Finkurier.ru

Журнал про Деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бухучет в школе

Бюджетный учет в школе

Прежде всего, после директора школы главный бухгалтер это 2-й человек который несет не только ответственность за подбор и организацию работы специалистов бухгалтерии, но и финансовую ответственность за общее ведение бухгалтерского учета и расчетов налогов. От главного бухгалтера требуется не только выполнения его должностных обязанностей, но и соблюдение требований Закона РФ «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

И так одной из главных задач бухгалтерии учреждения образования – это соблюдение исполнения бюджета и достижения положительных результатов хозяйственной деятельности.

Бухгалтерия учреждения образования во главе с главным бухгалтером обязаны: предоставлять информацию о фактических результатах деятельности учреждения образования; осуществлять контроль за сохранностью средств и их законным и целевым использованием; осуществлять достоверный учет доходов и расходов; обеспечивать высокоточный учет и своевременно рассчитываться с бюджетом, поставщиками, учредителем и др., а также следить и отвечать за правильностью и своевременным составлением бухгалтерской отчетности.

А теперь коротко об основных функциях, которые должны выполнятся бухгалтерией: вести учет материально-технических ценностей; вести учет по расчету заработной платы работникам (начисление з/п, удержания из з/п и отчисления в пенсионный фонд);вести учет финансовой деятельности, а также составлять бухгалтерскую отчетность. Вести учет денежных операций на расчетном счете средств в кассе, расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчетов с бюджетом. Что касается учреждения образования, то источником финансирования выступает городской бюджет, а из Республиканского и областного бюджетов целевые трансферты. Осуществляется учет исполнения смет по бюджету и внебюджетным средствам Организации, содержащиеся за счет республиканского и местных бюджетов.

А об источниках финансирования учреждений образования:1) бюджетное финансирование содержания государственных учреждений образования; 2) бюджетное финансирование государственного образовательного заказа; 3) доходы от оказания платных услуг (пример в школе оказываются услуги платных дополнительных занятий по интересам); 4) спонсорская и благотворительная помощь, безвозмездные отчисления и пожертвования (пример: родители учеников нескольких классов добровольно решили подарить телевизор, ноутбук, и другие гаджеты, оформляется договор дарения и ставится на баланс школы).

Бухгалтерия учреждения образования своевременно осуществляет сдачу форм годовой, квартальной отчетности. Главный бухгалтер обязательно прилагает к годовому и квартальному бухгалтерским отчетам пояснительную записку и данные о результатах проведенной инвентаризации, состояние дебиторской и кредиторской задолженностей с указанием причин их образования.

Бюджетный учет КОСГУ
КОСГУ (классификация операций сектора государственного управления) и её использование в бухгалтерском учёте.

Бюджетный учет. Амортизация основных средств.
Как начислить амортизацию, если даты возникновения права собственности и фактического поступления объекта на баланс различаются? Или если основное средство принято к бюджетному.

Бюджетный учет РФ
Все понимают сегодня, что наша страна переживает не только значительные политические трудности, но и финансовые. Именно поэтому недавно было принято провести бюджетную реформу, с.

Дебиторская задолженность в бюджетном учете
Дебиторская задолженность – это сумма общей задолженности, причитающиеся фирме, бюджетной организации или компании дебиторами (покупателями), в соответствии со стандартами.

Как правильно вести бухучет в бюджетном учреждении

Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере

Бюджетное учреждение — это отдельная некоммерческая организация, образованная в РФ на любом уровне с целью оказания государственных, муниципальных услуг и реализации конкретных государственных программ (7-ФЗ от 12.01.1996).

В настоящее время классифицируют 3 типа таких учреждений:

Ведение бухучета на предприятии таких типов регулируется действующим бюджетным законодательством, а также 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.

Рассмотрим три вида ГБУ в сравнительной таблице:

Перечисление таких доходов в региональный, федеральный бюджеты

Как осуществляется бухгалтерский учет БУ

Особенности ведения бухгалтерского учета бюджетных пользователей предопределяются их организационно-правовой формой. При осуществлении бухучета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и проч. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:

  • учет в разрезе КОСГУ и КБК;
  • контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
  • казначейская система исполнения бюджета;
  • классификация кассовых и фактических расходов.

Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие контролирующие органы в установленные сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Баланс БУ существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия.

Порядок применения классификации по КБК утвержден Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (применяется с 2020 года). Инструкция по составлению и подаче отчетности об исполнении бюджета, формы такой отчетности и правила их заполнения представлены в Приказах Минфина № 191н от 28.12.2010 и № 33н от 25.03.2011. Первичка и основные учетные регистры закреплены Приказом № 52н от 30.03.2015.

Основные правила ведения бухгалтерского учета в БУ, АУ, КУ заключаются в следующем:

  1. Бухгалтерский учет ведется только в рублях.
  2. Бухгалтерский учет ведется на постоянной основе, начиная с момента регистрации организации.
  3. Основы бухучета, а именно бюджетный план счетов и инструкция его применения, утверждены Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010. Ключевой метод — двойная запись по корреспондирующим счетам.
  4. Аналитические данные должны соответствовать оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
  5. Каждая финансово-хозяйственная операция должна быть зарегистрирована, проведена и подтверждена первичной документацией.
  6. Учреждению необходимо самостоятельно разработать и утвердить учетную политику.
  7. В БУ необходимо обеспечить должный уровень внутреннего контроля.
  8. Все активы и обязательства учета надлежит периодически пересчитывать.
  9. Информация, предоставляемая БУ, АУ, КУ в отчетах, должна быть актуальной и достоверной.

Принципы бухгалтерского учета и отчетности БУ базируются на таких ключевых понятиях, как законность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, правильность, осмотрительность, сопоставимость, своевременность и денежная измеряемость.

Учетная политика учреждения

Правила бухгалтерского учета предусматривают обязательное следование положениям собственной учетной политики предприятия. С 01.01.2019 учетная деятельность организации строится на основании Приказа № 274н от 30.12.2017 об утверждении федерального стандарта бухучета об учетной политике для учреждений государственного сектора. В соответствии с нормами федеральных стандартов, каждому бюджетному учреждению необходимо разработать свою учетную политику (Письмо Минфина РФ № 02-06-05/30974 от 08.05.2018).

Под учетной политикой понимается свод основных способов, методов и правил бухучета в учреждении. Порядок составления УП пользователи также находят в ФЗ № 402 и ПБУ 1/2008.

Учетная политика — это документ, который в первую очередь отражает методологию работы с реальными активами и обязательствами организации. Изменения в этот документ вносятся один раз в год — перед началом нового отчетного периода. Однако предусмотрен ряд ситуаций, когда корректировка УП проводится в течение календарного года.

В УП 2020 года, составленной согласно ФСБУ и действующему законодательству, прописываются следующие аспекты:

  • выбранная форма бухучета;
  • структурные и отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности;
  • способы амортизации, применяемые в бюджетном учреждении;
  • используемые нормативно-правовые акты, первичные документы (журналы, отчетные формы);
  • ответственные сотрудники;
  • порядок отражения операций с доходностью и затратами, материалами, основными средствами и проч.;
  • методы оценки объектов бухучета;
  • правила инвентаризации;
  • рабочий план счетов и т. п.
Читать еще:  Бухучет производства воды

Ответственным за формирование и соблюдение правил ​УП назначается главный бухгалтер или иной сотрудник, отвечающий за бухучет на предприятии.

Бюджетный план счетов

Минфин разработал для бюджетной сферы единый план счетов и инструкцию по его применению (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Указанный регистр действителен и для государственных органов, и для БУ. В самом же едином плане есть указание, что каждый тип государственных организаций должен использовать частный план счетов:

  • АУ — Приказ № 183н от 23.12.2010;
  • БУ — Приказ № 174н от 16.12.2010;
  • КУ — Приказ № 162н от 06.12.2010.

ПС для БУ, АУ, КУ состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета поделены на пять разделов:

  1. Нефинансовые активы (ОС, НМА, НПА, ПЗ, готовая продукция, амортизация, расходы, вложения в НФА).
  2. Финансовые активы (денежные средства, ЦБ, дебиторская задолженность и т. п.).
  3. Обязательства (платежи, кредиторская задолженность).
  4. Финансовый результат (счета учета доходов и расходов).
  5. Санкционирование расходов (ассигнования, ЛБО, плановые показатели).

На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации, либо по установленным причинам не могут быть учтены на балансовых счетах. Например, основные средства стоимостью до 10 000 рублей.

Особенности составления бухгалтерских проводок

Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.

Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.

Все счета учета подразделяются на три вида:

  • активные — на них проводятся активы организации;
  • пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
  • активно-пассивные, или смешанные — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, а также для учета активных и пассивных финансовых результатов.

При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:

  • актив — пассив;
  • актив — активно-пассивный;
  • пассив — активно-пассивный;
  • два активно-пассивных счета.

Федеральные стандарты БУ

Бухучет учреждения регулируется не только законодательными нормами, но и, согласно ст. 21 402-ФЗ, федеральными, отраслевыми стандартами, стандартами экономического субъекта и различными методическими рекомендациями.

Под федеральными стандартами учета понимается документация, определяющая ключевые требования к организации и осуществлению учета на предприятии. Федеральные стандарты обязательны к использованию всеми организациями, в том числе бюджетными и государственными учреждениями.

ФС разработаны с целью корректного и эффективного ведения учетной деятельности. Каждый стандарт регламентирует какой-либо раздел учета. При этом стандарты могут определять специальные требования к бухучету организаций, относящихся к бюджетной сфере РФ.

В 2020 году начали действовать пять стандартов:

  • концептуальные основы учета и отчетности организаций госсектора (Приказ Минфина России № 256н от 31.12.2016);
  • основные средства (Приказ № 257н от 31.12.2016);
  • аренда (Приказ № 258н от 31.12.2016);
  • обесценение активов (Приказ № 259н от 31.12.2016);
  • предоставление отчетности (Приказ № 260н от 31.12.2016).

С 2020 года также введены новые стандарты:

  • учетная политика, оценочные знания и ошибки (Приказ Минфина РФ № 274н от 30.12.2017);
  • события после отчетной даты (Приказ № 275н от 30.12.2017);
  • отчет о движении денежных средств (Приказ № 278н от 30.12.2017);
  • доходы (Приказ № 32н от 27.02.2018);
  • влияние изменений курсов иностранных валют (Приказ № 122н от 30.05.2018).

Все стандарты будут вводиться постепенно вплоть до 2021 года.

Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета

Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. 50 ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Базовый нормативный правовой акт

Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»

Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Государственные (муниципальные) учреждения

Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Обязательства бюджетной организации

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.
Читать еще:  Что такое учетный номер

Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

  • 19–21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 24–26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Объем отчетности и сроки ее представления

Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

  • ежемесячно (около 1–5 форм),
  • поквартально (около 5–10 форм),
  • раз в год (от 10 до 30 форм).

Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

Структура баланса

На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

Вместо заключения

Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

Работа бухгалтера в школе

Кажется, что нет ничего стабильнее, чем работа бухгалтера в обычной районной школе. Однако и там сотрудника учета могут подстерегать неприятности. Мы изучили историю сданных родителями, но без вести пропавших денег

Мария Константинова трудилась бухгалтером в муниципальном лицее Московской области на протяжении десяти лет. Когда она впервые вышла сюда на службу, образовательное учреждение еще было обычной общеобразовательной районной школой. Работа была спокойной, без взлетов и нервотрепок, явных проблем, так как учет в учебном заведении был несложным. Изменения начались, когда на место директора лицея была назначена бывшая завуч Светлана Моисеева. Женщина с энтузиазмом взялась за преобразование школы, пытаясь, по ее словам, добавить что-то новое в устаревший устав и школьную программу. Директор ввела несколько новых образовательных дисциплин, таких, как новейшая история, эстетика, этика и иностранные языки. Предметы были обязательными, а с родителей за их преподавание взималась плата. Время от времени в школе устраивались разного рода мероприятия, в том числе спортивные, на которые так же собирались деньги. Родители постоянно сдавали средства на ремонт, охрану, удостоверения личности для учеников, оплачивали все новые и новые нововведения. А цены на дополнительные услуги устанавливались директором.

За и против

Мария Константинова понимала, что налоговая рано или поздно заинтересуется делами лицея, так как с каждым месяцем суммы, оборачиваемые госучреждением, только росли. Бухгалтер попробовала поговорить об этом со Светланой Моисеевой, оказалось, что та полностью разделяет ее опасения. Директор посоветовала учитывать только те деньги, которые сдаются на ремонт, новую мебель, технику и охрану, а все остальные поступления не отражать в учетных документах. Сначала Мария категорически отказалась – за всю свою бухгалтерскую практику она не делала ничего подобного. Однако Светлана Михайловна вскользь заметила, что незаменимых людей нет, и Константинову можно легко поменять на более сговорчивого работника учета. Тщательно взвесив все «за» и «против», Мария решила, что не хочет терять работу, а потому приняла условия директора, которая, к тому же, почти в два раза подняла ей зарплату.

Читать еще:  Металлопрокат бухгалтерский учет

Хорошая репутация

За последующие два года лицей изменился до неузнаваемости, благодаря современному ремонту, приобретенной мебели, технике. В библиотеке появились новые книги и пособия, перед зданием школы был разбит сад, который привлекал всеобщее внимание. Лицей завоевал хорошую репутацию, и многие родители из разных районов города стремились отдать своих детей именно сюда. Официально лицей был государственным и в первую очередь должен был принимать учеников, которые были закреплены за ним по месту жительства. На деле же все обстояло иначе – директор распорядилась устроить настоящий конкурс для будущих первоклассников, которым следовало продемонстрировать свои знания и готовность обучаться в лицее подобного уровня. Те, у кого не получалось пройти всевозможные тесты, отсылали в соседнюю школу или предлагали вариант – пойти в желаемый лицей, но за определенный взнос, который равнялся ста пятидесяти тысячам рублей. Благодаря умению хорошо налаживать связи, Светлана Михайловна довольно близко подружилась со многими представителями РОНО и могла легко и безнаказанно устанавливать в лицее свои правила и порядки, вводить новые предметы и брать на работу знакомых педагогов, которые шли навстречу ее пожеланиям и выполняли все просьбы женщины. Дела шли в гору, лицей довольно часто занимал первые места на районных конкурсах, как одно из лучших общеобразовательных учебных заведений, что придавало ему еще большей славы и уважения.

Правила элитного лицея

Деньги текли рекой, но все чаще не находили отражения в бухгалтерских бумагах. И если первое время Мария Константинова боялась последствий, то чуть позже расслабилась и решила, что лицею ничего не грозит: вряд ли кто-то решит устроить тщательную проверку в районной государственной школе, при том, что родители сдают деньги совершенно добровольно. Светлана Михайловна своего работника учета не обижала и довольно часто выписывала премии, особенно в начале учебного года, после платного зачисления ряда учеников.

Возможно, лицей и дальше продолжал бы процветать, а Светлана Михайловна с легкостью зарабатывать деньги, если бы не конфликты, которые, порой, возникали с родителями некоторых учащихся. Кто-то был категорически против бесконечной сдачи денег на новые нужды, кому-то не нравился подход к приему в районную государственную школу и требования, которые предъявляли к будущим первоклассникам. Но основные конфликты вспыхивали с теми, кто заканчивал девятый класс, и кому грозило отчисление – желающих продолжать обучение в выпускных классах было много, тем более что к уже учащимся школьникам добавлялись желающие получить полное среднее образование ученики из других школ.

Директор сама определяла, кого из лицеистов стоит оставить или принять, хотя, согласно уставу, она должна была брать в десятый класс всех без исключения желающих.

С подачи обиженных родителей в лицее появилась налоговая инспекция с тщательной проверкой школьной бухгалтерии. В ходе ревизии представители налоговой начали выяснять у учеников и родителей, когда какие средства были собраны, и на какие нужды они пошли, а потом пытались сопоставить полученную информацию с данными в бумагах.

Хочешь учиться – плати

Разумеется, большей части средств обнаружено не было, известно о них было лишь со слов родителей – сбор денег в школе никогда не был подкреплен чеками или соответствующими документами. Расследование продолжилось, и в конечном итоге свидетелей школьных поборов набралось достаточно, тем более что все их показания удивительно точно совпадали. Родители, которым порядком надоело самоуправство директора, рассказывали о суммах, сдаваемых ими на различные лицейские нужны. При более глубоком анализе начали появляться и документы, так, например, выяснилось, что по бумагам пластиковые окна были установлены три раза, хотя в действительности такие работы проводились лишь однажды. Были обнаружены и другие махинации.

Светлане Моисеевой было предъявлено обвинение в вымогательстве денежных средств и последующем их присвоении. Директору грозило наказание в виде тюремного заключения сроком до пяти лет. Но Моисеева не растерялась и, с подачи своего адвоката, переложила всю вину на бухгалтера, пояснив, что распоряжения о сборе денег она отдавала под конкретные траты – такие как плата за охрану, еду или ремонт, а обо всем остальном она понятия не имеет. Мария Константинова, которая в начале следствия отрицала свою причастность к делу, была вынуждена признаться, что она действительно скрывала поступление денег, подделывала чеки на мебель, которая стоила в несколько раз дешевле, чем на бумаге, или те же окна, но возникающую при этом разницу она всегда передавала Светлане Михайловне.

Улик нет и суда нет

У следствия не было прямых улик, которые указывали бы на вину Моисеевой. К тому же у директора была хорошая репутация опытного и грамотного руководителя, о ней хорошо отзывались в РОНО, кроме этого, многие родители встали на ее защиту.

На суде Мария Константинова получила полтора года условно, так же ей присудили выплатить сумму, которая согласно фальшивым накладным, составляла порядка двух миллионов рублей. Бывшая бухгалтер подала на апелляцию, но получила лишь небольшую поблажку – выплату денег в рассрочку. Во всем остальном приговор остался без изменений. Что касается Моисеевой, то она по-прежнему работает директором лицея и преподает в нем же историю Москвы.

Комментирует юрист Алексей Шульгинов:

«Сбор денежных средств происходит почти в каждой школе. Как правило, родители учеников сдают деньги, их можно понять, кто хочет конфликтовать с учителями, обучающими твоего ребенка. Проблема Светланы Моисеевой в том, что она начала проявлять излишнюю жадность, которая привела к конфликту с родителями. Но доказать ее вину действительно сложно – ведь родителям в таких ситуациях не дают чеки, а просто берут деньги и записывают полученные суммы в тетрадку, от которой потом можно легко избавиться. Несоответствия же были найдены в бухгалтерских документах, следовательно, виноват работник учета. Светлана Михайловна скорее всего заранее понимала, что в случае если махинация раскроется, ее будет сложно в чем-либо обвинить. В подобных историях меня больше удивляют бухгалтеры, которым следовало бы понимать, какую ответственность они на себя берут, когда готовы сделать фальшивые накладные одну и туже установку пластиковых окон. В данном случае полтора года условно – еще не такой большой срок, хотя сумма, которую должна выплатить Константинова, конечно, огромная».

Светлана Кузина, эксперт журнала «Расчет»

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×