Finkurier.ru

Журнал про Деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Снижение уровней профессиональных рисков

Приложение. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 1 марта 2012 г. N 181н

Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков*(1)

С изменениями и дополнениями от:

20 февраля, 16 июня 2014 г.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 г. N 103н пункт 1 изложен в новой редакции

1. Проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 г. N 103н в пункт 2 внесены изменения

2. Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда, и оценки уровней профессиональных рисков.

3. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.

4. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.

5. Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.

6. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

7. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.

8. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

9. Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.

10. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.

11. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.

12. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.

13. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.

14. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).

15. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.

16. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами.

17. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.

18. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

19. Обеспечение в установленном порядке*(3) работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

20. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.

21. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

22. Организация в установленном порядке*(4) обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников.

23. Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

24. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.

25. Проведение в установленном порядке*(5) обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

26. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

27. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.

28. Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.

29. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.

30. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.

31. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 16 июня 2014 г. N 375н приложение дополнено пунктом 32

32. Реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе:

компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;

организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее — ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;

устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;

создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы.

*(1) Конкретный перечень мероприятий по улучшению, условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

Информация об изменениях:

*(3) Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н (зарегистрировано Минюстом России 10 сентября 2009 г. N 14742), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. N 28н (зарегистрировано Минюстом России 1 марта 2010 г. N 16530).

*(4) Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г. N 4209).

*(5) Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрировано Минюстом России 21 октября 2011 г. N 22111).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Оценка профессиональных рисков – что делать с результатами?

Безусловно, оценка профессиональных рисков на рабочих местах это прямая обязанность специалиста по охране труда (СОТа), по крайней мере – организация данной работы. К подобной оценке могут привлекаться и различные технические специалисты, и лаборатории (естественно — при необходимости), да и представители службы по персоналу тоже не должны оставаться безучастными, но в любом случае, возглавить эту работу придется СОТу. С него же потом за её результаты и последствия будет спрос.

О том, насколько тесно иногда связана работа СОТа и кадровика уже говорилось в статье про штрафы за СОУТ . Почти такая же зависимость возникает и при проведении оценки профессиональных рисков.

Начнем с того, что инспектора ГИТ единодушны в данном вопросе — если предприятие не разработало у себя систему управления охраной труда, в которую включено управление профрисками, значит оно игнорирует требования статьи 209 ТК РФ, где дается понятие этого самого действия:

«Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков»

Следовательно, работодатель не оценивающий профриски с учетом своей специфики, не выявляющий, не устраняющий и не снижающий их воздействие, дает возможность ГИТ оштрафовать себя на 80 тыс. рублей, согласно ч.1 ст 5.27.1 КоАП.

Можно долго спорить и рассуждать о том, что по оценке профрисков отсутствует законодательная база, нет официальной методики этой оценки утвержденной федеральным органом исполнительной власти, как прописано в ч.14 ст.209 ТК РФ. К тому же инспектор ГИТ во время проверки не должен выходить за рамки проверочных листов (контрольных вопросов), среди которых пока не наблюдаются конкретные требования к наличию на предприятии оцененных и управляемых профессиональных рисков.

Читать еще:  Ип управляющий в ооо риски

Но факт остается фактом – и штрафы предприятия получают, причем не только за отсутствие работы специалистов по охране труда в направлении оценки профрисков, но и за то, что с полученными результатами этой самой оценки работники предприятия не ознакомлены как положено.

И вот тут возникает два логичных вопроса:

1. Как же правильно провести оценку рисков на рабочих местах, особенно, если на предприятии не одна сотня рабочих мест (РМ) и профессий?

2. Как правильно ознакомить работников с их профессиональными рисками, что бы проделанная работа не пропала даром и принесла понимание не только самим работникам, но и удовлетворила инспекторов ГИТ?

На первый вопрос однозначного ответа нет. Но, в любом случае, на начальном этапе оценки рисков, если уж за неё браться, СОТу и кадрам усилия придется объединить.

Оптимальный порядок работы выглядит почти так же, как процедура специальной оценки условий труда (СОУТ):

1. Составление перечня РМ и профессий, на которых намечено провести оценку рисков.

2. Уточнение количества работающих на каждом РМ, подлежащем оценке профриска.

Без помощи кадров в первых двух вопросах СОТу разобраться будет трудно, да и не совсем в его компетенции.

Далее, желательно привлекать технологов и «узких» специалистов, что бы точно определить:

3. Какие конкретно операции и с какой частотой совершают работники на своих рабочих местах.

4. Выявление опасных операций (их и стоит рассматривать, как наличие риска).

5. Определение количества и частоты опасных операций (рисков).

6. Поиск технических и административных возможностей для снижения тяжести выявленного риска или его полного устранения.

А вот следующим пунктом, СОТу, скорей всего, предстоит заниматься самостоятельно.

7. Анализ выявленных рисков и расчет их значимости.

Здесь, как правило, используются понятия – низкий, средний или высокий риск, которые зависят от числовых значений, полученных при расчетах значимости рисков. Единой методики нет, но можно выбрать для себя наиболее приемлемый вариант из того что есть.

Если уж для СОТа работа по оценке рисков окажется непосильной задачей, а у предприятия найдутся лишние средства, то всегда можно обратиться к независимым экспертам и специалистам аккредитованных организаций, которые не откажут в квалифицированной помощи.

Последний, завершающий пункт в процедуре:

8. Информирование работников о наличии и уровне профрисков на их рабочих местах.

Инспектор ГИТ останется доволен, если обнаружит, что в трудовые договора (допсоглашения) трудящихся внесены не только сведения по СОУТ, но и информация о профессиональных рисках. Аргументируется требование тем, что понятие «условия труда» включает в себя не только класс/подкласс, взятый из карты спецоценки, а нечто большее, например — факторы трудового процесса и производственной среды, в которой этот процесс происходит. Всё вместе и оказывает влияние на здоровье работающего человека (ч. 2 ст. 209 ТК РФ) и может причинять ему вред, а значит, является профриском.

Если кадровик не захочет отразить в трудовом договоре данные по выявленным рискам, то хотя бы ссылку, например на карту оценки рисков, которую составил СОТ, ему сделать придется. Главное, что бы сотрудник ознакомился под роспись с такой картой и его информировали не только о результатах спецоценки, но и о собственных профессиональных рисках.

Вот тогда СОТ и кадровик могут вздохнуть спокойно, ведь им будет не сложно доказать любому инспектору, что задачи, связанные с условиями труда работников реализованы в полном объеме, люди с результатами ознакомлены, меры приняты, а требования ТК РФ выполнены.

Управление Профессиональными Рисками в Системе Управления Охраной Труда!

Приветствую, друзья! Сегодня мы рассмотрим тему, которая вызывает у специалистов по охране труда наибольшее количество вопросов – управление профессиональными рисками в системе управления охраной труда. Будем обращаться к действующим нормативным актам и различным методикам управления профессиональными рисками. Поехали …

Начнём с Конституции Российской Федерации, которая статьёй 37 устанавливает право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, и Трудовому Кодексу (далее — ТК), который статьёй 219 предоставляет работникам право на:

  • получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности.

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору (статья 219 Трудового Кодекса).

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (статья 209 ТК РФ).

При реализации полномочий, предусмотренных статьёй 212 ТК, Минтруд обязывает работодателей руководствоваться Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённым приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. № 438н (далее – Типовое положение), с учётом специфики своей деятельности. В связи с чем, Типовое положение содержит указание на возможную вариативность отдельных его норм при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда (письмо Минтруда России от 31.10.2016 г. № 15-1/10/В-8028).

Обратившись к пунктам 33-35 Типового положения, мы видим, что они предписывают работодателю с целью организации процедуры управления профессиональными рисками исходя из специфики своей деятельности устанавливать (определять) порядок реализации следующих мероприятий:

  • выявление опасностей;
  • оценка уровней профессиональных рисков;
  • снижение уровней профессиональных рисков.

Таким образом, управление профессиональными рисками положено в основу системы управления охраной труда (далее — СУОТ). Кроме этого, необходимость управления профессиональными рисками установлена статьёй 209 ТК, которой определено, что порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Как ни странно, на сегодняшний день Минтруд такого порядка не установил (хотя в обзоре проекта нового ТК говорится, что рекомендации по выбору метода оценки уровня профессионального риска и его снижению должны быть подготовлены Минтрудом России), но в пп.»б» п.33 Типового положения прописал, что порядок реализации оценки уровней профессиональных рисков устанавливается работодателем. И тут вспоминается текст лозунга, который был вывешен в зале клуба «Картонажник» города Васюки, где Остап Бендер давал местным любителям шахмат сеанс одновременной игры на 160 досках. В оригинале: дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих. Иносказательно: решать свои проблемы каждый должен сам или вместе с товарищами по несчастью. Поэтому попробуем во всём разобраться.

Не секрет, что целью профессиональной деятельности специалиста по охране труда в соответствии с приказом Минтруда России от 4 августа 2014 года № 524н является снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, уровней профессиональных рисков, а поэтому игнорировать эту тему не представляется возможным. Вздохнём и продолжим разбираться с обязательными требованиями.

Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда установлены разделом V Типового положения. Так, пункт 37 Типового положения обязывает работодателя определять методы оценки уровня профессиональных рисков с учётом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций и допускает использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций. При этом согласно пункту 38 работодателем учитывается следующее:

  • управление профессиональными рисками осуществляется с учётом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя;
  • тяжесть возможного ущерба растёт пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
  • все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;
  • процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;
  • эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.

Пункт 39 устанавливает способы исключения или снижения уровней профессиональных рисков:

  • исключение опасной работы (процедуры);
  • замена опасной работы (процедуры) менее опасной;
  • реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
  • реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;
  • использование средств индивидуальной защиты;
  • страхование профессионального риска.

Всё хорошо, но где взять методику? Обратимся к международному опыту. На сегодняшний день Федеральным законом от 4 октября 2010 г. № 265-ФЗ ратифицирована Конвенция МОТ об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенция № 187). В соответствии со статьёй 3 данной Конвенции каждое государство — член содействует основополагающим принципам, таким как:

  • оценка профессиональных рисков или опасностей;
  • борьба с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения;
  • развитие национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает информацию, консультации и подготовку.

В пункте 6 Рекомендации Конвенции установлено, что государства-члены МОТ должны содействовать применению системного подхода к управлению вопросами охраны труда, изложенному в Руководстве по системам управления охраной труда ILO-OSH 2001. Действующий межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT) «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» позволяет использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях России, а также реализовать положения Трудового кодекса и Конвенции МОТ № 187 о применении документа ILO-OSH 2001.

На сегодняшний день в нашем распоряжении имеются ряд национальных стандартов ССБТ, содержащих рекомендации по оценке и управлению рисками, а именно:

ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков», определяющий порядок оценки рисков, связанных с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности, и может быть использован на различных уровнях — национальном, в отрасли экономики и промышленности, в организации и на отдельном рабочем месте;

Читать еще:  Безвозмездные сделки риски и налоговые последствия

ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство», описывающий систематический и логический процесс управления риском посредством его идентификации, его анализа и последующего оценивания и определения того, будет ли риск изменен воздействием, чтобы соответствовать установленным критериям;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска», разработанный в дополнение к указанному выше ИСО 31000 и содержащий рекомендации по выбору и применению методов оценки риска.

ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования», устанавливающий общие требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (БТиОЗ), а именно к процедуре и методологии идентификации опасностей и оценки рисков, а также приоритетность мер по снижению рисков, реализуемую при определении мер управления рисками или рассмотрении вопроса об изменении существующих мер.

Обращаем внимание, перечисленные национальные стандарты применяются работодателем на добровольной основе. Если работодатель в локальных нормативных актах не заявил об их соблюдении, то за это его не накажет ни один надзорный орган.

На этом можно выдохнуть, но применение указанных выше стандартов крайне трудоёмко и в условиях оптимизации становится практически невыполнимым.

Существует сложившая практика управления рисками путём неукоснительного исполнения государственных нормативных требований и надлежащей эксплуатации применяемого оборудования, машин, механизмов, инструментов. Так, почти во всех правилах охраны труда уже содержат перечень факторов риска и способы их ликвидации или снижения.

Наиболее адекватной основой для разработки мер по управлению уровнем профессионального риска в компании является проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ).

СОУТ — единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (статья 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, определяется перечень мероприятий по снижению рисков. Результаты СОУТ согласно статье 7 применяются, в том числе для оценки уровней профессиональных рисков. Очевидно, что уровень профессионального риска находится в тесной связи с понятием условий труда. В частности, такая взаимосвязь устанавливается основным документом, использующимся в настоящее время в нашей стране для оценки степени воздействия уровня профессионального риска на здоровье сотрудников. Речь идёт о Руководстве Р 2.2.1766-03. 2.2 «Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки». Указанный нормативно-правовой акт содержит исчерпывающее описание наличия корреляции между тяжестью фактических условий труда и влиянием их на здоровье сотрудников.

Классы условий труда, категории профессионального риска и срочность мер профилактики

Руководство Р 2.2.1766-03. 2.2 содержит исчерпывающее описание взаимосвязи условий труда и уровня профессиональных рисков, однако, отмечают эксперты, практически полностью упускает из виду ещё одну важную составляющую общего объёма профессионального риска на предприятии — производственный травматизм.

Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО) разработала Концепцию «Нулевого травматизма», или «Vision Zero«. В сентябре 2017 года на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда в Сингапуре была запущена глобальная международная кампания по продвижению и реализации этой концепции. А в январе нынешнего года к ней присоединился ФСС России — МАСО вручила Фонду сертификат официального партнёра программы по продвижению Концепции «нулевого травматизма».

Как поясняют в ФСС РФ, для продвижения и реализации Концепции «Нулевого травматизма» Фонд планирует работать со страхователями, то есть работодателями, привлекать к участию в глобальной компании и разработке передовых программ охраны труда крупные предприятия и организации. В том числе будут учитываться ценные наработки, которые уже успешно применяются работодателями в разных регионах России. О них мы обязательно расскажем в наших будущих публикациях.

В рамках обмена опытом было бы интересно узнать, как вы управляете профессиональными рисками, какую методику для этого используете. Напишите, пожалуйста, в комментариях.

Заметку подготовила моя помощница по развитию официальной группы Блог—Инженера ☆ Охрана труда Светлана Подберезина.

На этом всё. Рейтинговые звёздочки по информации об управлении профессиональными рисками ждут вас ниже 😉 Спасибо за поддержку и участие!

Оценка профессиональных рисков: что, зачем и как?

Что такое оценка профессиональных рисков

Оценка профессиональных рисков работников — это оценка вероятности причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов при исполнении обязанностей по трудовому договору. Проводить её — одна из обязанностей работодателя. Для краткости ниже будем называть эту процедуру оценкой рисков или ОПР. Кроме этого нужно снижать и выявлять риски, а также информировать работников об опасностях при выполнении должностных обязанностей на предприятии. Но обо всем по порядку.

Обратите внимание, нужно учесть и оценить опасности не только для работников предприятия, но и для подрядчиков, участвующих в производственном процессе.

В Трудовом кодексе косвенно указано, что каждый работодатель обязан оценивать риски и управлять ими. Более точно это указывается в проверочных листах ГИТ (государственной инспекции труда) и в типовом положении о СУОТ (системе охраны труда на предприятии) .

При проведении оценки профессиональных рисков оценивают не только вредные и опасные факторы, но и другие возможные риски, которые присутствуют на рабочих местах. Как правило, при исследовании рассматривают результаты специальной оценки условий труда, производственного контроля , заключений санитарно-эпидемиологического контроля, предписаний государственных органов (ГИТ, МЧС, Роспотребнадзора и т.д.). Чем больше элементов (документов, результатов, внешних и внутренних факторов) будет отражено в отчете, тем более качественным и полноценным он будет. Еще можно учитывать внешние факторы: экологическую обстановку, угрозу взрыва, ЧС, техногенных катастроф и аварий. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.

Оценивать профессиональные риски нужно в любом бизнесе и в любом учреждении. ОПР подлежат все рабочие места: в офисе, в детском саду, в ресторане, в обувном цехе или на литейном производстве.

Опять душат бизнес проверками?

Оценка профессиональных рисков — это новая головная боль, как для руководителей, так и для специалистов, потому что необходимо учесть много тонкостей и формальностей, плюс есть ряд неопределенностей. ГИТ уже издала предписания на этот счёт.

У процедуры есть и положительные стороны: ОПР помогает проверить условия труда сотрудников, состояние помещений, зданий, оборудования, порядок в документах. При систематическом подходе, который и подразумевает процедура управления профессиональными рисками, реальные риски должны сводиться из года в год к допустимому минимуму, обеспечивая большую безопасность при выполнении рабочих обязанностей.

Самостоятельно или организация на стороне. Новые поборы?

В отличие от специальной оценки условий труда оценку рисков можно проводить самостоятельно или с привлечением экспертной компании.

Привлеку компанию. Сотрудник экспертной организации включается в комиссию по ОПР, идентифицирует опасности, проводит аудит документации и производства, затем на основании собранных данных подготавливает отчет.

На текущий момент нет специальных требований к организациям о наличии лицензии или специального разрешения на право выполнять ОПР. Поэтому при выборе лучше ориентироваться на общий опыт работы в охране труда и ценовую политику.

Почему лучше обратиться в экспертную компанию:

  • ее специалисты регулярно занимаются и четко следуют методике проведения оценки профессиональных рисков;
  • в работе они точно следуют нормативным документам (Приказ №77 Роструда и приказ №438Н Минтруда);
  • имеется гарантия в виде договора между юридическими лицами.

При выборе компании уточните:

  • что вам выдадут по результатам оценки;
  • компетенцию и наличие обучения у экспертов;
  • есть ли гарантия на работы;
  • какова цена услуги (она не должна быть слишком низкой и высокой);
  • каковы сроки выполнения работы;
  • есть ли опыт выполнения оценки (объем работ по этому направлению).
  • гарантия;
  • сроки выполнения работ (от одного дня в зависимости от объема).
  • различия в ценах на услугу;
  • сложность с выбором компании.

Сделаю сам. Требований к квалификации специалистов, участвующих в оценке рисков, на данный момент нет. Есть учебные курсы, которые помогают разобраться в вопросе. Но чтобы получить недостающие знания, нужна начальная база, время, а иногда и деньги. Поэтому возникает вопрос о целесообразности такого подхода.

  • относительно низкая стоимость;
  • возможность получить дополнительный опыт;
  • вовлеченность работников.
  • вероятность получить штраф в результате проверки ГИТ;
  • срок исполнения может растянуться на несколько месяцев;
  • отсутствие утвержденных форм отчетных документов и методики проведения и необходимость их самостоятельной разработки.

Если в организации нет штатного специалиста по охране труда или на предприятии каждые 2-3 месяца не появляются новые рабочие места, то целесообразнее и дешевле заказать отчёт на стороне.

Существует еще третий вариант: провести самостоятельно с помощью ПО. Программа выполнит все расчеты автоматически и выдаст показатели уровней рисков. Проблемы с затратами на погружение в вопрос остаются, сокращается лишь механическая часть работы по оценке — ввод данных. Это хорошее решение для организации со штатом от 100 человек.

У меня нет рисков меня это тоже коснется? Кто не должен проводить оценку рисков?

Риски — это не только там, где опасно. Риски есть везде. Поэтому оценивать их обязаны именно организаторы производства. Стоит отметить, что не только работодатель должен оценивать риски, но и организатор производства.

Под организатором производства понимаются работодатель, наниматель, предприниматель, страхователь, подрядодатель, рискодержатель, эксплуатирующая организация, заказчик или исполнитель и т.п. Именно организатор производства занят непосредственной защитой своего предприятия и работающих на нем людей от опасностей, что обусловлено нежеланием терпеть ущерб, а также, как правило, давлением обязательных требований национального законодательства.

Читать еще:  Реализация операционного риска

Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — директор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Даже в такой ситуации оценка рисков нужна, но вероятность что она когда-нибудь понадобится, как и вероятность проверок ГИТ организации с одним сотрудником, крайне мала.

Если у ИП нет сотрудников, то оценивать также ничего не нужно.

Компании без рабочих мест. Не нужно оценивать вакантные места. Нет сотрудников — нет оценки.

Когда нужно провести оценку рисков?

Четкой трактовки нет, но по закону нужно своевременно выявлять риски, как только появляется возможность травмирования не только работников, но и других участников производственного процесса.

Работаете без оценки рисков — возможно наложение штрафа до 80 000 рублей

Для тех, кто делать оценку рисков не хочет, предусмотрены штрафы (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ) . При первом нарушении:

  • гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 рублей;
  • юридическое лицо — от 50 000 до 80 000 рублей.

Как соблюсти требования закона: как выполнить оценку

Сначала нужно определиться: проводить оценку самостоятельно или с привлечением экспертной компании. При выборе подрядной организации всё просто: в договоре указываются сроки, условия и цена работ. Дальше необходим только контроль за ходом выполнения задачи. Результатом работ по договору должен быть отчет или карты оценки рисков с приложениями.

Отчет утверждается работодателем, эксперт лишь ставит свою подпись. В отчете указываются методы оценки, классификатор опасностей, индивидуальные карты с указанием величин рисков по каждому рабочему месту, а также мероприятия по снижению опасностей. Подавать отчет после составления и утверждения в трудовую инспекцию не нужно. Этот документ остается у вас до момента проверки.

В случае самостоятельного выполнения порядок действий до подготовки будет следующий:

1 этап. Разработка и утверждение внутренней процедуры управления профессиональными рисками.

  • Подготовка специфического для рода деятельности организации классификатора опасностей.
  • Утверждение состава комиссии по оценке рисков.
  • Определение методов оценки уровня профессиональных рисков.

2 этап. Выявление опасностей/Сбор исходных данных.

  • Составление перечня всех источников опасностей: видов выполняемых работ, мест выполнения работ, оборудования, сырья и материалов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, зданий и сооружений.
  • Выявление опасностей в отношении каждого из перечисленных источников.

3 этап. Оценка уровней профессиональных рисков.

  • Оценка уровня профессионального риска с учетом вероятности и тяжести возможного ущерба.
  • Ранжирование реестра рисков.
  • Оценка приемлемости рисков.

4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению рисков.

  • Разработка мер по исключению и снижению рисков.
  • Информирование работников об уровне рисков на их рабочих местах.

Документы для оценки рисков

Все результаты оценки рисков могут быть представлены в виде отчета, либо в виде отдельных документов. Сейчас требований по их оформлению нет. Главное, чтобы они были утверждены работодателем.

  • Приказ о создании комиссии, договор со специализированной организацией.
  • Методика оценки.
  • Перечень мест для оценки.
  • Отчет об оценке профессиональных рисков (индивидуальные карты).
  • Классификатор опасностей.
  • План мероприятий по управлению рисками.
  • Закрепленные в документах процедуры (положении о СУОТ или иных документах).

Оценка профессиональных рисков

Оценка профессиональных рисков — это анализ вероятности причинения вреда здоровью на производстве при исполнении обязанностей по трудовому договору. При оценке определяется величина опасности и тяжесть возможных негативных последствий для работника. Оценка входит в комплекс мероприятий по управлению профессиональными рисками.

Управление профессиональными рисками в сфере охраны труда — обязанность каждого работодателя. Особенно остро нуждаются в разработке плана оценки рисков те компании, которым грозят плановые и внеплановые проверки инспекции Роструда.

Положение об управлении профессиональными рисками – скачать образец

Управление профессиональными рисками в организации – памятка работодателя

Правовая основа

В соответствии со статьями 212 и 219 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить работнику условия труда, соответствующие требованиям охраны труда; информировать сотрудников об условиях труда и возможных рисках. Работник, в свою очередь, имеет право знать об охране труда и рисках на своем рабочем месте, а также быть в курсе мер по защите от вредных (опасных) факторов.

Пункт 33 Приказа Минтруда РФ от 19 августа 2016 года № 438н «Об утверждении Типового положения. » говорит об обязанности работодателя выявить опасности на рабочем месте, оценить уровень профессионального риска и определить мероприятия по снижению этого уровня.

Порядок оценки рисков необходимо внедрять в рамках работающей системы управления охраной труда. В противном случае предприятию может угрожать ответственность по части первой статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях — штраф до 80 тысяч рублей.

Цены на оценку профессиональных рисков

Оценка профессиональных рисков необходима для организаций всех форм собственности и с любым количеством работников.

Стоимость услуги по проведению оценки профессиональных рисков от АНО ДПО «КЭЦОТ» начинается от 800 рублей за рабочее место. Окончательная цена зависит от специфики деятельности вашей компании и предполагаемого объема работ.

Методика проведения

Оценка профриска риска является частью СУОТ и отвечает на вопросы:

  • какие события могут произойти и какова их причина;
  • какие будут последствия этих событий;
  • какая вероятность их возникновения;
  • как можно уменьшить неблагоприятные последствия или возможность возникновения опасных ситуаций.

Работодатель может применять любой метод оценки профессиональных рисков по своему выбору, может выполнить оценку самостоятельно, а может поручить оценку профрисков специалистам, которые подберут оптимальную методику для ваших условий.

Для заказа услуги АНО ДПО «КЭЦОТ» по оценке профрисков заполните заявку (Информация для проведения оценки рисков).

Этапы проведения оценки профессиональных рисков

К мероприятиям по управлению профессиональными рисками относятся:

  • разработка порядка оценки рисков как одного из разделов Положения о СОУТ;
  • выявление опасностей;
  • оценка уровней профессиональных рисков;
  • снижение уровней профессиональных рисков

1. Эксперты определяют порядок оценки рисков, периодичность и основания для проведения переоценки. Полученный документ оформляется как раздел Положения о СУОТ, где также прописывается периодичность совещаний по контролю за управлению рисками. Утверждение мероприятий по оценке профриска проводится в согласии с принятой в компании системой документооборота. Порядок утверждает руководитель в виде локального нормативного акта, где должен быть указан состав комиссии по оценке рисков, порядок проведения анализа и оценки, первоочередности мероприятий по снижению риска. Оценка оформляется в виде отчета с определением уровней риска. Необходимо составить перечень мероприятий по снижению уровней рисков. И хотя он будет окончательно оформлен в момент завершения оценки, но форму отчетного документа нужно прописать в Порядке проведения оценки. Методику можно определить заранее, если работодатель уверен в ней, либо отложить до издания приказа об утверждении методики после идентификации опасности.

Приказ о создании рабочей группы по проведению оценки профессиональных рисков – скачать образец

Перечень мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков – скачать образец

2. Специалист проводит идентификацию на всех рабочих местах сотрудников, состоящих в штате организации, и составляет реестр опасностей (см. Пункт 34 Типового положения о системе управления охраной труда № 438н). Если работодатель проводит оценку своими силами, то необходимо утвердить коллегиальный орган для координации процесса. Если работодатель призвал на помощь сторонних специалистов, то нужно, во-первых, специальным приказом назначить координатора со стороны работодателя, а во-вторых, предоставить подрядчику доступ на территорию оценки ко всем рабочим местам в присутствии сотрудников.

3. Формируется перечень выявленных опасностей, который утверждается работодателем. Специалист проводит оценку уровней рисков, в которую входят идентификация, анализ и сравнительная оценка. Оценку риска можно выполнить как для всего предприятия, так и для отдельных его подразделений или даже для конкретного опасного события. Исходя из этого применяются утвержденные методы оценки риска.

4. На основании результатов оценки, выраженных в конкретных степенях опасности, составляется план мероприятий по снижению уровней профрисков или их ликвидации: по исключению опасных процедур из технологического цикла, по замене опасной деятельности на менее опасную, по внедрению методов ограничения воздействия рисков на работников, по уменьшению времени опасного воздействия, по применению средств защиты. План утверждает руководитель компании. При отклонениях от плана по уважительным причинам в него нужно вносить корректировки, а если причины неуважительные — применять административные рычаги воздействия.

Переоценка профессиональных рисков

Доказательством того, что разработанные меры по управлению профрисками не были эффективными, будет служить возможное профессиональное заболевание или другой вред здоровью, нанесенный работнику в ходе деятельности на производстве. В этом случае профессиональные риски подлежат немедленной переоценке. Также переоценка необходима в случаях, отмеченных в первой части статьи 17 Закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ. Однако эти основания необходимо модифицировать под оценку рисков.

Какие документы получает заказчик

Эксперты АНО ДПО «КЭЦОТ» глубоко и подробно анализирует риски на предприятии и разрабатывает полный комплект требуемых документов, которые помогут грамотно внедрить СУОТ. Регламент процедуры оценки рисков будет прописан в разделе Положения организации о СУОТ. Также будет оформлен реестр идентифицированных опасностей и оцененных рисков, план мероприятий по уменьшению или ликвидации рисков, отчет о профессиональных рисках, приказ о создании рабочей группы по проведению оценки профессиональных рисков.

При наличии грамотно разработанного управления рисками на предприятии и налаженного процесса управления рисками, входящими в политику и план мероприятий в области охраны труда, компания легко пройдет плановые и внеплановые проверки контролирующих органов, подтвердит соответствие системы охраны труда действующему законодательству, а значит, свою добросовестность как работодателя.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×