Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Счет касса в бухгалтерском учете 2020

Как вести бухучет кассовых операций

Расчеты наличными деньгами, несмотря на множество вариантов безналичных расчетов, остаются все так же актуальны. Они учитываются в организациях на активном счете 50 «Касса». Бухгалтеру, кроме стандартных проводок и привычных форм первичных документов по кассе, приходится учитывать и изменения законодательства, и введение в обиход кассовых операций технических новшеств – онлайн-касс (кстати, не так давно собрали горячий ТОП-10 вопросов про онлайн-кассы), уделять внимание возникающим в бухучёте нюансам: соблюдение кассовой дисциплины всегда строго контролируется государством.

Общие положения и нюансы

Порядок ведения кассовых операций определен один и тот же вне зависимости от вида деятельности и правовой формы хозяйствующего субъекта. Он содержится в указании №3210-У от 11/03/14 г. Банка РФ.

Для некоторых участников рынка определен упрощенный порядок учета кассы. Это:

  • фирмы малого бизнеса и микро-бизнеса;
  • ИП.

И те и другие освобождены от обязанности расчета кассового лимита, а предприниматели могут вообще не вести кассовый учет, т.е. не оформлять приходные и расходные кассовые ордера, не заполнять кассовую книгу. Тем не менее специалисты советуют предпринимателям вести кассовый учет, поскольку на практике эти данные часто используются (например, при оформлении банковского кредита, в случае спорных ситуацией, связанных с выдачей наличных). При этом ИП должны вести учет доходов (расходов), физических показателей для целей НУ (письмо ФНС №ЕД-4-2/13338 от 9/07/14 г.).

Учет наличности состоит из:

  • учета прихода и расхода по кассе с заполнением приходных и расходных кассовых ордеров (ф. КО-1, КО-2);
  • хранения наличности;
  • установления и соблюдения лимита кассы;
  • заполнения кассовой книги (ф. КО-4);
  • сдачи наличных денег в банк.

Документы кассы подписываются бухгалтером, а если его нет – руководством, с обязательным проставлением оттиска печати. При приеме наличных необходимо вручить лицу, сдавшему деньги, корешок ПКО.

Если у фирмы несколько касс и кассиры взаимодействуют со старшим кассиром, передают ему деньги, используется учетная форма КО-5, в ней учитываются принятые и выданные в течение дня средства.

Если у фирмы имеются обособленные подразделения, они ведут кассовые книги, а в головной офис передают копии листов кассовой книги для сведения данных. Наличные могут выдаваться не только лично гражданину, но и его представителю по доверенности. В обоих случаях кассир, прежде чем выдать деньги, проверит данные паспорта получателя. В документах на выдачу обязательно помечается, что деньги выдавались по доверенности.

Заработная плата выдается из кассы по расчетным (расчетно-платежным) ведомостям, может быть оформлен и расходный ордер на выдачу. На сумму, выданную по ведомости, тоже составляется общий РКО. Выдача средств «подотчетнику» возможна либо по его заявлению, либо по распоряжению руководства.

При выплате наличных по одному договору из кассы имеется ограничение – 100 тыс. рублей, однако оно не касается расчетов с физлицами (указание №3073-У Банка РФ от 7/10/13 г.).

Как считать лимит кассы

В приложении к документу №3210-У от 11/03/14 г. Банка РФ предлагается два варианта расчета кассового лимита:

  • по объему поступления наличности в кассу;
  • по объему выдачи наличности из кассы.

Формулы расчета такие:

  • L1 = V / P * Nc – «по объему поступления»;
  • L2 = R / P * Nn – «по объему выдачи».

Здесь L1 и L2 – рассчитанные лимиты, V и R – величина поступления и выдачи наличности, Nc и Nn – временной промежуток в р. днях между моментами сдачи выручки, получения денег в банке по чеку, соответственно. Он не может превышать 14 р. дней; P – расчетный период, за который учитывается величина поступления или выдачи наличности. Он не может быть выше 92 р. дней. Из расчета «по объему выдачи» исключаются дни и суммы выплат зарплаты, иных выплат сотрудникам «зарплатного» характера.

Пример. Организация устанавливает лимит кассы. За расчетный период взят декабрь прошлого года. В нем 21 рабочий день. Расчет лимита ведется по первому варианту, объем полученной наличной выручки — 550 000 рублей. Выручка, по соглашению с банком, сдается раз в 3 дня.

550000 / 21 * 3= 78571 рубль – лимит кассы.

Аналогично рассчитывается лимит и по объему выдачи.

Сверхлимитные суммы на конец дня вычисляют, вычитая из фактического остатка наличности установленный лимит и невыданную заработную плату.

Сверхлимитный остаток может быть превышен в дни:

  • выдачи зарплаты (не более 5 р. дней);
  • выходные и праздники (наличность сдается в первый р. день).

Если юрлицо имеет обособленные подразделения, общий лимит рассчитывается с учетом лимитов в обособленных подразделениях.

Кассовый лимит могут не рассчитывать ИП, представители малого бизнеса.

Проводки

Стандартные, наиболее часто используемые в БУ корреспонденции счетов по кассе приведены ниже.

  • 50/51 – с расчетного счета оприходованы деньги.
  • 50/62 – покупатель внес оплату (аванс в счет поставок).
  • 50/66,67 – в кассу поступили средства по кредиту (краткосрочному, долгосрочному).
  • 50/75 – учредители сделали взнос в уставный капитал наличными.
  • 51/50 – сверхлимитная сумма сдана в банк.
  • 70/50 – выдана наличными зарплата.
  • 71/50 – выдача наличных «подотчетнику».
  • 60/50 – наличными уплачено поставщику за товар, услуги (уплачен аванс).
  • 66,67/50 – погашен наличными кредит (краткосрочный, долгосрочный).
  • 75/50 – дивиденды выплачены наличными.

При использовании онлайн-кассы проводки могут иметь особенности:

  1. 50/90-1 – выручка с розницы. Если выручка от определенного контрагента, используют Кт 62, а затем делают проводку 62/90-1. При расчетах картой вместо счета 50 используется счет 57 «Переводы в пути». В данном случае средства за товар внесены, но считаются еще не поступившими на счет фирмы.
  2. 41/76 (или 62), 76/50 (или 51) – от покупателя принят товар, и ему возвращены деньги; дебет и кредит формируются с учетом рабочего плана счетов фирмы. Здесь необходимо еще сторнировать проводки 76/90-1 и 90-2/76, т.е. откорректировать выручку и стоимость проданного товара.
  3. 76/50 и обратная проводка 50/76 применяются для различных расходных и приходных операций. Вместо 76 может применяться счет 60. Отметим, что расход и возврат могут осуществляться, помимо кассы, и на расчетный счет (51), и на карту (57).

Операции по онлайн-кассе

1.07.2019 г. завершается последний этап внедрения в систему наличных расчетов онлайн-касс, начатый еще 1.07.2017 (ФЗ-54 от 22/05/03 г.). Сразу следует сказать, что изменений в ведении учета по операционной кассе в связи с внедрением кассового обслуживания онлайн не произошло. Порядок документирования и ведения кассовых операций, как и раньше, регламентируется документом №3210-У.

Вместе с тем, введены существенные изменения и дополнения ранее существующего порядка. Применение онлайн-касс регламентируется самим ФЗ-54 и подзаконными актами, принятыми на основе его положений.

На сегодняшний день отпала необходимость в ведении:

  • актов КМ1-КМ3, КМ9 (о переводе показаний денежных счетчиков на нули, о снятии показаний счетчиков при передаче кассы в ремонт, о возврате денег, о проверке наличных);
  • журналов КМ4, КМ5, КМ8 (кассира-операциониста, регистрации показаний счетчиков, учета вызовов тех. специалистов);
  • отчетов-справок КМ6, КМ7 ( кассира-операциониста, о показаниях счетчиков и выручке).

Согласно ФЗ-54 формируются (ст. 4.1-4):

  • отчеты об открытии/закрытии смены;
  • отчет о закрытии фискального накопителя;
  • кассовый коррекционный чек;
  • подтверждение оператора и др.

Фиксируются операции прихода наличности, выдача и получение денег, их возвраты. Наличная выручка приходуется по операционной кассе оформлением ПКО на основании отчета о закрытии смены, аналога применяемого ранее z-отчета.

Важно! Существуют организации и предприниматели, которые полностью освобождены от обязанности использования онлайн-кассы. Их список содержит статья 2 ФЗ-54.

Все про кассовые операции: справочник бухгалтера-бюджетника

Рассмотрим, какие особенности присущи учету кассовых операций в бюджетных учреждениях, какие первичные документы оформляются при работе с наличными средствами, а также порядок отражения операций на бухгалтерских счетах.

Читать еще:  Р в табеле учета рабочего времени

Требования к ведению кассовых операций

При совершении и оформлении кассовых операций бюджетные учреждения руководствуются общим для всех организаций порядком, установленным Указанием Банка России о порядке ведения кассовых операций № 3210-У от 11.03.2014, а также Федеральным законом «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Регламентированы действующим законодательством следующие требования: порядок определения лимита остатка наличных денег в кассе учреждения, сдача наличности при превышении утвержденного остатка, закрепление должностных обязанностей за кассиром (ответственным работником), формы документов на прием и выдачу наличности, ведение кассовой книги.

Напомним, что с 01.07.2019 бюджетные учреждения наравне с коммерческими организациями должны применять ККТ при расчетах: наличными денежными средствами, с использованием банковских карт, посредством интернет-кошельков и других электронных средств платежа. Если учреждение занимается оказанием услуг населению с оформлением бланков строгой отчетности, то с 01.07.2019 бланки строгой отчетности нужно формировать с использованием специальной кассовой техники.

Самостоятельно учреждению необходимо определить:

  • размер лимита остатка наличности в кассе;
  • правила обеспечения сохранности документов и наличных денежных средств, а также перевозки денежных средств;
  • периодичность внутренних проверок ведения кассовой дисциплины.

Лимит остатка кассы — предельно допустимая сумма наличных, которая может храниться в специально оборудованных помещениях для кассовых операций после завершения смены и выведения остатка по кассовой книге. Размер лимита можно пересчитывать в любой момент времени, либо оставлять без изменения, об этом сказано в пунктах 8, 9 Письма Центрального Банка РФ от 15.02.2012 № 36-3/25. То есть, если в организации увеличивается наличный денежный оборот, то перерасчет можно произвести в любой день.

Способ расчета лимита зависит от того, осуществляет ли учреждение прием выручки от оказания платных услуг или нет. Формулы расчет лимита:

1. Исходя из объема поступлений:

Размер лимита = объем поступлений / расчетный период * период времени между сдачей выручки.

2. Исходя из объема расходов:

Размер лимита = объем выдачи / расчетный период * период между получением денег

За расчетный период принимается любой период не более 92 дней, периоды между сдачей выручки (получением средств) не более 14 дней.

Требования к документальному оформлению

Прием наличных денежных средств оформляется Приходным кассовым ордером (ф. 0310001), выдача — Расходным кассовым ордером (ф. 0310002) и Ведомостью на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501).

Приходный и расходный кассовые ордера, Ведомости (ф. 0504501) выписываются в одном экземпляре, который остается в кассе. Ведомости (ф. 0504501) применяются при оформлении выдачи денежных средств под отчет нескольким лицам (взамен индивидуальных расходных кассовых ордеров по каждому подотчетному лицу) и составляются раздельно по основаниям выплат: на заработную плату, хозяйственные расходы, командировочные расходы и другие нужды. По результатам выдачи денежных средств по Ведомости (ф. 0504501) необходимо оформить Расходный кассовый ордер.

Кассир должен вести Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) и Кассовую книгу (ф. 0504514) записи в которых должны производиться сразу же после получения или выдачи денег.

Рассмотрим порядок ведения кассовой книги при наличии ККТ. Оформление и ведение регулируется Указаниями ЦБ РФ № 3210-У. Несмотря на значительные новшества и внедрение онлайн-касс, порядок заполнения КК остался неизменным:

  • все данные вносятся в книгу по факту движения денежных средств на основании предоставленных в кассу ПКО и РКО;
  • остаток на конец дня переносится на начало следующего операционного дня, в котором зафиксированы движения наличности, и сверяется с фактическим остатком денег.

При использовании онлайн-оборудования кассир должен вносить денежные средства на основании Z-отчета, при помощи которого закрывают смену (отчетность о закрытии смены). Кассир или иное ответственное лицо формирует отчет о гашении, сведения из отчетности направляются в ИФНС. Кассовая книга может заполняться бухгалтерией на основании полученной из Z-отчета информации.

Каждое учреждение самостоятельно выбирает формат ведения КК: электронно или в бумажном виде. Если Кассовая книга ведется в электронной форме, ее необходимо распечатывать, прошивать, заверять подписями руководителя и главного бухгалтера и закреплять печатью. При использовании онлайн-касс электронная кассовая книга может не распечатываться, а подписываться при помощи электронной цифровой подписи и храниться на специальных носителях.

Отражение кассовых операций в учете бюджетного учреждении

Ведение бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, в том числе операций с наличными денежными средствами регламентированы Инструкциями, утвержденными приказами Минфина РФ:

  • № 157н от 01.12.2010 «Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений» (далее Инструкции № 157н);
  • № 174н от 16.12.2010 «Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений».

Операции с наличными денежными средствами необходимо отражать на балансовом счете 201 34 «Касса» Основные корреспонденции на балансовых счетах по поступлению и выбытию денежных средств приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Операции поступления денежных средств в кассу

Корреспондирующие счета

Содержание операции

Дт

Кт

Поступление наличных денежных средств в кассу с лицевого счета учреждения, открытого в органе казначейства

Поступление доходов от оказания платных услуг в кассу учреждения

Возврат в кассу учреждения ранее произведенных авансовых выплат

Возврат в кассу остатков подотчетных сумм

Поступление наличных денежных средств в возмещение ущерба, причиненного учреждению

Оприходование в кассу учреждения наличных денежных средств, поступивших во временное распоряжение

Поступление в кассу учреждения денежных средств в рамках внутриведомственных расчетов

Поступление в кассу учреждения денежных средств в рамках расчетов с прочими кредиторами

Таблица 2. Операции выбытия денежных средств из кассы

Выбытие денежных средств из кассы учреждения для зачисления на лицевой счет в органе казначейства

Возврат наличных денежных средств, находящихся во временном распоряжении учреждения, при наступлении условий их передачи владельцу и по назначению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Выдача наличных денежных средств из кассы учреждения в подотчет на хозяйственные или командировочные расходы

Оплата из кассы бюджетного учреждения предварительных платежей по государственным (муниципальным) договорам на нужды учреждения (авансов)

Отражение сумм выявленных недостач, хищений денежных средств — отнесение сумм недостач на виновное лицо

Возврат покупателю из кассы учреждения излишне полученных доходов

Обороты по дебету и кредиту счета 201 34 «Касса» не позволяют анализировать движение средств в разрезе видов поступлений и выбытий и кодов экономической классификации. Всю необходимую информацию можно почерпнуть из анализа движений на забалансовых счетах: 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Особенности учета денежных средств на забалансовых счетах

В соответствии с пунктами 365, 367 Инструкции № 157н забалансовые счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» открываются к соответствующим группировочным счетам счета 201 00 «Денежные средства учреждения», предназначенным для учета операций по движению денежных средств учреждения, а также к счету 210 03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам». Соответственно, информация на забалансовых счетах 17 и 18 отражается одновременно с отражением соответствующих операций по счетам 201 00 и 210 03.

По общему правилу по КФО 2, 4, 5, 6, 7 счет 18 бюджетными учреждениями используется при отражении перечислений и восстановлений расходов. Счет 17 применяется:

  • при отражении поступлений и возвратов доходов;
  • при отражении движений между счетами, счетами и кассой (например, инкассация на банковский счет, сдача наличных из кассы на счет, зачисление наличных на счет учреждения, снятие наличных со счета и т.д.).
Читать еще:  Бухучет расходов на страхование

Отражение операций в программе

В конфигурациях «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред.1.0 и 2.0 реализована единая концепция применения забалансовых счетов 17 и 18 в операциях по движению денежных средств. К счетам 17 и 18 открыты субсчета первого порядка для раздельного учета операций со средствами на счетах и в кассе учреждения в рублях и в иностранной валюте, а также операций со средствами в пути. К счету 201.34 открываются счета 17.34 и 18.34. Аналитический учет на них ведется КПС (кодам поступлений и выбытий) и КЭК (КОСГУ).

В операциях по поступлению (выбытию) наличных денежных средств с лицевого счета, открытого в органе казначейства участвует счет 210.03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам». Для ведения учета движения денежных средств по видам поступлений и выплат к счету 210 03 открываются забалансовые счета 17.30 «Поступления денежных средств на счет 40116» и 18.30 «Выбытия денежных средств со счета 40116». Аналитический учет на них также ведется по КПС (кодам поступлений и выбытий) и КЭК (КОСГУ).

Операции по движению денежных средств между лицевым счетом и счетом № 40116 не являются доходными или расходными, поэтому к забалансовому счету 17 применяются статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» и 610 «Выбытие со счетов бюджетов» КОСГУ (письма Минфина РФ от 15.04.2015 № 02-07-07/21402, от 01.07.2015 № 02-07-07/38257).

Пример 1. С лицевого счета сняты наличные, которые в дальнейшем поступят в кассу учреждения (документ «Заявка на наличные» или «Кассовое выбытие»).

Пример 2. Далее наличные поступили в кассу (документ «Приходный кассовый ордер»).

Пример 3. Из кассы учреждения выбывают деньги на лицевой счет (документ «Расходный кассовый ордер»).

Пример 4. На лицевой счет поступают наличные, которые были сняты из кассы учреждения (документ «Кассовое поступление»).

Бухгалтерский учет электронных поступлений по онлайн-кассе

Организации, которые сотрудничают с физлицами, обязаны применять ККТ или выдавать квитанцию БСО (бланк строгой отчетности) при ведении любых финансовых операций как по безналичному расчету платежными картами или иными электронными средствами платежа, так и наличными денежными средствами (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», далее – Закон № 54-ФЗ). Напомним, под электронным средством платежа понимается средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).

Отметим, что на формирование кассового чека отведен короткий период: чек формируется либо сразу, либо на следующий рабочий день после поступления денежных средств на расчетный счет организации. Данный документ должен быть передан покупателю либо по E-mail, либо в бумажной форме совместно с товаром (письмо Минфина России от 30 ноября 2018 г. № 03-01-15/86863).

Применение ККТ распространилось не только на виды платежей, но и на основания расчетов. Согласно ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ за расчеты принимают, например, получение (прием) и выплату денежных средств в наличной либо безналичной форме:

  • за продажу/покупку товаров, услуг;
  • в виде авансовых платежей;
  • при предоставлении/погашении займов для оплаты товаров, работ или услуг.

Понимаются под расчетами и проведение взаимозачетов встречных обязательств сторон за предоставленные товары, работы, услуги, а также прием денежных средств при продаже лотерейных билетов (как в натуральной, так и в электронной форме), прием ставок (в том числе интерактивных, лотерейных), и выплата денежных средств в виде выигрыша, если в ОКВЭД юрлица значится организация и проведение азартных игр, лотерей.

Эти правила безоговорочно действуют в случаях, когда организации продают товары своим работникам, а также, если работник осуществляет погашение задолженности перед организацией за приобретенные товары, работы, услуги или при наступлении иных обязательств в виде удержания из зарплаты, то есть организации обязаны применять ККТ и пробивать кассовые чеки в общеустановленном порядке.

В соответствии с изменениями Закона № 54-ФЗ, вступившими в силу с 1 июля 2018 года, при выдаче кассового чека в регистрах ККТ онлайн-кассы в отчете о закрытии смены регистрируются суммы дистанционных электронных поступлений помимо прихода наличных денежных средств. Возникает необходимость взаимоувязки сумм кассовых чеков по электронным поступлениям с безналичными поступлениями на расчетные счета организации или с удержаниями из заработной платы работников в целях:

  • исключения нарушений нового порядка ведения кассовых операций из-за непреднамеренной ошибки или недобросовестности кассового работника – случай, когда наличные поступления пробиваются в регистре электронных приходов и изымаются наличными из кассы;
  • уменьшения трудоемкости кассовых операций.

В бухгалтерском учете существует общепринятый порядок учета расчетов физического лица непосредственно в кассе организации с использованием банковской платежной карты за приобретенные товары и услуги с применением бухгалтерского счета 57 «Переводы в пути». С учетом новых требований Закона № 54-ФЗ и норм Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, предлагаю:

1) дополнить балансовые счета 57 и 76 бухгалтерского учета субсчетами и аналитическими счетами:

  • 57/э – учет дистанционных электронных поступлений в разрезе кассовых чеков,
  • 76/э – учет расчетов с контрагентами посредством дистанционных электронных платежей;

2) производить учет дистанционных электронных поступлений в следующем порядке:

Таблица 1. Учет дистанционных электронных поступлений по оплате за продукцию (услуги, работы) физическим лицом

Учет онлайн-касс и фискальных накопителей

Бухгалтерский учет онлайн-касс и фискальных накопителей

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ с 01.07.2019 контрольно-кассовую технику обязаны применять все организации и предприниматели при осуществлении расчетов как наличными денежными средствами, так и в безналичном порядке. Исключение — случаи, установленные Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Контрольно-кассовая техника является основным средством (ОС) и учитывается на счете 101 04 «Машины и оборудование», поскольку онлайн-кассы являются материальными объектами:

  • со сроком полезного использования более 12 месяцев;
  • предназначенными для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения.

Срок полезного использования ККТ определяется согласно классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1).

Контрольно-кассовая техника имеет код ОКОФ 330.28.23.13.120 «Аппараты контрольно-кассовые», который относится к группе 330.28.23 ОКОФ «Машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования» (рис. 1).

Рис. 1. ОКОФ в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Группа 330.28.23 ОКОФ включена в четвертую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 5 до 7 лет включительно). Срок полезного использования в учреждениях определяется по наибольшему сроку, установленному для амортизационных групп (п. 44 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н). Таким образом, срок полезного использования ККТ составляет 7 лет.

Читать еще:  Срок действия приказа на право подписи

В первоначальной стоимости ОС учитываются также затраты на его доставку и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением ККТ. Например, в зависимости от модели ККТ фискальный накопитель может входить в состав ККТ или приобретаться отдельно.

Эксплуатировать ККТ можно только в том случае, если она зарегистрирована в налоговом органе. Регистрация в налоговом органе производится бесплатно.

Согласно пункту 4 статьи 4.1 «Требования к фискальному накопителю» Закона № 54-ФЗ:

Выдержка из документа

«Фискальный накопитель обеспечивает хранение в некорректируемом виде в течение 30 календарных дней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, реквизитов следующих фискальных документов:

  • отчет о регистрации;
  • отчет об изменении параметров регистрации;
  • отчет об открытии смены;
  • кассовый чек (бланк строгой отчетности);
  • кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции);
  • отчет о закрытии смены;
  • отчет о закрытии фискального накопителя;
  • отчет о текущем состоянии расчетов;
  • подтверждение оператора.

Реквизиты отчета о регистрации, отчета об изменении параметров регистрации, сформированного в связи с заменой фискального накопителя, и отчета о закрытии фискального накопителя должны храниться в фискальном накопителе в течение срока его эксплуатации и в течение пяти лет со дня окончания срока его эксплуатации.»

Таким образом, на законодательном уровне регламентировано хранение фискального накопителя в течение 5 лет со дня окончания срока его эксплуатации.

В соответствии с нормами пункта 2 статьи 5 «Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты, пользователей» Закона № 54-ФЗ пользователи контрольно-кассовой техники обязаны:

  • обеспечивать сохранность фискальных накопителей в течение 5 лет с даты окончания их использования в составе контрольно-кассовой техники;
  • осуществлять замену фискального накопителя и материалов, требующих регулярной замены (расходных материалов).

Следует учитывать, что согласно пунктам 4, 14 статьи 4.2 Закона № 54-ФЗ в связи с установкой в контрольно-кассовую технику нового фискального накопителя должна проводиться перерегистрация этой контрольно-кассовой техники.

Фискальный накопитель как расходный материал необходимо учитывать как материальный запас на счете 105.36 «Прочие материальные запасы».

Поскольку со дня окончания эксплуатации фискальный накопитель перестает быть активом, но согласно Закону № 54-ФЗ подлежит обязательному хранению, при замене выбывший из эксплуатации фискальный накопитель следует учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» в условной оценке, по стоимости: один фискальный накопитель — 1 руб. (п. 335 Инструкции № 157н).

При замене расходных материалов стоимость основного средства не изменяется. Согласно последнему абзацу пункта 27 Инструкции № 157н:

Выдержка из документа

«Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое), в случае когда в результате ремонта не созданы объекты нефинансовых активов, соответствующие критериям признания объектов основных средств, подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета — Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета.»

Учет онлайн-ККТ и фискальных накопителей в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Бухгалтерские записи по отражению в учете онлайн-кассы и фискального накопителя и документы, которыми они формируются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2, приведены в таблице.

Операции по принятию обязательств, в том числе денежных, по оплате договоров поставки онлайн-кассы и фискального накопителя и собственно их оплаты отражаются в обычном порядке, поэтому не включены в таблицу.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» операции 1–6 оформляются в обычном порядке.

Операция 7 отражается документом Поступление материалов (забалансовый учет), в котором следует выбрать счет 02.4 «МЗ, не признанные активом».

Счет 02.4 «МЗ, не признанные активом» применяется для учета материальных ценностей, принадлежащих учреждению, признанных неактивами, до момента принятия решения об их дальнейшей судьбе или, как в данном случае, до срока окончания их хранения в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 335 Инструкции № 157н в случае одностороннего оформления акта учреждением, как в данном случае, материальные ценности учитываются на забалансовом счете 02 в условной оценке: один объект — один рубль. В документе следует указать количество принятых на хранение фискальных накопителей и соответствующую стоимость.

При проведении документа формируется запись по дебету забалансового счета 02.4 «МЗ, не признанные активом» без указания корреспондирующего счета.

Инструкция: учет денежных средств в кассе бюджетной организации

Кассовая дисциплина: основа основ

Если учреждение осуществляет расчеты наличностью, то ведение кассового учета обязательно. Исключений в данном правиле не предусмотрено. Причем за нарушение порядка ведения кассовых операций предусмотрены солидные штрафы — до 50 000 рублей. А также, в исключительных случаях, нарушителям может грозить уголовная ответственность.

Учет кассовых операций и денежных документов в бюджетном учреждении должен вестись в соответствии с Указаниями Банка РФ № 3210-У от 11.03.2014 и Инструкцией № 157н. Все особенности отражения бухгалтерских операций должны быть закреплены в учетной политике учреждения.

Как организовать учет денежных средств в кассе предприятия, чтобы избежать наказаний? Следуйте простому алгоритму.

Шаг № 1. Назначьте кассира

Вести кассу может любой работник учреждения. Например, руководитель или же специальный работник — бухгалтер-кассир. Однако с этим работником придется заключить особый договор о том, что он несет полную материальную ответственность за сохранность денег и прочих ценностей, хранящихся в кассе. О том, как это сделать, читайте «Как составить договор о материальной ответственности кассира».

Шаг № 2. Установите лимит

Если расчеты производятся наличными деньгами, то лимит остатка кассы утвердить придется. Что такое лимит? Это определенная сумма денег, которая может постоянно храниться в сейфе компании. Эту сумму наличности не нужно сдавать в банк в конце рабочего дня.

Допустимый предел рассчитывается по специальной формуле: «Как рассчитать лимит остатка кассы».

Если в кассе хранится сумма, превышающая лимит, — штрафа не избежать. Исключением являются дни законных выплат. Например, день выплаты стипендий студентам или зарплаты врачам. В остальные дни излишки денег придется сдать в банк для зачисления на расчетный счет бюджетного учреждения. Для этого придется заполнить специальный бланк: «Пример заполнения объявления на взнос наличными».

Шаг № 3. Фиксируйте движение наличных

Для учета и отражения фактов движения наличных в организации предусмотрены специальные формы и бланки. Бюджетники применяют документы унифицированных форм, которые утверждены Приказом Минфина № 52н. Некоммерческие организации вправе разработать свои бланки первичной документации.

Однако ведение кассовой документации обязательно для всех. Исключений для субъектов бюджетной сферы не предусмотрено. Специальная подборка статей позволит досконально разобраться в тонкостях ведения кассовых документов:

Не забывайте составлять проводки «касса — бухучет». О том, как правильно вести учет налички в бюджетном учреждении, в статье «Проверь себя: порядок ведения кассовых операций».

Шаг № 4. Все операции проводите через онлайн-кассу

Если организация оказывает платные услуги, применение онлайн-кассы обязательно. Для некоторых налогоплательщиков чиновники предусмотрели исключения, но бюджетники и НКО к данным «счастливчикам» не относятся.

Так, в 2020 году все расчетные операции должны проводиться через онлайн-кассу. Если предприятие уклоняется от исполнения данного требования, ФНС наложит значительные штрафы. Ключевые правила закреплены в законе № 54-ФЗ.

Шаг № 5. Организуйте контроль

Нарушение кассовой дисциплины и правил учета обойдется предприятию очень дорого! Поэтому организуйте тотальный контроль за соблюдением действующего законодательства, возложите обязанности по проведению внезапных ревизий кассы на главного бухгалтера или иного ответственного работника.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector