование которых началось в России с 2008 года. Однако и по сей день у налогоплательщиков возникает вопрос: как учесть такие билеты?
Согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 8 ноября 2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» и Приказу Минтранса России от 18 мая 2010 года № 117 маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной выписки являются документом строгой отчетности.
Компании могут применять их в денежных расчетах, как наличных, так и с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Для перестраховки в положении об авансовых отчетах фирма может обязать своих предъявлять в бухгалтерию посадочный талон вместе с маршрут-квитанцией электронного билета или справкой, содержащей необходимую для подтверждения полета информацию. Обычно она выдается авиаперевозчиком или его представителем в случае утраты посадочного талона (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13.01.2012 г. № 03-03-06/1/11).
Маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной выписки является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и ИП денежных расчетов, как наличных, так и с использованием пластиковых карт без применения контрольно-кассовой техники.
В случае с железнодорожными билетами, то их электронная форма приравнена к бланкам строгой отчетности пунктом 2 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 августа 2011 года № 228 «Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте», в котором они называются «контрольными купонами».
Мнение налоговой
В письмах Минфина РФ от 10 февраля 2010 года № 03-03-06/1/59, от 1 июля 2010 года № 03-03-07/23, от 7 июня 2011 года № 03-03-07/20 представлен следующий список бумаг, подтверждающих расходы на электронные билеты:
- Маршрут-квитанция (бланк строгой отчетности)
- Чек ККТ
- Слипы (чеки электронных терминалов)
- Подтверждение кредитного учреждения, в котором работнику открыт банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного билета
- Посадочный талон
- Заверенная выписка авиакомпании о совершении полета.
Стоит отметить, что до 1 января 2012 года при оплате проезда по железной дороге нужно было обменивать электронный билет на бумажный или прикладывать к нему кассовый чек (письмо Минфина РФ от 01.07.2010 г. № 03-03-07/23).
До 1 января 2012 года при оплате проезда по железной дороге нужно было либо обменять электронный билет на бумажный, либо приложить к нему кассовый чек, однако сейчас ситуация изменилась. Теперь документом, подтверждающим расходы на приобретение ЖД билета, может служить контрольный купон электронного проездного документа.
С тех пор многое изменилось: в письме Минфина России от 26 апреля 2012 года № 03-03-04/1 заявлено, что «документом, подтверждающим произведенные расходы на приобретение железнодорожного билета, с 1 января 2012 года может служить контрольный купон электронного проездного документа, полученный в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети».
Бухгалтерский учет
У бухгалтеров часто возникает вопрос: учитывать ли электронные билеты на счете 50.3 «Денежные документы»? Дабы избежать оговорок со стороны аудиторов, лучше все же придерживаться именно этого, классического метода, используя счет 50.3. Тогда при приобретении электронных билетов необходимо сделать следующие проводки:
Однако ряд специалистов считает, что раз электронный билет не имеет бумажного вида, то и необходимость в использовании счета 50.3 отпадает. При этом данная операция расценивается как оплата услуги сторонней организации. Если Вы остановились на данном способе, рекомендуется к счету 76 открыть новый субсчет «Расчеты за электронные билеты». Выбранный метод стоит закрепить в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Возврат электронного билета
Иногда сама жизнь подбрасывает непростые ситуации. К примеру, поездка сотрудника срывается, и билеты приходится сдавать. Компания-перевозчик в этом случае должна вернуть часть денежных средств, согласно условиям, указанным в проездных документах. В соответствии с пунктом 93 «Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 года № 155, при добровольном отказе пассажира от полета комиссионные сборы не возвращаются. Если человек по каким-либо причинам решил вернуть билет, то с него взимается предусмотренная условиями применения тарифа плата за операции по аннулированию бронирования. Бухгалтер в этом случае должен сделать следующие записи:
Бухгалтерский и налоговый учет авиабилетов (проводки)
Стоимость воздушных передвижений обычно составляет значительную часть сметы служебных поездок. Издержки на командировки включаются в прочие расходы и понижают облагаемую налогом на прибыль массу (ст. 264 НК РФ п. 1.12), а при использовании упрощенной схемы налогообложения входят в состав расходов (ст. 252 п.1 НК РФ). Чтобы исключить риск начисления штрафных санкций, требуется корректно отразить в бухгалтерских регистрах движение авиабилетов и собрать фактические доказательства расходования средств.
Документы, подтверждающие расходы на авиаперелет
Произведенные налогоплательщиком траты в обязательном порядке должны быть документально подтверждены, иначе их нельзя рассматривать при расчете налога на прибыль.
Для принятия затрат на перелет к учету командированные сотрудники предоставляют:
1) Авиационный билет.
Авиабилет – выполняет роль договора на осуществление воздушной перевозки.
При покупке бумажного авиабилета выдается чек контрольно-кассовой техники или бланк строгой отчетности. При приобретении билета в электронном виде, автоматизированной информационной системой оформления перевозочных документов формируется маршрут /квитанция с информацией о стоимости полета.
2) Посадочный талон.
В нем указывается:
-данные пассажира самолета
-время окончания посадки на рейс
-место выхода на посадку (буква обозначающая зону и цифра)
-номер посадочного места
По письму №03-03-06/1/35212 Минфина России посадочный талон, включая его электронную форму, выданный на электронную регистрацию должен иметь отметку, подтверждающую факт оказания услуги воздушной перевозки. Такой отметкой является штамп о досмотре.
Если штамп отсутствует можно подтвердить авиаперелет иным документом, например справкой, выданной авиакомпанией, а также иными бумагами, косвенно удостоверяющими перелет (авансовый отчет, чеки на оплату проживания в гостинице и т.п.).
Письмом Минфина России от 18.05.2015 №03-03-06/2/28296 разъяснено, что при утрате посадочного талона, доказать, что полет состоялся можно справкой от авиаперевозчика.
Если и такая бумага отсутствует, то расходы на дорогу нельзя учесть для целей налогообложения прибыли.
Отражение покупки авиабилетов на счетах бухгалтерского учета.
Согласно плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94 н, оплаченные авиабилеты учитываются на счете 50-3 «Денежные документы». Приходовать билеты следует в тот день, когда они поступили в организацию. Порядок одинаково применим для билетов на бумажном бланке и для билетов в электронном виде.
Ошибкой является отнесение цены перелета на затраты в момент его покупки или выдачи. В состав затрат стоимость авиаперелета можно включить только когда командировка состоялась и сотрудник представил авансовый отчет. Приобретение билета не доказывает факт уменьшения экономической выгоды, поездка может, и не состоятся и билет придется возвращать с определенными денежными потерями.
Пример 1: 13 февраля ООО «Техносервис» были перечислены фирме «ТД» безналичные средства за перелет до Пекина для отправляющегося в Китай для проведения переговоров директора по науке Щекоткина В.Ф. 14 февраля на электронную почту пришла маршрутная квитанция и передана Щекоткину. 25 февраля директор по науке вернулся из Китая и сдал авансовый отчет с документами.
счет
счета
Пример 2: 23 сентября из кассы ООО «Техносервис» были переданы деньги в подотчет сотруднице предприятия Завалиной Е.А. для поездки в город Краснодар с целью заключения договора на поставку сырья. Завалина самостоятельно купила билет в авиакассе и после возвращения из Краснодара 26 сентября отчиталась за подотчетные деньги.
счет
счета
Сервисный сбор. Особенности учета.
Распространенным заблуждением при учете оплаченного сервисного сбора является отнесение выплаты комиссионного вознаграждения фирме – посреднику к командировочным расходам. Сервисный сбор за продажу билетов в перечне расходов на командировки согласно ст. 264 п.1 пп. 12 НК РФ не указан.
Сервисный (комиссионный) сбор фирмы-посредника, не включенный в тариф на перевозку, признается для целей исчисления налога на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 3 п.1 ст.264 НК РФ). Сумма сбора списывается в расходы не после окончания командировки, а в момент покупки билета.
Пример: ООО «Техносервис» приобрело билет у посредника 24.01.19 за безналичный расчет.
Отражение в бухгалтерском учете возврата или обмена авиабилетов.
При организации служебных поездок и приобретении билетов для авиаперелета, могут возникнуть ситуации, когда необходимо сдать или обменять авиабилет.
- 02. НПП «Техносервис» оплатило дорогу до Санкт-Петербурга фирме «ТД» для менеджера по снабжению Быстрокова за безналичный расчет. 19.02. стало известно о том, что Быстроков не может вылететь в Петербург из-за болезни. 20.02 был сделан возврат фирме «ТД» . 21.02. получены за возврат денежные средства на расчетный счет.
Для проведения испытаний опытных образов на литейном заводе г. Набережные Челны был куплен авиабилет до аэропорта г. Казани. После было принято решение лететь до аэропорта в Набережных Челнах. Билет был возвращен поставщику и затем получен от него новый билет и выдан техническому директору Боровому.
счет
счета
НДС в авиабилетах
Стоимость оказания услуг по воздушным перевозкам, включая стоимость сервисных услуг, облагается НДС по ставке 10 % (ст. 164 НК п.2 пп.6) до 31 декабря 2020 года. Услуги и комиссии, не связанные напрямую с авиаперевозкой облагаются НДС по ставке 20 % .
К вычету принимается сумма НДС, выделенная авиаперевозчиком в бумажном авиабилете или маршрутной квитанции электронного билета, счет-фактура не требуется (письмо Министерства финансов № 03-07-07/36077). Отражается вычет не во время поступления билетов, а только после оформления авансового отчета.
В электронных билетах ИНН воздушного перевозчика или посредника не указывается, в книге покупок в графе ИНН/КПП продавца ставится прочерк (письмо МФ РФ №03-07-11/30876 от 28.05.2015)
Если авиабилет приобретался через посредника или агента НДС принимается к вычету на основании билета и в сумме, указанной в билете. Продавцом в книге покупок указывается авиакомпания.
НДС с услуги посредника или агента принимается к вычету на основании представленного счета-фактуры. В книге покупок включается по дате приобретения билета, продавцом указывается посредник.
Если билет оказался по какой-либо причине невостребованным делается возврат. В большинстве случаев сервисный сбор не возвращается, может быть удержана и часть стоимости билета в качестве штрафа. Условия возврата прописываются в договоре с посредником. В случае возврата агентство выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру, где исключает или уменьшает стоимость билета (пункт 3 ст. 168 НК РФ). После получения корректировочного счета-фактуры, покупатель восстанавливает суммы НДС, принятые к вычету (пп 4 п.3 ст. 170 НК РФ).
Компания «Техносервис» 18 марта перевела агентству «ТД» 25000 рублей за перелет директора по производству Боголюбова в г. Челябинск и обратно для проведения пуско-наладочных работ. Отдельно оплачен комиссионный сбор в сумме 2500 рублей, в том числе НДС 20 %. 19 марта поступили и приняты к учету авиационные билеты, сумма НДС указанная в них составляет 2272,73 рублей. Боголюбов сдал документы и отчет в бухгалтерию компании 02 апреля.
Учет денежных документов в «1С:Бухгалтерии 8»
Организация учета денежных документов
Денежные документы — это документы, удостоверяющие факт оплаты и право на последующее получение работ или услуг. Как правило, такие документы оформляются на бланках строгой отчетности (БСО).
1С:ИТС
Подробнее о бланках строгой отчетности старого и нового образца (с учетом действующей редакции Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ) см. в справочнике «Онлайн-кассы» раздела «Юридическая поддержка».
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, далее — План счетов) денежные документы, находящиеся в кассе организации (оплаченные авиа- и железнодорожные билеты, талоны по утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), почтовые марки и др.) учитываются на субсчете 50-3 «Денежные документы» в сумме фактических затрат на приобретение. Для учета денежных документов, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в «1С:Бухгалтерии 8» предназначен отдельный субсчет 50.23 «Денежные документы (в валюте)».
На счетах 50.03 и 50.23 в программе ведется учет как в суммовом, так и в количественном выражении. Аналитический учет организован в разрезе денежных документов (для этого используется справочник Номенклатура денежных документов). Для каждого денежного документа указывается его вид:
При вводе сведений в карточке денежного документа можно указать его стоимость, тогда она будет автоматически проставляться при регистрации поступления или выдачи соответствующего документа.
Чтобы операции с денежными документами были доступны пользователю, необходимо включить соответствующую функциональность программы (раздел Главное — Функциональность). На закладке Банк и касса следует установить флаг Денежные документы (рис. 1).
Рис. 1. Настройка функциональности
После установки флага в разделе Банк и Касса программы становятся доступны документы Поступление денежных документов и Выдача денежных документов, а также журнал Денежные документы. Из журнала можно сформировать Отчет по движению денежных документов, который предназначен для контроля поступивших и выданных денежных документов. Для контроля сохранности и анализа движения денежных документов также можно воспользоваться стандартными бухгалтерскими отчетами.
Документ Поступление денежных документов предназначен для отражения факта поступления в кассу организации денежного документа. В шапке документа нужно указать счет учета денежных документов (50.03 или 50.23). Если выбирается счет 50.23, то необходимо указать валюту учета денежных документов. В зависимости от способа поступления денежного документа выбирается вид операции:
- Поступление от поставщика;
- Поступление от подотчетного лица;
- Прочее поступление.
Если регистрируется Поступление от поставщика, то в поле Счет расчетов требуется указать счет учета расчетов с контрагентом.
При этом в документе Поступление денежных документов не предусмотрено одновременное указание и счета учета расчетов с контрагентом, и счета учета расчетов по авансам. Поэтому в качестве счета расчетов удобно использовать счет 76.05 «Расчеты с прочими поставщиками и подрядчиками». Этот же счет следует указывать и при отражении оплаты поставщику, тогда затруднений с зачетом авансов не возникнет.
Для каждой номенклатуры поступивших денежных документов указывается их количество и сумма (с учетом налогов). НДС в сумме документа не выделяется, так как факт поступления денежного документа не является фактом принятия к учету товаров или услуг, право на получение которых предоставляет документ. Товары (работы, услуги) могут быть приняты к учету позднее (например, при регистрации авансового отчета сотрудника о командировке или о приобретении ГСМ по талону), тогда, по общему правилу, НДС и учитывается.
Документом Выдача денежных документов отражаются следующие виды хозяйственных операций:
- Выдача подотчетному лицу;
- Возврат поставщику. При возврате необходимо указать сумму возврата, а также счет доходов или расходов, поскольку сумма возврата может отличаться от стоимости денежного документа;
- Прочая выдача.
Учет ГСМ по талонам
К горюче-смазочным материалам относятся топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки), а также специальные жидкости (тормозные, охлаждающие). Организация может приобретать ГСМ за наличный расчет и в безналичной форме.
Если организация выбрала безналичную форму, то с поставщиком ГСМ заключается договор поставки, в соответствии с которым организация перечисляет денежные средства на расчетный счет поставщика, а взамен получает талоны или топливные карты, по которым водители осуществляют заправку автомобилей на автозаправочных станциях (АЗС).
1С:ИТС
Подробнее об учете ГСМ по топливным картам см. в «Справочнике хозяйственных операций. 1С:Бухгалтерия 8» раздела «Бухгалтерский и налоговый учет».
Применение талонов в качестве формы оплаты ГСМ получило широкое распространение. Для учета таких операций имеет значение, какой вид талонов использует организация, и в какой момент к организации переходит право собственности на ГСМ.
Талоны бывают двух видов:
- литровые (количественные), в которых указано количество и марка топлива без указания суммы (цена ГСМ зафиксирована на дату оплаты талонов, на талонах она обычно не указывается);
- суммовые или стоимостные (денежные), в которых указана только сумма, на которую можно заправиться (цена ГСМ определяется на дату заправки, в талонах не указывается ни цена, ни количество, но может быть указана марка топлива).
В зависимости от условий договора поставки нефтепродуктов право собственности на ГСМ может переходить к организации либо в момент получения талонов, либо в момент заправки автомобиля на АЗС. При заправке водитель отдает талон, а взамен получает отрывной купон со штампом погашенного талона и кассовый чек. Талоны имеют срок действия, установленный в договоре с продавцом ГСМ.
ГСМ входят в состав материально-производственных запасов (МПЗ) и принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, далее — ПБУ 5/01). Согласно Плану счетов для учета ГСМ в программе используется субсчет 10.03 «Топливо».
Если по договору с поставщиком право собственности на ГСМ переходит к организации в момент заправки топлива в бак автомобиля на АЗС, то талоны на ГСМ могут учитываться:
- в составе денежных документов на счете 50.03 (как правило, для суммовых талонов, но допустимо и для количественных);
- на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» (как правило, для количественных талонов).
Документом, который подтверждает расход топлива, данные о фактическом пробеге и производственный характер маршрута движения автомобиля, является путевой лист (утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78). Эта форма документа носит обязательный характер только для автотранспортных организаций. Остальные организации могут разработать свою форму документа, которая должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».
Если автомобили организации оснащены электронной системой контроля пробега (или пробега и топлива), то подтвердить расход топлива можно на основании распечатанного отчета системы за подписью ответственного лица.
Законодательно нормирование расходов на ГСМ не предусмотрено, но организация может сама установить нормы расхода топлива приказом руководителя.
При этом можно руководствоваться распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р или нормами, указанными в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Если нормы не установлены, то фактический расход топлива на основании путевых листов списывается в расходы по обычным видам деятельности. Если в учетной политике организации предусмотрено использование норм расхода ГСМ, то сумма израсходованного топлива в пределах норм относится на расходы организации по обычным видам деятельности, а сверх норм включается в состав прочих расходов.
В налоговом учете расходы на приобретение ГСМ могут учитываться одним из способов:
- в составе материальных расходов (на основании пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ);
- в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Для целей налогообложения прибыли расходы на ГСМ не нормируются и учитываются в полном объеме, если они экономически обоснованы, документально подтверждены и произведены в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
НДС по приобретенным ГСМ принимается к вычету в общем порядке на основании счета-фактуры, предъявленного поставщиком (п. 2 ст. 171 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ). Как правило, поставщик предоставляет комплект документов (накладная, счет-фактура) в конце месяца на общее количество реализованного в течение месяца топлива. Количество топлива по счету-фактуре поставщика и по авансовым отчетам водителей (по отрывным купонам и кассовым чекам) должно совпадать.
Пример 1
ООО «Швейная фабрика» (ОСНО, плательщик НДС, применяет ПБУ 18/02) приобретает талоны на бензин в количестве 30 шт.
у организации ООО «Эталон-Карт» на общую сумму 58 500 руб. (цифры в примерах условные). Номинал одного талона — 50 л.
По условиям договора право собственности на ГСМ переходит к покупателю в момент заправки транспортного средства на АЗС. Водители получают бензин по полученным под отчет талонам и составляют авансовый отчет. Документы на выбранное в течение месяца топливо (накладная, счет-фактура) поставщик предоставляет на последнее число каждого месяца. Стоимость израсходованного бензина включается в расходы в конце месяца согласно путевым листам. Талоны на ГСМ учитываются на счете 50.03.
Оплата поставщику за талоны регистрируется в программе документом Списание с расчетного счета с видом операции Прочие расчеты с контрагентами, где в качестве счета расчетов следует указать счет 76.05.
В результате проведения документа формируется бухгалтерская проводка:
Дебет 76.05 Кредит 51 — на сумму предоплаты (58 500 руб.).
Обратите внимание, для тех счетов, где поддерживается налоговый учет, соответствующие суммы вводятся в специальные ресурсы регистра бухгалтерии для целей налогового учета. В рассмотренных в данной статье примерах разниц между бухгалтерским и налоговым учетом не возникает.
Поступление денежных документов отражается одноименным документом с видом операции Поступление от поставщика (рис. 2).
Рис. 2. Поступление денежных документов
В шапке документа следует указать реквизиты первичного документа: дату и номер. Закладка От кого заполняется пользователем следующим образом: