Налоговые риски налогоплательщика
Налоговые риски и их оценка
Под налоговыми рисками подразумевают вероятность возникновения у предприятия неблагоприятных правовых последствий в виде финансовых потерь из-за действий госорганов вследствие неоднозначности и некорректности процессов обложения обязательными бюджетными платежами и налогового законодательства.
Налоговые риски могут возникнуть у компании не только из-за ведения хозяйствующим субъектом неэффективной внутренней политики, но и в связи с использованием двойственности некоторых положений, связанных с оплатой налога или применением достаточно рискованных схем, направленных на минимизацию выплат предприятия в бюджет.
Классификация налоговых рисков
Налоговые риски разделяются на:
- внешние и внутренние;
- непредсказуемые и предсказуемые;
- систематические и несистематические.
Среди иных оснований для разделения рисков присутствуют:
- обладающие риском субъекты;
- вероятностные последствия;
- причины образования.
Еще 3 большие объединения рисков включают риски, наступающие:
- до возникновения спорной ситуации со структурами ФНС (к примеру, при недобросовестности контрагентов, некорректном оформлении выполненной хозяйственной операции);
- в процессе ведения проверки по налоговым перечислениям из-за недостаточности времени, некачественного юридического сопровождения;
- в процессе конфликта с подразделением НС и включающие составление разногласий на акт, обжалование до передачи вопроса в суд досудебное, обжалование в судебном порядке.
На каждом из этапов споров со структурами НС по вопросам обязательных перечислений существуют риски:
- Информационные. Данные риски связаны с недостаточной информированностью, отсутствием законодательного регулирования складывающихся между субъектами отношений. К примеру, ситуация по вычету НДС при заверении счета-фактуры факсимильной подписью ИП не имеет четкого отражения в законодательных или судебных актах.
- Процессуальные. Отражают недостаточность регулирования финансовых процессов в ходе осуществления коммерческой деятельности и образуются при несоблюдении сроков, правил или иных требований, касающихся налоговых норм (к примеру, несвоевременное предоставление декларации о доходах субъекта).
- Окружающие, образующиеся при неравнозначности восприятия норм налоговыми структурами и предприятиями-плательщиками сумм. К примеру, структура НС имеет возможность возложить ответственность на предприятие по истечении законодательно ограниченного срока согласно Постановлению КС РФ (№9, 14.07.2005) о восстановлении сроков давности в отношении юридического лица, совершившего неправомерное деяние. Утверждение не содержит однозначного указания подразумеваемых действий и ситуаций, что провоцирует конфликт мнений.
- Репутационные, связанные с представлением оценочного характера о предприятии в целом. Существование разногласий с проверяющими структурами (независимо от причин возникновения) может оказать негативное влияние на партнерские или спонсорские взаимоотношения организации.
Критерии оценки налоговых рисков
Необходимость оценки налоговых рисков у предприятий является причиной проведения подразделениями НС выездных проверок в соответствии с составленным планом (Приказ ФНС РФ №ММ-3-06/333, 30.05.2007).
Отбор предприятий для проведения проверки их деятельности ведется с учетом некоторых для того оснований, в числе которых:
- Полученные организацией убытки в течение некоторого периода работы (от 2 лет). Особое внимание привлекают предприятия, у которых отсутствуют перспективы выхода из убыточного состояния, установившие сотрудникам низкий уровень заработной платы, вычитающие большие суммы по НДС.
- Невысокий показатель нагрузки по обязательным платежам, в сравнении со средним результатом, характерным для подобного направления коммерческой деятельности. Расчет коэффициента выводится в процентном соотношении путем деления суммы уплаченных за отчетный период налогов на полученную в том же периоде выручку от реализации, не учитывая НДС.
- Значительные размеры вычетов по налогам. Но предпринимаемые попытки переноса суммы НДС, обеспечивающего снижение величины процентной ставки и возможность избежать проверки, могут стать причиной нарушения налогового законодательства.
- Предельные показатели при работе по специальным режимам, связанным с налогообложением.
- Резкое опережение темпов роста расходов, в сравнении с темпами роста доходов. У проверяющих могут возникнуть сомнения в достоверности указываемых данных, вероятностном их завышении или занижении.
- Значительное отклонение — более чем на 10% — показателя уровня рентабельности от среднеотраслевого значения. Уровень рентабельности товаров (в %%) высчитывается делением прибыли от продаж на себестоимость реализованных товаров, а активов – делением прибыли от продаж на валюту баланса.
- Низкий показатель заработка сотрудников (ниже среднеотраслевого уровня). В организации возможно сокрытие реально выплачиваемых заработных плат или занижение ставок на доходы граждан и единого социального налога.
- Соглашения с перекупщиками или посредниками, в большинстве случаев заключаемые для сокрытия сумм прибыли и уменьшения суммы обязательного бюджетного платежа. Сомнения вызывают договора, положения которых не соответствуют правилам делового оборота (к примеру, безосновательная продолжительная отсрочка оплаты), закупаемая/реализуемая продукция не представляет собой результат предпринимательской деятельности компании, а также ситуации активного сотрудничества сторон при несоблюдении обязательств по сделке одним из участников.
- Непредоставление пояснений по полученному компанией уведомлению НС.
- Изменение местонахождения и регистрации юридического лица, предпринимаемое для получения отсрочки по времени с целью исправления недостатков деятельности.
- Сотрудничество с контрагентами, вызывающими подозрения НС по причине одновременного наличия одинаковых адресов регистрации у нескольких фирм или занятия одним лицом одинаковых должностей (директор, учредитель) в нескольких предприятиях.
Управление налоговыми рисками
Для обеспечения безопасности в отношении налоговых рисков следует придерживаться определенных правил в процессе осуществления коммерческой деятельности, в том числе:
- Избегать действий, вызывающих появление риска, к примеру, в виде заключения сделок сомнительного характера, пользования услугами подозрительных компаний, нарушения положений трудового законодательства.
- Предпринимать меры по удержанию риска и его снижению путем определения и изучения последствий риска, их масштабности и критичности для компании.
- Особое внимание в организации должно уделяться наличию документов, в том числе дополнительных, касающихся как деятельности компании, так и нормативного и законодательного характера. Подобная документальная обеспеченность поможет в ходе спорных ситуаций с проверяющими структурами.
- Важно изучать вступившие в силу судебные решения для возможного их использования в качестве прецедента и определенной налоговой нормы при наличии споров.
В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации.
Корректное оформление хозяйственных операций, повышение квалификации исполнителей (бухгалтеров), проведение добровольного аудита и внедрение системы управления налоговыми рисками позволит предприятию эффективно распределять собственные средства.
При этом используемые способы финансовой оптимизации должны обладать правовым и экономическим соответствием. В ряде случаев рекомендуется обращение к НС для получения разъяснений о вероятностных налоговых последствиях или о толковании налоговых норм по конкретной правовой ситуации.
Налоговые риски: как влияют на репутацию и как оценить
Зачем нужно понимать, что это такое? Какие последствия, если вероятность такого риска высока? Почему оценка налоговых рисков важна в постоянном режиме? Как это влияет на репутацию организации в глазах ваших контрагентов?
Налоговые риски — это:
Риск финансовых потерь организации в будущем, в части налоговых платежей, увеличения налоговой нагрузки, прямых денежных потерь по штрафным санкциям (пеням, штрафам, недоимкам), увеличение налоговых ставок, потери связанные с уголовными последствиями и судебными издержками организации, потеря положительной репутации во взаимоотношениях с контролирующими органами, риск частого возникновения любого рода проверок (камеральных, встречных, выездных), риск недостоверности информации о руководящем составе и сведениям, содержащихся в ЕГРЮЛ по любой строке выписки.
Так, например, с увеличением НДС многие бизнесы потеряли разницу в 2% по прибыли, в связи с плановым повышением ставки налога. Многие контрагенты понесли данную потерю из-за невозможности подписания дополнительных соглашений, в любом случае та или другая сторона сделки взяла ее на себя.
В связи с ежегодным обновлением программного обеспечения в налоговых органах увеличен риск вероятности налоговых проверок в любом бизнесе, несмотря на обоснование и правомерность данных действий. В массовом порядке производится электронная проверка еще на стадии сдачи отчетности ежеквартально. Даже технические ошибки учета в базе 1С при формировании отчета могут вызвать пристальное внимание налогового органа к вашей организации и запустить процесс проверки (что называется, «на ровном месте»).
Если у вас не вовремя оплачен налог, не своевременно сдана отчетность, не принята квитанция по запросу, требованию налоговой, не предоставлен своевременно ответ на требование, запрос, то это ваш внутренний налоговый риск, который повлечет за собой не только ограничения на расчетный счет, но штрафные санкции по каждому нарушению.
Все вышеперечисленное дает отрицательный результат репутации организации. Все контрагенты вынуждены сейчас отбирать поставщиков и покупателей оценивая налоговые риски и репутацию вашей организации, именно поэтому важно контролировать все вышеперечисленные показатели.
Иначе, кроме налоговых рисков, возникают прямые риски потери прибыли и привлечения новой клиентской базы, а также потеря репутации в глазах ваших постоянных покупателей и поставщиков.
Минимизируем налоговые риски с помощью:
- Своевременной оплаты налоговых обязательств и сдачи отчетности за каждый текущий период.
- Принимаем и отвечаем в срок на все уведомления, письма, запросы, требования, приглашения от налогового органа.
- Следим за законодательством в части налоговых изменений постоянно.
- Проверяем не реже одного раза в месяц достоверность сведений в вашей выписке ЕГРЮЛ и основных контрагентов.
- Пользуемся любыми сервисами и сайтами (включая Интернет-банк для определения индикатора ведения хозяйственной деятельности).
- Корректируем отчетность на исправление ошибок самостоятельно, не ждем, когда налоговый орган пришлет требование.
- Выдерживаем оптимальную налоговую нагрузку. Нельзя занижать налоги более чем на 2% от выручки, особенно формальными сделками, или рисковыми контрагентами.
- Анализируем свои налоговые риски и снижаем возможность их возникновения.
- Формируем стратегию, которая позволит улучшить вашу репутацию в глазах налоговой и контрагентов, выстраиваем доверительные и постоянные взаимоотношения с контролирующими органами, договариваемся, не стесняемся, присутствуем там периодически.
- Немало важный фактор: наличие информации об организации в СМИ, сети Интернет о ее хозяйственной деятельности, будь то размещение в рекламных целях или каких-либо других.
Для полной картины и своевременного вмешательства в каждой организации необходимо проводить внутренний аудит налоговых рисков не реже одного раза в квартал.
Приведу примерную схему действий оценки налоговых рисков и анализа лишь нескольких факторов их возникновения:
- Достоверность сведений (адрес, учредители, офис, склад, соответствие деятельности — данные Контур Фокус, сайт фнс) — данные о недостоверности сведений отсутствуют 100% — 0% риска.
- Риск камеральной/выездной проверки на 2019 г — присутствует — 20% риска (с учетом сведений в открытом доступе и решения вопроса).
- Наличие камеральных/встречных проверок на дату запроса (2) (НДС страховые) — 10% риска.
- Наличие недоимок/штрафов/пеней по отношению к выручке 0,01% (риск)
- Наличие ограничений на расчетном счете — отсутствуют 0% (риск)
- Соотношение затрат к выручке — 1,46% (риск)
- Соотношение налогов к выручке — 0,09% (менее 1%) — риск 9,01% благонадежность — 10%
- Соотношение Основной фонд (средства на балансе) к обороту — 28%, нет риска (рисковая зона менее 10%)
- Остаток денежные средства (чистый актив) по отношению к расходу — 12% — нет риска
- Резерв налоговых обязательств — 0%, риск — 1%
- Соотношение чистой прибыли к обороту за последний финансовый год (2018) — 0,01% (рисковая зона больше 15%) — риск 4,99%
- ДЗ к выручке — 3,09% (риск)
- КЗ к расходу — 9,21% (риск) — это мы можем исправить
- Соотношение затрат на оплату труда к общим затратам — 0,09% (рисковая зона менее 1%, благонадежность — 10%) — 9,1% (риск)
Итого 67,87%. Чем ниже этот показатель, тем лучше. Разные источники информации по-разному трактуют процентное соотношение налоговых рисков. Стратегию выбираете вы, поэтому и решать, какой показатель вызовет негативную обстановку в вашей организации тоже вам. Главное следить за ситуацией и делать соответствующие выводы от анализа вовремя.
Налоговые риски
В ходе ведения хозяйственной деятельности, у каждого субъекта может возникнуть риск потерять деньги. Причиной могут стать действия контролирующих и надзорных органов по причине неясности, неоднозначности и некорректности в части налогообложения.
Классификация налоговых рисков
Налоговый риск – это вероятность наступления неблагоприятного события, итогом которого станут финансовые потери. То есть, некая компания или гражданин приняли решение, касающееся их обязанности по уплате налогов. Результатом этого решения является вероятность потерь финансовых ресурсов и репутации. Они также могут привести к уголовной ответственности.
Чтобы верно определить направление, из которого исходит угроза, необходимо знать его характеристики:
- полностью отсутствует вероятность того, что исход будет благоприятный;
- вероятность возникновения новых угроз довольно высока. При этом они стану следствием неверных решений. Предусмотреть их появление практически невозможно;
- присутствует следственная связь с правовой и экономической неграмотностью субъекта;
- негативные последствия являются итогом для всех участников налоговых отношений;
- различное проявление по отношению к разным субъектам.
Налоговые угрозы возникают под влиянием конкретных факторов. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся:
- информационные;
- экономические;
- социальные;
- политические.
То есть, то, что имеет непосредственное отношение к окружающему миру. Внутренние влияющие факторы это:
- организационные – недостаточная квалификация сотрудников, ответственных за своевременное исчисление и перечисление в бюджет обязательных платежей, отсутствие взаимосвязи между налоговым подразделением и налоговой инспекцией;
- технические – недостаточное налоговое планирование или полное его отсутствие;
- экономические. Содержать в штате целое подразделение, которое будет заниматься исключительно налогами – довольно затратно. Дешевле обратиться к посредникам. Но и на этот шаг бизнесмены идут неохотно, считая, что у них в фирме не возникнет предпосылок к налоговым потерям;
- социальные – собственник предприятия и управленцы не могут прийти к единственно верному решению относительно налогов.
Чтобы точно понимать природу возникновения налоговых угроз, необходимо знать, откуда они возникают, их предпосылки и первопричины. Нужно разобраться в их классификации. Их можно разделить на несколько групп:
- внутренние и внешние;
- предсказуемые и непредсказуемые;
- систематические и несистематические.
Угроза потерять денежные средства по причине несовершенной системы налогового учета может возникнуть как внутри предприятия (из-за некомпетентности бухгалтера), так и с внешней стороны. Например, из-за невнимательности налогового инспектора. Кроме того, при планировании некоторые риски можно предсказать и минимизировать.
При ведении одной и той же хозяйственной деятельности некоторые угрозы могут носить систематический характер. При верной оптимизации налогового режима эти вероятности можно свести к минимуму.
В теории применяется еще одна классификация налоговых рисков. Это:
- субъекты, которые несут угрозы;
- факторы, их определяющие;
- период возникновения;
- зависящие от размеров будущих потерь.
Каждую группу можно дополнительно разделить на подвиды. Например, налоговые угрозы, могут нести следующие субъекты:
- налоговые агенты;
- налогоплательщики. В России ими выступают предприятия, предприниматели и граждане;
- взаимосвязанные лица;
- само государство.
Если субъектом является страна, то внешним определяющим фактором будут международные соглашения и договоренности, а внутренним – деятельность органов законодательной и исполнительной власти.
В зависимости от периода возникновения риски бывают существующие и будущие. Если рассматривать с точки зрения будущих потерь, то риски бывают допустимые и критические. Допустимые потери могут быть спрогнозированы и заложены в бюджет налогоплательщика.
Вероятность возникновения денежных потерь у субъекта всегда приводит к возникновению споров с контролирующими и надзорными органами. На этой стадии могут возникнуть риски:
- информационные. Они связаны с недостаточной информативностью, которая может возникнуть между сторонами разногласий;
- процессуальные, отражают несовершенство судебной системы и недостаточность инструментов регулирования договорных отношений между субъектами экономической жизни страны;
- окружающие, могут возникнуть из-за того, что налогоплательщики и налоговые органы по-разному воспринимают суммы, поступающие в бюджет в виде обязательных платежей;
- репутационные. Они связаны с тем, как тот или иной субъект хозяйственной деятельности оценочно воспринимает деятельность своего конкурента.
Правильная классификация налоговых рисков позволяет налогоплательщику эффективно ими управлять и минимизировать. Такие действия позволяют значительно снизить уровень вероятных потерь.
Оценка налоговых рисков
Налоговики постоянно контролируют и проверяют деятельность хозяйствующих субъектов. Это происходит путем осуществления выездных проверок. Является стимулом для того чтобы налогоплательщик самостоятельно смог оценить свои налоговые риски и понять, относится он к высокорисковым субъектам или нет. Для этого ФНС разработало и утвердило 12 признаков. К ним относятся:
- уровень налогового обременения. Если он ниже, чем у предприятий в аналогичном сегменте рынка, то это тревожно;
- в течение нескольких налоговых периодов в отчетности предприятия постоянно отражаются убытки;
- налогоплательщик постоянно применяет налоговые вычеты в виде крупных сумм;
- темпы роста доходов ниже темпов роста расходов;
- работник фирмы получают заработную плату ниже, чем сотрудники на аналогичных должностях в других организациях в данном сегменте рынка;
- налогоплательщик неоднократно приближался к предельным показателям, при которых разрешено применять специальный налоговый режим;
- годовой показатель расходов, указанный в отчетности, максимально приближен к годовой величине полученного дохода;
- свою деятельность налогоплательщик ведет через третьих лиц, не имея для этого обоснованных экономических причин;
- неоднократное игнорирование требований ФНС о предоставлении документов, объясняющих выявленные несоответствия в показателях деятельности, непредставление сведений об их порче или утере;
- неоднократное и необоснованное снятие с учета в налоговом органе и вторичная постановка, но в другом отделении ФНС;
- ведение своей деятельности на грани банкротства, непринятие мер для выхода из данной ситуации.
Применяя эти признаки на практике, налогоплательщик может сам вовремя оценить и предугадать вероятность возникновения рисков по налогам. При обнаружении высокой вероятности потери денежных средств, рекомендуется исключить все сомнительные хозяйственные операции из оборота.
Деятельность на грани высоких рисков приведет к тому, что предприятию будет назначена налоговая проверка. Она может закончиться доначислением налогов, штрафными санкциями и привлечением к иной ответственности, вплоть до уголовной.
Почему рисками нужно управлять
Успешное ведение собственного дела невозможно без вероятностей потерять свои деньги. Это может произойти по причине налоговых проверок. Поэтому руководители крупных предприятий вводят в штат целое подразделение, которое занимается именно управлением рисками, в том числе налоговыми.
Задачи создания такого отдела:
- сбор актуальной информации о всех поправках и нововведениях, которые происходят в сфере налогов и законодательства о них, ее анализ и хранение;
- определение рисков потери денежных средств для одной фирмы в рамках конкретного сегмента рынка;
- определение уровня угроз, которые непосредственно связаны с выявленными рисками;
- разработка мероприятий для борьбы с выявленными угрозами;
- разработка и внедрение мероприятий, которые помогут существенно снизить денежные потери в сфере налогообложения;
- подробный анализ тех решений, которые гипотетически могут привести к финансовым убыткам, их учет.
«Страшной» причиной потери денежных средств для российских бизнесменов являются возможность возникновения проблем с налоговыми ведомствами. Если бизнес ведется честно, платятся все налоги, к проверке из ФНС готовятся особо тщательно. Есть вероятность того, что будут доначислены налоги, наложены штрафы и пени. По этой причине происходит постепенно внедрение в российский бизнес полноценной системы внутреннего контроля риск-менеджмента.
Зарубежные компании прогнозируют еще один риск – риск переплаты по налогам. В этом направлении также разрабатываются меры по минимизации. Российские бизнесмены такую угрозу не принимают во внимание.
К сожалению, постоянный контроль над налоговыми угрозами ведется только в 10 % крупных российских компаний. Остальные фирмы либо не обращают на это внимание, либо обращаются к специалистам на аутсорсинге только тогда, когда получают уведомление от ФНС о выездной проверке.
Можно ли снизить угрозы налоговых потерь
Сокращение вероятностей потери денежных средств, а также уменьшение возможностей их потери именно от налогов необходимо для поднятия прибыльности хозяйствующего субъекта. Поэтому необходимо предпринимать соответствующие меры. В частности:
- максимальная автоматизация всех рабочих процессов, включая документооборот. Нужно снизить уровень человеческого фактора;
- повышение уровня знаний в налоговом законодательстве у руководителей высшего и среднего звена;
- систематическое повышение уровня квалификации тех сотрудников, которые имеют непосредственное отношение к исчислению и уплате налогов. Для этого их необходимо отправлять на курсы повышения квалификации, тренинги семинары, проводимые ФНС. При необходимости, можно ввести в штат отдельного специалиста, который будет заниматься исключительно расчетами по налогам;
- систематическое проведение аудита внутренними ресурсами и с привлечением сторонних специалистов. Это наиболее эффективный метод налогового риск-менеджмента. Его суть в том, что нужно создать отдельный департамент, который будет отвечать за то, чтобы все обязательные платежи правильно исчислялись и вовремя закрывались. Эти мероприятия проводятся в интересах фирмы. Они закрепляются на локальном уровне, осуществляются своими силами. При необходимости, приглашаются специалисты из сторонних компаний, чтобы провести дополнительную проверку. Такие «двойные» меры позволяют минимизировать налоговые риски до низшего предела;
- непрерывное взаимодействие с консалтинговыми фирмами по конкретным вопросам налогообложения. Эксперты из этих фирм владеют информацией относительно всех последних актуальных изменений в профессиональной области. Используя свой практический опыт в российском налоговом праве, они сводят к минимуму все «популярные» риски;
- страхование собственных рисков. То есть, фирма самостоятельно обращается в страховую компанию с целью заключения договора на страхование собственной ответственности;
- создание резервов для покрытия убытков, если таковых не удастся избежать. Это самострахование, и он экономнее страхования через СК.
Налогоплательщик может самостоятельно выбрать тот или иной метод управления налоговыми угрозами. Но для этого он должен провести реальную оценку последствий его применения. Что может быть хорошо для одного предприятия, может негативно отразиться на другом хозяйствующем субъекте.
Как минимизировать налоговые риски
В III квартале существенно выросло число требований по декларации по НДС. А наличие в ЕГРЮЛ пометки о недостоверности сведений теперь может стать основанием для исключения компании из реестра. Кроме того, внесены поправки в правила заполнения счетов-фактур. Все эти изменения прокомментировала заместитель начальника отдела методологии автоматизации камерального контроля Управления камерального контроля ФНС России.
НДС: требований стало больше
По данным системы Контур.Экстерн, в августе 2017 года налогоплательщики получили рекордное количество требований по расхождениям в декларациях по НДС. Такой рост количества требований может быть связан с тем, что требования о представлении пояснений по выявленным расхождениям стали направляться и продавцу, и покупателю. Кроме того, больше видов требований стало высылаться в xml-формате.
Динамика количества требований о пояснениях по НДС в xml-формате 2017 году,
по данным сервиса Контур.НДС+
Ситуацию комментирует заместитель начальника отдела методологии автоматизации камерального контроля Управления камерального контроля ФНС России Евгения Юрьевна Асташова:
— По итогам декларационной кампании по НДС за II квартал 2017 года, налогоплательщикам было направлено в автоматизированном режиме столько же требований о представлении пояснений по выявленным расхождениям (далее — требования), сколько и в предыдущий период.
Единственное изменение — в состав требований стали включаться расхождения по разделам 10 и 11 налоговой декларации по НДС (сведения из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур). Напомню, что ранее направлялись только расхождения по книгам покупок и продаж, расхождения по журналу учета полученных и выставленных счетов-фактур в их состав не включались.
Стоит отметить, что в последнее время объемы выявляемых расхождений сокращаются, наблюдается положительная тенденция по устранению расхождений налогоплательщиками. Это говорит о чистоте представляемых в составе декларации по НДС сведений, а также о налоговой грамотности и умении оперативно устранять выявленные несоответствия.
Анализируя направляемые в адрес налогоплательщиков требования, можно сделать вывод, что чаще всего некорректно отражаются коды вида операции (далее — КВО). До сих пор многие неверно указывают данный реквизит в книге покупок и книге продаж, хотя на сайте ФНС России размещены Методические рекомендации по порядку применения КВО. Еще одна массовая ошибка — неверное указании ИНН контрагента.
Читайте также о порядке действий при получении требований от ФНС, и о том, какие КВО нужно указывать, чтобы данные из книг покупок и продаж успешно прошли проверку в информационной системе ФНС.
Сверяйте в Контур.НДС+ всю информацию, которая указана в счетах-фактурах, в том числе несовпадения по номеру, сумме НДС, и формируйте ответы на требования.
Пометки о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ
Напомним, что с 2016 года любые сведения, включенные в ЕГРЮЛ, могут быть проверены. Основанием могут стать обоснованные сомнения инспекторов в их достоверности или заявления заинтересованных физлиц о недостоверности предстоящих изменений или уже содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, информации о давно вышедших участниках организации. Ниже перечислено, какие сведения в ЕГРЮЛ и почему могут быть признаны недостоверными.
Сведения об адресе:
- письма, которые ИФНС высылает компании, возвращаются;
- во время выездной проверки обнаружено, что компании нет по юридическому адресу;
- здания фактически не существует или оно не пригодно для использования, например в ЕГРЮЛ указан номер дома, которого нет, или здание разрушено;
- используется адрес массовой регистрации: 10 и более компаний, зарегистрированных после 01.08.2016, или 50 и более компаний, зарегистрированных до 01.08.2016;
- собственник помещения подал в инспекцию заявление о том, что он не разрешает использовать адрес для регистрации компаний;
- компания расположена в бизнес-центре, но в ЕГРЮЛ указаны только улица и номер дома, а номера офиса нет;
- в здании размещены различные ведомства, воинские части и т.п.
Сведения о директоре:
- директор массовый, то есть руководит 5 и более компаниями, зарегистрированными после 01.08.2016, или 50 и более компаниями, зарегистрированными до 01.08.2016;
- у директора не истек срок дисквалификации;
- директор изменился, а сведения в ЕГРЮЛ не обновили;
- прежний директор сообщил в ИФНС, что данные о нем в реестре недостоверны;
- в ЕГРЮЛ других компаний уже есть пометка о недостоверности сведений о данном директоре.
Сведения об учредителе:
- учредитель массовый, то есть руководит 10 и более компаниями, зарегистрированными после 01.08.2016, или 50 и более компаниями, зарегистрированными до 01.08.2016;
- прежний учредитель сообщил в ИФНС, что данные о нем в реестре недостоверны;
- в ЕГРЮЛ других компаний уже есть пометка о недостоверности сведений о данном учредителе.
Пометки о недостоверности на примере карточки вымышленной компании
Компаний с пометками о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ на данный момент достаточно много.
Число пометок о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ на примере нескольких отраслей в разных регионах (по данным сервиса Контур.Фокус )
Новое основание для исключения из ЕГРЮЛ
С 1 сентября 2017 года налоговые органы вправе начать процедуру исключения организации из ЕГРЮЛ, если юрлицо в течение шести месяцев с момента внесения в реестр записи о недостоверности не исправит соответствующие сведения. Такие поправки в ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ внес Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ.
— С момента уведомления и до внесения советующей записи в ЕГРЮЛ проходит достаточно времени для того, чтобы налогоплательщики могли исправить некорректные данные, — поясняет Евгения Юрьевна Асташова. — При этом уведомление направляется на все известные адреса как юрлица, так и его учредителей (участников), а также лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени указанного юрлица, в том числе по адресу электронной почты этого юрлица, если такие сведения есть в ЕГРЮЛ.
Если сведения в реестре не исправляются, налогоплательщик будет ликвидирован. При этом право на ликвидацию налогоплательщиков на основании внесения записи в ЕГРЮЛ будет применяться так, чтобы не допустить неправомерной ликвидации компании.
Доверие налогового органа к налогоплательщику, контрагенты которого ликвидированы, будет минимальным, что приведет к максимальному контролю в отношении представляемой информации. Поэтому при заключении договоров следует обращать особое внимание на контрагентов, у которых внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
Быстрая проверка контрагентов на наличие сведений о недостоверности, банкротство, арбитражные дела и долги.
Проверку сведений в ЕГРЮЛ и внесение пометки об их недостоверности регламентируют в том числе следующие нормативные документы:
Как избежать исключения компании из ЕГРЮЛ на основании недостоверных сведений
- Своевременно уведомляйте налоговые органы об изменении сведений о компании: адреса, директора или учредителя.
- Проверяйте выписку по своей компании, а также по компаниям контрагентов не реже чем раз в полгода, а лучше ежеквартально. Сведения в ЕГРЮЛ могут содержать пометку о недостоверности, однако уведомление от ИФНС может по каким-то причинам не дойти до вас.
- Бесплатно электронную выписку можно получить на сайте nalog.ru через сервисы «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» и «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП». Быстрая проверка контрагентов доступна абонентам следующих сервисов: Контур.Фокус, Контур.Экстерн, Контур.НДС+.
- При получении уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений, представьте их в налоговый орган в течение 30 календарных дней с момента направления такого уведомления (п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ). Сообщите в инспекцию новые данные или отправьте пояснения о достоверности сведений, например о том, что компания действительно располагается по этому адресу.
Адрес в счете-фактуре в соответствии с ЕГРЮЛ (ЕГРИП)
С 01 октября 2017 года вступили в действие изменения в Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (внесены Постановлением Правительства РФ от 19.08.2017 № 981). В частности, в строках 2а и 6а счета-фактуры теперь необходимо указывать адрес в соответствии с ЕГРЮЛ или ЕГРИП (пп. «г» и «к», п. 1 раздела II Правил заполнения счета-фактуры). В связи с этими поправками возникают следующие вопросы. Какие последствия для покупателя может иметь неверное указание адреса (продавца или покупателя)? А также не будет ли ошибкой отражение полного адреса контрагента ИП в счете-фактуре, поскольку в ЕГРИП адрес ИП указывается только до населенного пункта (не включает улицу, дом, квартиру)?
— Ошибки в счетах-фактурах, которые не мешают при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, являются легкоустранимыми. А сведения, в которых допущены эти ошибки, не относятся к обстоятельствам, с которыми НК РФ связывает наступление налоговых последствий.
В любом случае ошибки в указании адресов поставщика и покупателя сделки не препятствуют установлению и проверке контрагентов, а также не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС. Указание наиболее полных реквизитов налогоплательщика, например адреса индивидуального предпринимателя, также не является ошибкой, которая приводит к налоговым последствиям, — уточняет Евгения Юрьевна Асташова.
Discovered
О финансах и не только…
Налоговый риск
Налоговый риск (Tax risk) — один из видов финансовых рисков, характеризующих вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь, связанных с введением новых видов налогов, увеличением размеров налоговых ставок по действующим налогам, отменой используемых предприятием налоговых льгот или «налоговых каникул», изменением порядка и сроков внесения налоговых платежей.
Налоговый риск включает опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем.
Налоговые риски возникают и в случае недостаточной проработки налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений. В этом случае налоговые риски налогоплательщика возникают в связи с применением ими рискованных схем минимизации налогообложения, попытками использовать в своих интересах двойственность положений налоговых законов, а также из-за проведения хозяйствующим субъектом неэффективной налоговой политики.
Налоговые риски рассматриваются с позиции государства и налогоплательщика. Таким образом, четко прослеживаются существенные отличия в системах факторов возникновения налоговых рисков у государства (в лице уполномоченных органов управления в налоговой сфере) и налогоплательщиков, в результате чего наблюдаются и различия в проявлении налоговых рисков.
Выделяют три основных группы налоговых рисков.
Группа
Расшифровка
Финансовые налоговые риски могут быть оценены в денежном выражении (кроме того, налоговые отношения являются частью финансовых отношений). Уголовная ответственность не может быть законным образом оценена в денежном выражении, тогда как прочие виды ответственности могут иметь денежную оценку.
Можно выделить несколько видов налоговых рисков:
- риски налогового контроля существенно зависят от уровня активности налогоплательщика в отношении минимизации налогов. У законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля достаточно невелики и скорее сводятся к возможности появления и обнаружения налоговыми органами случайных ошибок налогового учета. У налогоплательщика, который предпринимает активные действия по минимизации налогов, эти риски существенно возрастают;
- риски усиления налогового бремени — эти риски свойственны экономическим проектам длительного характера, таким как, новые предприятия, инвестиции в недвижимость и оборудование, долгосрочные кредиты. К таким рискам относятся появление новых налогов, рост ставок уже существующих налогов и отмена налоговых льгот;
- риски уголовного преследования — существенные финансовые потери могут возникнуть у налогоплательщиков и в рамках уголовного преследования за совершение правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом.