Налоговые риски государства - Журнал про Деньги
Finkurier.ru

Журнал про Деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоговые риски государства

Управление налоговыми рисками

Сегодня налогоплательщики сталкиваются с множеством налоговых рисков. Например с риском недобросовестности налоговых органов. От умения управлять налоговыми рисками зависит финансовая устойчивость организации. Настоящая статья поможет организации оценить свои налоговые риски, выбрать правильную методику управления налоговыми рисками, не забывая о специфике своего режима налогообложения.

Несмотря на то, что государство дает налогоплательщику возможность минимизировать свои налоговые платежи, многие до сих пор плохо представляют себе, в чем же суть налогового планирования.

Долгое время налоговые органы при проверке налогоплательщиков изучали в первую очередь форму, а не содержание сделок, по которым уплачивались налоги. Такой подход давал возможность налогоплательщику заключать сделку с единственной целью — минимизировать налоги. Однако впоследствии подход налоговых органов изменился и теперь они считают, что сделки должны быть направлены, прежде всего, на достижение хозяйственного результата. Если сделка осуществляется только с целью минимизировать налоги, она может быть признана недействительной. Российским законодательством предусмотрены специальные процедуры, позволяющие разграничить реальные сделки и сделки, заключаемые с целью получения налоговых выгод.

Налогоплательщик может проконтролировать налоговые риски своей компании в процессе налогового планирования.

Среди критериев, перечисленных в приложении №2 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333, налоговые органы, отбирая кандидатов на выездную проверку, используют показатели налоговой нагрузки и рентабельности. Ежегодно среднесоленые значения для них обновляются на сайте ФНС России в разделе «Контрольная работа».

К примеру, инспекторы хотят знать, какую долю доходов налогоплательщик отдает государству. Они соотносят сумму уплаченных налогов с выручкой, то есть сумму налогов уплаченных в течение года делят на процентную величину выручки за год без НДС по данным бухгалтерского учета. Показатели выручки берут по данным Росстата, то есть сумму без НДС.

Таким образом, налогоплательщики могут самостоятельно рассчитать показатели своей компании и сравнить с теми, что опубликовали инспекторы. Если показатели налоговой нагрузки, а также рентабельности активов и продаж заметно меньше в сравнении со средне отраслевыми значениями, то высоки налоговые риски и шансы выездной налоговой проверки.

С другой стороны, если налоговая нагрузка значительно выше средних значений по отрасли, то налогоплательщик заинтересован в оптимизации налоговых платежей.

По мнению некоторых аудиторских компаний, в результате мероприятий налогового планирования налоговая нагрузка может быть уменьшена до 15%. Более существенное снижение налоговой нагрузки увеличивает налоговые риски.

Соответственно, значительно снижая налоговую нагрузку, организация должна быть готовой к возможным спорам с налоговыми органами. Чаще всего они возникают из-за проблемы толкования налогового законодательства фискальными органами и налогоплательщиками.

Следствием противостояния налогоплательщиков и налоговых органов являются ошибки в процессе исполнения налогового обязательства, что порождает налоговые споры, вызывает чувство несправедливости, толкает на уклонение от уплаты налогов.

Итак, налоговый риск – это вероятность возникновения финансовых потерь, связанных с неопределенностью процессов исчисления и уплаты налогов и вызванных неоднозначностью и неточностью налогового законодательства.

Налоговые риски классифицируют по различным основаниям: по субъектам несущим риск, по возможным последствиям, по причинам их возникновения и т.д.

Все риски делятся на три большие группы.

Риски, наступающие до налогового спора, к примеру, риск неправильного оформления хозяйственных операций, недобросовестности контрагентов и т.д.

Риски в процессе проведения (выездной) налоговой проверки: риск нехватки времени, риск некачественного юридического сопровождения и т.д.

Риски, возникающие в процессе налогового спора, состоящего из этапов: написание разногласий на акт, досудебное обжалование, судебное обжалование.

На каждом этапе существуют риски налоговых споров, которые возможно нейтрализовать при помощи конкретных последовательных мероприятий. Они делятся на этапы — идентификация рисков, систематизация причин их возникновения и комплекс мероприятий по их предотвращению.

Предлагаем следующий комплекс мер:

  • на этапе проведения налоговой проверки — обратиться за юридической помощью и заранее начать готовить доказательственную базу;
  • при выборе кандидатуры налогового адвоката следует предварительно ознакомиться (провести анализ), в каких налоговых спорах он принимал участие и каков был результат судебного разбирательства;
  • использовать возможность дачи пояснений налоговым инспекторам, проводящим проверку;
  • произвести оценку судебной перспективы, проанализировать судебную практику по аналогичным делам;
  • знать законодательно-процессуальную последовательность продвижения документов и рассмотрения налогового спора;
  • сопоставить возможные судебные издержки с суммой, которую вероятно отыграть;
  • правильно оформлять хозяйственные операции, повышать квалификацию бухгалтера, налогового работника, проводить добровольный аудит;
  • избегать сомнительных схем минимизации налоговых платежей и сомнительных контрагентов;
  • осуществлять все расчеты через расчетный счет;
  • внедрять систему управления налоговыми рисками и использовать современные методы управления разными видами налоговых рисков.

Эта методика управления рисками налоговых споров позволит организациям грамотно распределять свои ресурсы и эффективно расходовать денежные средства в процессе досудебного и судебного обжалования результатов налоговых проверок.

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ГОСУДАРСТВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Если обобщить формулировки налоговых рисков, то данное определение заключается в возможности финансовых потерь. При этом данные потери связываются исключительно с налогоплательщиками и увязываются с действиями, с одной стороны, государства, а с другой стороны — самих налогоплательщиков. В первом случае речь, в частности, идет о возможных действиях государства по увеличению налоговой нагрузки на экономику. Налоговые риски возникают и при недостаточной проработке налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений. Во втором случае налоговые риски появляются при применении плательщиками налогов и сборов рискованных схем минимизации налогообложения, при попытках использования в своих интересах двойственности положений налоговых законов, а также в результате проведения хозяйствующими субъектами неэффективной налоговой политики.

Читать еще:  Риск потери прибыли

Как понятие налоговые риски должны применяться в отношении всех субъектов налоговых правоотношений, то есть не только налогоплательщиков, но и государства. Действительно, вводя новые налоги, усиливая налоговую нагрузку, а зачастую внося, казалось бы, незначительные изменения в налоговое или иное законодательство, либо своевременно не поправляя действующие законы, государство всегда рискует недосчитаться налоговых поступлений. Общеизвестно, что при чрезмерном усилении налогового гнета определенная доля налогоплательщиков неизбежно уходит в теневую экономику, другие же, оставаясь «на свету», всеми правдами и неправдами стараются минимизировать свои налоговые обязательства. Вследствие этого потери налоговых поступлений в бюджеты всех уровней могут значительно превосходить выигрыш от введения нового налога, или повышения налоговых ставок, или отмены налоговых льгот.

Налоговые риски как государства, так и налогоплательщиков определяются в основном одними и теми же факторами, которые можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние факторы налогового риска для налогоплательщиков — это их собственная деятельность по налоговому планированию, а для государства — проводимая им налоговая политика. Внешние факторы налоговых рисков не зависят от деятельности государства и налогоплательщиков. Для налогоплательщиков — это изменения условий налогообложения, а для государства — это формирование и функционирование международных оффшорных зон. Одновременно и для государства, и для налогоплательщиков равно направленно действует еще один внешний фактор — мировая конъюнктура цен на экспортируемую продукцию.

Таким образом, при проведении налоговой политики, при внесении изменений в налоговое законодательство государство обязано так же, как и налогоплательщики, оценивать степень налоговых рисков. Естественно, что при этом государственными органами должны оцениваться и налоговые риски налогоплательщиков, связанные с возможностью их финансовых потерь вследствие предполагаемого введения новых налогов, повышения налоговых ставок, отмены налоговых льгот.

Неопределенность отдельных положений налогового законодательства может увеличивать также налоговые риски бюджетов всех уровней. Подобная ситуация возможна в условиях взыскания в бюджет доначисленных налогоплательщику налогов в результате проведения выездной налоговой проверки, результаты которой затем отменены решением арбитражного суда. Вследствие этого бюджет не только не получает определенную сумму налогов, но возникает риск дополнительного возмещения налогоплательщику причиненного ему действиями налоговых органов материального ущерба. В связи с этим весьма важно, чтобы НК РФ стал действительно законом прямого действия, чтобы каждое его положение было четко и недвусмысленно сформулировано.

К сожалению, в этой части российское налоговое законодательство все еще далеко от совершенства, что неизбежно усиливает налоговые риски всех участников налоговых правоотношений.

Налоговые риски и управление ими

Финансовый менеджмент связан с управлением финансовыми рисками. Государственный налоговый менеджмент не является исключением. В процессе управления налогами также необходимо учитывать фактор риска, всегда присутствующий при исполнении бюджетов, включая налоговые бюджеты.

Налоговый риск государства представляет собой возможность недоимок фактических налоговых поступлений по сравнению с планом (прогнозом) как в целом по налоговым доходам бюджета, так и по отдельным видам и группам налогов.

Наибольшая степень риска в современных российских условиях присуща налоговым формам, непосредственно связанным с обложением прибыли и доходов организаций и физических лиц. Поэтому степень риска недоимок должна быть заложена в плановых налоговых поступлениях, что обеспечит более точное исполнение бюджета. Целью определения налогового риска является повышение эффективности управления налогами в масштабе страны или ее отдельной территории. Налоговый риск связан с событием, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата:

  • нулевой (совпадение запланированных и полученных значений);
  • положительный (получение налоговых доходов, выше запланированных значений);
  • отрицательный (недополучение налоговых доходов).

Налоговые риски можно классифицировать по следующим содержательным признакам:

  1. по времени действия:
    • временные риски – действующие в течение одного бюджетного периода (года) (например, риск недоучета налоговых льгот, предоставленных на один налоговый год);
    • постоянные – многолетние, циклические (например, риск уклонений от уплаты налогов);
  2. по важности результата:
    • основные риски (влекущие за собой значительные финансовые диспропорции, например, риск недоимок по косвенным налогам, особенно НДС);
    • второстепенные – оказывающие меньшее воздействие (например, риск просрочки платежей по налогу на имущество физических лиц);
  3. по уровню бюджетной системы:
    • риски федерального бюджета;
    • риски бюджета субъекта РФ;
    • риски местного бюджета.

В зависимости от причин, вызвавших тот или иной налоговый риск, можно также выделить следующие их группы:

1. Налоговый риск экономического кризиса. Возникает в ситуации резкого и трудно предсказуемого изменения экономической ситуации в стране в течение бюджетного года. Такой риск может привести к значительному изменению не только отдельных показателей бюджета, но и к полной переделке всего бюджетного плана.

2. Налоговый риск инфляции. Наиболее разработанный в современной хозяйственной практике вид риска, но традиционно применяемый только в коммерческой сфере деятельности. Оценка риска инфляции при налоговом менеджменте позволит обеспечить реальное наполнение объемов ассигнований в течение всего бюджетного года.

3. Налоговый риск снижения платежеспособности налогоплательщиков в течение бюджетного периода. Представляет собой последствие сокращения объема свободных денежных средств у предприятий и организаций. Падение платежеспособности налогоплательщиков, как правило, носит постепенный характер. Выражается такой риск в постепенном росте задолженности платежей в бюджет.

4. Налоговый риск политической конъюнктуры возникает в случае совпадения периода планирования с предвыборным периодом. Политические силы в этот момент могут использовать бюджет для демонстрации своих популистских устремлений, пропагандируя, например, рост социальных расходов. Это накладывает отпечаток на структуру налоговых доходов бюджета.

Читать еще:  Коды профессионального риска

5. Налоговый риск изменения правовой базы возникает при внесении соответствующих поправок в налоговое законодательство.

6. Налоговый риск задержки налоговых и иных перечислений. Возникает при увеличении сроков прохождения платежных документов в банковской системе. В данном случае создается сложная ситуация, когда налогоплательщик считается исполнившим свои обязательства перед бюджетом, а бюджет денег не получает.

7. Налоговый риск ошибки планирования. Ошибкой планирования может стать не только техническая ошибка, но и некорректный учет любого обстоятельства, в том числе предположения о значимости и величине любого из рассматриваемых рисков.

Управлять налоговыми рисками – значит прогнозировать наступление положительного или отрицательного результата и заранее принимать меры к снижению степени риска. В связи с тем, что налоговый риск определяется вероятностными показателями, характеризующими возможные финансовые потери (возможный дополнительный доход), возникает необходимость разработки специальных процедур и методик оценки и прогнозирования развития различных ситуаций поведения субъектов управления в условиях таких рисков.

Управление налоговыми рисками предполагает следующие действия:

  • формирование политики управления налоговыми рисками,
  • формирование подходов к управлению налоговыми рисками,
  • характеристика налоговых риска,
  • идентификация отдельных видов налоговых рисков,
  • оценка информации, необходимой для определения уровня налоговых рисков,
  • определение факторов, влияющих на налоговые риски,
  • установление предельно допустимого уровня налоговых рисков,
  • определение размера возможных финансовых потерь по отдельным видам налоговых рисков,
  • выбор и использование внутренних механизмов нейтрализации негативных последствий отдельных видов налоговых рисков,
  • оценка результативности нейтрализации налоговых рисков,
  • организация мониторинга налоговых рисков,
  • оценка результативности мониторинга налоговых рисков.

В рамках государственного налогового менеджмента его субъекты должны выбирать такую стратегию налогового управления, которая позволит уменьшить налоговые риски. Располагая информацией о возможном налоговом риске органы налогового управления должны принимать меры по более эффективному управлению налоговыми потоками.

Для оценки величины налогового риска бюджета используют статистические показатели: математические ожидаемое исполнение налогового бюджета, стандартное отклонение исполнения налогового бюджета.

Ожидаемое исполнение налогового бюджета определяется по формуле:

Где ЕВ – ожидаемое исполнение налогового бюджета;
Вi – i-е исполнение налогового бюджета,
Pi – вероятное отклонение i-го исполнения налогового бюджета,
n – общее число возможных вариантов исполнения налогового бюджета.

Ожидаемое исполнение налогового бюджета – это средневзвешенная величина возможных значений исполнения налогового бюджета, где весовыми коэффициентами являются вероятности их наступления.

Стандартное отклонение исполнения налогового бюджета измеряет разброс величин. Чем больше стандартное отклонение исполнения налогового бюджета, тем больше его изменчивость, и выше налоговый риск.

где σ – стандартное отклонение исполнения налогового бюджета;
Вi – i-е исполнение налогового бюджета,
Bf – наиболее вероятное отклонение,
n – общее число возможных вариантов исполнения налогового бюджета.

Квадрат стандартного отклонение исполнения налогового бюджета (σ 2 ) называют дисперсией распределения исполнения бюджета по налогам.

Общей мерой риска служит размах вариации показателя исполнения бюджета по налогам:

где В0 — налоговый бюджет по оптимистической оценке,
Bр – налоговый бюджет по пессимистической оценке.

Значение стандартного отклонения может быть недостаточным при сравнении рисков или неопределенностей, поскольку не учитывает величину риска, приходящегося на единицу ожидаемого исполнения бюджета по налогам. С целью определения относительного риска бюджета рассматривается коэффициент вариации (CV – coefficient of variation). Коэффициент вариации является мерой относительной дисперсии (риска), приходящегося на единицу ожидаемого исполнения налогового бюджета. Он определяется как частное стандартного отклонения и ожидаемого показателя исполнения бюджета:

где σ – стандартное отклонение исполнения налогового бюджета,
Bf– вероятностное исполнение налогового бюджета.

Чем больше CV, тем больше относительный риск исполнения бюджета по налогам.

Discovered

О финансах и не только…

Налоговый риск

Налоговый риск (Tax risk) — один из видов финансовых рисков, характеризующих вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь, связанных с введением новых видов налогов, увеличением размеров налоговых ставок по действующим налогам, отменой используемых предприятием налоговых льгот или «налоговых каникул», изменением порядка и сроков внесения налоговых платежей.

Налоговый риск включает опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем.

Налоговые риски возникают и в случае недостаточной проработки налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений. В этом случае налоговые риски налогоплательщика возникают в связи с применением ими рискованных схем минимизации налогообложения, попытками использовать в своих интересах двойственность положений налоговых законов, а также из-за проведения хозяйствующим субъектом неэффективной налоговой политики.

Налоговые риски рассматриваются с позиции государства и налогоплательщика. Таким образом, четко прослеживаются существенные отличия в системах факторов возникновения налоговых рисков у государства (в лице уполномоченных органов управления в налоговой сфере) и налогоплательщиков, в результате чего наблюдаются и различия в проявлении налоговых рисков.

Выделяют три основных группы налоговых рисков.

Группа

Расшифровка

Финансовые налоговые риски могут быть оценены в денежном выражении (кроме того, налоговые отношения являются частью финансовых отношений). Уголовная ответственность не может быть законным образом оценена в денежном выражении, тогда как прочие виды ответственности могут иметь денежную оценку.

Можно выделить несколько видов налоговых рисков:

  • риски налогового контроля существенно зависят от уровня активности налогоплательщика в отношении минимизации налогов. У законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля достаточно невелики и скорее сводятся к возможности появления и обнаружения налоговыми органами случайных ошибок налогового учета. У налогоплательщика, который предпринимает активные действия по минимизации налогов, эти риски существенно возрастают;
  • риски усиления налогового бремени — эти риски свойственны экономическим проектам длительного характера, таким как, новые предприятия, инвестиции в недвижимость и оборудование, долгосрочные кредиты. К таким рискам относятся появление новых налогов, рост ставок уже существующих налогов и отмена налоговых льгот;
  • риски уголовного преследования — существенные финансовые потери могут возникнуть у налогоплательщиков и в рамках уголовного преследования за совершение правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом.
Читать еще:  Без риска быть

Управление налоговыми рисками

Сегодня налогоплательщики сталкиваются с множеством налоговых рисков. Например с риском недобросовестности налоговых органов. От умения управлять налоговыми рисками зависит финансовая устойчивость организации. Настоящая статья поможет организации оценить свои налоговые риски, выбрать правильную методику управления налоговыми рисками, не забывая о специфике своего режима налогообложения.

Несмотря на то, что государство дает налогоплательщику возможность минимизировать свои налоговые платежи, многие до сих пор плохо представляют себе, в чем же суть налогового планирования.

Долгое время налоговые органы при проверке налогоплательщиков изучали в первую очередь форму, а не содержание сделок, по которым уплачивались налоги. Такой подход давал возможность налогоплательщику заключать сделку с единственной целью — минимизировать налоги. Однако впоследствии подход налоговых органов изменился и теперь они считают, что сделки должны быть направлены, прежде всего, на достижение хозяйственного результата. Если сделка осуществляется только с целью минимизировать налоги, она может быть признана недействительной. Российским законодательством предусмотрены специальные процедуры, позволяющие разграничить реальные сделки и сделки, заключаемые с целью получения налоговых выгод.

Налогоплательщик может проконтролировать налоговые риски своей компании в процессе налогового планирования.

Среди критериев, перечисленных в приложении №2 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333, налоговые органы, отбирая кандидатов на выездную проверку, используют показатели налоговой нагрузки и рентабельности. Ежегодно среднесоленые значения для них обновляются на сайте ФНС России в разделе «Контрольная работа».

К примеру, инспекторы хотят знать, какую долю доходов налогоплательщик отдает государству. Они соотносят сумму уплаченных налогов с выручкой, то есть сумму налогов уплаченных в течение года делят на процентную величину выручки за год без НДС по данным бухгалтерского учета. Показатели выручки берут по данным Росстата, то есть сумму без НДС.

Таким образом, налогоплательщики могут самостоятельно рассчитать показатели своей компании и сравнить с теми, что опубликовали инспекторы. Если показатели налоговой нагрузки, а также рентабельности активов и продаж заметно меньше в сравнении со средне отраслевыми значениями, то высоки налоговые риски и шансы выездной налоговой проверки.

С другой стороны, если налоговая нагрузка значительно выше средних значений по отрасли, то налогоплательщик заинтересован в оптимизации налоговых платежей.

По мнению некоторых аудиторских компаний, в результате мероприятий налогового планирования налоговая нагрузка может быть уменьшена до 15%. Более существенное снижение налоговой нагрузки увеличивает налоговые риски.

Соответственно, значительно снижая налоговую нагрузку, организация должна быть готовой к возможным спорам с налоговыми органами. Чаще всего они возникают из-за проблемы толкования налогового законодательства фискальными органами и налогоплательщиками.

Следствием противостояния налогоплательщиков и налоговых органов являются ошибки в процессе исполнения налогового обязательства, что порождает налоговые споры, вызывает чувство несправедливости, толкает на уклонение от уплаты налогов.

Итак, налоговый риск – это вероятность возникновения финансовых потерь, связанных с неопределенностью процессов исчисления и уплаты налогов и вызванных неоднозначностью и неточностью налогового законодательства.

Налоговые риски классифицируют по различным основаниям: по субъектам несущим риск, по возможным последствиям, по причинам их возникновения и т.д.

Все риски делятся на три большие группы.

Риски, наступающие до налогового спора, к примеру, риск неправильного оформления хозяйственных операций, недобросовестности контрагентов и т.д.

Риски в процессе проведения (выездной) налоговой проверки: риск нехватки времени, риск некачественного юридического сопровождения и т.д.

Риски, возникающие в процессе налогового спора, состоящего из этапов: написание разногласий на акт, досудебное обжалование, судебное обжалование.

На каждом этапе существуют риски налоговых споров, которые возможно нейтрализовать при помощи конкретных последовательных мероприятий. Они делятся на этапы — идентификация рисков, систематизация причин их возникновения и комплекс мероприятий по их предотвращению.

Предлагаем следующий комплекс мер:

  • на этапе проведения налоговой проверки — обратиться за юридической помощью и заранее начать готовить доказательственную базу;
  • при выборе кандидатуры налогового адвоката следует предварительно ознакомиться (провести анализ), в каких налоговых спорах он принимал участие и каков был результат судебного разбирательства;
  • использовать возможность дачи пояснений налоговым инспекторам, проводящим проверку;
  • произвести оценку судебной перспективы, проанализировать судебную практику по аналогичным делам;
  • знать законодательно-процессуальную последовательность продвижения документов и рассмотрения налогового спора;
  • сопоставить возможные судебные издержки с суммой, которую вероятно отыграть;
  • правильно оформлять хозяйственные операции, повышать квалификацию бухгалтера, налогового работника, проводить добровольный аудит;
  • избегать сомнительных схем минимизации налоговых платежей и сомнительных контрагентов;
  • осуществлять все расчеты через расчетный счет;
  • внедрять систему управления налоговыми рисками и использовать современные методы управления разными видами налоговых рисков.

Эта методика управления рисками налоговых споров позволит организациям грамотно распределять свои ресурсы и эффективно расходовать денежные средства в процессе досудебного и судебного обжалования результатов налоговых проверок.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector