Finkurier.ru

Журнал про Деньги
21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Штраф за возврат авиабилета бухучет

Бюджетное учреждение самостоятельно приобрело у посреднической транспортной организации для командируемого сотрудника билет на перевозку железнодорожным транспортом. При возврате билета посредником предъявлены к учреждению штрафные санкции, предусмотренные посредническим договором. По каким коду вида расходов КВР и статье (подстатье) КОСГУ бюджетному учреждению в 2019 году нужно отразить расходы на уплату штрафа за возврат билета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на оплату штрафа, предусмотренного договором с посреднической организацией, за возврат неиспользованного билета отражаются по коду вида расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке с подстатьей 293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ, утвержденного федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ, при перевозке железнодорожным транспортом пассажир вправе в любой момент до отправления поезда дальнего следования вернуть билет. Полная стоимость проезда состоит из стоимости билета, стоимости плацкарты и сборов, если таковые взимались при приобретении проездного документа (билета). Сумма провозной платы, возвращаемая пассажиру при отказе от проезда, зависит от количества часов, оставшихся до момента отправления поезда. Сборы, как правило, при возврате билета не в связи с нарушениями условий перевозки со стороны перевозчика, не возвращаются.
Если билет приобретается через посредника — специализированную организацию, как в рассматриваемой ситуации, посредническим (агентским) договором могут быть дополнительно, помимо стоимости билета, предусмотрена плата за оформление билетов, неустойки и штрафы за нарушение условий договора, в том числе за отказ от билетов.
Порядок отнесения расходов на те или иные статьи (подстатьи) КОСГУ в 2019 году установлен приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее — Порядок N 209н), согласно п. 3 которого бюджетное учреждение руководствуется, прежде всего, экономическим содержанием определенной хозяйственной операции. То есть по общему правилу на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ относятся расходы на приобретение транспортных услуг (стоимость проезда, сборы и другие платежи, связанные с приобретением билетов), в то время как на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ относятся расходы, не связанные с приобретением работ, услуг для государственных нужд (штрафы, неустойки и другие экономические санкции).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации существенным условием отнесения расходов к конкретной статье (подстатье) КОСГУ является квалификация расхода либо в качестве оплаты транспортной услуги, либо как не связанного с оказанием таких услуг. При этом в расчет должно приниматься именно экономическое содержание хозяйственной операции, а не формулировки и термины, применяемые контрагентами учреждения при создании первичных документов.
В описанной ситуации в связи с возвратом неиспользованного билета посредническая организация предъявляет к учреждению штрафные санкции за нарушение условий договора перевозки с выставлением соответствующих документов на оплату. При этом данные санкции должны быть предусмотрены условиями договора, заключенного между учреждением и посредником.
Согласно п. 51.8.5.3 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации, установленного приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н, штрафы отражаются по элементу вида расходов 853 «Уплата иных платежей».
В соответствии с п. 10.9.3 Порядка N 209н уплата штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг относится на подстатью 293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волгина Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Штраф за возврат билета спишем в расходы

В письме от 08.09.2017 № 03-03-06/1/57890 специалисты Минфина России высказали свою позицию по вопросу учета для целей налогообложения прибыли сбора, который удерживают транспортные организации за возврат билета. Точка зрения финансистов в пользу компаний.

С ситуацией, которую рассмотрел Минфин России, сталкиваются многие компании. Предположим, организация направляет своего работника в командировку. Для этих целей приобретается билет на поезд или самолет. Позднее по каким-либо причинам (например, в связи с болезнью работника или же производственной необходимостью) командировка отменяется или переносится дата выезда. Ранее купленный билет организация вынуждена сдать. При этом транспортные организации возвращают стоимость билета за минусом сбора (штрафа). Взимание сбора за возврат как железнодорожных, так и авиабилетов установлено на законодательном уровне (п. 60, 157 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 26.07.2002 № 30, п. 97, 98, 100 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155, ст. 108 Воздушного кодекса РФ).

Можно ли удержанную сумму учесть при расчете налога на прибыль в составе расходов?

Логика проста

По мнению специалистов Минфина России, организации вправе при формировании налоговой базы по налогу на прибыль учитывать расходы в виде штрафов за возврат билетов транспортной организации. Естественно, при условии, что такие расходы соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть документально подтверждены, экономически оправданны и осуществлены для деятельности, направленной на получение дохода.

Также расходы не должны быть поименованы среди тех, которые не учитываются для целей налогообложения на основании ст. 270 НК РФ

Выбираем статью расходов

В комментируемом письме финансисты не уточнили, по какой именно статье расходов компания может учесть рассматриваемые затраты. На наш взгляд, есть два варианта.

Беспроблемный вариант

Организация, обратившаяся за разъяснениями в финансовое ведомство, интересовалась возможностью отражения затрат на возврат билета в составе внереализационных расходов на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ. Напомним, что по этой норме Кодекса учитываются расходы, в том числе в виде признанных должником штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств.

Как видите, финансисты в принципе дали положительный ответ на вопрос. Отметим, что специалисты финансового ведомства допускают учет расходов в виде штрафа за переоформление и возврат билетов, предусмотренного сторонами за невыполнение условий возмездного договора по приобретению билетов, на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ (письма Минфина России от 29.11.2011 № 03-03-06/1/786, от 25.09.2009 № 03-03-06/1/616).

Читать еще:  Медосмотр в табеле учета рабочего времени

Поэтому компания может включить удержанную транспортной компанией сумму при возврате билета во внереализационные расходы в качестве штрафа.

Возможны претензии

Рассматриваемые затраты некоторые компании отражают в составе командировочных расходов. Но здесь без споров с проверяющими не обойтись.

Дело в том, что специалисты Минфина России считают, что сбор за возврат билета нельзя отнести к командировочным расходам. Такой вывод содержится в письме от 18.07.2016 № 03-11-06/2/41888. В этом письме разъяснения даны для компании на «упрощенке», но они применимы и для организаций на общей системе. Ведь порядок учета командировочных расходов при УСН и ОСН один и тот же (подп. 13 п. 1 ст. 346.16, подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Приведем аргументацию чиновников.

В перечень командировочных расходов, которые учитываются для целей налогообложения, включены затраты на:

проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

наем жилого помещения;

оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Суммы, удержанные транспортной организацией при сдаче авиабилета командированным работникам, не относятся к вышеуказанным расходам. Поэтому их нельзя включить в налоговую базу.

Следует отметить, что при возникновении споров с проверяющими компаниям удается в суде доказать правомерность учета рассматриваемых затрат в составе командировочных расходов. В качестве примера можно привести спор, рассмотренный ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 09.07.2009 по делу № А21-6746/2008.

В ходе проверки налоговый орган установил, что компания при расчете налога на прибыль учла потери при возврате билета в связи с изменением сроков командировки. Данные суммы были отражены как командировочные расходы по подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Налоговики решили, что организация неправомерно уменьшила налоговую базу в связи с включением в состав расходов экономически не оправданных и документально не подтвержденных затрат. Аргумент — данные затраты не включены в перечень расходов, учитываемых в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Однако суд с такой точкой зрения не согласился. Арбитры указали, что к расходам на командировки относятся, в частности, затраты на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Расходы на командировки учитываются для целей налогообложения прибыли при наличии подтверждающих первичных документов (п. 1 ст. 252 НК РФ). Соответствующие документы у компании были. Спорные суммы были включены в состав расходов на основании утвержденного авансового отчета командированного работника. При этом перенос сроков командировки подтвержден приказом о направлении работника в командировку, авиабилетами и обусловлен производственной необходимостью. В результате суд пришел к выводу, что при таких обстоятельствах затраты, понесенные организацией в связи с изменением сроков командировки, неправомерно квалифицированы инспекторами как экономически неоправданные. Поэтому удержанный транспортной организацией сбор при возврате билета относится к командировочным расходам и учитывается при расчете налога на прибыль на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

К аналогичному выводу пришли арбитры в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 24.03.2006 по делу № А28-10790/2005-233/15.

Учет неустойки за возврат авиабилета в связи с изменением срока командировки

Работник организации был направлен в командировку, для чего организация в безналичном порядке приобрела от своего имени для работника авиабилет (в документарной форме), провозная плата по которому составила 8496 руб. (в том числе НДС 1296 руб.). Однако срок командировки был изменен, в результате чего авиабилет был сдан подотчетным лицом менее чем за 24 часа до рейса. Перевозчиком при возврате провозной платы удержана неустойка (25%), в результате чего было возвращено 6372 руб.

Доходы и расходы для целей налогообложения учитываются методом начисления.

Трудовые отношения

Служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 Трудового кодекса РФ, п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749).

При направлении работника в служебную командировку работодатель обязан возместить работнику в том числе расходы по проезду (ст. 168 ТК РФ, п. 11 Положения). В данном случае организация приобретает для работника авиабилет в безналичном порядке.

Нормативно-правовое регулирование

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, форма которого устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (п. п. 1, 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ).

В данном случае был приобретен авиабилет (форма которого утверждена Приказом Минтранса России от 29.01.2008 N 15 «Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации»).

Перевозка пассажиров воздушным транспортом регламентируется (Воздушный кодекс Статья Воздушным кодексом РФ) от 19.03.1997 N 60-ФЗ.

Пассажир вправе заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки, предусматривающий условие возврата уплаченной по договору воздушной перевозки провозной платы при расторжении договора, об условиях возврата которой перевозчик (уполномоченное им лицо) обязан информировать пассажира до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами (п. 1.1 ст. 103 ВК РФ). При отказе пассажира от перелета с уведомлением перевозчика позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации на рейс при возврате пассажиру провозной платы взимается неустойка в размере не более чем 25% уплаченной пассажиром за перевозку провозной платы (пп. 1, 2 п. 1 ст. 108 ВК РФ, п. 96, пп. «а» п. 97, п. 100 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области граж
данской авиации, утвержденных Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155).

Правилами перевозчика может быть установлен более льготный срок уведомления об отказе от перевозки (менее чем за 24 часа до окончания установленного в соответствии с п. 81 Общих правил воздушных перевозок, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс (п. 99 Правил)).

Порядок возврата уплаченных сборов при прекращении действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с его добровольным отказом от всей перевозки (части перевозки) установлен п. 93 Правил. В данной консультации уплата и возврат сборов не рассматриваются.

Читать еще:  Проценты по займам раздельный учет ндс

В данном случае при отказе от перевозки перевозчиком удержана неустойка в размере 25% от провозной платы, т.е. в сумме 2124 руб. (8496 руб. x 25%).

Бухгалтерский учет

Сумма неустойки, взысканная при возврате авиабилета, учитывается в составе прочих расходов в качестве штрафной санкции за нарушение условий договора (п. п. 11, 14.2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Признание указанных расходов в данном случае производится при появлении у перевозчика права на удержание неустойки, т.е. при сдаче перевозчику авиабилета и расчете им суммы неустойки.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, приобретенный авиабилет установленной формы учитывается как денежный документ на счете 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы» (в сумме фактических затрат на его приобретение).

В данном случае возврат авиабилета осуществляется работником организации.

Для отражения расчетов с работниками при выдаче им под отчет денежных документов используется счет 71. Выдача авиабилета работнику для его возврата перевозчику может отражаться записью по кредиту счета 50, субсчет 50-3, в корреспонденции с дебетом счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Следовательно, после того как билет был сдан, по кредиту счета 71 отражаются:

— сумма денежных средств, возвращенных работнику перевозчиком в связи с отказом от поездки, в корреспонденции с дебетом счета 50, субсчет 50-1 «Касса организации»;

— расходы в виде удержанной неустойки в корреспонденции с дебетом счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».

Налог на прибыль организаций

В целях налогообложения прибыли полученные доходы уменьшаются на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Налогового кодекса РФ . Расходы при этом должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Согласно разъяснениям Минфина России удержанная при возврате билета сумма является санкцией за нарушение договорных обязательств и может быть учтена в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, по пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ (Письма от 29.11.2011 N 03-03-06/1/786, от 25.09.2009 N 03-03-06/1/616). Подробнее по данному вопросу см. также Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Указанные расходы признаются на дату признания их должником, т.е. в данном случае на дату возврата билета и удержания неустойки в соответствии с условиями приобретения и возврата билета (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

По общему правилу НДС, уплаченный по расходам на командировки (включая расходы на проезд), подлежит налоговому вычету (п. 7 ст. 171 НК РФ).

В отношении расходов на проезд налоговый вычет производится на основании счетов-фактур или иных документов, в частности на основании авиабилета, оформленного на бланке установленной формы, после принятия на учет расходов на проезд (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В данном случае авиабилет сдан, т.е. фактически произошел отказ от договора перевозки, в связи с чем расходы по проезду не были понесены и, соответственно, не были признаны в бухгалтерском учете. Следовательно, оснований для налогового вычета НДС, указанного в авиабилете, у организации не возникло.

Возврат проданных авиабилетов. Правовые, бухгалтерские и налоговые последствия

Турфирма, которая работает на общем режиме налогообложения, реализует авиабилеты на регулярные рейсы для юридических лиц. Как показывает практика, нередко клиенты по тем или иным причинам возвращают билеты. В этом случае у бухгалтера могут возникнуть сложности. Разобраться в ситуации поможет наш материал

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА
Клиент турфирмы (юридическое лицо) может отказаться от исполнения договора (вернуть купленные авиабилеты), если оплатит турфирме фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору (п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ).
Основанием для возмещения расходов турфирмы являются первичные документы: авиабилеты; договор с авиакомпанией, в котором указаны штрафные санкции при аннулировании заказанных билетов; документы, подтверждающие собственные расходы турфирмы (на выплату зарплаты персонала, начисления ЕСН, амортизации основных средств и др.).

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ВОЗВРАТА БИЛЕТА
По действующему законодательству турфирма заключает с авиакомпанией на реализацию билетов агентский договор, а с туристом – договор купли-продажи.
Как отразить в бухгалтерском учете турфирмы возврат авиабилета юридическим лицом? Покажем на примере…

ПРИМЕР
Организация перечислила турфирме авансом 15 000 руб. на приобретение авиабилета на регулярный рейс.
Сумма агентского вознаграждения турфирмы по продаже билета составляет 5 процентов от его стоимости, или 750 руб. (в том числе НДС – 114,41 руб.). Турфирма перечисляет авиакомпании стоимость авиабилета за минусом вознаграждения.
За пять дней до рейса организация-покупатель отказалась от поездки.
По условиям договора с авиакомпанией за возвращенный билет за пять дней до рейса турфирма уплачивает штраф в размере 20 процентов от стоимости билета (без учета вознаграждения).
Дополнительно отметим
Штраф за возврат билета на регулярный авиарейс устанавливает сам перевозчик. Его размер зависит от того, за какой срок до полета пассажир отказался от билета, от тарифа, по которому билет был реализован, и прочих факторов.
Собственные расходы турфирмы по реализации авиабилета составили 600 руб.
В условиях договора записано, что организация возмещает все расходы турфирмы, связанные с неисполнением договора.
Турфирма представила организации отчет о расходах по приобретению авиабилета с приложением копии договора с авиакомпанией, в котором указаны штрафные санкции, и расчет собственных расходов.
Сумма возмещения расходов составила 3450 руб., в том числе:
– штрафные санкции авиакомпании – 2850 руб. ((15 000 руб. – 750 руб.) × 20%);
– возмещение расходов – 600 руб.
В учете турфирмы бухгалтер сделает следующие проводки.

При продаже авиабилета:
ДЕБЕТ 51
КРЕДИТ 62 субсчет «Авансы полученные»
– 15 000 руб. – получен аванс от организации;
ДЕБЕТ 76 субсчет «НДС с авансов полученных»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 114,41 руб. (750 руб. × 18% : 118%) – начислен НДС с аванса;
Обратите внимание: в облагаемую базу по НДС включают лишь сумму вознаграждения, полагающегося турфирме за продажу авиабилета.
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
КРЕДИТ 51
– 14 250 руб. (15 000 – 750) – перечислено авиакомпании за авиабилет;
ДЕБЕТ 006
– 15 000 руб. – получен бланк авиабилета;
КРЕДИТ 006
– 15 000 руб. – списан бланк реализованного авиабилета;
ДЕБЕТ 62 субсчет «Расчеты с покупателем»
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
– 15 000 руб. – передан авиабилет организации-покупателю;
ДЕБЕТ 62 субсчет «Авансы полученные»
КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты с покупателем»
– 15 000 руб. – зачтен аванс за билет;
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 750 руб. – начислена сумма агентского вознаграждения;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 76 субсчет «НДС с авансов полученных»
– 114,41 руб. – восстановлен НДС, начисленный ранее с полученного аванса;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 114,41 руб. – начислен НДС с агентского вознаграждения.
При возврате авиабилета:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
– 2850 руб. – начислен штраф за непроданный авиабилет;
ДЕБЕТ 62 субсчет «Расчеты с покупателем»
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– 3450 руб. – отражены штраф и расходы, подлежащие возмещению организацией;
Поясним. Поскольку авиабилет представляет собой договор воздушной перевозки, который заключается между пассажиром и перевозчиком (п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ), то, когда клиент возвращает его в авиакассу турфирмы, через которую он был приобретен, она, будучи агентом авиакомпании, обязана удержать с клиента штраф.
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты с покупателем»
– 15 000 руб. – возвращен авиабилет организацией-покупателем;
ДЕБЕТ 006
– 15 000 руб. – получен бланк авиабилета от покупателя;
КРЕДИТ 006
– 15 000 руб. – возвращен бланк билета авиакомпании;
ДЕБЕТ 51
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
– 11 400 руб. (14 250 – 2850) – получены от авиакомпании денежные средства за вычетом штрафных санкций;
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 750 руб. – сторнировано вознаграждение за продажу билета;
ДЕБЕТ 62 субсчет «Расчеты с покупателем»
КРЕДИТ 51
– 11 550 руб. (15 000 – 3450) – возвращен остаток денежных средств организации.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Суммы компенсации ущерба, полученные турфирмой, включаются в состав внереализационных доходов и увеличивают налогооблагаемую прибыль (п. 3 ст. 250 Налогового кодекса РФ).
Моментом учета штрафов в составе облагаемых доходов является день признания соответствующих сумм должником (день вступления в законную силу решения суда о взыскании этих сумм) – при методе начисления. При кассовом методе – день поступления денег на расчетный счет (в кассу) турфирмы.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Читать еще:  Временная разница в налоговом учете это

Суммы, полученные турфирмой в качестве возмещения убытков при расторжении договора, НДС не облагаются (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ). Следовательно, НДС, восстановленный со стоимости услуг, приобретенных турфирмой, может быть учтен в составе прочих расходов для целей исчисления налога на прибыль.

Бюджетное учреждение самостоятельно приобрело у посреднической транспортной организации для командируемого сотрудника билет на перевозку железнодорожным транспортом. При возврате билета посредником предъявлены к учреждению штрафные санкции, предусмотренные посредническим договором. По каким коду вида расходов КВР и статье (подстатье) КОСГУ бюджетному учреждению в 2019 году нужно отразить расходы на уплату штрафа за возврат билета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на оплату штрафа, предусмотренного договором с посреднической организацией, за возврат неиспользованного билета отражаются по коду вида расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке с подстатьей 293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ, утвержденного федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ, при перевозке железнодорожным транспортом пассажир вправе в любой момент до отправления поезда дальнего следования вернуть билет. Полная стоимость проезда состоит из стоимости билета, стоимости плацкарты и сборов, если таковые взимались при приобретении проездного документа (билета). Сумма провозной платы, возвращаемая пассажиру при отказе от проезда, зависит от количества часов, оставшихся до момента отправления поезда. Сборы, как правило, при возврате билета не в связи с нарушениями условий перевозки со стороны перевозчика, не возвращаются.
Если билет приобретается через посредника — специализированную организацию, как в рассматриваемой ситуации, посредническим (агентским) договором могут быть дополнительно, помимо стоимости билета, предусмотрена плата за оформление билетов, неустойки и штрафы за нарушение условий договора, в том числе за отказ от билетов.
Порядок отнесения расходов на те или иные статьи (подстатьи) КОСГУ в 2019 году установлен приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее — Порядок N 209н), согласно п. 3 которого бюджетное учреждение руководствуется, прежде всего, экономическим содержанием определенной хозяйственной операции. То есть по общему правилу на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ относятся расходы на приобретение транспортных услуг (стоимость проезда, сборы и другие платежи, связанные с приобретением билетов), в то время как на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ относятся расходы, не связанные с приобретением работ, услуг для государственных нужд (штрафы, неустойки и другие экономические санкции).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации существенным условием отнесения расходов к конкретной статье (подстатье) КОСГУ является квалификация расхода либо в качестве оплаты транспортной услуги, либо как не связанного с оказанием таких услуг. При этом в расчет должно приниматься именно экономическое содержание хозяйственной операции, а не формулировки и термины, применяемые контрагентами учреждения при создании первичных документов.
В описанной ситуации в связи с возвратом неиспользованного билета посредническая организация предъявляет к учреждению штрафные санкции за нарушение условий договора перевозки с выставлением соответствующих документов на оплату. При этом данные санкции должны быть предусмотрены условиями договора, заключенного между учреждением и посредником.
Согласно п. 51.8.5.3 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации, установленного приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н, штрафы отражаются по элементу вида расходов 853 «Уплата иных платежей».
В соответствии с п. 10.9.3 Порядка N 209н уплата штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг относится на подстатью 293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волгина Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×