Налоговый риск менеджмент - Журнал про Деньги
Finkurier.ru

Журнал про Деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоговый риск менеджмент

Налоговые риски и их оценка

Под налоговыми рисками подразумевают вероятность возникновения у предприятия неблагоприятных правовых последствий в виде финансовых потерь из-за действий госорганов вследствие неоднозначности и некорректности процессов обложения обязательными бюджетными платежами и налогового законодательства.

Налоговые риски могут возникнуть у компании не только из-за ведения хозяйствующим субъектом неэффективной внутренней политики, но и в связи с использованием двойственности некоторых положений, связанных с оплатой налога или применением достаточно рискованных схем, направленных на минимизацию выплат предприятия в бюджет.

Классификация налоговых рисков

Налоговые риски разделяются на:

  • внешние и внутренние;
  • непредсказуемые и предсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Среди иных оснований для разделения рисков присутствуют:

  • обладающие риском субъекты;
  • вероятностные последствия;
  • причины образования.

Еще 3 большие объединения рисков включают риски, наступающие:

  • до возникновения спорной ситуации со структурами ФНС (к примеру, при недобросовестности контрагентов, некорректном оформлении выполненной хозяйственной операции);
  • в процессе ведения проверки по налоговым перечислениям из-за недостаточности времени, некачественного юридического сопровождения;
  • в процессе конфликта с подразделением НС и включающие составление разногласий на акт, обжалование до передачи вопроса в суд досудебное, обжалование в судебном порядке.

На каждом из этапов споров со структурами НС по вопросам обязательных перечислений существуют риски:

  • Информационные. Данные риски связаны с недостаточной информированностью, отсутствием законодательного регулирования складывающихся между субъектами отношений. К примеру, ситуация по вычету НДС при заверении счета-фактуры факсимильной подписью ИП не имеет четкого отражения в законодательных или судебных актах.
  • Процессуальные. Отражают недостаточность регулирования финансовых процессов в ходе осуществления коммерческой деятельности и образуются при несоблюдении сроков, правил или иных требований, касающихся налоговых норм (к примеру, несвоевременное предоставление декларации о доходах субъекта).
  • Окружающие, образующиеся при неравнозначности восприятия норм налоговыми структурами и предприятиями-плательщиками сумм. К примеру, структура НС имеет возможность возложить ответственность на предприятие по истечении законодательно ограниченного срока согласно Постановлению КС РФ (№9, 14.07.2005) о восстановлении сроков давности в отношении юридического лица, совершившего неправомерное деяние. Утверждение не содержит однозначного указания подразумеваемых действий и ситуаций, что провоцирует конфликт мнений.
  • Репутационные, связанные с представлением оценочного характера о предприятии в целом. Существование разногласий с проверяющими структурами (независимо от причин возникновения) может оказать негативное влияние на партнерские или спонсорские взаимоотношения организации.

Критерии оценки налоговых рисков

Необходимость оценки налоговых рисков у предприятий является причиной проведения подразделениями НС выездных проверок в соответствии с составленным планом (Приказ ФНС РФ №ММ-3-06/333, 30.05.2007).

Отбор предприятий для проведения проверки их деятельности ведется с учетом некоторых для того оснований, в числе которых:

  1. Полученные организацией убытки в течение некоторого периода работы (от 2 лет). Особое внимание привлекают предприятия, у которых отсутствуют перспективы выхода из убыточного состояния, установившие сотрудникам низкий уровень заработной платы, вычитающие большие суммы по НДС.
  2. Невысокий показатель нагрузки по обязательным платежам, в сравнении со средним результатом, характерным для подобного направления коммерческой деятельности. Расчет коэффициента выводится в процентном соотношении путем деления суммы уплаченных за отчетный период налогов на полученную в том же периоде выручку от реализации, не учитывая НДС.
  3. Значительные размеры вычетов по налогам. Но предпринимаемые попытки переноса суммы НДС, обеспечивающего снижение величины процентной ставки и возможность избежать проверки, могут стать причиной нарушения налогового законодательства.
  4. Предельные показатели при работе по специальным режимам, связанным с налогообложением.
  5. Резкое опережение темпов роста расходов, в сравнении с темпами роста доходов. У проверяющих могут возникнуть сомнения в достоверности указываемых данных, вероятностном их завышении или занижении.
  6. Значительное отклонение — более чем на 10% — показателя уровня рентабельности от среднеотраслевого значения. Уровень рентабельности товаров (в %%) высчитывается делением прибыли от продаж на себестоимость реализованных товаров, а активов – делением прибыли от продаж на валюту баланса.
  7. Низкий показатель заработка сотрудников (ниже среднеотраслевого уровня). В организации возможно сокрытие реально выплачиваемых заработных плат или занижение ставок на доходы граждан и единого социального налога.
  8. Соглашения с перекупщиками или посредниками, в большинстве случаев заключаемые для сокрытия сумм прибыли и уменьшения суммы обязательного бюджетного платежа. Сомнения вызывают договора, положения которых не соответствуют правилам делового оборота (к примеру, безосновательная продолжительная отсрочка оплаты), закупаемая/реализуемая продукция не представляет собой результат предпринимательской деятельности компании, а также ситуации активного сотрудничества сторон при несоблюдении обязательств по сделке одним из участников.
  9. Непредоставление пояснений по полученному компанией уведомлению НС.
  10. Изменение местонахождения и регистрации юридического лица, предпринимаемое для получения отсрочки по времени с целью исправления недостатков деятельности.
  11. Сотрудничество с контрагентами, вызывающими подозрения НС по причине одновременного наличия одинаковых адресов регистрации у нескольких фирм или занятия одним лицом одинаковых должностей (директор, учредитель) в нескольких предприятиях.

Управление налоговыми рисками

Для обеспечения безопасности в отношении налоговых рисков следует придерживаться определенных правил в процессе осуществления коммерческой деятельности, в том числе:

  • Избегать действий, вызывающих появление риска, к примеру, в виде заключения сделок сомнительного характера, пользования услугами подозрительных компаний, нарушения положений трудового законодательства.
  • Предпринимать меры по удержанию риска и его снижению путем определения и изучения последствий риска, их масштабности и критичности для компании.
  • Особое внимание в организации должно уделяться наличию документов, в том числе дополнительных, касающихся как деятельности компании, так и нормативного и законодательного характера. Подобная документальная обеспеченность поможет в ходе спорных ситуаций с проверяющими структурами.
  • Важно изучать вступившие в силу судебные решения для возможного их использования в качестве прецедента и определенной налоговой нормы при наличии споров.

В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации.

Корректное оформление хозяйственных операций, повышение квалификации исполнителей (бухгалтеров), проведение добровольного аудита и внедрение системы управления налоговыми рисками позволит предприятию эффективно распределять собственные средства.

При этом используемые способы финансовой оптимизации должны обладать правовым и экономическим соответствием. В ряде случаев рекомендуется обращение к НС для получения разъяснений о вероятностных налоговых последствиях или о толковании налоговых норм по конкретной правовой ситуации.

Налоговые риски

В ходе ведения хозяйственной деятельности, у каждого субъекта может возникнуть риск потерять деньги. Причиной могут стать действия контролирующих и надзорных органов по причине неясности, неоднозначности и некорректности в части налогообложения.

Классификация налоговых рисков

Налоговый риск – это вероятность наступления неблагоприятного события, итогом которого станут финансовые потери. То есть, некая компания или гражданин приняли решение, касающееся их обязанности по уплате налогов. Результатом этого решения является вероятность потерь финансовых ресурсов и репутации. Они также могут привести к уголовной ответственности.

Чтобы верно определить направление, из которого исходит угроза, необходимо знать его характеристики:

  • полностью отсутствует вероятность того, что исход будет благоприятный;
  • вероятность возникновения новых угроз довольно высока. При этом они стану следствием неверных решений. Предусмотреть их появление практически невозможно;
  • присутствует следственная связь с правовой и экономической неграмотностью субъекта;
  • негативные последствия являются итогом для всех участников налоговых отношений;
  • различное проявление по отношению к разным субъектам.

Налоговые угрозы возникают под влиянием конкретных факторов. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся:

  • информационные;
  • экономические;
  • социальные;
  • политические.

То есть, то, что имеет непосредственное отношение к окружающему миру. Внутренние влияющие факторы это:

  • организационные – недостаточная квалификация сотрудников, ответственных за своевременное исчисление и перечисление в бюджет обязательных платежей, отсутствие взаимосвязи между налоговым подразделением и налоговой инспекцией;
  • технические – недостаточное налоговое планирование или полное его отсутствие;
  • экономические. Содержать в штате целое подразделение, которое будет заниматься исключительно налогами – довольно затратно. Дешевле обратиться к посредникам. Но и на этот шаг бизнесмены идут неохотно, считая, что у них в фирме не возникнет предпосылок к налоговым потерям;
  • социальные – собственник предприятия и управленцы не могут прийти к единственно верному решению относительно налогов.

Чтобы точно понимать природу возникновения налоговых угроз, необходимо знать, откуда они возникают, их предпосылки и первопричины. Нужно разобраться в их классификации. Их можно разделить на несколько групп:

  • внутренние и внешние;
  • предсказуемые и непредсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Угроза потерять денежные средства по причине несовершенной системы налогового учета может возникнуть как внутри предприятия (из-за некомпетентности бухгалтера), так и с внешней стороны. Например, из-за невнимательности налогового инспектора. Кроме того, при планировании некоторые риски можно предсказать и минимизировать.

При ведении одной и той же хозяйственной деятельности некоторые угрозы могут носить систематический характер. При верной оптимизации налогового режима эти вероятности можно свести к минимуму.

В теории применяется еще одна классификация налоговых рисков. Это:

  • субъекты, которые несут угрозы;
  • факторы, их определяющие;
  • период возникновения;
  • зависящие от размеров будущих потерь.

Каждую группу можно дополнительно разделить на подвиды. Например, налоговые угрозы, могут нести следующие субъекты:

  • налоговые агенты;
  • налогоплательщики. В России ими выступают предприятия, предприниматели и граждане;
  • взаимосвязанные лица;
  • само государство.

Если субъектом является страна, то внешним определяющим фактором будут международные соглашения и договоренности, а внутренним – деятельность органов законодательной и исполнительной власти.

В зависимости от периода возникновения риски бывают существующие и будущие. Если рассматривать с точки зрения будущих потерь, то риски бывают допустимые и критические. Допустимые потери могут быть спрогнозированы и заложены в бюджет налогоплательщика.

Читать еще:  Риски поставщика при заключении договора поставки

Вероятность возникновения денежных потерь у субъекта всегда приводит к возникновению споров с контролирующими и надзорными органами. На этой стадии могут возникнуть риски:

  • информационные. Они связаны с недостаточной информативностью, которая может возникнуть между сторонами разногласий;
  • процессуальные, отражают несовершенство судебной системы и недостаточность инструментов регулирования договорных отношений между субъектами экономической жизни страны;
  • окружающие, могут возникнуть из-за того, что налогоплательщики и налоговые органы по-разному воспринимают суммы, поступающие в бюджет в виде обязательных платежей;
  • репутационные. Они связаны с тем, как тот или иной субъект хозяйственной деятельности оценочно воспринимает деятельность своего конкурента.

Правильная классификация налоговых рисков позволяет налогоплательщику эффективно ими управлять и минимизировать. Такие действия позволяют значительно снизить уровень вероятных потерь.

Оценка налоговых рисков

Налоговики постоянно контролируют и проверяют деятельность хозяйствующих субъектов. Это происходит путем осуществления выездных проверок. Является стимулом для того чтобы налогоплательщик самостоятельно смог оценить свои налоговые риски и понять, относится он к высокорисковым субъектам или нет. Для этого ФНС разработало и утвердило 12 признаков. К ним относятся:

  • уровень налогового обременения. Если он ниже, чем у предприятий в аналогичном сегменте рынка, то это тревожно;
  • в течение нескольких налоговых периодов в отчетности предприятия постоянно отражаются убытки;
  • налогоплательщик постоянно применяет налоговые вычеты в виде крупных сумм;
  • темпы роста доходов ниже темпов роста расходов;
  • работник фирмы получают заработную плату ниже, чем сотрудники на аналогичных должностях в других организациях в данном сегменте рынка;
  • налогоплательщик неоднократно приближался к предельным показателям, при которых разрешено применять специальный налоговый режим;
  • годовой показатель расходов, указанный в отчетности, максимально приближен к годовой величине полученного дохода;
  • свою деятельность налогоплательщик ведет через третьих лиц, не имея для этого обоснованных экономических причин;
  • неоднократное игнорирование требований ФНС о предоставлении документов, объясняющих выявленные несоответствия в показателях деятельности, непредставление сведений об их порче или утере;
  • неоднократное и необоснованное снятие с учета в налоговом органе и вторичная постановка, но в другом отделении ФНС;
  • ведение своей деятельности на грани банкротства, непринятие мер для выхода из данной ситуации.

Применяя эти признаки на практике, налогоплательщик может сам вовремя оценить и предугадать вероятность возникновения рисков по налогам. При обнаружении высокой вероятности потери денежных средств, рекомендуется исключить все сомнительные хозяйственные операции из оборота.

Деятельность на грани высоких рисков приведет к тому, что предприятию будет назначена налоговая проверка. Она может закончиться доначислением налогов, штрафными санкциями и привлечением к иной ответственности, вплоть до уголовной.

Почему рисками нужно управлять

Успешное ведение собственного дела невозможно без вероятностей потерять свои деньги. Это может произойти по причине налоговых проверок. Поэтому руководители крупных предприятий вводят в штат целое подразделение, которое занимается именно управлением рисками, в том числе налоговыми.

Задачи создания такого отдела:

  • сбор актуальной информации о всех поправках и нововведениях, которые происходят в сфере налогов и законодательства о них, ее анализ и хранение;
  • определение рисков потери денежных средств для одной фирмы в рамках конкретного сегмента рынка;
  • определение уровня угроз, которые непосредственно связаны с выявленными рисками;
  • разработка мероприятий для борьбы с выявленными угрозами;
  • разработка и внедрение мероприятий, которые помогут существенно снизить денежные потери в сфере налогообложения;
  • подробный анализ тех решений, которые гипотетически могут привести к финансовым убыткам, их учет.

«Страшной» причиной потери денежных средств для российских бизнесменов являются возможность возникновения проблем с налоговыми ведомствами. Если бизнес ведется честно, платятся все налоги, к проверке из ФНС готовятся особо тщательно. Есть вероятность того, что будут доначислены налоги, наложены штрафы и пени. По этой причине происходит постепенно внедрение в российский бизнес полноценной системы внутреннего контроля риск-менеджмента.

Зарубежные компании прогнозируют еще один риск – риск переплаты по налогам. В этом направлении также разрабатываются меры по минимизации. Российские бизнесмены такую угрозу не принимают во внимание.

К сожалению, постоянный контроль над налоговыми угрозами ведется только в 10 % крупных российских компаний. Остальные фирмы либо не обращают на это внимание, либо обращаются к специалистам на аутсорсинге только тогда, когда получают уведомление от ФНС о выездной проверке.

Можно ли снизить угрозы налоговых потерь

Сокращение вероятностей потери денежных средств, а также уменьшение возможностей их потери именно от налогов необходимо для поднятия прибыльности хозяйствующего субъекта. Поэтому необходимо предпринимать соответствующие меры. В частности:

  • максимальная автоматизация всех рабочих процессов, включая документооборот. Нужно снизить уровень человеческого фактора;
  • повышение уровня знаний в налоговом законодательстве у руководителей высшего и среднего звена;
  • систематическое повышение уровня квалификации тех сотрудников, которые имеют непосредственное отношение к исчислению и уплате налогов. Для этого их необходимо отправлять на курсы повышения квалификации, тренинги семинары, проводимые ФНС. При необходимости, можно ввести в штат отдельного специалиста, который будет заниматься исключительно расчетами по налогам;
  • систематическое проведение аудита внутренними ресурсами и с привлечением сторонних специалистов. Это наиболее эффективный метод налогового риск-менеджмента. Его суть в том, что нужно создать отдельный департамент, который будет отвечать за то, чтобы все обязательные платежи правильно исчислялись и вовремя закрывались. Эти мероприятия проводятся в интересах фирмы. Они закрепляются на локальном уровне, осуществляются своими силами. При необходимости, приглашаются специалисты из сторонних компаний, чтобы провести дополнительную проверку. Такие «двойные» меры позволяют минимизировать налоговые риски до низшего предела;
  • непрерывное взаимодействие с консалтинговыми фирмами по конкретным вопросам налогообложения. Эксперты из этих фирм владеют информацией относительно всех последних актуальных изменений в профессиональной области. Используя свой практический опыт в российском налоговом праве, они сводят к минимуму все «популярные» риски;
  • страхование собственных рисков. То есть, фирма самостоятельно обращается в страховую компанию с целью заключения договора на страхование собственной ответственности;
  • создание резервов для покрытия убытков, если таковых не удастся избежать. Это самострахование, и он экономнее страхования через СК.

Налогоплательщик может самостоятельно выбрать тот или иной метод управления налоговыми угрозами. Но для этого он должен провести реальную оценку последствий его применения. Что может быть хорошо для одного предприятия, может негативно отразиться на другом хозяйствующем субъекте.

5. Налоговые риски и управление ими

5. Налоговые риски и управление ими

Финансовый менеджмент связан с управлением финансовыми рисками. Государственный налоговый менеджмент не является исключением. В процессе управления налогами также необходимо учитывать фактор риска, всегда присутствующий при исполнении бюджетов, включая налоговые бюджеты.

Налоговый риск государства представляет собой возможность недоимок фактических налоговых поступлений по сравнению с планом (прогнозом) как в целом по налоговым доходам бюджета, так и по отдельным видам и группам налогов.

Наибольшая степень риска в современных российских условиях присуща налоговым формам, непосредственно связанным с обложением прибыли и доходов организаций и физических лиц. Поэтому степень риска недоимок должна быть заложена в плановых налоговых поступлениях, что обеспечит более точное исполнение бюджета. Целью определения налогового риска является повышение эффективности управления налогами в масштабе страны или ее отдельной территории. Налоговый риск связан с событием, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата:

– нулевой (совпадение запланированных и полученных значений);

– положительный (получение налоговых доходов, выше запланированных значений);

– отрицательный (недополучение налоговых доходов).

Налоговые риски можно классифицировать по следующим содержательным признакам[11]:

1) по времени действия:

– временные риски – действующие в течение одного бюджетного периода (года) (например, риск недоучета налоговых льгот, предоставленных на один налоговый год);

– постоянные – многолетние, циклические (например, риск уклонений от уплаты налогов);

2) по важности результата:

– основные риски (влекущие за собой значительные финансовые диспропорции, например, риск недоимок по косвенным налогам, особенно НДС);

– второстепенные – оказывающие меньшее воздействие (например, риск просрочки платежей по налогу на имущество физических лиц);

3) по уровню бюджетной системы:

– риски федерального бюджета;

– риски бюджета субъекта РФ;

– риски местного бюджета.

В зависимости от причин, вызвавших тот или иной налоговый риск, можно также выделить следующие их группы[12]:

1. Налоговый риск экономического кризиса. Возникает в ситуации резкого и трудно предсказуемого изменения экономической ситуации в стране в течение бюджетного года. Такой риск может привести к значительному изменению не только отдельных показателей бюджета, но и к полной переделке всего бюджетного плана.

2. Налоговый риск инфляции. Наиболее разработанный в современной хозяйственной практике вид риска, но традиционно применяемый только в коммерческой сфере деятельности. Оценка риска инфляции при налоговом менеджменте позволит обеспечить реальное наполнение объемов ассигнований в течение всего бюджетного года.

3. Налоговый риск снижения платежеспособности налогоплательщиков в течение бюджетного периода. Представляет собой последствие сокращения объема свободных денежных средств у предприятий и организаций. Падение платежеспособности налогоплательщиков, как правило, носит постепенный характер. Выражается такой риск в постепенном росте задолженности платежей в бюджет.

4. Налоговый риск политической конъюнктуры возникает в случае совпадения периода планирования с предвыборным периодом. Политические силы в этот момент могут использовать бюджет для демонстрации своих популистских устремлений, пропагандируя, например, рост социальных расходов. Это накладывает отпечаток на структуру налоговых доходов бюджета.

Читать еще:  Оценка эффективности системы управления рисками

5. Налоговый риск изменения правовой базы возникает при внесении соответствующих поправок в налоговое законодательство.

6. Налоговый риск задержки налоговых и иных перечислений. Возникает при увеличении сроков прохождения платежных документов в банковской системе. В данном случае создается сложная ситуация, когда налогоплательщик считается исполнившим свои обязательства перед бюджетом, а бюджет денег не получает.

7. Налоговый риск ошибки планирования. Ошибкой планирования может стать не только техническая ошибка, но и некорректный учет любого обстоятельства, в том числе предположения о значимости и величине любого из рассматриваемых рисков.

Управлять налоговыми рисками – значит прогнозировать наступление положительного или отрицательного результата и заранее принимать меры к снижению степени риска. В связи с тем, что налоговый риск определяется вероятностными показателями, характеризующими возможные финансовые потери (возможный дополнительный доход), возникает необходимость разработки специальных процедур и методик оценки и прогнозирования развития различных ситуаций поведения субъектов управления в условиях таких рисков.

Управление налоговыми рисками предполагает следующие действия:

– формирование политики управления налоговыми рисками,

– формирование подходов к управлению налоговыми рисками,

– характеристика налоговых риска,

– идентификация отдельных видов налоговых рисков,

– оценка информации, необходимой для определения уровня налоговых рисков,

– определение факторов, влияющих на налоговые риски,

– установление предельно допустимого уровня налоговых рисков,

– определение размера возможных финансовых потерь по отдельным видам налоговых рисков,

– выбор и использование внутренних механизмов нейтрализации негативных последствий отдельных видов налоговых рисков,

– оценка результативности нейтрализации налоговых рисков,

– организация мониторинга налоговых рисков,

– оценка результативности мониторинга налоговых рисков.

В рамках государственного налогового менеджмента его субъекты должны выбирать такую стратегию налогового управления, которая позволит уменьшить налоговые риски. Располагая информацией о возможном налоговом риске органы налогового управления должны принимать меры по более эффективному управлению налоговыми потоками.

Для оценки величины налогового риска бюджета используют статистические показатели: математические ожидаемое исполнение налогового бюджета, стандартное отклонение исполнения налогового бюджета. [13]

Ожидаемое исполнение налогового бюджета определяется по формуле:

Где ЕВ – ожидаемое исполнение налогового бюджета;

Вi – i-е исполнение налогового бюджета,

Pi – вероятное отклонение i-го исполнения налогового бюджета,

n – общее число возможных вариантов исполнения налогового бюджета.

Ожидаемое исполнение налогового бюджета – это средневзвешенная величина возможных значений исполнения налогового бюджета, где весовыми коэффициентами являются вероятности их наступления.

Стандартное отклонение исполнения налогового бюджета измеряет разброс величин. Чем больше стандартное отклонение исполнения налогового бюджета, тем больше его изменчивость, и выше налоговый риск.

где ? – стандартное отклонение исполнения налогового бюджета;

Вi – i-е исполнение налогового бюджета,

Bf – наиболее вероятное отклонение,

n – общее число возможных вариантов исполнения налогового бюджета.

Квадрат стандартного отклонение исполнения налогового бюджета (? 2 ) называют дисперсией распределения исполнения бюджета по налогам.

Общей мерой риска служит размах вариации показателя исполнения бюджета по налогам:

где В – налоговый бюджет по оптимистической оценке,

Bр – налоговый бюджет по пессимистической оценке.

Значение стандартного отклонения может быть недостаточным при сравнении рисков или неопределенностей, поскольку не учитывает величину риска, приходящегося на единицу ожидаемого исполнения бюджета по налогам. С целью определения относительного риска бюджета рассматривается коэффициент вариации (CV – coefficient of variation). Коэффициент вариации является мерой относительной дисперсии (риска), приходящегося на единицу ожидаемого исполнения налогового бюджета. Он определяется как частное стандартного отклонения и ожидаемого показателя исполнения бюджета:

где ? – стандартное отклонение исполнения налогового бюджета,

Bf– вероятностное исполнение налогового бюджета.

Чем больше CV, тем больше относительный риск исполнения бюджета по налогам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Управление налоговыми рисками

Сегодня налогоплательщики сталкиваются с множеством налоговых рисков. Например с риском недобросовестности налоговых органов. От умения управлять налоговыми рисками зависит финансовая устойчивость организации. Настоящая статья поможет организации оценить свои налоговые риски, выбрать правильную методику управления налоговыми рисками, не забывая о специфике своего режима налогообложения.

Несмотря на то, что государство дает налогоплательщику возможность минимизировать свои налоговые платежи, многие до сих пор плохо представляют себе, в чем же суть налогового планирования.

Долгое время налоговые органы при проверке налогоплательщиков изучали в первую очередь форму, а не содержание сделок, по которым уплачивались налоги. Такой подход давал возможность налогоплательщику заключать сделку с единственной целью — минимизировать налоги. Однако впоследствии подход налоговых органов изменился и теперь они считают, что сделки должны быть направлены, прежде всего, на достижение хозяйственного результата. Если сделка осуществляется только с целью минимизировать налоги, она может быть признана недействительной. Российским законодательством предусмотрены специальные процедуры, позволяющие разграничить реальные сделки и сделки, заключаемые с целью получения налоговых выгод.

Налогоплательщик может проконтролировать налоговые риски своей компании в процессе налогового планирования.

Среди критериев, перечисленных в приложении №2 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333, налоговые органы, отбирая кандидатов на выездную проверку, используют показатели налоговой нагрузки и рентабельности. Ежегодно среднесоленые значения для них обновляются на сайте ФНС России в разделе «Контрольная работа».

К примеру, инспекторы хотят знать, какую долю доходов налогоплательщик отдает государству. Они соотносят сумму уплаченных налогов с выручкой, то есть сумму налогов уплаченных в течение года делят на процентную величину выручки за год без НДС по данным бухгалтерского учета. Показатели выручки берут по данным Росстата, то есть сумму без НДС.

Таким образом, налогоплательщики могут самостоятельно рассчитать показатели своей компании и сравнить с теми, что опубликовали инспекторы. Если показатели налоговой нагрузки, а также рентабельности активов и продаж заметно меньше в сравнении со средне отраслевыми значениями, то высоки налоговые риски и шансы выездной налоговой проверки.

С другой стороны, если налоговая нагрузка значительно выше средних значений по отрасли, то налогоплательщик заинтересован в оптимизации налоговых платежей.

По мнению некоторых аудиторских компаний, в результате мероприятий налогового планирования налоговая нагрузка может быть уменьшена до 15%. Более существенное снижение налоговой нагрузки увеличивает налоговые риски.

Соответственно, значительно снижая налоговую нагрузку, организация должна быть готовой к возможным спорам с налоговыми органами. Чаще всего они возникают из-за проблемы толкования налогового законодательства фискальными органами и налогоплательщиками.

Следствием противостояния налогоплательщиков и налоговых органов являются ошибки в процессе исполнения налогового обязательства, что порождает налоговые споры, вызывает чувство несправедливости, толкает на уклонение от уплаты налогов.

Итак, налоговый риск – это вероятность возникновения финансовых потерь, связанных с неопределенностью процессов исчисления и уплаты налогов и вызванных неоднозначностью и неточностью налогового законодательства.

Налоговые риски классифицируют по различным основаниям: по субъектам несущим риск, по возможным последствиям, по причинам их возникновения и т.д.

Все риски делятся на три большие группы.

Риски, наступающие до налогового спора, к примеру, риск неправильного оформления хозяйственных операций, недобросовестности контрагентов и т.д.

Риски в процессе проведения (выездной) налоговой проверки: риск нехватки времени, риск некачественного юридического сопровождения и т.д.

Риски, возникающие в процессе налогового спора, состоящего из этапов: написание разногласий на акт, досудебное обжалование, судебное обжалование.

На каждом этапе существуют риски налоговых споров, которые возможно нейтрализовать при помощи конкретных последовательных мероприятий. Они делятся на этапы — идентификация рисков, систематизация причин их возникновения и комплекс мероприятий по их предотвращению.

Предлагаем следующий комплекс мер:

  • на этапе проведения налоговой проверки — обратиться за юридической помощью и заранее начать готовить доказательственную базу;
  • при выборе кандидатуры налогового адвоката следует предварительно ознакомиться (провести анализ), в каких налоговых спорах он принимал участие и каков был результат судебного разбирательства;
  • использовать возможность дачи пояснений налоговым инспекторам, проводящим проверку;
  • произвести оценку судебной перспективы, проанализировать судебную практику по аналогичным делам;
  • знать законодательно-процессуальную последовательность продвижения документов и рассмотрения налогового спора;
  • сопоставить возможные судебные издержки с суммой, которую вероятно отыграть;
  • правильно оформлять хозяйственные операции, повышать квалификацию бухгалтера, налогового работника, проводить добровольный аудит;
  • избегать сомнительных схем минимизации налоговых платежей и сомнительных контрагентов;
  • осуществлять все расчеты через расчетный счет;
  • внедрять систему управления налоговыми рисками и использовать современные методы управления разными видами налоговых рисков.

Эта методика управления рисками налоговых споров позволит организациям грамотно распределять свои ресурсы и эффективно расходовать денежные средства в процессе досудебного и судебного обжалования результатов налоговых проверок.

Налоговый риск менеджмент

НАЛОГОВЫЙ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ В БАНКЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ

Штибина Наталья Александровна

магистрант, Кафедра «Налоги и налогообложение», Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва

Борисов Олег Игоревич

научный руководитель, канд. экон. наук, доц., Кафедра «Налоги и налогообложение», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва

Как любая организация финансовой сферы, банк несет определенные риски (налоговые, кредитные, валютные, операционные, правовые, процентные и др.). Учитывая специфику банковской деятельности и степень влияния общественных отношений на банковскую деятельность, а также ее подверженность различным рискам, в том числе налоговым, коммерческие банки активно развивают налоговый риск-менеджмент в своем налоговом планировании.

Часто приходится слышать, что целью управления налоговыми рисками банка является минимизация рисков. Однако существует альтернативное, более рациональное, мнение: следует не минимизировать риск, а оптимизировать соотношение риска и важности решений, с которыми сопряжен риск. Как и в случае любого бизнес-риска, существует четкая взаимосвязь между налоговым риском и важностью решений, принимаемых (или защищаемых) корпоративной налоговой службой. Следовательно, управляя налоговым риском, организация должна найти баланс между данным риском и результатом (прибылью) в соответствии с приемлемым уровнем риска, принятым для компании или группы компаний. Учет налоговых рисков в процессе принятия управленческих решений должен быть нацелен на достижение таких пропорций деятельности банка, при которых увеличение прибыли сопровождалось бы увеличением стоимости бизнеса и допустимыми налоговыми рисками.

Читать еще:  Узнать класс профессионального риска

Налоговый риск-менеджмент можно определить как деятельность по управлению налоговыми рисками налогоплательщика. В свою очередь под налоговыми рисками чаще всего понимают опасность наступления событий с негативными для компании последствиями, причем не только финансовыми потерями, но и ущербом для ее репутации. Налоговые риски можно охарактеризовать как вероятность финансовых потерь для всех участников налоговых правоотношений [1, с. 10].

Для принятия решения о том, какие риски можно принять, а какими следует целенаправленно управлять, необходимо оценить не только вероятность наступления налоговых рисков, но и их потенциальные негативные последствия. Это, прежде всего, ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, выражающаяся в применении к нарушителю налоговых санкций в виде пени, штрафов, приостановления операций по счетам и прочее. Причем, согласно действующему налоговому и административному законодательству, меры ответственности могут быть применены как непосредственно к компании, так и к ее руководителю. Также следует учитывать и наличие уголовно-правовых санкций для руководителя в случае выявления уклонения от налогов. Наконец, результат негативных последствий — это изменения в финансово-экономическом состоянии компании вследствие применений к ней и её должностным лицам соответствующих санкций, потеря деловой репутации.

Основными элементами налогового риск-менеджмента являются определение налоговой позиции (tax position), использование моделей NPV и САРМ, экономический капитал, ключевые факторы возникновения налогового риска, тактический риск-менеджмент и интегрированный риск-менеджмент. Налоговый риск менеджмент объединяет (интегрирует) все эти элементы в единую систему [4, с. 55].

Самым важным элементом налогового риск-менеджмента банка является определение налоговой позиции, которая позволит максимизировать чистую приведенную стоимость (NPV). Под чистой приведенной стоимостью инвестиционного проекта понимается сумма дисконтированных значений потока платежей, приведённых к сегодняшнему дню. Иными словами, эта модель позволяет оценить инвестиционную модель и сравнить ее с другими инвестиционными альтернативами [1, с. 41].

Уровни налогового риска можно разделить при помощи модели оценки финансовых активов (Capital Asset Pricing Model, САРМ), позволяющей сравнивать различные стратегии. К примеру, можно сравнивать прибыль при использовании агрессивной налоговой позиции (инвестиционное решение 1), либо не использовании таковой (инвестиционное решение 2) [1, с. 43].

Анализ NPV можно использовать в модели корпоративных финансов для определения налоговых рисков для оптимизации NPV. Альтернативный подход к налоговому риск-менеджменту — это подход «экономического капитала», согласно которому прибыльность транзакции измеряется в процентах от задействованного капитала. Как основной критерий вовлеченного капитала, модель использует экономический капитал, т. е. количество капитала, необходимое для предотвращения возникновения отрицательной чистой стоимости в процессе управления текущими активами компании. Так как результат управления текущими активами не в полной мере ясен, необходимо составить несколько потенциальных сценариев и принять во внимание вероятность наступления каждого из них. Затем составляется доверительный уровень, показывающий, что прибыль в любом сценарии не будет ниже определенного уровня (в процентах). Налоговый риск-менеджмент с точки зрения данного подхода позволяет оценить максимальный уровень риска компании в самом худшем сценарии.

Управление риском начинается с понимания видов налоговых рисков и ключевых факторов их возникновения. К ключевым факторам рисков относятся ошибки суждения, ошибки реализации и недостатки контроля. Риск-менеджмент в данном случае требует не только распознавания факторов риска, но и понимания того, какие виды деятельности влекут возникновение данного вида риска. Так, у банков с диверсифицированной продуктовой линейкой и значительным объемом операций возникает повышенный операционный риск по всему спектру облагаемых операций. При значительном числе работников разной квалификации возникает повышенный риск, связанный с уплатой налогов с фонда оплаты труда, в том числе с налогами, удерживаемыми с сотрудников. Для транснациональных финансовых организаций количество факторов риска увеличивается пропорционально количеству стран, на территории которых группа компаний ведет бизнес.

Передовая практика предполагает встраивание процесса непрерывной оценки и представления рисков в периодические процессы отчетности и контроля за соблюдением законодательства. К примеру, данный процесс может быть начат с разового обзора исков по всем юрисдикциям с тем, чтобы составить реестр потенциальных рисков и проблем по всем налогам для каждой территории независимо от того, отвечают за них региональные корпоративные налоговые службы или нет. В результате экспериментирования с подобными обзорами рисков на протяжении ряда лет, вырабатывается хорошо проработанная методология, стандартные формы и опросные листы для их проведения.

Каждый банк по-своему подходит к анализу рисков. Некоторые используют сложные методики, предусматривающие применение статистических критериев для оценки вероятных последствий отдельных рисков или портфеля рисков. Разрабатываются или адаптируются инструменты для математического анализа вероятного возникновения и последствий рисков, связанных с возможными решениями и операциями. В оценке рисков, прежде всего, важна последовательность подхода, а полезность инструментов количественной оценки рисков зависит от точности входных данных, в том числе от точности суждений о вероятности/правдоподобии, используемых в конкретной модели.

После идентификации анализа и оценки рисков необходимо принять решение о том, кто ими будет управлять. Для каждого риска необходимо определить приемлемый остаточный уровень и способы снижения рисков до такого уровня. Конкретная реакция на каждый идентификационный вид риска зависит от таких факторов, как трудность и стоимость снижения риска, потенциальная опасность риска для компании, наличие альтернативных методов снижения риска.

Управление риском может идти по одному из трех перечисленных ниже вариантов или представлять собой комбинацию нескольких вариантов:

• снижение налогового риска, т. е. принятие мер по снижению вероятности возникновения и/или воздействия риска;

• устранение налогового риска, т. е. выбор альтернативного образа действий, который полностью устраняет данный риск;

• распределение налогового риска, т. е. перенос или частичная передача риска путем заключения соглашений с третьими сторонами.

Важнейшим конечным продуктом является документированный реестр налоговых рисков, устанавливающий ключевые налоговые риски организации, принятые налоговые и учетные процедуры и меры по управлению данными рисками. Необходимо внимательно отнестись к документированию рисков в реестре, обращая внимание на то, чтобы представленная информация была точной, поддерживала принимаемые налоговые позиции и не наносила ущерба организации при проведении налоговых проверок.

Наконец, важной частью оценки рисков является оценка совокупного налогового риска на портфельной основе. Даже если отдельные риски являются приемлемыми, необходимо рассматривать совокупность остаточных рисков по категориям или в контексте компании в целом. Так, банки могут оценить существующий и остаточный налоговые риски для портфелей операций со сходными уровнями рисков, например, для сделок по структурированным финансовым продуктам, если объем таких сделок является значительным.

Эффективная система контроля и процедура управления налоговыми рисками является ключевым инструментом корпоративной налоговой службы банка. Для того чтобы обеспечить эффективное управление налоговыми рисками, необходима контрольная среда, сформированная на основе концепции управления налоговыми рисками. Отправной точкой может стать стратегический план и документирование политики в отношении налоговых рисков, определяющей параметры, в рамках которых осуществляется управление налоговыми рисками. Необходим также процесс регулярного анализа рисков и систем контроля, который позволяет сосредоточить внимание группы компаний на ключевых источниках налогового риска и обеспечить информирование заинтересованных сторон о таких рисках и оценке эффективности систем контроля.

Эффективным с точки зрения внутреннего контроля и мониторинга является создание комитета по налоговым рискам, участвующего в принятии сложных налоговых решений и контролирующего программу организации по мониторингу налоговых рисков. Как правило, в комитет входят руководитель корпоративной налоговой службы, ключевые внутренние налоговые консультанты, финансовый директор и надежный внешний налоговый консультант. В программу мониторинга также входит анализ изменений общего профиля риска организаций с учетом портфеля остаточных рисков. Профиль риска организации неизбежно меняется с течением времени и в результате появления новых рисков и устранения старых [3, c. 82—83].

Систематическое управление налоговыми рисками позволит банку более взвешенно и аккуратно подойти к процессу принятия управленческих решений, ликвидировать или снизить налоговые риски. Создание эффективной системы управления налоговыми рисками косвенно будет способствовать увеличению стоимости бизнеса, поскольку отсутствие негативных неожиданностей повысит доверие инвесторов и вкладчиков. Создание системы управления рисками требует выработки стратегии, основанной на управлении рисками, посредством которой все налоговые риски будут своевременно идентифицированы, оценены банком и в дальнейшем будут учитываться при принятии управленческих решений.

Список литературы:

1.Борисов О.И. Системный учет налоговых аспектов в управлении деятельностью банка // Банковское дело. М., — 2005. — № 4. — С. 39—45.

2.Борисов О.И. Раскрытие банковской тайны в процессе межгосударственного обмена налоговой информацией // Банковское дело. М., — 2011. — № 8. — С. 80—85.

3.Элгуд Т. Эффективное управление налогообложением: Будущее корпоративной налоговой службы / Тони Элгуд, Тони Фултон, Марк Шуцман; Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2011. — С. 82—83

4.Anuschka Bakker and Sander Kloosterhof. Tax Risk Management. From Risk to Opportunity. IBFD. 2010. — С. 10.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector