Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ налоговой отчетности организации

Роль налоговой отчетности при финансовом анализе неплатежеспособных организаций

В России финансовый анализ неплатежеспособных организаций регламентируется специальными Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 №367. Как ни удивительно это звучит в условиях постоянно меняющегося правового климата, эта методика не редактировалась более десяти лет, несмотря на явные упущения и многочисленные несоответствия действующему законодательству.

Критика вышеназванных Правил широко представлена в публикациях отечественных авторов [1, 3, 4, 6, 8]. В публикациях авторы обращаются к особенностям анализа неплатежеспособных организаций по бухгалтерской и налоговой отчетности. Следует отметить, что методология анализа бухгалтерской отчетности достаточно подробно представлена в литературе, в том числе большое внимание уделяется соответствующим информационным возможностям и ограничениям [2, 5, 7].

В то же время работы, посвященные специфике анализа бухгалтерской отчетности в условиях неплатежеспособности, далеко не так разнообразны и многочисленны. Что касается анализа налоговой отчетности, то эта проблематика в принципе обычно не затрагивается, однако представляет существенный интерес, в особенности с позиции внутренних аналитиков, к которым относятся и арбитражные управляющие.

В действующих правилах указано, что налоговая отчетность является основанием для оценки финансового состояния организаций. Однако направления анализа налоговой отчетности и соответствующие источники в правилах проведения арбитражным управляющим финансового анализа не конкретизируются, что является существенным упущением.

Отметим, что налоговая отчетность представляет сведения о финансовых результатах организации, составленные:

  • с более высокой периодичностью, чем бухгалтерская отчетность (налоговым периодом, как правило, является календарный год, отчетными периодами являются 1 квартал, 6 и 9 месяцев календарного года);
  • по более формализованным процедурам, позволяющим однозначно трактовать сведения об учетной политике организации для целей налогообложения;
  • с несколько отличающейся от бухгалтерской отчетности структурой доходов и расходов.

Под налоговой отчетностью понимается декларация по налогу на прибыль. Безусловно, отчетность по иным налогам также может включаться в финансовый анализ для конкретизации отдельных статей бухгалтерской отчетности.

Указанные особенности налоговой отчетности позволяют использовать ее как источник сведений о финансовом состоянии организации, дополняющий сведения бухгалтерской отчетности анализируемой организации. Высокая периодичность представления декларации по налогу на прибыль обеспечивает возможность более точной оценки периода изменения (ухудшения) финансового состояния организации. Анализ налоговой отчетности позволяет характеризовать налоговую нагрузку и налоговую дисциплину должника, что соответствует целям оценки внешних и внутренних условий.

Объем информации, доступной из налоговой отчетности, определяется применяемым режимом налогообложения. Для организаций, применяющих общую систему налогообложения, целесообразно включать в рассмотрение в первую очередь декларацию по налогу на прибыль. Ключевыми направлениями анализа неплатежеспособных организаций с привлечением этого источника могут выступать:

  • динамический анализ налоговой базы по годам и по периодам, соответствующим периодичности представления декларации;
  • анализ соотношения показателей финансового результата, а также доходов и расходов по данным бухгалтерского и налогового учетов в динамике, оценка изменения характера соотношения и установление его причин;
  • выявление источников различий между бухгалтерским и налоговым учетом, предполагающих временные или постоянные различия между соответствующими финансовыми результатами;
  • анализ (при наличии в налоговой отчетности) убытка по итогам года, переносимого в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в будущих периодах, и сроков его переноса;
  • анализ финансового результата от реализации амортизируемого имущества, в том числе (при наличии) убытка, возникшего в результате реализации амортизируемого имущества, который переносится в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в течение оставшегося срока полезного использования реализованного имущества;
  • анализ отдельных видов доходов и расходов налоговой отчетности, сопоставление их с соответствующими показателями бухгалтерской отчетности.

При проведении финансового анализа неплатежеспособных организаций, использующего упрощенную систему налогообложения, возникает более очевидная необходимость дополнения данных бухгалтерского учета. Однако по сравнению с отчетностью по налогу на прибыль организаций декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, менее информативна, в частности:

  • представляется в налоговые органы один раз в год (хотя содержит данные об объекте обложения (доходы или доходы, уменьшенные на расходы) за каждый квартал);
  • составляется в соответствии с кассовым методом признания доходов и расходов;
  • формируется на основе данных книги учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН.

Направления анализа книги учета доходов и расходов и декларации повторяют логику анализа декларации по налогу на прибыль с учетом доступного объема сведений.

В случае применения должником специального налогового режима в виде уплаты единого налога на вмененный доход или патентной системы налогообложения, не предполагающих отражения реального финансового результата, анализ соответствующих деклараций, очевидно, малоинформативен.

Налоговая отчетность является важным источником информации о должнике: ее анализ способен уточнить выводы о финансовом состоянии организации и причинах утраты его платежеспособности. Однако в связи с не публичностью налоговой отчетности доступом к ее сведениям обладают только внутренние аналитики, из которых, вероятно, именно для арбитражных управляющих этот источник представляет наибольший интерес.

Дополнение оценки финансового состояния неплатежеспособных компаний анализом налоговой отчетности, содержащей относительно более оперативные сведения, которые могут сопоставляться в динамике, позволит арбитражным управляющим конкретизировать период ухудшения финансового состояния организации и уточнить результаты финансового анализа.

  1. Акулова Н.Г., Ряховский Д.И. Проблемы качества финансового анализа в процедурах, применяемых в деле о банкротстве // Эффективное антикризисное управление. 2014. №6.
  2. Зарецкая В.Г. Эволюция финансовой отчетности в РФ и ее влияние на процедуру анализа финансового состояния // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. №29.
  3. Кальварский Г.В., Львова Н.А. Финансовая диагностика кризисного предприятия // Эффективное антикризисное управление. 2012. №3.
  4. Мамаева А.В. Проблемы принятия решения об определении реальной возможности восстановления платежеспособности кризисной организации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. №43.
  5. Пятов М.Л. Эволюция методологии бухгалтерского учета в рамках балансовой модели фирмы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. «Экономика». 2014. №4.
  6. Рудакова О.Ю., Рудакова Т.А. Полнота и достоверность финансового анализа должника в процедурах банкротства // Эффективное антикризисное управление. 2013. №1.
  7. Соколов Я.В., Пятов М.Л. Бухгалтерский учет для руководителя / 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008.
  8. Чернова М.В. Аудит и анализ при банкротстве: теория и практика: Монография. М.: ИНФРА-М, 2015.

Источник: Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2015 №18 (252).

Налоговый анализ

ФНС России рекомендует организациям периодически проводить налоговый анализ собственной деятельности. В ходе него следует исследовать основные показатели уплаченных налогов за различные периоды (кварталы и годы), а также динамику этих показателей. Это необходимо для выявления факторов и причин формирования налоговой базы и дальнейшего устранения причин их возникновения при необходимости.

Кроме того, анализ налоговой нагрузки на систематической основе позволяет отследить возникновение того или иного обязательства и актуальность его погашения, а также выявить все случаи просроченных задолженностей перед ФНС России, чтобы своевременно устранить их.

Налоговый анализ организации помогает компаниям осуществлять мониторинг за динамикой налоговой нагрузки и выявлять, насколько оптимальный режим налогообложения применяет организация в настоящий момент.

Налоговый анализ является гарантом, предупреждающим возникновение налоговых правонарушений, которые могут негативно сказаться на материальном состоянии компании и ее репутации.

Для проведения процедуры налогового анализа необходимы из бухгалтерского и налогового учета и соответствующих типов отчетности. Именно эти источники являются наиболее объективными поставщиками данных о состоянии дел на предприятии.

Что учитывается в ходе налогового анализа?

Результаты налогового анализа зависят от величин:

  • Долгосрочных и краткосрочных обязательств;
  • Бухгалтерского баланса;
  • Отчета о прибылях и убытках;
  • Оборотных и внеоборотных активов;

Все вышеуказанные нормативы характеризуют величину конечного сальдо и оборотов в течение отчетного периода.

Во время проведения анализа налоговой нагрузки большую роль играет кредиторская задолженность организации перед любым государственным внебюджетным фондом или бюджетом по налогам и сборам. Это обуславливается тем, что такие обязательства часто сопровождаются штрафами, санкциями и пени, которые, накапливаясь словно снежный ком, ведут к постоянному увеличению величины долга и, в конечном счете, к низкой платежеспособности предприятия. А, как известно, именно такие трудности являются наиболее распространенной причиной, побуждающей проведение внеплановой налоговой проверки со стороны ФНС.

Комплексно изучая аналитическую информацию о том, какие налоговые обязательства есть у компании, руководство может своевременно дать оценку рискам, связанным с дальнейшей несостоятельностью, и, если они высоки, реализовать контрольные мероприятия.

Зачем нужен анализ состояния налогового учета?

Своевременное исследование основных налоговых и финансовых показателей позволяет менеджменту компании адекватно оценивать перспективы развития бизнеса и вовремя вносить в него коррективы. Анализ налоговой отчетности можно проводить вручную, сопоставляя различные показатели деятельности организации. Но это достаточно сложная и трудоемкая процедура, отнимающая много времени и требующая определенного уровня компетентности сотрудников, которые проводят его.

Мы предлагаем современным компаниям автоматизировать данный процесс посредством внедрения специализированного программного продукта «СБИС Анализ финансов». Внедрение и дальнейшее использование этой системы позволяет современным предприятиям планировать стратегию развития компании на основе реальных показателей в результате анализа налогов и налоговой нагрузки предприятия.

Налоговый анализ в «СБИС Анализ финансов» помогает также оценить, насколько велики риски, связанные с проведением налоговых проверок. Специальный функционал в данном ИТ-решении позволяет оценить кредитоспособность компании и подобрать идеальный режим налогообложения, который будет наиболее выгодным на основе данных о финансовом положении организации.

Если у вас остались вопросы о программном продукте «СБИС Анализ финансов» или о налоговом учете в принципе, тогда вы можете задать их нашим экспертам.

Если вы планируете купить электронную цифровую подпись, тогда загляните в наш Центр ЭЦП, на котором доступны самые выгодные продукты в области электронной аутентификации. Купите ЭЦП для своего бизнеса всего в один клик!

Читать еще:  Анализ деловой активности организации

Роль налоговой отчетности при финансовом анализе неплатежеспособных организаций

В России финансовый анализ неплатежеспособных организаций регламентируется специальными Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 №367. Как ни удивительно это звучит в условиях постоянно меняющегося правового климата, эта методика не редактировалась более десяти лет, несмотря на явные упущения и многочисленные несоответствия действующему законодательству.

Критика вышеназванных Правил широко представлена в публикациях отечественных авторов [1, 3, 4, 6, 8]. В публикациях авторы обращаются к особенностям анализа неплатежеспособных организаций по бухгалтерской и налоговой отчетности. Следует отметить, что методология анализа бухгалтерской отчетности достаточно подробно представлена в литературе, в том числе большое внимание уделяется соответствующим информационным возможностям и ограничениям [2, 5, 7].

В то же время работы, посвященные специфике анализа бухгалтерской отчетности в условиях неплатежеспособности, далеко не так разнообразны и многочисленны. Что касается анализа налоговой отчетности, то эта проблематика в принципе обычно не затрагивается, однако представляет существенный интерес, в особенности с позиции внутренних аналитиков, к которым относятся и арбитражные управляющие.

В действующих правилах указано, что налоговая отчетность является основанием для оценки финансового состояния организаций. Однако направления анализа налоговой отчетности и соответствующие источники в правилах проведения арбитражным управляющим финансового анализа не конкретизируются, что является существенным упущением.

Отметим, что налоговая отчетность представляет сведения о финансовых результатах организации, составленные:

  • с более высокой периодичностью, чем бухгалтерская отчетность (налоговым периодом, как правило, является календарный год, отчетными периодами являются 1 квартал, 6 и 9 месяцев календарного года);
  • по более формализованным процедурам, позволяющим однозначно трактовать сведения об учетной политике организации для целей налогообложения;
  • с несколько отличающейся от бухгалтерской отчетности структурой доходов и расходов.

Под налоговой отчетностью понимается декларация по налогу на прибыль. Безусловно, отчетность по иным налогам также может включаться в финансовый анализ для конкретизации отдельных статей бухгалтерской отчетности.

Указанные особенности налоговой отчетности позволяют использовать ее как источник сведений о финансовом состоянии организации, дополняющий сведения бухгалтерской отчетности анализируемой организации. Высокая периодичность представления декларации по налогу на прибыль обеспечивает возможность более точной оценки периода изменения (ухудшения) финансового состояния организации. Анализ налоговой отчетности позволяет характеризовать налоговую нагрузку и налоговую дисциплину должника, что соответствует целям оценки внешних и внутренних условий.

Объем информации, доступной из налоговой отчетности, определяется применяемым режимом налогообложения. Для организаций, применяющих общую систему налогообложения, целесообразно включать в рассмотрение в первую очередь декларацию по налогу на прибыль. Ключевыми направлениями анализа неплатежеспособных организаций с привлечением этого источника могут выступать:

  • динамический анализ налоговой базы по годам и по периодам, соответствующим периодичности представления декларации;
  • анализ соотношения показателей финансового результата, а также доходов и расходов по данным бухгалтерского и налогового учетов в динамике, оценка изменения характера соотношения и установление его причин;
  • выявление источников различий между бухгалтерским и налоговым учетом, предполагающих временные или постоянные различия между соответствующими финансовыми результатами;
  • анализ (при наличии в налоговой отчетности) убытка по итогам года, переносимого в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в будущих периодах, и сроков его переноса;
  • анализ финансового результата от реализации амортизируемого имущества, в том числе (при наличии) убытка, возникшего в результате реализации амортизируемого имущества, который переносится в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в течение оставшегося срока полезного использования реализованного имущества;
  • анализ отдельных видов доходов и расходов налоговой отчетности, сопоставление их с соответствующими показателями бухгалтерской отчетности.

При проведении финансового анализа неплатежеспособных организаций, использующего упрощенную систему налогообложения, возникает более очевидная необходимость дополнения данных бухгалтерского учета. Однако по сравнению с отчетностью по налогу на прибыль организаций декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, менее информативна, в частности:

  • представляется в налоговые органы один раз в год (хотя содержит данные об объекте обложения (доходы или доходы, уменьшенные на расходы) за каждый квартал);
  • составляется в соответствии с кассовым методом признания доходов и расходов;
  • формируется на основе данных книги учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН.

Направления анализа книги учета доходов и расходов и декларации повторяют логику анализа декларации по налогу на прибыль с учетом доступного объема сведений.

В случае применения должником специального налогового режима в виде уплаты единого налога на вмененный доход или патентной системы налогообложения, не предполагающих отражения реального финансового результата, анализ соответствующих деклараций, очевидно, малоинформативен.

Налоговая отчетность является важным источником информации о должнике: ее анализ способен уточнить выводы о финансовом состоянии организации и причинах утраты его платежеспособности. Однако в связи с не публичностью налоговой отчетности доступом к ее сведениям обладают только внутренние аналитики, из которых, вероятно, именно для арбитражных управляющих этот источник представляет наибольший интерес.

Дополнение оценки финансового состояния неплатежеспособных компаний анализом налоговой отчетности, содержащей относительно более оперативные сведения, которые могут сопоставляться в динамике, позволит арбитражным управляющим конкретизировать период ухудшения финансового состояния организации и уточнить результаты финансового анализа.

  1. Акулова Н.Г., Ряховский Д.И. Проблемы качества финансового анализа в процедурах, применяемых в деле о банкротстве // Эффективное антикризисное управление. 2014. №6.
  2. Зарецкая В.Г. Эволюция финансовой отчетности в РФ и ее влияние на процедуру анализа финансового состояния // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. №29.
  3. Кальварский Г.В., Львова Н.А. Финансовая диагностика кризисного предприятия // Эффективное антикризисное управление. 2012. №3.
  4. Мамаева А.В. Проблемы принятия решения об определении реальной возможности восстановления платежеспособности кризисной организации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. №43.
  5. Пятов М.Л. Эволюция методологии бухгалтерского учета в рамках балансовой модели фирмы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. «Экономика». 2014. №4.
  6. Рудакова О.Ю., Рудакова Т.А. Полнота и достоверность финансового анализа должника в процедурах банкротства // Эффективное антикризисное управление. 2013. №1.
  7. Соколов Я.В., Пятов М.Л. Бухгалтерский учет для руководителя / 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008.
  8. Чернова М.В. Аудит и анализ при банкротстве: теория и практика: Монография. М.: ИНФРА-М, 2015.

Источник: Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2015 №18 (252).

Какую информацию налоговики получают при анализе бухгалтерской отчетности

26 ноября 2013 3782

На что обращают внимание налоговики при сравнении данных

Какие нарушения ищут налоговики у заемщиков

Зачем нужен финансовый анализ состояния налогоплательщиков

Популярное по теме

В распоряжении редакции «ПНП» оказались методические рекомендации для специалистов региональных налоговых служб. Документы разъясняют, на что нужно обращать внимание при анализе бухгалтерской отчетности налогоплательщиков. Напомним, что ее изучение проводится в рамках предпроверочного сравнительного анализа, а он является этапом системы планирования выездных налоговых проверок. Соответствующая Концепция утверждена приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@.

Анализ позволяет выявить отклонения показателей отчетности налогоплательщика по сравнению с предыдущими периодами, а также сопоставить эти данные со среднестатистическими показателями по отрасли. Поэтому интересно узнать, как именно проводится эта работа и на что обращают внимание проверяющие.

Простого сопоставления показателей для анализа недостаточно

Для проведения аналитической работы налоговикам предписывают показатели из бухгалтерской отчетности переносить в специально разработанные для этой цели экселевские таблицы. В них из соответствующих граф бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах переносятся показатели за два года – год сдачи отчетности и предшествующий. При этом также методичка содержит отсылки к системе электронной обработки данных (ЭОД) – программному комплексу, который используется для целей налогового администрирования.

Налоговиков интересует величина выручки, себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов, прибыли от продаж, суммы процентов к получению и уплате, доходов от участия в других организациях, прочих доходов и расходов. А также затраты по элементам: материальные, на оплату труда, отчисления на соцнужды, амортизация и прочие расходы.

Показатели изучаются с учетом рассчитанных отклонений в абсолютном значении и в процентном выражении относительно предшествующего года. Таким образом, уже на первом этапе внесенные данные сразу же наглядно показывают динамику изменений по отдельным статьям. А кроме того, выявляют, насколько отклонения расходных статей согласуются между собой и отклонениями по доходам.

На основании указанных показателей формируется общее представление о структуре расходов налогоплательщика. Оценивается влияние каждого элемента затрат на их общую величину. Те, которые имеют наибольший удельный вес, по итогам такого анализа выносятся в отдельный список элементов затрат. В зависимости от вида деятельности это могут быть расходы, связанные с оплатой труда, амортизационные отчисления, расходы на приобретение энергетических ресурсов или водопотребление, сырьевые и пр. Анализ структуры расходов проводится в динамике за несколько лет с учетом возможных причин их изменения. Существенный скачок какого-либо из элементов, особенно если он в целом изменил общую сумму затрат налогоплательщика, может вызвать желание провести углубленный анализ.

Для анализа «расходных» показателей их сравнивают со сведениями из налоговой отчетности. Данные о прямых и косвенных затратах берутся из декларации по налогу на прибыль. Учитывается информация о начисленных страховых взносах, о численности работающих и фонде оплаты труда. Налоговикам предписывается использовать любую возможность проверить заявленные данные (см. врезку).

Анализ отчетности предполагает проверку ее данных

Налоговикам предписывают при проведении анализа в обязательном порядке использовать все доступные внутренние и внешние источники информации. Например, отчетность и учетная политика лиц, связанных с налогоплательщиком, сведения из информационных ресурсов (в том числе ПИК «Таможня»), из регистрирующих органов (ГИБДД, Росрегистрация и др.) и поставщиков энергетических ресурсов, банковские выписки о движении денежных средств по расчетным и валютным счетам, данные о ценах на приобретаемые, производимые и (или) реализуемые товары, работы, услуги (например, торгово-промышенные палаты, биржи, органы статистики, интернет).

Читать еще:  Индексный метод в экономическом анализе

Трудно представить, как именно инспекторы сопоставляют эти показатели. Правила формирования себестоимости продукции, работ и услуг в бухгалтерском учете существенно отличаются от налоговых. Многие из затрат могут быть в целях налогообложения прибыли отнесены в косвенные расходы. Например, услуги подрядчиков, которым переданы некоторые из производственных функций. В то время как в бухгалтерском учете они в обязательном порядке сформируют себестоимость. В случае наличия нереализованной продукции, незавершенных работ на конец периода эти различия повлекут разницы в суммах расходов.

Формально бухгалтерская отчетность содержит информацию об этих различиях: именно они обусловливают возникновение временных разниц. Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства отражаются и в бухгалтерском балансе, и в отчете о финансовых результатах. Однако компании вправе представлять эти суммы сальдировано (п. 19 ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н). Пояснительная записка максимум раскроет суммы свернутых активов и обязательств и общие причины их возникновения. Но маловероятно, что в принципе возможно перечислить все суммы, из которых эти разницы сложились.

На основании первичных данных рассчитываются рентабельность продаж – как частное прибыли от продаж к выручке, и удельный вес отдельных затрат – материальных, на оплату труда, амортизационных и прочих – в себестоимости продаж. Напомним, что в бухгалтерском учете прибыль от продаж – это прибыль от обычных видов деятельности. Себестоимость по ней формируют и общехозяйственные расходы, то есть влияют на рентабельность. Доходы и расходы от реализации основных средств, материальных запасов, финансовых вложений (если это не является видом деятельности компании) относятся к прочим доходам и расходам. Таким образом, коэффициент рентабельности при проверке помогает оценить эффективность только основных видов деятельности организации. И именно этот результат сравнивают с аналогичными показателями по отрасли.

На основании показателя выручки и данных о поступлениях налогов и сборов формируют индекс налоговой нагрузки. При его расчете не учитываются пени, штрафы и погашенная задолженность, имевшаяся на начало анализируемого года. Полученный результат также сравнивается со среднеотраслевыми значениями.

Заемные средства налогоплательщиков под особым контролем налоговиков

Следующим этапом налоговикам предписано оценить финансовую устойчивость налогоплательщика. Для этого определяют соотношение собственных и заемных средств в активах предприятия.

В первую очередь рассчитывается уровень собственных средств или коэффициент автономии. Он отражает финансовую структуру средств налогоплательщика. Показатель вычисляется на основании данных бухгалтерского баланса путем отнесения собственных средств к итогу баланса. Собственные средства представляют собой сумму итога раздела III «Капитал и резервы», показателя по строкам «Доходы будущих периодов» и «Оценочные обязательства» (в старых формах вместо этого показателя были «Резервы предстоящих расходов»). Она делится на показатель валюты баланса (итоговая строка разделов «Актив» или «Пассив»). Результат такого расчета выявляет, насколько обязательства предприятия могут быть покрыты собственными средствами.

В системе ЭОД показатель считается стабильным, если его значение поддерживается на уровне не ниже 0,5. Но в методических рекомендациях предъявляются более жесткие требования – критичным считается коэффициент менее 0,6.

Показатель финансовой зависимости представляет собой величину, обратную значению уровня собственных средств. Он рассчитывается как разница между единицей и уровнем собственных средств. Положительным считается значение показателя финансовой зависимости, которое не превышает 0,5.

Далее инспекторам предлагают провести анализ показателей в совокупности с данными отчетности с тем, чтобы сделать вывод о причинах финансовой зависимости предприятия. В методичке приведен пример такой комплексной оценки.

Низкий показатель коэффициента автономии обусловил убыток, который получила компания. При этом валюта баланса существенно возросла. В части «Пассива» это объяснило привлечение заемных средств. А в «Активе» баланс уравновесили краткосрочная дебиторская задолженность и краткосрочные финансовые вложения.

Для выводов налоговикам предлагают более углубленно изучить причины изменения конкретных показателей. Эта работа проводится на основе анализа операций налогоплательщика по счетам. Для этого в банки направляются соответствующие запросы сразу после окончания отчетного (налогового) периода.

Отметим, что данные о движении денежных средств по расчетным и валютным счетам налогоплательщиков обязывают налоговиков использовать на всех этапах проверки, даже когда речь идет о структуре расходов. Применительно к ним не совсем ясно, чем сведения о платежах могут помочь их анализу и как платежи влияют на рентабельность. Ведь признание как доходов, так и расходов в бухгалтерском учете большинством компаний осуществляется по начислению.

Более очевидна причина внимания к движению денежных средств в последней части рекомендаций. Там налоговикам объясняют, как надо анализировать привлекаемые налогоплательщиками кредиты. Методичка предписывает оценивать их целесообразность, проанализировать процентные ставки и целевое использование полученных средств. А при установлении факта выплаты дивидендов следует удостовериться, за счет каких средств данные выплаты осуществляются. Если за счет заемных средств, то налоговикам предписано проконтролировать, чтобы проценты по таким заемным средствам не уменьшали налоговую базу по налогу на прибыль.

Предписано также проанализировать использование полученных дивидендов акционерами. Налоговики считают недопустимым получение в дальнейшем налогоплательщиком от этих акционеров займов в размере, сопоставимом выплаченным дивидендам.

Таким образом, несмотря на позицию КС РФ, налоговики и впредь собираются оценивать целесообразность и эффективность хозяйственных операций налогоплательщиков.

Финансовая устойчивость определяется для выявления признаков банкротства

Рассмотренными расчетами не ограничивается коэффициентный анализ деятельности налогоплательщика. Методичка предписывает использовать и другие показатели, например, содержащиеся в системе ЭОД. Но при этом замечено, что цель анализа не должна ограничиться лишь сравнением показателей за ряд периодов. В результате необходимо выявить конкретные причины, которые повлияли на формирование этих коэффициентов.

В частности, может быть рассчитан коэффициент собственного оборотного капитала. Он отражает, насколько собственный капитал участвует в формировании оборотных и внеоборотных активов. Для этого из показателя собственного капитала вычитается показатель раздела I «Внеоборотные активы». Отрицательное значение показателя свидетельствует о дефиците. На основании чего делается вывод о финансировании оборотных и частично внеоборотных активов заемными средствами. Критичность такого положения оценивается при сопоставлении показателя собственного оборотного капитала с коэффициентом финансовой зависимости.

В целом можно заключить, что налоговикам на предпроверочном анализе приходится проводить доскональную оценку финансового состояния налогоплательщика. Естественно, возникает вопрос о цели таких трудозатрат государственных служащих. Учитывая, что инвестировать государство в данные субъекты не собирается, вывод можно сделать только один. Налоговики ищут признаки возможного банкротства. Их беспокоят предполагаемые потери бюджета из-за неспособности налогоплательщиков исполнить свои налоговые обязательства.

Косвенно это подтверждает информация одной из методичек. После стены формул для оценки финансовой устойчивости компаний: коэффициентов финансового рычага, текущей и промежуточной ликвидности, платежеспособности, оборачиваемости активов, сопоставления структуры баланса – целый раздел посвящен вопросам прогнозирования и выявления банкротства.

Для оценки возможности банкротства инспекторам предлагают использовать несколько моделей с критериями оценок. Также необходимо проверять компании по методике, разработанной для определения платежеспособности стратегически важных предприятий Минэкономразвития России (утв. приказом от 21.04.06 № 104). По итогам проведенной работы налогоплательщика относят к одной из пяти групп степеней угрозы банкротства. При этом также анализируется изменение финансовых показателей, которые могут быть сигналом о преднамеренном банкротстве.

Рекомендации отдельно обращают внимание на факторы, которые необходимо учитывать при проведении анализа. В числе первых названо участие налогоплательщика в холдингах. Особое внимание предписывается уделять компаниям, которые созданы и функционируют исключительно с целью минимизации налогов. На контроле налоговиков также организации, которым планируется либо оказана государственная антикризисная поддержка. Естественно, что не оставлены без внимания и убыточные компании.

О налоговом анализе отчетности

Этот материал – отрывок литературно обработанной стенограммы семинара «Годовой отчет: рекомендации практика» (лектор – М.В. Медведева), который был проведен издательством «Главная книга».

Нужно сказать, что налоговики уже давно предпринимали попытки разработать систему критериев оценки организаций, которая позволяла бы выявлять «недобросовестных» налогоплательщиков на основании данных отчетности. И раньше все эти разработки и порядок отбора организаций для проведения выездных проверок были недоступны для налогоплательщиков.

Однако в мае 2007 года ФНС утвердила перечень критериев самостоятельной оценки налоговых рисков, с которым теперь может ознакомиться любой желающий. А в октябре прошлого года эти критерии несколько модернизировали, кроме того, появились и пояснения, как их правильно применять. Помимо прочего, среди этих критериев присутствует и такое «подозрительное» явление, как отклонение рентабельности организации от среднеотраслевого уровня более чем на 10%. При этом во внимание принимаются два показателя: рентабельность активов и рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг).
О том, как рассчитать рентабельность активов, мы только что говорили. Что же касается рентабельности проданной продукции, то этот показатель определяется как отношение прибыли от продаж к себестоимости продукции.

При финансовом анализе отчетности этот показатель практически не используется. Но, как видите, налоговикам он показался интересным. А значит, и бухгалтеру лучше рассчитать этот показатель и сравнить его значение со средним по виду деятельности. Среднеотраслевые значения показателей рентабельности на 2006 и 2007 годы приведены в приложении N 4 к тому же Приказу ФНС от 30.05.2007, которым утверждены критерии оценки налоговых рисков. Средних показателей за 2008 год пока еще нет, но, судя по всему, вряд ли они будут больше прошлогодних.
Кроме рентабельности, в перечень налоговых рисков вошли, например, такие критерии, как отклонение от среднего по виду деятельности уровня налоговой нагрузки, значительная величина вычетов НДС по сравнению с суммой к уплате, превышение темпов роста расходов над темпами роста доходов, низкий уровень зарплаты. Однако многое из того, что в реальной жизни кажется налоговикам подозрительным, осталось за рамками общедоступного перечня.

Читать еще:  Анализ производственно хозяйственной деятельности организации

И сейчас мне хотелось бы рассказать о некоторых способах оценки налоговых рисков, которые официально не утверждены, но на практике достаточно часто применяются налоговиками. Причем речь пойдет именно о тех критериях, которые определяются на основе данных отчетности. Итак, какую же информацию ищут в нашей отчетности налоговики? На что они обращают внимание?
Подозрительным считается, например, несоответствие данных о выручке из формы N 2 аналогичным данным, приведенным в декларациях по налогу на прибыль и НДС. Но согласитесь, ведь эти данные не всегда будут одинаковыми. Например, если налог на прибыль рассчитывается по кассовому методу, то «налоговая» выручка от реализации, конечно же, отличается от бухгалтерской, которая определена по методу начисления. Расхождения с данными декларации по НДС тоже вполне возможны. Ведь не все операции, облагаемые НДС, приводят к возникновению выручки в бухучете. Например, если организация продает свои основные средства, то доход от этой операции будет отнесен в состав прочих доходов. И в итоге величина выручки в бухгалтерской отчетности будет меньше, чем в декларации по НДС.
Понятно, что какое-то рациональное зерно в рассуждениях налоговиков есть. Ведь в большинстве случаев выручка по декларациям и выручка по отчету о прибылях и убытках будут примерно одинаковы. Но применять этот критерий ко всем организациям нельзя.

Поэтому, если вам придется столкнуться с такими претензиями со стороны налоговых органов, нужно постараться объяснить им причины расхождений. При этом не обязательно дожидаться окончания камеральной проверки и приглашения в инспекцию. Можно сразу приложить к отчетности пояснительную записку, особенно если эти расхождения существенны.
Таким же образом можно поступить и тогда, когда возражения инспекторов связаны с другими распространенными признаками недобросовестности, потому что большинство из них не выдерживает никакой критики. И если организация сумеет доступно объяснить, почему эти критерии нельзя признать объективными по отношению к ее отчетности, возможно, что ей и не придется в ближайшее время проходить выездную проверку.
К примеру, налоговики практикуют такой способ. По данным бухгалтерского баланса определяется разница между стоимостью готовой продукции, товаров для перепродажи и товаров отгруженных на начало и конец года. Полученная величина умножается на ставку НДС и сравнивается с разницей между суммой налога, начисленной при реализации товаров, и налоговыми вычетами, то есть с суммой НДС к уплате. Если величина, определенная по данным декларации, меньше величины, определенной по данным баланса, значит, считают налоговики, организация завышает вычеты по НДС.

В основе этого способа лежит абсолютно справедливое утверждение о том, что разница между стоимостью остатков товаров на начало и конец года должна быть равна разнице между стоимостью товаров, проданных и приобретенных в течение года. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, также определяется как разница между налогом, начисленным при реализации товаров, и налогом, предъявленным поставщиками при их приобретении. При этом стоимость продажи товара в нормальных условиях всегда больше стоимости его приобретения. Именно с этой разницы, то есть с добавленной стоимости, и уплачивается НДС. Учитывая все это, можно предположить, что величина НДС, приходящаяся на разницу между стоимостью остатков товаров, которая определяется исходя из цен их приобретения, всегда должна быть меньше суммы НДС к уплате.
Но это предположение совершенно неверно. Налоговики забывают о том, что в декларации указываются вычеты НДС, предъявленного при приобретении не только товаров, но и работ, услуг и основных средств. При этом приводится только общая сумма вычетов. Поэтому данные декларации по НДС и бухгалтерской отчетности таким образом сопоставить невозможно.

————————————————————————————————————————————
Пример. Сопоставление данных бухгалтерской отчетности и декларации по НДС
Вариант 1. Организация ведет торговую деятельность. Необходимые данные о стоимости товаров, начисленном и принятом к вычету в 2008 г. НДС приведены в таблице.

Величина НДС, приходящаяся на разницу между стоимостью остатков товаров для перепродажи на начало и конец года, составит 180 000 руб. ((2 000 000 руб. — 1 000 000 руб.) х 18%). Поскольку эта сумма не превышает общую сумму НДС к уплате за год, то в результате такого сопоставления налоговых рисков выявлено не будет.

Вариант 2. Основные исходные данные остаются теми же. Но дополнительно организация приобретает в 2008 г. объект недвижимости стоимостью 40 710 000 руб., в том числе НДС 6 210 000 руб., который принимает к вычету.
Общая сумма налоговых вычетов за год составит 16 110 000 руб. (9 900 000 руб. + 6 210 000), а общая сумма НДС к уплате — 90 000 руб. (16 200 000 руб. — 16 110 000 руб.). Поскольку эта сумма уже меньше величины НДС, приходящейся на разницу стоимости остатков товаров на начало и конец года, отчетность организации свидетельствует о наличии налоговых рисков.
————————————————————————-

Нередко выручку от реализации по данным декларации по НДС сравнивают также с приростом дебиторской задолженности по данным бухучета, то есть с дебетовым оборотом по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом не учитывается то, что реализация товаров может и не облагаться НДС. И в этом случае прирост дебиторской задолженности покупателей будет больше налогооблагаемой выручки.
В то же время постоянный рост кредиторской задолженности перед поставщиками тоже кажется инспекторам подозрительным. Если кредиторка растет и при этом организация систематически применяет вычеты по НДС, это, по мнению налоговиков, свидетельствует о фиктивных закупках, произведенных исключительно для завышения суммы вычетов.
О завышении вычетов, с их точки зрения, свидетельствует и то, что оборотные активы растут медленнее, чем внеоборотные. Как считают налоговики, это может означать, что основные средства приобретаются исключительно для того, чтобы принять к вычету НДС. Конечно, в обычных условиях прирост запасов, как правило, выше прироста основных средств. Но ведь вполне возможно, что организация проводит модернизацию производства, закупает новое оборудование.

Или еще один пример «несоответствия» данных бухгалтерской и налоговой отчетности. По данным баланса остаточная стоимость основных средств на начало и конец года практически не изменяется или даже возрастает. А в декларации по налогу на прибыль показана выручка от реализации амортизируемого имущества. Чем это можно объяснить? Ну, конечно же, тем, что в течение года организация могла не только продавать основные средства, но и покупать новые. Поэтому их общая стоимость не уменьшается. Это вполне обычная ситуация, но и она может стать основанием для проверки, если вы своевременно не объясните причины ее возникновения.
Подозрительным могут признать также значительное увеличение коммерческих и управленческих расходов без одновременного роста продаж. То есть налоговики считают, что, если такие расходы выросли, значит, обязательно в ближайшее время должна увеличиться выручка и прибыль организации. А если нет, значит, никаких расходов на самом деле не было и организация фальсифицирует отчетность для занижения налога на прибыль. Но представьте себе, что организация только начинает вести деятельности. Понятно, что на этом этапе доля управленческих и коммерческих расходов очень велика. Одна реклама чего стоит! В то же время выручка и прибыль вовсе не обязательно начнут сразу же и неуклонно расти. Ситуация вполне понятная. Но, опять же, чтобы избежать выездной проверки, ее придется объяснять налоговикам.
Далее. Есть несколько обстоятельств, которые свидетельствуют о фиктивности деятельности организации в целом. То есть не о том, что она пытается завысить вычеты по НДС или занизить налогооблагаемые доходы. А о том, что она в принципе создана для участия в какой-либо налоговой схеме и не ведет нормальной предпринимательской деятельности. Например, темпы роста заемного капитала значительно превышают темпы роста собственного капитала. То есть организация практически не получает прибыли или вообще работает в убыток, однако привлекает большие суммы займов. Другой признак — на балансе организации слишком мало основных средств или их нет вообще. При этом не принимается во внимание, что организация может заниматься, например, посреднической деятельностью, для которой основные средства практически не нужны. Или же может арендовать все необходимое оборудование.

Ну и, наверное, еще один, последний критерий, на который нельзя не обратить внимание. Я уже говорила, что низкий уровень зарплат включен в перечень критериев оценки налоговых рисков, утвержденный ФНС. Но на практике налоговики обращают внимание не только на средний уровень зарплаты в организации, но и на соотношение зарплат различных работников. К примеру, в Москве подозрительной считается высокая доля зарплат директора и главного бухгалтера в общей сумме выплат. Данные о зарплате конкретных работников налоговики могут найти в формах 2-НДФЛ. При этом они предполагают, что директор и главбух, желая обеспечить себе достойную пенсию, показывают в отчетности свою реальную зарплату полностью. А все остальные работники тоже получают немаленькую зарплату, но «в конвертах», поэтому ее уровень по бумагам оказывается намного ниже.
Думаю, вы согласитесь с тем, что выявить все эти подозрительные моменты в отчетности самостоятельно не составит особого труда для бухгалтера. И при этом он будет знать, насколько велики шансы его организации на проведение выездной проверки. А значит, сможет своевременно к ней подготовиться и дать внятное объяснение всем «подозрительным» фактам.

Впервые опубликовано в издании «Главная книга.Конференц-зал» 2009, № 03

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×