Целевой профиль риска - Журнал про Деньги
Finkurier.ru

Журнал про Деньги
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Целевой профиль риска

Держать руку на пульсе

В прошедшем году ФТС России инициировано создание региональных центров оперативного мониторинга и анализа.Такое подразделение было создано и в Южном таможенном управлении (ЮТУ ).

О том, какие задачи решает Центр оперативного мониторинга и анализа, а также о перспективах развития регионального центра рассказывает начальник ЮТУ Александр ГЕТМАН.
Сделать анализ системным

– Александр Николаевич, расскажите о создании и функционировании регионального Центра оперативного мониторинга в Южном таможенном управлении : каковы его основные функции?

– Региональный центр оперативного мониторинга и анализа создан в ЮТУ в апреле прошлого года. Это внештатная структура, в состав которой входят заместители начальников служб и начальники структурных подразделений управления.

Помимо заседаний Центр действует и в форме дежурства должностных лиц, представляющих три службы управления – организации таможенного контроля, федеральных таможенных доходов и таможенного контроля после выпуска товаров. Это обеспечивает непосредственно оперативный мониторинг и анализ. А для организации работы мы используем материально-техническую базу ситуационного центра, который создавался на период подготовки и проведения Олимпийских игр в городе Сочи. Говоря о функциях и задачах Центра, не буду цитировать сухие формулировки положения. Скажу, что это структура, которая позволяет централизованно и максимально оперативно использовать все имеющиеся в распоряжении управления информационные источники.Получение достоверной и оперативной информации– залог успеха управленческой деятельности.

– Можно привести пример такой работы?

– Раньше для мониторинга совершения таможенных операций при проведении крупных мероприятий и существенного роста внешнеэкономической активности мы создавали отдельные ситуационные центры, издавали для них отдельные положения и порядки.Сейчас ситуация изменилась. Это все автоматически делает Центр.

По существу Центр– это еще и площадка для совершенствования взаимодействия между службами управления по различным направлениям. И начиная с августа прошлого года осуществляется основная функция Центра – оперативный мониторинг и выявление рисков нарушения таможенного законодательства в режиме on-line и принятие мер, включая подготовку целевых профилей рисков.

– И все же, работа по оценке и выявлению рисков, а также подготовке срочных, а позднее целевых профилей рисков подразделениями РТУ проводится уже несколько лет. Чем обусловлена необходимость создания еще одной структуры для решения такой задачи?

– Процесс экспертного анализа и выявления таможенных рисков должностными лицами с целью создания целевых профилей рисков не регламентирован правовыми актами – на то он и «экспертный» метод. Однако физически невозможно качественно проанализировать 800 товарных партий, в среднем ежедневно декларируемых в ЮТУ. По нашим оценкам, за один рабочий день дежурный качественно может отработать около 25-30 товарных партий. Структурные подразделения управления до создания Центра осуществляли данную функцию исходя из самостоятельно выработанных подходов и с использованием собственных информационно-технических наработок.

В Центре мы постарались сделать эту работу системной. Она основывается на созданной системе оценки и отбора товарных партий, в которой интегрированы десятки информационных источников управления. Такая система на основе балльной оценки помогает выделить товарные партии, требующие экспертного анализа дежурными. Безусловно, мы пока не можем полностью исключить человеческий фактор, но в рамках Центра сделан существенный шаг на пути автоматизации процесса анализа.

– Вы упомянули балльную оценку уровня риска поставки. Что это такое?

– За относительно короткий период существования Центра мы прошли уже значительный путь по совершенствованию системы. На первом этапе дежурные Центра получали информацию о соответствии декларируемых товарных партий критериям, перечень которых утвержден приказом. Причем на первом этапе около 80 процентов деклараций соответствовали хотя бы одному критерию.

Сейчас мы используем систему, в которой всем критериям присвоена балльная оценка и каждая товарная партия оценивается суммой баллов, сформированной критериями по поставке. При этом дежурные прежде всего анализируют партии,собравшие более 100 баллов.Совершенствование критериев, а их уже порядка двухсот, а также их балльной оценки позволило к концу 2014 года отбирать около десяти процентов декларируемых товарных партий для экспертного анализа дежурными от общего количества зарегистрированных деклараций.

Анализ повышает качество

– Очевидно,что даже идеальная организация процесса не позволит добиться результата без необходимых инструментов? Я имею в виду средства автоматизации процесса.

– Безусловно, наличие необходимых информационных ресурсов и программных средств – одна из составляющих результативности работы Центра.Таможенные органы, в том числе на уровне РТУ, располагают обширным перечнем информационных источников,начиная с электронных копий таможенных документов и заканчивая снимками ИДК, базой экспертиз,а также базой выявленных рисков. Все эти информационные источники и программные средства их обработки применяются Центром. Но в рамках Центра мы провели работу по совершенствованию организации рабочего места дежурного. Нами создан информационный ресурс, который объединил десятки региональных баз данных. Единый интерфейс дает дежурному возможность, анализируя декларацию,мгновенно получать доступ ко всем предшествующим таможенным документам : транзитной декларации,сообщению о прибытии. Есть возможность одним кликом получить на мониторе графический снимок, полученный с применением ИДК. Мы также задействовали базу обмена электронными сообщениями между таможенным постом и декларантом. И это позволяет в режиме реального времени контролировать процесс проверки декларации. В этом же интерфейсе дежурный в привязке к товарной партии получает доступ к десяткам вспомогательных ресурсов: базе должников по уплате таможенных платежей; базе лиц, в отношении которых контроль после выпуска невозможен;базе таможенных экспертиз; единой базе выявленных рисков; реестрам лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, а также перечням лиц, в отношении которых установлена выборочность таможенного контроля.

– То есть работа Центра заключается в выявлении рисков и их минимизации с помощью целевых профилей рисков?

– Я бы рассматривал эту работу шире. Безусловно, целевой профиль риска – один из наших основных инструментов. Но он далеко не единственный. По результатам проводимого мониторинга и анализа в зависимости от ситуации могут приниматься различные управленческие решения.

Используемые в рамках Центра инструменты автоматического анализа позволяют решать широкий спектр задач.Это и контроль за деятельностью субъектов ВЭД, в отношении которых установлена выборочность таможенного контроля, это повышенный контроль обоснованности принимаемых решений в отношении лиц, которые систематически обжалуют решения таможенных органов, это контроль за совершением таможенных операций, результаты которого могут повлиять на выполнение контрольных показателей. Центр выявляет товарные партии, декларируемые лицами,которые имеют задолженность по уплате платежей,а соответствующим подразделением оперативно выявляется полнота принимаемых таможней мер по взысканию задолженности. Поручения ФТС России по принятию мер в тех или иных случаях помимо направления в таможни также отрабатываются в рамках Центра.Например, дежурные непосредственно после выпуска товаров анализируют обстоятельства выпуска товаров или их досмотра, проведенного необычно быстро, и на основании анализа полученных данных дают оценку качества таможенного контроля, сроков совершения отдельных таможенных операций.

Сейчас мы вырабатываем концепцию автоматического контроля за товарными партиями, в отношении которых в ходе инспекторских проверок выявлялись нарушения таможенного законодательства. Таким образом, часть работы, которая и ранее проводилась подразделениями управления,в рамках Центра получает более высокий уровень автоматизации, обеспечивается повышение оперативности выявления событий и реагирования на них, повышается качество взаимодействия служб.

Читать еще:  Как без риска заработать в интернете

Что дает результат?

– Вы сказали, что в Центре дежурят должностные лица трех служб,в том числе и представители службы таможенного контроля после выпуска товаров. В чем смысл участия представителей этой службы в мониторинге, если он осуществляется преимущественно до выпуска товаров?

– В рамках работы Центра нами отрабатываются новые подходы, связанные с обеспечением « сквозного » таможенного контроля. Еще на этапе до выпуска товаров мы оцениваем перспективы контроля после выпуска и формируем соответствующие целеуказания. Разработано 25 подобных целевых профилей риска.

По результатам мониторинга дежурными выявляются рисковые ситуации по текущей поставке. При наличии предыдущих поставок рассматривается вопрос о применении мер после выпуска товаров. Необходимо оценить возможность проведения проверки,перспективы взыскания платежей. Как вы понимаете, без участия дежурного службы таможенного контроля после выпуска товаров здесь не обойтись.

Также результаты таможенного контроля после выпуска товаров включаются в перечень критериев для минимизации рисковых ситуаций по последующим поставкам.

– Можно ли уже сейчас оценить результаты работы регионального центра ЮТУ?

– Мы видим, что новые подходы, связанные с централизацией и автоматизацией процесса анализа, дают результаты. Только за пять месяцев прошлого года по результатам работы Центра дополнительно начислено и взыскано более одиннадцати миллионов рублей,принято одиннадцать классификационных решений,более 50 решений о корректировке таможенной стоимости, два решения в рамках ведомственного контроля, возбуждено восемь дел об административных правонарушениях.Наряду с такими традиционными направлениями,как таможенная стоимость, классификация, Центром выявляются резервы по обоснованности предоставления льгот по уплате таможенных платежей, применению ставок таможенных пошлин. Выявлено 16 фактов таких нарушений. Отмечу, что это еще предварительные результаты. В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей до принятия решения по таможенной стоимости, а также до получения результатов таможенной экспертизы внесено еще более 27 миллионов рублей. В целом активность использования целевых профилей риска подразделениями аппарата управления выросла по сравнению с 2013 годом в три раза, а результативность в четыре.

При этом важно, что Центр нацелен на поиск не охваченных действующими профилями областей рисков, а также рисков,которые не выявляются таможнями. Центр не только не отбирает работу у функциональных подразделений таможен, но и активизирует ее. Подтверждение – рост на60 процентов количества целевых профилей рисков, разработанных таможнями во втором полугодии прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.

– Каковы направления развития Центра на ближайшую и среднесрочную перспективу, какие задачи вы ставите перед Центром на текущий год?

– Мы рассматриваем Центр как инструмент, который должен помочь управлению достичь значений показателей, установленных ФТС России. Речь не только о контрольных показателях эффективности деятельности таможенных органов, но и о целевых ориентирах реализации СУР, утвержденных ФТС России в рамках Концепции управления рисками в таможенных органах. Выполнение этих задач предусматривает качественное изменение результативности СУР в целом, а также отдельных видов профилей рисков, уменьшение охвата товарных партий мерами по минимизации рисков, повышение автоматизации профилей рисков, обеспечение выборки объектов для контроля с применением ИДК.

Центр призван осуществлять мониторинг всех этих показателей, что называется,держать руку на пульсе. На основании этого мониторинга вырабатываются управленческие меры воздействия на ситуацию, позволяющие быстрее и полнее достигнуть намеченных целей.

Разбираемся в системе управления рисками

Система управления рисками (СУР) — это комплекс мер, с помощью которых государство с одной стороны осуществляет эффективный таможенный контроль, защищает экономическую безопасность страны, жизнь и здоровье людей, а с другой — оптимизирует и ускоряет таможенное оформление грузов. Целью системы является баланс между созданием благоприятных условий для работы участников ВЭД и противодействием нарушениям таможенного законодательства.

Основным инструментом системы является профиль риска. Профиль риска — это совокупность сведений об области риска, индикаторах риска и о мерах по минимизации рисков (ст. 376 ТК ЕАЭС). Рассмотрим подробнее составляющие этого определения, чтобы сделать его более понятным.

Таможенные органы постоянно осуществляют сбор и обработку информации, получаемой при перемещении товаров через границу при проведении таможенного контроля. Количество оцениваемых параметров, источников данных и их объемы огромны — это и сведения из транспортных и коммерческих документов, сведения об условиях сделок на международном уровне, информация о деятельности участников ВЭД на рынке, собираемая другими государственными службами. Анализ полученного массива позволяет таможне спрогнозировать, при каких условиях и с какой вероятностью участниками ВЭД может быть нарушено законодательство. Это может быть неполная уплата пошлин и налогов, ввоз контрафактной или опасной для потребителей продукции. В результате возникает так называемая область риска .

Главным объектом ВЭД является товар, в связи с чем таможня выделяет товары риска , импорт или экспорт которых потенциально может проходить с нарушениями. В качестве примера можно рассмотреть продукты питания, которые согласно постановлению Правительства №778 от 07.08.2014 запрещено ввозить на территорию РФ. Недобросовестные импортеры пытаются обойти запрет разными способами — подделывают сертификаты происхождения, меняют маркировку, указывают в декларации таможенные коды товаров прикрытия (товары, которые не попадают под установленные законодательством запреты и ограничения, но очень близки по характеристикам с запрещенными).

Любой товар характеризует определенный перечень параметров, значения которых, согласно статистике, меняются незначительно в определенных пределах. Каждый такой критерий и его предельно допустимые значения формируют индикатор риска . Проще всего объяснить это понятие на примере одежды или обуви. Если рассматривать в качестве оцениваемого параметра этих товаров вес единицы изделия, очевидно, что женское шерстяное пальто не может весить 200 гр, а легкие летние босоножки — 1 кг. Такие значения веса — сигнал для инспектора о возможном недостоверном декларировании. Индикаторы риска не всегда выражаются в цифровых значениях. Например, согласно статистическим данным, товар с определенным кодом ТН ВЭД может быть произведен только в нескольких странах, и появление в документах иного производителя закономерно вызовет вопросы (например, какао-бобы, выращенные в Китае).

Далее таможенные органы определяют меры по минимизации рисков — действия, которые необходимо осуществить, чтобы проверить спорные данные. При этом необходимо, с одной стороны, не допустить нарушения законодательства, а с другой стороны, создать для добросовестных участников ВЭД такие условия оформления, при которых не будут нарушаться их интересы. Здесь применяются различные формы таможенного контроля; в первую очередь, проверка информации в предоставленных документах, осмотр и досмотр грузов, а также меры, обеспечивающие проведение контроля — назначение экспертизы, привлечение экспертов или назначение определенного маршрута доставки товаров.

В итоге определяются значения всех компонентов, входящих в структуру профиля риска. К ним можно отнести, в том числе, срок его действия, регион применения (общероссийский, региональный), способ применения (в автоматическом режиме специальными программами, непосредственно сотрудником таможни). Сформированный проект профиля риска утверждается и регистрируется ФТС России.

Следует отметить, что информация, содержащаяся в профилях риска, является закрытой и предназначена для использования исключительно государственными структурами.

Читать еще:  Операционный риск это

Учитывая активное развитие внешнеторговых отношений и информационных систем, такой инструмент таможенного контроля, как профиль риска, должен систематически актуализироваться в соответствии с текущей обстановкой. Таможенные органы постоянно оценивают эффективность его применения, вносят уточнения и правки. В последнее время для более эффективного применения СУР разрабатываются новые программные продукты, которые позволяют исключить влияние субъективных факторов и использовать систему на автоматическом уровне в процессе электронного декларирования.

Также таможенные органы осуществляют категорирование участников ВЭД — предприниматели распределяются по группам в зависимости от степени их благонадежности. Для этого анализируются сведения о финансовом состоянии компании, как давно она работает на рынке, насколько достоверно осуществляет декларирование. Импортеры из группы низкого уровня риска могут рассчитывать, например, на быстрый выпуск товаров или на снижение количества дополнительных проверок при оформлении грузов.

Участникам ВЭД, только начинающим свою деятельность, необходимо набраться терпения, поскольку для них СУР будет срабатывать значительно чаще. Не стоит забывать и о генераторе случайных чисел, который не позволяет расслабиться всем импортерам. В любом случае, срабатывание системы управления рисками — не повод для паники. Наличие полного пакета документов, подтверждающих заявленные в декларации сведения, позволит разрешить все возникшие вопросы с минимальными потерями и повысить свою репутацию для таможенных органов. Специалисты нашей компании заранее подскажут, на какие моменты стоит обратить внимание, какие документы стоит дополнительно оформить для ускорения процесса таможенного оформления товаров.

Порядок разработки проектов профилей рисков должностными лицами таможенных органов;

1) Должностные лица таможенных органов, осуществляющие выявление и анализ рисков, используют информацию из источников, указанных в приложении № 4 к Инструкции (например, базы данных электронных ДТ, ДТС и КТС; базы данных предварительного информирования; базы данных прибытия транспортных средств международной перевозки на территорию Российской Федерации; базы данных фактического вывоза товаров; электронные справочники НСИ; базу данных внешней торговли ЕС; базу данных внешней торговли стран-участниц СНГ; информацию, полученную из СМИ и сети Интернет и т.п.).

2) С целью единообразного выявления и анализа рисков ФТС России разрабатывает на основании предложений таможенных органов целевые методики выявления рисков, типовые правила составления которых содержатся в приложении № 5 к Инструкции.

3) При выявлении риска уполномоченное должностное лицо таможенного органа определяет его уровень с применением целевой методики выявления рисков и (или) экспертным методом (например, исходя из рассчитанной потенциальной суммы недополученных таможенных платежей).

4) Уровень выявленного риска может быть высоким, средним или низким. Если уровень риска признается низким, то наблюдение за объектами анализа (анализ информации) продолжается до момента изменения уровня риска на средний или высокий.
Если уровень риска признается средним, то уполномоченное должностное лицо таможенного органа подготавливает проект ориентировки.

5) Если уровень риска признается высоким, то уполномоченное должностное лицо таможенного органа формирует проект профиля риска и пояснительную записку к нему с использованием специального программного средства. Пояснительная записка к проекту профиля риска должна содержать следующие сведения:

а) источники информации, на основании анализа которых разработан проект профиля риска;

б) описание логических и расчетных операций, использованных при выявлении риска (если риск выявлен с использованием утвержденной ФТС России целевой методики выявления рисков, приводится только расчет без описания логических и вычислительных операций);

в) оценку уровня риска с описанием потенциальных негативных последствий риска;

г) предлагаемый период действия профиля риска и расчетное количество партий товаров, в отношении которых будут применяться меры по минимизации рисков в соответствии с профилем риска.

6) Бумажные экземпляры проекта профиля риска и пояснительной записки к нему, сформированные с использованием специального программного средства, подписываются начальником структурного подразделения таможенного органа, выявившего риск.

Проект профиля риска и пояснительная записка к нему согласовывается с начальником координирующего подразделения и первым заместителем начальника таможенного органа по таможенному контролю в части определения индикаторов риска, перечня и порядка применения мер по минимизации рисков.

В случае отнесения выявленной рисковой ситуации, послужившей основанием для издания проекта профиля риска, проекта срочного профиля риска или проекта ориентировки к компетенции иного структурного подразделения таможенного органа (использование индикаторов риска и мер по минимизации рисков, отнесенных к компетенции иного структурного подразделения), такие проекты профилей рисков, срочных профилей рисков или ориентировок совместно с пояснительными записками к ним согласовываются с соответствующим структурным подразделением таможенного органа.

Классификатор мер по минимизации рисков содержится в приложении № 6 к Инструкции.

7) После подписания и согласования проекта профиля риска и пояснительной записки к нему уполномоченное должностное лицо координирующего подразделения таможенного органа регистрирует проект профиля риска в журнале регистрации проектов профилей рисков (далее — журнал), реализованном в специальном программном средстве, форма которого приведена в приложении № 7 к Инструкции, и присваивает проекту профиля риска регистрационный номер.

Порядок рассмотрения проектов профилей рисков и утверждения профилей рисков ФТС России

8) После получения соответствующим координирующим подразделением ФТС России (ГУОТОиТК или ГУФТДиТР) проекта профиля риска и пояснительной записки таможенного органа с использованием специального программного средства уполномоченное должностное лицо подразделения ГУОТОиТК или ГУФТДиТР, ответственного за координацию и применение СУР, регистрирует поступление проекта профиля риска в журнале регистрации проектов профилей рисков в ФТС России, форма которого приведена в приложении № 8 к Инструкции.

9) Рассмотрение в структурном и координирующем подразделении ФТС России проекта профиля риска и пояснительной записки таможенного органа осуществляется на основе их электронных копий, поступивших с использованием специального программного средства.

10) Исполнитель проекта профиля риска в координирующем или структурном подразделении ФТС России (далее — исполнитель) в день получения им поручения о необходимости рассмотрения проекта профиля риска и пояснительной записки (соответствующей резолюции на служебной записке координирующего подразделения) указывает свои фамилию и инициалы в соответствующем поле журнала. Электронной копии проекта профиля риска автоматически присваивается статус «На рассмотрении».

11) В течение десяти рабочих дней с момента присвоения электронной копии проекта профиля риска статуса «На рассмотрении» его исполнитель по согласованию с непосредственным начальником отдела координирующего или структурного подразделения ФТС России определяет целесообразность разработки профиля риска и присваивает ему один из следующих статусов с использованием специального программного средства:

«Целесообразен» (на основе проекта профиля риска будет разработан профиль риска);

«Нецелесообразен» (профиль риска разрабатываться не будет);

«Сбор информации» (для рассмотрения проекта профиля риска требуется запросить дополнительную информацию);

«Доработка ФТС России» (проект профиля риска требует доработки в ФТС России);

«Доработка РТУ» (проект профиля риска направлен на доработку в РТУ);

«Доработка таможней» (проект профиля риска направлен на доработку в таможню);

«Запрос РТУ» (требуется заключение РТУ по проекту профиля риска).

Обмен информацией между ФТС России, РТУ и таможнями при присвоении проектам профилей рисков статусов «Доработка РТУ», «Доработка таможней» и «Запрос РТУ» осуществляется в электронном виде с использованием специального программного средства.

12) Если исполнитель по результатам рассмотрения проекта профиля риска признает его целесообразным, он присваивает электронной копии проекта профиля риска статус «Целесообразен», и подготавливает с использованием специального программного средства проект профиля риска и пояснительную записку к нему в течение 2 рабочих дней с момента присвоения проекту профиля риска статуса «Целесообразен».

Читать еще:  Вложения без риска

13) Для согласования проекта профиля риска и направления профиля риска в таможенные органы исполнитель подготавливает служебную записку и проект письма ФТС России (для направления неформализованных профилей рисков) либо проект докладной записки уполномоченному должностному лицу ФТС России (для направления автоматических и автоматизированных профилей рисков), к которым прилагается проект профиля риска и пояснительная записка. Предельный срок согласования проекта профиля риска структурными подразделениями ФТС России (в том числе координирующим подразделением) составляет 7 рабочих дней.

Не допускается изложение в тексте проекта сопроводительного письма ФТС России (для направления неформализованных профилей рисков) информации об условиях и порядке выявления рисков, содержащихся в таких профилях рисков, а также о порядке применения мер по минимизации рисков, не изложенной в самом профиле риска.

14) Профили рисков в электронном виде направляет в таможенные органы координирующее подразделение ФТС России через ГНИВЦ ФТС России в соответствии с Регламентом синхронизации базы данных профилей рисков на всех уровнях системы таможенных органов в рамках ЕАИС таможенных органов.

15) Неформализованным профилям рисков с использованием специального программного средства присваивается статус «Выявляется без применения программных средств». Профили рисков на бумажном носителе направляются в таможенные органы в соответствии с установленным порядком организации делопроизводства.

16) Рассмотрение проектов профилей рисков и утверждение профилей рисков, разработанных по направлению деятельности ГУФТДиТР, осуществляется в ином порядке, установленном ФТС России.

Профиль риска как основной элемент таможенного контроля при выявлении таможенных преступлений

Дата публикации: 16.11.2017 2017-11-16

Статья просмотрена: 3731 раз

Библиографическое описание:

Саломатова, К. А. Профиль риска как основной элемент таможенного контроля при выявлении таможенных преступлений / К. А. Саломатова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 241-244. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46490/ (дата обращения: 10.04.2020).

Понятие «таможенные преступления» раскрывается в ст. 1 «Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств — членов таможенного союза» от 05 июля 2010 года. «Таможенные преступления» — нарушения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства Сторон, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность законодательством Сторон. [1]

Согласно Уголовного кодекса Российской Федерации к таможенным преступлениям относятся: 1) ст. 173.1 УК РФ — Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица; 2) ст. 173.2 УК РФ — Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица; 3) ст. 174 УК РФ — Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем; 4) ст. 174.1 УК РФ — Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления; 5) ст. 189 УК РФ — Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; 6) ст. 190 УК РФ — невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей; 7) ст. 193 УК РФ — уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации; 8) ст. 193.1 УК РФ — совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов; 9) ст. 194 УК РФ — Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица; 10) ст. 200.1 УК РФ — контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов; 11) ст. 200.2 УК РФ — контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий; 12) ст. 226.1 УК РФ — Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов; 13) ст. 229.1 УК РФ — Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ. [2]

Перечень таможенных преступлений, предусмотренных УК РФ исчерпывающий, но несмотря на это, они наносят колоссальный вред экономической и национальной безопасности государства в целом, поэтому их предотвращение и раскрытие является одной из важнейших функций таможенных органов.

Выявление таможенных преступлений имеет свои особенности. Главным образом таможенные преступления выявляются в процессе таможенного контроля. Переход осуществления таможенного контроля от тотальности на принципах выборочности с внедрением системы управления рисками повлек за собой концептуальное изменение деятельности таможенных органов по проверке и обеспечению соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства Таможенного союза.

В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза (Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации), контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Осуществление эффективного таможенного контроля, основанного на применении cистемы управления рисками, подразумевает использование механизмов минимизации рисков. Механизмы минимизации рисков — это широкое понятие, включающее в себя совокупность инструментов, технологий, методик управления рисками и систему мер их минимизации. [3]

Основным инструментом механизма минимизации рисков, при осуществлении должностными лицами таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль является профиль риска.

В ТК ТС дано следующее понятие «Профиль риска — это совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска». [4]

Что же такое профиль риска в практической деятельности таможенных органов? Под профилем риска понимается формализованное описание объекта и области риска, его индикатора, и указание на необходимые меры воздействия с целью минимизировать риски.

Существует различные квалификации профилей рисков, которые неразрывно связаны между собой, но все они определены международным стандартом ISO 31000 «Менеджмент рисков. Принципы и руководящие указания». Квалификация профилей рисков для выявления таможенных преступлений имеет свои особенности, которые представлены для наглядности в таблице, составленной автором.

Классификация профилей рисков

Классификационный признак

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector