Finkurier.ru

Журнал про Деньги
163 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бухучет временной дороги в строительстве

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 декабря 2011 г. N 03-03-06/1/848 Об учете расходов по строительству временной автомобильной дороги в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций

Вопрос: Предприятие заключило договор переработки давальческого сырья на условиях самовывоза сырья из карьера сторонней организации. С целью выполнения договора переработчик несет расходы по строительству временной бетонной дороги на чужой земле (с разрешения собственника земельного участка) для выборки и транспортировки давальческого сырья. Условиями договора данные расходы предусмотрены. Можно ли учесть расходы по строительству временной автомобильной дороги в расходах, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль? Как отразить данные расходы в бухгалтерском учете?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об учете расходов по строительству временной автомобильной дороги в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, и сообщает.

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пункту 1 статьи 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.

Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Классификация), предусмотрено включение в соответствующие амортизационные группы дорог автомобильных с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия (код 12 4526372) и дорог скоростных с щебеночными и гравийными, грунтовыми, стабилизированными вяжущими материалами, покрытиями и колейных железобетонных (код 12 4527311).

Таким образом, если возведенные арендатором с согласия арендодателя дороги непосредственно используются в деятельности налогоплательщика, то они являются капитальными вложениями в арендованные земельные участки в форме неотделимых улучшений, подлежащими амортизации с учетом срока полезного использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями указанной статьи и с учетом Классификации.

Капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с Классификацией.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 декабря 2011 г. N 03-03-06/1/848

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Согласно рассмотренной ситуации арендатор с согласия арендодателя построил на арендуемом земельном участке дороги.

Как пояснил Минфин, если эти дороги используются в деятельности арендатора, то они являются капитальными вложениями в участок в форме неотделимых улучшений.

Читать еще:  Земля в аренде учет

Такие капвложения амортизируются с учетом срока полезного использования дорог.

Амортизация начисляется в течение срока действия договора аренды при условии, что расходы по строительству дорог не возмещены арендодателем.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ТЕМА: временные дороги

временные дороги 3 года 2 мес. ago #3252

  • fry
  • Offline
  • Новый участник
  • Сообщений: 7
  • Репутация: 0

временные дороги 3 года 2 мес. ago #3254

  • Ухова Наталья
  • Offline
  • Модератор
  • Сообщений: 977
  • Спасибо получено: 328
  • Репутация: 27

временные дороги 3 года 2 мес. ago #3257

  • fry
  • Offline
  • Новый участник
  • Сообщений: 7
  • Репутация: 0

Здравствуйте!Не совсем понятно,причем тут стоимость плит и срок эксплуатации?У нас аренда (3года),затем завод(мобильный) переезжает на свой участок на к-м сейчас ведутся строительные работы по подведению инженерных сетей.Я не знаю каким документом (в программе)равномерно списать произведенные расходы.Думаю отнести на сч.97 и затем ч/з расходы будущих периодов отнести на сч.20,что-бы как Оля говорит «все было красиво».Ничего другого в голову не приходит.

Дорожные плиты относятся к так называемым оборачиваемым материалам.

временные дороги 3 года 2 мес. ago #3258

  • Ухова Наталья
  • Offline
  • Модератор
  • Сообщений: 977
  • Спасибо получено: 328
  • Репутация: 27

временные дороги 3 года 2 мес. ago #3259

  • fry
  • Offline
  • Новый участник
  • Сообщений: 7
  • Репутация: 0

временные дороги 3 года 2 мес. ago #3265

  • Ухова Наталья
  • Offline
  • Модератор
  • Сообщений: 977
  • Спасибо получено: 328
  • Репутация: 27

теперь мы знаем к кому обратиться, если возникнут сложности с учетом временных дорог по поводу отражения в программе, если нужно постепенное списание затрат и это не амортизация, то это
1) РБП, как вы писали в сообщении выше;
2) Есть документ, закладка Склад, «Передача материалов в эксплуатацию», где можно со счета 10.08 списать эту дорогу на счет 10.11.2 «Специальная оснастка в эксплуатации», в табличной части в колонке «Назначения использования», нужно указать способ погашения стоимости «Линейный» (см.рисунок) и способ отражения расходов (на какой счет пойдут затраты 26,20,44 и пр.), тогда при закрытии месяца появится регламентная операция «Погашение стоимости спецодежды и спецоснастки», которая стоимость делит на срок полезного использования и списывает помесячно. Когда эксплуатация завершится, можно сделать документ «Возврат материалов из эксплуатации», который сделает проводку 10.11.2 — 10.08 по остаточной стоимости, а после со счета 10.08 номенклатуру можно продать. (лучше переместив на 41).

Бухучет временной дороги в строительстве

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Автомобильные дороги есть на балансе не только у организаций дорожной отрасли, но и у целого ряда государственных и муниципальных учреждений. Учреждения могут получать дороги в оперативное управление от органов власти, других учреждений, а также строить новые автодороги и подъездные пути. Владельцы автодорог несут затраты на их ремонт и надлежащее содержание.

Нормативно-правовые основы

Ключевым нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с владением, содержанием и использованием автомобильных дорог, является Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 257-ФЗ).
Автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, а также защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Закона № 257-ФЗ).
Действие Закона № 257-ФЗ распространяется на все автомобильные дороги в РФ независимо от их форм собственности и значения (ч. 2 ст. 1 Закона № 257-ФЗ).
Владельцами автомобильных дорог могут быть в том числе учреждения, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством России (п. 7 ст. 3 Закона № 257-ФЗ).
Ряд государственных (муниципальных) учреждений создаются с целью реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области дорожной деятельности. При этом сами дороги могут передаваться данным учреждениям в оперативное управление, а могут оставаться на балансе органа власти.
У учреждений, чьи уставные цели не связаны с дорожной деятельностью, могут находиться на балансе подъездные пути, расположенные на землях, переданных им, и ведущие к их объектам (например, зданиям, сооружениям, сельскохозяйственным угодьям и др.).

Читать еще:  Правило 5 при раздельном учете ндс

Классификация автомобильных дорог

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются:
1) на автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования (предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц) и автомобильные дороги необщего пользования.
В частности, к автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Учет затрат на ремонт и содержание временных автодорог

При строительстве железной дороги, между Заказчиком и Подрядчиком возникли разногласия по вопросу учета в сметах на основное строительство затрат на ремонт и содержание временных автодорог, находящихся в полосе отвода строительства, при транспортировке грунта из карьера к месту укладки.

Заказчик считает, что эти затраты учтены сметными нормами 10,1%; 8,2% главы 10 « Временные здания и сооружения » ССР, в соответствии с ГСН 81-05-01-2001 (прил. 2 п. 24) и МДС 81-35.2004 (прил. 7 п. 24). В полосе отвода находятся временные землевозные дороги и притрассовая автодорога 4 категории для перевозки строительных грузов, в том числе и грунтов.

Притрассовая автодорога учитывается в ССР сверх процентного лимита отдельной строкой в главе 10 «Временные здания и сооружения». Кроме того, затраты на ремонт и содержание временных автодорог в сметах на основное строительство при транспортировке грунта учитываются по расценкам табл. 01-01-015 сборника ФЕР-2001-01 «Земляные работы». Пунктом 1.13 технической части сборника ФЕР-2001-01 регламентировано применение расценок табл. 01-01-015 только для «грунтовых землевозных дорог, предназначенных для перевозки грунтов».

Полагаем, что в данной ситуации, эта расценка применяется для внутренних взаиморасчетов между смежниками — генподрядчиком и субподрядчиком — только на содержание временных землевозных дорог в пределах процентного сметного лимита главы 10 «Временные здания и сооружения». Прошу дать заключение о правомерности:

  • учета затрат на ремонт и содержание временных автодорог, находящихся в полосе отвода строительства, в сметах на основное строительство;
  • применение расценок табл. 01-01-015 сборника ФЕР-2001-01 на ремонт и содержание временной притрассовой автодороги общего назначения 4 категории классности.

Ответ: Журнал №3 (47), 2007 г. «Консультации и разъяснения по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве»

Сметными нормами затрат на строительство титульных временных зданий сооружений Сборника ГСН 81-0501-2001 затраты на устройство временных землевозных дорог не учтены и должны учитываться в локальных сметах.

Временные притрассовые дороги при строительстве линейных сооружений так же не учтены нормами затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений и затраты на их сооружение должны, в соответствии с решениями проекта организации строительства (ПОС), учитываться дополнительно в Сводном сметном расчете стоимости строительства. Если притрассовая дорога используется и для вывоза излишнего грунта, то затраты на устройство землевозных дорог, определяемые по нормам (расценкам) таблицы 01-01-015 Сборника ГЭСН-2001-1 (ФЕР2001) «Земляные работы», могут учитываться только на участках вывоза грунта, не совпадающих с притрассовой дорогой.

Особенности учета временных зданий и сооружений

Бухгалтеру, например, в строительстве, приходится учитывать стоимость временных складов, контор, котельных, бытовок, туалетов и иных построек, необходимых при проведении работ. Такие временные постройки должны быть отражены в составе основных средств. Причем в бухгалтерском и налоговом учете эти операции проводятся по-разному.

Перед возведением основных капитальных зданий на период стройки для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строители возводятили приспосабливают из имеющихся временные здания и сооружения. Это могут быть производственные, складские, вспомогательные, жилые, общественные здания. После производства всех работ и окончания строительства нужда в них отпадает, и их ликвидируют или восстанавливают изначальный вид использованного объекта.

Виды временных сооружений

Временные здания и сооружения подразделяют на титульные и нетитульные сооружения, согласно постановлению Госстроя России от 5 марта 2004 года № 15/1. Разделяют сооружения исходя из их предназначения. Титульные сооружения используются для обеспечения нужд строительства в целом, а нетитульные – для отдельных строительных объектов. Примеры титульных и нетитульных сооружений указаны ниже.

Читать еще:  Незавершенное производство в налоговом учете

Титульные сооружения

К титульным сооружениям, в частности, относятся:

  • отапливаемые и неотапливаемые материальные склады;
  • временные площадки для материалов, изделий, оборудования и погрузочно-разгрузочных работ;
  • временные ремонтно-механические и столярно-плотничные мастерские;
  • электростанции, котельные, вентиляторные и пусконаладочные работы по ним;
  • временные установки для очистки и обеззараживания поверхностных источников вод и др.

Нетитульные сооружения

Нетитульными сооружениями являются, например:

  • приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров;
  • складские помещения при объекте строительства;
  • душевые, неканализованные уборные и помещения для обогрева рабочих;
  • настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики;
  • временные разводки от магистральных и разводящих сетей электроэнергии, воды, пара, газа и воздуха в пределах рабочей зоны и др.

Учитываем как основные средства

К какому бы виду временные сооружения не относились, но после окончания работ они подлежат разборке и утилизации. Поэтому реальный срок их использования два-три года. Такие сооружения недолговечны, и все же они относятся к основным средствам, и по ним должна начисляться амортизация. Ведь они удовлетворяют всем необходимым условиям для отнесения к основным средствам:

  • объект находится у организации на праве собственности;
  • используется для извлечения дохода;
  • не предназначен для продажи;
  • срок полезного использования объекта составляет более 12 месяцев.

Значит, учитывать стоимость временных зданий и сооружений надо по правилам бухгалтерского учета согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а в налоговом учете нужно руководствоваться статьей 256 Налогового кодекса. Сначала рассмотрим подробнее бухгалтерский учет.

Бухгалтерский учет временных зданий и сооружений

Первоначальная стоимость временных сооружений формируется по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств». При вводе в эксплуатацию их стоимость списывается в дебет счета 01 «Основные средства».

Корреспонденция счетов будет такой:

Дебет 23 Кредит 10

— списана фактическая себестоимость израсходованных материалов при монтаже;

Дебет 23 Кредит 70, 69

— отражена начисленная сумма зарплаты и взносов работников, занятых возведением временных зданий и сооружений;

Дебет 08-3 Кредит 23

— отражена доля расходов вспомогательных производств, приходящихся на некапитальные работы по возведению временных зданий и сооружений;

Дебет 01 Кредит 08-3

— основное средство учтено в составе основных средств.

Поступление на баланс организации временных сооружений документально оформляется актом по форме № ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)» для титульных временных сооружений и специальной унифицированной формой № КС-8 «Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения» — для нетитульных.

После этого на объект следует начислять амортизацию. Для этого в бухгалтерском учете организация самостоятельно может определить срок полезного использования основных средств в зависимости от ожидаемого срока использования объекта, ожидаемой производительности и мощности или физического износа (п. 21 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). На практике срок использования временного сооружения чаще всего равен сроку строительства, и по его окончании оно будет полностью самортизировано.

Корреспонденция будет такой:

Дебет 20 (23, 25, 26, …) Кредит 02

— начислена амортизация по временным зданиям и сооружениям.

Налоговый учет временных зданий и сооружений

В налоговом учете совершенно иная ситуация. Срок амортизации временного сооружения необходимо определять только в соответствии с амортизационными группами классификации основных средств. Об этом сказано в письме ФНС России от 13 января 2012 года № 03-03-06/1/12. Это означает, что сроки амортизации будут, как правило, большими по сравнению с бухгалтерским учетом, и поэтому к концу строительства в налоговом учете временные здания и сооружения самортизированы не будут. Их остаточную стоимость можно будет списать после ликвидации на внереализационные расходы.

Как следствие, в период строительных работ из-за различий учета амортизации временных основных средств будут возникать временные разницы в учете (п. 8 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»). Поясним на примере.

Ликвидация сооружений

По завершении строительства временные здания и сооружения подлежат разборке и ликвидации. Остающиеся вследствие разбора материалы надо оприходовать. Ликвидация объектов документально оформляется унифицированной формой № КС-9 «Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений» для нетитульных сооружений и формой № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)» — для титульных сооружений. Стоимость материалов и иного имущества полученного от демонтажа, разбора и ликвидации временных зданий и сооружений, включается во внереализационные доходы организации.

Н.М. Коршунова, редактор-эксперт редакции «Проект Бератор»

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector