Finkurier.ru

Журнал про Деньги
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бухгалтерский учет утилизационного сбора

Организация уплачивает утилизационный сбор при ввозе автотранспорта из-за рубежа. Затем это транспортное средство реализуется на территории России. Клиент согласен возместить данный сбор. На момент заключения договора поставки транспортное средство уже было включено в постановления Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291, от 06.02.2016 N 81. Как правильно оформить накладные: двумя строками — отдельно на транспортное средство с НДС и отдельно на утиль? Сбор не облагается НДС, или данный сбор нужно включить в стоимость товара и тем самым еще на утилизационный сбор добавить НДС, что увеличит расходы покупателя? Как правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суммы утилизационного сбора, уплаченного при ввозе товара, включаются в его себестоимость как одна из разновидностей затрат, непосредственно связанных с их приобретением, в связи с чем такой сбор учитывается в договорной цене и, соответственно, в налоговой базе по НДС.
Минфин России неоднократно и в отношении различных расходов продавца, связанных с реализацией им товаров (работ, услуг), высказывал позицию о том, что НДС начисляется на всю договорную стоимость товара (работы, услуги). Выделять отдельный компонент как расходы продавца, подлежащие возмещению покупателем, и не облагать его НДС неправомерно.

Обоснование вывода:
1. В соответствии с п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) за каждую самоходную машину, ввезенную в РФ, уплачивается утилизационный сбор (далее — Сбор).
В п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ определен круг плательщиков Сбора, к которым относятся в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в РФ (далее — импортеры).
2. Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
При этом учитывая, что плательщиками утилизационного сбора (далее — Сбор) признаются производители или импортеры транспортных средств (далее — ТС), указанные в постановлениях Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291, от 06.02.2016 N 81 (п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ), то у покупателя ТС, ввезенного на территорию РФ продавцом, нет обязанности по уплате Сбора.
То есть в общем случае при формировании цены товара (ТС) продавец должен был учесть свои расходы по уплате Сбора.
Пунктом 1 статьи 154 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, и без включения в них налога.
При этом по отдельным составляющим договорной цены налог не исчисляется (письма Минфина России от 30.03.2017 N 03-07-11/18544, от 27.05.2016 N 03-07-11/30606)*(1).
Кроме того, при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации услуг должна быть определена исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате этих услуг, имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).
В свою очередь, из пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ следует, что налоговая база, определенная, в частности, в соответствии с нормами ст.ст. 153, 154 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Минфин России неоднократно высказывал мнение о том, что возмещение покупателем работ (услуг) расходов, понесенных продавцом этих работ (услуг) в связи с исполнением им договора, связано с оплатой реализованных работ (услуг), поэтому соответствующие денежные средства покупателя подлежат включению в налоговую базу по НДС. Смотрите, например, письма от 22.04.2015 N 03-07-11/22989, от 15.08.2012 N 03-07-11/300, от 14.10.2009 N 03-07-11/253.
Таким образом, сумма Сбора включается в налоговую базу по НДС при реализации товара (ТС).
Исключением является ситуация, когда на момент определения договорной цены товар (ТС) не был включен в перечень ТС, при ввозе которых (или при производстве) импортер или производитель обязаны уплатить Сбор. Т.е. компенсация Сбора происходит уже вне договорной цены (письмо Минфина России от 27.05.2016 N 03-07-11/30606).

Бухгалтерский учет

Товары, предназначенные для продажи, являются частью материально-производственных запасов на основании п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01).
Товары принимаются к учету по фактической себестоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п.п. 5 и 6 ПБУ 5/01).
Утилизационный сбор хоть и является обязательным платежом, но не относится к налогам (п. 1 ст. 51 БК РФ). При этом при ввозе ТС администратором Сбора является таможенный орган. В связи чем, по нашему мнению, расчеты по уплате утилизационного сбора следует отражать на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с таможенным органом», а не на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». В то же время встречается вариант использования счета 68. В любом случае выбранный порядок необходимо утвердить в учетной политике организации в целях бухгалтерского учета.
Поскольку в рассматриваемой ситуации Сбор не возмещается из бюджета, то его сумма, уплаченная таможенному органу, включается в стоимость товара и учитывается на счете 41:
Дебет 41 «Товары» Кредит 68 (76), субсчет «Расчеты с таможней»
— начислен утилизационный сбор.
При этом поскольку в рассматриваемой ситуации Сбор уплачивается при ввозе товара, а не в момент его реализации, то письмо Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875 (об использовании счета 44 «Расходы на продажу» для учета экологического сбора) не применимо.

Читать еще:  Как списать огнетушитель в бухучете

К сведению:
Отметим, что покупатель также несет риски в случае оформления сделки как компенсация продавцу Сбора, уплаченного им в соответствии с требованиями Закона N 89-ФЗ (письмо Минфина России от 14.08.2019 N 03-03-06/1/61449).
Подробнее смотрите в ответе на Вопрос: При покупке самоходных машин продавец по договору купли-продажи предъявил покупателю компенсацию утилизационного сбора (без НДС). Поставщик (импортер) планирует сумму компенсации уплаченного им утилизационного сбора перевыставить отдельным платежом (не в цене самоходной машины). Какие риски несет покупатель по налогу на прибыль? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

29 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Ранее аналогичную позицию выразил Минфин России в отношении компенсации перевозчику его расходов на плату за т.н. «Платон» (письма Минфина России от 06.06.2016 N 03-07-11/32518, от 11.02.2016 N 03-07-11/7383).
При этом суды придерживались аналогичной позиции (смотрите постановления Пятнадцатого ААС от 05.04.2018 N 15АП-4537/18, от 11.08.2017 N 15АП-5374/17). Суды указали, что суммы возмещения дополнительных расходов исполнителя образуют цену договора на оказание транспортных услуг, подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании ст. 146 и 154 НК РФ и возмещаются заказчиком с включением налога.
Скорее всего, такая же логика будет учтена судом в случае, если организация решит не начислять НДС на сумму Сбора в рассматриваемой ситуации.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Утилизационный сбор на самоходные машины

Кто, куда и за какие самоходные машины должен платить сбор

С 1 сентября 2012 г. введен утилизационный сбор для автомобилей, ввозимых в Россию или произведенных/ изготовленных в РФ.

При решении вопроса о необходимости уплаты утилизационного сбора для автомобилей нужно руководствоваться Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор утв. Постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291 .

Кстати, буквально на днях отменена уплата утилизационного сбора в отношении прицепов максимальной технически допустимой массой не менее 0,75 т и не более 10 т, а также снижены ставки сбора на прицепы максимальной допустимой массой более 10 т Постановление Правительства от 11.05.2016 № 401 .

Тему статьи предложил директор ООО «Нордлифт» А.Н. Малышев, г. Санкт-Петербург.

С 2016 г. необходимость уплаты утилизационного сбора распространена и на самоходные машины и прицепы к ним п. 1 ст. 24.1 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ . Причем уплачивать и рассчитывать сбор нужно самостоятельно.

Коснулось это изменение довольно широкого ряда техники, в том числе сельскохозяйственной, лесохозяйственной, строительной и дорожной. К примеру, теперь надо уплачивать сбор с автогрейдеров, погрузчиков, квадроциклов, снегоходов, тракторов и комбайнов. Далее в статье для упрощения будем называть все это самоходной техникой.

Разберем несколько важных деталей, касающихся уплаты этого сбора.

Кто платит сбор, за что и сколько

Утилизационный сбор гарантирует, что транспортные средства, самоходные машины и прицепы к ним будут безвозмездно утилизированы.

Утилизационный сбор надо уплачивать только в отношении той самоходной техники, которая указана в специальном правительственном Перечн е Перечень, утв. Постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81 (далее — Постановление № 81) , в случа е пп. 3, 4 Правил, утв. Постановлением № 81 (далее — Правила № 81); пп. 1, 2 ст. 24.1 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ :

  • ее ввоза в Россию;
  • ее производства или изготовления в РФ;
  • ее приобретения у лиц, которые не уплатили такой сбор по причине льготного ввоза или незаконно.

Утвержденный Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним вы найдете: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс

Несмотря на то что Закон об уплате утилизационного сбора вступил в силу с января 2016 г., правительственный Перечень принят только в феврале 2016 г., а вступил в силу с 10.02.2016. Пока Перечня не было, не было и обязанности уплачивать утилизационный сбор. Налоговая служба довела до инспекций разъяснения Минпромторга о том, что утилизационный сбор взимается только с 10.02.2016. А в отношении самоходной техники, «выпущенной в обращение до 10 февраля 2016 г., утилизационный сбор не взимаетс я» Письма ФНС от 28.03.2016 № СД-4-3/5250@ ; Минпромторга от 04.03.2016 № МА-12952/20 .

Читать еще:  Раздельный учет ндс при благотворительности

Внимание

Если самоходная техника не упомянута в правительственном Перечне, то платить утилизационный сбор по ней не нужно.

Это означает, что если в январе 2016 г. самоходная техника, поименованная в Перечне, была ввезена в Россию (после чего растаможена, то есть выпущена в свободное обращение) либо произведена в России, то даже в случае ее дальнейшей продажи в РФ утилизационный сбор уплачивать не нужно ни продавцу-импортеру, ни производителю, ни покупателю. Ведь производитель или импортер такой сбор не должен был платить из-за того, что не было специального перечня, а покупатель не должен его уплачивать потому, что причиной неуплаты сбора продавцом не явились применение льгот при ввозе и/или его незаконные действия (а это — условия, когда такой сбор надо платить).

Бухгалтерский и налоговый учёт утилизации отходов

В процессе производства товаров и услуг, выполнения работ неизбежно образование отходов. Их состав определяется видом деятельности фирмы. Правила обращения с производственными отходами определены ФЗ-89 от 24/06/98 г. Производственные отходы – это ТМЦ, полученные в процессе переработки начального сырья, утратившие свои потребительские свойства, непригодные в дальнейшем для использования по назначению. Одним из этапов обращения с ними является утилизация.

Законодательное регулирование

Основные положения и обязанности по обращению с отходами содержит ФЗ-89. Ответственность за утилизацию отходов лежит на первоначальном собственнике, на организации, где они образовались.

Отходы производства подразделяются на безвозвратные и возвратные. Первые представляют собой материалы с полностью утраченными исходными полезными свойствами. Их реализация или повторное использование невозможно. Вторые могут быть использованы в производстве, проданы для дальнейшего использования.

Безвозвратные отходы отдельно не отражаются в балансе. Это производственные (технологические) потери, норматив которых закладывается в нормы расхода сырья при расчете себестоимости готового продукта: усушка, улетучивание, угары, испарение. Согласно «Основным положениям по калькулированию себестоимости продукции» п. 27 (утв. 20/07/70 г., действующий документ), безвозвратные отходы не подлежат оценке. Это означает, что бухгалтеру не нужно определять их стоимость и формировать проводки. Можно сказать, что косвенным образом их утилизацию оплачивает сама фирма через механизм расчета издержек производства. Необходим лишь их технологический учет.

Возвратные отходы могут быть утилизированы непосредственно. ФЗ-89 определяет утилизацию отходов как их использование в производстве продукции, услуг, осуществлении работ. При этом в учетных целях отходами не признаются остатки материалов, которые сохранили все свои потребительские свойства и передаются в другие подразделения, цеха (ст. 254-6 НК РФ).

Порядок утилизации

Собственник может пойти двумя путями.

  1. Поручить вывоз и дальнейшую утилизацию специализированной фирме. Для этого понадобятся учетные данные по объемам отходов, зафиксированные в документах. Опасные отходы (ст. 4.1 ФЗ-89) требуют наличия лицензии на утилизацию.
  2. Самостоятельно учитывать отходы и принимать решение об их утилизации, например, о передаче отходов в производство.

Чтобы иметь основания для отражения утилизации в БУ и НУ, необходимо создать внутреннюю комиссию по списанию отходов. В нее включаются технические специалисты, сотрудники экономической службы, руководитель. Комиссия определяет ТМЦ, подлежащие утилизации. Решение комиссии оформляется актом.

Бухгалтерский учет

В связи с многообразием видов отходов и способов их утилизации могут применяться различные схемы проводок и учета. Остановимся на наиболее существенных моментах БУ отходов у первоначального собственника и у фирмы, работающей в сфере утилизации.

У собственника

Контроль за движением возвратных отходов и их утилизацией начинается у собственника с построения детального аналитического учета: по видам продукции, местам возникновения отходов, информации о качественном и количественном их составе. Для подсчета образовавшихся отходов используют фактические замеры, взвешивания либо применяют расчетный метод по нормам на единицу продукции.

При утилизации путем продажи возвратных отходов на сторону могут формироваться проводки:

  • Дт 10/6 Кт 20, 23 – оприходованы из производства отходы;
  • Дт 62 Кт 91/1 – зафиксирована выручка от продажи возвратных отходов;
  • Дт 91/НДС Кт 68/НДС – начислен налог с выручки;
  • Дт 91/2 Кт 10/6 – списана с/стоимость возвратных отходов;
  • Дт 51 Кт 62 – получена оплата;
  • Дт 90/9 Кт 99 – получена прибыль от продажи возвратных отходов.

Собственник может утилизировать отходы, передав их в производство внутри своей организации.
Для этого используется проводка, обратная приведенной выше: Дт 20,23 Кт 10/6 – передача отходов в производство.

В специализированной фирме

Расходы по утилизации здесь относятся к обычным видам деятельности согласно ПБУ 10/99. Расходы признаются в БУ согласно п. 18 указанного документа, в зависимости от того, применяется кассовый метод признания доходов или нет.

Читать еще:  Себестоимость продукции счета учета

Если возвратные отходы приобретены для использования в собственном производстве, применяется счет 10.

  • Дт 10 Кт 60, 76 – оприходовано вторичное сырье от поставщика;
  • Дт 60, 76 Кт 50, 51 – оплата поставщику за вторичное сырье.

Если приобретение было сделано для дальнейшей перепродажи, сырье выступает как товар (41).

Пусть организация использует общую систему НО. Проводки при реализации будут такими:

  • Дт 62 Кт 90/1 – выручка с продажи;
  • Дт 90/НДС Кт 68/НДС – начислен НДС с продажи;
  • Дт 90/2 Кт 41 – списана с/стоимость проданных отходов;
  • Дт 51 Кт 62 – получены деньги за реализованное сырье;
  • Дт 90/9 Кт 99 – прибыль от перепродажи сырья.

Нередки случаи, когда фирма заключает с организацией, сетью торговых точек договор безвозмездной передачи отходов, мусора, например, использованной бумажной, деревянной тары в целях переработки своими силами. Условия договора могут предусматривать оплату со стороны контрагентов. В подобных случаях ключевым будет счет 98/2 – «доходы будущих периодов, безвозмездные поступления».

  • Дт 10, 15 Кт 98/2 – безвозмездное поступление ТМЦ, в рыночной (договорной) оценке;
  • Дт 20, 23 Кт 10 – сырье отправлено в переработку;
  • Дт 98/2 Кт 91/1 – внереализационный доход от безвозмездного поступления ТМЦ;
  • Дт 76 Кт 90/1, 91/1 – услуги по переработке, отражена выручка от реализации (работ);
  • Дт 90/НДС, 91/НДС Кт 68/НДС – начисление НДС на услуги по переработке;
  • Дт 50, 51 Кт 76 – оплата услуг переработки;
  • Дт 40, 43 Кт 20, 23 – выпуск готовой продукции, результат утилизации отходов.

Утилизация может оформляться такими первичными документами:

  • акт приема-передачи;
  • накладная на отпуск материалов на сторону;
  • товарная накладная;
  • отчет о переработке;
  • акт выполненных работ;
  • требование-накладная;
  • лимитно-заборная карта.

При утилизации отходов с помощью специализированной фирмы заключается договор (об утилизации, о переработке отходов).

Кстати говоря! При переработке давальческого сырья давалец является собственником образовавшихся отходов. Возвратные отходы либо уменьшают своей стоимостью стоимость исходного, переданного для переработки, сырья, либо снижают стоимость услуг переработчика.

Налоговый учет

Приведенные корреспонденции счетов показывают: операции по утилизации отходов, связанные с их реализацией, переработкой, облагаются НДС. Объектом обложения налогом на добавленную стоимость является всякая реализация, т.е. передача права собственности как возмездного, так и безвозмездного характера (ст. 146-1(1), 39-1 НК РФ). В частности, услуги по переработке отходов приравниваются к выручке от реализации работ. В ситуации, когда давалец безвозмездно передает исполнителю работ возвратные отходы, эта операция признается облагаемой НДС, как и реализация посредством уменьшения стоимости услуг на стоимость отходов. Начисление НДС на эти операции обязательно.

С текущего года операции по утилизации металлолома, макулатуры облагаются НДС (ФЗ-424 от 27/11/18 г.). Налоговым агентом здесь будет не продавец, а покупатель, т.е. сторонняя организация, специализированная фирма-переработчик. Продавец должен иметь статус плательщика НДС, а покупатель – налоговый агент может применять и общий режим, и «упрощенку», и иные спецрежимы – исчислять и перечислять налог в бюджет он все равно обязан. Агентские обязанности возложены и на тех покупателей, кто имеет освобождение от НДС (ст. 145 НК РФ). Продавец будет обязан начислить налог только в том случае, если реализует отходы физлицу или в договоре с покупателем отходов не прописал НДС, будучи его плательщиком.

В целях НУ для включения в расчеты по налогу на прибыль возвратные отходы:

  • оцениваются по рыночным ценам (ценам возможной реализации) при утилизации путем продажи;
  • по заниженной, по сравнению с исходными ТМЦ, цене, если утилизированы передачей в производство.

В последнем случае учитывается, что выход продукции будет занижен, а расход вторичного сырья – выше обычной нормы (по ст. 254-6, 40 НК РФ, письмо №03-03-06/4/49 Минфина от 26/04/10 г. и др).

Для налогоплательщика это прежде всего означает возможность уменьшить затраты по налогу на прибыль на рыночную стоимость вторичных отходов.

Безвозмездное поступление отходов — внереализационный доход. Его надо признать при списании отходов в производство для переработки.

Тезисно

Учет утилизации отходов, как бухгалтерский, так и налоговый, связан с выбором способа утилизации: утилизируются отходы на месте или передаются на сторону. Передача на сторону может иметь возмездный и безвозмездный характер. В БУ для учета применяют стандартные счета и проводки для реализации продукции и передачи ТМЦ в производство.

При безвозмездной передаче на сторону используется счет 98/2. В НУ все операции, связанные с реализацией отходов, в том числе и безвозмездной, облагаются НДС. С этого года НДС облагается также утилизация макулатуры и металлолома. Налоговым агентом выступает не продавец, а покупатель.

В целях учета налога на прибыль отходы и операции с ними оцениваются по правилам ст. 254 НК РФ.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector