Finkurier.ru

Журнал про Деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Тема 17. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Тема 17. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

1. Содержание анализа расчетных операций

2. Задачи и источники информации для анализа кредиторской и дебиторской задолженности

3. Анализ состава, структуры и динамики дебиторской задолженности

1. Содержание анализа расчетных операций

Главным источником финансовых ресурсов научных организаций являются бюджетные ассигнования. Они поступают в утвержденных размерах под определенные объемы работ, штаты и контингенты в порядке сметного финансирования. Однако необходимо учитывать, что средства государственного бюджета первоочередной, но не единственный источник покрытия расходов научных организаций.

В последнее время расширяется практика формирования и использования различных видов внебюджетных средств (спонсорство, прибыль и др.), которые выступают дополнительным источником доходов и позволяют увеличивать объемы услуг, повышать качество обслуживания производства, улучшать материальную поддержку работников, развивать наиболее перспективные направления как фундаментальной, так и прикладной науки.

Получение прибыли научными организациями имеет важное экономическое значение. Это является свидетельством реализации результатов их деятельности с экономическим эффектом, который позволяет обеспечивать расширение деятельности научного учреждения. Прибыль также является источником отчислений в государственный бюджет, централизованный фонд развития науки и формирования собственных средств учреждения за счет прибыли появляется возможность дополнительного формирования финансовых ресурсов, необходимых для расширения материально-технической базы и повышения уровня заработной платы.

За счет средств заказчиков осуществляют свою деятельность, научно-исследовательские учреждения, заключающие хозяйственные договора с предприятиями и организациями на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и изыскательских работ. Они располагают полученными от заказчиков денежными ресурсами, которые используют на покрытие текущих расходов, на формирование производственных запасов в виде сырья, покупных полуфабрикатов, топлива и других материальных ценностей (оборотных средств). Согласно действующему порядку бюджетные и научные учреждения, имеющие внебюджетные средства, направляют их на цели, установленные при их образовании в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам. Размер расходов определяется по каждому виду внебюджетных средств в соответствии с объемом работы и с учетом необходимости соблюдения режима экономии и хозяйственной целесообразности использования ресурсов.

Основными показателями финансового состояния учреждений выступают обеспеченность денежными средствами и соблюдение финансовой дисциплины. Эти показатели зависят от состояния расчетов с покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами, от рационального размещения и использования денежных средств. Положительные результаты финансовой деятельности учреждения расширяют возможности для улучшения производственной базы, способствуют повышению качества его работы. Степень свободы учреждения по распоряжению финансовыми ресурсами зависит от источника их образования.

Централизация денежных средств государственного бюджета в рамках Казначейства исключает возможность участия учреждения в распоряжении денежными средствами без разрешения государства. При использовании бюджетных ассигнований и внебюджетных средств учреждение должно контролировать состояние расчетов, своевременное выполнение оплаченных со счетов казначейства обязательств, а также сохранность товарно-материальных ценностей и денежных средств, выявлять и возмещать их недостачи.

Бюджету же, в свою очередь, необходимо своевременно и полно выделять учреждениям бюджетные средства в соответствии со сметой. Что же касается средств, полученных из других источников, то здесь, несмотря на существующую систему сметного планирования, у организаций больше возможностей оказывать влияние на ее исполнение как по расходам, так и по доходам, а также на уровень обеспечения деятельности финансовыми ресурсами через контроль за расчетами с заказчиками и свободный выбор поставщиков, регулирование скорости оборота дебиторской и кре­диторской задолженности.

Научные учреждения и организации имеют многообразные экономические связи с поставщиками товаров, бюджетом, профсоюзными органами, подотчетными лицами, рабочими и служащими и другими организациями и лицами, непосредственно вступая с ними в расчеты. Система экономических расчетов должна быть построена таким образом, чтобы все платежи проходили в сжатые сроки и осуществлялись на законных основаниях. Незаконченные расчеты представляют собой дебиторскую или кредиторскую задолженность.

Правильное размещение средств учреждения оказывает большое влияние на результаты его деятельности. Даже при достаточном финансировании учреждения могут испытывать финансовые трудности, если они нерационально использовали свои финансовые ресурсы, допустив большую дебиторскую задолженность. При существующих в нашей стране условиях дебиторская задолженность относится к наименее ликвидной части активов организации. Значительная ее часть может быть отнесена к безнадежной задолженности, так как при взаиморасчетах невозможно добить­ся полного и качественного выполнения обязательств со сторо­ны контрагентов. Наличие дебиторской задолженности обычно требует дополнительного привлечения кредитов и займов, уве­личения финансирования. В случае, если получены кредиты, ор­ганизация выплачивает за них проценты.

Читать еще:  Задачи факторного анализа

На основе данных бухгалтерского учета проводится анализ расчетных операций, который позволяет установить законность осуществления расчетов, а также образования задолженности, ее состояние по сравнению с началом года, ее состав и сроки, причины образования задолженности и выявить резервы для улучшения состояния расчетных операций в организации.

2. Задачи и источники информации для анализа кредиторской и дебиторской задолженности

Основными задачами анализа расчетных операций являются:

1)оценка обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами и их использование по целевому назначению;

2)осуществление контроля за соблюдением расчетной дисциплины;

3)характеристика состава и структуры кредиторской задолженности, а также ее изменения;

4)характеристика состава и структуры дебиторской задолженности, а также ее изменения;

5)выявление причин финансовых нарушений и образования задолженностей;

6)определение полноты и своевременности применения мер материальной ответственности к нарушителям договорных обязательств;

7)выявление резервов улучшения состояния расчетов и разработка мероприятий по их реализации.

В качестве источников информации для анализа расчетных операций используются:

• баланс исполнения сметы расходов (форма № 1), пояснительная записка к нему;

• отчет об исполнении сметы расходов учреждения (форма №2);

• отчет исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма № 4);

• мемориальные ордера и приложенные к ним первичные документы;

• договора и контракты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.

3. Анализ дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность бюджетного учреждения по средством бюджетного финансирования представляет собой такое состояние расчетов, при котором допущено отвлечение ассигнований из бюджета и использование их другими организациями или лицами. Увеличение или уменьшение дебиторской задолженности оказывает большое влияние на финансовое положение учреждения и от контроля за ее движением непосредственно зависит исполнение сметы расходов организации.

Дебиторская задолженность по внебюджетным средствам анализируется отдельно. Анализ дебиторской задолженности проводят по отдельным ее видам, по отдельным контрагентам, а в нутрии них – по отдельным обязательствам и суммам. Для этого используются данные отчетности: баланса исполнения сметы расходов формы №1 (приложение), отчета формы , отчета исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма №4), данные текущего учета, а в необходимых случаях и первичных документов. Изучение проводится в динамике за год или более длительный период.

В связи с тем, что дебиторская задолженность по истечении сроков давности может быть списана, следует определить сумму ее снижения или повышения, добавив к заложенности на конец года суммы, списанные на уменьшение фиксирования, которая сложилась на начало года.

Аналитическая таблица составляется по данным баланса исполнения сметы расходов форма №1.(таблица – 1)

Таблица 1 – Состав и структура дебиторской задолженности

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

магистрант II курса факультета экономики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

ISSUES OF ACCOUNTING RECEIVABLES IN BUDGETARY INSTITUTIONS

Olga Mazunina

Master student of the 2 nd course of the faculty of Economics, St. Petersburg State University of Economics

Russia, Saint Petersburg

АННОТАЦИЯ

Настоящая статья посвящена изучению проблем учета дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях. В ходе изложения статьи рассматривается понятие дебиторской задолженности, ее классификация, а также особенности учета в бюджетном учреждении.

ABSTRACT

This article is devoted to the study of the problems of accounts receivable in budgetary institutions. During the description of the article the concept of accounts receivable, its classification, as well as the peculiarities of accounting in a budgetary institution, are considered.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, учет, контроль, бюджетное учреждение.

Keywords: accounts receivable, accounting, control, budgetary institution.

В настоящее время к точности и достоверности бухгалтерской отчетности, в которую включается и дебиторская задолженность, относятся требовательно, контролируют, отслеживают сроки ее пога­шения и списывают безнадежную задолженность.

Понятие дебиторской задолженности занимает исключительно важное место в определении финансового состояния организации, а также в оценке правильности и обоснованности принимаемых управленческих решений.

Читать еще:  Анализ коммерческих расходов

Дебиторская задолженность (от лат. слова debitum – долг, обязанность) – это совокупность долгов, которые принадлежат организа­ции, от физических и юридических лиц в итоге финансово-хозяйственных взаимоотношений.

Дебиторская задолженность может рассматриваться в нескольких значениях:

  • как средство для погашения кредиторской задолженности;
  • как часть продукции, которая продана покупателям, но ещё не оплачена;
  • как элемент оборотных активов, которые финансируются за счёт собственных или заёмных средств.

Кроме того, дебиторскую задолженность можно классифицировать по различным критериям:

  • по срокам поступления ожидаемых платежей: долгосрочная и текущая;
  • по статьям бухгалтерского учета: задолженность покупателей и подрядчиков, задолженность на налогам и сборам, задолженность по оплате труда, авансы выданные, задолженность по социальному обеспе­чению, задолженность подотчетных лиц, задолженность персонала по прочим операциям, задолженность учредителей и участников, прочая дебиторская задолженность;
  • по причинам образования: оправданная и неоправданная.

Особенности учета дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях связаны с четкой регламентации учета задолженности по конкретным видам операций, что выражается в применении бюджетной классификации расходов.

Выделяют следующие расчеты:

  • с дебиторами по доходам, которые осуществляются на счете 020500000;
  • по выданным авансам – счет 020600000;
  • для учета задолженности по предоставленным бюджетным кредитам, государственным кредитам – счета: 020701000, 020702000, 020703000, 020704000, 020705000;
  • с подотчетными лицами – счет 0 208 00 000;
  • по ущербу имуществу – 0 209 00 000;
  • по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам – 0 210 01 000.

Нельзя не отметить, что дебиторская задолженность требует к себе особого внимания в плане осмотрительности: показатель дебиторской задолженности в бухгалтерском учёте и отчётности должен соответ­ствовать действительности. Именно поэтому дебиторскую задолженность также классифицируют в зависимости от вероятности её погашения.

«Реальность» дебиторской задолженности должна проверяться отдельно по каждому долгу организации по таким показателям как время и вероятность её погашения. Именно по этим критериям дебиторскую задолженность принято разделять на нормальную и просроченную.

Нормальной считается та задолженность, по которой срок оплаты ещё не наступил, но право собственности на ТРУ уже перешло к покупателю.

Задолженность за ТРУ, срок оплаты по которым уже истёк, представляет собой просроченную дебиторскую задолженность, которая в свою очередь разделяется на сомнительную и безнадёжную.

Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность учреждения, не погашенная в определенные договором сроки и не обеспеченная соответствующими гарантиями. Величина резерва опре­деляется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Согласно ст. 266 НК РФ просроченную задолженность можно включать в резерв в зависимости от срока ее возникновения следующим образом [3]:

  • свыше 90 дней – полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • от 45 до 90 дней (включительно) – 50 % от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • до 45 дней – не увеличивает сумму создаваемого резерва.

С 2015 г. в связи с изменениями Инструкции по бухгалтерскому учету, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция 157н) бюджетные учреждения могут создавать резерв по сомнительным долгам по желанию. При поступлении от покупателя суммы ранее списанной задолженности сумма задолжен­ности списывается с забалансового учета и отражается в составе прочих доходов организации [5].

В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ: «Безнадежным долгом (долгом, нереальным к взысканию) признаётся тот долг перед налого­плательщиком, по которому истёк установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым согласно гражданскому законодательству обязательство прекращено ввиду невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации предприятия» [3].

В части определения безнадежной дебиторской задолженности ссылаются на нормы ГК РФ, так согласно ст. 196 которого общий срок исковой давности устанавливается в три года и начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

Для выявления остатков просроченной, безнадежной задолжен­ности, а также задолженности с истекшим сроком исковой давности учреждение не реже одного раза в год должна проводить инвентари­зацию расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами.

Читать еще:  Анализ экономических процессов

В п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, регламентируется общий порядок проведения инвентаризации, согласно которому инвентаризационная комиссия устанавливает правильность и обоснованность сумм дебиторской и других видов задолженности. Результат инвентаризации оформляется актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. Таким образом, в ходе проведения инвентаризации устанавливаются и суммы дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Однако Инструкция 157н не устанавливает порядок списания задолженности с истекшим сроком исковой давности и других нереальных долгов для взыскания (погашения), что вызывает некоторые трудности при ведении бухгалтерского учета бюджетными учрежде­ниями. Поэтому списание дебиторской задолженности, нереальной для взыскания, согласно ст. 158 БК РФ осуществляется в порядке, уста­новленном главным распорядителем бюджетных средств (далее – ГРБС), который в рамках своих полномочий вправе установить порядок согласования подведомственными бюджетными учреждениями списания нереальной к взысканию дебиторской задолженности в качестве одного из мероприятий предварительного ведомственного финансового конт­роля. Проведение данной процедуры определяется и согласовывается с ГРБС по следующим направлениям: определение критериев отнесения дебиторской задолженности к безнадежной, т. е. нереальной к взысканию и согласование перечня документов, на основании которых задолженность подлежит списанию [4].

Такие образом, дебиторская задолженность списывается по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации и письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.

Однако следует отметить, что в соответствии с Приказом ФНС России от 13.02.2014 № ММВ-7-6/51@ «Об утверждении форматов представления бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в электронной форме» бюджетное учреждение даже после признания дебиторской задолженности нереальной к взысканию и списания ее с балансового учета должны ее отражать в отчетности, а именно на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Учет указанной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников согласно п. 339 Инструкции № 157н.

На счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» долг будет учитываться с того момента, когда комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов примет решение списать задолженность с баланса. Сейчас списанная с баланса задолженность учитывается на счете 04 с момента, когда она признана нереальной к взысканию в порядке, установленном законодательством РФ, актом главного администратора доходов бюджета (приказ Минфина России от 01.03.2016 № 16н).

Списать задолженность с забалансового счета 04 можно будет по решению о признании ее безнадежной к взысканию. Комиссия учреждения принимает это решение при наличии документов, подтверждающих смерть или ликвидацию дебитора. Списать долг можно и в иных, предусмотренных законодательством случаях, в том числе, когда прошел срок возможного возобновления процедуры взыскания задолженности. Если нет оснований возобновить такую процедуру, то задолженность к забалансовому учету не принимается.

Кроме того, в соответствии с положениям ст. 242 БК РФ в текущем финансовом году суммы, поступающие в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения бюджетных смет, должны перечисляться в доход соответствующего бюджета.

Соответственно, у бюджетного учреждения возникает обязанность по перечислению в бюджет сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в период его деятельности в качестве получателя бюджетных средств.

Таким образом, любое учреждение должно следить за дебиторской задолженностью, контролировать сроки её погашения, своевременно списывать безнадежную задолженность. Что касается бюджетной организации, то здесь может возникать ряд сложностей. Во-первых, учет дебиторской задолженности связан с четкой регламентацией учета задолженности по конкретным видам операций. Во-вторых, ежегодно специальная комиссия бюджетного учреждения должна проводить инвентаризацию расчетов для выявления остатков задолженности и устанавливать правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности. Кроме этого, при выявлении задолженности с истекшим сроком исковой давности и других нереальных долгов для погашения возникает сложность списания, так как четко не установлен порядок данной процедуры. Также следует отметить, что бюджетное учреждение даже после признания дебиторской задолженности нереальной к взысканию и списания ее с балансового учета должны ее отражать в отчетности

Cписок литературы:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector