Приобретение автомобиля бухгалтерский учет
Автомобиль в компании: принимаем к учету
Как бухгалтеру оформить покупку автомобиля? В чем отличие покупки нового авто от б/у? Как определить первоначальную стоимость и какие налоги придется уплатить? — читайте в статье.
Покупка авто в организации
Как новые, так и бывшие в употреблении автомобили приобретают по договору купли-продажи. Если организация покупает транспортное средство у юридического лица, то необходимо оформить счет-фактуру и накладную. Кроме того, нужно оформить акт приема-передачи. Можно использовать форму № ОС-1 или свободную. Кто будет составлять акт (продавец или покупатель) зависит от того, новая машина или нет.
На новые автомобили продавец выписывает накладные, но акт по форме № ОС-1 не составляет, поэтому его нужно будет заполнить самостоятельно.
Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то акт должен составить продавец, включив туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете: амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации.
Вместо отдельного акта продавец вправе выдать УПД. В этом случае нужно попросить дополнительно указать амортизационную группу, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации в универсальном документе. Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым авто, а это невыгодно.
Далее нужно открыть инвентарную карточку по форме № ОС-6. Образцы бланков ОС-1 и ОС-6 можно найти в Постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.
Оформление автомобиля
Приобретенное транспортное средство отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением ТС (п. 8 ПБУ 6/01).
Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
Госпошлину за регистрацию машины в ГИБДД лучше включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то налоговая может обвинить компанию в занижении налога на прибыль. Так как, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.
В случае, если автомобиль взили в кредит, то проценты по кредиту не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам.
Входной НДС, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины. Если организация примет к вычету НДС до регистрации авто в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами целесообразно принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.
Начисление амортизации
Начисление амортизации по приобретенному ТС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). В налоговом учете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Расчет годовой суммы амортизационных начислений производится линейным способом на основании первоначальной стоимости объектов и нормы амортизации, определенной исходя из срока их полезного использования.
Установленный срок полезного использования для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и высшего класса составляет от 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410130 — 15 3410141, для остальных легковых автомобилей — от 3 до 5 лет включительно (код 15 3410010).
Срок полезного использования для грузовиков
Куда включать затраты, сопутствующие покупке автомобиля
Мало просто купить машину. Ее приобретение неизбежно влечет дополнительные затраты, как минимум, на регистрацию в органах ГИБДД и на полис ОСАГО. Кроме того, на машину нередко требуется установить какое-нибудь сопутствующее оборудование. Например, автомобиль представительского класса без хорошей сигнализации может очень скоро покинуть своего законного владельца.
Первоначальная стоимость ОС определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использовани я п. 1 ст. 257 НК РФ; п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н .
У наших читателей периодически возникают вопросы, как учитываются эти и подобные им затраты: единовременно либо их нужно включать в первоначальную стоимость автомобиля и списывать на расходы по мере начисления амортизации. Вот с этим мы и будем разбираться.
Регистрационные платежи в ГИБДД
К таким платежам относятся госпошлины за выдач у подп. 36, подп. 41 п. 1 ст. 333.33 НК РФ :
- автомобильных номеров — 1500 руб.;
- свидетельства о регистрации авто — 300 руб.;
- талона гостехосмотра — 300 руб.
Сюда же можно отнести и плату за сам гостехосмотр, размер которой в каждом регионе сво й см., например, приложение 2 к Постановлению Правительства Москвы от 02.04.2002 № 244-ПП .
В бухучете регистрационные платежи нужно включать в стоимость машин ы пп. 7, 8 ПБУ 6/01 . Иначе вы занизите базу по налогу на имуществ о п. 1 ст. 375 НК РФ . В налоговом учете, по мнению Минфина, сумма таких платежей также увеличивает первоначальную стоимость автомобил я Письма Минфина России от 04.03.2010 № 03-03-06/1/113, от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61 . Соответственно, налоговики, обнаружив единовременное списание этих платежей в расходы, не упускают случая доначислить компаниям налог на прибыль. Они считают процедуру регистрации машины в органах ГИБДД «доведением транспортного средства до состояния пригодности для использования » Постановление ФАС УО от 30.01.2008 № Ф09-57/08-С3 . Между тем право учитывать в прочих расходах суммы уплаченных налогов и сборов никто не отменя л подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ . А госпошлина и есть тот самый сбо р п. 1 ст. 333.16 НК РФ . Кроме того, налогоплательщик может сам выбрать, куда ему отнести затраты, если они одновременно подпадают под разные «расходные» категори и п. 4 ст. 252 НК РФ . То, что регистрационные платежи можно относить на прочие расходы, подтверждали и некоторые суд ы Постановления ФАС УО от 19.01.2010 № Ф09-10766/09-С2, от 25.11.2008 № Ф09-8694/08-С3 .
ВЫВОД
Получается, платежи за регистрацию автомобиля можно учитывать и так и сяк. Но надо ли напрашиваться на неприятности и идти на принцип? Ведь совокупная сумма таких платежей вряд ли превысит 3000 руб. вместе с платой за ТО. То есть более-менее ощутимая выгода от единовременного включения их в расходы будет, если купить сразу несколько машин. И то не факт, если посчитать возможные затраты на судебные тяжбы.
Кроме того, как только вы начнете пользоваться машиной, вы сможете 30% от ее первоначальной стоимости списать единовременн о п. 9 ст. 258 НК РФ . Таким образом, амортизационная премия с лихвой перекроет регистрационные платежи. То есть нет смысла бороться за право списывать их как отдельный вид расходов.
Полис ОСАГО
Здесь все прозрачно. Покупая полис ОСАГО, вы страхуете не машину, а свою гражданскую ответственност ь ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» . Поэтому затраты на страховку в налоговом учете — это отдельный расход, включать его в первоначальную стоимость авто не над о п. 2 ст. 263 НК РФ; Письмо УФНС России по г. Москве от 02.03.2006 № 20-12/16322 . Аналогичная ситуация — и в бухгалтерском учете. Расходы на ОСАГО надо учитывать как прочи е п. 8 ПБУ 6/01 ; п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н .
Дополнительное оборудование
Чаще всего купленный автомобиль доукомплектовывают сигнализацией и аудиосистемой. Транспортные компании также нередко устанавливают на приобретаемые машины газовое оборудование, чтобы экономить на топливе.
Налоговики расценивают установку подобной техники как дооборудование или техническое перевооружение, которые, как известно, увеличивают первоначальную стоимость основного средств а п. 2 ст. 257 НК РФ .
Но большинство судов с ними не согласн ы Постановления ФАС СЗО от 09.06.2008 № А05-12045/2007; ФАС ВСО от 21.06.2007 № А33-15634/04-С3-Ф02-3458/07, А33-15634/04-С3-Ф02-3474/07 . Они признают за компаниями право единовременно списывать затраты на такое оборудование, говоря, что в результате его установки технические параметры машины не изменяютс я Постановление ФАС СКО от 26.10.2010 № А32-23439/2008-26/334 . Кроме того, это оборудование съемное, его в любой момент можно переставить на другое авт о Постановление ФАС УО от 19.12.2007 № Ф09-10406/07-С3 .
Однако мы нашли одно решение, где суд поддержал налоговиков, указав, что затраты на установку в машинах систем климат-контроля неправомерно списаны в прочие расход ы Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2008 № А40-49477/06-117-511 . Мол, установка подобного оборудования хоть и не изменяет ходовых качеств автомобиля, но меняет его характеристики с точки зрения комфорта и безопасности. Кроме того, в результате установки климат-системы автомобиль обретает новые качества, а это влияет на его стоимость, что «свидетельствует о произведенной достройке, дооборудовании, модернизации».
Поскольку Минфин ни разу не высказывался насчет учета автомобильного дополнительного оборудования, мы решили узнать мнение его специалистов.
Из авторитетных источников
“ Установка на автомобиль дополнительного оборудования, к примеру сигнализации, не является его дооборудованием или модернизацией, поскольку технологическое или служебное назначение машины в таком случае не меняется. Соответственно, не изменяется и его первоначальная стоимость. Затраты на установку оборудования стоимостью менее 40 000 руб. учитываются в составе расходов единовременно. А расходы на приобретение дополнительного оборудования стоимостью, превышающей 40 000 руб., и со сроком полезного использования более 12 месяцев учитываются через механизм амортизации как по отдельному объекту основных средств. При этом указанные расходы должны соответствовать положениям ст. 252 НК РФ ” .
Что ж, картина вырисовывается вполне радужная. Значительную часть сопутствующих покупке машины затрат можно списать сразу, а включение регистрационных платежей в «первоначалку» нивелируется амортизационной премией.
Автомобиль в компании. Разные варианты приобретения. Бухгалтерский учет и налогообложение
Компания может прибрести автомобиль в пользование разными способами.
Так, организация может купить автомобиль, взять его в аренду.
Рассмотрим бухгалтерский налоговый учет операция по приобретению автомобиля в этих ситуациях.
Покупка автомобиля
Бухгалтерский учет
Если, приобретаемый автомобиль предполагается использовать для служебных нужд организации на протяжении длительного времени (более 12 месяцев), то автомобиль принимается к учету в качестве объекта ОС (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).
Объекты ОС принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая складывается из фактических затрат на их приобретение (за исключением НДС и других возмещаемых налогов).
При покупке автомобиля первоначальная стоимость автомобиля равна сумме, уплачиваемой продавцу в соответствии с договором (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01, п. п. 23, 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
Моментом принятия объекта к учету в составе ОС является дата фактической готовности объекта к использованию в запланированных целях без дополнительных затрат. Факт такой готовности и принятия объекта к учету в составе ОС оформляется составлением соответствующего первичного учетного документа (ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
Таким документом является акт (накладная) приемки-передачи ОС, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект (п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
Затраты на приобретение объектов ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Сформированная первоначальная стоимость объекта, принятого к учету в составе ОС, списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Амортизация
Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
При применении в бухгалтерском учете линейного способа начисления амортизации годовая сумма амортизационных отчислений по объекту ОС рассчитывается исходя из его первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования объекта ОС, установленного организацией при принятии объекта ОС к бухгалтерскому учету (п. 18, абз. 2 п. 19 ПБУ 6/01, пп. «а» п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01, п. 61 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
Амортизационные отчисления признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности в месяце их начисления (п. п. 5, 8, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, п. 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
Начисление амортизации по автомобилю, используемому для управленческих нужд, отражается по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» (44 «Расходы на продажу» — для торговых организаций) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (п. 25 ПБУ 6/01, п. 65 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, Инструкция по применению Плана счетов).
Налог на прибыль
В целях налогового учета приобретенный автомобиль признается амортизируемым имуществом и учитывается в составе ОС (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ).
Первоначальная стоимость объекта ОС равна цене его приобретения (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).
При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации определяется исходя из срока полезного использования (пп. 1 п. 1 ст. 259, п. 2 ст. 259.1 НК РФ).
Срок полезного использования объекта ОС определяется организацией самостоятельно на дату ввода его в эксплуатацию с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (п. 1 ст. 258 НК РФ).
В соответствии с Классификацией основных средств легковые автомобили (за исключением автомобилей, отнесенных к иным группам) относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно) (п. 1, абз. 4 п. 3 ст. 258 НК РФ).
Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (в рассматриваемом случае — с августа) (п. 4 ст. 259 НК РФ).
Сумма начисленной амортизации ежемесячно признается в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 2 ст. 259, п. 3 ст. 272 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость (НДС)
После принятия к учету автомобиля, который будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС, организация может произвести налоговый вычет суммы НДС, предъявленного ей продавцом, на основании полученного счета-фактуры, соответствующего требованиям, установленным ст. 169 Налогового кодекса РФ (пп. 1 п. 2 ст. 171, абз. 1, 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).
Полученный счет-фактура регистрируется в ч. 2 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур и в книге покупок (пп. «а» п. 11 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, п. п. 1, 2 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
Сумма НДС, предъявленная организации при приобретении объекта ОС, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств».
При принятии НДС к вычету производится запись по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 19 (Инструкция по применению Плана счетов).
Пример
Организация по договору купли-продажи, приобрела для управленческих нужд легковой автомобиль.
Договорная стоимость автомобиля составила 236 000 руб., в т.ч. НДС-36 000 руб.)
Оплата продавцу произведена в безналичной форме также в июле.
Срок использования автомобиля составляет 50 месяцев.
В соответствии с учетной политикой организации начисление амортизации для целей как бухгалтерского, так и налогового учета производится линейным способом (методом).
Для целей налогообложения учет ведется методом начисления.
Тогда бухгалтерская и налоговая ежемесячная амортизация составит 4 000 руб. (200 000 руб./60 мес.).
В бухгалтерском и налоговом учете организации операции, связанные с приобретением автомобиля следует отражать следующими проводками:
Организация применяет общую систему налогообложения (доходы и расходы признаются методом начисления). Организацией 20.11.2018 был приобретен автомобиль. 21.11.2018 автомобиль поставили на учет, получили госномера и ввели автомобиль в эксплуатацию. Также 21.11.2018 на автомобиль были куплены чехлы и коврики. Приобретенные 21.11.2018 чехлы и коврики были переданы в эксплуатацию 30.11.2018. 30.11.2018 на автомобиль был установлен видеорегистратор, камера заднего вида, подкрылки с шумоизоляцией и затонированы стекла. Как учесть вышеуказанные затраты в бухгалтерском и налоговом учете? Нужно ли их включить в стоимость автомобиля?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок учета расходов на приобретение и установку дополнительного оборудования на автомобиль как в бухгалтерском, так и в налоговом учете Организация вправе определить самостоятельно.
Включить в первоначальную стоимость автомобиля данные затраты можно в случае, если дооборудование произведено не позже ввода автомобиля в эксплуатацию. Если автомобиль дооборудован уже после ввода его в эксплуатацию, связанные с этой операцией затраты могут быть учтены в составе материальных либо прочих расходов.
Вместе с тем единовременное признание рассматриваемых затрат в налоговом учете влечет некоторые риски.
Подробнее смотрите ниже.
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет
Порядок бухгалтерского учета расходов на приобретение дополнительного оборудования на автомобиль Организация вправе определить самостоятельно.
В соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) единицей бухгалтерского учета основных средств (далее — ОС) является инвентарный объект, то есть:
— объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
— или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
— или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов представляет собой один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
С одной стороны, такое имущество, как чехлы, коврики, камера заднего вида, подкрылки с шумоизоляцией, тонировочная пленка, самостоятельно (без установки на автомобиль) не может выполнять свои функции. Поэтому, на наш взгляд, подобные активы в принципе могут быть приняты к учету вместе с автомобилем в качестве единого инвентарного объекта — автомобиля.
Заметим, что сам по себе тот факт, что отдельные виды дополнительного оборудования могут быть сняты с одной машины и установлены на другую, не дают достаточных оснований для учета их в качестве самостоятельных объектов ОС. Исключение из приведенного вами списка оборудования, по нашему мнению, составляет видеорегистратор, который способен выполнять свои функции самостоятельно и, следовательно, может быть учтен в качестве отдельного инвентарного объекта.
Вместе с тем наличие у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, позволяет каждую такую часть учитывать как самостоятельный инвентарный объект (абзац 2 п. 6 ПБУ 6/01, письмо Минфина России от 18.11.2016 N 03-03-06/1/67863).
Схожей позиции придерживаются и судьи (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 04.02.2011 по делу N А32-44414/2009, ФАС Поволжского округа от 26.01.2010 по делу N А65-8600/2009, ФАС Уральского округа от 03.12.2007 N Ф09-9180/07-С3).
При этом положения ПБУ 6/01 не конкретизируют конкретный уровень существенности. Поэтому полагаем, что Организация вправе определить данный критерий самостоятельно. Если Организация посчитает, что сроки полезного использования дополнительного оборудования существенно отличаются от срока полезного использования автомобиля, то указанные активы можно учесть как самостоятельные инвентарные объекты.
Напомним, что активы, в отношении которых выполняются условия для принятия их к бухгалтерскому учету в качестве ОС и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (абзац 4 п. 5 ПБУ 6/01). Стоимость активов, принятых к учету в качестве МПЗ, в бухгалтерском учете списывают единовременно при передаче в эксплуатацию (п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н)).
В анализируемой ситуации, полагаем, также необходимо учитывать, что указанные Вами активы и выполненные работы нельзя рассматривать в качестве затрат по доведению объекта ОС до состояния, пригодного к эксплуатации. Очевидно, что автомобиль в состоянии выполнять свои функции и без видеорегистратора, тонировки, ковриков и прочего дополнительного оборудования.
При этом правила бухгалтерского учета не содержат запрета и на учет рассматриваемых затрат на доукомплектацию автомобиля единовременно в составе прочих расходов. Поэтому полагаем, что в отношении рассматриваемого дополнительного оборудования имеются также предпосылки для учета стоимости его приобретения и установки единовременно в составе прочих расходов в соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Относительно возможности включения расходов на дополнительное оборудование автомобиля в его первоначальную стоимость отметим следующее.
Как следует из положений п.п. 7 и 8 ПБУ 6/01, ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление ОС, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). При этом перечень затрат на приобретение, сооружение и изготовление ОС фактически является открытым.
До момента ввода автомобиля в эксплуатацию затраты на его приобретение отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Сформированная первоначальная стоимость автомобиля, подтвержденная документами, оформленными в установленном порядке, переносится при его вводе в эксплуатацию с кредита счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства».
Очевидно, что первоначальная стоимость транспортного средства формируется при его приобретении до момента начала его использования (до ввода в эксплуатацию). Поэтому полагаем, что дополнительные затраты, связанные с дооборудованием автомобиля, могут формировать его первоначальную стоимость только в случае, если такое дооборудование произведено не позже ввода автомобиля в эксплуатацию.
Если автомобиль дооборудован уже после ввода его в эксплуатацию, Организация, с учетом изложенного выше, может учесть связанные с этой операцией затраты в составе материальных (при передаче в эксплуатацию «малоценных» объектов ОС) либо прочих расходов.
Налог на прибыль
Если автомобиль приобретен для использования в деятельности Организации, направленной на получение дохода, то для целей исчисления налога на прибыль он признается амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость автомобиля в общем случае определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС.
Соответственно, стоимость установленного на автомобиль дополнительного оборудования и работ по его монтажу (осуществленных до начала ввода данного ОС в эксплуатацию) может быть включена в первоначальную стоимость автомобиля в налоговом учете.
При этом изменение первоначальной стоимости ОС в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ имеет место, в частности, в случаях дооборудования, реконструкции, модернизации. По мнению специалистов Минфина России (письмо от 21.02.2012 N 03-03-06/1/94), если в результате установки дополнительного оборудования на автомобиль произошло изменение технологического, служебного назначения объекта, связанное с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами, то соответствующие работы следует квалифицировать для исчисления налога на прибыль организаций как дооборудование (то есть увеличивать первоначальную стоимость).
В то же время, как показывает арбитражная практика, налоговые органы нередко предъявляют претензии, если расходы, подобные рассматриваемым, учтены налогоплательщиками единовременно, а не включены в стоимость амортизируемого имущества.
В свою очередь, судьи считают, что такие затраты налогоплательщик вправе единовременно признать в составе расходов (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 18.05.2009 N А53-12937/2008-С5-27, ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008 N А05-12045/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.06.2007 N А33-15634/04-С3-Ф02-3458,3474/2007, ФАС Уральского от 21.03.2007 N Ф09-11047/06-С3).
С нашей точки зрения, установка рассматриваемого оборудования не изменяет ни служебное, ни технологическое назначение автомобиля (не увеличивается его мощность, скоростные показатели, и т.п.), поэтому такие расходы могут быть признаны в налоговом учете единовременно в составе прочих расходов (как расходы на содержание служебного транспорта) либо в составе материальных расходов в том отчетном периоде, в котором они имели место (пп. 11 п. 1 ст. 264, пп. 3 п. 1 ст. 254, ст. 272 НК РФ). Однако само наличие судебной практики говорит о том, что полностью исключить вероятность возникновения налоговых рисков при следовании такой позиции мы не можем.
Кроме того, обратим внимание, что отдельные виды расходов на оборудование автомобиля (например, тонировку стекол, установку видеорегистратора) налоговые органы могут посчитать необоснованными*(1).
Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет «малоценных» основных средств;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет малоценных основных средств в качестве МПЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана
Ответ прошел контроль качества
11 декабря 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
————————————————————————
*(1) Подробнее смотрите в следующих материалах:
— Вопрос: Организация приобрела автомобиль. В день покупки он был доукомплектован: были установлены магнитола, ксеноновые фары, приобретена и наклеена пленка тонировочная, приобретены коврики в салон и багажник. Доукомплектацию проводила сторонняя организация, не являющаяся продавцом автомобиля. На момент доукомплектации автомобиль не был принят к учету в составе основных средств. Увеличивают ли первоначальную стоимость автомобиля понесенные организацией расходы на его доукомплектацию в целях исчисления налога на прибыль и ведения бухгалтерского учета? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2014 г.);
— Вопрос: Организация оснащает свои автомобили видеорегистраторами и радарами-детекторами (для обнаружения сигналов с целью предотвратить нарушение водителем правил дорожного движения). Также организация приобретает мобильные телефоны для использования сотрудниками в рабочее время в служебных целях. Может ли организация в своих расходах для уменьшения налога на прибыль учесть покупку видеорегистратора, радара для автотранспортного средства, используемого в производственной деятельности организации, а также покупку сотовых телефонов для своих сотрудников? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2017 г.).
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Списание и продажа автомобиля: учет и оформление
О порядке списания полностью самортизированного ОС (автомобиля), учете и документальном оформлении его реализации рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Волкова и Вячеслав Горностаев.
Фирма хочет продать принадлежащий ей полностью самортизированный автомобиль. Каков порядок списания при продаже данного основного средства? Какие документы и в каком порядке следует оформить? Какие следует сделать бухгалтерские проводки?
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ). Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются — лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
Закон № 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм, но при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом РФ. При этом можно воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 (см. также информацию Минфина РФ от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012).
Учет основных средств осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания), и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (далее — План счетов).
Стоимость объекта основных средств (далее — ОС), который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01). Выбытие объекта ОС имеет место, в частности, в случаях его продажи.
Решение о списании объекта ОС принимается созданной для этих целей комиссией и оформляется в акте на списание объекта ОС с указанием данных, характеризующих объект ОС (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов) (п.п. 77, 78 Методических указаний). За основу для разработки акта на списание автомобиля можно принять унифицированную форму № ОС-4а, утв. постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.
На основании оформленного акта на списание, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) (за основу можно принять унифицированные формы № ОС-6, № ОС-6а, № ОС-6б) производится отметка о выбытии объекта ОС. Соответствующие записи о выбытии объекта ОС производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения (п. 80 Методических указаний). В учете делаются проводки:
Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01, субсчет «Основные средства в эксплуатации»
— списана первоначальная стоимость автомобиля;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»
— списана сумма начисленной амортизации.
Нормы российского законодательства не предусматривают каких-либо особых правил перехода права собственности на автомобили и не требуют госрегистрации данного факта. В общем случае датой перехода права собственности на автомобиль, реализуемый по договору купли-продажи, будет дата его передачи покупателю. Стороны вправе определить в договоре и иной порядок перехода права собственности на автомобиль к покупателю (например, по факту его оплаты).
Передача объекта ОС в собственность других лиц оформляется актом о приеме-передаче объекта ОС (п. 81 Методических указаний), на основании которого производится соответствующая запись в инвентарной карточке переданного объекта ОС. За основу формы акта приема-передачи может быть взята унифицированная форма № ОС-1, утв. постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7, в которой предусмотрены обязательные для заполнения поля «Организация-получатель» и «Организация-сдатчик». Если ОС передается физическому лицу, в указанную форму нужно внести соответствующие изменения.
Доходы и расходы от продажи ОС, бывших в употреблении, вне зависимости от осуществляемого вида деятельности, признаются на основании п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации» и п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» в составе прочих доходов и расходов и отражаются в бухгалтерском учете по счету 91 «Прочие доходы и расходы» в том отчетном периоде, к которому они относятся, т. е. в периоде их продажи (п. 31 ПБУ 6/01):
Дебет 62 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— по цене реализации отражен доход от продажи автомобиля;
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
— отражен НДС по реализованному объекту ОС (со стоимости реализации);
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»
— списана остаточная стоимость объекта ОС;
Дебет 99 «Прибыли и убытки» (Кредит 91, субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов») Кредит 91, субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» (99 «Прибыли и убытки»)
— выявлен финансовый результат (убыток или прибыль) от реализации объекта ОС.
Для целей подтверждения факта передачи товара покупателю продавец вправе потребовать с него расписку (п. 2 ст. 408 ГК РФ), требования к содержанию которой стороны определяют самостоятельно. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (техпаспорт, инструкцию по эксплуатации и т. п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором (п. 2 ст. 456 ГК РФ).
С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.