Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ рыночных цен

Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Понятие

Определение НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (пример можно посмотреть ниже) — это анализ ценовых предложений на аналогичные товары, работы или услуги с учетом коммерческих и финансовых условий планируемого заказа. На основании такого анализа и полученных данных и устанавливается максимальная стоимость. В статье разберем подробнее, как происходит обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, пример такого расчета вы найдете ниже.

По сути, метод сопоставимых рыночных цен анализа рынка заключается в прогнозировании стоимости закупки на основании расценок на идентичные товары, а при их отсутствии — на однородные товары.

Разберем отличия данных групп.

Идентичные товары имеют одинаковые функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, страну происхождения и производителя. При этом незначительные различия во внешнем виде не имеют значения. Например, два автомобиля, одинаковые во всех отношениях (одной марки, одинаковой комплектации и т. д.), но отличающиеся по цвету. Последнее считается расхождением в отношении внешнего вида.

Однородные товары имеют сопоставимые характеристики и состоят из аналогичных компонентов, с одинаковым качеством, страной происхождения и репутацией на рынке. Выполняют одни и те же функции и могут быть коммерчески взаимозаменяемыми. Например, две резиновые покрышки зимнего типа, шипованные, одинаковые по размеру, индексу скорости и нагрузки, изготовленные в одной стране, но двумя разными производителями с различными торговыми знаками. Обе покрышки изготовлены по одному стандарту, из одинаковых материалов, имеют одинаковую репутацию на рынке, следовательно, являются однородными.

Следует учитывать, что коммерческие предложения поставщиков должны содержать в себе указание на конкретные товары, имеющие товарный знак, модель и другие параметры. Заказчик, изучив их, сможет понять: идентичные или однородные товары ему предлагают.

Методы анализа рынка

Для получения ценовой информации заказчик может использовать следующие процедуры.

Направление запросов поставщикам

П. 3.7.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 указывает на необходимость направить пять запросов. Однако Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2015 по делу № А42-2927/2014 оспаривает этот факт и указывает, что заказчик самостоятельно определяет количество запросов, которые необходимы для определения НМЦК.

Алгоритм получения коммерческого предложения и необходимые образцы мы подробно рассматривали в статье «Составляем запрос на коммерческие предложения».

Публикация запросов цен в Единой информационной системе (ЕИС)

Предлагаем скачать образец такого запроса для публикации в ЕИС.

Анализ реестра контрактов ЕИС

Минэконом рекомендует заказчикам использовать информацию только по контрактам, которые исполнены без взыскивания неустойки в течение последних трех лет (п. 3.7.3, а также Приложение № 2 Приказа № 567).

Цена анализируемых контрактов может быть увеличена в зависимости от способа проведенного заказа:

  • конкурс — стоимость может быть увеличена не более чем на 10 %;
  • аукцион — 13 %;
  • запрос котировок — 17 %;
  • запрос предложений — 17 %;
  • у единственного поставщика — не подлежит корректировке.

Использование данных, которые содержатся в общедоступных источниках информации

К такой информации относится реклама, каталоги, публичные оферты, котировки на биржах и площадках, государственные статистические отчеты и данные иных гос. и муниципальных органов, сведения информационно-ценовых агентств.

Заказчику не следует использовать для определения НМЦК информацию:

  • от лиц, состоящих в реестре недобросовестных поставщиков;
  • от анонимных источников;
  • не соответствующую описанию заказа;
  • не содержащую детальный расчет.

Формула расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Для определения стоимости закупки заказчику следует использовать не менее трех цен, предлагаемых различными поставщиками.

Предоставленные цены не должны значительно разниться между собой. К примеру, при предложении одного поставщика за товар 100 рублей, а другого — 1000 рублей показатели будут считаться неоднородными и не могут использоваться при расчете НМЦК. Для этого заказчику необходимо рассчитать коэффициент вариации, который не должен превышать 33 %.

Для определения НМЦК заказчик должен использовать следующую формулу:

Использование метода сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен предполагает установление стоимости на основании цен на объекты с аналогичными характеристиками.

Обоснование метода и его суть

Рассмотрим основные особенности метода сопоставимых рыночных цен:

  • Применение метода предполагает предварительный анализ рынка на предмет средних цен на аналогичные объекты.
  • Характеристики объекта, цена которого взята за пример, должны быть сопоставимыми с характеристиками основного предмета.
  • Данные о цене на объекты должны быть проверяемыми. Нельзя брать данные из закрытых источников. Информация берется, к примеру, из рекламных буклетов, коммерческих предложений.
  • Заказчик имеет право использовать рассчитанные им коэффициенты для перерасчета цен. При этом учитываются отличия между объектами: характеристики, условия поставки, особенности исполнения обязательств.
  • Сведения о стоимости должны быть получены минимум от пяти поставщиков. То есть требуется получить информацию о средней цене.

Определенную рассмотренным методом стоимость требуется обосновать. Процедура обоснования регулируется Постановлением Правительства от 5 июня 2017 года №555. Сначала нужно взять несколько коммерческих предложений. Затем рассчитывается средняя стоимость по формуле:

Х = (Х1 + Х2 + Х3 + Х4) / n

  • Х – это коммерческое предложение,
  • n – это их общее количество.

В дальнейшем требуется определить коэффициент вариаций, который устанавливает их однородность. Для этого требуется найти среднюю квадратическую (Д). Определяется она по следующей формуле:

Следующий этап – нахождение коэффициента. Для этого применяется формула:

В результате мы получаем определенный коэффициент. Его значение позволяет определить однородность показателей:

  • Менее 10% — незначительная изменчивость, полученную среднюю стоимость можно использовать для определения цены.
  • 10-20% — средняя изменчивость, показатель можно использовать для определения цены.
  • 20-33% — средняя высокая изменчивость. Среднюю стоимость не рекомендуется использовать для определения цены. Желательно провести дополнительный анализ рынка.
  • Больше 33% — неоднородные значения, полученный показатель нельзя использовать при расчете цены.

Очень важно ориентироваться именно на полученный коэффициент. Если он будет высоким, рассчитанная стоимость не может являться объективной.

В каких случаях применяется метод сопоставимых рыночных цен?

Начальная (максимальная) стоимость контракта определяется заказчиком. Она не может рассчитываться умозрительно. В ФЗ №44 указано, что заказчик обязан обосновывать стоимость. Именно для этих целей используется метод сопоставимых цен. Максимальная стоимость контракта, в свою очередь, определяется таких случаях, как:

  • Подготовка плана-графика закупки.
  • Составление извещения о выполнении закупки.
  • Подготовка документов о закупке.
  • Подготовка приглашения к участию в закрытой закупке.

Порядок расчета начальной стоимости регламентируется частью 1 статьи 22 ФЗ №44.

Основная информация

В пункте 3 статьи 105.17 НК РФ указано, что рассматриваемый метод считается приоритетным. То есть он может использоваться во всех случаях, кроме тех, которые указаны в законодательстве. Порядок применения метода регламентируется статьей 15.9 НК РФ. Использоваться этот способ может только при наличии следующих обстоятельств:

  • Наличие на рынке объектов или услуг с сопоставимыми характеристиками.
  • Наличие всей полноты информации об аналогичных объектах.
Читать еще:  Анализ внутренней среды организации на примере

Запрещается при сопоставлении использовать сделки, участником которых является лицо, зависимое от предприятия, осуществляющего расчет. Критерии сопоставимости сделок изложены в статье 105.5 НК РФ.

Особенности определения сопоставимости

Идентичность услуг и объектов определяется в соответствии со следующей схемой:

  • Идентичные товары. Законодательное обоснование: часть 13 статья 22 ФЗ №44. Товары сравниваются по функциональным, техническим и эксплуатационным свойствам. Учитывать можно также производителя, страну, из которой поступил товар. Во внимание не принимаются мелкие различия.
  • Идентичные работы. Законодательное обоснование: часть 13 статьи 22 ФЗ №44. Работы сравниваются по качественным характеристикам. Во внимание принимаются используемые технологии и методики, деловая репутация подрядчика.
  • Однородные товары (неидентичные). Законодательное обоснование: часть 14 статьи 22 ФЗ №44. Во внимание принимаются сходные свойства, характеристики, которые позволяют объектам выполнять аналогичные функции, возможность коммерческой взаимозаменяемости. Учитывается качество товаров, страна их происхождения, репутация производителя.
  • Однородные работы (неидентичные). Учитываются похожие характеристики, которые позволяют работам быть взаимозаменяемыми. Во внимание принимается качество работ, репутация подрядчика на рынке, форма и объем оказываемых услуг, уникальность.

В рамках метода сопоставимых рыночных цен применяются следующие сведения:

  • Коэффициенты, полученные в результате применения установленной формулы и обоснованные заказчиком.
  • Информация о рыночных ценах, которая присутствует в открытом доступе.
  • Данные о ценах, которые получены в результате запроса, направленного поставщику.

ВАЖНО! Ключевое правило – открытый доступ к используемой информации. Нужно это для того, чтобы расчеты могли проверить другие лица.

Порядок применения метода сопоставимых рыночных цен

Рассмотрим порядок использования метода:

  1. Анализ рынка с целью поиска товаров и услуг, которые аналогичны основному объекту.
  2. Обнаружение идентичных товаров или услуг. Если они отсутствуют, ищутся однородные товары и услуги.
  3. Направление поставщиком запросов о стоимости аналогичных объектов, если это требуется.
  4. Размещение запроса в ЕИС.
  5. Поиск сведений о ценах в реестре контрактов.
  6. Анализ всей полученной информации.
  7. Отбор тех сведений, которые потребуются при проведении расчетов.
  8. Если нужна коррекция цен, нужно ее провести.
  9. Проверка однородности и достоверности имеющейся информации.

После этого можно устанавливать стоимость и предъявлять ее клиенту.

Пример расчета

Компания занимается продажей холодильного оборудования. В рамках исследования рынка было обнаружено 4 аналогичных товара:

  • Товар №1 – 125 000 рублей.
  • Товар №2 – 132 000 рублей.
  • Товар №3 – 145 000 рублей.
  • Товар №4 – 138 000 рублей.

Нужно вывести среднюю стоимость. При этом используется формула Х = (Х1 + Х2 + Х3 + Х4) / n. В результате мы получаем 135 000 рублей. Далее находится средний квадратический показатель. Равен он 8524,47. После этого определяется коэффициент на основании формулы Д/Х * 100%. Мы получаем значение 6,31% (8524,47/135 000). Затем мы сравниваем коэффициент с нормативными значениями. Он составляет меньше 10%. Это значит, что однородность используемых показателей высокая. Следовательно, на основании полученного значения можно определять стоимость холодильника. В данном случае она будет составлять 135 000 рублей. Данная стоимость является совершенно обоснованной.

Статьи

Метод сопоставимых рыночных цен: 5 основных ошибок

В данной статье мы поговорим о нарушениях, выявляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при проведении проверок обоснованности НМЦк, включаемой в план-график. Если быть точнее, то речь пойдет об обоснованности НМЦк, рассчитанной методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Данный метод расчета является основным, поэтому к нему приковано самое пристальное внимание.

Обоснование НМЦк должно быть в плане-графике 2019 года

До 1 января 2020 года расчет и обоснование НМЦк должны быть включены непосредственно в план-график, например, путем прикрепления к нему отдельного документа (файла), содержащего такое обоснование. Это обусловлено ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ. Несмотря на то, что ч. 3 ст. 18 Закона № 44-ФЗ утратит свою силу с 1 октября 2019 года, обоснование НМЦк к плану-графику на 2019 год должно составляться до конца 2019 года. Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планирование закупок на 2019 год осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного федерального закона.

Отсутствие расчета и обоснования непосредственно в плане-графике закупки на 2019 год образует административный состав, ответственность по которому предусмотрена ч. 1 ст. 7.29.3. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

5 основных нарушений при применении метода анализа рынка

Известно, что при обосновании НМЦк методом сопоставимых рыночных цен заказчики руководствуются методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567. Однако, это именно рекомендации и их полное соблюдение заказчиком может влечь за собой нарушения в обосновании НМЦк с точки зрения проверяющих органов.

1. Нельзя считать «по средней» при закупках у единственного поставщика

До 1 января 2020 заказчики обязаны обосновывать цены контрактов по всем закупкам у единственного поставщика, включаемым в план-график, за исключением закупок по п.п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В отдельных случаях заказчики вынуждены обосновывать также цены договоров, заключаемых по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, но это обусловлено уже не требованиями Закона № 44-ФЗ, а практикой, сложившейся в конкретном субъекте РФ или муниципальном образовании.

Если заказчик методом сопоставимых рыночных цен обосновывает цену договора, заключаемого с единственным поставщиком, то нет никаких оснований применять среднеарифметическую цену. Заказчик обязан взять в качестве цены договора наименьшую из имеющихся у него цен. В противном случае, цена заключенного контракта будет считаться завышенной.

2. Нельзя основываться только на коммерческих предложениях

Это, пожалуй, одно из самых распространённых нарушений. Все прекрасно понимают, что коммерческие предложения «рисуются» нужным поставщиком для обоснования «нужной» ему цены. Именно поэтому проверяющие все чаще начинают считать, что если заказчик в расчете НМЦк использовал только коммерческие предложения, то цена является необоснованной. Рекомендуется при расчете НМЦк помимо коммерческих предложений использовать также иные источники информации. Наиболее достоверным источником информации для проверяющих является, конечно, реестр контрактов. Из него четко видно по каким именно ценам исполнялись контракты на поставку необходимой заказчику продукции.

3. Коммерческие предложения должны быть получены на сопоставимый объем

Довольно часто в предоставленных заказчику коммерческих предложениях содержится только цена за единицу продукции (например, за 1 кг, 1 шт., 1 упаковку и т. д.). Вместе с тем, объем поставки, в отношении которого осуществляется обоснование НМЦк значительно больше (например, 1 тонна, 1000 шт., 1000 упаковок и т.д.). В данном случае проверяющие справедливо полагают, что коммерческие предложения должны содержать цену на лот в целом, внутри которой уже может содержаться информация о цене за единицу.

Читать еще:  Анализ работы с контрагентами

Если в коммерческом предложении содержится информация только о цене за единицу, то такое коммерческое предложение не учитывает возможность предоставления скидок за больший объем поставки. Поэтому расчет НМЦк произведенной путем умножения цены за единицу, содержащуюся в коммерческом предложении, на требуемый заказчику объем, не объективен и не свидетельствует об обоснованности установленной цены.

4. В коммерческом предложении не указан срок его действия

Это также наиболее часто выявляемое нарушение. Если в коммерческом предложении не указан срок его действия, заказчик не может подтвердить актуальность используемой цены на момент расчета НМЦк

5. Коммерческие предложения не могут взяться из ниоткуда

Заказчик предоставляет контроллеру коммерческие предложения, но не может объяснить источник их происхождения. Заказчиком не направлялись кому-либо официальные запросы на предоставление указанных коммерческих предложений, при этом сами коммерческие предложения имеются. Понятно, что в указанном случае НМЦк также является необоснованной.

Метод сопоставимых рыночных цен

Основным методом проверки цен в сделках между взаимозависимыми лицами является метод сопоставимых рыночных цен. Его применение позволяет сформировать максимальные и минимальные значения рыночной цены в сопоставимых условиях. Если цена сделки вписывается в данные значения, она признается рыночной.

Метод сопоставимых рыночных цен (теория и примеры)

Действия государства по установлению контроля над отдельными видами сделок, в частности, направлены на:

  • недопущение вывода налоговой базы в офшоры;
  • более справедливое распределение налоговой базы по регионам нашей страны.

Уполномоченные органы в установленных НК РФ случаях контролируют сделки лиц, подпадающих под установленные критерии (в т.ч. взаимозависимых лиц), т.к. заинтересованы в том, чтобы налоги исчислялись из реальной стоимости товаров и услуг, а не заниженной (с целью минимизировать обязательные платежи в бюджет). Важно учитывать, что такой контроль в рамках выездных и камеральных проверок не применяется.

Осуществление же контролируемых сделок само по себе ответственность не влечет, однако может повлечь пересчет налоговиками примененных сторонами цен до уровня рыночных в целях налогообложения.

НК РФ определяет, что соответствующие рыночным доходы взаимозависимых лиц могут быть установлены:

  • налоговыми органами по результатам применения установленных законодательством способов (важно учитывать, что контроль над ценообразованием между рассматриваемыми лицами не может осуществляться в ходе выездных и камеральных проверок);
  • самостоятельно плательщиком.

Основным методом для определения рыночной цены является метод сопоставимых рыночных цен, осуществляемый путем анализа рынка. Он заключается в сопоставлении анализируемой цены контролируемой сделки с ценой сделки, заключенной иными лицами в сопоставимых условиях. При этом используется интервал рыночных цен (ст. 105.9 НК РФ).

Если по результатам анализа цена контролируемой сделки помещается в установленный интервал, цена признается рыночной.

Если же цена отклоняется от интервала, для исчисления налогов принимается минимальная или максимальная цена интервала в зависимости от того, в какую сторону произошло отклонение.

Важно, чтобы по результатам расчетов от применения рассматриваемого метода не пострадал бюджет. Другими словами, результаты соответствующего контроля не должны повлечь уменьшение налоговых поступлений от сделки.

На практике метод сопоставимых рыночных цен заключается в применении формул определения минимальной и максимальной цены (пп. 2, 3 п. 3 ст. 105.9 НК РФ).

Для этого используются:

  • данные информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен);
  • опубликованные минимальные и максимальные значения цен по сделкам в сопоставимых условиях и совпадающим по времени.

Пример определения минимальной цены

Товары реализуются по следующим ценам в рублях:

Значений выборки — четыре.

Делим это число на 4. Результат – единица. Цена, соответствующая порядковому номеру 1, составляет 142 руб., а цена, соответствующая следующему порядковому номеру, — 145 руб.

Среднее арифметическое этих цен составляет 143,5 руб.

Значение минимальной цены составляет 143,5 руб.

Пример определения максимальной цены

Товары реализуются по следующим ценам в рублях:

Значений выборки — четыре.

Умножаем число 4 на 0,75. Результат – 3. Цена, соответствующая порядковому номеру 3, составляет 148 руб., а цена, соответствующая следующему порядковому номеру, — 149 руб. Среднее арифметическое составляет 148,5.

Значение максимальной рыночной цены – 148,5 руб.

Методы контроля рыночных цен по новым правилам

Новые правила контроля со стороны государства за рыночными ценами действуют с 2012 г. Анализ практических ситуаций показывает, что за прошедшее время многие организации столкнулись с большим количеством проблем, связанных с необходимостью соблюдения новых правил ценообразования в целях налогообложения.

В данной статье подробно разъяснены сложные вопросы применения законодательно установленных методов расчета рыночных цен по сделкам, подпадающим под контроль государства, сформулированы рекомендации по обоснованию рыночных цен во избежание негативных последствий в случае проведения налоговых проверок.

Введение новых правил о ценообразовании продолжает наметившуюся тенденцию к усилению налогового контроля со стороны государства. Напомним, что с 2012 г. в Налоговый кодекс РФ введено понятие «контролируемые сделки». Контролируемые сделки — это сделки, цены которых налоговые органы вправе проверить на соответствие рыночным (ст. 105.14 НК РФ). В соответствии с п. 1 указанной статьи Налогового кодекса РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, которые в соответствии с данным пунктом приравниваются к таковым.

Теперь в соответствии с новыми правилами для снижения рисков признания цен не соответствующими рыночному уровню организациям, которые осуществляют сделки с взаимозависимыми лицами, придется самостоятельно заниматься анализом и обоснованием «рыночности» цен.

Иными словами, организация сама должна рассчитать по новым правилам и доказать налоговым органам, что цены, по которым она осуществляет сделки с взаимозависимыми лицами, являются рыночными.

В противном случае у налоговых органов появляется возможность увеличить поступления в бюджет за счет дополнительных налоговых платежей.

Применение новых правил обоснования рыночных цен связано не только с общей тенденцией усиления налогового контроля со стороны государства, но и со стремлением исключить использование организациями схем минимизации налогообложения, предусматривающих занижение контрактной цены по отношению к ее рыночному уровню в сделках между зависимыми лицами.

Например, это может быть перераспределение финансовых ресурсов в рамках группы компаний (холдинга), когда одна из структур холдинга пользуется налоговыми льготами, и при этом общая налоговая нагрузка на холдинг в целом снижается. В этом случае осуществляется перевод налоговой базы на структуру холдинга (организацию, структурное подразделение группы компаний), которая находится в более благоприятных условиях налогообложения. Такими условиями могут быть использование офшорной зоны, применение специальных режимов налогообложения (УСН, ЕНВД), или возможность применения льготных налоговых ставок.

Читать еще:  Анализ рентабельности онлайн

Иными словами, в сделках между взаимозависимыми лицами искусственно создаются коммерческие или финансовые условия, отличные от других сделок, в которых участники не являются взаимозависимыми лицами, что приводит к получению необоснованной налоговой выгоды в рамках группы компаний.

Принцип данного вида налогового контроля заключается в том, чтобы любые доходы, которые одно из этих лиц могло бы получить, но не получило из-за указанного отличия, учитывались в составе его доходов для целей налогообложения.

Определение взаимозависимости лиц, приведенное в п. 1 ст. 105.1 НК РФ, предоставляет широкое поле деятельности для проведения контрольных мероприятий за уровнем «рыночности» цен.

Так, лица признаются взаимозависимыми, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц. Перечень сделок, подпадающих под контроль налоговых органов, приведен в ст. 105.14 НК РФ, а в ст.105.7 определены методы расчета рыночных цен, которые можно использовать при проведении налогового контроля.

По сути эти методы призваны контролировать трансфертное ценообразование.

В связи с этим на практике трансфертное ценообразование часто представляет собой манипулирование ценами в сделках между взаимозависимыми лицами. Совершая сделки между собой, эти лица применяют внутрифирменные (внутрихолдинговые) цены, которые заметно отличаются от рыночных. В результате таких действий (манипуляций) общая прибыль группы взаимозависимых лиц сосредоточивается у того лица, которое находится в государстве (регионе или особой экономической зоне) с более низкими налогами.

Например, российская компания продает добытый уголь своему иностранному партнеру в офшорной зоне по цене в два раза ниже рыночной, а затем офшорная компания продает уголь конечным покупателям уже по рыночным ценам. В результате вся прибыль от продажи угля «оседает» в оффшоре, где с нее платятся налоги, а российский бюджет, в свою очередь, недополучает большие суммы.

В целях налогового контроля законодательно установлены пять методов для определения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам. Данные методы позволяют наиболее достоверно определить рыночную цену, которая сложилась бы при отсутствии связи между сторонами.

Итак, разрешено применять пять методов определения рыночных цен. Укажем их в порядке приоритета использования:

1. Метод сопоставимых рыночных цен.

2. Метод цены последующей реализации.

3. Затратный метод.

4. Метод сопоставимой рентабельности.

5. Метод распределения прибыли.

Рассмотрим, как можно применить каждый из вышеперечисленных методов на практике.

Метод сопоставимых рыночных цен

Согласно п. 3 ст. 105.7 НК РФ приоритетным методом является метод сопоставимых рыночных цен. Для применения этого метода необходимо, чтобы подконтрольная сделка была похожа хотя бы с одной иной сделкой (сопоставимая сделка), которая совершена между независимыми компаниями.

Метод не используется, когда его применение невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам (например, при отсутствии на рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, а также при отсутствии достаточной информации о такой сделке).

Для того, чтобы определить, соответствует ли цена анализируемой сделки рыночному уровню цен, нужно установить:

  • интервал рыночных цен (минимальное и максимальное значения);
  • находится или нет цена анализируемой сделки в этом интервале цен.

При определении интервала цен необходимо учитывать следующее:

  • если организация располагает данными только об одной сопоставимой сделке, то цена этой сделки будет одновременно и минимальным, и максимальным значениями рыночной цены (интервалом рыночной цены);
  • если в качестве сопоставимых цен используются биржевые котировки, то интервалом рыночных цен будут зарегистрированные на определенную дату минимальное и максимальное значения цен на идентичные (однородные) товары;
  • если для сопоставления цен используются данные информационно-ценовых агентств, то интервалом рыночных цен будут минимальное и максимальное значения цен в соответствующем периоде времени, указанные в публикации.

Пример 1

Организация продала взаимозависимой компании производственную линию за 105 млн руб. Проверяющими установлено, что точно такую же линию организация продала на аналогичных условиях независимому предпринимателю за 155 млн руб. Это единственная сопоставимая сделка.

В случае контрольной проверки продавцу будет произведен перерасчет налога на прибыль и НДС, как если бы цена продажи линии компании была 155 млн руб.

Алгоритм действий

Когда имеется несколько сопоставимых сделок, для того, чтобы определить интервал рыночных цен, надо:

1. Взять цены по всем сопоставимым сделкам (кроме анализируемой) и расположить их по мере возрастания. Если в некоторых сделках значения цены одинаковы, то в выборку следует включить все такие значения.

2. Каждому значению цены, начиная с минимального, присвоить порядковый номер.

3. Определить минимальное значение интервала. Для этого надо количество ценовых показателей, включенных в интервал, разделить на четыре.

Если при делении получилось целое число, то минимальное значение интервала определяется следующим образом:

где Nmin — число, полученное при делении количества ценовых показателей на четыре.

Если при делении получилось дробное число, то минимальное значение интервала определяется следующим образом:

где Nmin — число, полученное при делении количества ценовых показателей на четыре.

4. Определить максимальное значение интервала. Для этого надо количество ценовых показателей, включенных в интервал, умножить на коэффициент 0,75.

Если при умножении получилось целое число, то максимальное значение интервала определяется следующим образом:

где Nмах — число, полученное при умножении количества ценовых показателей на коэффициент 0,75.

Если при умножении получилось дробное число, то максимальное значение интервала определяется следующим образом:

где Nмах — число, полученное при делении количества ценовых показателей на четыре.

5. Сравнить с полученным интервалом цену контролируемой сделки:

  • если цена, примененная в анализируемой сделке, находится в пределах интервала рыночных цен, то для целей налогообложения она признается рыночной;
  • если цена, примененная в анализируемой сделке, меньше минимального значения интервала рыночных цен, то для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует минимальному значению интервала рыночных цен;
  • если цена, примененная в анализируемой сделке, превышает максимальное значение интервала рыночных цен, то для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует максимальному значению интервала рыночных цен.

Определим минимальное и максимальное значения интервала рыночных цен с использованием метода сопоставимых рыночных цен на конкретных примерах.

Пример 2

Есть данные о ценах четырех сопоставимых сделок (табл. 1).

Таблица 1. Данные о сопоставимых сделках

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector