Анализ эффективности реализации проекта - Журнал про Деньги
Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ эффективности реализации проекта

Оценка эффективности реализации проекта

Для оценки эффективности реализации PR-проекта «PR-поддержка развития культурно-нравственных ценностей среди молодежи» можно выделить следующие критерии:

1. Реализация запланированных мероприятий;

2. Охват целевой аудитории;

3. Количество вышедших материалов в СМИ о запланированных мероприятиях и о деятельности Общественной палаты РТ в развитии культурно-нравственных ценностей среди молодежи;

4. Увеличение количества проектов молодежных общественных организаций, молодежных движений, направленных на развитие культурно-нравственных ценностей среди молодежи в рамках конкурсов на получение грантов Кабинета Министров Республики Татарстан при поддержке Общественной палаты Республики Татарстан;

Для оценки эффективности реализации проекта можно использовать следующие инструменты:

1. Опрос представителей молодежных организаций и общественных движений (по итогам участия молодежных организаций в ключевых мероприятиях проекта);

2. Мониторинг средств массовой информации о деятельности Общественной палаты Республики Татарстан в сфере развития культурно-нравственных ценностей среди молодежи;

3. Проведение анализа реестров участников конкурсов на получение грантов Президента Российской Федерации, Кабинета Министров Республики Татарстан среди молодежных и общественных организаций о создании проектов, направленных на развитие культурно-нравственных ценностей среди молодежи.

По окончании реализации проекта планируется достичь следующих результатов:

— появление в СМИ информации на постоянной основе о деятельности Общественной палаты Республики Татарстан в решении культурно-нравственных проблем, в развитии культурно-нравственных ценностей среди молодежи ;

— повышение степени осознания среди молодежи важности развития ценностных ориентаций для экологии общества;

— предполагается повышение числа участников среди молодежных организаций в конкурсах, направленных на решение социально значимых проблем в сфере культуры и образования, в том числе и в развитии культурно-нравственных ценностей.

Заключение

Сегодняшнее понимание культурного наследия включает не только памятники культуры и истории, но и окружающую их природную среду, уникальные историко-ландшафтные территории, инженерные сооружения, нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, включая, таким образом, как материальные, так и нематериальные компоненты.

Созидание обновленной российской культурно-цивилизационной общности должно стать центральной целью общественного развития. При этом необходимо, с одной стороны, опереться на исторические корни, нравственные традиции, а с другой учесть неизбежные изменения, которые произошли в сознании россиян и в окружающем мире за прошедшие годы. Без формирования новой системы идеалов и стимулов, четко понимаемых целей общественного развития невозможно обеспечить общественный прогресс и вывести Россию в число процветающих стран мира.

Современные связи с общественностью являются основным коммуникационным фактором для развития и поддержания культурно-нравственного наследия, они предполагают различные пути согласования интересов разных структур в процессе продвижения культурно-нравственных ценностей среди молодежи. Выполняя заданные направления деятельности, связи с общественностью обеспечивают осознание всеми институтами – государственными и общественными, политическими и хозяйственными, благотворительными и сугубо коммерческими – ответственности перед обществом, перед нынешним и будущими поколениями людей в развитии основных направлений ценностной политики, в частности среди молодежной аудитории. В связи с этим связи с общественностью выполняют разные задачидля развития культурно-нравственных ценностей среди молодежи. К ним относятся:

1.Выявления зоны совмещения и согласования интересов общественной организации и молодежи;

2.Формирование и изменение отношения молодежи к культурно-нравственным ценностям;

3.Развитие мотиваций для повышения интереса молодежи к культурно-нравственным ценностям;

4.Воздействие на молодежную аудиторию с целью создания благоприятного имиджа культурно-нравственных ценностей;

5.Создание положительного образа организации, которые, так или иначе, занимаются проблемами развития культурно-нравственных ценностей среди молодежи.

Такие средства связей с общественностью как СМИ, прямое информирование, специальные мероприятия, интернет-представительство способствуют обеспечению коммуникационной поддержки развития культурно-нравственных ценностей среди молодежной аудитории.

В процессе разработки проекта «PR-поддержка развития культурно-нравственных ценностей среди молодежи» была проанализирована деятельность Общественной палаты РТ по развитию культурно-нравственных ценностей среди молодежной аудитории. Были выявлены проблемы: низкая степень информирования со стороны Общественной палаты РТ о ее деятельности по вопросам развития культурно нравственных ценностей среди молодежной аудитории (вопросы культурно-нравственного развития современной молодежи рассматриваются исключительно в рамках других социально-значимых проблем); социально-значимые проекты, которые поддерживают и реализуют совместно с молодежными организациями Общественная палата РТ, носят направленность в большей степени на сферу здравоохранения, развитие спорта, воспитания трудных детей, трудоустройство молодежи. В меньшей степени, позиционируются социальные проекты по развитию культурного наследия среди молодежной аудитории.

Тактические действия направлены на информирование целевой аудитории о важности культурно-нравственного воспитания современной молодежи для развития гражданского общества, а также о деятельности Общественной палаты РТ в решении проблем культурно-нравственного развития; на проведение специальных мероприятий (для акцентирования проблемы развития культурно-нравственных ценностей среди молодежи).

В результате реализации проекта предполагается повысить степень информированности молодежных организаций о деятельности Общественной палаты Республики Татарстан в развитии нравственных ориентаций молодежи, а также привлечь молодежные организации, общественные движения к разработке и реализации проектов культурно-нравственного аспекта, при поддержки органов государственной власти, а также Общественной палаты РТ.

Таким образом, развитие культурно-нравственных ценностей среди молодежи является одним из важных вопросов в молодежной политике как Республики Татарстан, так и страны, в целом. Процесс становления гражданского общества зависит от развития ценностных ориентаций. Для активизации данного процесса связи с общественностью приобретают большую значимость.

Анализ эффективности реализации проекта

Методическая разработка проекта “Мы сами”

Количество учащихся в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении “ Солоновская средняя школа им. Н.А. Сартина” с. Солоновка, Волчихинского р-на на 2015-2016 учебный год составило – 94 человека. Профилактическая работа социального педагога с учащимися детьми группы риска ведется в рамках должностной инструкции социального педагога и планов работы классного руководителя. В связи с результатами проведенных методик (“Типовое семейное состояние” — Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий; “ Социометрия ” — Дж. Морен и “Cоциализированности личности учащегося” — М.И. Рожков) был разработан данный проект для повышения результативности профилактической работы социального педагога с детьми группы риска через целенаправленную систему мероприятий, в которую включаются все органы системы профилактики с. Солоновка.

Школа, являясь одним из социальных институтов социализации детей проводя профилактическую работу с детьми группы риска в лице социального педагога привлекает всех субъектов социализации, которые окружают детей.

Цель проекта:

-привлечение детей к общественной деятельности, раскрытие потенциала каждого ребенка через деятельность детской организации.

Цель реализуется через решение следующих задач:

­ вовлечь детей группы риска в продуктивную и позитивную деятельность, которая бы соответствовала их интересам и способностям.

­ развить у обучающихся коммуникативные навыки межличностного общения.

­ снизить уровень тревожности, страха.

­ Организовать работу с родителями

Этапы реализации проекта:

Проект рассчитана на пол года — с октября по март и реализуется в 3 этапа.Организационные условия: создание условий для реализации проекта.

I. Подготовительный этап.

Повышение уровня информированности всех участников образовательного процесса о целях и сроках реализации проекта “ Мы сами”. Изучение научно — методических основ профилактической деятельности с детьми группы риска. Разработка и корректировка совместно с детьми проекта “ Мы сами”.

Составление мероприятий социально – педагогического характера с обучающимися детьми общеобразовательного учреждения.

Предварительные результаты от реализации проекта.

II. Основной этап.

Реализация мероприятий проекта “ Мы сами ”.

Внедрение проекта через проведение традиционных мероприятий в образовательном учреждении, направленных на решение поставленных задач.

III. Заключительный этап.

Оценка результатов и анализ реализации проекта.

Механизмы реализации:

Диагностический мониторинг состава школы, на выявления детей группы риска и определение перспектив работы проекта “ Мы сами”.

Взаимодействие с педагогическим коллективом школы, всеми обучающимися в общеобразовательном учреждении, привлечение дополнительных институтов социализации детей и т.д..

Использование здоровье сберегающих технологий, а именно: организация совместной деятельности всех детей общеобразовательного учреждения и взрослых, которые включают в себя интеллектуальную, художественно-эстетическую, экологическую и спортивно-оздоровительную деятельность.

Ожидаемый результат от реализации проекта:

-повышение уровня социализации детей группы риска.

-налаживание межличностных отношений в классе и вне его.

-понижение уровня тревожности и стресса.

-создание банка научно-методических разработок по вопросам профилактической деятельности с детьми группы риска в условиях сельской местности.

Целевая группа:

Участниками проекта являются учащиеся муниципального казенного общеобразовательного учреждения “ Солоновская средняя школа им. Н.А. Сартина”, Волчихинского района, педагогический коллектив учреждения, родители обучающихся детей.

Кадровое обеспечение проекта: социальный педагог, школьный психолог, родители, заместитель директора по УВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования, инспектор ПДН , КДНиЗП.

План по реализации проекта “ Мы сами ”

Реализация проекта проходила в виде детского добровольного самоуправляемого коллектива, помощь в лице взрослого осуществляется социальным педагогом школы.

Читать еще:  Анализ курса доллара к рублю прогноз

Дети принимали участия в предложенных мероприятиях, а так же выдвигали свои предложения по проведению мероприятий. Каждый ребенок был задействован в какой либо роли, которая позволяла ему раскрыть свои способности и не быть замкнутым.

Анализ результатов работы проекта “ Мы сами”:

По результатам реализации проекта и по повторным результатам тестирования у участников наблюдается средний и высокий уровни социальной адаптации в обществе. Наблюдается активный интерес к общественной жизни, общественно полезным делам. Снизился уровень тревожности и стресса с 66% на 42%. Снижение случаев конфликтного поведения и как результат разрешение их конструктивным способом – “изолируемых” и “игнорируемых” детей нет.

В рамках Проекта “Мы сами”, проведены совместные мероприятия с детьми группы риска и различными субъектами социализации которые их окружают. Проект рассчитан на учебный год. Реализация комплекса социально–профилактических мер, направленных на воспитание школьников и на индивидуальную психолого-педагогическую помощь детям показывает положительные результаты. Особого внимания заслуживает ряд мероприятий, которые позволяют восстановить социальный статус детей в коллективе сверстников. Ключевым моментом является объединение усилий педагогов образовательного учреждения, педагогов дополнительного образования, школьного психолога, родителей, работников правоохранительных органов. Все это позволяет совместно выбрать для каждого ребенка индивидуальный подход, изучить его интересы, поддержать в трудную для него минуту, помочь преодолеть те проблемы, которые ему не под силу.

Анализ эффективности реализации проекта

Существует ряд методик оценки эффективности проектов, основанных на единой методологической базе и отличающихся условиями применимости и предметными областями. Наиболее адекватной современным российским условиям методикой являются Методические рекомендации по оценке эффективности проектов (утверждено Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике №ВК477 от 21.06.99).

Эффективность проекта – это категория, отражающая соответствие проектам целям и интересам его участников. В связи с этим необходимо оценивать эффективность проекта в целом, а так же эффективность участия в проекте каждого из его участников.

Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования. Она включает в себя:

-социально -экономическую эффективность проекта;

— коммерческую эффективность проекта.

Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости проектов и заинтересованности в нем всех его участников и включает в себя:

— эффективность участия предприятий и организаций в проекте;

— эффективность инвестирования в проект;

— эффективность участия в проекте структур более высокого уровня, в том числе:

*региональную и народнохозяйственную;

Основные принципы оценки эффективности

В числе наиболее важных основных принципов оценки эффективности проектов можно выделить следующие:

*рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла;

*моделирование денежных потоков;

*сопоставимость условий сравнения различных проектов или вариантов проекта;

*принцип положительности и максимума эффекта;

*учет фактора времени;

*учет только предстоящих затрат и поступлений;

*сравнение состояний «с проектом» и «без проекта»;

*учет всех наиболее существенных последствий проекта;

*учет наличия разных участников проекта;

*учет влияния на эффективность проекта потребности в оборотном капитале;

*учет влияния инфляции и возможности использования при реализации проекта нескольких валют;

* учет (в количественной форме) влияния неопределенности и риска, сопровождающих реализацию проекта.

Общая схема оценки эффективности

Оценка эффективности проекта производится в три этапа:

1. Первоначальным шагом является экспертная оценка общественной значимости проекта. Общественно значимыми считаются крупномасштабные, народнохозяйственные и глобальные проекты.

2. На втором этапе рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. Цель этого этапа – интегральная экономическая оценка проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвестора. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективности, если она оказывается приемлемой, рекомендуется непосредственно переходить ко второму этапу оценки. Для общественно значимых проектов оценивается в первую очередь их социально-экономическая эффективность. При неудовлетворительной оценке такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на государственную поддержку. Если же их социально-экономическая эффективности оказывается достаточной, оценивается их коммерческая эффективность.

3. Третий этап оценки осуществляется после выработки схемы финансирования. На этом этапе уточняется состав участников и определяются финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них (региональная и отраслевая эффективность, эффективность участия в проекте отдельных предприятий и акционеров, бюджетная эффективность и пр.).

Оценка эффективности проекта

Оценка социально-экономической эффективности проекта состоим в расчете показателей эффективности проекта с позиции народного хозяйства в целом и обладает рядом особенностей, таких как:

*в денежных потоках отражается стоимостная оценка последствий осуществления данного проекта в других отраслях народного хозяйства, в социальной и экологической сферах;

*в составе оборотного капитала учитываются только запасы (материалы, незавершенная готовая продукция) и резервы денежных средств;

*исключаются из притоков и оттоков денег по операционной и финансовой деятельности их составляющие, связанные с получением кредитов, выплатой процентов по ним и их погашением, предоставленными субсидиями, дотациями, налоговыми и другими трансфертными платежами, при которых финансовые ресурсы передаются от одного участника проекта другому;

*производимая продукция (услуги, работы) и затрачиваемые ресурсы должны оцениваться в специальных экономических ценах.

Денежные поступления от операционной деятельности рассчитываются по объему продаж и текущим затратам. Дополнительно в денежных потоках от операционной деятельности учитываются внешние эффекты, например, увеличение или уменьшение доходов сторонних организаций и населения, обусловленное последствиями реализации проекта.

При наличии соответствующей информации в состав затрат включаются ожидаемые потери от аварий и иных внештатных ситуаций.

В денежных потоках от инвестиционной деятельности учитываются:

*вложения в основные средства на всех шагах расчетного периода;

*затраты, связанные с прекращением проекта;

*вложения в прирост оборотного капитала;

*доходы от реализации имущества и нематериальных активов при прекращении проекта.

Для оценки коммерческой эффективности проекта обращают внимание на следующие моменты:

*используются предусмотренные проектом текущие или прогнозные цены на продукт, услуги и материальные ресурсы;

*денежные потоки рассчитываются в той же валюте, в которой проектом предусматриваются приобретение ресурсов и оплата продукции;

*заработная плата включается в состав операционных издержек в размере, установленном проектом;

*если проект предусматривает одновременно и производство и потребление некоторой продукции, в расчете учитываются только затраты на ее производство, но не расходы на ее приобретение;

*при расчете учитываются налоги, сборы, отчисления и т.п., предусмотренные законодательством, в частности возмещение НДС за используемые ресурсы, установленные законом налоговые льготы и пр.;

*если проектом предусмотрено полное или частичное связывание денежных средств (депонирование, приобретение ценных бумаг и пр.), вложение соответствующих сумм учитывается (в виде оттока) в денежных потоках от инвестиционной деятельности, а получение (в виде притоков) – в денежных потоках от операционной деятельности;

*если проект предусматривает одновременное осуществление нескольких видов операционной деятельности, в расчете учитываются затраты по каждому из них.

В качестве выходных форм для расчета коммерческой эффективности проекта рекомендуются таблицы:

-отчета о прибылях и об убытках;

-денежных потоков с расчетом показателей эффективности;

-прогноз баланса активов и пассивов по шагам расчета.

Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и(или) регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета.

При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:

*прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации проекта;

*изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых ухудшается или улучшается в результате реализации проекта;

*выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта;

*выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.

По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия капиталовложений из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выплату соответствующих пособий

Дата добавления: 2016-05-25 ; просмотров: 4554 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Оценка эффективности проекта

Оценка эффективности проекта – это процесс анализа затрат ресурсов на реализацию проекта и полученных результатов, его соответствия поставленным целям и ожиданиям всех участников.

Определение эффективности проекта также позволяет оценить уровень его привлекательности для потенциальных участников и привлечения внешних инвестиций.

Задачи оценки эффективности проекта

Для обеспечения конкурентоспособности бизнеса в современных условиях необходимо выполнять постоянный мониторинг реализуемых проектов, а также производить оценку их эффективности. Процесс оценки предполагает решение следующего перечня основных задач:

  1. определение процента реализуемости, что означает выполнение проверки удовлетворения проекта всем требуемым параметрам и установленным ограничениям;
  2. установление целесообразности воплощения проекта, что предполагает рассмотрение и сопоставление совокупных результатов и понесенных затрат;
  3. изучение сравнительной результативности проекта, исследование и сопоставление его преимуществ в сравнении с аналогами и альтернативными идеями.
Читать еще:  Анализ деятельности предприятия на примере

Методы оценки эффективности проекта

Процесс оценки эффективности конкретного проекта основывается на использовании комплекса определенных индикаторов, которые позволяют рассмотреть различные составляющие экономической, финансовой, социальной и других сфер проекта.

Для осуществления оценки используются различные методы, которые имеют единый принцип – главным результатом реализации любого проекта является получение организацией прибыли.

Учитывая это, в методики оценки включаются такие показатели, которые позволяют наиболее полно изучить проект и в итоге предоставить его развернутую картину всем заинтересованным лицам.

В практическом применении наибольшее распространение имеют такие группы методов оценки:

1. Статистические

Это достаточно простая в исполнении методика, позволяющая получить всю необходимую информацию, особенно на первых стадиях выполнения анализа. В эту группу входят следующие значения:

  1. Срок окупаемости инвестиционных вложений.

С помощью этого показателя определяется период, в течение которого компания сможет вернуть все вложенные инвестиционные средства за счет полученного в результате своей деятельности дохода. Основной смысл заключается в том, чтобы предоставить потенциальному инвестору информацию, в течение какого времени он сможет вернуть свои вложенные средства;

  1. Коэффициент эффективности инвестиционных вложений.

Данный показатель позволяет увидеть, какую прибыль на свои вложенные средства может получить потенциальный инвестор в случае полноценной реализации проекта. При этом такая прибыль на единицу вложенных средств не должна быть ниже установленной процентной ставки для долгосрочных банковских кредитов.

Статистические методы имеют некоторые недостатки, основным из которых является исключение временного фактора. Также при произведении расчетов используются значения, которые не могут быть сопоставимы. Все это приводит к определенной доле искажения результатов.

2. Динамические

Данную группу методов можно охарактеризовать как сложную, поскольку для анализа используется большое количество разнообразных значений. Как правило, эти методы применяются для изучения длительных проектов, которые, к тому же, требуют дополнительных финансовых вливаний в процессе воплощения в жизнь. Используются такие значения:

  1. чистый дисконтированный доход. Он показывает рост капитала компании, и поэтому положительное значение данного показателя является весомым аргументом для принятия проекта. Если встает вопрос выбора между несколькими проектами, то решающим фактором как раз является большее значение данного показателя;
  2. индекс рентабельности инвестиций. Расчет этого значения позволяет увидеть соотношение стоимости денежного притока и оттока в текущем периоде. При этом учитывается сумма первоначально вложенных инвестиционных средств. Проект следует принимать в том случае, если данный показатель имеет значение больше единицы;
  3. внутренняя норма рентабельности. С помощью данного значения определяется максимально возможный уровень, до которого могут доходить расходы на реализацию всех стадий проекта;
  4. модифицированная внутренняя норма рентабельности. На основании расчета данного показателя компания может выполнять реинвестирование в том случае, если в процессе реализации проекта происходил неоднократный отток финансовых ресурсов;
  5. дисконтированный срок окупаемости инвестиций. На основании данной величины определяется период, в течение которого полученные от запуска проекта доходы перекроют вложенные в него инвестиционные ресурсы.

Очень часто недостаток опыта и профессиональных навыков специалистов компании при выборе методов оценки приводит к недостоверности полученных результатов, а также определенной доле субъективности в выводах. Именно поэтому, для получения объективной картины компании прибегают к помощи независимых сторонних экспертов.

Критерии оценки эффективности проекта

Критерии оценки позволяют установить некие ориентиры, которые принимаются за основу в процессе изучения всех аспектов проекта. К группе простых критериев можно отнести:

  1. срок окупаемости вложенных средств, позволяющий увидеть, в течение какого времени будут возвращены первоначально инвестированные ресурсы;
  2. простая норма прибыли, отображающая ту часть финансовых вложений, которая возмещается за счет прибыли, получаемой в течение определенного планируемого интервала. Данный критерий позволяет оперативно оценить проект, что особенно важно при имеющемся дефиците средств.

Также, часто применяются критерии, в основе которых лежит расчет временной ценности денежных ресурсов. К ним относятся индекс доходности, чистый дисконтированный доход, дисконтированный срок окупаемости и т.д.

Используемые на сегодняшний день оценочные критерии позволяют взвесить все аргументы и принять обоснованное решение о целесообразности воплощения в жизнь определенного проекта как собственникам бизнеса, так и потенциальным инвесторам.

Показатели оценки эффективности проекта

Показатели эффективности отображают количественные характеристики результатов реализации того или иного проекта. При рассмотрении определенных показателей необходимо принимать во внимание такие важные факторы, как сферу деятельности компании, ее экономический уровень развития, а также особенности исследуемого проекта.

Это необходимо для разработки наиболее оптимальной системы показателей, позволяющей выполнить оценку по всем параметрам максимально точно и информативно.

Все основные показатели можно выделить в следующие группы:

  1. отображающие финансовую и коммерческую результативность, что позволяет определить последствия экономического характера для всех участников проекта;
  2. отображающие бюджетную эффективность. Эти показатели демонстрируют последствия реализации конкретного проекта для бюджетов различных уровней;
  3. определяющие социально-экономические результаты. На основании таких показателей определяется эффект от воплощения проекта, который распространяемся как на непосредственных его участников, так на и косвенно затрагиваемые стороны.

Услуги оценки эффективности проекта

Услуги оценки эффективности проекта предоставляют объективный отчет о различных аспектах результативности изучаемого проекта для возможности принятия решения о целесообразности его реализации или вложении средств.

Как повысить и оценить эффективность проектов?

Иногда в компаниях остро стоит вопрос о повышении эффективности реализуемых проектов и принципах мотивации сотрудников в этих проектах. Это во многом связано с типом организационной структуры компании, с возрастающей текущей загрузкой сотрудников и многосложностью решаемых задач, а также с ответственностью менеджеров за результаты своей деятельности. В данном материале будут рассмотрены технологии оценки проектной деятельности и мотивации проектных групп.

Глава 1. Как оценить эффективность реализации проекта и деятельности сотрудников в проекте?

В связи с многоаспектностью и разновидностью проектов компаний в данной статье будет рассмотрены основные инструменты повышающие эффективность реализации проектов и универсальная модель, подходящая для оценки и мотивации проектных групп в зависимости от результатов данной оценки.

Как правило, степень успешности проекта, во многом определена достижением поставленных проектных целей и эффективным выполнением определенных стадий проекта, таких как инициализация, планирование, выполнение, контроль и завершение.

Именно к этим стадиям и критериям оценки достижения целей должно быть направлено основное внимание менеджмента при оценке эффективности реализуемых проектов .

Оценка эффективности проектов, прежде всего, необходима для руководства и менеджеров компании в качестве инструмента поддержки принятия решений в процессе управления проектами и компании в целом.

Оценивать качество управления проектами и эффективность реализации целей проектов можно с различных сторон. Рассмотрим возможные аспекты управления проектами и возможные критерии, используемые для анализа эффективности деятельности сотрудника в проекте.

Функции управление проектом

  • Время (отклонения по времени – план-графика проекта)
  • Качество (Отклонение по качеству продукта — проектной документации)
  • Стоимость (Отклонение по стоимости — бюджета проекта)
  • Риски (Качество управления и реагирования на проектные риски)
  • Персонал (Эффективность использования ресурсов анализируется при необходимости повышения качества ресурсного планирования, либо, наоборот, о необходимости привлечения дополнительных рабочих ресурсов)
  • Коммуникации. Качество коммуникаций (прямые или косвенные показатели удовлетворенности клиентов), Коэффициенты эффективности взаимодействия с поставщиками и т.д.
  • Контракты
  • Изменения (риски, проблемы, изменения, т.е. «управление отклонениями» для этого применяется Коэффициент проектных отклонений для оценки допустимых значений по каждому основному критерию оценки. Проектные отклонения = (К1 * [Отклонение по времени] + К2 * [Отклонение по стоимости] + К3 * [Отклонение по качеству продукта]) / (К1 + К2 + К3). Значения измерителей (частные отклонения) могут рассчитываться на основании специальных шкал – диапазонов допустимых значений, позволяющих классифицировать отклонения с точки зрения тяжести их последствий.

Фазы управления проектом

  • Инициация (оценка времени и качества принятия решения о запуске проекта)
  • Планирование (оценка качества выбора подрядчиков и времени заключения контрактов, а также качество и время этого выбора)
  • Выполнение и Контроль (Мониторинг и анализ исполнения этапов проекта через отклонения по срокам, стоимости и качеству) и оценка качества проекта выступает экспертная оценка соответствия критериям технического задания
  • Закрытие (Оценка исполнения проектов через отклонения по срокам, стоимости и качеству) и оценка качества проекта, например оценка индекса адекватности решения.

Далее рассмотрим наиболее важную фазу управления, которая называется «выполнение и контроль». Для того чтобы оценить и повысить эффективность данной фазы управления, необходимо четко представлять цели и результаты этапов, стадий или проекта в целом.

Читать еще:  Анализ практики применения различных методов руководства

Определять этапы и результаты этапов необходимо для точного определения момента или «точки контроля», когда мы сможем оценить эффективность реализации проекта.

Проект, возможно, четко оценивать только по вехам проекта – это этап проекта с длительностью 0 минут, часов и дней.

Например: Если результатом этапа проекта является утвержденный документ Х к 01.04.2008. Если мы в определенный день утвердили документ у Заказчика – это будет веха этапа, т.е. этап с длительностью 0, и мы можем оценить эффективность этапа: соблюдение срока, бюджета и качества донного этапа. Если документ находиться еще на согласовании у Заказчика, то это работы в рамках этапа и оценивать его весьма затруднительно, т.к. не получен результат этапа).

Как известно у проектной группы есть три «основные» инструмента управления как было сказано выше — это срок, бюджет и качество проекта. Искусство управлении ими во многом определяют эффективность проектов. Соответственно одним из механизмов повышения эффективности проекта является постановка ответственности менеджеров за достижение трех основных целей проекта — это снижение затрат, снижение времени и достижение или повышение определенных критериев качества проекта.

Для оценки степени достижения целей проектов используются проектные ключевые показатели эффективности – KPI (key performance indicator) – ключевые показатели эффективности. У разных проектов свои kpi. Самые простые показатели для расчета — это количественные KPI такие как отклонения от бюджета проекта или экономия бюджета более сложно оценивать качественные показатели потому что их оценка более трудоемка и обладает некоторой субъективностью. В одних проектах — качество выражено в оценке приемной комиссии или Заказчика проекта у других преимущественно в финансовых показателях, такие как достижение окупаемости инвестиций, IRR и положительный дисконтированный поток от проекта, где то это только соблюдение требования технического задания и т.д.

Глава 2. Пути решения трудностей проектного управления

Данная глава посвящена наиболее распространенным трудностям на практике при оценке эффективности проектов.

Как Вы знаете основными документами проекта являются – устав или паспорт проекта, в которых должны быть определены критерии для оценки проекта те его цели, этапы, результаты этапов и проекту в целом.

Основная проблема применения проектного менеджмента заключается в отсутствии в Компании – четких процедур и регламентов подготовки основных Документов проекта (Устав и Паспорта проектов). В связи с этим возникают проблемы с точным определением и пониманием основных «вех» проекта для определения эффективности деятельности проектной группы.

Однако успех определяется не только в механизме управления и оценке проекта, но и степенью заинтересованности персонала, что особенно важно в командной работе. Для этого необходимо применять в проектах систему мотивации на базе проектных KPI.

Еще одним серьезным препятствием на пути внедрения проектного управления является передел сфер влияния в компании, как на среднем, так и на высшем уровне руководства. Раньше все было проще – функциональный руководитель отвечал за конкретные задачи, он выстраивал соответствующие процессы и ставил людей на их выполнение. Теперь оказывается, что ту же самую задачу можно в принципе решать по-другому и, возможно, будет эффективнее. Но при этом «права собственности» на часть процесса или некоторые отдельные формы реализации процесса должны перейти к другим людям – от функциональных руководителей к руководителям проектов. Чтобы подобные «перемены управления» не приводили к заметным политическим потрясениям и тем самым снижали эффективность проектов, должны быть определены формальные правила и стандарты сосуществования процессной и проектной деятельности.

Другой негативный фактор, о котором необходимо помнить — для руководителя проекта велик соблазн организовать управление так, как удобно именно ему, цели и задачи проекта уникальны. Но если каждый руководитель будет действовать по этому принципу, в организации наступит хаос, особенно если учесть необходимость параллельного функционирования в компании двух управленческих культур (процессной и проектной).

Глава 3. Зависит ли мотивация проектных групп от масштаба и сложности проекта?

Вид проекта и степень влияния проектных менеджеров на результаты или KPI проекта – определяют механизмы оценки и определения KPI.

В следующей главе будут рассмотрены основные виды мотивации, пути решения трудностей в построении мотивации в долгосрочных проектах.

Масштаб проекта тоже добавляет свои сложности. Одной, из которых, является недовольство проектной группы, если мотивация осуществляется не по этапам, а по итоговому результату проекта, особенно если он долгосрочный (до 1 года и более).

  • Объяснение проектной группе, что проект – это инвестиции компании, и не рационально нести дополнительные затраты до момента завершения проекта при том, что есть риск не завершения проекта
  • Платить премии авансом – так делают девелоперские компании, но здесь есть риск, что сотрудник уйдет до конца реализации проекта. Итоги проекта будут неудовлетворительные, а компенсировать выплаченные денежные средства будет уже нельзя
  • Включать в систему текущей мотивации поощрения и льготы, т.е надбавки за участия в проектах развития компании – перспектива служебного роста и карьеры, а также получения опыта, как элементы эффективной нематериальной мотивации

В проектах развития компания определяет сразу размер премии при условии достижения KPI проекта об этом подробнее в следующей главе

Когда начинаются небольшие проекты, то как правило не хватает времени разработать документы проекта и определить критерии проекта, поэтому возникают проблемы при их оценке. Поэтому не ленитесь и создавайте упрощенные документы – для небольших проектов.

Глава 4. Примеры мотивации смешанных проектных групп (проектная группа с участие обслуживающих подразделений). Примеры мотивации только проектных групп

Мотивация смешанных групп:

  1. Вариант. Определяется премиальный фонд, как вариант (процент от сметы проекта или от экономии сметы), далее определяются KPI для оценки результатов этапов или проекта в целом, а потом распределяется на проектную группу согласно процентам и долям участия – наиболее объективный (рекомендованный автором статьи).
  2. Вариант у проектной группы своя структура мотивация, а обслуживающие подразделения участвующие в проекте премируются по следующей формуле = (проектная ставка * время задейственное в проекте) * KPI — личная оценка менеджера проекта. Проектные менеджеры корректируют этот бонус на KPI – личная оценка менеджера проекта, который показывает насколько эффективно взаимодействовал сотрудник с проектной группой. Может иметь значение от 1 до 1,3.

Мотивация проектных групп:

  1. Вариант Система мотивации складывается из заранее определенных (расчетных) бонусов за реализованный проект которые корректируются на результат выполнения основных KPI этапа или проекта в целом
  2. Вариант. Определяются фиксированные бонусы, как процент от сметы проекта, за реализованный проект которые корректируются на результат выполнения KPI этапа или проекта в целом и распределяются внутри группы на менеджера проекта и рабочую группу.
  3. Вариант. Мотивация построена в виде фиксированных надбавок к основному окладу за участие в проекте.
  4. Вариант используется преимущественно в девелопменте, где применяется установление стоимости за каждую операцию, которую осуществляет сотрудник в рамках проекта. Удобство в этом варианте состоит в том, что если меняются участники проекта, то распределение и выплата премии не вызывает трудностей. Этот вариант подходит если компания выполняет однотипные проекты с понятной детализацией работ и возможность бесспорного определения их стоимости. Т.е. данный способ является аналогом «сдельного» принципа оплаты труда.

Глава 5. Выводы и рекомендации

В заключении хотел бы еще раз напомнить, что все основные трудности в реализации проектов и в факторы влияющие на его эффективность связаны с отсутствием

  • Структурированной операционной деятельности
  • Отсутствие механизмов реализации процессов в проекте
  • Отсутствие унифицированного механизма и стандартов выполнения проектов

Разрабатывайте документы проектов и процедуры, регламенты системы управления проектами – определяйте четкие правила игры основной инструмент для повышения эффективности проекта.

Хорошим решением для повышения эффективности проектов являться уход от традиционных организационных структур, т.е. иерархических функциональных моделей путем построения гибких организационных структур матричного типа. Матричная организационная структура предполагает формирование на базе постоянных функциональных подразделений компании временных коллективов, которые создаются под определенную цель или проект и пользуются определенной свободой в организации своей работы.

Четкие механизм мотивации и оценки результатов для проектных групп, созданных по одному из принципов определенных в предыдущей главе, вселит в них уверенность, что они получат премию эффективную работу, а руководство компании уверенность, что достижение целей проекта будет осуществляться с наибольшим усердием и результативностью.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector