Finkurier.ru

Журнал про Деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков

Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Подготовлены на основании
Концепции системы планирования
выездных налоговых проверок,
утвержденных приказом ФНС России
от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@
Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25.06.20071. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Расчет налоговой нагрузки за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 1.
Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога, равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

По налогу на прибыль организаций.

Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников:

1) Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Информация об адресах Интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) находится на официальном Интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) www.gks.ru.

2) Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.).

3) По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации).

4) Официальные Интернет-сайты Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Информация об адресах Интернет-сайтов Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации находится на официальном Интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5 %) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

В части единого сельскохозяйственного налога.

Приближение к предельному значению установленного статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:
— доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70 процентов.

В части упрощенной системы налогообложения.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:
— доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;
— средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики составляет не более 100 человек;
— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете составляет не более 100 млн. рублей;
— предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации составляет не более 24,8 млн. рублей.

В части единого налога на вмененный доход.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:
— площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;
— площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей составляет не более 150 кв. метров;
— количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;
— общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

По налогу на доходы физических лиц.

Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83 %.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п.3 статьи 88 НК РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного п.п.4 п.1 статьи 31 НК РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Читать еще:  Какие бывают риски проекта

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Два и более случая, с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Расчет рентабельности продаж и активов за 2006 год по основным видам экономической деятельности приведен в приложении 2.

В части налога на прибыль организаций:
Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10 % и более.

Критерии налоговых рисков

kriterii_nalogovyh_riskov.jpg

Похожие публикации

Существуют критерии, в соответствии с которыми ФНС оценивает налоговые риски предприятий. И если ведомство сочтет, что эти риски достаточно высоки — инициирует налоговую проверку. Ознакомимся с сущностью данных критериев и с особенностями их применения подробнее.

Общедоступные критерии налогового риска: нормативная база

Под «налоговыми рисками» следует понимать факторы, при наличии которых хозяйствующий субъект с достаточно высокой вероятностью допустит уклонение от уплаты налогов (получит необоснованную налоговую выгоду). Эти факторы систематизировала Федеральная налоговая служба.

В приказе ФНС о концепции планирования выездных проверочных мероприятий от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ содержатся критерии риска налоговой проверки: при обнаружении соответствия им деятельности предприятия налоговики «диагностируют» вероятное снижение платежеспособности или платежной дисциплины хозяйствующего субъекта, возможное участие в схемах ухода от налогообложения и назначают выездное контрольно-надзорное мероприятие.

Изначально ФНС (в первой редакции приказа № ММ-3-06/333@) выделяла 11 критериев, по которым оценивалась хозяйственная деятельность налогоплательщиков на предмет налоговых рисков. Но уже во второй редакции нормативного акта появился 12 критерий налогового риска. С тех пор количество соответствующих критериев остается неизменным. Рассмотрим их подробнее.

Критерии самостоятельной оценки налоговых рисков: действующий перечень

ФНС, ориентируясь на общедоступные критерии, с высокой вероятностью назначит выездную проверку в отношении хозяйствующего субъекта — ИП или юрлица, если:

Его налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой (или по виду деятельности).

Под соответствующей нагрузкой ФНС понимает соотношение суммы перечисленных в бюджет налогов и выручки предприятия.

В бухгалтерской или налоговой отчетности в течение 2-х и более лет показаны убытки.

Налогоплательщик отразил в налоговых отчетах за период значительные объемы вычетов.

Так, по НДС налоговиками определена критичная доля вычетов (относительно исчисленного налога) в величине 89% и более.

Темпы роста расходов превышают темпы роста доходов от реализации товаров, работ или услуг.

В приказе ФНС отдельной строкой выделено, что соотношение доходов и расходов определяется по налогу на прибыль. По аналогии можно предположить, что подобным образом сопоставляются показатели по УСН «доходы минус расходы».

Среднемесячная зарплата (в расчете на одного работника) ниже, чем по отрасли в соответствующем субъекте РФ.

Официальные данные об уровне зарплат в регионе можно найти на сайте Росстата. Налоговики также учитывают наличие информации о выплате налогоплательщиком «серых» зарплат, неоформлении официально трудовых отношений и т.п.

Хозяйственные показатели субъекта оказываются на пределе лимитов, при которых разрешено применять специальные налоговые режимы.

Критичным считается приближение на 95% к таким лимитам дважды и более в течение года. Отдельные критерии в приказе прописаны для плательщиков ЕСХН, УСН, ЕНВД.

Хозяйствующий субъект — ИП, отразивший годовые расходы, максимально близкие к доходам.

Обращается особое внимание на расходы, включенные в профессиональный вычет ИП по НДФЛ, если они составляют более 83%.

Налогоплательщик применяет много «цепочек контрагентов» без наличия объективных оснований (без «деловой цели»).

В такую цепочку могут входить различные посредники, перекупщики — без которых, по оценке ФНС, налогоплательщик может обойтись.

ИП или компания без объективных причин не предоставили в ИФНС разъяснения по запросам.

Поводами для подобных запросов могут быть в т.ч.:

ошибки в декларации;

противоречия в отчетных документах;

необходимость проверки документов, дополняющих отчетные.

10. Хозяйствующий субъект — юрлицо, которое часто меняет свою налоговую инспекцию.

Критичным считается 2 и более случая перерегистрации юрлица в связи со сменой его адреса и, соответственно, налоговой инспекции, которая осуществляет контрольно-надзорные функции в отношении фирмы («миграция» между инспекциями).

Налогоплательщик имеет показатели рентабельности, значительно отличающиеся от среднеотраслевых.

Так, по налогу на прибыль критичным считается рентабельность, отличающаяся в меньшую сторону на 10% и более относительно среднеотраслевых показателей.

ИП, компания ведет деятельность, характеризующуюся высоким налоговым риском.

В данном случае можно говорить о налоговых рисках, определяемых в том числе в контексте правоприменительной практики. То есть, необязательно обнаруживаемых по тем критериям, что отражены в приказе № ММ-3-06/333@. Налоговики смотрят решения судов (как и документацию по досудебному урегулированию споров), анализируют результаты контрольной работы ФНС и выявляют типичные способы ведения деятельности, при которых вероятно уклонение хозяйствующего субъекта от уплаты налогов и получение необоснованной налоговой выгоды (наличие фирм-«однодневок» среди контрагентов, найм работников-инвалидов, реализация недвижимости и др.).

Приведенные выше критерии могут быть, таким образом, как общими для ИП и юрлиц, так и специфичными для соответствующих организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Также учитывается специфика налогового режима.

Приказ, определяющий рассматриваемые критерии, был принят довольно давно. Но он до сих пор действует, и ФНС в установленном порядке производит актуализацию тех нормативных положений, что им предусмотрены.

Критерии налогового риска: актуализация

Актуализацию показателей, при которых задействуются рассматриваемые критерии оценки налоговых рисков, ФНС осуществляет ежегодно. В числе ключевых типов таких показателей — налоговая нагрузка и рентабельность в среднем по отрасли. Налогоплательщик может сравнить их со своими показателями, и если заметит расхождения, у него появятся основания ожидать повышенного внимания со стороны налоговиков.

Информирование налогоплательщиков о факте актуализации тех или иных показателей по критериям оценки рисков ФНС осуществляет, как правило, по завершении года — по которому и собирается среднеотраслевая статистика. Критерии налоговых рисков (выездной налоговой проверки, как следствие) по итогам 2019 года еще готовятся. Но в достаточной степени актуальными правомерно считать ранее исчисленные показатели для 2018 года. Доступны они на сайте ведомства в виде таблицы Excel.

Читать еще:  Играть заработок на риске

Можно загрузить данные и по предыдущим годам. Статистика, подготовленная ФНС по отраслям, оформлена в виде приложений к приказу № ММ-3-06/333@. Таким образом, всякий раз актуализируется по существу сам нормативный акт, устанавливающий критерии налоговых рисков.

Критерии самостоятельной оценки рисков

В числе мер, используемых для самопроверки, можно использовать Критерии самостоятельной оценки рисков, используемые налоговыми органами при отборе организаций для проведения выездных проверок.

Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (в ред. Приказа ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@) в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по ряду критериев.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

  • Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  • Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  • Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  • Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
  • Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  • Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  • Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  • Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
  • Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  • Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  • Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.

Как отмечено в Концепции, систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по пункту 12 Критериев высоки и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:

  • исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;
  • уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств).

Уведомление производится путем подачи в налоговый орган, по месту нахождения организации, уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.

Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение рисков по пункту 12 Критериев) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме — приложение N 5 к Приказу.

Налогоплатильщикам о правах и обязанностях

Обзор судебной практики по спорам, связанным с квалификацией деятельности физических лиц в качестве предпринимательской в целях налогообложения

Концепция планирования выездных налоговых проверок

Провести выездную налоговую проверку (далее – ВНП) налоговики могут абсолютно в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя. Однако дело это затратное, требующее немалого количества времени. Поэтому контролирующие органы приходят с ВНП в первую очередь к тем, чья деятельность вызывает вопросы.

Еще в 2007 году ФНС России утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (п. 1 Приказа ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ ). В ней установлено, какие финансово-экономические показатели деятельности должны проанализировать инспекторы (исходя из имеющейся у них информации), чтобы оценить необходимость проведения ВНП у того или иного налогоплательщика. Концепцией определены также критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Напомним, что период выездной налоговой проверки по общему правилу составляет 2 месяца, но может быть продлен до 4 месяцев, в а некоторых случаях – и до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Отбор организаций и ИП для проведения ВНП проводится по итогам (разд. 3 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):

  • анализа сумм исчисленных и уплаченных налогов. Благодаря ему налоговики могут не только проконтролировать соответствие уплаченных сумм начисленным, но и проследить динамику налоговых платежей. Нисходящий тренд начислений наверняка насторожит контролеров;
  • анализа показателей налоговой и бухгалтерской отчетности. По ней можно отследить отклонения показателей деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды, или от среднестатистических показателей, а также выявить несоответствия между сведениями, представленными плательщиком, и сведениями, имеющимися у специалистов ИФНС;
  • анализа факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Вместе с тем, сначала налоговики берут на карандаш тех плательщиков, которые по информации налогового органа участвуют в схемах ухода от налогообложения, схемах минимизации налоговых обязательств, либо предположительно совершили налоговые правонарушения. А потом уже оценивают показатели деятельности остальных.

Критерии оценки рисков в концепции планирования выездных налоговых проверок

Концепция планирования выездных налоговых проверок включает в себя также общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. То есть любая организация, опираясь на приведенный перечень критериев, может оценить, высока ли вероятность того, что в скором времени к ней придут с ВНП. Среди таких критериев поименованы (разд. 4 Концепции, утв. Приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):

  • налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по другим аналогичным организациям (ИП) в определенной отрасли;
  • убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности по итогам нескольких налоговых периодов. На практике инспекторы нередко просят предоставить пояснения возникновения убытков. И если доводы в пояснении будут выглядеть убедительно, ВНП может и не состояться;
  • существенные суммы налоговых вычетов в отчетности. А именно сумма вычетов по НДС, составляющая 89% или более от начисленного НДС;
  • более высокий темп роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации. Если расходы растут быстрее, чем доходы, значит, возможно, плательщик пытается уменьшить свои налоговые обязательства не совсем честным путем;
  • среднемесячная зарплата работников налогоплательщика ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в регионе, где он ведет деятельность. Это может свидетельствовать о выплате зарплаты в конвертах, и как следствие, о недополученном НДФЛ;
  • показатели деятельности налогоплательщика на грани соответствия предельным значениям, соблюдение которых обязательно для применения спецрежима. К примеру, по объему доходов за налоговый период при применении УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ);
  • указание ИП суммы расхода, максимально близкой к сумме его дохода, полученного за календарный год;
  • заключение плательщиком договоров с перекупщиками или посредниками без разумных для этого экономических причин;
  • непредставление налогоплательщиком пояснений в ответ на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, непредставление запрашиваемых документов или предоставление им информации об их утрате (уничтожении, порче и т.п.);
  • неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения («миграция» между инспекциями);
  • заметное отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для соответствующей сферы деятельности по данным статистики;
  • ведение деятельности с высоким налоговым риском.
Читать еще:  Оценка предпринимательского риска на примере

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?

Система планирования выездных налоговых проверок ФНС России. Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Налоговым кодексом РФ не установлены критерии отбора налогоплательщиков для проведения в отношении них выездных налоговых проверок.

Поэтому до 2007г. налоговики при назначении выездных проверок руководствовались внутренними документами ФНС России. А налогоплательщики не имели представления, по каким принципам налоговики производят отбор. Однако в мае 2007 г. ФНС России издала Приказ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее — Приказ), в котором пояснила широкому кругу налогоплательщиков, с учетом каких обстоятельств назначаются выездные проверки.

Теперь вся общедоступная информация о критериях и порядке отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок собрана в Приложениях к этому Приказу.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков являются:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Налоговая нагрузка = соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) организации.

Показатели налоговой нагрузки по отраслям см. в Приложении № 3 к Приказу.

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Убыточная деятельность в течение 2-х и более календарных лет.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Темп роста – отношение величины показателя на данное время к его величине за непосредственно предшествующее такое же время. или к его величине за какое-либо другое аналогичной время, принятой за базу сравнения. Темп роста измеряется в относительных величинах или процентах.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Источники информации по организации (индивидуальному предпринимателю):

— сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год;

— справки по форме 2-НДФЛ.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

По налогу на доходы физических лиц. Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 НК РФ, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83 процента.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

В части налога на прибыль организаций:

отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Таким образом, алгоритм отбора налогоплательщиков для налоговых проверок становится взаимосвязан с действиями самих налогоплательщиков. Как только показатели деятельности фирмы или предпринимателя подпадают под определенные критерии, то этот налогоплательщик автоматически переходит в «зону риска» совершения налоговых правонарушений и, следовательно, становится в очередь на налоговую проверку. Отсюда вывод: нужно время от времени проверять свою организацию на соответствие Критериям, исключать контакты с проблемными поставщиками и такие факторы риска, как необоснованные расходы и налоговая выгода, своевременно контактировать с налоговыми органами в случае возникновения спорных ситуаций.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector