Расчет выпадающих доходов в жкх
Выпадающие доходы: учет с 2017 года
Нормативное правовое регулирование
Приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н внесены изменения в приложения к приказам Министерства финансов Российской Федерации:
- от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»;
- от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;
- от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».
Введен новый счет 0 401 10 174 «Выпадающие доходы» и бухгалтерские записи по его применению.
Наиболее полное описание приведено в пункте 120 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета (утв. приказом от 06.12.2010 № 162н, далее — Инструкция № 162н):
Выдержка из документа
«уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством Российской Федерации об их уменьшении (предоставлении скидок (льгот), списании, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию) отражается по дебету счета 1 401 10 174 „Выпадающие доходы» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 205 00 000 „Расчеты по доходам», 1 209 00 000 „Расчеты по ущербу и иным доходам»».
Примеры выпадающих доходов
Оплата государственной пошлины через единый портал госуслуг
Согласно пункту 1 статьи 333.16 главы 25.3 НК РФ при обращении организаций и физических лиц за совершением юридически значимых действий в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ, с них взимается государственная пошлина.
При этом согласно пункту 4 статьи 333.35 главы 25.3 НК РФ «Размеры государственной пошлины, установленные настоящей главой за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации».
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 221-ФЗ указанная норма применяется с 01.01.2017 до 01.01.2019.
Уплата штрафа за нарушение правил дорожного движения до истечения 20 дней со дня его наложения
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ предусмотрено применение за совершение административных правонарушений административного наказания в виде административного штрафа (п. 2 ч. 1 ст. 3.2 КоАП).
В соответствии с частями 1, 5 статьи 3.5 КоАП административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.
Согласно части 1.3 статьи 32.2 «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» КоАП РФ «не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере».
Бухгалтерский учет выпадающих доходов
Рассмотрим применение счета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы» на примере.
Пример
Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 км/ч, влечет наложение административного штрафа 500 руб (ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ). На основании постановления о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500 руб. администратором доходов начислен доход. Виновное лицо уплатило штраф до истечения 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа. Выпадающие доходы отнесены администратором доходов на счет 1 401 10 174.
Бухгалтерские записи по оформлению данных операций согласно Инструкции № 162н и документы, которыми они формируются в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакций 1 и 2 (далее — БГУ1 и БГУ2), приведены в таблице.
Выпадающие доходы в ЖКХ
Термин «выпадающие доходы» активно используют работники финансово-бюджетной сферы, хотя нормативного определения в законодательных актах нет.
Эта статья даст ответы на вопросы, что такое выпадающие доходы в ЖКХ, как управляющие компании производят их налогообложение, а также как выстраивается учетная политика.
Основные понятия, определения, термины
Выпадающие доходы в жилищно-коммунальном хозяйстве представляют собой средства, полученные в рамках льгот по оплате коммунальных услуг. Это своего рода компенсационные льготы, предоставленные бюджетами разных уровней.
Выпадающие доходы — это профит, недополученный частным или юридическим лицом по вине граждан, государства или компании.
В качестве примера можно привести прекращение электроснабжения по желанию потребителя. Так продавец энергии получает выпадающие доходы, связанные с потерей выручки по тарифам.
Выпадающие доходы (ВД) присутствуют не только в сфере жилищного хозяйства. Существует специальное возмещение ВД, посредством которого можно вернуть определенную часть недополученной выгоды. Так происходит в некоторых специфических ситуациях, а выплаты производятся за счет бюджета.
Государственные или частные организации производят возмещение прибыли, используя особый учет. Предварительно заключается соглашение для выполнения расчетов по счету 86. Документ разрабатывается по уникальному шаблону с прописывание набора учетных разрезов.
По особому принципу возмещаются выпадающие доходы на приобретение транспортного средства.
В 2015 году финансовые организации, выдающие гражданам потребительские кредиты на покупку автомобилей, получали от Правительства субсидии на возмещение ВД. Эти выплаты направлялись на поддержку отечественной автомобильной промышленности. В эти годы отрасль считалась упадочной из-за кризиса в стране.
Программа действовала для кредитов, взятых гражданами на покупку транспортного средства стоимостью не более 600 тысяч рублей.
Особенности правового регулирования
Для понимания сути выпадающих доходов необходимо разобраться в специфике отношений сторон, между которыми возникают эти обязательства.
Между органами власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и организациями, предоставляющими услуги гражданам льготных категорий, возникают отношения. Относительно выпадающих доходов эти отношения регламентируются п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Льготы имеют особый правовой статус, поэтому облагаются налогами по особым правилам. Налогообложение ВД в сфере ЖКХ регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ.
Порядок расчета налогов определяется следующими нюансами:
- организационно-правовой формой организации, предоставляющей услуги на льготных основаниях;
- уровнем бюджетной системы, предоставляющей право на льготу.
В плане взыскания налогов прибылью считается экономическая выгода, которая была получена в натуральном или денежном эквиваленте и учитывается в случае возможности ее оценки.
Политика государства выстроена таким образом, что бремя расходов по услугам должны нести граждане, которые их получают. Для отдельных категорий граждан такое бремя является непосильным. Поэтому власти вводят ограничения на рост тарифов и цен по отдельным видам услуг и товаров.
Это делается еще и для того, чтобы ограничить аппетиты монополистов — поставщиков услуг. Государственное регулирование цен обозначено в п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ.
Основы этой правовой нормы заложены также в ряде федеральных законов, в частности:
- в Указе Президента РФ № 221 от 28 февраля 1995 года;
- Постановлении Правительства РФ № 239.
Эти нормы действуют и в 2020 году. Получении субсидий из бюджетов разных уровней позволяет предприятиям сдерживать рост цен на товары и услуги, которые могут контролироваться на государственном уровне, так как часть этих услуг оплачивается из казны.
Механизм возмещения выпадающих доходов государством
Выпадающие доходы, возмещаемые ресурсоснабжающими и жилищными организациями, регулируются в особом порядке. Но кто их считает? Возмещение производят специальные центры жилищных субсидий.
Компенсацию получают лица, определенные распоряжением руководства конкретного региона. Льготы предоставляются только на одно жилое помещение. В основе расчетов лежат тарифы и ставки, которые используются для расчета услуг ЖКХ.
Если расчет производит жилищная организация, то она сама предоставляет потребителям льготы. Начисления вносятся в расчетные документы. Компенсация производится за счет бюджетных средств, а выплаты проводятся через городской центр жилищных субсидий.
ЖКХ, получающие выплаты из этих центров, все полученные средства учитывают в виде целевых сборов и доходов.
Предоставлять и начислять расчет по льготным основаниям могут также ресурсоснабжающие организации. Причем выпадающие доходы им возмещаются по такой же схеме, а средства направляются из городского центра жилищных субсидий.
Особенности расчета выпадающих доходов
Правила о том, как рассчитать выпадающие доходы, определены приказом Министерства финансов РФ № 209Н от 16 ноября 2016 года. В Приказе Минфина № 65Н от 1 июля 2013 года обозначены операции по списанию сумм начисленных доходов, а также неустоек, штрафов, пеней.
Выпадающим доходом считается также уменьшение суммы начисленного административного штрафа. Это исходит из позиций ч. 1.3. ст. 32.2 КоАП РФ от 18 апреля 2016 года.
На счет выпадающих доходов относятся суммы при соблюдении следующих условий:

Особенности начисления компенсации выпадающих доходов
В отношении потребителей термин «выпадающие доходы» не применяется. Он используется больше при работе с ресурсоснабжающими организациями при возмещении недополученных доходов. Для граждан применяется компенсация части оплаты за услуги.
Минстроем и ЖКХ определено, что тарифы для ресурсоснабжающих организаций на коммунальные ресурсы устанавливаются приказами региональных энергетических комиссий.
Они утверждаются не для районов и городов, а для конкретных организаций коммунального комплекса, которые оказывают услуги подачи ресурсов.
Рост тарифов обусловлен следующими причинами:
- увеличением транспортных расходов;
- инфляционными процессами;
- подорожанием ГСМ, энергоресурсов.
В соответствии с требованиями жилищного законодательства увеличение размера платы за коммунальные платежи, вносимые гражданами на счет ресурсоснабжающих организаций, выше предельных индексов не допускается.
Предельный индекс утверждается в целом по комплексу коммунальных услуг, изменение оплаты по каждому виду услуг не учитывается.
В комплекс услуг включаются:
- водоснабжение — горячее и холодное;
- водоотведение;
- газоснабжение;
- энергоснабжение;
- поставки бытового газа в баллонах.
Если в совокупности объем расходов на оплату услуг ЖКХ превышает предельно установленный индекс, производится компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям.
Выпадающие доходы как потери в сфере теплоснабжения
Определение величины тарифа в энергетической отрасли является детально регулируемым в законодательстве процессом. Сбор сведений, произведение расчетов, утверждение тарифа осуществляется в порядке, установленном на государственном уровне. Процесс производится ежегодно.
Энергоснабжающие организации являются коммерческими предприятиями, целью которых является получение доходов от своего рода деятельности.
Энергетическое хозяйство требует постоянного поддержания его в рабочем состоянии для круглосуточного функционирования, в том числе в аварийном режиме. Все эти процедуры требуют регулярных затрат.
Существуют потребители, интересы которых защищает государство. Поэтому расчеты соотносятся с возможностью населения оплачивать потребляемую энергию.
В указанной ситуации возникают выпадающие доходы теплоснабжающих организаций, то есть недополученная прибыль, но соотносимая с рыночными реалиями.
Порядок расчета выпадающих доходов в электроэнергетике
На законодательном уровне разработаны методические указания, согласно которым определяется порядок расчетов выпадающих доходов в электроэнергетике, которые связаны с производством технологического присоединения к электрическим сетям и подлежащие компенсации.
Возмещение осуществляется за счет тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Их используют сетевые организации, Федеральная служба по тарифам России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов.
Состав и расчет выпадающих доходов производит сетевая организация, несущая указанные расходы. Утверждение их размера производится уполномоченным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов. Это связано с проведением технологического присоединения к электросетям.
Расчет размера расходов на выполнение оргмероприятий и процессов «последней мили», связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт.
Расходы могут быть связаны с предоставлением беспроцентной рассрочки.
Правила расчета выпадающих доходов в сфере водоснабжения
Стоимость услуг водоснабжения рассчитывается как произведение поставленного объема холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей на соответствующие тарифы без учета налога на добавленную стоимость.
Они утверждаются Комитетом по тарифам и ценовой политике или Распоряжением главы администрации. Возмещение выпадающих доходов водоснабжающих организаций производятся на основании соглашения, в котором предусмотрены расчеты по счету 86.
Документ составляется по заданному шаблону. В процессе учета прописывается набор учетных разрезов.
Заключение
Выпадающие доходы в сфере ЖКХ являются прибылью, недополученной человеком или фирмой по вине частных или юридических лиц. Выпадающие доходы применимы к определенным ситуациям. Выплаты по ним производятся за государственный счет.
Возмещение выпадающих доходов
Выпадающие доходы как потери в сфере теплоснабжения
Установление тарифа в сфере энергетики – детально урегулированный законодательством процесс. В установленном порядке осуществляется сбор информации, расчеты, а затем производится утверждение тарифа. Процесс является ежегодным.
Энергоснабжающие организации – коммерческие компании, цель которых получение прибыли от своей деятельности. Кроме того, энергохозяйство требует постоянного его поддержания в состоянии, позволяющем функционировать круглосуточно, а иногда – и в аварийном режиме. Следовательно, это затратный процесс.
С другой стороны, есть потребители энергоресурсов, и немалая их доля – граждане, интересы которых обязано соблюдать государство, в связи с чем все расчеты тарифов должны быть соотнесены, в том числе, с возможностью населения оплачивать потребляемую энергию.
В указанной ситуации у энергоснабжающих компаний возникают так называемые выпадающие доходы: не полученные энергосберегающими компаниями, но соотносимые с рыночными реалиями доходы, которые могут быть финансовыми потерями для таких компаний.
Фабула дела
Теплоснабжающая компания, в отношении которой было возбуждено дело о банкротстве, подала в суд иск о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей. Суд вынес решение об отказе в иске, судом второй инстанции указанное решение было оставлено в силе.
В рамках судебного разбирательства в суде первой инстанции истцу было отказано в проведении экспертизы с целью определения экономически обоснованного тарифа, суд квалифицировал требования истца как требование о компенсации убытков, полагая, что убытки вытекают из нормативно-правового акта, которым был утвержден тариф и который не был признан недействительным. Следовательно, убытки взысканию не подлежат.
Суды первой и второй инстанций при вынесении судебных актов руководствовались и тем, что в силу действующего законодательства межтарифной является разница между экономически обоснованным тарифом и льготным тарифом, тогда как компании установлен один тариф (льготный тариф теплоснабжающей организации не был определен). Определенный тариф был квалифицирован как экономически обоснованный. При отсутствии льготного тарифа выпадающие доходы у компании отсутствуют.
Истец обратился в арбитражный суд третьей, кассационной инстанции. Доводами жалобы были: отказ суда в проведении экспертизы по делу и неверная квалификация требований истца.
Факты, на которые ссылалась теплоснабжающая организация относительно квалификации требований в качестве убытков: тариф определен нормативным правовым актом в установленном порядке; нормативно-правовым актом определен размер выпадающих доходов истца и сроки их выплат – следовательно, подтверждена экономическая необоснованность тарифа; компания находится в стадии банкротства, лишена статуса единой теплоснабжающей организации, в связи с чем иначе как в судебном порядке получить выпадающий доход не может. Компания настаивала и на том, что в ее деятельности были выпадающие доходы и при отсутствии утвержденного льготного тарифа.
Суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судебный акт: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 января 2018 г. по делу № А03-21157/2016.
Позиция суда
1. Суд при вынесении постановления исследовал правовую природу убытков из нормативно-правового акта, которым был утвержден тариф (что являлось основной позицией по делу двух нижестоящих инстанций), а также вопрос о взыскании убытков в случае, если указанный нормативно-правовой акт не признан недействительным. Суд пришел к выводу, что квалификация в качестве убытков межтарифной разницы неприемлема ;
2. Судом констатированы: факт законности нормативно-правового акта, утвердившего один тариф; факт подтверждения отсутствия экономической обоснованности тарифа и необоснованность вывода судов нижестоящих инстанций о невозможности взыскания межтарифной разницы в условиях одного утвержденного тарифа;
3. Передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд кассационной инстанции счел необходимым указать на следующее:
4. Определение экономически обоснованного тарифа экспертным путем допускается, в том числе об этом ранее указывал Верховный суд;
a. При рассмотрении дела необходимо провести анализ действий государственного органа при установлении тарифа тем путем, которым он был установлен в рассматриваемой ситуации;
b. Вновь оценить правомерность действий лиц, участвующих в деле, в вопросе отнесения выпадающих расходов на 2018 год;
c. Суд отметил необходимость проведения правового анализа прекращения деятельности компании как единой теплоснабжающей организации в качестве обычного предпринимательского риска;
d. Суд констатировал, что обязанность по защите размера тарифа и подтверждение его экономической обоснованности лежит на ресурсоснабжающей организации, а законно определенные меры последующего тарифного регулирования предполагают компенсацию выпадающих доходов не органом, утвердившим тариф, а за счет потребителей ресурса.
Комментарии
1. Защита размера тарифа должна осуществлять на основе реальных экономических фактов и расчетов, закона и соблюдения порядка утверждения тарифа ;
2. Проект нормативно-правового акта и в дальнейшем – непосредственно вступивший в силу нормативно-правовой акт, утвердивший тариф, – подлежат анализу со стороны ресурсоснабжающей организации для выявления рисков его дальнейшего применения;
3. Рассматриваемое дело, вполне возможно, вновь дойдет до суда кассационной инстанции, пройдя через первую и вторую: документ об определении размера тарифа и действия органа, его утвердившего, неоднозначны, а поднимаемые постановлением вопросы сложны и достаточно спорны в правовой квалификации.
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com .
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Елена Миронова, юрист-аналитик. Блондинка. Люблю розовое. Нравится поп-музыка. Отдаю предпочтение судебным спорам по банкротству, займам.
Расчет выпадающих доходов в жкх
При использовании данного материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»
опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №7_2019
Тел: 8-902-927-25-47 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (г. Красноярск)
О выпадающих доходах ТСЖ (УК) при применении предельных индексов на коммунальные услуги
В соответствии с ч.1 ст. 157.1 ЖК РФ установлены правила относительно ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (далее — КУ)
Согласно данной норме не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за КУ выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за КУ в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ.
Предельные минимальные и (или) максимальные индексы — устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за КУ, действующих на конец текущего финансового года (далее также — предельные индексы).
Предельные индексы изменения размера платы граждан за КУ устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за КУ и затрат на оказание КУ.
Указанные индексы применяются как мера социальной поддержки при исчислении размера платы граждан за весь комплекс КУ при осуществлении их расчетов с ТСЖ (УК) или иной организацией, являющейся исполнителем КУ.
Предельные индексы не являются составляющей величиной, применяемой при определении стоимости поставленных коммунальных ресурсов при осуществлении расчетов между ТСЖ (УК) и РСО.
Взыскание выпадающих доходов в судебном порядке
Нарушение порядка и срока обращения в целях получения субсидии, не является основанием для отказа во взыскании выпадающих доходов в судебном порядке.
Федеральный закон от 26.12.2005 № 184-ФЗ не устанавливает какого-либо пресекательного срока существования права исполнителя КУ на получение субсидий и не ограничивает возможность реализации этого права сроком или периодом.
Нормативно-правовые акты Субъекта федерации и органов МСУ не могут ограничивать по сроку или устанавливать иные ограничения для реализации права, предусмотренного Федеральным законом.
Таким образом, данное право может быть реализовано и подлежит судебной защите в пределах общего срока исковой давности.
Аналогичные выводы изложены в Постановлении 3 ААС от 20.04. 2015 по делу № А33-10086/2014, Постановлении 3 ААС от 02.06. 2015 по делу № А33-9452/2014,
Предмет иска – взыскание убытков
В соответствии с п.16 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.06 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» следует, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Необходимо учитывать, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (п.4 ст. 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Определяемся с ответчиком
В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст.125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п.3 ст.158 БК РФ в суде от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов МСУ) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в п. 1 указанной статьи Кодекса.
Согласно п.1 ст.158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в частности, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; отвечает соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Согласно п. 3 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, возникающие при осуществлении органами МСУ переданных им отдельных государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта РФ.
В соответствии с ч.3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.03г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы МСУ несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Поскольку финансовое обеспечение предоставления исполнителям КУ компенсации, связанной с применением коэффициентов роста цен на КУ, является расходным обязательством субъекта РФ, муниципальное образование осуществляет выплату получателям соответствующих сумм компенсации (субсидий) в связи с наделением ее субъектом РФ отдельным государственным полномочием, которое, как указано выше, муниципальное образование может осуществлять лишь в пределах средств, предоставленных на эти цели из вышестоящего бюджета, при этом по окончании финансового года муниципальное образование во исполнение требований действующего бюджетного законодательства возвращает остаток средств субвенции в бюджет субъекта РФ и фактически не располагает указанными денежными средствами, на нее не может быть возложена обязанность по выплате ТСЖ (УК) соответствующей суммы компенсации (субсидии).
Аналогичные выводы изложены в Постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 08.06.17 по делу № А33-6956/2016, Постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 17.01.17 по делу № А33-1099/2016, Определении ВС РФ от 14.04.17 № 302-ЭС17-2875 по делу № А33-1099/2016, Постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 08.06. 2017 по делу № А33-6956/2016, Решении АС Красноярского края от 28.11.17 по делу № А33-20707/2017.
Вина и противоправность публично-правового образования.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.03.11 возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов).
Такого рода убытки не связаны с виновными действиями Ответчика или иного субъекта, а обоснованы, как указал Конституционный суд, необходимостью реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов).
Таким образом, устанавливая размер платы граждан за КУ с учетом предельных индексов субъект РФ, тем самым, автоматически порождает убытки для исполнителя КУ — ТСЖ (УК).
При этом компенсация соответствующих убытков не ставится в зависимость от соблюдения каких-либо условий, а возмещается в связи с самим фактом предоставления КУ гражданам с учетом предельных индексов.
Противоправность поведения публично-правового образования уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение заключается в неисполнении требований, установленных законодательством, регулирующим повышение размера платы за КУ, и отказе в компенсации ТСЖ (УК) выпадающих доходов.
Противоправное бездействие публично-правового образования уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение в случае применения ТСЖ (УК) тарифов на КУ, исходя из тарифов, установленных для РСО, повлекло бы за собой ограничение социальных гарантий граждан, в сфере оплаты КУ.
Выводы
В случае если ТСЖ (УК) взимало плату за КУ с собственников квартир МКД с учетом предельных индексов, установленных субъектом РФ и имеются потери в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за КУ, возможно взыскание размера выпадающих доходов в судебном порядке в пределах общего срока исковой давности (3-х лет).
Нормативно-правовые акты Субъекта федерации и органов МСУ не могут ограничивать по сроку или устанавливать иные ограничения для реализации права, предусмотренного Федеральным законом.
Возникновение выпадающих доходов у ТСЖ (УК) служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), Субъект РФ не может быть освобожден от обязанности возместить возникшие убытки, обусловленные фактической оплатой коммунальных ресурсов по ценам выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за КУ.
При этом ТСЖ (УК) в отношении МКД, соблюдая законодательно установленные требования по оплате коммунальных ресурсов по экономически обоснованным тарифам и положения ЖК РФ о взимании с граждан платы не выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой платы, неизбежно претерпевают негативные последствия и несут убытки в виде межтарифной разницы, которые могут быть компенсированы лишь из бюджета Субъекта РФ.
На уровне Субъекта РФ необходимо определить — главного распорядителя бюджетных средств — по предоставлению субсидии бюджетам муниципальных образований для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов МСУ предельных индексов изменения размера платы граждан за КУ.
О порядке расчета размера возмещения недополученных доходов регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения и водоснабжения
А.М. Криницын, главный юрисконсульт Управления правового обеспечения операционной деятельности, ЗАО «КЭС», г. Москва, эксперт интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения» (www.zhane.ru)
1 июля 2014 года Правительством РФ был издан документ, призванный усовершенствовать нормативное регулирование политики долгосрочного регулирования цен (тарифов) организаций, осуществляющих деятельность в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения и водоснабжения.
Таким документом является постановление Правительства РФ № 603 (далее по тексту — Постановление), нормы которого вступили в законную силу 15 июля 2014 года (нормы Постановления вступают в законную силу по истечение 7 (семи) дней с момента официального опубликования (впервые опубликованы 07.07.2014 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru). — Прим. авт.) и предусматривают:
■ Правила расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности (далее по тексту — Правила);
■ Правила определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта РФ или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения;
■ изменения, которые вносятся в Основы ценообразования в соответствующих сферах, утвержденные Правительством РФ.
Следует отметить, что издание Постановления обусловлено положениями отраслевого законодательства (представленного в настоящий момент Федеральным законом от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 07.12.2011 г № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 30.12.2004 г № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и нормативными правовыми актами, принятыми в развитие названных федеральных законов), которыми было закреплено требование о компенсации регулируемым организациям за счет средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, в случаях принятия регулирующими органами решений:
1) об изменении долгосрочных тарифов регулируемых организаций;
2) об изменении необходимой валовой выручки (далее по тексту — НВВ) регулируемых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования в соответствующей сфере деятельности на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов);
3) об изменении долгосрочных параметров государственного регулирования цен;
4) об установлении долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), отличных от долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), установленных уполномоченными органами или согласованных ими в соответствии с законодательством РФ о концессионных соглашениях.
Такие решения регулирующих органов м.б. приняты при соответствующем внесении изменений в закон субъекта РФ или в муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о бюджете, предусматривающих бюджетные ассигнования на возмещение таких недополученных доходов указанным организациям, размер которого определяется в порядке, установленном Правительством РФ.
В развитие названных положений требования Постановления предусматривают:
1. Перечень случаев, на которые требования о расчете возмещения недополученных доходов не распространяются.
Такими случаями являются (пункт 4 Правил):
■ корректировка цен (тарифов), размера НВВ и иные случаи, предусмотренные Основами ценообразования в соответствующих сферах;
■ если решения органа регулирования об изменении долгосрочных тарифов, и (или) НВВ регулируемых организаций, и (или) долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), и (или) об установлении долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), отличных от долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), установленных уполномоченными органами или согласованных ими в соответствии с законодательством РФ о концессионных соглашениях (далее по тексту — решения регулирующего органа), принимаются на основании решения Правительства РФ, связанного с существенным ухудшением экономической конъюнктуры (за исключением случая инициативного принятия решения органа регулирования о возмещении в данном случае недополученных доходов регулируемым организациям за счет бюджета субъекта РФ или местного бюджета);
Справочно: так, например, в соответствии с частями 6.3-6.5 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» Правительство РФ вправе принять решение о возможности изменения на период до 3-х лет долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, и (или) НВВ теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и (или) долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры, при котором объем ВВП в постоянных ценах за один из кварталов текущего года меньше, чем объем ВВП в соответствующем квартале предыдущего года.
В случае принятия решений регулирующего органа на основании решения Правительства РФ компенсация недополученных доходов теплоснабжающим организациям, теплосетевым организациям, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, в обязательном порядке не осуществляется.
■ если решения регулирующего органа планируется принять в связи с реализацией предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 26.03.2003 г № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» механизма передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям.
2. Порядок расчета размера возмещения недополученных доходов (пункты 5-12 Правил).
В частности, обращают на себя внимание следующие требования:
1) расчет размера возмещения недополученных доходов производится органом регулирования до принятия решения регулирующего органа (пункт 5 Правил).
Проблема: Правила не определяют и не регулируют порядок возмещения недополученных доходов в случаях, связанных с принятием решений регулирующих органов с нарушением установленного требования, а равно в отсутствие соответствующего расчета размера возмещения недополученных доходов.
2) размер возмещения недополученных доходов за каждый год определяется по формуле как разница между НВВ, которую регулируемая организация должна получить, если не будут приняты решения органа регулирования, и НВВ, которую регулируемая организация получит при принятии соответствующего решения (пункт 7 Правил);
3) при расчете размера возмещения недополученных доходов применяется метод регулирования тарифов, который использовался при установлении тарифов регулируемой организации до принятия решений органа регулирования (если органом регулирования не планируется изменение метода регулирования) (пункт 9 Правил).
Важно: размер возмещения недополученных доходов, выплаченных или подлежащих выплате регулируемой организации, не подлежит учету при установлении регулируемых цен (тарифов) в отношении соответствующих регулируемых организаций в текущем и последующих периодах регулирования (пункт 17 Правил).
Справочно: требования к содержанию расчета размера возмещения недополученных расходов определены пунктом 13 Правил.
3. Порядок выплаты недополученных доходов регулируемой организации (пункт 2 Постановления).
Уполномоченные органы перечисляют организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности (в отношении которых не принято решение о ликвидации), причитающиеся им средства в качестве возмещения недополученных доходов в последнем квартале каждого года долгосрочного периода регулирования.
При этом обязательным условием предоставления возмещения недополученных доходов является наличие договора (соглашения), заключенного регулируемой организацией и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, содержащего в т.ч. порядок возврата средств в размере величины корректировки размера возмещения недополученных доходов, рассчитанной в соответствии с Правилами.
Справочно: органы регулирования до 1 апреля года, следующего за годом, в котором регулируемым организациям были возмещены недополученные доходы, на основании фактических данных о результатах деятельности регулируемых организаций рассчитывают по формуле, предусмотренной пунктом 15 Правил, в отношении каждой регулируемой организации величину корректировки размера возмещения недополученных доходов, которая вычитается из размера возмещения недополученных доходов, подлежащего выплате соответствующей регулируемой организации в текущем финансовом году (пункты 15, 16 Правил).
Проблема: требования к порядку заключения договора (соглашения), его форме и условиям в утвержденном Постановлении отсутствуют, что дает основания для злоупотреблений со стороны уполномоченных органов в части необоснованного отказа/затягивания его заключения, направленного на создание формального основания для отказа в компенсации регулируемой организации недополученных доходов.
Важно: расчет размера возмещения недополученных доходов не является основанием для выплаты недополученных доходов, если:
■ решения органа регулирования не были приняты;
■ в течение периода регулирования органом регулирования были приняты не только решения, которые привели к возникновению недополученных доходов, но и решения, отменяющие указанные решения, при условии, что у регулируемых организаций не возникли и не возникнут недополученные доходы в результате указанных решений органа регулирования (пункт 13 Правил).
4. Исключение из требования о возмещении недополученных доходов применительно к решениям регулирующих органов, принятым до 2015 года.
Так, например, в соответствии с пунктом 52 (1), вносимым в Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные ПП РФ от 22.10.2012 г. № 1075, в случае возникновения у регулируемых организаций недополученных доходов, связанных с изменением в течение первого долгосрочного периода регулирования, начавшегося до 2015 года, долгосрочных тарифов, и (или) НВВ регулируемых организаций, определенной на основе долгосрочных параметров регулирования, и (или) долгосрочных параметров регулирования, и (или) установлением долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования, отличных от долгосрочных параметров регулирования, установленных уполномоченными органами или согласованных ими в соответствии с законодательством РФ о концессионных соглашениях, возмещение таких доходов за счет средств бюджета субъекта РФ в соответствии с требованиями Федерального закона «О теплоснабжении» не осуществляется.
Справочно: аналогичные по содержанию изменения внесены Постановлением также в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. ПП РФ от 29.12.2011 г. № 1178, и Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. ПП рФ от 13.05.2013 г. № 406.
Вывод
Утвержденные Постановлением нормативные изменения направлены на совершенствование системы ценообразования в регулируемых сферах деятельности и закрепление порядка реализации механизма компенсации недополученных доходов, что, в целом, заслуживает положительной оценки.
Вместе с тем, следует обратить внимание на то обстоятельство, что с юридико-технической точки зрения нормы Постановления сформулированы таким образом, что не позволяют назвать механизм компенсации однозначно обеспечивающим возмещение регулируемым организациям недополученных доходов, возникающих в результате принятия регулирующими органами соответствующих тарифных решений.
В связи с указанным нельзя исключать возможность возникновения в правоприменительной практике конфликтных ситуаций, связанных с неоднозначным толкованием и (или) некорректным применением регулирующими органами закрепленного механизма компенсации выпадающих расходов.