Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мнимые и притворные объекты бухгалтерского учета

Появление мнимых и притворных сделки в бухгалтерском учете: ограничена ли ответственность бухгалтерии? (комментарий Федерального закона от 21.12.2013 г. № 357-ФЗ)

Руководитель отдела налогового права
Григорьева С.А.

01 января 2014 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (далее по тексту — закон), внесенные Федеральным законом от 21.12.2013 № 357-ФЗ.

В частности, часть 1 статьи 9 закона в новой редакции дополнен прямым указанием на запрет принимать к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, включая лежащие в основе мнимых и притворных сделок, а п. 2 ст. 10 закона прямо устанавливает, что регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бух учета не допускается.

Ст. 10 данного закона также прямо устанавливает понятие мнимого объекта бухучета и притворного объекта бухучета, согласно которым:

Так, закон говорит о том, что мнимым является несуществующий объект, отраженный в учете лишь для вида, и раскрыает это понятие на примерах: объектов: неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни),

Под притворным же объектом понимается объект, отраженный в учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).

Таким образом, законодательство о бухгалтерском учете постепенно сближается с нормами гражданского права, и можно даже сказать, что гражданское право проникает в бухгалтерский учет.

В этой связи отметим, что, что ранее, в предыдущей редакции закона, действующей до 01.01.2014 года, для определения операций, подлежащих отражению в регистрах бухгалтерского учета законодатель использовал термин «хозяйственная операция», под которой понимались операции, осуществляемые организацией в процессе деятельности.

Под фактом хозяйственной жизни, в соответствии с частью 8 статьи 3 закона сейчас понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Иными словами, объектом регулирования сейчас является не хозяйственная операция, а факты хозяйственной жизни.

При этом принципиально новыми являются положения части 3 статьи 9 закона, прямо устанавливающие

  • с одной стороны — обязанность лица, ответственного за оформление факта хозяйственной жизни (а не хозяйственной операции), обеспечивать своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации в регистрах бухгалтерского учета;
  • с другой стороны — ответственность данного лица за достоверность данных, отраженных в предоставленном им документе.

Одновременно с этим законом установлено, что лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Таким образом, в настоящее время закон прямо ограничивает ответственность бухгалтерии за отражение в учете фактов, устанавливаемых на основании составленных другими лицами первичных учетных документов.

Особую остроту это вопрос может приобретать в конфликтных ситуациях: налоговые споры по итогам камеральных или выездных налоговых проверок или когда налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию, в которой заявил возмещение НДС.

Мнимые и притворные объекты бухгалтерского учета

С 1 января 2014 года в Закон о бухучете введены понятия мнимого и притворного объектов бухгалтерского учета*(1), а также расширено понятие факта хозяйственной жизни*(2). Рассмотрим актуальные на сегодня позиции Минфина России, налоговиков и судей относительно этих терминов, а также налоговые последствия нововведений.

Мнимые и притворные объекты бухучета

Как говорилось в пояснительной записке к проекту Закона N 357-ФЗ, понятия «мнимый» и «притворный» объект бухгалтерского учета содержательно соответствуют понятиям «мнимая» и «притворная» сделка, определенным в статье 170 Гражданского кодекса. Мнимой является сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. Притворной называют сделку, совершенную с целью прикрыть другую сделку, в том числе заключенную на иных условиях. И мнимая, и притворная сделки являются ничтожными*(3).

В свою очередь, и Закон о бухучете повторяет, что мнимым объектом бухгалтерского учета является несуществующий объект, отраженный лишь для вида (например, не понесенные фактически расходы, невыполненные обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни и прочее). Под притворным объектом понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью его прикрытия (например, притворные сделки). При этом не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством РФ, и расходы на их создание.

Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса недействительность сделок характеризуется понятиями оспоримых (которые являются таковыми в силу признания судом) и ничтожных сделок (которые являются недействительными независимо от признания их таковыми судом).

Актуальным остается вопрос, что же следует отнести к ничтожным сделкам, для признания недействительности которых не нужно судебного решения. Очевидными в данном случае могут быть, например, сделки с участием несовершеннолетних или недееспособных лиц. А вот что касается мнимых и притворных сделок, то они по своей сути скорее оспоримые, чем ничтожные.

Недействительная сделка является таковой с момента ее совершения. Она не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью*(4).

Вне зависимости от поставленной задачи совершения мнимой сделки ни налоговикам, ни судам не требуется определения ее точной цели. Достаточно установления факта, что стороны на самом деле не имели намерения, воли на возникновение, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей*(5). Для притворной сделки важно определить сделку, которую стороны на самом деле имели в виду, потому что именно к последней применяются правила с учетом ее существа*(6).

Таким образом, признание сделки мнимой или притворной имеет разные налоговые последствия. На практике при проверках инспекторы самостоятельно принимают решение о признании сделки ничтожной и, как результат, доначисляют налоги, пени, штрафы. По логике Гражданского кодекса контролеры, признавая сделку мнимой или притворной, изменяют ее юридическую квалификацию, а применяя санкции во внесудебном порядке, игнорируют положения Налогового кодекса о возможности наказания по решению суда*(7).

В данном случае ВАС РФ с действиями налоговиков не согласен и указывает*(8), что они вправе самостоятельно производить изменение юридической квалификации сделок, но требовать взыскания доначисленных налогов (начисленных пеней, штрафов) могут только через суд.

Поскольку ничтожные сделки являются недействительными независимо от признания их таковыми судом*(9), арбитры должны решать вопрос об обоснованности указанной выше переквалификации в рамках рассмотрения налогового спора и в том случае, когда изменение юридической квалификации сделок основано на их оценке в качестве мнимых или притворных*(10). В данной ситуации ВАС РФ поддерживает инспекторов*(11). Судьи указывают, что доначисление налогов (начисление пеней, взыскание штрафов) в таком случае не может рассматриваться как обусловленное изменением юридической квалификации сделок и порядок взыскания указанных санкций не основан на положениях подпункта 3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса.

Вопросы ответственности бухгалтера за данные в «первичке»

Отныне «не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок»*(12). Что конкретно имели в виду законодатели, употребляя термин «факт», по-прежнему остается загадкой. Факт, от латинского слова factum, означает в широком смысле синоним истины, событие или результат, реальное, а не вымышленное. Прежняя трактовка («каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом») четко и ясно говорила о том, что бухгалтер отражает факты хозяйственной жизни. Нынешняя же редакция Закона ставит под сомнение само понятие «факт» и, как результат, вызывает множество толкований этих самых фактов (имеют они место или не имеют).

Читать еще:  Журнал проводок бухгалтерский учет

Казалось бы, новая фраза о недопущении принятия к учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, призвана ужесточить требования к «первичке» и положить конец различным нелегальным способам завышения расходов, необоснованного получения вычетов по НДС и прочему. Однако получается, что до 1 января 2014 года разрешалось принимать к учету документы, посредством которых оформлялись не имевшие места факты хозяйственной жизни.

Что мы уже видим на практике: бухгалтер, принимающий от различных ответственных сотрудников согласно правилам документооборота, установленным в организации, первичные документы к обработке, обязан, в силу требований закона, удостовериться в том, что принесенные документы отражают «имевшие место факты хозяйственной жизни», или же не принимать такие документы к учету. Возникает вопрос: законодатели возлагают на бухгалтера ответственность за принятие решения о реальности или мнимости (притворности) той или иной сделки?

На него нам отвечает дополненный пункт 3 статьи 9 Закона о бухучете, в котором сказано, что лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета, а также достоверность этих данных. При этом лицо, на которое возложено ведение бухучета (лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета), не отвечает за данные, указанные в составленной другими лицами «первичке» и соответствие ее свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Важно! В компании должны быть выстроены четкие системы внутреннего контроля и документооборота. Они помогут установить реальность совершения фактов хозяйственной жизни до попадания «первички» в бухгалтерию, а также дать бухгалтеру четкое представление кто за что отвечает и какие документы подписывает.

Как в таком случае бухгалтер может удостовериться в том, что факт хозяйственной жизни имел место?

Обычная практика показывает, что в бухгалтерию поступают документы от различных ответственных сотрудников согласно установленному порядку документооборота, должностным инструкциям и т.д. Самым очевидным в данной ситуации является организация со стороны бухгалтерии системы внутреннего контроля.

При четко налаженной системе внутреннего контроля и внутреннего документооборота у бухгалтера не должно возникать вопросов о фактах хозяйственной жизни (имели они место или не имели). Это просто не в его компетенции. Однако он должен четко понимать, кто за что отвечает в его организации и кто какие документы подписывает.

Как правило, в крупных компаниях система внутреннего документооборота и внутреннего контроля работает более-менее хорошо. Чего не скажешь про компании малого и среднего бизнеса. Именно в этих организациях одной из первостепенных задач бухгалтерии должна стать разработка и внедрение системы внутреннего контроля и разграничение ответственности между сотрудниками за совершение тех или иных сделок.

*(1) ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон о бухучете), подп. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ (далее — Закон N 357-ФЗ)
*(2) ч. 1, 3 ст. 9 Закона о бухучете, подп. 1 ст. 1 Закона N 357-ФЗ
*(3) пп. 1, 2 ст. 170 ГК РФ
*(4) п. 1 ст. 167 ГК РФ
*(5) п. 1 ст. 170 ГК РФ
*(6) п. 2 ст. 170 ГК РФ
*(7) подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ
*(8) пост. Пленума ВАС РФ от 10.04.2008 N 22
*(9) п. 1 ст. 166 ГК РФ
*(10) ст. 170 ГК РФ
*(11) пост. Президиума ВАС РФ от 01.06.2010 N 16064/09
*(12) ч. 1 ст. 9 Закона о бухучете

Об ответственности за отражение в учете мнимых и притворных объектов

Регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта в регистрах бухгалтерского учета трактуется как грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, за которое на должностных лиц организации налагается штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. При повторном совершении того же нарушения штраф увеличивается до размеров от 10 000 до 20 000 руб.

Действующий закон о бухгалтерском учете постепенно сближается с нормами гражданского права. Нормы гражданского права проникают в бухгалтерский учет.

В федеральном законе о бухгалтерском учете появились понятия «мнимый» и «притворный» объект. Содержательно они соответствуют понятиям «мнимая» и «притворная» сделка в Гражданском кодексе РФ.

Часть 1 татьи 9 федерального закона содержит прямой запрет принимать к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, включая лежащие в основе мнимых и притворных сделок, а пункт 2 статьи 10 закона прямо устанавливает, что регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета не допускается.

Ответственность за нарушение запрета установлена статьей 15.11 КоАП РФ. Виновные должностные лица также могут быть дисквалифицированы на срок от одного года до двух лет.

В формах финансовой отчетности, утвержденных приказом минфина России от 2.07.2010 г. № 66н, предусмотрена подпись только руководителя организации, поэтому некоторые бухгалтеры считают, что к административной ответственности за нарушения при составлении бухгалтерской отчетности будет привлекаться только руководитель.

На самом деле руководитель отвечает за организацию бухучета и хранение бухгалтерских документов. Для выполнения данной функции он может возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. (За исключением случаев, когда руководитель может принять на себя обязанности по ведению бухглтерского учета, если руководимая им организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, или относится к субъектам малого предпринимательства)

Если в трудовом договоре главного бухгалтера (должностной инструкции) присутствует обязанность ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, то административная ответственность за регистрацию мнимого или притворного объекта учета возлагается на главного бухгалтера, а не на руководителя организации.

Но как же бухгалтеру определить какая сделка является мнимой и/или притворной, а какая реальной? Ведь бухгалтер работает только с документами и не гадает на кофейной гуще и, как правило, не обладает свойствами ясновидения и безошибочным интуитивным чутьем.

Получается, что законодатели возлагают на бухгалтера ответственность за принятие решения о реальности или мнимости (притворности) той или иной сделки?

В этой связи отметим, что ранее, в предыдущей редакции закона о бухгалтерском учете, действовавшей до 2014 года, для определения операций, подлежащих отражению в регистрах бухгалтерского учета законодатель использовал термин «хозяйственная операция», под которой понимались операции, осуществляемые организацией в процессе деятельности.

В нынешней редакции термин «хозяйственная операция» не используется вовсе, объектом регулирования сейчас является не хозяйственная операция, а факты хозяйственной жизни.

Читать еще:  Регистры налогового учета усн доходы

Под фактом хозяйственной жизни, в соответствии с частью 8 статьи 3 закона сейчас понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

    При этом принципиально новыми являются положения части 3 статьи 9 закона, прямо устанавливающие:
  • с одной стороны — обязанность лица, ответственного за оформление факта хозяйственной жизни (а не хозяйственной операции), обеспечивать своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации в регистрах бухгалтерского учета;
  • с другой стороны — ответственность данного лица за достоверность данных, отраженных в предоставленном им документе.

Одновременно с этим установлено, что лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

➨ ➨ Таким образом, в настоящее время закон прямо ограничивает ответственность бухгалтерии за отражение в учете фактов, устанавливаемых на основании составленных другими лицами первичных учетных документов.

Особую остроту это вопрос может приобретать в конфликтных ситуациях. И в любом случае, как бухгалтер может удостовериться в том, что факты хозяйственной жизни, отраженные в документах, подписанные ответственными за совершение той или иной операции должностными лицами, имел место?

У бухгалтера не должно возникать вопросов о фактах хозяйственной жизни (имели они место или не имели). Это просто не в его компетенции. Однако каждый бухгалтер должен четко понимать и соображать, кто за что отвечает в его организации и кто какие документы подписывает.

Практика работы показывает, что в бухгалтерию поступают документы от различных ответственных лиц организации согласно установленному порядку документооборота, должностным инструкциям и т.д. Эксперты говорят, что самым очевидным способом контроля совершаемых операций является организация со стороны бухгалтерии системы внутреннего контроля.

Но, к сожалению, не расшифровывают что это такое — система внутреннего контроля. Из объяснений ничего не понятно, кроме весьма обобщенных рассуждений.

Какая ответственность за регистрацию мнимого объекта в учете?

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, счет 97 «Расходы будущих периодов» предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.

Рассмотрим следующую ситуа­цию. По данным бухгалтерского учета за отчетный период в нашей организации получен убыток. Налоговая инспекция настоятельно «предлагает» перенести часть расходов (заработную плату и страховые взносы работников по уже выполненным и принятым заказчиком договорам) на счет 97 для того, чтобы показать как минимум нулевой результат. Какие последствия будут для нашей организации, если мы выполним «рекомендации» налоговой инспекции?

Мнимые и притворные объекты бухучета

Согласно п. 2 ст. 10 Феде­раль­ного закона от 6.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов учета в указанных регистрах.

Для целей применения Закона № 402-ФЗ под мнимым понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным — объект, отраженный в учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).

«Спрятав» текущие расходы, организация пытается сохранить хорошие отношения с налоговой инспекцией, но при этом вводит в заблуждение основных пользователей бухгалтерской отчетности (участников, акционеров, собственников имущества и т. п.) в отношении действительного положения дел в организации.

Как установлено в п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.07.99 г. № 43н, при формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей отчетности перед другими. В рассматриваемой ситуации приоритет отдан налоговой инспекции, т. е. информация в бухгалтерской отчетности подается с целью удовлетворить именно ее требования, но полностью игнорируются требования остальных пользователей отчетности.

Кроме участников, акционеров, собственников имущества и т. п. пользователями бухгалтерской отчетности являются органы государственной статистики. Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторскими заключениями, предоставляемые в органы государственной статистики по месту государственной регистрации организации, составляют государственный информационный ресурс.

Штраф за нарушение требований к бухучету

Виновные должностные лица также могут быть дисквалифицированы на срок от одного года до двух лет. Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается среди прочего в лишении физического лица права занимать определенные руководящие должности (в том числе занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом).

Кто в ответе за бухучет

На самом деле руководитель отвечает за организацию бухгучета и хранение бухгалтерских документов (п. 1 ст. 7 Закона № 402-ФЗ). Для выполнения данной функции он обязан возложить ведение бух­учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета (п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ). Исключением является случай, когда руководитель может принять на себя обязанности по ведению бухучета, если руководимая им организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, или относится к субъектам среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ.

Если в трудовом договоре главного бухгалтера (должностной инструкции) присутствует обязанность ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, то административная ответственность за регистрацию мнимого объекта учета возлагается на главного бухгалтера, а не на руководителя организации.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухучете составляет два года со дня совершения административного правонарушения. При этом выявить данное нарушение в ходе проведения налоговой проверки может та же налоговая инспекция, которая и порекомендовала отразить расходы отчетного периода на счете 97.

Должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.11 КоАП РФ, хотя в Законе № 402-ФЗ и не предусмотрена обязанность налоговых органов осуществлять проверку соблюдения требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности (письмо Минфина России от 17.11.16 г. N 03-02-08/67567). Налоговая инспекция направляет составленный протокол в мировой суд, который и принимает решение о привлечении виновного лица к административному наказанию и размере штрафа.

Таким образом, выполнение «рекомендации» налоговой инспекции влечет за собой появление финансовых убытков лично у главного бухгалтера, да и участники (акционеры и т. п.) вряд ли благосклонно отнесутся к такому обману.

Мнимые и притворные объекты бухгалтерского учета

Сами по себе приемы искажения бухгалтерской отчетности давно известны, а уяснить новую классификацию помогут примеры.

Ремонт административного здания не производился, документы о его выполнении подрядным способом сфабрикованы. Бухгалтеру об этом неизвестно. На основании представленных первичных документов он произвел учетную запись (ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76), в результате которой в отчете о финансовых результатах возник расход, а на балансе – обязательство. В погашение обязательства произведена оплата (ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51).

Читать еще:  Учет аренды квартиры у физического лица

Согласно заключению службы внутреннего контроля расход и обязательство являются мнимыми объектами. Учетная запись, их породившая, сторнировалась.

Истребовать перечисленные деньги с получателя нереально. Поэтому дебиторская задолженность «подрядчика» была переквалифицирована в недостачу (ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 76). Лицом, в ней виновным, является сотрудник, подписавший недостоверные документы (ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 94).

Мнимые объекты часто выполняют двойную функцию. Они:

  • порождают необоснованную налоговую выгоду;
  • используются для нелегального вывода денежных средств из компании.

Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством, и расходы на их создание.

Компания приостановила деятельность, направленную на получение доходов. Однако консервация бизнеса тоже требует затрат, в частности – на охрану объектов основных средств и их техническое обслуживание в целях сохранности, уплату имущественных налогов, коммунальные услуги. Во избежание убытка бухгалтер относил эти суммы на счет 97 «Расходы будущих периодов». В балансе они были отражены в составе прочих внеоборотных активов. Однако такой актив является притворным. Он прикрывает прочие расходы, подлежащие отражению в отчете о финансовых результатах.

За искажение статей баланса и отчета о финансовых результатах руководитель компании был оштрафован по статье 15.11 КоАП РФ.

Между тем прямой связи между притворными сделками и притворными объектами не имеется. Отменить последствия притворной сделки может только суд, да и то по иску лишь определенных лиц (п. 3 ст. 166 ГК РФ).

Не исключено, что купля-продажа недвижимости по заниженной цене будет признана притворной сделкой. Но до вынесения судом соответствующего решения и покупатель, и продавец должны вести учет на основании двусторонних документов, подписанных уполномоченными лицами при совершении сделки. В частности, покупатель вправе дооценить приобретенный объект основных средств лишь в конце года. Продавец сможет применить рыночную цену только в целях налогообложения. Но доход продавца и актив покупателя притворными объектами не являются.

Добавим, что требование приоритета содержания перед формой (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н) подлежит применению на стадии документирования сделок, а не на этапе регистрации объектов бухгалтерского учета, зафиксированных в первичном документе.

Новые запреты и разграничение ответственности

В соответствии с принятыми поправками Закон № 402-ФЗ не допускает:

  • принятия к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок;
  • регистрации мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведения счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.

В то же время лицо, на которое возложено ведение бухучета, не несет ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. За достоверность данных, содержащихся в «первичке», отвечают лица, ее подписавшие.

Россия присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (Федеральный закон от 1 февраля 2012 г. № 3-ФЗ). Конвенция рекомендует странам-членам:

  • добиваться от компаний ведения точного учета полученных и расходованных ими сумм с указанием того, по какому поводу происходит получение и расходование средств;
  • ввести запрет на совершение компаниями скрытых сделок или ведение ими неучтенных счетов;
  • применять адекватные санкции за пропуски, фальсификации и злоупотребления в сфере бухгалтерского учета.

Усовершенствованы подходы к документообороту

Пунктом 3 статьи 9 Закона № 402-ФЗ установлен единый принцип документооборота: лицо, ответственное за оформление факта хозжизни, обеспечивает своевременную передачу первичных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета. Иными словами, работник, подписавший первичный документ, обязан сдать его в бухгалтерию.

Значимость этого правила трудно переоценить, ведь бухгалтерия не контролирует сделки, операции или события. Информацию о фактах хозяйственной жизни бухгалтер черпает из документов, поступающих к нему на обработку, и если документы не будут переданы в бухгалтерию их составителями, то не удастся соблюсти требование о ведении учета без пропусков.

Еще одна новация касается форм первичных документов (п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтерская отчетность должна составляться на основе: данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, и информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

До 1 января 2014 года формы первичных документов, составляемые компанией, должен был утверждать ее руководитель. С этого года эта норма скорректирована. Теперь руководитель формы не утверждает, а определяет.

Чем различаются эти действия?

Дело в том, что процедура определения форм документов шире, чем процедура их утверждения.

Во-первых, имеются общеобязательные формы, утвержденные подзаконными актами. Дополнительного утверждения со стороны руководителя компании они не требуют. Иллюстрацией могут служить формы кассовых документов, транспортных накладных, приемо-сдаточных актов на металлолом.

Во-вторых, существуют общепризнанные формы, хотя и разработанные государственными органами, но необязательные к применению. К ним относятся унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные постановлениями Госкомстата России, а также форма универсального передаточного документа (письмо ФНС России от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96). Специально утверждать эти формы тоже не требуется (разумеется, если компания использует их в неизменном виде).

В третьих, форма первичного документа может быть установлена договором (письмо Минфина России от 5 августа 2013 г. № 03- 03-06/1/31261), то есть согласована в двустороннем порядке.

Ну а формы, разработанные компанией самостоятельно, по-прежнему нужно утверждать в составе учетной политики (п. 4 ПБУ 1/2008).

Куда и когда представлять аудиторское заключение

Компании, отчетность которых попадает под обязательный аудит, ждет приятная новость: смягчены правила представления аудиторского заключения. Такая возможность появилась благодаря изменениям в пункте 10 статьи 13 и пунктах 2–4 статьи 18 Закона № 402-ФЗ).

Напомним, что с 1 сентября 2013 г. Закон № 402-ФЗ обязал такие компании представлять бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением. Правда, к этому моменту сроки представления отчетности за 2012 год истекли. Данное предписание было рассчитано на применение начиная с отчетности за 2013 год. Оно распространялось на все случаи представления, в том числе в налоговую инспекцию (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ) и в орган государственной статистики.

В соответствии с новыми поправками, вступившими в силу 1 января 2014 года, аудиторское заключение необходимо представлять только в дополнение к обязательному экземпляру годовой отчетности. Но обязательный экземпляр сдается в орган статистики. Получается, что в иные инстанции, включая налоговые органы, аудиторское заключение представлять не нужно.

Кроме того, представлять аудиторское заключение одновременно с отчетностью необязательно. Оно должно быть представлено не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения. Но при этом – не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

В итоге, начиная с этого года, обязательные аудиторские заключения войдут в государственный информационный ресурс.

Елена Диркова, директор, для журнала «Практическая бухгалтерия»

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×