Finkurier.ru

Журнал про Деньги
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оценка бюджетного риска

Приложение N 2. Методика оценки бюджетных рисков

Приложение N 2
к Порядку осуществления
внутреннего финансового
контроля в Министерстве
финансов Республики Крым

Методика
оценки бюджетных рисков

1. В целях настоящей методики под бюджетным риском понимается возможность наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренних процедур составления и исполнения бюджета Республики Крым, ведения бюджетного учёта и составления бюджетной отчётности.

2. Оценка бюджетных рисков, связанных с проведением операций по осуществлению бюджетных процедур, проводится в целях включения таких операций в карту внутреннего финансового контроля или их исключения из карты внутреннего финансового контроля, определения применяемых к ним контрольных действий.

3. Оценка бюджетных рисков состоит в идентификации рисков по каждой указанной в Перечне операции и определении уровня риска.

4. Идентификация рисков проводится путём проведения анализа информации, указанной в представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля, рекомендациях (предложениях) внутреннего финансового аудита, иной информации о нарушениях и недостатках в сфере бюджетных правоотношений, их причинах и условиях и заключается в определении по каждой операции возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат внутренней бюджетной процедуры (например, несвоевременность выполнения операции, ошибки, допущенные в ходе выполнения операции).

5. Каждый бюджетный риск оценивается по критерию «вероятность», характеризующему ожидание наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренних бюджетных процедур, и критерию «последствия», характеризующему размер возможного наносимого ущерба, потери репутации главного администратора (администратора) бюджетных средств (снижение внешней оценки качества финансового менеджмента главного. администратора бюджетных средств), существенность налагаемых санкций за допущенное нарушение бюджетного законодательства, снижение показателя результативности (экономности) использования бюджетных средств.

По каждому критерию определяется шкала уровней вероятности (последствий) риска, имеющая не менее четырёх позиций, например:

— уровень по критерию «вероятность» — от 0 до 20%, от 20 до 40%, от 40 до 60%, от 60 до 80%, от 80 до 100%;

— уровень по критерию «последствия» — низкий, умеренный, высокий, очень высокий.

6. Оценка вероятности осуществляется на основе анализа информации о следующих причинах рисков:

— недостаточность положений правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение внутренней бюджетной процедуры и (или) их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;

— длительный период приведения средств автоматизации подготовки документов и (или) отражения соответствующих операций в соответствие с требованиями актуальных положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

— низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых должностным лицам, осуществляющим внутренние бюджетные процедуры, необходимых для проведения операций;

— наличие конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры (например, ответственность за приемку товаров, работ, услуг и точность кассового планирования в целях оплаты закупки осуществляется одним должностным лицом);

— отсутствие разграничения прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

— неэффективность средств автоматизации подготовки документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры;

— недостаточная укомплектованность подразделения, ответственного за выполнение внутренней бюджетной процедуры;

— иные причины риска.

7. Оценки по критерию «вероятность» и критерию «последствия» оцениваются в соответствии с нижеуказанной матрицей бюджетного риска, в которой по каждому сочетанию вероятности и последствий устанавливается уровень риска (например, низкий, средний, высокий, очень высокий) согласно следующей таблице.

Оценка бюджетного риска

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

от 20 декабря 2016 года N 205-п

Об утверждении Порядка идентификации и оценки бюджетных рисков

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Минфина Республики Алтай от 20.01.2020 N 8-п, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru — 20.01.2020).
____________________________________________________________________

(с изменениями на 27 декабря 2018 года)

(в ред. Приказов Минфина Республики Алтай от 25.01.2017 N 22-п, от 27.12.2018 N 237-п)

(в ред. Приказов Минфина Республики Алтай от 25.01.2017 N 22-п, от 27.12.2018 N 237-п)

1. Утвердить прилагаемый Порядок идентификации и оценки бюджетных рисков.

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя министра финансов Республики Алтай Н.К.Табаеву.

Заместитель Председателя
Правительства Республики Алтай,
Министр финансов
Республики Алтай
О.В.ЗАВЬЯЛОВА

Порядок идентификации и оценки бюджетных рисков

Утвержден
Приказом
Министерства финансов
Республики Алтай
от 20 декабря 2016 г. N 205-п

1. Настоящий Порядок идентификации и оценки бюджетных рисков (далее — Порядок) определяет правила осуществления главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Алтай (бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай (далее — ТФОМС Республики Алтай), главными администраторами (администраторами) доходов республиканского бюджета Республики Алтай (бюджета ТФОМС Республики Алтай), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Алтай (бюджета ТФОМС Республики Алтай) (далее — главный администратор (администратор) бюджетных средств) оценки событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур.

2. Руководителем структурного подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, заполняется форма анализа бюджетных рисков по внутренним бюджетным процедурам в разрезе каждой внутренней бюджетной процедуры и составляющих ее операций согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

При заполнении формы анализа бюджетных рисков по внутренним бюджетным процедурам оцениваются бюджетные риски, связанные с проведением каждой указанной в форме анализа операции, в целях ее включения в карту внутреннего финансового контроля или исключения из карты внутреннего финансового контроля, определения применяемых к ней контрольных действий.

Читать еще:  Анализ потока управления

3. При заполнении графы «Вероятность» определяется уровень вероятности наступления риска по следующей шкале:

а) невероятный (от 0 до 20%);

б) маловероятный (от 20 до 40%);

в) средний (от 40 до 60%);

г) вероятный (от 60 до 80%);

д) ожидаемый (от 80 до 100%).

Оценка вероятности осуществляется на основе анализа информации о следующих причинах рисков:

а) недостаточность положений правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение внутренней бюджетной процедуры и (или) их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;

б) длительный период приведения средств автоматизации подготовки документов и (или) отражения соответствующих операций в соответствие с требованиями актуальных положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

в) низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых должностным лицам, осуществляющим внутренние бюджетные процедуры, необходимых для проведения операций;

г) наличие конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры (например, ответственность за приемку товаров, работ, услуг и точность кассового планирования в целях оплаты закупки осуществляется одним должностным лицом);

д) отсутствие разграничения прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

е) неэффективность средств автоматизации подготовки документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры;

ж) недостаточная укомплектованность подразделения, ответственного за выполнение внутренней бюджетной процедуры, а также недостаточный уровень квалификации сотрудников указанного подразделения;

з) иные причины риска.

4. Графа «Последствия» заполняется с учетом характера и размера возможных негативных последствий, потери репутации главного администратора (администратора) бюджетных средств, снижения внешней оценки качества финансового менеджмента главного администратора бюджетных средств, существенности налагаемых санкций за допущенное нарушение бюджетного законодательства, снижения показателя результативности (экономности) использования бюджетных средств. Уровень по критерию «Последствия» определяется как низкий, умеренный, высокий, очень высокий.

5. Оценки по критерию «вероятность» и критерию «последствия» объединяются в матрицу бюджетного риска, в которой по каждому сочетанию вероятности и последствий устанавливаются уровни риска «низкий», «средний», «высокий», «очень высокий». Матрица бюджетного риска представлена в приложении N 2 к настоящему Порядку.

Операции с уровнем риска «средний», «высокий», «очень высокий» включаются в карту внутреннего финансового контроля.

Карта внутреннего финансового контроля с приложением анализа бюджетных рисков по внутренним бюджетным процедурам хранится в структурном подразделении, ответственном за проведение внутреннего финансового контроля в течение срока, установленного номенклатурой дел, но не менее трех лет.

Приложение N 1. Анализ бюджетных рисков по внутренним бюджетным процедурам

Приложение N 1
к Порядку
идентификации и оценки
бюджетных рисков

Оценка бюджетного риска

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

от 20 декабря 2016 года N 205-п

Об утверждении Порядка идентификации и оценки бюджетных рисков

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Минфина Республики Алтай от 20.01.2020 N 8-п, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru — 20.01.2020).
____________________________________________________________________

(с изменениями на 27 декабря 2018 года)

(в ред. Приказов Минфина Республики Алтай от 25.01.2017 N 22-п, от 27.12.2018 N 237-п)

(в ред. Приказов Минфина Республики Алтай от 25.01.2017 N 22-п, от 27.12.2018 N 237-п)

1. Утвердить прилагаемый Порядок идентификации и оценки бюджетных рисков.

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя министра финансов Республики Алтай Н.К.Табаеву.

Заместитель Председателя
Правительства Республики Алтай,
Министр финансов
Республики Алтай
О.В.ЗАВЬЯЛОВА

Порядок идентификации и оценки бюджетных рисков

Утвержден
Приказом
Министерства финансов
Республики Алтай
от 20 декабря 2016 г. N 205-п

1. Настоящий Порядок идентификации и оценки бюджетных рисков (далее — Порядок) определяет правила осуществления главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Алтай (бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай (далее — ТФОМС Республики Алтай), главными администраторами (администраторами) доходов республиканского бюджета Республики Алтай (бюджета ТФОМС Республики Алтай), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Алтай (бюджета ТФОМС Республики Алтай) (далее — главный администратор (администратор) бюджетных средств) оценки событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур.

2. Руководителем структурного подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, заполняется форма анализа бюджетных рисков по внутренним бюджетным процедурам в разрезе каждой внутренней бюджетной процедуры и составляющих ее операций согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

При заполнении формы анализа бюджетных рисков по внутренним бюджетным процедурам оцениваются бюджетные риски, связанные с проведением каждой указанной в форме анализа операции, в целях ее включения в карту внутреннего финансового контроля или исключения из карты внутреннего финансового контроля, определения применяемых к ней контрольных действий.

3. При заполнении графы «Вероятность» определяется уровень вероятности наступления риска по следующей шкале:

а) невероятный (от 0 до 20%);

б) маловероятный (от 20 до 40%);

в) средний (от 40 до 60%);

г) вероятный (от 60 до 80%);

д) ожидаемый (от 80 до 100%).

Оценка вероятности осуществляется на основе анализа информации о следующих причинах рисков:

а) недостаточность положений правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение внутренней бюджетной процедуры и (или) их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;

Читать еще:  Общие риски предприятия

б) длительный период приведения средств автоматизации подготовки документов и (или) отражения соответствующих операций в соответствие с требованиями актуальных положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

в) низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых должностным лицам, осуществляющим внутренние бюджетные процедуры, необходимых для проведения операций;

г) наличие конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры (например, ответственность за приемку товаров, работ, услуг и точность кассового планирования в целях оплаты закупки осуществляется одним должностным лицом);

д) отсутствие разграничения прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

е) неэффективность средств автоматизации подготовки документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры;

ж) недостаточная укомплектованность подразделения, ответственного за выполнение внутренней бюджетной процедуры, а также недостаточный уровень квалификации сотрудников указанного подразделения;

з) иные причины риска.

4. Графа «Последствия» заполняется с учетом характера и размера возможных негативных последствий, потери репутации главного администратора (администратора) бюджетных средств, снижения внешней оценки качества финансового менеджмента главного администратора бюджетных средств, существенности налагаемых санкций за допущенное нарушение бюджетного законодательства, снижения показателя результативности (экономности) использования бюджетных средств. Уровень по критерию «Последствия» определяется как низкий, умеренный, высокий, очень высокий.

5. Оценки по критерию «вероятность» и критерию «последствия» объединяются в матрицу бюджетного риска, в которой по каждому сочетанию вероятности и последствий устанавливаются уровни риска «низкий», «средний», «высокий», «очень высокий». Матрица бюджетного риска представлена в приложении N 2 к настоящему Порядку.

Операции с уровнем риска «средний», «высокий», «очень высокий» включаются в карту внутреннего финансового контроля.

Карта внутреннего финансового контроля с приложением анализа бюджетных рисков по внутренним бюджетным процедурам хранится в структурном подразделении, ответственном за проведение внутреннего финансового контроля в течение срока, установленного номенклатурой дел, но не менее трех лет.

Приложение N 1. Анализ бюджетных рисков по внутренним бюджетным процедурам

Приложение N 1
к Порядку
идентификации и оценки
бюджетных рисков

Оценка бюджетного риска

БЮДЖЕТНЫЕ РИСКИ НА СТАДИЯХ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Подлесная Ирина Сергеевна

студент 3 курса, учетно-финансового факультета СтГАУ, РФ, г. Ставрополь

Глотова Ирина Ивановна

научный руководитель, канд. экон. наук, доцент СтГАУ, РФ, г. Ставрополь

Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

В данное время в Бюджетном кодексе РФ не зафиксировано понятие «бюджетный риск». Также мало изученными остаются вопросы воздействия риска на бюджетный процесс, нет единого определения бюджетного риска и единого подхода к его классификации. Несовершенна классификация факторов, которые оказывают влияние на возникновение бюджетного риска. Поэтому очень высокий интерес к изучению бюджетных рисков в бюджетном процессе.

Риск — это некоторое неустановленное событие, которое возможно как произойдет, так и не произойдет. Также под риском можно понимать позитивные и негативные отклонения показателя от предположений.

Риск существует в любой целевой деятельности, так и в бюджетной сфере он тоже присутствует.

В бюджетной сфере под бюджетным риском понимают допустимость невыполнения запланированного бюджета. Так, Т.М. Ковалева определяет бюджетный риск как «риск недополучения средств в бюджет любого уровня, и отсюда, риск недофинансирования» [2, с. 44].

В более широком смысле под бюджетным риском понимают вероятность неосуществления мероприятий бюджетного планирования и бюджетной политики, связанные с нарушениями распределения бюджетных ресурсов между звеньями бюджетной системы и их пропорциями.

Бюджетный риск количественно определяется субъективной вероятностной оценкой, т. е. ожидаемой величиной, наиболее вероятного максимального и минимального уровня собираемости доходов и финансирования расходов по сравнению с планом. При этом, чем больше диапазон между максимальным и минимальным значениями при равной вероятности их получения, тем выше степень бюджетного риска. Степень бюджетного риска — это вероятность неполного и несвоевременного поступления налоговых и неналоговых доходов, а также образование кредиторской задолженности из-за неполного финансирования программ в соответствии с установленными по бюджету сумм в течение финансового года, на который утвержден бюджет [4, с. 31].

Следовательно, под бюджетным риском можно понимать возможность количественного несоответствия параметров с плановыми показателями, которые получены под воздействием ряда факторов.

К факторам, оказывающим влияние на уровень бюджетного риска, относят следующие показатели:

· состояние и рост развития экономики;

· уровень инфляции в стране;

· выработка целенаправленной бюджетной политики;

· состояние валютных резервов страны и прозрачность расчетов в экономике;

· уровень теневой экономики;

· изменение бюджетного и налогового законодательства;

· взаимосвязь между властными структурами;

· система контроля за исполнением бюджетного процесса.

Выявление риска позволит решить следующие задачи:

1. Определить факторы риска и пути его оптимизации.

2. Определить показатель ожидаемого исполнения бюджета с поправкой на риск.

3. Вынести решение о принятии или пересмотре проекта бюджета [3, с. 411].

Бюджетный процесс состоит из 4 стадий и на каждой стадии есть свои риски.

Первая стадия — это составление бюджета, к ней относят следующие риски:

· риск искажения плановых показателей;

· риск неправильного прогноза социально-экономического развития;

Читать еще:  Уровень аудиторского риска

· риск конфликта интересов между уровнями бюджетной системы.

Вторая стадия — это рассмотрение и утверждение бюджета, сюда относится риск не соблюдения сроков и риск несоблюдения регламента бюджетного процесса.

Третья стадия — это исполнение бюджета. Здесь возможно большее количество рисков, это:

· риск неэффективного использования денежных средств;

· риск бюджетного дефицита;

· риск несбалансированности бюджета;

· риск недостижения запланированных показателей бюджета;

· риск недополучения доходов в бюджет;

· риски непредвиденных расходов и превышения бюджета;

· риск снижения доходности по ценным бумагам;

· риск нецелевого использования бюджетных средств;

· коммерческие риски, которые связанны с неэффективным управлением государственной собственностью.

Четвертая стадия — это составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Сюда относят такие риски, как:

· риск недостоверности информации данных в отчетности;

· риск недобросовестных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления;

· риск несвоевременного составления отчетности.

Целью определения риска бюджета является повышение эффективности его управления.

В бюджетной сфере, как и в любой сфере деятельности, рисками можно управлять и это очень важно, так как бюджетные риски оказывают влияние на бюджетную систему, которая в свою очередь является главным звеном финансовой системы страны. При управлении бюджетными рисками их можно либо минимизировать, либо полностью устранить.

Мероприятия, по оптимизации бюджетных рисков:

1. Повышение открытости и прозрачности бюджета.

2. Должна быть взаимосвязь между звеньями бюджетной системы, особенно при составлении бюджета.

3. Контроль за налоговыми ставками на федеральном, региональном и местном уровнях.

4. Жесткий мониторинг за направлениями расходования денежных средств из бюджета.

5. Повышение достоверных данных в отчетности об использовании межбюджетных трансфертов.

6. Проведение тщательных проверок исполнения бюджетов всех уровней.

7. Ужесточение ответственности за нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно Международному Бюджетному Партнерству, которое опубликовало Обзор открытости бюджетов за 2012 год, Россия вошла в десятку лучших по Индексу открытости бюджета, набрав 74 балла из 100 возможных. Стоит отметить, что Россия улучшила свой показатель по сравнению с 2010 годом, где она получила 60 баллов. При этом, несмотря на достигшие высокие показатели, необходим дальнейший рост открытости бюджета [1, с. 11].

Так, в государственной программе РФ «Управление государственными финансами и развитие финансовых рынков» показатель открытости бюджета планируется повышать согласно таблице 1 [1, с. 11].

Достижение запланированных показателей, во-первых, позволит гражданам получать более подробную информацию о бюджете и, во-вторых, улучшит контроль за формированием и использованием бюджетных средств.

Таблица 1.

Индекс открытости бюджета Российской Федерации согласно государственной программе

Оценка бюджетного риска

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля (Санкт-Петербург)

Правовые основы осуществления внутреннего финансового контроля

Организация, состояние и оценка надежности системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни – обязанность как руководителей, так и учредителей всех казённых, бюджетных и автономных учреждений.
Оценка эффективности внутреннего контроля учредителем (ГРБС) осуществляется через реализацию Министерством обязанности по проведению в подведомственных организациях проверок финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса в соответствии с Положением о Министерстве науки и высшего образования РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 № 682.
Правовые основы осуществления внутреннего финансового контроля в государственном учреждении следующие:

Модели внутреннего (финансового) контроля

Организационные модели ВФК в учреждении

Контрольные функции могут осуществляться как силами самого учреждения, так и сторонней организацией по заданию учреждения (аутсорсинг) на основании договора (аудит инициативный или обязательный, в случаях, установленных законом).
1. Силами самого учреждения:

Обратите внимание! В этом случае важно обеспечить независимость этих структурных подразделений (комиссий, должностных лиц) и их подотчетность только руководителю учреждения.
2. Сторонней организацией по заданию учреждения (аутсорсинг) на основании договора (соглашения):

При этом организационная модель внутреннего контроля выбирается и актуализируется учреждением самостоятельно исходя из изменений законодательства, отраслевой специфики, структуры, количества подведомственных подразделений, разнообразия видов уставной деятельности и финансовых возможностей.
При этом процесс планирования внутреннего (финансового) контроля включает определение основных приоритетов исходя из принципов:

Включение в Программу внутреннего финансового контроля основных финансово-хозяйственных рисков учреждения по типовому перечню в области:

При выборе модели внутреннего финансового контроля (ВФК) руководителям учреждения следует учитывать следующее:

Регламентация внутреннего контроля: порядок организации

Необходимость наличия регламента (порядка осуществления) внутреннего контроля и риск-ориентированных методов его использования направлены на выбор модели организации и осуществления контрольной деятельности внутри учреждения, при которой выбор формы, продолжительности, периодичности (частоты), интенсивности проведения контрольных мероприятий определяется отнесением конкретных направлений и видов деятельности (в целом или по видам финансового обеспечения) к определенной категории риска (типовых нарушений).
При этом формулировки выводов актов «внешних» для учреждения проверок госфинконтроля указывают, что уставами учреждений предусмотрено осуществление внутреннего контроля за использованием средств бюджета и внебюджетных источников финансирования. Однако не везде для осуществления этой уставной функции создаются условия для обеспечения внутреннего контроля, не утверждены локальными актами регламенты (порядки), не проводятся проверки по направлениям финансово-хозяйственной деятельности созданных структурных подразделений, филиалов.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector