Finkurier.ru

Журнал про Деньги
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто может вести упрощенный бухгалтерский учет

Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность: кто имеет право, а кто нет

К чему движется бухгалтерский учет

Только в 2015 году стало понятно, куда все движется и что вообще происходит. После поправок, внесенных в законодательно-нормативную базу в 2015 году стало очевидно, что государство движется в развитии бухгалтерского учета в двух основных направлениях:

1. Выделение организаций (субъектов хозяйствования), достоверность и качество бухгалтерской отчетности, которых государство будет обеспечивать всеми доступными ему способами как гарант интересов инвесторов и кредиторов (общественно значимые организации).

2. Также определен круг субъектов хозяйствования, для которых государство создает комфортные условия. А именно: вводит и поддерживает возможность ведения бухгалтерского учета в упрощенном виде с правом составления упрощенной бухгалтерской отчетности.

В данном случае я имею ввиду:

  • поправки 2015 года в перечне организаций, имеющих право вести упрощенный бухгалтерский учет;
  • изменения, касающиеся субъектов обязательного аудита;
  • выход профессионально стандарта «Бухгалтер».

И все это во взаимосвязи с коренным образом изменившимися целями бухгалтерского учета, которые появились у нас с введением Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Для внесения ясности и логичности в цепь произошедших событий, мне хотелось бы кратко сформулировать итоги и дать некоторые комментарии к наиболее интересным аспектам не так давно ушедшего 2016 года.

Итак, в силу произошедших изменений, на начало 2016 года появились две четко выделенные группы организаций, для которых четко установлены правила формирования достоверной бухгалтерской отчетности, но с разной степенью информативности для пользователей:

  • организации, имеющие право вести упрощенный учет и составлять упрощенную отчетность (п. 4 ст. 6 Закона 402-ФЗ);
  • организации, не имеющие право вести упрощенный учет.

Давайте более пристально посмотрим на эти группы.

Группа 1: могут вести упрощенный учет и сдавать упрощенную отчетность

Ст. 11 Федерального закона от 04.11.2014 №344-ФЗ, которой внесены изменения в п. 4 ст. 6 Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

«Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

Если сделать вывод, то, как правило, это организации:

  • не размещающие собственные ценные бумаги на рынке;
  • не привлекающие инвесторов иными способами.

Таким образом, отчетность этих организаций интересна (в лучшем случае) только им самим, то есть – учредителям, руководителям. У отчетности таких организаций в принципе отсутствуют заинтересованные сторонние пользователи, чьи интересы могли бы быть нарушены ее недостоверностью. Именно такой логикой объясняется существующее послабление со стороны государства в части учета и отчетности таких компаний, а также в части отсутствия требования к ним о проведении обязательного аудита отчетности.

С этой точки зрения такие организации не являются общественно значимыми.

Заметно, что государство демонстрирует явную заинтересованность в расширении количества таких организаций. Это можно увидеть, если проанализировать гарантии стабильности статуса субъекта малого бизнеса достаточно устойчивый промежуток времени.

Например, в 2015 году был значительно повышен лимит выручки и численности организаций для их отнесения к категории малого бизнеса, а также увеличены предельные доли участия в капитале организаций, претендующих на звание субъекта малого предпринимательства, иностранных лиц и юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса.

Кроме того, был установлен достаточно большой гарантированный период до исключения организаций из категории малых при отступлении от предельных значений по критериям численности и годового оборота (подп. «в» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2015 № 156-ФЗ).

Группа 2: не имеют права на упрощенный учет

  • любое АО (как публичное, так и непубличное (подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • ООО, если оно выпускает ценные бумаги (например, облигации), допущенные к организованным торгам (подп. 2 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • любая организация, если выручка от продажи продукции (товаров), выполнения работ за 2015 год у нее превысила 400 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ; здесь учитываются данные бухгалтерского учета!);
  • любая организация, если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2016 у нее составляла более 60 млн руб. (подп. 4 п. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ);
  • организация, обязательность проведения аудиторской проверки которой отдельно установлена федеральными законами (подп. 6 п. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

В отношении таких организаций реализуется политика защиты имущественных интересов граждан и инвесторов – юридических лиц (потенциальных инвесторов), а также имущественных интересов лиц, вступающих с такими организациями в гражданско-правовые отношения (в том числе кредиторов, потенциальных кредиторов).

Поскольку бухгалтерская отчетность таких организаций затрагивает имущественные интересы данных пользователей, определено, что ее качество должно позволять им принимать обоснованные экономические решения. То есть отчетность должна отражать реальное экономическое состояние организации и, соответственно, иметь прогнозные свойства.

Каким образом законодатель будет обеспечивать надлежащее качество этой отчетности?

Во-первых, вменением организациям в обязанность создания достоверной отчетности о финансовом состоянии организации в соответствии с требованиями Закона №402-ФЗ.

Во-вторых, запретом применения этими организациям упрощенных способов учета и составления отчетности.

В-третьих, обязательным подтверждением формируемой такими организациями годовой бухгалтерской отчетности аудиторскими организациями (с усилением требований к деятельности таких организаций).

Как это влияет на бухгалтерскую профессию

Компании, имеющие право на упрощенный учет, могут принять решение о том, что они будут или не будут придерживаться этой льготы. В первом случае понятно, что высококвалифицированный главный бухгалтер такой организации ни к чему. Достаточно и среднего уровня квалификации.

Во втором случае такое решение принимается, как правило, если учредитель или руководитель лично заинтересован в ее качестве. Аудит здесь может быть только инициативный, поэтому именно заинтересованные лица будут устанавливать требования к уровню квалификации главного бухгалтера, равно как и уровень оплаты его труда.

В отношении организаций, не имеющих права на ведение упрощенного учета и составление отчетности по упрощенной методике, может быть принято также два решения, которые повлияют на требования к уровню квалификации главного бухгалтера и на уровень оплаты его труда:

  • исполнить требования Закона №402-ФЗ не в полном объеме, прикрываясь требованием рациональности при ведении учета. Поскольку в такой ситуации руководитель (учредитель), как правило, не придает большого значения достоверности отчетности в части наделения ее прогнозными свойствами (основное требование — чтобы не было претензий от налоговиков), то аудиторы для проведения обязательного аудита (если он вообще проводится) отбираются по принципу лояльности. В итоге, организация ведет учет, «приближенный к упрощенному». И, конечно же, такая организация будет экономить на заработной плате квалифицированного бухгалтера. Он попросту ей не нужен;
  • исполнить требования Закона №402-ФЗ в полном объеме. Здесь, как говорится, без комментариев. Понятно, что нужен главный бухгалтер высочайшего уровня квалификации, поскольку и аудиторы будут работать, и налоговая не должна найти никаких ошибок (ну, или совсем чуть-чуть, и те, которые для них специально оставит главбух), и отчетность должна иметь прогнозные свойства. Поэтому, такие компании, как правило, на зарплате главного бухгалтера не экономят. Но таких, к сожалению, мало.

Для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены новые правила

Минфин России внес изменения сразу в четыре ПБУ: по запасам, основным средствам, нематериальным активам и НИОКР. Поправки внесены приказом от 16.05.16 № 64н (вступает в силу сегодня, 20 июня 2016 года). Все изменения адресованы компаниям, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность. Мы сделали обзор нововведений и рассказали, как применить их на практике.

Читать еще:  Модернизация в бухгалтерском учете

Кому адресованы поправки

Все комментируемые поправки касаются организаций, которым разрешено применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность. Напомним, что согласно Федеральному закону от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон о бухучете) такое право есть у трех категорий юридических лиц. Первая и вторая категории — это некоммерческие организации и участники проекта «Сколково». К третьей, самой многочисленной категории относятся субъекты малого предпринимательства вне зависимости от выбранной ими системы налогообложения.

Определение субъекта малого предпринимательства дано в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ. К таким субъектам относятся, в частности, потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП) и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия. Во-первых, средняя численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, а для микропредприятий — 15 человек.

Во-вторых, доходы от реализации без учета НДС за предшествующий год не должна превышать 800 миллионов рублей, а для микропредприятий — 120 миллионов рублей (с августа 2016 года порядок расчета лимита доходов изменится, см. «Лимит доходов для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса будет определяться по новым правилам»).

В-третьих, необходимо соблюдение ограничений по доле участия в уставном капитале государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, а также ряда других структур (см. «Изменились критерии для отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства»).

Добавим, что некоторые организации не имеют права на упрощенный бухучет независимо от того, соответствуют ли они перечисленным требованиям. Так, запрет на упрощенный учет и отчетность предусмотрен для юридических консультаций, адвокатских бюро, жилищно-строительных кооперативов и ряда других компаний (полный перечень приведен в части 5 статьи 6 закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Изменения в учете материально-производственных запасов

Комментируемый приказ внес поправки в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Основная часть новшеств имеет отношение к оценке МПЗ. В общем случае запасы принимаются к учету по их фактической себестоимости, которая складывается из закупочной цены и затрат, связанных с приобретением МПЗ. К затратам на приобретение относят таможенные пошлины, выплаченное комиссионеру вознаграждение, стоимость заготовки, доставки и некоторые другие издержки (п. 6 ПБУ 5/01).

Для компаний, которые ведут упрощенный бухучет, сделано исключение. После вступления в силу поправок такие организации получили возможность оценивать МПЗ по цене поставки. Все прочие затраты на приобретение допустимо списать на расходы по обычным видам деятельности в том периоде, когда они понесены (вновь созданный пункт 13.1 ПБУ 5/01).

Кроме того, особые правила введены в отношении стоимости сырья, материалов, товаров, а также иных затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров. Теперь эти суммы разрешено вообще не относить к стоимости запасов, а сразу списывать на текущие расходы по обычным видам деятельности. Причем, микропредприятия могут делать это всегда, а все прочие компании, применяющие упрощенный учет — только если характер их деятельности не предполагает наличия существенных остатков МПЗ (вновь созданный пункт 13.2 ПБУ 5/01).

Аналогичный порядок предусмотрен для запасов, которые предназначены для управленческих нужд. Расходы на их приобретение можно сразу списать в текущие затраты. Данное новшество распространяется на все без исключения организации, ведущие упрощенный учет (вновь созданный пункт 13.3 ПБУ 5/01). Наконец, при упрощенных способах ведения бухучета компаниям разрешили не формировать резерв под снижение стоимости материальных ценностей. Соответствующее уточнение добавлено в пункт 25 ПБУ 5/01.

Изменения в учете основных средств

В ПБУ 6/01 «Учет основных средств» внесено существенное дополнение, касающееся определения первоначальной стоимости ОС. По общему правилу первоначальная стоимость основного средства — это совокупность фактических затрат на его приобретение, сооружение и изготовление. Сюда входит закупочная цена и сумма, заплаченная за приведение объекта в состояние, пригодное к использованию. Помимо этого в первоначальную стоимость включается цена доставки, таможенные пошлины, суммы, заплаченные посредникам, и некоторые другие издержки (п. 8 ПБУ 6/01).

Благодаря комментируемым поправкам у организаций, применяющих упрощенные способы бухучета, появилась альтернативная возможность. Они получили право определять первоначальную стоимость ОС другим способом.

Для объектов, приобретенных за плату, первоначальной стоимостью может быть цена поставщика плюс расходы на монтаж (если они не учтены в цене). Для сооруженных и изготовленных объектов первоначальной стоимостью может быть сумма, заплаченная по договору подряда, либо по иным договорам, заключенным с целью приобретения, изготовления или сооружения основного средства. Все прочие расходы (например, таможенные пошлины или вознаграждение посредника) допустимо списать на текущие затраты по обычным видам деятельности. Это закреплено во вновь созданном пункте 8.1 ПБУ 6/01.

Также есть изменения, касающиеся амортизации. В общем случае амортизационные отчисления необходимо делать ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы амортизации. Но при упрощенном способе бухучета разрешено амортизировать ОС иначе: либо один раз в год по состоянию на 31 декабря, либо регулярно в течение года за периоды, установленные самой организацией. Таким образом, компания вправе амортизировать основное средство так часто, как сочтет нужным: раз в год, раз в полгода, раз в квартал или чаще. Это следует из новой редакции пункта 19 ПБУ 6/01.

Изменения в учете нематериальных активов и НИОКР

Согласно ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» к НМА следует относить объекты, у которых отсутствует материально-вещественная форма, и которые удовлетворяют ряду условий. Так, объект должен обладать способностью приносить экономические выгоды в будущем, а срок его полезного использования должен превышать 12 месяцев. Еще одно условие — это возможность выделить (или отделить) объект от других активов и достоверно определить его фактическую стоимость. Полный список условий приведен в пункте 3 ПБУ 14/2007.

Но для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены особые правила. Даже если объект полностью соответствует всем критериям НМА, затраты на его приобретение или создание можно сразу списать в текущие расходы по обычным видам деятельности. Об это говорится во вновь созданном пункте 3.1 ПБУ 14/2007.

Изменениям подверглась и ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». По общему правилу затраты на НИОКР нужно списывать равномерно в течение года в размере 1/12 годовой суммы. Тогда как при упрощенном бухучете появилась возможность списать данные расходы сразу по мере их возникновения (новая редакция п. 14 ПБУ 17/02).

Как применить новшества на практике

Обратите внимание: новые возможности, которые предоставил комментируемый приказ Минфина России, не являются обязательными. Другими словами, компания, использующая упрощенные способы ведения бухучета, вправе отказаться от изменений и продолжать учитывать ОС, запасы, нематериальные активы и расходы на НИОКР по-прежнему.

Если же организация решит воспользоваться новшествами, ей предстоит решить, с какого момента начинать их применение. Проще всего сделать это с будущего года, закрепив новые правила в учетной политике на 2017 год. Но есть и другой вариант — внести соответствующие изменения в учетную политику, утвержденную на 2016 год. Это не будет нарушением, так как выбор нового способа ведения бухучета является основанием для корректировки учетной политики (п. 2 ч. 6 ст. 8 Закона о бухучете).

Читать еще:  Скачать бухучет для начинающих бесплатно

Отметим, что новые положения допустимо применять только в отношении расходов, понесенных после изменения учетной политики. Объекты, поставленные на баланс ранее, будут учитываться по «старым» правилам.

Кто обязан вести бухгалтерский учет?

Обязанность вести бухгалтерский учет в России закреплена законодательно. — главный документ по этой тематике — говорит о том, что его должны вести все субъекты предпринимательской деятельности. Отвлечемся на минутку и поймем, что означает термин «субъекты предпринимательской деятельности». Если мыслить логически, то мы получим три его ключевых составляющих: субъект, предпринимательство и деятельность. Что они означают?

  • Субъектом в грамматике называют категорию со значением производителя действия.
  • Предпринимательство — это деятельность, направленная на получение прибыли от производства или продажи товаров, оказания услуг.
  • Деятельность — это некий процесс взаимодействия, имеющий определенную цель.

Получается, что «субъект предпринимательской деятельности» — это тот, кто имеет цель получить прибыль и прикладывает к этому определенные усилия по взаимодействию с другими субъектами и объектами. Если сказать короче, и как в советском кинофильме «Чародеи»: видим цель, не замечаем препятствия и верим в себя. А цель — прибыль. Субъекты предпринимательской деятельности — это компания, организация, предприятие, юридическое лицо, ИП. Названий много. И все они обязаны вести бухучет и отчитываться по нему перед государством. Так ли это? Разберемся. Статья 6 закона 402-ФЗ нам поможет.

Итак, бухгалтерский учет по умолчанию должны вести все предприятия и предприниматели, если их не освобождает от этого какой-нибудь закон. Или если есть правовые нормы, которые позволяют им вести учет по другим правилам. То есть исключения из этого общего правила есть, и описаны они все там же — в законе 402-ФЗ. Освобождены от ведения бухучета только две категории экономических субъектов: индивидуальные предприниматели и филиалы иностранных компаний.

  • ИП не ведут бухучет и, соответственно, не сдают отчетность по нему без каких-либо дополнительных условий. Здесь не играет роли ни масштаб бизнеса, ни наличие или отсутствие у ИП работников, ни сфера деятельности, ни система налогообложения. Предприниматели полностью освобождены от обязанности вести бухгалтерию — и точка. Где это закреплено? Статья 6 Федерального закона 402, пункт 2.1.
  • Филиалы и представительства иностранных компаний также могут отказаться от бухучета. Но здесь есть обязательное условие. Для того чтобы быть освобожденными от этого, такой филиал (представительство) должен соблюдать требование вести учет доходов и расходов по российскому Налоговому кодексу (статья 307). Статья 307 НК РФ в свою очередь устанавливает, что иностранные организации, работающие в России через постоянное представительство, должны уплачивать авансовые платежи и налог на прибыль в общем порядке. И они обязаны подавать налоговую декларацию и годовой отчет о деятельности в РФ в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства. Где это закреплено? Статья 6 Федерального закона 402, пункт 2.2.

Список тех, кто освобожден от ведения бухучета, на этом заканчивается.

Кто обязан вести бухгалтерский учет

Есть ряд субъектов предпринимательской деятельности, для которых определены более простые схемы ведения учета. Это:

  • малые предприятия. Малыми по нормам Закона № 209-ФЗ считаются компании размером до 100 человек с оборотом до 400 миллионов рублей за прошлый год. Также доля участия в них государственных органов или других коммерческих компаний, не относящихся к малым, не превышает 25%;
  • микропредприятия. Это организации до 14 человек с оборотом до 60 миллионов рублей. Доля участия других юридических лиц, в том числе госкомпаний, также не превышает 25% (аналогично правилам для малых предприятий);
  • некоммерческие организации;
  • участники проекта «Сколково».

На этом заканчиваются и те категории компаний, которые могут вести бухучет по упрощенной схеме. Остановимся немного на том, а что же такое — эта упрощенная схема? Где написано, как именно упрощать учет «малышам»? Здесь мы обратимся к Информации Минфина РФ № ПЗ-3/2012. Именно в этом документе подробно расписано, какие есть способы сокращения схем учета. Например, именно в нем говорится, что при упрощенке организациям дана возможность:

  • сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам;
  • вести бухучет, не применяя двойную запись;
  • сокращать на свое усмотрение План счетов и не использовать ряд счетов;
  • использовать кассовый метод учета доходов и расходов;
  • не проводить регулярную переоценку основных средств и нематериальных активов;
  • упростить систему регистров бухучета или вообще не использовать их (в отдельных случаях);
  • любые ошибки в учете исправлять как несущественные.

Информация Минфина не является нормативным документом — то есть не устанавливает никаких норм, но она доносит до налогоплательщиков позицию главного финансового ведомства страны — и это, конечно, очень важно.

Отметим еще один важный аспект. Федеральный закон № 402 не только дает право кому-то вести простой бухучет и не только освобождает ИП и филиалы иностранных компаний от его ведения совсем, но также и запрещает ряду субъектов вести учет по упрощенной схеме. Такие организации перечислены в пункте 5 статьи 6 закона 402-ФЗ, и список этот — закрыт. Согласно этой норме, бухгалтерский учет обязаны вести: ЖСК, МФО, адвокатские и нотариальные палаты, государственные организации, политические партии и некоторые другие категории. Кстати, не могут применять упрощенные схемы бухучета любые компании, которые подлежат обязательному аудиту (например, АО, СРО, участники рынка ценных бумаг — полный их список установлен Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Кто может применять упрощенные способы бухгалтерского учета

Организациям и предприятиям малого бизнеса дано право вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке. Три возможных способа организации упрощенного учета подробно описаны в документе «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее – Рекомендации). В нашей статье их рассмотрели эксперты Бератора.

Общие сведения

Рекомендации разработаны Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Специалистами рекомендовано три возможных способа организации упрощенного учета:

  • полная форма
  • сокращенная форма
  • простая система введения бухучета.

Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета могут применять:

  • субъекты малого предпринимательства;
  • некоммерческие организации;
  • организации, получившие статус участников проекта «Сколково».

К малым предприятиям относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия.

1. Средняя численность работников

За предшествующий календарный год средняя численность работников субъекта не должна превышать:

  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек).

2. Выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Выручка субъекта от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать:

  • 120 млн. руб. для микропредприятий;
  • 800 млн. руб. для малых предприятий;
  • 2 млрд. руб. для средних предприятий.

По новым правилам, установленным Законом от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ, действующим с 30 июня, категория субъекта малого и среднего предпринимательства будет меняться, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет (ранее – в течение двух лет).

3. Для организаций — доля участия в уставном капитале

Читать еще:  Учет паллет в бухгалтерском учете

С 30 июня 2015 года к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся организации, в уставном капитале которых:

  • доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций не превышает 25 процентов;
  • суммарная доля участия иностранных юридических лиц не превышает 49 процентов;
  • суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышает 49 процентов.

Напомним, до 30 июня к субъектам малого и среднего предпринимательства относились организации, в уставном капитале которых:

  • суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций, а также благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов;
  • доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не превышала 25 процентов.

Выбранный способ организации бухгалтерского учета необходимо закрепить в учетной политике.

Для некоторых видов малых предприятий установлен запрет на упрощенный бухгалтерский учет (п.5 ст.6 Закона № 402-ФЗ). К ним относятся:

  1. организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  2. жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  3. кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
  4. микрофинансовые организации;
  5. организации государственного сектора;
  6. политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  7. коллегии адвокатов;
  8. адвокатские бюро;
  9. юридические консультации;
  10. адвокатские палаты;
  11. нотариальные палаты;
  12. некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Полная форма упрощенного бухучета

Полная форма, по сути, напоминает обычный бухгалтерский учет, поскольку здесь также все хозяйственные операции учитываются методом двойной записи в соответствующих регистрах. Рассмотрим какие предусмотрены послабления для субъектов малого предпринимательства.

Во-первых, это сокращенный План счетов. Малые предприятия могут разработать свой рабочий план счетов, объединив в нем схожие счета учета. Например, можно открыть для обобщения информации о:

  • производственных запасах – счет 10 «Материалы» (вместо счетов: 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»);
  • затратах, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), – счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу»);
  • готовой продукции и товарах–счет41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные»);
  • дебиторской и кредиторской задолженности – счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»).

Кроме того, субъекты малого предпринимательства могут предусмотреть в рабочем Плане счетов:

  • учет денежных средств в банках на счете 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»);
  • учет капитала на счете 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 81 «Собственные акции (доли)»);
  • учет финансовых результатов на счете 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).

Итак, малые предприятия освобождены от обязанности учитывать требования следующих ПБУ:

  1. ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (п. 3). При отказе не нужно создавать резервы предстоящих расходов;
  2. ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (п. 2.1). При отказе можно учитывать расходы по договорам строительного подряда в общем порядке согласно требованиям ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, без специальных корректировок;
  3. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (п. 2). При отказе в бухгалтерском учете не нужно выявлять постоянные и временные разницы и формировать постоянные налоговые активы и обязательства, а также отложенные налоговые активы и обязательства;
  4. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (п. 3.1). При отказе в годовой бухгалтерской отчетности не нужно раскрывать информацию по прекращаемой деятельности;
  5. ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (п. 3). При отказе в годовой отчетности не нужно отражать сведения о связанных сторонах, которые оказывают влияние на деятельность фирмы.

Пример сокращенного Плана счетов бухгалтерского учета субъекта малого предпринимательства:

Проверьте, не лишены ли Вы права вести бухучет по упрощенным правилам?

Автор: Ирина Остафий
ведущий аудитор компании «ПРАВОВЕСТ Аудит» (WiseАdvice Consulting Group)

Каждый сентябрь мы активно общаемся с клиентами по вопросу проведения обязательного аудита за 9 месяцев, чтобы они могли благополучно сдать годовую отчетность. Как выяснилось, многие компании, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (СМП), до сих пор не осознали одно серьезное изменение, произошедшее в бухгалтерском законодательстве.

С ноября 2014 года все СМП, подлежащие Подробный перечень критериев, в соответствии с которыми компания подлежит обязательному аудиту, содержится в п.1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ ‘Об аудиторской деятельности’. Напомним, что ключевыми факторами являются:

  • размер годовой выручки компании, превышающий 400 млн руб.;
  • сумма активов компании на конец предыдущего года, превышающая 60 млн руб.;
  • если (независимо от размера выручки) компания имеет организационно-правовую форму акционерного общества.

» class=»tooltip c-red»>обязательному аудиту, лишились права вести бухгалтерский учет по упрощенным правилам, о чем нам четко говорит Закон о бухучете 402-ФЗ. Причем еще 4 месяца назад, в мае 2015 года, все действующие ПБУ были приведены в соответствие с новыми нормами.

Что это означает на практике?

Если компания хочет благополучно пройти обязательный аудит за 2015 год, необходимо срочно предпринять следующие шаги:

  • начать в обязательном порядке применять ряд ПБУ: 2/2008; 8/2010, 11/2008, 16/02, 18/02, 12/2010
  • начать использовать развернутый план счетов
  • внести ряд изменений в учет (например, отказаться от кассового метода учета доходов и расходов)
  • внести ряд изменений в учетную политику (с этим Вам могут помочь наши аудиторы)
  • если до этого бухучет велся силами генерального директора, поручить его штатному бухгалтеру или отдать бухгалтерский учет на аутсорсинг (в последнем случае мы будем рады предложить Вам регулярное бухгалтерское обслуживание).

Хорошие новости для остальных

Хорошие новости для субъектов малого предпринимательства, которые в силу закона не подлежат обязательному аудиту, заключаются в том, что они могут по-прежнему вести бухгалтерский учет по упрощенным правилам.

Ведение бухгалтерского учета в упрощенном порядке позволяет:

  • не применять ряд ПБУ: 2/2008; 8/2010, 11/2008, 16/02, 18/02, 12/2010;
  • использовать кассовый метод учета доходов и расходов;
  • проценты по любым займам учитывать как прочие расходы;
  • не переоценивать по рыночной стоимости любые финансовые вложения;
  • использовать сокращенный рабочий план счетов;
  • любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные;
  • включать в отчетность только баланс и отчет о финансовых результатах (причем составлять их по упрощенной форме);
  • составлять пояснения (приложения) к отчетности только, если без них невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности организации;
  • последствия изменения учетной политики отражать в отчетности перспективно;
  • вести бухучет силами генерального директора (что необходимо закрепить специальным Приказом).

Для признания организации субъектом малого предпринимательства не нужно получать специальный документ, подтверждающий данный статус.

Если Вам важно проконсультироваться, как правильно исправить учет 2015 года, обращайтесь к нам. Мы вникнем в Вашу ситуацию и обязательно поможем.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×