Finkurier.ru

Журнал про Деньги
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные виды социальных рисков

Социальный риск: понятие, значение виды

ПСО зачет

Понятие социального обеспечения. Государственная система социального обеспечения.

Соц обеспечение — форма выражения социальной политики гос-ва, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

В зависимости от источника денежных средств различают 2 вида социального обеспечения:

1) гос. социальное обеспечение,

2) негосударственное социальное обеспечение.

В зависимости от порядка формирования денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:

1) гос. Соц. страхование, это система, созданных гос-вом правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работающих граждан, а также в иных случаях предусмотренных российским законодательством

2) гос-ное соц. обеспечение, система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети

3) гос-ная соц. помощь. материальной поддержки двух категорий населения: малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, у которых доход ниже величины прожиточного минимума, установленных для данных категорий.

Закон-во закрепляет лишь 6 видов соц. обеспечения: 1) пенсии; 2) пособия; 3) социально-обеспечительные компенсации; 4) льготы; 5) соц. и мед. услуги; 6) предметы первой необходимости

Социальный риск: понятие, значение виды.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском, служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).

· экономического характера (безработица);

· физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);

· производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);

· демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека.

Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Discovered

О финансах и не только…

Социальный риск

Что такое социальный риск?

Термин «социальный риск» включает в себя два ключевых аспекта. Основу конечно же составляет «риск», т.е. наступление некое-го события с негативными последствиями, носящего вероятностный характер (событие может наступить, а может и не наступить), а также «социальный», т.е. относящийся к человеку. Социальный риск охватывает практически все аспекты жизнедеятельности человека, при этом может оказывать негативное влияние не только на конкретного индивида, но и на целую группу людей или общество в целом.

Существует довольно много различных трактовок понятия «социальный риск». Так, социальный риск может быть определен как любая ситуация, или деятельность, угрожающая психическому, социальному, биологическому существованию и дальнейшему развитию личности.

Социальные риски – это факторы нарушения нормального социального положения людей при повреждении здоровья, утраты трудоспособности или отсутствии спроса на труд (безработица), сопровождающиеся наступлением для трудозанятого населения материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, несения дополнительных расходов, связанных с лечением, а для семей – утратой источника дохода в случае потери кормильца.

Социальное риски – это, прежде всего риски ухудшения социального положения. Происхождение таких рисков имеют различную природу, но их особенностью является то, что они существуют не только в чрезвычайных ситуациях принятия решений, но и в обычных условиях жизнедеятельности человека и общества.

Социальный риск выражается в вероятности опасных событий (аварий, стихийных бедствий), связанных с гибелью людей или ущербом их здоровью, и описывается распределением этих событий по числу жертв (пострадавших). Социальный риск характеризует тяжесть последствий от случайной реализации определенных негативных событий, например, аварий на объектах техносферы.

Признаки социальных рисков

Социальным рискам присущи следующие признаки:

  1. Всеобщность (социальные риски принимает на себя каждый индивид и общество в целом).
  2. Неизбежность (социальные риски инициируют проблемы, которые нельзя исключить полностью, решить до конца, а можно лишь минимизировать их, управлять ими с той или иной степенью результативностью).
  3. Социальная ответственность всех социальных и профессиональных групп общества (управление социальными рисками приносит успех только при эффективном, партнерском, заинтересованном взаимодействии всех участников процесса).
  4. Потенциальная кризисогенность (социальные риски являются потенциальными источниками, катализаторами прочих кризисов — экономических, политических, демографических).

Виды социальных рисков

С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека выделяют следующие виды социальных рисков:

  1. Экономические (безработица).
  2. Физиологические (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть).
  3. Производственные (трудовое увечье, профессиональное заболевание).
  4. Демографические и социальные (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Группы социальных рисков

Выделяют две группы факторов социального риска:

  1. Предвидимые – те, которые можно предугадать, предсказать, проанализировать еще до их наступления. Как правило, этот вид рисков всегда присутствует в обществе и при правильном анализе, их наступление можно спрогнозировать (грядущее сокращение и увольнение сотрудников, увеличение уровня безработицы, проблемные семьи, которые являют собою группы социального риска и нуждаются в поддержке социального работника).
  2. Непредвидимые – те, которые обозначить на априорной стадии анализа риска не представляется возможным, некоторые могут возникнуть впервые; эта группа рисков наиболее сложна для управления (несчастный случай, природный катаклизм). Этот вид рисков является самым трудным для науки, поскольку как-либо просчитать или предугадать его наступление практически невозможно.

Оценка социальных рисков

Исходя из вероятностных и результирующих характеристик социального риска, его можно измерять, оценивать и анализировать, используя следующие показатели:

  • частоту наступления рисковой ситуации в течение года, трудовой и всей жизни человека, используя для этого статистику заболеваний по их видам, несчастным случаям, инвалидности, старости, безработицы;
  • тяжесть финансовых последствий наступивших рисков для наемных работников, связанных с утратой заработной платы, затратами на лечение и реабилитацию, включая профессиональную переподготовку;
  • среднюю продолжительность рисковой ситуации – период между ее наступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности;
  • объем финансовых затрат по компенсации всех страховых случаев для страховой организации, а также их долю по отношению к величине заработной платы всех застрахованных исходя из уровня социальных гарантий, установленных законодательно.

С этой целью применяются различные научные методы (теории вероятности, демографической статистики и долгосрочных экономических и социальных прогнозов), которые объединяются методологией актуарных расчетов. Данные методы оценки вероятности и размеров финансов для компенсации последствий отдельных видов социальных рисков опираются на инструментарий учета «совокупной опасности» и ее финансовой «раскладки» между страхователями.

Для оценки финансовых последствий социальных рисков требуется следующее:

  1. В системе страхования временной утраты трудоспособности важно знать, сколько работников из 100 чел. может заболеть в течение года и какова будет продолжительность их нетрудоспособности, а также сколько потребуется денежных средств, необходимых для оплаты дней нетрудоспособности (оплаты по больничным листам).
  2. В системе страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для оценки профессиональных рисков важной информацией является:
    • частота несчастных случаев и профессиональных заболеваний на стандартизированные группы застрахованных работников (1000 и 100000 чел. соответственно);
    • число дней нетрудоспособности работников, приходящихся на один несчастный случай;
    • степень утраты трудоспособности и продолжительность стойкой утраты трудоспособности по видам последствий производственных травм и профессиональных заболеваний;
    • средний возраст лиц, утративших трудоспособность и ставших инвалидами;
  3. В системе пенсионного страхования важной информацией для оценки последствий рисков старости и инвалидности является набор статистических показателей:
    • удельный вес мужчин и женщин, доживших до пенсионного возраста;
    • средней период предстоящей жизни на пенсии мужчин и женщин;
    • средний возраст инвалидов но группам инвалидности;
    • средний возраст иждивенцев, их удельный вес в структуре получателей пенсий.
Читать еще:  Риски при реорганизации в форме присоединения

Социальные риски можно оценивать, минимизировать и компенсировать. Другими словами, ими можно управлять, осуществляя упреждающие профилактические меры по их снижению.

Страхование социальных рисков

Наступление для работников и членов их семей социальных рисков сопровождается двумя видами неблагоприятных последствий – утратой заработной платы в связи с нетрудоспособностью или безработицей и дополнительными расходами, связанными с лечением, которые являются объектом страховой защиты различных видов социального страхования.

Риск, который выступает объектом социального страхования, по своему характеру является социально-экономическим. Это связано прежде всего с тем, что он охватывает только экономически активное население. Этот риск связан с утратой заработка или иного трудового дохода вследствие невозможности участия в экономическом процессе по уважительным причинам: болезнь, инвалидность, старость, трудовое увечье или профессиональное заболевание, безработица, рождение и воспитание детей.

Страхование социальных рисков или социальное страхование является основной частью системы социальной защиты населения, другой частью социальной защиты является социальное обеспечение. Базовым отличием двух направлений социальной защиты являются различные механизмы финансирования: в социальном обеспечении финансирование осуществляется из бюджетов всех уровней, в социальном страховании – за счет применения страхового механизма или создания и распределения средств страхового фонда для участников его создания.

Социальная защита населения, в концептуальной форме, включает в себя предоставление минимальных гарантий любому человеку, который оказывается в сложной ситуации, вне зависимости от его вклада в систему социальных гарантий (стаж, взносы). Социальная защита, исходя из сказанного, может представляться как система мер социально-экономического, организационного, правового характера, гарантируемая государством и реализуемая им для обеспечения достойного уровня жизни человека

Социальный страховой риск — предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Все виды социальных страховых рисков можно разделить на три группы:

  1. Необходимость получения медицинской помощи.
  2. Утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
  3. Дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Поскольку социальные риски носят объективный и массовый (а потому и социальный) характер, формы защиты от них также должны иметь механизмы с массово-общественными характеристиками: обязательные (по закону) – для охвата всех работающих, бремя финансовой нагрузки призваны солидарно нести основные социальные субъекты – работодатели и работники (публичный характер взаимного страхования).

Характеристика страховых случаев, условия предоставления социальных услуг, их виды и размеры материального обеспечения по общеобязательному государственному социальному страхованию определяются законом.

Социальный риск: понятие, виды, значение.

Вопрос 1. Право человека на социальное обеспечение. Государственная политика в области социального обеспечения, социальная защита, социальная защищенность.

Социальная политика – это целенаправленное воздействие государства, общественных объединений и организаций на существующую систему общественных отношений, целью которого является улучшение условий быта и труда широких слоев населения.

Социальная политика осуществляется через систему социального обеспечения.

Социальная защита –это практическая деятельность п ореализации основных направлений соиальной политики.

Она осуществляется на основе соответствующих нормативных актов и включает в себя непосредстенную организаторскую работу с целью оградить любое лицо в РФ от экономической, социальной и физиологической деградации вследствие воздействия неблагоприятных факторов.

Социальная защищенность— это результат реализации социально-экономических прав человека, выраженный в его устойчивом благополучии и высоком уровне благосостояния.

Социальная защита и социальная защищенность обеспечиваются всей системой законодательства и российского права, в наибольшей степени такими отраслями права как трудовое, гражданское, экологическое, семейное, жилищное и право социального обеспечения.

Критерии, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения называют социальным:

1. источники финансирования (в настоящее время ими служат средства специальных государственных внебюджетных фондов (пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда обяательного медицинского страхования), а также средства бюджетов различных уровней)

2. круг лиц, подлежащих обеспечению (устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения)

3. условия предоставления обеспечения (различные виды социальных рисков, с которыми связано наступления для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по независящим от него причинам, и помощь общества является для него необходимой)

4. цель предоставления обеспечения(ближайшие, промежуточные и конечные)

Социальный риск: понятие, виды, значение.

Социальный риск — это закрепленная в нормах ПСО возможная в жизни каждого вероятное предполагаемое событие как правило неотвратимое и влекущее социальнозначимое негативное изменение материального и/или социального положения человека, его здоровья по независящим от него обстоятельствам, в случае наступления которого человек вправе требовать предоставления определенного материального блага в целях поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Характерными признаками, позволяющими называть событие, происходящее в жизни человека, социальным риском являются:

1. обусловленность экономической системой и общественной организацией труда

2. имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания дополнительные расходы на членов семьи (нетрудоспособных)

3. заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении данного события

С учетом объективной природы и влияния на трудоспособность человека социальные риски объединяют в следующие группы:

1. Физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть)

2. Демографического характера (многодетность, сиротство, неполнота семьи)

3. Производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание)

4. Экономического характера (безработица)

Право человека на СО закреплено в ст. 39 Конституции РФ, также она указывает на основания возникновения права на социальное обеспечения:

4. потеря кормильца

5. необходимость воспитания детей

6. и иные случае, установленные законом

Вопрос 3. Понятие, признаки и система социального обеспечения в РФ. Организационно-правовые формы государственной сис­темы социального обеспечения.

Социальное обеспечение -это форма распределения материальных благ в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах.

Т.О. это форма выражения социальной политики государства , направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета

В его основе лежат следующие устойчивые признаки:

— объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения;

— особые фонды, источники социального обеспечения;

— особые способы предоставления средств к существованию;

— закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах.

Читать еще:  Риски участника долевого строительства

Государство руководит созданием финансовой базы и организационных структур необходимых для реализации конституционного права каждого на социальное обеспечении .В результате данной деятельности возникает государственная система социального обеспечения, она включает в себя три организационно-правовые формы

-обязательное социальное страхование;

— государственное обеспечение за счет прямых ассигнований,

-государственная социальная помощь

, которые отличаются друг от друга по кругу лиц, источникам финансирования, органам управления и видам выплат.

Наравне с государственной системой социального обеспечения в РФ существует и негосударственная (не входит в предмет права социального обеспечения).

Вопрос 4. Функции социального обеспечения.

Назначение системы СО проявляется в его функциях:

1. Экономическая (выражается в оказании материальной поддержки лицам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства, в экономическом подъеме зон приоритетного развития)

2. Защитная (включает в себя 2 защитных явления:

— охрана социальных прав – это совокупность мер, осуществляемых органами местного самоуправления и общественными объединениями и направленных на предупреждение нарушений социальных прав человека)

— защита социальных прав – это принудительный способ восстановления нарушенного права человека либо управомоченным лицом, либо компетентными органами.

3. Политическая (направлена на сближение социального уровня различных слоев населения и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому; от эффективности выполнения данной функции зависит состояние социального покоя в обществе)

4. Демографическая (предназначена стимулировать воспроизводство народа населения страны)

5. Производственная (выражается в том, что право на многие виды обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зависит от характера деятельности и размера вознаграждения за труд; она способствует повышению производительности труда и повышению мастерства работающих, а также выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться)

6. Профилактическая (заключается в предотвращении возникновения социальнорисковых ситуаций)

7. Социально-реабилитационная (направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения)

Вопрос 5. Общая характеристика предмета права социального обес­печения.

Предмет ПСО составляют:

1.Материальные отношения публичного характера, складывающиеся в рамках государственной системы социального обеспечения, по предоставлению денежных выплат, социальных или медицинских услуг лицам, пострадавшим в результате наступления социальных рисков, указанных в законе.

2. Процедурные отношения по установлению юридических фактов и назначений денежных выплат или услуг.

3. Процессуальные отношения по разрешению споров в области социального обеспечения.

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием. Таким образом, предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

  1. отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
  2. отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);
  3. процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

Предмет права социального обеспечения — это комплекс общественных отношений материального и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с наступлением определенных законом случаев (социальных рисков) и направленных на компенсацию от их наступления путем распределения материальных благ.

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

Понятие, характеристика и определение риска. Классификация рисков. Виды социальных рисков

Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды создаются соответственно представительными и исполнительными органами власти республик в составе РФ, автономной области, автономного округа, края, области, г. Москвы и Санкт-Петербурга.

Средства, поступающие в данные фонды, являются собственностью государства и не включаются в состав бюджетов.

Основным источником образования федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются: единый социальный налог (взнос), бюджетные ассигнования, доходы от использования временно свободных финансовых средств.

Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования, другие мероприятия.

Страхователями при обязательном медицинском страхования выступают: для неработающего населения — органы государственного страхования России, автономной области, автономных округов, краев, местная администрация; для работающего населения — предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий. В качестве страховщиков выступают страховые медицинские организации, имеющие лицензии на право заниматься медицинским страхованием.

По обязательному страхованию работодатели отчисляют из получаемых доходов взносы, за счет которых формируется управляемый государством страховой фонд. Некоторая часть этого фонда создана за счет удерживаемых из зарплаты взносов самих трудящихся. Из средств указанного фонда производится возмещение минимально необходимого уровня затрат на лечение застрахованных в случаях их нетрудоспобности в связи с потерей здоровья от болезни или по иной причине. По добровольному медицинскому страхованию, оплачиваемому за счет средств самих трудящихся, обеспечивается более высокий уровень медицинской помощи, Условиями обязательного и добровольного медицинского страхования оговаривается перечень соответствующих медицинских услуг, предоставляемых застрахованным гражданам.

Программы обязательного медицинского страхования определяют минимально необходимый перечень медицинских услуг, который гарантирует каждому гражданину, имеющему соответствующий страховой полис:

а) обеспечение первичной медико-санитарной помощи, включая скорую медицинскую помощь;

б) диагностику и лечение в амбулаторных условиях (включая не
отложную и доврачебную помощь);

в) осуществление мероприятий по профилактике заболеваний;

г) стационарную помощь.

Услуги, которые не предусматриваются программами обязательного страхования, входят в программы добровольного медицинского страхования (например, улучшенное питание больного, новое медицинское оборудование, отдельная палата и т.п., соблюдение улучшенного качества лечения и ответственности медицинского персонала за выполнение своих профессиональных обязанностей). Программой не предусматривается также проведение профилактических и других мероприятий, финансируемых в настоящее время из фондов здравоохранения.

Базовая программа реализуется на основе договоров, заключаемых между субъектами медицинского страхования, медицинские услуги в рамках гарантированного объема предоставляются на всей территории Российской Федерации и не зависят от размера фактически выплаченного страхового взноса. На основе базовой программы разрабатываются и утверждаются территориальные программы обязательного медицинского страхования, объем предоставляемых медицинских услуг которых не может быть меньше объема, установленного базовой программой. Качество, объемы и сроки предоставления медицинской помощи контролируются страховой медицинской организацией и соответствующим органом управления здравоохранением.

Объем и условия лекарственной помощи определяются территориальными программами обязательного медицинского страхования. Необходимые медикаменты и изделия медицинского назначения в стационаре и при оказании скорой и неотложной медицинской помощи оплачиваются за счет страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию, а в амбулаторно-поликлинических учреждениях за счет личных средств граждан.

Льготы при оказании медицинской и лекарственной помощи отдельным контингентам населения определяются действующим законодательством.

Для обеспечения равных условий оказания населению медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию используются фонды здравоохранения.

На основе базовой программы создаются Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, основные задачи которых состоят в обеспечении реализации Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» [5]; обеспечении предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования; обеспечении всеобщности обязательного медицинского страхования граждан; обеспечении финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

Читать еще:  Сущность риска невостребованной продукции

Основными функциями Территориального фонда являются:

9) контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан;

14) осуществление мероприятий по организации обязательного медицинского страхования граждан.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Рисунок 3 – Схема финансовых взаимоотношений в системе обязательного медицинского страхования

В 2009 году в Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8142 медицинских учреждений, (на 52 медицинских организаций больше, чем в 2008 году).

В медицинские организации поступило 491, 5 млрд. рублей (в 2008 г.- 419,2 млрд. рублей), в т.ч. на оплату территориальной программы обязательного медицинского страхования 486,0 млрд. рублей. Структура системы ОМС была представлена 84 территориальными фондами ОМС, 106 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 246 филиалами СМО.

Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 142,3 млн человек; в том числе 58,8 млн. работающих граждан, застрахованных 9 млн. работодателей, и 83,4 млн. неработающих граждан.

Страховые медицинские организации осуществляли обязательное медицинское страхование в 82 субъектах Российской Федерации и г.Байконур. В Чукотском автономном округе страховые медицинские организации не работают.

Из общей численности застрахованных страховыми медицинскими организациями на долю 14 наиболее крупных страховых медицинских организаций приходится свыше 72 % застрахованных, из которых страховой компанией ЗАО МАСК «МАКС-М» застраховано 21,1 млн. человек, или 15,2% от общей численности застрахованных, СМК ОАО «РОСНО-МС» – 15,7млн. человек (11,2%), «ОАО СК СОГАЗ – Мед» – 11,4 млн. человек (8,2%).

В структуре поступлений средств основную долю составляют страховые платежи – 457,3 млрд. рублей или 98,0 %. Из них на ведение дела поступило 7,6 млрд. рублей, или 1,6 %. В общей сумме расходов страховых медицинских организаций 451,6 млрд. рублей (97,0%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Расходы на ведение дела составили 7,97 млрд. рублей, что на 0,9 млрд. рублей больше, чем в 2008 году.

При росте расходов средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов осталась на уровне 2008 года и составила 1,7%.

Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В 2009 году в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. рублей (в том числе единого социального налога – 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей.

В 2009 году поступление налоговых платежей в среднем по Российской Федерации на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля (без учета районного коэффициента – 2315,6 рубля, или 57,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля на 2009 год); страховых взносов на одного неработающего — 2445,7 рубля (без учета районного коэффициента — 2111,1 рубля, или 52,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 №913 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год).

Социальные риски современного общества.

Слово риск является заимствованием из романских языков (например итальянское risico). Рисковать в то время значило лавировать между скалами, уклоняться от природных опасностей или преодолевать их. Современное понимание риска в общем смысле (словарь Ожегова С.И.) означает возможность опасности, неудачи.

Различные авторы выделяют разнообразные определения риска, принципиальными признаками которого признаются: неопределенность (возможность, но не обязательность) его осуществления; наличие негативных (разделяется большинством исследователей) последствий; значимость проявления для человека (затрагивает его интересы). Дополняют признаками: объективность (часто независим от волеизъявления субъекта), устремленность в будущее (опасность ожидает впереди) и измеримость последствий.

Риск — понятие междисциплинарное, используется в социологии, менеджменте, экономике и др. областях знаний. Специальной наукой, занимающейся рисками, является рискология. Существуют различные подходы к анализу рисков, возникающих в разных сферах жизни.

Социальным риск признается, во-первых, в случае его массового проявления, т.е. когда он затрагивает широкие социальные группы (а тем более – все население), во-вторых, когда его последствия значительны для лиц, попавших в ситуацию социального риска, и его преодоление требует вмешательство общества. В преодолении социальных рисков принимает участие общество (в т.ч. в лице государства), проявляя при этом социальную ответственность и социальную солидарность.

В 80-е годы XX века некоторые социологи вводят в оборот понятие, характеризующее, по их мнению, современный социум — «общество риска». Так, Ульрих Бек (первый предложивший данный термин) считает, что современное общество генерирует риски во всех сферах своей жизнедеятельности, дистанцироваться от них современному человеку невозможно, и поэтому необходимо решать задачу минимизации негативных последствий рисков и управления ими.

Известны социальные риски природного (не зависят от деятельности человека) характера, техногенного и смешанного характера. Выделяют риски, проявляющиеся в экономической, политической, экологической сферах, в транспортной, информационной, правовой и других сферах человеческой деятельности. Социальный риск реализуется в социальной сфере и связан с изменением качества жизни человека, изменением его социального статуса.

По мнению некоторых ученых социальный риск в развитых странах имеет как негативное, так и позитивное значение. Риск может стимулировать в некоторых случаях мобилизацию отдельных социальных групп или индивидов инициативно без участия государства решать свои проблемы за счет собственных материальных источников.

С течением времени характер социальных рисков менялся, поскольку менялись условия жизнедеятельности человека. В древности актуальными социальными рисками являлись риски голода от неурожаев в связи с природными явлениями, риски эпидемий и пандемий. С развитием рынка возникают новые виды социальных рисков, связанных с угрозой потерять работу по найму и заработок по причине болезни, травмы, преклонного возраста. Новое время породило множество социальных рисков, связанных с бурным развитием техники, социальными революциями, глобальными вооруженными конфликтами, экономическими кризисами и значительными потоками мигрантов. Однако сущность социальных рисков, по-прежнему, заключается в материальной необеспеченности лица и (или) снижении его социального статуса.

Социальные риски являются основанием для возникновения социально-обеспечительных правоотношений, в которых правообязанным субъектом является государство в лице уполномоченного органа, осуществляющего тот или иной вид социального обеспечения. Социальный риск рассматривается как элемент социально-обеспечительного состава – основания возникновения правоотношения по предоставлению социального обеспечения.

Существуют различные классификации социальных (социально-обеспечительных) рисков. Е.Е. Мачульская (МГУ) предложила деление социальных рисков на четыре группы: — риски экономического характера (безработица); — риски физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть); — риски профессионального характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание); — риски демографического и социального характера (многодетность, неполная семья, сиротство).

Современному обществу присущи (осознаются им) следующие основные социальные риски, для преодоления которых создан особый социально-обеспечительный механизм (система социального обеспечения): болезнь, материнство, инвалидность, старость, смерть кормильца, безработица, расходы в связи с крайней необходимостью, производственные травмы, содержание детей, содержание нуждающихся инвалидов, престарелых лиц.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector