Finkurier.ru

Журнал про Деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методики расчета налоговой нагрузки организации

Расчет налоговой нагрузки: формулы, методы, примеры

Общие положения

Размер фискального обременения экономических субъектов — это не «призрачный» показатель или абстрактное плановое значение. Нет, налоговая нагрузка — это величина налогов, сборов и взносов, которая определяется для экономического субъекта в зависимости от его вида деятельности, масштабов производства и штатной численности.

Иными словами, объем фискальных платежей в бюджет практически для каждого субъекта определен. Точнее, чиновники определили лишь пограничные значения. Отклонение от данных показателей говорит о существенных изменениях в финансово-хозяйственной жизни предпринимателя или организации, что вызывает пристальный интерес со стороны ФНС.

Подробнее о том, какие установлены значения на 2020 год, мы рассказали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС». Далее определим, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия на конкретном примере.

Налоговая нагрузка: формула расчета

Итак, размер фискального обременения — это отношение суммы фискальных платежей экономического субъекта, исчисленного в процентном выражении, к сумме полученной выручки, определенной по данным бухгалтерского учета за отчетный период.

Исчислять показатель нужно по формуле:

Для верного подсчета столь важного показателя учитывайте следующие рекомендации:

  1. В расчет включайте все суммы фискальных платежей, которые были начислены налогоплательщиком в отчетном периоде.
  2. Учтите платежи, которые компания уплачивает в качестве налогового агента. Например, НДФЛ по работникам также включайте в расчетные данные.
  3. Исключите суммы ввозного НДС.
  4. Не учитывайте таможенные пошлины, уплачиваемые по действующему законодательству.
  5. Суммы начисленных страховых взносов тоже не включайте в расчет.

Такие рекомендации закреплены в Письмах Минфина от 11.01.2017 № 03-01-15/208, ФНС от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@.

Другие методики расчета

Налогоплательщики вправе применять иные методики расчета налоговой нагрузки для проведения самостоятельной проверки. Так, чиновники предусмотрели два способа.

Способ № 1. Исчисление по налогу на прибыль.

Чтобы подсчитать размер фискального обременения, потребуются данные отчетной декларации по налогу на прибыль за итоговый период (календарный год). Нужны только два показателя:

  • лист 02, строка 180;
  • лист 02, сумма строк 010 и 020.

Итак, высчитать налнагрузку по налогу на прибыль можно по формуле:

В настоящее время значения, по которым ФНС инициирует выездную проверку, не установлены. Показатели прошлых лет были следующими: не менее 1 % — для торговой фирмы, и не менее 3 % — для других организаций, в том числе и для подрядных компаний и производственных предприятий.

Способ № 2. Расчет по налогу на добавленную стоимость.

При таком способе исчисления фискального обременения рассчитывается отношение суммы вычетов НДС к сумме начисленного налога. Если полученное значение равно 89 % и более, то это заинтересует ФНС.

Расчет налоговой нагрузки предприятия на примере 2020

Теперь определим, как считать налоговую нагрузку на конкретном примере.

Условия для расчетов:

ООО «ВЕСНА» занимается деятельностью в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. Компания применяет ОСНО. По данным бухгалтерской отчетности, выручка за 2017 год (строка 2110 отчета о финансовых результатах) — 65 миллионов рублей.

Данные налоговой отчетности за 2017 год:

  • декларация по налогу на прибыль — 1 750 000 рублей;
  • НДС — 1 670 000 рублей;
  • транспортный налог — 450 000 рублей;
  • налог на имущество — 780 000 рублей;
  • НДФЛ — 1 200 000 рублей.

Суммы уплаченных страховых взносов в расчете не учитываются.

Пример расчета налоговой нагрузки:

По данным ФНС: минимальное значение нал. нагрузки для гостиниц и ресторанов в 2017 г. — 9,5 %. 11,11 % по ООО «Весна» больше минимального значения, определенного ФНС (9,5 %).

Снижение показателя: что будет

Если значение показателя ниже среднего по конкретному виду деятельности, то ФНС вправе:

  1. Вызвать руководителя предприятия для личной беседы. Встречу будет проводить начальник ИФНС по месту регистрации либо его заместители. В ходе беседы представитель ФНС будет выяснять, в чем причина снижения фискального обременения. Основная цель встречи: выявить фирмы-однодневки, недобросовестных налогоплательщиков, незаконные сделки и операции.
  2. Инициировать выездную проверку. Инспекция включит «проблемного» налогоплательщика в план контрольно-ревизионных мероприятий, при которой будет: проведена тщательная проверка данных бухгалтерского и налогового учетов, изучены первичные и учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности.

Если компания уклоняется от выполнения предписаний ФНС, инспекторы вправе применить более эффективные методы воздействия. Причем такие методы могут иметь отрицательное влияние на деятельность субъекта. Например, в исключительных случаях ИФНС может заморозить счета предприятия. То есть любые финансовые операции будут невозможны. Также чиновники могут обратиться в судебные инстанции, чтобы начать административное или даже уголовное преследование по фактам уклонения от уплаты налогов и прочих фискальных платежей.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая проверка ИНФС.

Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
Читать еще:  Расчет средней стоимости основных средств

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

    Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

НН по НДС = ННДС / Нбрф

Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

Методики расчёта налоговой нагрузки

Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:

— по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;

— по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

Методика 1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / В + ВД) x 100%, где НН — налоговая нагрузка на организацию; НП — общая сумма всех уплаченных налогов; В — выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД — внереализационные доходы.
Такой расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени, поскольку рассчитанная по этой методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость произведенной продукции (работ или услуг) и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика.

Методика 2.Существует иная методика расчета налоговой нагрузки, согласно которой: — сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам.

Читать еще:  Расчет страховых взносов ип на енвд

Вновь созданная стоимость продукции организации может быть определена по формулам:

ВСС = В — МЗ — А + ВД – ВР или ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

где ВСС — вновь созданная стоимость; В — выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС); МЗ — материальные затраты; А — амортизация; ВД — внереализационные доходы; ВР — внереализационные расходы (без налоговых платежей); ОТ — оплата труда; НП — налоговые платежи; ВП — платежи во внебюджетные фонды; П — прибыль организации.

Относительная налоговая нагрузка в этом случае определяется по формуле:

ОНН = (АНН / ВСС) x 100%

Методика 3.Существует методика, основанная на включении в состав налоговой нагрузки количества налоговых платежей, их структуры и механизма взимания.

По этой методике показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:

НН = (Сумма (НП + ВП) / Сумма ИС) x 100%, где Сумма (НП + ВП) — сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды; Сумма ИС — сумма источника средств для уплаты налогов.

В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.Эта методика предполагает рассчитывать налоговую нагрузку по группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость, которая исчисляется по формулам:

ДС = В – МЗ или ДС = ОТ + НП + ВП + П + А, где ДС — добавленная стоимость.

Данная методика в отличие от предыдущей не предполагает исключения из добавленной стоимости амортизационных отчислений..

Методика 4. Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию.

ДС = А + (ОТ + ЕСН) + НДС + П, где ДС — добавленная стоимость; А — амортизация; ОТ — оплата труда; ЕСН — единый социальный налог; НДС — налог на добавленную стоимость; П — прибыль.

Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат по формуле:

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нп + Нпр .

Таким образом, по этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, то есть с источником дохода, но при этом в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог.

Сравнительный анализ методик расчета налоговой нагрузки организации

В экономической литературе присутствуют различные методики исчисления налоговой нагрузки предприятия. Основные различия рассматриваемых методик состоят в определении:

  1. структуры налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки;
  2. состояния учитываемых налогов (уплаченные или начисленные);
  3. интегрального показателя, с которым сравнивают сумму налогов.

Сравнительная характеристика методик расчета налоговой нагрузки представлена в таблице 1.

Налоговая нагрузка – это объем фактически уплаченных налогов и сборов, т.е. уровень фактического воздействия налогообложения на экономику.

На уровне законодательства РФ (ФЗ от 25.02.1999 №39-ФЗ) термин налоговая нагрузка формулируется как: расчетного суммарного объема денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин (за исключением особых видов пошлин, применение которых вызвано мерами по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, в соответствии с законодательством РФ), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект на день начала финансирования инвестиционных проектов

Таблица 1. Сравнительная характеристика методик расчета налоговой нагрузки

Для точности расчетов на уровне экономического субъекта используют не одну методику определения налоговой нагрузки, а их совокупность, поскольку полученные результаты позволяют более полно описать текущую и ретроспективную ситуацию по налоговым платежам предприятия.

Также, следует отметить что, ФНС России (Приложение №3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@) определены среднеотраслевые значения налоговой нагрузки, с актуализированными значениями среднеотраслевых показателей, можно ознакомиться на сайте ФНС России

Отметим что при всем многообразии методик определения налоговой нагрузки большинство из них несовершенно.

Так показатель налоговой нагрузки, рассчитанный в соответствии с методикой Департамента налоговой политики Минфина России, не характеризует влияния налогов на финансовое состояние экономического субъекта, поскольку не учитывает долю каждого налога в выручке от реализации.

В методике М.Н. Крейниной недооценивается влияние косвенных налогов.

При использовании методики определения налоговой нагрузки А. Кадушина и Н. Михайловой предоставляется возможность просчитать влияние повышения или понижения налоговых ставок и увеличения льгот на темпы развития экономического субъекта.

Согласно методике Е.А. Кировой необходимо различать два показателя, характеризующих налоговую нагрузку: абсолютный и относительный. При этом показатель абсолютной налоговой нагрузки не показывает всей тяжести налоговых обязательств предприятия. Другими словами, методика не учитывает влияния таких показателей, как рентабельность, оборачиваемость оборотных активов, трудоемкость, и не дает возможности прогнозировать динамику деловой активности хозяйствующего субъекта.

Методика расчета налоговой нагрузки М.И. Литвина включает в расчет налог на доходы физических лиц, хотя плательщиком данного налога предприятие не является, а всего лишь выполняет функции налогового агента.

Методика Т.К. Островенко является мультипликативной, а не количественной, что позволяет по результатам расчетов делать обобщенные выводы, способствующие принятию наиболее верных управленческих решений. Данная методика является синтезом описанных методик.

Список литературы:

  1. Дрожжина И.А. Практическая реализация методики расчета налоговой нагрузки экономического субъекта // Управленческий учет. 2009. №11.
  2. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2011.
  3. Островенко Т.К. Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели системы // Аудиторские ведомости. 2001. №9.
  4. Цыгичко А.Н. Нормализация налоговой нагрузки. М.: ИТРК, 2002.

Сравнительный анализ методик расчета налоговой нагрузки

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 05.11.2018 2018-11-05

Статья просмотрена: 2282 раза

Библиографическое описание:

Чиканова, Ю. А. Сравнительный анализ методик расчета налоговой нагрузки / Ю. А. Чиканова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53466/ (дата обращения: 10.04.2020).

В настоящее время существуют различные методики, позволяющие определить уровень налоговой нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности.

Наряду с существованием различных методик, существуют различные подходы к определению самого понятия «налоговая нагрузка». Так, одни авторы ставят знак равенства между понятиями «налоговая нагрузка» и «налоговое бремя», другие видят между ними существенную разницу.

Чаще всего термин «налоговая нагрузка» применяется на микроуровне, «налоговое бремя» — на макроуровне. По мнению д. э.н. А. В. Боброва: «налоговая нагрузка» — это совокупность всех налогов и сборов, уплачиваемых конкретным плательщиком, абсолютная величина, а «налоговое бремя» — относительная величина, частное от деления налоговой нагрузки на финансовый показатель деятельности предприятия» [1].

Читать еще:  Расчет суточных расходов

Исходя из определения А. В. Боброва, очевидно, что «налоговая нагрузка» не характеризует тяжесть налогообложения, так как является лишь абсолютным показателем, не предполагает сравнение с конечным финансовым результатом предприятия. Более информативным показателем выступает налоговое бремя, т. к. отражает соотношение уплачиваемых налогов и финансового результата.

Однако с точки зрения ФНС применяется термин «налоговая нагрузка» для отражения соотношения суммы уплачиваемых налогов и результата деятельности хозяйствующего субъекта.

В первую очередь, расчет показателя налоговой нагрузки производится с целью выявления риска налоговой проверки. Для этой цели используется только одна методика — Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации. Остальные методики являются альтернативными и применяются для внутренних целей организации: они позволяют определить сложившийся уровень налоговой нагрузки и сигнализируют о необходимости налоговой оптимизации.

При сравнении различных методик расчета налоговой нагрузки, можно отметить наиболее спорные моменты:

– необходимость учета налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при определении уровня налоговой нагрузки. Заметим, что многие авторы не рекомендуют учитывать НДФЛ при расчете уровня налоговой нагрузки на предприятие, аргументируя это тем, что хозяйствующий субъект уплачивает данный налог из средств работника, а не из собственных денежных средств, то есть выступает налоговым агентом;

– учет косвенных налогов.

В идеале методика расчета налоговой нагрузки должна содержать общий подход к количественной и качественной оценке влияния обязательных налоговых платежей на финансовое состояние хозяйствующего субъекта и не должна зависеть от особенностей самого процесса налогообложения, особенностей налоговой системы. Главная цель методики в том, чтобы сравнить тяжесть налоговой нагрузки не только для предприятий, применяющих один налоговый режим, но и для предприятий, находящихся на разных системах налогообложения.

Все рассуждения о налоговой нагрузке будут беспредметными до того времени, пока не будет достигнут консенсус в вопросе о методике расчета сводного показателя, характеризующего налоговую нагрузку. Существует несколько методик расчета налоговой нагрузки для предприятия.

В настоящее время существуют различные методики и подходы к определению налоговой нагрузки. Но основная идея каждой из этих методик в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, который позволит сравнить уровень налоговой нагрузки в разных отраслях народного хозяйства, учесть влияние изменения числа налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения конкретного хозяйствующего субъекта.

Проведем сравнительную характеристику основных методик определения налоговой нагрузки:

Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ, Е.В.Балацкий — показывает соотношение уплачиваемых организацией налогов и выручки. Показатель налоговой нагрузки определяется следующим образом: Н/(Вр+ВрД)*100 %, где Н — общая сумма всех уплаченных налогов; В (Вр) — выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВрД — внереализационные доходы. Среди достоинств данной методики можно отметить то, что она позволяет определить долю налогов в выручке от реализации. Основным недостатком является то, что данная методика не отражает влияние налогов на финансовое состояние хозяйствующего субъекта, из-за того, что не учитывает структуру налогов в выручке от реализации.

МетодикаМ.Н.Крейниной позволяет сопоставить налог и источник его уплаты, интегральным показателем выступает прибыль предприятия. Автор предлагает рассчитывать уровень налоговой нагрузки следующим образом: (Вр — З — Пч) / (В — З) х 100 % или (В — З- ЧП)/ЧП х 100 %, где: Вр — выручка от реализации, З — затраты на производство продукции (без налогов), ЧП — фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов. Данная методика позволяет проанализировать влияние прямых налогов на финансовое положение предприятия. С другой стороны, недооценивается влияние косвенных налогов, НДС и акцизов.

Методика А. Кадушина иН. Михайловой — показывает долю отчисляемой государству добавленной стоимости, созданной на отдельно взятом предприятии. Согласно данной методике налоговая нагрузка определяется по следующей схеме: (ПиК+ВП)/ДС, где ПиК — прямые и косвенные налоги предприятия, выплачиваемые из ДС, ВП — платежи, начисляемые на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды, ДС — добавленная стоимость. Методика позволяет сравнить налог и источник его уплаты, однако не принимает к учету налог на имущество, земельный налог и платежи за пользование природными ресурсами [2, с. 334–346].

МетодикаМ.И.Литвина позволяет определить налоговую нагрузку по всем налогам и источникам его уплаты. Автор предлагает рассчитывать налоговую нагрузку на хозяйствующий субъект следующим образом: НН= Н/ ИСУ х 100 %, где: Н — сумма налогов, ИСУ — сумма источника средств для уплаты. С помощью данной методики можно увидеть уровень денежного изъятия (отношение начисленных налогов к реально полученным организацией финансовым ресурсам). В качестве недостатка методики можно отметить включение в расчеты НДФЛ.

МетодикаВ.Д.Новодворского иР.Л.Сабанина — позволяет определить ожидаемую долю налогов в предполагаемых доходах и может применяться для оценки налоговой нагрузки при переходе на УСН с ОСНО. Формула для расчета следующая: НН УСН = (Н + УпВ)/Д * 100 %, где НН УСН — налоговая нагрузка при применении УСН, Н — ожидаемые налоговые расходы (без учета НДФЛ), УпВ — показатель ожидаемой упущенной выгоды (т. е. сумма недополученной выручки от снижения цен на величину НДС), Д — ожидаемый годовой доход. Таким образом. данная методика дает возможность сравнить и выбрать наиболее выгодную систему налогообложения, однако она не применяется при расчете налоговой нагрузки для упрощенной системы налогообложения.

МетодикаО.С.Салькова — позволяет сравнить уровень налоговой нагрузки при переходе на УСН с ОСНО. Налоговая нагрузка определяется по формуле: НН УСН = Н/Пр *100 %, где НН УСНО — налоговая нагрузка при применении упрощенной системы налогообложения, Н — налоговые расходы (без НДФЛ), Пр — расчетная прибыль. Благодаря данной методике экономический субъект может выбрать наиболее выгодную систему налогообложения, однако методика не применяется для предприятий с убыточной деятельностью.

Методика расчета налоговой нагрузки при специальном налоговом режиме (УСН, ЕСХН) — в качестве интегрального показателя, применяется добавленная стоимость, скорректированная с учетом особенностей специального налогового режима: НН СНР = Н/ДС * 100 %, где НН СРН — налоговая нагрузка при применении специального режима налогообложения, Н — налоги, сборы и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды, а также недоимка, пени и штрафы по данным платежам. Данная методика позволяет рассчитать налоговую нагрузку при применении специального режима налогообложения, но не применяется при общей системе налогообложения [2, с. 334–346].

Произведем сравнительный анализ основных характеристик, приведённых выше методик (табл. 1).

Основные характеристики методик расчета налоговой нагрузки

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×