Риски доходов и расходов - Журнал про Деньги
Finkurier.ru

Журнал про Деньги
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Риски доходов и расходов

Риски доходов и расходов

БЮДЖЕТНЫЕ РИСКИ НА СТАДИЯХ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Подлесная Ирина Сергеевна

студент 3 курса, учетно-финансового факультета СтГАУ, РФ, г. Ставрополь

Глотова Ирина Ивановна

научный руководитель, канд. экон. наук, доцент СтГАУ, РФ, г. Ставрополь

Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

В данное время в Бюджетном кодексе РФ не зафиксировано понятие «бюджетный риск». Также мало изученными остаются вопросы воздействия риска на бюджетный процесс, нет единого определения бюджетного риска и единого подхода к его классификации. Несовершенна классификация факторов, которые оказывают влияние на возникновение бюджетного риска. Поэтому очень высокий интерес к изучению бюджетных рисков в бюджетном процессе.

Риск — это некоторое неустановленное событие, которое возможно как произойдет, так и не произойдет. Также под риском можно понимать позитивные и негативные отклонения показателя от предположений.

Риск существует в любой целевой деятельности, так и в бюджетной сфере он тоже присутствует.

В бюджетной сфере под бюджетным риском понимают допустимость невыполнения запланированного бюджета. Так, Т.М. Ковалева определяет бюджетный риск как «риск недополучения средств в бюджет любого уровня, и отсюда, риск недофинансирования» [2, с. 44].

В более широком смысле под бюджетным риском понимают вероятность неосуществления мероприятий бюджетного планирования и бюджетной политики, связанные с нарушениями распределения бюджетных ресурсов между звеньями бюджетной системы и их пропорциями.

Бюджетный риск количественно определяется субъективной вероятностной оценкой, т. е. ожидаемой величиной, наиболее вероятного максимального и минимального уровня собираемости доходов и финансирования расходов по сравнению с планом. При этом, чем больше диапазон между максимальным и минимальным значениями при равной вероятности их получения, тем выше степень бюджетного риска. Степень бюджетного риска — это вероятность неполного и несвоевременного поступления налоговых и неналоговых доходов, а также образование кредиторской задолженности из-за неполного финансирования программ в соответствии с установленными по бюджету сумм в течение финансового года, на который утвержден бюджет [4, с. 31].

Следовательно, под бюджетным риском можно понимать возможность количественного несоответствия параметров с плановыми показателями, которые получены под воздействием ряда факторов.

К факторам, оказывающим влияние на уровень бюджетного риска, относят следующие показатели:

· состояние и рост развития экономики;

· уровень инфляции в стране;

· выработка целенаправленной бюджетной политики;

· состояние валютных резервов страны и прозрачность расчетов в экономике;

· уровень теневой экономики;

· изменение бюджетного и налогового законодательства;

· взаимосвязь между властными структурами;

· система контроля за исполнением бюджетного процесса.

Выявление риска позволит решить следующие задачи:

1. Определить факторы риска и пути его оптимизации.

2. Определить показатель ожидаемого исполнения бюджета с поправкой на риск.

3. Вынести решение о принятии или пересмотре проекта бюджета [3, с. 411].

Бюджетный процесс состоит из 4 стадий и на каждой стадии есть свои риски.

Первая стадия — это составление бюджета, к ней относят следующие риски:

· риск искажения плановых показателей;

· риск неправильного прогноза социально-экономического развития;

· риск конфликта интересов между уровнями бюджетной системы.

Вторая стадия — это рассмотрение и утверждение бюджета, сюда относится риск не соблюдения сроков и риск несоблюдения регламента бюджетного процесса.

Третья стадия — это исполнение бюджета. Здесь возможно большее количество рисков, это:

· риск неэффективного использования денежных средств;

· риск бюджетного дефицита;

· риск несбалансированности бюджета;

· риск недостижения запланированных показателей бюджета;

· риск недополучения доходов в бюджет;

· риски непредвиденных расходов и превышения бюджета;

· риск снижения доходности по ценным бумагам;

· риск нецелевого использования бюджетных средств;

· коммерческие риски, которые связанны с неэффективным управлением государственной собственностью.

Четвертая стадия — это составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Сюда относят такие риски, как:

· риск недостоверности информации данных в отчетности;

· риск недобросовестных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления;

· риск несвоевременного составления отчетности.

Целью определения риска бюджета является повышение эффективности его управления.

В бюджетной сфере, как и в любой сфере деятельности, рисками можно управлять и это очень важно, так как бюджетные риски оказывают влияние на бюджетную систему, которая в свою очередь является главным звеном финансовой системы страны. При управлении бюджетными рисками их можно либо минимизировать, либо полностью устранить.

Мероприятия, по оптимизации бюджетных рисков:

1. Повышение открытости и прозрачности бюджета.

2. Должна быть взаимосвязь между звеньями бюджетной системы, особенно при составлении бюджета.

3. Контроль за налоговыми ставками на федеральном, региональном и местном уровнях.

4. Жесткий мониторинг за направлениями расходования денежных средств из бюджета.

5. Повышение достоверных данных в отчетности об использовании межбюджетных трансфертов.

6. Проведение тщательных проверок исполнения бюджетов всех уровней.

7. Ужесточение ответственности за нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно Международному Бюджетному Партнерству, которое опубликовало Обзор открытости бюджетов за 2012 год, Россия вошла в десятку лучших по Индексу открытости бюджета, набрав 74 балла из 100 возможных. Стоит отметить, что Россия улучшила свой показатель по сравнению с 2010 годом, где она получила 60 баллов. При этом, несмотря на достигшие высокие показатели, необходим дальнейший рост открытости бюджета [1, с. 11].

Так, в государственной программе РФ «Управление государственными финансами и развитие финансовых рынков» показатель открытости бюджета планируется повышать согласно таблице 1 [1, с. 11].

Достижение запланированных показателей, во-первых, позволит гражданам получать более подробную информацию о бюджете и, во-вторых, улучшит контроль за формированием и использованием бюджетных средств.

Таблица 1.

Индекс открытости бюджета Российской Федерации согласно государственной программе

Методика оценки риска налоговой проверки

Самым быстрым способом получить дополнительные налоги с бизнеса является выездная налоговая проверка. Стремление налоговой службы достичь 100-процентной результативности таких проверок привело к тому, что ею был изменён подход к планированию контрольной работы. В настоящее время руководством к действию является «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», в соответствии с которой, выход инспектора всегда должен быть обусловлен предположением, что существуют нарушения налогового законодательства.

Согласно этой Концепции для оценки вероятности существования нарушений инспектор обязан провести всесторонний анализ всей имеющейся у него информации о предприятии, а затем отнести налогоплательщика в категорию тех, кто требует повышенного налогового контроля, или тех, для кого достаточно текущего мониторинга.

Частью такого анализа является проверка на соответствие 12-ти критериям

По данным ФНС «План выездных налоговых проверок на 2008 год» был составлен на 90% из организаций, показатели финансово-хозяйственной деятельности которых соответствуют первым 11-ти критериям. «План выездных налоговых проверок на 2009 год» сформирован аналогично, но уже с учётом 12-го.

Руководители предприятий, у которых нет ни одного попадания в критерий, скорее всего, могут не ждать визита инспектора, вместе с тем наличие соответствий не обязательно должно повлечь проверку. Налоговые инспекторы осознают, что организации с проблемными показателями могут являться вполне законопослушными налогоплательщиками. А поскольку налоговики не заинтересованы тратить время на нерезультативные проверки, то они, возможно, ограничатся объяснениями с вашей стороны. Но подготовить эти объяснения нужно заранее.

Таким образом, предприятиям выгодно самим систематически анализировать свою деятельность, используя нижеизложенные методики по каждому критерию:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)

Данный критерий применяется только для организаций, использующих общий режим налогообложения.
Нагрузка определяется в процентах как соотношение суммы уплаченных налогов к выручке организаций, очищенной от НДС и акцизов. В расчёт не включаются Страховые взносы в Пенсионный фонд и на травматизм, а также налоги, которые организация удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент (НДФЛ и удержанный с других лиц НДС).
Уровни среднеотраслевых налоговых нагрузок опубликованы в приложении к приказу о принятии Концепции.
Обращаем ваше внимание на то, что в расчёт берутся уплаченные, а не начисленные налоги. В связи с этим советуем проводить сверки с налоговой, чтобы ваши деньги не «висели в невыясненных поступлениях», а были учтены налоговым инспектором при расчёте критерия.

Подсказка для бухгалтера
Уменьшение нагрузки может быть вызвано и вполне законными обстоятельствами. Например, организация выходит на рынок с новым товаром, назначая минимальную наценку на него, или реализует залежалый товар с большими скидками. Причину всегда можно найти, но для начала следует самим проверить свою налоговую нагрузку.

В 2007 году «Рога и копыта» уплатили налогов на сумму 180 тыс. руб.,
выручка организации составила 6 млн. 600 тыс. руб., следовательно

Основная сфера деятельности — торговля (рогами и копытами). Средняя нагрузка для данной отрасли — 3,8%.
Получается, что, нагрузка ниже средней и «Рогам и копытам» может грозить выездная проверка.
Однако при анализе структуры продаж выяснилось, что одна треть реализации (на сумму 2млн. 200 тыс. руб.) — это новый товар, проданный с минимальной наценкой. Если не принимать эту реализацию в расчёт, то налоговая нагрузка на постоянный ассортимент:

Читать еще:  Риски заказчика при заключении договора подряда

достаточна высокая, и оснований подозревать «Рога и копыта» в недобросовестности нет.

2. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет

По мнению налоговых органов, убыток в финансовой деятельности без выраженных в течение нескольких календарных лет тенденций к его погашению или уменьшению — это наиболее вероятный признак искажения показателей деятельности, с целью занижения налогов.

Подсказка для бухгалтера
Очевидно, что при открытии бизнеса убытки возможны, но работать с ними можно только до тех пор, пока предприятие выходит на запланированные обороты.
В настоящее время доля убыточных предприятий в общем количестве юридических лиц достаточно велика — это 21%. Всех проверить не по силам, поэтому одним из методов работы налоговых органов с такими организациями в настоящий момент является приглашение на комиссии, созданные в Управлениях и инспекциях ФНС субъектов РФ для выяснения причин убыточности. При отборе кандидатов на комиссию дополнительным аргументом является наличие соответствий и другим критериям из Концепции.

По итогам 2007 года «Рога и копыта» получила убыток в связи с чем, налоговая инспекция попросила предоставить объяснения в произвольной форме.

Проанализировав структуру своих расходов, был составлен ответ: «Наша организация в 2007 году развивала новое направление продаж. Для того чтобы завоевать нишу на рынке, нами была произведена большая организационная работа по поиску клиентов в связи с чем, был увеличен штат сотрудников, что повлекло увеличение расходов на оплату труда, транспортные расходы, арендную плату, были привлечены кредитные средства в связи с чем, появились расходы на уплату процентов».

Налоговый инспектор принял объяснения и в план проверок на 2008 год «Рога и копыта» не включил.

3. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89 % за 12 месяцев.

Критерий рассчитывается на основании данных Деклараций по НДС, и представляет собой отношение общей суммы НДС, подлежащей вычету (раздел 3, стр. 340 гр. 6) к сумме начисленного НДС (раздел 3 стр. 180 гр. 6)., умноженное на 100%. Результат не должен быть больше 89%

Подсказка для бухгалтера
На сегодня уровень в 89% не зависит от сферы деятельности, хотя понятно, что в оптовой торговле НДС к вычету выше, а в сфере услуг ниже этого порога. Нужно сказать, что в настоящий момент ФНС всё-таки ведёт работу по дифференциации данного критерия.
К сожалению, ФНС не делает исключений для предприятий реализующих по 0%-й и 10%-ой ставкам, а у них вычеты зачастую больше всего начисленного налога. Такие плательщики автоматически официально вносятся в число тех, у кого в любой момент вероятна выездная проверка. Единственным ограничением является пункт 5 статьи 89 НК РФ, в соответствии с которым за год обычно допускаются лишь две подобные ревизии. Увеличить их количество вправе руководитель ФНС России, но подобное решение — редчайший случай.
Вне зависимости от сферы деятельности большие вычеты могут быть вызваны следующим рядом причин: покупкой и вводом в эксплуатацию дорогого оборудования, увеличением запасов ТМЦ, оплатой дорогостоящих услуг.
Отчасти этот показатель может быть спланирован, но нужно ли это делать, и в какой степени — зависит от конкретной ситуации. Дополнительным ориентиром может служить расчёт средней доли вычетов по НДС по вашему региону (данные могут быть получены из отчётности ФНС по форме 1-НДС, регулярно публикуемой на сайтах региональных налоговых управлений). С большой вероятностью эту долю можно назвать безопасной для предприятия, т.к. она позволяет затеряться среди подавляющего большинства.

При расчёте доли вычетов за 9 месяцев 2007 года «Рога и копыта» получили 91%:

Руководство фирмы, не желая привлекать к себе внимание налоговых органов, решило, что уровень вычетов за год должен соответствовать норме, т.е. быть не больше 89%. Исходя из прогноза суммы выручки на 4 кв., посчитали предполагаемый НДС к начислению в 4-м квартале — 297 тыс. руб. т.о. должно выполняться условие:

Следовательно, вычеты за 4 кв. 2007 года должны быть менее 246 тыс. руб. Для соблюдения данного условия нашли возможность одну из крупных покупок перенести на 1 кв. 2008 года.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Дополнительная формулировка: «Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчётности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчётности».
Фактически данный критерий имеет в виду проверку двух показателей:
1) Налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов («Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)»).

Темп роста рассчитывается как отношение текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год). Налоговые доходы и расходы определяются из декларации по прибыли по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.

Подсказка для бухгалтера
Следует проанализировать структуру доходов и расходов и выяснить причины расхождений. Возможные причины: цены на выпускаемую продукцию увеличиваются не так существенно, как на необходимое сырьё и комплектующие. Можно сослаться на рост и других затрат: зарплаты персонала, коммунальных расходов и пр. Документы, которые пригодятся в подобной ситуации: статистические справочники, сведения с бирж, счета контрагентов, прайс-листы поставщиков и т. д. Кроме того, в качестве аргументов можно использовать такие события, как единовременная оплата значительных косвенных расходов, временное прекращение отгрузки товара.

Выбирая кандидатов на выездную проверку, инспектор проанализировал декларации по налогу на прибыль ООО «Рога и копыта» за 2007 и 2006 года.

Бюджетные риски: понятие и актуальность

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 25.09.2013 2013-09-25

Статья просмотрена: 3014 раз

Библиографическое описание:

Набиуллина, Л. А. Бюджетные риски: понятие и актуальность / Л. А. Набиуллина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 366-369. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7816/ (дата обращения: 08.04.2020).

Бюджетная система России крайне восприимчива к изменениям экономической ситуации. При этом в современной глобальной экономике ее чувствительность к потрясениям от различных рисков, вне зависимости от их масштаба, резко возросла. Это связано с циклически повторяющимися мировыми финансовыми кризисами и вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), так как появляется необходимость управления многочисленными бюджетными рисками для повышения и поддержания стабильности финансового положения регионов.

Вступление России в ВТО является необходимым условием дальнейшего развития отечественной экономики в ситуации растущей открытости национальных экономических систем. Однако если рассматривать ситуацию с точки зрения последствий, то, с одной стороны, Россия становится полноправным участником международных экономических отношений, с другой — выгоду от присоединения к ВТО следует ожидать лишь в долгосрочной перспективе. Первые годы переходного периода будут сопряжены с определенными бюджетными рисками и социально-экономическими издержками (снижение импортных пошлин увеличит приток иностранной продукции на отечественный рынок, что повлечет за собой рост безработицы в неконкурентоспособных отраслях экономики). Учитывая эту тенденцию, важно оценить последствия членства России в ВТО, касающиеся бюджетных рисков.

На сегодняшний день для отечественной науки и практики категория бюджетного риска является достаточно новой и неизученной, исследование и прикладные задачи, связанные с проблематикой бюджетного риска находятся на стадии формирования, хотя в научной литературе существует достаточно большое количество работ как зарубежных, так и российских авторов, посвященных изучению вопросов оценки и управления бюджетными рисками.

Исторически понятие «риск» возникает в классической теории (Дж. Милль, Н. У. Секиф), в которой риск отождествляется с ожиданием потерь, которые могут произойти в процессе осуществления избранных решений.

Позднее в неоклассической теории (А. Маршалл, А. Пигу) проблема риска была разработана более подробно. Основой теории риска стало понимание того, что предприниматель работает в условиях неопределённости и значит, размер его прибыли является случайной величиной [4].

В настоящее время часть авторов (Абчук В. А., Бадюков В. Ф., Балабанов И. Т., Гвозденко А. А., Жуков Е. Ф., Кошечкин С. А., Кузьмин В., Лещенко М. И., Первозванский А. А., Прыкин Б. В., Райзберг Б. А., Рожков Ю. В., Стоянова Е. С., Терский М. И., Шахов В. В., Чернова Г. В. и другие) понимают под риском возможность наступления неблагоприятного события, связанного с различного рода потерями, то есть в определении риска придерживается позиции страховых организаций (под страховым риском обычно понимается вероятностное событие или совокупность неблагоприятных событий, на случай наступления которых проводится страхование) [3].

Другие авторы (Баканов М. И., Лапуста М. Г., Ковалёва A. M., Скамай Л., Уткин Э. А., Фёдорова Т. А., Филин С, Шаршукова Л. Г., Шеремет А. Д. и другие) понимают под риском возможность наступления не только неблагоприятных последствий, но и получения дополнительных доходов сверх запланированных [3].

Читать еще:  Договор цессии риски налоговая

Кирикова О. А. в своей статье «Управление рисками как ключевое звено в системе финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений» обращает свое внимание на то, что формирование качественного финансового менеджмента предполагает использование методов управления рисками. Автор рассматривает следующие методы [1, с.76]:

— метод избегания рисков или отказа от них путем создания таких финансово-хозяйственных условий, при которых возможность возникновения рисков заранее исключена;

— метод принятия риска на себя;

— метод предотвращения убытков;

— метод уменьшения размеров убытков;

— метод передачи рисков страховым организациям или главному распределителю бюджетных средств когда речь идет о программно-целевом планировании.

Степанова Е. А. в своей статье «О некоторых аспектах совершенствования налогового законодательства с целью снижения бюджетных рисков» описывает проблемы, которые являются серьезным фактором риска для доходов региональных и местных бюджетов, а также предлагает пути их решения. Среди этих проблем автор выделяет следующие [5, с.76]:

— перераспределение финансовых ресурсов между территориями;

— перерегистрация компаний (изменение места налогового учета);

— дробление бизнеса с целью минимизации налоговых обязательств;

— нелегальное ведение бизнеса, минимизация налогоплательщиками налоговых обязательств.

В целом можно отметить, что основы теории риска были заложены такими экономистами, как Дж. Милль, А. Маршалл, Н. У. Секиф, А. Пигу и др. Впоследствии их положения были развиты в трудах Бачкаи Т., Кантильона Р., Найта Ф. и другие. Современное состояние вопроса рассмотрено в трудах Альгина А. П., Бадюкова В. Ф., Балабанова И. Г., Ковалёвой A. M., Кошечкина С. А., Рожкова Ю. В., Скамай Л., Терского М. В., Уткина Э. А., Фёдоровой Т. А., Филин С, Шаршуковой Л. Г.

Также, в последние годы по темам, затрагивающим бюджетные риски, защищено несколько диссертаций. Однако среди авторов нет единого мнения относительно понятия «бюджетный риск», не разработана универсальная классификация бюджетных рисков. Недостаточно изучен вопрос выделения и анализа факторов, оказывающих влияние на наличие бюджетного риска. Недостаточно разработаны проблемы оценки риска в бюджетном процессе и методы ее оценки.

Для анализа статистического материала необходимо рассмотреть плановые и фактические показатели бюджета по доходам и расходам, а также рассмотреть их структуру.

Рис. 1. Динамика плановых и фактических показателей дохода федерального бюджета на 2007–2015 гг. [2, с.11]

На рисунке 1 представлен анализ соотношения утвержденных и фактически исполненных федеральными законами о федеральном бюджете доходов за период 2007–2015 годы. Как видно из рисунка, за период с 2007 по 2012 год в 2009, где значительное влияние на динамику доходов федерального бюджета оказали последствия мирового финансового кризиса 2008 года, и в 2012 году наблюдается невыполнение плана по поступлению доходов.

Согласно заключению Счетной палаты, на формирование доходной части федерального бюджета в 2011 году повлияли изменения налогового, таможенного и бюджетного законодательства Российской Федерации [6]:

— индексация специфических ставок акцизов по подакцизным товарам (на спирт этиловый из всех видов сырья, на табачную продукцию, на автомобили легковые и мотоциклы);

— установление нулевой ставки акциза на спирт этиловый из пищевого сырья при отгрузке его производителям алкогольной, спиртосодержащей, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств;

— индексация ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный (с 1 января 2011 года на 61 %);

— индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами: в 2011 году — в 1,25 раза к ставкам 2005 года (по водному налогу) и к ставкам 2007 года (по плате за пользование водными объектами);

— установление государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием и государственной аккредитацией образовательных учреждений и научных организаций;

— установление норматива зачисления в доходы федерального бюджета поступлений акцизов на нефтепродукты в целях формирования целевого бюджетного дорожного фонда на федеральном уровне (2011 год — 30 %);

— отмена пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на месторождениях Восточной Сибири: Ванкорское месторождение — с 2011 года;

— установление ставок вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные из нефти, в размере 56 % ставки пошлины на нефть в 2011 году;

— увеличение ставки вывозной таможенной пошлины на никель с 5 % до уровня в соответствии со шкалой ставок;

— установление ставки вывозной таможенной пошлины на медь в размере 10 %.

Рис. 2. Динамика расходов федерального бюджета за 2007–2015 гг. [2, с.11]

Что же касается расходов федерального бюджета, то как видно на рисунке 2, расходы федерального бюджета за период с 2007 по 2012 год имеют тенденцию к увеличению, причем до 2012 года фактическое значение расходов превышает плановое.

Рис. 3. Динамика дефицита (профицита) федерального бюджета за 2007–2012 гг. [2, с.11]

Исходя из данных рисунка 3 видно, что на дефицитность (профицитность) федерального бюджета значительное влияние оказал мировой финансовый кризис 2008 года. Так, несмотря на положительные прогнозы правительства, на графике наблюдается резкий переход бюджета в дефицитное состояние, которое было преодолено только по результатам 2012 года. Однако следует отметить, что докризисное значение данного показателя не было достигнуто.

Что касается бюджета на 2013–2015 гг., то здесь ожидается снижение доходов федерального бюджета. Это связано со снижением с 2013 года средневзвешенных ставок таможенных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО, снижением фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров; индексацией ставок НДПИ на газ горючий природный с 2013 года; индексацией специфических ставок акцизов на нефтепродукты с 2013 года, на табачную и алкогольную продукцию, спирт этиловый, автомобили легковые — с 2015 года.

Основные риски для федерального бюджета на 2013–2015 годы связаны с возможным снижением бюджетных доходов из-за более низких цен на нефть марки «Юралс» и нефтепродукты.

Что касается объема расходов федерального бюджета, то в 2015 году по сравнению с 2012 годом планируется их увеличение в номинальном выражении.

С целью снижения рисков исполнения расходов федерального бюджета в 2013–2015 годах необходимо продолжить работу по повышению качества управления государственными финансами и эффективности использования бюджетных средств.

Таким образом, в условиях циклически повторяющегося кризиса данная тематика становится более актуальной и возникает острая необходимость разработки методического инструментария для переоценки параметров бюджетного процесса с учетом рисков.

1. Кирикова О. А. Управление рисками как ключевое звено в системе финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений / Кирикова О. А. // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — № 5. С.76–79.

2. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2011 год [Электронный ресурс]: Заключение Счетной палаты РФ от 30.08.2012 № ЗСП-18/15–10 // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. — Последнее обновление 27.08.2013.

3. Лебедева О. И. Бюджетный риск: методические основы оценки и управления. На примере краевого бюджета Хабаровского края: диссертация на соискание ученой степени кандидат экономических наук / Хабаровск. 2003.

4. Маршаллл А. Принципы экономической науки: в 3-х т./ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. — Т. 1,2.

5. Степанова Е. А. О некоторых аспектах совершенствования налогового законодательства с целью снижения бюджетных рисков / Степанова Е. А. // Финансы. — 2010. — № 10. С. 76–77.

6. Федеральные законы о федеральном бюджете с 2007 по 2013 гг. [Электронный ресурс]: Федеральный закон // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Последнее обновление 27.08.2013 г.

Риски, которым стоит уделить внимание в бизнес-плане

Ольга Сенова, консультант по экономике компании «Альт-Инвест»
Авторская (допечатная) версия статьи для журнала
«Финансовый директор» №3, 2012.

Инвестиционный риск – поддающаяся измерению вероятность понести убытки или упустить выгоду от инвестиций. Риски можно разделить на систематические и несистематические.

Систематические риски – риски, не поддающиеся влиянию воздействием со стороны управления объектом. Присутствуют всегда. К ним относятся:

  • Политические риски (политическая нестабильность, социально-экономические изменения)
  • Природные и экологические риски (стихийные бедствия);
  • Правовые риски (нестабильность и несовершенство законодательства);
  • Экономические риски (резкие колебания курсов валют, меры государства в сфере налогообложения, ограничения или расширения экспорта-импорта, валютного законодательства и др.).

Величина систематического (рыночного) риска определяется не спецификой отдельного проекта, а общей ситуацией на рынке. В странах с развитым фондовым рынком для определения степени влияния данных рисков на проект чаще всего используется коэффициент ?, который определяется на основании статистики фондового рынка для конкретной отрасли или компании. В России такая статистика очень ограничена, поэтому, как правило, используются только экспертные оценки. При высокой вероятности реализации того или иного риска по возможности предусматриваются дополнительные меры для нивелирования негативных последствий по отношению к проекту. Возможна также разработка сценариев реализации проекта при различном развитии внешних условий.

Читать еще:  Классификация профессиональных рисков

Несистематические риски – риски, которые можно устранить частично или полностью в результате воздействия со стороны управления объектом:

  • Производственные риски (риск невыполнения запланированных работ, недостижение плановых объемов производства и др.);
  • Финансовые риски (риск неполучения ожидаемого дохода от реализации проекта, риск недостаточной ликвидности);
  • Рыночные риски (изменение конъюнктуры рынка, потеря позиций на рынке, изменение цен).

Несистематические риски

Они в большей мере поддаются управлению. По влиянию на проект их можно разделить на несколько групп:

Риск неполучения ожидаемого дохода от реализации проекта

Проявление: отрицательное значение NPV (проект не эффективен) или чрезмерное увеличение срока окупаемости проекта.

К данной группе рисков можно отнести все, что связано с прогнозом денежных потоков на эксплуатационной фазе. Это:

Маркетинговый риск – риск недополучения выручки в результате недостижения планового объема продаж или снижения цены реализации относительно запланированной.Поскольку прибыль проекта (а в наибольшей степени прибыль определяется выручкой) определяет его эффективность, то маркетинговые риски являются ключевыми проектными рисками. Для снижения данного риска необходимо тщательное изучение рынка, выявление ключевых факторов, могущих повлиять на проект, прогноз их возникновения или усиления, способы нейтрализации негативного влияния данных факторов. Возможные факторы: изменение конъюнктуры рынка, усиление конкуренции, потеря позиций на рынке, снижение или отсутствие спроса на продукцию проекта, снижение емкости рынка, снижение цен на продукцию и др. Оценка маркетинговых рисков особенно актуальна для проектов создания нового производства или расширения существующего производства. Для проектов сокращения затрат на действующем производстве данные риски изучаются, как правило, в меньшей степени.

Пример: При строительстве гостиницы маркетинговые риски касаются двух характеристик: цены за номер и заполняемости. Предположим, что инвестор определил для гостиницы цену, опираясь на ее расположение и класс. Тогда главным фактором неопределенности будет заполняемость. Анализ рисков такого проекта должен строиться на изучении его способности «выжить» при разных значениях заполняемости. А разброс возможных значений следует взять из статистики рынка по другим подобным объектам (или, если статистику не удалось собрать, границы разброса заполняемости придется установить аналитически).

  • Риск превышения производственной себестоимости продукции– затраты на производство превышают запланированные, тем самым снижая прибыль проекта. Необходим анализ затрат, построенный на сравнении с затратами аналогичных предприятий, анализ выбранных поставщиков сырья (надежность, доступность, возможность альтернативы), прогноза стоимости сырья.

Пример: Если среди сырья, потребляемого проектом, есть сельскохозяйственная продукция или, например, значительную долю себестоимости занимают нефтепродукты, то придется учесть, что цены на это сырье зависят не только от инфляции, но и от специфических факторов (урожай, конъюнктура на рынке энергоносителей и т.п.). Часто колебания затрат на сырье нельзя целиком перенести на цену продукции (например, производство кондитерских изделий или работа котельной). В этом случае особенно важно изучить зависимость результатов проекта от колебаний себестоимости.

  • Технологические риски – риски недополучения прибыли в результате недостижения планового объема производства или роста себестоимости производства в связи с выбранной технологией производства.
    Факторы риска:
    Особенности применяемой технологии – отработанность технологии, особенности, связанные с технологическим процессом и его применимостью в заданных условиях, соответствие сырья выбранному оборудованию и др.
    Недобросовестность поставщика оборудования – срывы сроков поставок оборудования, поставка некачественного оборудования и др.
    Отсутствием доступного сервиса по обслуживанию приобретенного оборудования – удаленность сервисных служб может приводить к значительным простоям производственного процесса.

Пример: Технологические риски строительства кирпичного завода в условиях, когда здание для размещения оборудования уже есть, источники сырья изучены, а оборудование поставляет в виде единой производственной линии «под ключ» известный производитель, будут минимальными. С другой стороны, проект строительства завода в условиях, когда только намечено место для размещения карьеров, где будет добываться сырье, требуется построить здание завода, а оборудование будет закупаться и монтироваться своими силами от разных поставщиков, огромны. В последнем случае внешний инвестор, скорее всего, потребует дополнительных гарантий или снятия рисковых факторов (изучения ситуации с сырьем, привлечения генподрядчика и т.п.

  • Административные риски– риски недополучения прибыли в результате влияния административного фактора. Заинтересованность в проекте административной власти, его поддержка ею существенно снижает данные риски.

Пример: Самый типичный административный риск связан с получением разрешения на строительство. Обычно, банки не финансируют проекты в сфере коммерческой недвижимости до получения разрешения, слишком велики риски.

Риск недостаточной ликвидности

Проявление: отрицательные остатки денежных средств на конец периода в прогнозном бюджете.

Данный тип рисков может возникать как на инвестиционной, так и на эксплуатационной фазе:

  • Риск превышения бюджета проекта. Причина: инвестиций потребовалось больше, чем было запланировано. Уровень риска можно существенно снизить тщательным анализом инвестиций на этапе планирования проекта. (Сравнение с аналогичными проектами или производствами, анализ технологической цепочки, анализ полной схемы реализации проекта, планирование величины оборотного капитала). Желательно предусмотреть финансирование непредвиденных расходов. Даже при самом тщательном планировании инвестиций превышение бюджета на 10% считается нормой. Поэтому, в частности, при привлечении кредита, предусматривается увеличение лимита доступных для заемщика средств, выбираемых при необходимости.
  • Риск расхождения графика инвестиций и графика финансирования. Финансирование поступает с задержкой или в недостаточном объеме, или наличие жесткого графика кредитования, не допускающего отклонений в любую сторону. В данном случае необходимо для собственных средств – заблаговременное резервирование денег; для кредитной линии – предусмотреть в договоре возможность колебаний сроков выборки денежных средств по кредитной линии.
  • Риск нехватки денежных средств на этапе выхода на проектную мощность. Приводит к задержке эксплуатационной фазы, замедлению темпов выхода на плановую мощность. Причина: на этапе планирования не рассмотрено финансирование оборотного капитала.
  • Риск нехватки денежных средств на эксплуатационной фазе. Влияние внутренних и внешних факторов приводит к снижению прибыли и нехватке средств для погашения обязательств перед кредиторами или поставщиками. При привлечении кредитных средств для реализации проекта один из основных способ снижения данного риска – использование коэффициента покрытия долга при построении графика погашения кредита. Суть метода: возможное колебание зарабатываемых компанией денежных средств в периоде устанавливается в соответствии с ожиданиями рыночной и экономической ситуации. Например, при коэффициенте покрытия 1,3 прибыль компании может снизиться на 30% при сохранении ее способности погашения обязательств по кредитному договору.

Пример: Строительство бизнес-центра может показаться не очень рискованным проектом, если изучать только ценовые колебания. В среднем за период его существования колебания цен будут не так уж велики. Однако совсем другая картина складывается, если учесть темпы сдачи в аренду и сочетание доходов с выплатами. Построенный на кредитные средства бизнес-центр может легко обанкротиться из-за относительно кратковременного (по сравнению со сроком его эксплуатации) кризиса. Именно так случилось со многими объектами, начало работы которых пришлось на конец 2008 года и 2009 год.

Риск невыполнения запланированных работ на инвестиционной фазе по организационным или иным причинам

Проявление: задержка или неполный старт эксплуатационной фазы.

Чем сложнее рассматриваемый проект, тем больше требований предъявляется к качеству управления проектом – к опыту и специализации команды, реализующей данный проект.

Способы сокращения данного типа риска: подбор квалифицированной команды управления проектом, выбор поставщиков оборудования, выбор подрядных организаций, заказ проекта «под ключ» и др.

Мы рассмотрели основные типы рисков, присутствующие в инвестиционных проектах. Необходимо отметить, что существует множество классификаций риска. Применение конкретной классификации в бизнес-плане определяется особенностями проекта. Не следует увлекаться научным подходом и давать многочисленные сложные квалификации. Целесообразнее указать именно те виды рисков, которые наиболее значимы для данного инвестиционного проекта.

Для всех выделенных видов риска в бизнес-плане дается оценка их величины для данного инвестиционного проекта. Наиболее удобно такую оценку давать не по балльной шкале риска и через его вероятности, а через оценку «высокий», «средний» или «низкий». Связано это с тем, что такую вербальную, а не числовую оценку, гораздо легче доказать и обосновать, чем, например, вероятность наступления риска в 0,6 (сразу возникает вопрос, почему именно 0,6, а не 0,5 или 0,7).

Основные риски, описываемые в инвестиционном проекте

Макроэкономические риски:

  • колебания рыночной конъюнктуры
  • изменение валютного и налогового законодательства
  • снижение деловой активности (замедление темпов роста экономики)
  • непредсказуемые меры регулирования в сферах законодательства
  • неблагоприятные социально-политические изменения в стране или регионе

Риски непосредственно проекта:

  • изменение спроса на продукцию, работы, услуги, являющиеся источником доходов проекта
  • изменение условий ценообразования;изменение состава и стоимости ресурсов, включая материальные и трудовые
  • состояние основных производственных фондов
  • структура и стоимость капитала, финансирующего проект
  • ошибки в построении логистики
  • слабое управление производственным процессом;повышение активности конкурентов
  • неадекватная система планирования, учета, контроля и анализа
  • неэффективное использование имущества;зависимость от основного поставщика материальных ресурсов
  • неэффективность кадрового состава
  • отсутствие системы мотивации персонала

Данный список можно продолжать в зависимости от специфики осуществления конкретного инвестиционного проекта.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector