Как списать цветы в бухгалтерском учете - Журнал про Деньги
Finkurier.ru

Журнал про Деньги
20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как списать цветы в бухгалтерском учете

Как списать цветы в бухгалтерском учете

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Комнатные цветы и растения присутствуют практически во всех учреждениях, они служат для создания благоприятных условий работы сотрудников, увлажнения воздуха в зимний период, в образовательных учреждениях могут служить учебным целям. Приобретение и учет растений имеют свои особенности.

Материалы или основные средства

Для выращивания комнатных цветов и растений учреждения приобретают сами растения, цветочные горшки и кадки, грунт, удобрения, средства защиты от вредителей и т. д. Удобрения, грунт и средства защиты относятся к материальным запасам, а вот с растениями и цветочными горшками все не так очевидно.
Согласно пункту 38 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее — Инструкция № 157н), материальные объекты независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения, являются основными средствами.
К материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также ряд материальных ценностей, непосредственно поименованных в данном пункте (п. 99 Инструкции № 157н).
Таким образом, ключевым критерием, позволяющим отнести конкретный актив к материальным запасам или основным средствам, является срок полезного использования. Порядок определения срока полезного использования объекта основных средств приведен в пункте 44 Инструкции № 157н.
Срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется:
— исходя из информации, содержащейся в законодательстве РФ, а именно в Классификации объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 в ред. от 07.07.2016 № 640) ;
— исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, при отсутствии в законодательстве РФ норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
— в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя — на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом ожидаемого срока использования этого объекта, ожидаемого физического износа, нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта, гарантийного срока использования объекта.
Так как в законодательстве отсутствует срок полезного использования комнатных растений и гарантия на них, как правило, не распространяется, решение должна принимать комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов (далее — комиссия).

В письмах Минфина России неоднократно приводились разъяснения о том, что непосредственно решение об отнесении материальных ценностей к основным средствам или материальным запасам принимается должностными лицами учреждения исходя из предназначения материальных ценностей и порядка их использования (см. письма Минфина России от 27.02.2012 № 02-07-10/534, от 11.11.2013 № 02-06-010/48099).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Бюджетное учреждение в 2019 году приобрело через подотчетное лицо букет живых цветов для оформления (украшения) зала. Стоимость букета свыше 4000 рублей. В 2019 году цветы относятся на статью 340, подстатью 349. Денежные средства для приобретения живых цветов были выданы под отчет. Подотчетное лицо отчиталось. Зал украшался цветами для проведения мероприятия. Как, какими документами, по какой стоимости оформить приобретение букета? Какими документами оформить приход? Какими документами оформить списание цветов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Цветы, приобретаемые для украшения зала в целях проведения мероприятия, учитываются в составе прочих материальных запасов на счете 105 06 «Прочие материальные запасы».
Принятие цветов, приобретенных через подотчетное лицо, к балансовому учету может быть отражено на основании Приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207), оформленного на основании прилагаемых к Авансовому отчету (ф. 0504505) документов по стоимости, указанной в этих документах.
Порядок списания цветов, приобретаемых для украшения зала в целях проведения мероприятия, определяется в рамках учетной политики учреждения.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в целях проведения мероприятия может приобретаться различное имущество. В частности, материальные ценности, предназначенные для вручения (дарения) в ходе его проведения, и предназначенные непосредственно для его организации и (или) проведения.
Согласно применяемому с 1 января 2019 года приказу Минфина России от 29.11.2017 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее — Порядок N 209н) расходы по приобретению цветов, как разновидности подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, относятся на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ (п. 11.4.8 Порядка N 209н).
Вместе с тем расходы на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ относятся исходя из их экономического содержания (п. 3 Порядка N 209н). Поэтому, учитывая, что в рассматриваемой ситуации живые цветы приобретаются не для вручения (дарения), а для украшения зала, расходы на их приобретение не могут быть отнесены на подстатью 349 КОСГУ, а относятся на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ, как расходы по оплате договоров на приобретение прочих объектов, относящихся к материальным запасам (п. 11.4.6 Порядка N 209н, смотрите также раздел 3 Методических рекомендаций к порядку применения классификации операций сектора государственного управления, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153).
Цветы, предназначенные для украшения зала в целях проведения мероприятия, принимаются к учету в качестве прочих материальных запасов на счет 105 06 «Прочие материальные запасы» как предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости (п.п. 99, 118 Инструкции N 157н).
Поступление материальных запасов, приобретенных через подотчетное лицо, отражается на основании первичных учетных документов в порядке п. 34 Инструкции N 174н.
Отметим, что документы, прилагаемые подотчетными лицами к Авансовым отчетам (ф. 0504505), должны подтверждать:
1) получение конкретного имущества, оказание (выполнение) определенных услуг (работ);
2) факт оплаты стоимости имущества (услуг, работ).
В качестве документов, подтверждающих факт получения подотчетным лицом материальных ценностей, могут представляться:
— товарные чеки магазинов розничной торговли;
— накладные на отпуск товаров;
— торгово-закупочные акты (при покупке материальных ценностей у физических лиц).
На основании подобных документов для принятия материальных запасов к балансовому учету может оформляться Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).
В фактическую стоимость материальных запасов, приобретенных за плату, включаются расходы, перечисленные в п. 102 Инструкции N 157н, и не включаются расходы, поименованные в п. 105 Инструкции N 157н. Соответственно, приобретенные цветы могут учитываться по стоимости, указанной в документах, прилагаемых к Авансовому отчету.
Порядок списания материальных запасов, приобретаемых для проведения мероприятий, на законодательном уровне не установлен. Поэтому он может быть разработан и утвержден в рамках учетной политики бюджетного учреждения либо определен на уровне публично-правового образования*(1).
Как показывает практика*(1), могут устанавливаться нормы конкретных расходов, нацеленных на проведение мероприятий, а по окончании мероприятия составляется итоговый документ — отчет о расходах на проведение мероприятия и его результатов с документами, подтверждающими осуществление тех или иных расходов.
На основании норм расхода определенного вида материальных запасов может осуществляться их выдача ответственным лицам. В этих целях, например, используется Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). На основании данной Ведомости (ф. 0504210) одновременно:
1) подтверждается факт перемещения материальных ценностей внутри организации;
2) осуществляется списание материальных запасов.
Однако использование норм расхода не всегда является достаточным основанием для списания материальных запасов с балансового учета прямым расходом при выдаче из мест хранения. Тогда на основании Ведомости (ф. 0504210) или Требования-накладной (ф. 0504204) отражается только внутреннее перемещение объектов в порядке п. 35 Инструкции N 174н. А списание с балансового учета может осуществляться на основании Актов о списании материальных запасов (ф. 0504230) и иных аналогичных документов только после документального подтверждения достижения целей, ради которых выдавались материальные запасы, и возврата их остатков на склад. Подобным образом, как правило, оформляются выдача и списание материальных запасов, используемых не в повседневной деятельности учреждения, а для проведения разовых мероприятий (концертов, семинаров и тому подобных мероприятий).
Выбытие израсходованных на проведение мероприятия материальных запасов отражается бухгалтерской записью в порядке п. 37 Инструкции N 174н.
На основании изложенного рассматриваемая ситуация отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующими записями:
1. Дебет 0 105 ХХ 346*(2) Кредит 0 208 34 660
— отражено поступление цветов, предназначенных для украшения зала в целях проведения мероприятия;
2. Дебет 0 105 ХХ 346 Кредит 0 105 ХХ 346
— отражена передача цветов ответственному за проведение мероприятия сотруднику;
3. Дебет 0 401 20 272 (0 109 ХХ 272) Кредит 0 105 ХХ 446*(3)
— отражено списание цветов.

Читать еще:  Журнал учета основных средств

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Отчет по полученному авансу (для госсектора);
— Энциклопедия решений. Документальное оформление списания материальных запасов (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Ответ прошел контроль качества

24 января 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, к примеру:
— решение Городской Думы города Южно-Сахалинска от 26.08.2015 N 219/14-15-5 «О Порядке расходования средств из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» на организацию материально-технического и хозяйственного обеспечения общегородских праздничных массовых, памятных, торжественных мероприятий, имеющих важное общественное и социально-экономическое значение, проводимых администрацией города Южно-Сахалинска»;
— постановление Администрации Чусовского муниципального района Пермского края от 16.06.2017 N 248 «Об утверждении Положения о Порядке финансирования и расходования средств на проведение культурно-массовых, профессиональных праздников, публичных мероприятий, фестивалей и конкурсов, мероприятий по молодежной политике на территории Чусовского муниципального района»;
— постановление Администрации города Южно-Сахалинска от 19.08.2016 N 2647-па «О проведении городского конкурса «Женщина года».
*(2) Согласно п. 21 Инструкции N 157н, п. 11.4.6 Порядка N 209н.
*(3) Согласно п. 21 Инструкции N 157н, п. 12.4.6 Порядка N 209н.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Цветы на представительские расходы: можно ли

Разрешается ли включить в представительские расходы цветы, купленные для представителей контрагентов и украшения места проведения мероприятия? На эти и другие вопросы дадим ответы в статье.

Налоговая против

Очевидно, что в ряде случаев уместно проявить внимание к представительницам компаний – партнеров и украсить помещение, где будет проводиться деловая встреча. Однако контролирующие органы категорически против того, чтобы списывать такие затраты на представительские расходы. Можно ли цветы учесть при расчете налога на прибыль? По мнению чиновников, нет. Причем ссылаются они на Налоговый кодекс РФ.

  • экономически целесообразными;
  • документально подтвержденными;
  • направлены на получение дохода.

Свою позицию контролеры объясняют тем, что в перечне представительских расходов, которые разрешено учитывать в составе расходов по налогу на прибыль, нет затрат на приобретение цветов для деловых партнеров и оформление и декор помещения, где проводятся переговоры (подп. 22 п. 1, п. 2 ст. 264 НК РФ).

Ознакомиться с аргументами чиновников можно, прочитав письма Минфина от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176, УФНС по г. Москве от 22.11.2004 № 26-08/4777. Некоторые суды приходят к тем же выводам (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.03.2006 № А29-1822/2005а). По мнению арбитров, покупка цветов не обусловлена обычаями делового оборота, поэтому и учесть цветы в представительских расходах нельзя.

Другое мнение

Однако позиция чиновников не единственная. По альтернативному мнению, компания при расчете налога на прибыль может учитывать затраты, направленные на получение доходов. Главное, чтобы они были экономически обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

На практике бывает, что включить представительские расходы в расчет налоговой базы по налогу на прибыль в полном размере может не получиться. Связано это с тем, что такие расходы нормируются. Максимальный размер представительских расходов – 4% от затрат компании на оплату труда работников.

Очевидно, что покупка цветов для представителей контрагентов (поставщиков и покупателей), особенно женщин и украшение зала, где проводится мероприятие, направлены на улучшение имиджа фирмы и способствуют установлению контактов с партнерами. Значит, такие затраты по своей сути являются экономически обоснованными и подлежат включению в состав расходов по налогу на прибыль. Правильность таких выводов подтверждают многочисленные суды (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.05.2006 № Ф04-2610/2006 (22165-А46-40), Северо-Западного округа от 03.11.2005 № А56-9369/2005).

Более того, по мнению ФАС Московского округа, перечень представительских расходов является открытым, поэтому расходы на покупку букетов и составление цветочных композиций в целях украшения помещения можно без проблем включить в расходы. Главное, чтобы был соблюден норматив по представительским расходам – 4% от затрат на оплату труда персонала за отчетный (налоговый) период.

Как списать цветы в бухгалтерском учете

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Комнатные цветы и растения присутствуют практически во всех учреждениях, они служат для создания благоприятных условий работы сотрудников, увлажнения воздуха в зимний период, в образовательных учреждениях могут служить учебным целям. Приобретение и учет растений имеют свои особенности.

Материалы или основные средства

Для выращивания комнатных цветов и растений учреждения приобретают сами растения, цветочные горшки и кадки, грунт, удобрения, средства защиты от вредителей и т. д. Удобрения, грунт и средства защиты относятся к материальным запасам, а вот с растениями и цветочными горшками все не так очевидно.
Согласно пункту 38 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее — Инструкция № 157н), материальные объекты независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения, являются основными средствами.
К материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также ряд материальных ценностей, непосредственно поименованных в данном пункте (п. 99 Инструкции № 157н).
Таким образом, ключевым критерием, позволяющим отнести конкретный актив к материальным запасам или основным средствам, является срок полезного использования. Порядок определения срока полезного использования объекта основных средств приведен в пункте 44 Инструкции № 157н.
Срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется:
— исходя из информации, содержащейся в законодательстве РФ, а именно в Классификации объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 в ред. от 07.07.2016 № 640) ;
— исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, при отсутствии в законодательстве РФ норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
— в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя — на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом ожидаемого срока использования этого объекта, ожидаемого физического износа, нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта, гарантийного срока использования объекта.
Так как в законодательстве отсутствует срок полезного использования комнатных растений и гарантия на них, как правило, не распространяется, решение должна принимать комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов (далее — комиссия).

В письмах Минфина России неоднократно приводились разъяснения о том, что непосредственно решение об отнесении материальных ценностей к основным средствам или материальным запасам принимается должностными лицами учреждения исходя из предназначения материальных ценностей и порядка их использования (см. письма Минфина России от 27.02.2012 № 02-07-10/534, от 11.11.2013 № 02-06-010/48099).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Учет подарков и сувениров: Минфин всех запутал

Деятельность многих учреждений бюджетной сферы связана с проведением массовых или публичных мероприятий: спортивные соревнования, юбилейные торжества, конкурсы юных талантов, научные конференции и т.д. На таких мероприятиях его участникам и призерам вручаются памятные подарки и сувениры. Еще в прошлом году бухгалтерский учет подарков и сувениров не вызывал особых вопросов у бухгалтеров, но в 2019 году возникли проблемы. Найти оптимальное решение не помогли и разъяснения Минфина России.

Особенности сферы

Подарки и сувениры, которые распространяются учреждениями на массовых и публичных мероприятиях чаще всего содержат символику мероприятия или организатора: ручки, календари, брелки, блокноты и т.п. Для подтверждения факта проведения мероприятия в бухгалтерию может представляться фотоотчет. Соответственно в бухгалтерском учете отражаются хозяйственные операции по приобретению, оприходованию и списанию таких подарков и сувениров.

Еще в прошлом году такие объекты учета согласно пункту 345 Инструкции № 157н отражались на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». А их приобретение производилось по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ и, затем они, как правило, сразу списывались на нужды учреждения.

Суть проблемы

Что интересно — в текущем году в порядке учета подарков и сувениров, предусмотренном Инструкцией № 157н ничего не изменилось. Но брожение умов вызвал приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н, вступивший в силу с 1 января 2019 года. Согласно этому приказу по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ следует производить оплату договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам однократного применения, в частности, и подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи (в том числе: поздравительных открыток и вкладышей к ним; приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения и тому подобное; цветов и т.п.). Но так как с применением КОСГУ 349 отражаются операции по балансовому счету 10500 «Материальные запасы», то, если следовать букве Приказа № 209н, всю сувенирную продукцию надо ставить на баланс. А это не всегда удобно и целесообразно! Кроме того, никто не отменял учета подарков и сувениров на забалансовом счете 07.

Активное обсуждение возникшей проблемы на портале Клерка велось с января по апрель. Одни участники обсуждения склонялись к целесообразности учета подарков в отдельных случаях на балансовом счете, других напрягал параллельный учет, как на балансе, так и за балансом. Высказывались предположения, что Минфин в Приказе № 209н просто ошибся и имел в виду совсем иное. В итоге многие решили вести учет одновременно как по балансовому счету 10500, так и по забалансовому 07 — во всяком случае, это удовлетворит как требованиям Приказа № 209н, так и положениям Инструкции № 157н.

Письма Минфина

— если сувениры и подарки поступают сначала на склад, то их нужно приходовать на 10536 349, а затем с момента выдачи со склада до момента вручения учитывать на забалансовом счете 07;

— а если сувениры и подарки приобретаются и сразу вручаются, то такие расходы надо сразу относить на счет 40120 272.

Логика в позиции Минфина есть, но его предложения, еще больше запутали бухгалтерское сообщество.

Во-первых, если подарки и сувениры подлежат учету на балансовом счете, значит ли это, что они являются активом согласно требованиям Федерального стандарта «Концептуальные основы», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н? Ведь в соответствии с пунктом 36 данного стандарта активом признается имущество, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. А какие выгоды и потенциал ожидать от подарков и сувениров, раздаваемых детям, ветеранам или спортсменам? Поэтому учет таких предметов за пределами баланса, то есть на счете 07, согласно требованиям Инструкции № 157н выглядит более целесообразным.

Во-вторых, Приказ № 209н предполагает приобретение подарков и сувениров по КОСГУ 349, но Инструкция № 157н не содержит бухгалтерских записей, позволяющих произвести списание, минуя балансовый счет 10500, сразу на счет 40120 272. Очевидно, что до появления в Инструкции № 157н необходимых проводок, последовать совету Минфина не получится. Кроме того, при этом возникают сомнения в корректности формирования ряда показателей отчетности. Тем не менее, Минфин сообщил, что при подготовке очередных изменений в Инструкцию № 157н приведенный в письме порядок отражения в бухгалтерском учете сувениров будет уточнен.

Спустя месяц Минфин России предпринял еще одну попытку разъяснить свою позицию о приобретении подарков (сувенирной продукции), направив письмо от 26 апреля 2019 г. № 02-07-07/31230. В этом письме в целом повторяется смысл предыдущего письма от 14 марта. При этом уточняется, что подарки и сувенирная продукция, по мнению Минфина, являются материальными ценностями, которые следует учитывать на балансовом счете 10500 «Материальные запасы». Далее финансовое ведомство даже предполагает, что подарки и сувениры могут быть «реклассифицированы», то есть перестать быть таковыми. Наверное, это можно изобразить так: руководитель учреждения принял решение шариковые ручки и календари с логотипом учреждения не раздавать на праздниках, а отправить на нужды учреждения (раздать в подразделения). Но тут возникает вопрос с целевым использованием средств: ведь подарки и сувениры приобретаются за счет средств, выделенных непосредственно для проведения соответствующих мероприятий. Если сувенирку, например, раздать в подразделениях учреждения, то очевидно, что программа мероприятий не будет выполнена полностью!

В письме от 26 апреля 2019 г. № 02-07-07/31230 Минфин все же допускает списание подарков и сувениров сразу счет 040120272, но только в том случае, если порядок проведения торжественных и протокольных мероприятий, утвержденный субъектом учета, не предусматривает их хранение(на складах учреждения).Но для того, чтобы воспользоваться таким разъяснением Минфина в учреждении должно быть разработаны и утверждены:

— порядок проведения торжественных и протокольных мероприятий, которым НЕ предполагается хранение подарков и сувениров до момента их вручения;

— соответствующие положения в учетной политике.

При наличии этих локальных актов бухгалтера смогут сократить число учетных операций и немного облегчить себе работу. Но как уже было сказано выше, в Инструкции № 157н пока не содержится учетных операций, позволяющих списывать материальные запасы на счет 40120272, минуя счет 10500.

Из содержания упомянутых писем Минфина: финансовое ведомство настаивает на том, что подарки и сувениры — это материальные ценности, являющиеся активом, то есть обладающие полезным потенциалом и экономической выгодой. Тут намечается некоторая интрига, так как положения Гражданского кодекса, Налогового кодекса, федеральных стандартов учета не согласуются с такой позицией Минфина. Поэтому рекомендуем внимательно следить за развитием событий!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector