Finkurier.ru

Журнал про Деньги
88 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Счет 109 60 в бюджетном учете

Каков порядок формирования бюджетным учреждением сумм сформированных резервов на счете 109.61 по видам деятельности «2», «4 «и «5»?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бюджетном учреждении начисление резервов предстоящих расходов в корреспонденции со счетом 0 109 00 000 необходимо отражать в следующем порядке:
— по КФО «2» счет 0 109 60 000 применяется в корреспонденции со счетом 2 401 60 000, если резервы формируют фактическую себестоимость платной услуги (работы) оказываемой учреждением;
— по КФО «4» счет 4 109 60 000 применяется в корреспонденции со счетом 4 401 60 000, если резервы формируют себестоимость услуг, оказываемых в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания;
— по КФО «5» счет 5 109 60 000 не применяется.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 134 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» предназначен для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета не ставит использование счета 109 00 в зависимость от вида деятельности учреждения. Данный счет обязательно должен использоваться, если бюджетное учреждение оказывает какие-либо услуги, выполняет работы или производит готовую продукцию, в том числе в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 02.09.2016 N 02-07-10/51652), деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания.
Основное предназначение счета 109 00 заключается в формировании фактической себестоимости услуги (работы) и ее сравнении с плановой (нормативной) себестоимостью этих услуг, расчетом нормативных затрат в целях анализа эффективности деятельности учреждения и принятия соответствующих решений.
Таким образом, в части отнесения расходов, осуществленных в рамках деятельности по выполнению задания (КФО 4), а также в рамках приносящей доход деятельности (КФО 2) применение счета 109 00 является обязательным в том случае, если конкретные затраты формируют себестоимость продукции, работы или услуги. При этом конкретный перечень расходов, формирующих стоимость государственной (муниципальной) услуги, а также услуг (работ), оказываемых в рамках приносящей доход деятельности, определяется бюджетным учреждением самостоятельно и закрепляется в учетной политике.
В свою очередь, расходы, произведенные за счет средств субсидии на выполнение задания или приносящей доход деятельности, но не формирующие себестоимость работ, услуг (готовой продукции), подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года, т.е. на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Кроме того, субсидии на иные цели предоставляются бюджетному учреждению в соответствии с абз. 2 ст. 78.1 БК РФ на определенную цель, не связанную напрямую с выполнением заданного объема государственного (муниципального) задания. Соответственно, в бюджетных учреждениях расходы, источником финобеспечения которых являлись субсидии на иные цели, следует списывать в дебет счета 5 401 20 000 (п. 153 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» относительно расходов, понесенных учреждением за счет полученных средств субсидии на иные цели, не применяется.
Данный общий подход применяется и при отнесении расходов на конкретный счет при формировании резервов предстоящих расходов.
Так, информация о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, учитывается на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» (п. 302.1 Инструкции N 157н).
Отметим, что действующим законодательством не установлено жесткое правило в отношении видов и порядка формирования резервов. Согласно п. 302.1 Инструкции N 157н на счете 401 60 могут отражаться, например, такие резервы, как:
— на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника учреждения;
— на предстоящую оплату по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
— расходных обязательств, возникающих при реструктуризации деятельности учреждения;
— расходных обязательств, оспариваемых в судебном и внесудебном порядке;
— по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру из-за отсутствия первичных учетных документов и т.д.
Перечень возможных резервов не является закрытым. Конкретные виды резервов, методы оценки обязательств, периодичность начисления (корректировки) в учете резервов предстоящих расходов следует определить в рамках формирования учетной политики учреждения.
Согласно п. 160.1 Инструкции N 174н начисление резервов отражается по кредиту счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» в разрезе кодо
в видов финансового обеспечения в корреспонденции со счетами 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» или 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
При этом Инструкцией N 174н прямо предусмотрена проводка по начислению сумм резерва по обязательствам, возникающим в рамках рассмотрения претензий, исков, в том числе при досудебном (внесудебном) рассмотрении (по претензионным разбирательствам), а именно в корреспонденции со счетом 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта». Данный факт связан прежде всего с тем, что подобные расходы, как правило, не предусматриваются при расчете плановой себестоимости услуги, выполненной работы, и отнесение затрат при формировании резервов по таким расходам на счет 109 00 может исказить себестоимость соответствующей услуги (работы). Вместе с тем если какие-то из указанных расходов были заложены при формировании плановой себестоимости оказываемой услуги (выполненной работы), то в таком случае формирование указанного резерва целесообразно осуществлять с использованием счета 109 00, закрепив такую возможность в учетной политике бюджетного учреждения.
В отношении иных резервов, создаваемых в бюджетном учреждении каких-либо ограничений Инструкцией N 174н не предусмотрено. Поэтому при выборе корреспондирующего счета при формировании резерва следует исходить только из общего правила: формируют ли расходы по созданным резервам себестоимость оказываемой услуги (выполненной работы), или нет. Конкретный перечень расходов, формирующих стоимость государственной (муниципальной) услуги, а также услуг (работ), оказываемых в рамках приносящей доход деятельности, определяется бюджетным учреждением самостоятельно и закрепляется в учетной политике.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

17 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Разделение расходов на прямые, накладные и общехозяйственные в конфигурации «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»

Время чтения: 16 мин.

Согласно пункту 134 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н), для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг применяется счет 10900 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

Согласно п. 138 Инструкции № 157н, группировка затрат по счетам осуществляется по видам расходов в разрезе групп затрат:

1. прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг;

2. накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;

3. общехозяйственные расходы;

4. издержки обращения.

Согласно п. 58 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), далее – Инструкция № 174н, для формирования в денежном выражении информации о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг и хозяйственных операций, осуществляемых с ними, применяются следующие группы счетов:

010960000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

010970000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;

010980000 «Общехозяйственные расходы»;

010990000 «Издержки обращения».

Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг, относятся к прямым затратам.

Если производится несколько видов продукции, работ, услуг, то тогда возникает необходимость использования счета 109.70 – накладные расходы. Т.е. это затраты, которые имеют отношение к нескольким видам выпускаемой продукции, работ, услуг, а поэтому не могут быть отнесены на конкретную продукцию. Примеры накладных расходов:

1) заработная плата начальника подразделения, выпускающего несколько видов продукции или оказывающего несколько видов услуг;

2) амортизация основного средства, которое используется для производства нескольких видов продукции и т.п.

Подробнее о накладных расходах можно прочитать в Порядке определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденному приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.2006 №200.

В конце месяца эти затраты должны войти в себестоимость выпущенных продукции, работ, услуг (на счет 109.60) путем их распределения одним из выбранных методов, описанных ниже, которые учреждение должно закрепить в учетной политике.

Обратите внимание, что в учетной политике учреждения должно быть закреплено, какие расходы отнести на прямые, а какие на общехозяйственные.

Распределение накладных и общехозяйственных расходов

Распределение накладных расходов производится одним из способов:

  • пропорционально прямым затратам по оплате труда,
  • материальным затратам,
  • иным прямым затратам,
  • объему выручки от реализации продукции (работ, услуг),
  • иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур (п. 134 Инструкции по применению Единого плана счетов, утв. приказом Минфина России 01.12.2010 № 157н).

Читать еще:  Как отразить доставку товара в бухучете

Общехозяйственные расходы не связаны с производственным процессом — изготовлением продукции, выполнением работ или оказанием услуг, а имеют отношение к управлению учреждением в целом. Примерный перечень общехозяйственных затрат приведен в пункте 13 Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденного приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.2006 № 200.

К общехозяйственным можно отнести, например, следующие затраты:

1) основная и дополнительная заработная плата управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды;

3) расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и иного имущества общехозяйственного назначения;

4) расходы, связанные со служебными командировками;

5) расходы на содержание лабораторий общехозяйственного назначения и расходы, связанные с проводимыми в них испытаниями, исследованиями и опытами;

6) расходы на подготовку и переподготовку кадров и другие расходы общехозяйственного назначения.

Согласно п. 135 Инструкции № 157н общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике, распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг, а в части не распределяемых расходов — на увеличение расходов текущего финансового года.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» в плане счетов для учета затрат предусмотрены счета 109.61 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг», 109.71 «Накладные расходы», 109.81 «Общехозяйственные расходы».

В соответствии с требованиями Инструкции № 157н на счете 109.61 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» ведется аналитический учет по объектам калькулирования себестоимости продукции, работ услуг (Субконто2 «Номенклатура» типа справочник «Номенклатура») и видам затрат (Субконто3 – «Виды затрат» типа справочник).

В соответствии с пунктом 60 Инструкции № 174н, на счете 109.61 накапливаются затраты, которые можно отнести к себестоимости конкретной услуги, работы или готовой продукции, т.е. такие затраты являются в бухгалтерском учете прямыми затратами, напрямую относимыми на себестоимость готовой продукции, работ, услуг.

Объектами расчета на счете 109.61 являются элементы справочника «Номенклатура».

Если учреждение оказывает только один вид услуг, например, образовательные услуги, то в справочник «Номенклатура» следует ввести соответствующий элемент и относить все расходы на него.

Если учреждение ведет несколько видов деятельности, то в справочник «Номенклатура» следует ввести соответствующие позиции.

На счет 109.61 на соответствующие элементы справочника «Номенклатура» следует относить только прямые затраты (заработная плата работников, которые оказывают только данную услугу, материалы и другие расходы, которые связаны только с данной услугой).

Согласно Инструкции № 157н и пунктам 60-62 Инструкции № 174н, на счета 109.71 «Накладные расходы», 109.81 «Общехозяйственные расходы» относятся затраты учреждения, которые нельзя напрямую отнести к определенной услуге, работе, готовой продукции. Поэтому в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» на счетах 109.71 «Накладные расходы», 109.81 «Общехозяйственные расходы» ведется аналитический учет только по видам затрат (Субконто2 «Виды затрат» типа справочник «Виды затрат»). Порядок распределения общепроизводственных и общехозяйственных затрат на себестоимость готовой продукции, работ, услуг устанавливается в учетной политике учреждения.

Для распределения общепроизводственных (109.71) и общехозяйственных затрат (109.81) на себестоимость готовой продукции, работ, услуг (109.61) в учетной политике учреждения на закладке Производство следует установить флаги «Распределять общепроизводственные затраты», «Распределять общехозяйственные затраты».

Если указанные флаги установлены, т.е. учетной политикой учреждения предусмотрено распределение общепроизводственных и общехозяйственных затрат, необходимо также задать базу распределения:

  • материальные затраты;
  • оплата труда;
  • выручка;
  • прямые затраты.

Какие расходы следует относить к прямым, какие к накладным, а какие к общехозяйственным, а также метод их распределения должны быть закреплены в Учетной политике учреждения.

Какие документы создают движения по счетам группы 10900?

1. Оприходование готовой продукции на склад оформляется документом «Выпуск продукции».

2. Поступление готовой продукции на склад в течение месяца отражается по плановой стоимости по факту готовности продукции, без учета фактических затрат. Документ формирует проводки:

3. Распределение общепроизводственных (109.71) и общехозяйственных затрат (109.81) на себестоимость готовой продукции, работ, услуг (109.61) производится регламентным документом «Закрытие производственных счетов» (меню «Материальные запасы – Учет производства – Закрытие производственных счетов»):

В результате распределения накладных и общехозяйственных затрат на себестоимость продукции, работ, услуг на счет 109.61 документом «Закрытие производственных счетов» счета 109.71 и 109.81 закрываются.

После проведения документа «Закрытие производственных счетов» на счете 109.61 может остаться остаток – это себестоимость услуг и работ и/или незавершенное производство.

4. Согласно пунктам 150, 152 Инструкции № 174н, начисление доходов от реализации работ, услуг, осуществляемых учреждением в рамках разрешенных согласно Уставу бюджетного учреждения видов деятельности, отражается на основании Актов приема-сдачи выполненных работ (Актов оказания услуг, Заказ-нарядов, иных первичных учетных документов, предусмотренных условиями договоров в рамках обычая делового оборота, подтверждающих фактическое исполнение бюджетным учреждением работ (услуг), Счета (Счета-фактуры); отнесение себестоимости выполненных бюджетным учреждением работ, оказанных услуг, на уменьшение финансового результата бюджетного учреждения от оказания платных услуг (работ) отражается на основании Справки (ф. 0504833) по дебету счета 240110130 «Доходы от оказания платных услуг» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 210960200 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» (210960211 — 210960213, 210960221 — 210960226, 210960271, 210960272, 210960290).

Следовательно, себестоимость услуг и работ должна быть полностью списана на уменьшение финансового результата текущего периода, на счет 2.401.10.130. В программе для этого предусмотрен документ «Списание затрат по услугам».

Остатки накладных (109.71) и общехозяйственных (109.81) затрат должны быть списаны на счета 401.10 «Доходы текущего финансового года», 401.20 «Расходы текущего финансового года» документом «Списание затрат по услугам».

Какую часть накладных и общехозяйственных затрат списать на счет 401.10, а какую — на счет 401.20, определяет бухгалтер. Более правильно утвердить в Учетной политике, какие виды затрат относятся на расходы текущего периода (401.20). Остальные расходы должны быть списаны на счет 401.10.

Консультант Компании «АНТ-ХИЛЛ»

При цитировании статей или заметок ссылка на сайт автора обязательна

Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если организация не ведет приносящую доход деятельность

Рассмотрим ситуацию на конкретном примере:

Бюджетное учреждение получает субсидии на выполнение госзадания (оказание дополнительных образовательных услуг). Приносящую доход деятельность организация не ведет. Как правильно относить расходы на счет 109 00 и какие? В целях выполнения госзадания в учреждении осуществляются расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, заработной платы, содержания имущества, прочих услуг, расходов,стоимости материальных запасов (ГСМ, канцелярских товаров, хозяйственного инвентаря), основных средств.

Бухгалтер школы, Пензенская обл.

В соответствии с требованиями п. 134 Инструкции № 157н счет 109 00 “Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг” обязательно должен использоваться бюджетными учреждениями в целях учета операций по формированию себестоимости оказываемых ими услуг, в т. ч. и в рамках выполнения государственного задания.

Конкретный порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания определяется соответствующим соглашением, которое бюджетное учреждение заключает с учредителем. При этом размер субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат:

  • на оказание государственных услуг в рамках государственного задания;
  • на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду);
  • на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное в предыдущем пункте имущество, в т. ч. земельные участки.

Из содержания упоминаемого выше соглашения, а также правового акта, на основании которого определялись соответствующие нормативные затраты для бюджетного учреждения, необходимо выделить:

  • перечень государственных услуг, оказываемых учреждением (себестоимость каждой должна формироваться в учете обособленно);
  • перечни расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг;
  • перечни затрат, которые сразу могут учитываться в составе расходов текущего финансового года.

К затратам, которые сразу могут списываться в дебет счета 4 401 20 200 “Расходы хозяйствующего субъекта”, прежде всего будут относиться расходы по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества. Исходя из содержания абз. 4 п. 153 Инструкции № 174н, такие расходы могут отражаться, в частности, по кодам 223 “Коммунальные услуги”, 225 “Работы, услуги по содержанию имущества”, 226 “Прочие работы, услуги”, 290 “Прочие расходы” КОСГУ. То есть применительно к затратам, перечисленным в вопросе, непосредственно на расходы текущего финансового года можно списывать:

  • стоимость коммунальных услуг;
  • суммы расходов по содержанию имущества;
  • часть прочих расходов и стоимости прочих услуг, если они связаны с содержанием соответствующих видов имущества (в т. ч. расходы по уплате налога на имущество и земельного налога).

Могут ли еще какие либо расходы, осуществляемые за счет средств субсидии на выполнение госзадания, списываться непосредственно в дебет счета 4 401 20 200? Да, могут, если порядок формирования государственного задания (нормативных затрат) не предусматривает их включение в себестоимость госуслуг.

Исходя из положений абз. 3 п. 153 Инструкции № 174н такие расходы,как правило, отражаются по кодам 262, 263, 273, 290 КОСГУ. Кроме того, непосредственно в дебет счета 4 401 20 271 “Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов” могут списываться суммы амортизации, начисленной по основным средствам, используемым при оказании госуслуг, ведь суммы амортизации и расходы по приобретению основных средств (кроме малоценных), как правило, не учитываются при расчете размера субсидии на выполнение госзадания.

Следующий этап работы – распределение расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг, на:

  • прямые;
  • накладные;
  • общехозяйственные;
  • издержки обращения.

К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием конкретного вида госуслуг.

Накладные расходы также непосредственно связаны с оказанием госуслуг. Однако такие расходы не могут быть соотнесены с конкретным видом госуслуг и подлежат распределению по каждой услуге.

Читать еще:  Учет многолетних насаждений

К общехозяйственным расходам относятся затраты на нужды управления, не связанные непосредственно с процессом оказания госуслуг.

К издержкам обращения относятся затраты, произведенные в результате реализации услуг, в т. ч. в процессе их продвижения.

Как видим, определить перечни затрат в целях их распределения по конкретным видам расходов можно только исходя из специфики деятельности конкретного учреждения.

Применительно к рассматриваемой ситуации с большой долей вероятности можно сказать, что издержек обращения в учреждении не будет.

А вот иные расходы полностью или частично могут учитываться как в составе прямых, так и в составе накладных, общехозяйственных расходов. Допустим, учреждением оказывается несколько госуслуг.

В состав прямых расходов (относящихся только к какой-то одной услуге)могут войти, например, расходы по выплате заработной платы соответствующим сотрудникам, уплате страховых взносов. Начисление прямых расходов необходимо будет отражать следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 4 109 60 211, 4 109 60 213

Кредит 4 302 00 730, 4 303 00 730.

В состав накладных расходов могут быть, например, включены стоимость использованных при оказании услуг расходных материалов, а также некоторые прочие расходы. Начисление накладных расходов необходимо будет отражать такими записями:

Дебет 4 109 70 272, 4 109 70 290

Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 208 00 660.

Часть материальных запасов (например, канцелярские принадлежности, используемые бухгалтерией) может учитываться при выдаче в составе общехозяйственных расходов. К таким расходам могут относиться связанные исключительно с нуждами управления расходы по оплате услуг связи, а также расходы по оплате прочих услуг (например, консультационных), расходы по оплате труда управленческого персонала.

Начисление общехозяйственных расходов необходимо будет отражать следующими записями:

Дебет 4 109 80 211, 4 109 80 213, 4 109 80 221, 4 109 80 226,4 109 80 272

Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 303 00 730.

Следующий важный этап учетной работы – распределение накладных и общехозяйственных расходов на основании Справки (ф. 0504833) и соответствующих расчетов. В соответствии с учетной политикой бюджетного учреждения такое распределение может осуществляться, например, ежемесячно. При этом способ распределения также необходимо определить в учетной политике.

При распределении накладных и общехозяйственных расходов делаются записи по соответствующим аналитическим счетам:

Дебет 4 109 60 000

Кредит 4 109 70 000, 4 109 80 000.

Общехозяйственные расходы, которые в соответствии с положениями учетной политики не подлежат распределению, списываются бухгалтерской записью (например, могут не распределяться расходы по оплате консультационных услуг):

Дебет 4 401 20 200

Кредит 4 109 80 000.

Допустим, в учреждении в отношении накладных и общехозяйственных расходов выбран одинаковый способ распределения – пропорционально прямым затратам по оплате труда, ежемесячно. Прямые расходы по оплате труда на услугу № 1 равны 500 000 руб., а на услугу № 2 – 300 000 руб. В данном случае расходы, накопленные на счетах 4 109 70 000, 4 109 80 000, ежемесячно должны распределяться в следующих размерах по каждому коду КОСГУ:

  • на услугу № 1 – 62,5% (500 000 руб. × 100% / (500 000 руб. + 300 000 руб.));
  • на услугу № 2 – 37,5% (300 000 руб. × 100% / (500 000 руб. + 300 000 руб.)).

И наконец, накопленные на счете 4 109 60 000 суммы должны быть учтены при формировании финансового результата. В рамках деятельности по выполнению госзадания суммы, учтенные на данном счете, списываются в дебет счета 4 401 20 200 “Расходы хозяйствующего субъекта” на основании Справки (ф. 0504833) (абз. 7 п. 153 Инструкции № 174н).

Очевидно, что периодичность отражения в учете подобных операций зависит от специфики оказываемых учреждениями госуслуг. При этом Инструкция № 174н по данному вопросу содержит только одно требование – в дебет счета 4 401 20 200 должны списываться только суммы, относящиеся к уже оказанным услугам.

Если содержание государственного задания, соглашения о предоставлении субсидии и иных документов, имеющихся в распоряжении учреждения, не позволяет должным образом обосновать периодичность отражения в учете описанной выше операции, то решение о периодичности полного или частичного списания расходов, накопленных на счете 4 109 60 000, желательно согласовать с учредителем. Такая операция может осуществляться ежемесячно.

На вопросы отвечала Ю.А. Кошелева, эксперт Международного центра финансово-экономического развития

Опубликовано в журнале «Бюджетный учет и отчетность в вопросах и ответах» №8, август 2012 г.

Учет затрат на производство готовой продукции (счет 109)

Согласно приказа 157н в единый План счетов введен счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг с детализацией его по следующим субсчетам:

  • 109 60 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг относятся к прямым затратам.

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

К прямым затратам могут относятся заработная плата сотрудников, участвующих в создании единственного вида продукции, страховые взносы на заработную плату, стоимость материальных запасов, необходимых для производства.

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг относятся к прямым затратам.

Принятие к учету прямых затрат отражается проводками

Дб 109.61.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

Кр 302.00.730 (Аналитика соответствует статье затрат), 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410

  • 109 70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»

Накладные расходы (общепроизводственные)– это затраты, которые не могут быт непосредственно отнесены к затратам на производство конкретного вида продукции и поэтому распределяются между видами продукции.

Распределение накладных расходов производится одним из способов: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения. Способ распределения накладных расходов задается в учетной политике учреждения.

К накладным расходам относятся затраты на обслуживание всего производства, обучение работников, занятых в производстве, амортизация основных средств, используемых при производстве и т.д.

Принятие к учету накладных расходов отражается проводками

Дб 109.71.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

Кр 302.00.730 (Аналитика соответствует статье затрат), 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410

Накладные расходы распределяются на себестоимость (Дб 109.61 Кр 109.71), а в части не распределяемых расходов на увеличение расходов текущего периода (Дб 401.20 Кр 109.71)

  • 109 80 «Общехозяйственные расходы»

Общехозяйственные расходы – это затраты на общее обслуживание и организацию производства и управление учреждением.

Общехозяйственные расходы распределяются аналогично накладным расходам, способ распределения также указывается в учетной политике.

К общехозяйственным расходам относятся заработная плата руководителя или иного управленческого персонала, страховые взносы на зарплату и т.д.

Принятие к учету общехозяйственных расходов отражается проводками

Дб 109.81.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

Кр 302.00.730 (Аналитика соответствует статье затрат), 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410

Общехозяйственные расходы распределяются на себестоимость (Дб 109.61 Кр 109.81), а в части не распределяемых расходов на увеличение расходов текущего периода (Дб 401.20 Кр 109.71). Способ распределения общехозяйственных расходов, а также перечень не распределяемых расходов задается в учетной политике учреждения.

  • 109 90 «Издержки обращения»

Издержки обращения – это затраты в результате реализации и (или) продвижения товаров. Издержки обращения не участвуют в формировании себестоимости готовой продукции.

Принятие к учету издержек обращения отражается проводками

Дб 109.91.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290)

Кр 302.00.730 (Аналитика соответствует статье затрат)

Издержки обращения списываются на увеличение расходов текущего года

(Дб 401.20 Кр 109.71).

В соответствии с выше сказанным, затраты собираются на счете 109.61. Принятие к учету готовой продукции по себестоимости отражается учреждением корреспонденцией:

Дб 105 37 340 «Увеличение стоимости готовой продукции – иного движимого имущества учреждения», Кр 109 61 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг». Инструкция № 157н предусматривает возможность принятия на учет готовой продукции на дату ее выпуска, когда неизвестна ее фактическая себестоимость, которая определяется по окончании месяца. В этом случае готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) стоимости (Документ «Выпуск продукции»).

Проводки формируются по выбранным номенклатурным позициям с пустыми значениями КЭК и субконто «Виды затрат» у счета 109.61. Это позволяет не привязываться к собранным затратам, т.к. к моменту поступления готовой продукции на склад они могут быть собраны не полностью.

Обороты, сформированные в течение месяца документами «Выпуск продукции» по плановой стоимости будут скорректированы в конце месяца с учетом фактических затрат на производство ТМЦ регламентным документом «Закрытие производственных счетов».

По окончании месяца определяется разница между фактической себестоимостью и плановой (нормативно-плановой) стоимостью готовой продукции, выпущенной за данный месяц. Затем определяется разница, приходящаяся на нереализованную и реализованную продукцию. В учете указанная разница отражается на основании первичных учетных документов (Справка (ф. 0504833)) с приложением расчета.

В части нереализованной продукции разница относится на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной продукции. Если образовалась положительная разница, в учете делается та же проводка, что и при принятии на учет готовой продукции (указана выше). Отрицательная разница принимается на учет обратной проводкой. В части реализованной продукции, а также продукции, списанной в результате естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т. п., разница относится на финансовый результат текущей деятельности учреждения:

в части превышения фактической себестоимости над плановой стоимостью: Дб 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» , Кр 109.61.000 – как списание затрат по соответствующим статьям расходов по формированию себестоимости готовой продукции

Читать еще:  Расходы на сайт в налоговом учете

в части превышения плановой стоимости над фактической себестоимостью:

Дб 109.61.000 – как формирование затрат по себестоимости готовой продукции по соответствующим статьям расходов, Кр соответствующих аналитических счетов счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года»

После проведения регламентного документа «Закрытие производственных счетов», можно распечатать следующие справки-расчеты:

  • Калькуляция себестоимости продукции,
  • Себестоимости выпущенной продукции,
  • Распределение общепроизводственных затрат на расходы производства.

Простой учет операций по формированию себестоимости работ и услуг для бюджетных учреждений

Для учета операций по формированию себестоимости выполняемых работ и оказываемых услуг применяются счета группы 109: 109.61, 109.71 и 109.81

Нельзя добавлять дополнительные субконто на счета 109.61, 109.71 и 109.81, не предусмотренные типовой конфигурацией. Добавлять можно только одно дополнительное субконто «Направление деятельности». Иначе счет 109.61 не закроется!

Простой учет операций по формированию себестоимости работ и услуг для бюджетных учреждений

Для учета операций по формированию себестоимости выполняемых работ и оказываемых услуг применяются счета группы 109:

  • 109.61 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» — в разрезе видов производимой продукции и статей затрат (обязательное субконто «Номенклатура» и «Вид затрат»);
  • 109.71 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»
  • 109.81 «Общехозяйственные расходы» — по статьям калькуляции (обязательное субконто «Вид затрат»).

Нельзя добавлять дополнительные субконто на счета 109.61, 109.71 и 109.81, не предусмотренные типовой конфигурацией. Добавлять можно только одно дополнительное субконто «Направление деятельности». Иначе счет 109.61 не закроется!

Настройка учета затрат в программе БГУ 1.0 осуществляется следующим образом:

1. Заполняются справочники для настройки аналитики в разрезе номенклатуры, видов затрат и направлений деятельности.

Обязательным субконто для счетов группы 109 является «Вид затрат», которое закрепляется в справочнике «Виды затрат». Оно определяет аналитику по элементам затрат и КОСГУ. (Рис. 1).

Рис. 1 Пример заполнения справочника «Виды затрат»

Для счета 109.61 обязательным субконто является «Номенклатура», то есть продукция, работа или услуга по которой определяется себестоимость. Номенклатурная карта вводится в справочнике «Номенклатура».

Обратите внимание на тип номенклатуры, она может быть только нескольких видов: «Работа», «Услуга», «Тара», «Готовое блюдо» или «Продукция». Иначе распределение накладных и общехозяйственных расходов регламентной операцией происходить не будет!

Рис. 2 Заполнение номенклатурной карты

Любой справочник конфигурации можно открыть через раздел «Операции» — «Справочники».При этом раскрывается окно с перечнем всех справочников в алфавитном порядке.

Рис. 3 Поиск справочников в БГУ 1.0

Справочник «Направления деятельности» необходимо заполнить, если учреждение оказывает несколько видов услуг (например, «Медицинские услуги», «Питание», «Коммунальные услуги» и т.п.)

Рис. 4 Заполнение справочника «Направления деятельности»

2. Настраивается аналитика учета на затратных счетах. Если учреждение оказывает несколько видов услуг настраиваем учет по направлениям деятельности.

Это можно сделать в форме «Настройка параметров учета» (Раздел «Операции»/ «Константы»/ «Настройка параметров учета»), на закладке «Аналитический учет». В этой форме следует включить флажки для тех счетов, на которых предполагается учет по субконто «Направление деятельности» (Рис. 5).

Рис. 5 Управление аналитическим учетом на счете 109.00

Обратите внимание, если аналитика по направлениям деятельности установлена хотя бы для одного счета общих расходов (109.71 или 109.81), то ее следует обязательно установить и для счета 109.61. В то же время, возможно ведение учета по направлениям деятельность только на счете 109.61. При этом в отмеченных счетах в Плане счетов (ЕПСБУ) появится дополнительное субконто «Направления деятельности». Совет: если необходим учет по направлениям деятельности, достаточно установить его на счете 109.61.

3. В учетной политике учреждения закрепляется порядок и база распределения затрат на себестоимость.

Это можно сделать в форме «Учетная политика учреждения» (Раздел «Учреждение»/ «Учреждения»/ «Учетная политика учреждения»), на закладке «Производство». Устанавливаем флажки на счетах по которым требуется автоматическое распределение затрат (Рис. 6).

Рис. 6 Настройка порядка распределения накладных расходов

Общепроизводственные и общехозяйственные затраты распределяются в соответствии с указанной базой распределения. Открываем гиперссылку «Методы распределения общих затрат» и выбираем базу для распределения (Рис. 7).

Рис. 7 Настройка базы распределения накладных расходов

В программе имеется возможность выбора следующих баз распределения общих затрат на себестоимость продукции:

— прямые затраты — пропорционально дебетовым оборотам счета 109.61;

— материальные – пропорционально оборотам в дебет счета 109.61 с кредита счета 105.00;

— оплата труда – пропорционально оборотам в дебет счета 109.61 с кредита счета 302.10;

— выручка – пропорционально оборотам по реализации в дебет счета 205.00 с кредита счета 401.10 за вычетом суммы НДС.

4. При оформлении текущих операций по учету затрат обращайте внимание на корректность и полноту заполнения данных.

На что следует обратить внимание. Во-первых внимательно изучите субконто по счетам группы 109 в Плане счетов. Если на счетах 109.81 и 109.71 ведется учет по направлениям деятельности, то не забывайте заполнять соответствующий реквизит (рис. 8).

Рис. 8. Пример заполнения субконто счета 109.81 в документе «Списание материалов»

Во-вторых, учтите, что регламентная операция по закрытию производственных счетов автоматически формируется на начало дня выбранной даты (00:00:00), поэтому, все операции, введенные в базу в течении этого дня уже не будут участвовать в распределении.

Рис. 9. Пример заполнения субконто счета 109.71 и 109.81 в документе «Отражение заработной платы в учете»

5. В правильной последовательности выполняем регламентные операции по распределению расходов.

На первом этапе выполняется регламентная операция «Закрытие производственных счетов». Документ можно найти в разделе «Материальные запасы» — «Учет производства» и в разделе «Бухгалтерский учет» — «Регламентные операции завершения отчетных периодов» — «Производство продукции, услуг».

Напоминаем, что распределяются и списываются только те общие затраты, для которых в учетной политике указана необходимость их распределения.

Рис. 10. ОСВ счета 109.61,109.71 и 109.81 до проведения документа «Закрытие производственных счетов»

Так же обратите внимание на дату документа, если в течении последнего дня периода формировались документы по учету затрат, то время закрытия производственных счетов лучше установить 23:59:58.

Рис. 11. Заполнение реквизитов документа «Закрытие производственных счетов»

Документ «Закрытие производственных счетов» выполняет распределение и списание общих затрат на себестоимость продукции. Для контроля сумм распределения расходов предназначен отчет «Справка-расчет «Распределение косвенных затрат» (Радел «Материальные запасы» — «Учет производства»).

Рис. 12 Справка-расчет «Распределение косвенных затрат»

Отчет показывает распределение общих затрат по выпущенной продукции. Распределение приводится по каждой статье затрат.

Накладные расходы и распределяемые общехозяйственные расходы в конце месяца должны списываться полностью, т.е. остатков на счете 109.71 и 109.81 оставаться не должно.

Рис. 13. ОСВ счета 109.61, 109.71 и 109.81 после проведения документа «Закрытие производственных счетов»

В конце месяца в результате сбора прямых и распределения накладных расходов на счете 109.61 собирается фактическая себестоимость оказанных услуг или выполненных работ по каждой номенклатуре в разрезе видов затрат. Списание затрат в расходы происходит при помощи документа «Списание затрат по услугам» (раздел «Бухгалтерский учет» — «Регламентные операции завершения отчетных периодов» — «Производство продукции, услуг»).

При открытии документа обратите внимание на заполнение даты и времени. Поле КФО должно быть обязательно заполнено. Для автоматического заполнения сумм и корреспонденций счетов необходимо перейти в режим заполнения, нажав на соответствующую кнопку в рабочей панели документа.

Рис. 14. Порядок заполнения документа «Списание затрат по услугам (работам)»

После открытия режима заполнения откроется помощник, который состоит из двух панелей «Заполнить по остаткам» и «Панель услуг». В панели «Заполнить по остаткам» можно настроить заполнение затрат по номенклатуре, нажав кнопку «Заполнить», при этом можно либо выбрать номенклатуру из справочника, либо заполнить по всем учетным данным.

Рис. 15. Порядок заполнения номенклатуры документа «Списание затрат по услугам (работам)»

Нажав кнопку «Заполнить по остаткам», произойдет заполнение нижней табличной части «Панели услуг» с перечнем видов и сумм затрат. Для заполнения аналитики счета учета расходов необходимо нажать кнопку «Заполнить счет дебета» в верхней части таблицы. Счет списания затрат определяется учетной политикой Учреждения, в нашем случае рассмотрен пример включения затрат текущего периода в расходы текущего финансового года (счет 401.20).

Рис. 16. Порядок заполнения номенклатуры документа «Списание затрат по услугам (работам)»

В итоге документ «Списание затрат по услугам (работам)» формирует движение по кредиту счета 109.61 и дебету счета, указанного в верхней панели (в нашем случае это счет 401.20 «Расходы текущего финансового года»).

Рис. 17. Пример корреспонденции счетов документа «Списание затрат по услугам (работам)»

Как результат, счет 109.61 не имеет остатков на конец периода, а по дебету счета учета расходов аккумулируются затраты текущего периода.

Рис. 18. ОСВ счета 109.61 и 401.20 после проведения документа «Списание затрат по услугам (работам)»

6. Формируем справки и отчеты.

На каждом этапе распределения и списания затрат в типовой конфигурации формируются печатные формы.

Для документов «Закрытие производственных счетов» и «Списание затрат по услугам (работам)» это Справка по форме 0504833 в ред. 52 н.

Рис. 19. Бухгалтерская справка по форме 0504833 к документам «Закрытие производственных счетов» и «Списание затрат по услугам (работам)»

Дополнительно, для документа «Списание затрат по услугам (работам)» предусмотрен печать ведомости (рис. 20).

Рис. 20. Печатня форма «Ведомость списания затрат» к документу «Списание затрат по услугам (работам)»

Таким образом, организовать учет себестоимости работ или услуг в БГУ 1.0 довольно просто, достаточно правильно настроить аналитику по счетам, заполнить данные трех справочников, заполнять полностью документы текущего учета и соблюдать хронологию проведения двух регламентных документов закрытия периода.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector