Finkurier.ru

Журнал про Деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ир риски фнс общий доступ

ФНС начала вести свой секретный черный список налогоплательщиков

У налоговиков есть некий тайный ресурс, куда включают неблагонадежных налогоплательщиков. Сами налогоплательщики доступа к этому сервису не имеют. Но иногда информация просачивается.

ИР «Риски»

Информационный ресурс «Риски» является внутренним информационным ресурсом ФНС России. Это непубличные сведения.

Ресурс создан для автоматизации и систематизации процессов сбора, накопления, хранения и обработки определенных сведений об организациях, получаемых налоговыми органами законным путем в ходе выполнения своих функций.

В данном сервисе числятся организации, имеющие потенциальный риск неуплаты налогов.

Ведение ресурса осуществляется на основании Приказа ФНС от 24.06.2011 № ММВ-8-2/42дсп@ «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса «Риски», имеющего приписку «дсп», то есть для служебного пользования.

Как обращаться со служебной информацией, описано в Положении, утвержденном Приказом ФНС от 31.12.2009 N ММ-7-6/728@. В нем говорится, что к работе с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, допускаются должностные лица налоговых органов в соответствии с Перечнем должностных лиц ФНС, имеющих право доступа к служебной тайне, и полномочиями, определенными их должностным регламентом.

Обычный налогоплательщик получить сведения из ИР «Риски» не может.

Однако в некоторых случаях и тайное становится явным.

ФНС оправдывается

В ФНС обратился директор компании, которая оказалась в этом тайном списке. К письму была приложена распечатка скриншота страницы ИР «Риски».

«Ничего страшного не произошло», — примерно так отреагировала ФНС на обращение налогоплательщика, выпустив письмо № ЕД-4-2/17467@ от 07.09.2018.

Согласно правилам формирования названного ресурса факты включения налогоплательщика в информационный ресурс «Риски» не являются однозначными показателями неблагонадежности организации.

Информационный ресурс «Риски» содержит справочную информацию для принятия решения должностными лицами налоговых органов о целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении конкретных юрлиц.

ФНС делает вывод, что действия налоговых органов по включению налогоплательщика в информационный ресурс «Риски» не нарушают законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности и не создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Кроме того, в ФНС подчеркнули, что предоставление сведений, содержащихся в информационных ресурсах ФНС России, невозможно.

А что по поводу скриншота? В ФНС отметили, что это копия страницы ИР «Риски», являющегося ресурсом для служебного пользования налоговых органов, право на доступ к которому у заявителя отсутствует. Он не наделен правовым статусом и не влечет правовых последствий.

Судебная практика

Что плохого может произойти с теми, кто попал в этот злополучный список? Казалось бы, информация секретная, однако иногда она становится известной контрагентам, которые разрывают договорные отношения с поставщиком, вызвавшим подозрения у налогового органа.

Один такой пострадавший налогоплательщик несколько лет назад попытался отстоять свои права в суде, но проиграл (дело № А40-43028/2015).

Дело было так. Покупатель направил в адрес поставщика письмо, в котором уведомил, что поставщик включен в ИР «Риски». К письму был приложен акт выездной налоговой проверки покупателя, в котором и содержалась данная информация по поставщику. В дальнейшем покупатель не стал заключать договор поставки с поставщиком.

Обиженный поставщик подал в суд на ФНС с требованием признать незаконными действия ФНС о включении компании в ИР «Риски».

Но суды поддержали налоговиков, отметив что данный ресурс является внутренним, содержит справочную информацию, а факт включения юрлица в ИР «Риски» не является однозначным показателем его неблагонадежности.

Кроме того, суды не обнаружили причинно-следственной связи между указанием в акте налоговой проверки на то, что налогоплательщик включен в ИР «Риски» и прекращением финансово-хозяйственных отношений между поставщиком и покупателем.

Суды: включение в информационный ресурс ФНС «Риски» не мешает бизнесу компании

В ближайшее время Верховный Суд РФ должен ответить на очень интересный вопрос, который возник при рассмотрении одного конкретного налогового спора.

Фабула дела: ОАО направило в адрес ЗАО письмо с приложением акта налоговой проверки, в котором было указано о том, что ЗАО включено в информационный ресурс ФНС «Риски». В связи с этим бдительное и чрезмерно осмотрительное ОАО отказалось выставить годовую заявку по поставкам на 2015 год.

ЗАО обратилось в суд (дело № А40-43028/2015 ) с заявлением о признании действий ИФНС незаконными и исключении данных о ЗАО из указанного информационного ресурса.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, указав на отсутствие причинно-следственной связи между указанием в акте налоговой проверки на то, что налогоплательщик включен в ИР «Риски» и прекращением финансово-хозяйственных отношений с ОАО.

Суды пояснили, что данный информационный ресурс является внутренним ресурсом налоговых органов, содержит справочную информацию, полученную в результате налогового контроля. То есть факт включения юрлица в ИР «Риски» не является однозначным показателем его неблагонадежности. Между тем, публичные сведения о благонадежности организации размещаются на сайте ФНС России (www.nalog.ru) — сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», который позволяет оценить надежность будущего партнера.

Суд кассационной инстанции (Постановление АС МО от 28.12.2015 № Ф05-18124/2015) особо указал, что в решении инспекции, вынесенном на основании упомянутого выше акта проверки и возражений ОАО, уже отсутствует информация в отношении ЗАО. Более того, согласно ответу ФКУ «Налог-Сервис» ФНС сведения о ЗАО в федеральном ресурсе «Риски» отсутствуют.

26 февраля компания обратилась с кассационной жалобой в ВС РФ.

Комментарий от Брызгалина А.В.: Борьба налоговых органов с фирмами-«однодневками» и принуждение бизнеса к должной осмотрительности в реальной жизни создают неоднозначные ситуации и всевозможные «перекосы», поскольку «внутренние ресурсы» ФНС в ряде случаев не отвечают действительному положению дел.

Мне кажется, что утверждение в судебных актах о том, что «ресурсы ФНС ни на что не влияют» очень уж сомнительный тезис, т.к. это так или иначе информация официальная, а кроме того зачем тогда ФНС заниматься «бесполезным делом», размещая у себя на сайте всякую пустую информацию?

В том то и дело, что позиция фискального ведомства имеет большое значение, учитывается налогоплательщиками в своей деятельности и поэтому может нести в том числе и негативный заряд с негативными последствиям.

От подобной «самодеятельности» и неурегулированности страдают в первую очередь предприятия, которые очень часто к подозрениям налоговиков не имеют никакого отношения. В данной ситуации неверная информация, размещенная в ресурсах ФНС, стала причиной потери заказа, т.е. фактически привела к убыткам [Можно предположить, что компания планировала сначала признать действия налогового органа незаконными, а после, уже с выигрышным решением суда обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, что представляется вполне и логичным] .

Представляется, что от того, какую позицию займет Верховный Суд РФ, зависит очень многое. Если вердикт будет в пользу налогоплательщика, то есть надежда, что ФНС проведет ревизию своей деятельности по формированию ресурсов по «сомнительным субъектам» и попытается создать хоть какие-то механизмы, исключающие возникновения ситуации, подобной той, которая описана в деле.

Как новые открытые данные ФНС снижают бизнес-риски

О каждой российской компании теперь известно больше, чем год назад. ФНС России с прошлого года начала раскрывать сведения о численности персонала, налоговой задолженности, доходах и расходах юридических лиц. Общий список публикуемых налоговой службой наборов открытых данных сегодня превышает 80. Попытаемся обобщить практический опыт того, как открытые данные ФНС помогают снижать риски.

Читать еще:  Оценка предпринимательского риска

По глубине раскрытия информации о копаниях Россия теперь опережает восточно-европейские страны и – уже наступает на пятки странам Западной Европы. Конечно, мы уступаем скандинавским странам, где ежегодно публикуются даже налоги, уплаченные каждым гражданином. Но и уже сделанное налоговой службой – это, безусловно, большой вклад в дело снижения бизнес-рисков и повышения доверия в российской экономике.

Прежде всего, эти данные – важный источник сведений для анализа добросовестности контрагента. Помимо этого, они дают возможность рассчитать совокупное налоговое бремя компании, еще целый набор финансовых коэффициентов, повысить предсказательную силу наших аналитических оценок.

Численность персонала

Первым по времени прошлогодним нововведением стало раскрытие численности персонала по каждой компании. Это сведения не только позволили выявить компании-фантомы, имеющие только гендиректора и бухгалтера, но и дали возможность оценить производительность труда в пересчете на одного работника, сравнить их со среднеотраслевыми, среднерегиональными, показателями ближайших конкурентов.

Зная об уровне уплаченного НДФЛ и платежей в фонды (об этом поговорим ниже), мы можем попробовать вычислить средний уровень зарплаты в компании и примерный уровень дивидендов.

Система СПАРК-Интерфакс, сводя воедино все доступные сведения, помогает увидеть компании, которые не имеют персонала, но при этом получают крупную выручку от продажи товаров и услуг, оказание которых априори требует наличия работников.

Такие компании можно заподозрить в обналичке, хотя не всегда это будет справедливо. Надо поверить, не является ли эта фирма своего рода SPV, какова ее структура владения, не сосредоточена ли вся деятельность группы, куда входит эта фирма, в «дочках», и не используются ли в данном случае франчайзиновые схемы.

С аналитикой тоже стоит быть осторожными. Ведь бывают холдинги, где в головном офисе работают 2 000 человек, но на «дочках» числится еще 100 000.

Есть франчайзинговые сети, где персонал распределен по франчайзи, большая часть которых находится на упрощенке, и поэтому показатели будут искажены.

Итак, цифра численности персонала важна, но может быть обманчивой без консолидации всех входящих в группу юридических лиц. Для анализа всех связей между компаниями пригодятся продвинутые информационно-аналитические системы, такие как СПАРК-Интерфакс.

Дисквалификанты

В нашем перечне стоит упомянуть и список дисквалифицированных лиц в руководстве компании, хотя его ФНС публикует уже несколько лет. Этот постоянно обновляемый список – существенная подмога в деле противодействия недобросовестным контрагентам, использующим номинальных директоров.

В список дисквалификатов, лиц, которые не могут учреждать компании и занимать в них должности, часто попадают люди из групп риска. Это могут быть граждане, которые накопили значительную задолженность, столкнулись с житейскими проблемами, и – вследствие этого вынуждены были искать возможности для не вполне легального заработка.

Ситуация такова, что поиск потенциальных номинальных директоров среди таких категорий людей – это отдельная отрасль теневого бизнеса, которая продолжает существовать, несмотря на все списки. Длинный список дисквалификантов не означает, что организаторы недобросовестного бизнеса не смогут найти нового «номинала». Поэтому перечень не стоит считать конечным.

Часто приходится слышать жалобы и от добросовестных налогоплательщиков о том, что участие в компании «с историей» создало им неудобства с развитием бизнеса. Например, бывает, предприниматель опрометчиво бросил компанию, ее ликвидировали как недействующую. Потом он надумал открыть новый бизнес, но получает отказ при попытке зарегистрировать новое юрлицо.

Проблемные адреса

Пожалуй, в последнее время ничто не доставляет предпринимателям столько хлопот, как подтверждение адреса.

Случаются ошибки, которые вынуждают компании уточнять адрес (даже если ей самой и принадлежит дом, расположенный по этом адресу). Однако в итоге – с точки зрения пользователей – верификация адресных и контактных данных позволила улучшить скоринговые модели в части распознавания «плохих» и «хороших» контрагентов, а также лучше разделить недвижимость по типам (бизнес-центры, другая недвижимость).

По нашей практике, для проверки адреса полезно бывает посмотреть на всех «квартирантов». Если соседи интересующей вас компании ведут нормальный бизнес и их Индекс должной осмотрительности, присвоенный им в системе СПАРК, находится преимущественно в зеленой зоне, то вероятность того, что это обычный бизнес-центр, довольно высока.

Верно и обратное: если соседи компании, согласно Индексу, находятся в красной зоне, то не исключено, что мы имеем дело с проблемным адресом. Например, мошенники могут приобрести помещение в аварийном объекте, расположенном в брошенном поселке, чтобы регистрировать здесь проблемные компании.

Налоговые спецрежимы

Все последние годы, развивая возможности системы СПАРК, мы вынуждены были применять сложные алгоритмы для распознавания налогового режима, в рамках которого работает та или иная компания.

Теперь, после публикации налоговой службой новых данных, больше не нужны сложные методы, чтобы понять какую – полную или упрощенную – систему налогообложения использует компания.

На основе этого знания можно точнее рассчитывать показатели налоговой нагрузки и анализировать отчётность. В частности, знание налогов режима позволяет правильно интерпретировать показатель прибыли. Компании на «упрощенке» могут смело показывать большую прибыль, так как не платят с нее налог. Компаниям же на ОСНО показывать высокие нормы рентабельности более обременительно, так как ставка налога – стандартная.

Доходы и расходы

До прошлого года единственным источником сведений о финансах компаний был Росстат, однако его данные покрывали лишь менее половины от общего числа юрлиц. Сведения о доходах и расходах от ФНС позволили лучше оценить деятельность малых компаний, которые до сих пор во многом оставались terra incognita российского бизнеса.

В частности, мы в СПАРКе теперь значительно улучшили модели по оценке уровня финансового риска. Индекс финансового риска включает в себя более 150 факторов. Во-первых, это финансовые коэффициенты, такие как эффективность затрат, рентабельность, коэффициент отношения долга к EBIT, коэффициент текущей ликвидности, и т. д. Во-вторых, нефинансовые факторы: количество сотрудников, регион, разделы ОКВЭД, количество госзаказов, судебные иски и т. д.

До прошлого года для компаний без отчетности мы оценивали уровень финансового риска на основе различных косвенных факторов: исполнительные производства, участие в судебных процессах, выигрыши и проигрыши в тендерных закупках.

Доходы и расходы по всем компаниям, публикуемые ФНС, дают нам непосредственное понимание их финансового состояния и помогают лучше прогнозировать успех или крах.

До сих пор по 2,2 млн юридических лиц (см. график) у нас не было вообще никаких финансовых показателей. Теперь ситуация изменилась кардинально.

Налоговое бремя

Благодаря ФНС России мы узнали о налоговом бремени компаний, как общем, так и частном – по отдельным налогам.

Это революционное нововведение дало нам возможность рассчитывать в системе СПАРК множество дополнительных показателей. Например, отклонение совокупного или частного налогового бремени от среднеотраслевого или среднерегионального уровня. Показатель можно нормировать на рубль выручки или одного работника. С помощью «зарплатных» налогов и сумм отчислений в фонды, зная численность персонала, можно рассчитать средний уровень зарплаты и сравнить его со среднеотраслевым и региональным.

Читать еще:  Оценка стоимости риска

Полезно обращать внимание на состав налогов, которые уплачивает налогоплательщик. Если он платит НДПИ, то явно компания добросовестная (никто не станет получать лицензию на разработку полезных ископаемых на фирму-однодневку).

Но не надо абсолютизировать показатели, даже если они исходят от ФНС. Бывают случаи, когда состав уплаченных налогов противоречит отчетности компании.

И отчетность, сданная в Росстат, может быть искаженной, и цифры, раскрытые налоговой службой, могут содержать неточность. Только анализ всех данных в совокупности дает возможность составить комплексное суждение о компании.

Отдельно стоит упомянуть о налоговом калькуляторе и среднерегиональной и среднеотраслевой налоговой нагрузках. Этот сервис имеет огромную ценность, так как помогает увидеть отклонения от «нормального» уровня налогового бремени.

Правда, мы часто сталкиваемся с довольно решительно настроенными представителями компаний, которые категорически не согласны с самим подходом к среднеотраслевому или региональному налоговому бремени.

В пользу методики говорит мировой опыт: аналогичные показатели рассчитываются в большинстве высокоразвитых стран и являются общепринятым средством проверки добросовестности контрагента. Однако проблемы действительно возникают, когда данные ФНС не совсем точны или ОКВЭД компании не в полном объеме характеризует деятельность компании.

Сервис ФНС функционирует в тестовом режиме. Наш анализ показывает, что данные на нем обладают большой дисперсией, что не всегда позволяет делать достоверные выводы только на основании этой информации.

Хочется вновь повторить, что не стоит абсолютизировать никакие отдельные показатели, нужно смотреть на них в контексте и в совокупности.

Задолженности и недоимки

Этот информационный массив, раскрытый ФНС, напрямую сигнализирует о рисках. В сочетании с анализом данных о решениях судов и об исполнительных производствах он позволяет более полно оценивать объемы обязательств компаний.

Самые большие суммы недоимок, согласно раскрытым ФНС данным, имеют предприятия алкогольной отрасли и другие плательщики акцизов.

Если не брать в расчет подобные «выбросы», то данные о недоимках – один из важнейших факторов при расчете уровня финансовой устойчивости компании. Эти сведения повышают точность моделей, используемых для оценки финансового риска.

Как уже говорилось, общее число факторов, которые мы анализируем при построении Индекса финансового риска в СПАРКе, превышает 150. И роль каждого из факторов динамически меняется в зависимости от других факторов, вместе с которыми он проявился. При этом мы встраиваем алгоритмы, которые позволяют отдавать приори- тет именно тем данным, в достоверности которых меньше сомнений.

Современные скоринговые модели, учитывающие все доступные факторы в их совокупности, превосходят субъективные оценки людей, так как не подвержены профессиональной предвзятости и когнитивным искажениям.

Вручную проанализировать такой объем информации, комплексно учтя при этом все связи между событиями, сформировавшими факторное пространство, а также оценив релевантность всех источников, чаще всего бывает просто невозможно.

Источник: «Директор по безопасности»

Как действовать, если нашли себя в налоговой базе «Риски»

22 июля 2016 18104

Популярное по теме

Налоговый орган на запрос о добросовестности контрагента отвечает (если вообще отвечает) что-то вроде: «проверить благонадежность контрагента можно самостоятельно с помощью официального сайта ФНС России). Однако сами налоговики делают выводы о недобросовестности по своим внутренним источникам информации.

В частности, при проверках широко применяется федеральный информационный ресурс «Риски». Это внутренний ресурс налоговых органов, его базу данных ведут сотрудники ФНС для служебного пользования (приказ ФНС России от 24.06.11 № ММВ-8-2/42дсп@). В арбитражной практике стали попадаться дела, где упоминается этот ресурсс.

ШАГ 1. Перепроверить данные базы «Риски»

Прежде чем разрывать партнерские отношения с контрагентом, попавшим в базу «Риски», стоит проверить его самостоятельно по общедоступным источникам информации.

ФНС России в письме от 16.03.15 № ЕД-4-2/4124 приводит перечень признаков, которые могут свидетельствовать о недобросовестности контрагента. Среди них:

— отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

— регистрация по адресу массовой регистрации;

— отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, производственных, торговых площадей и т. д.

Проверить, есть ли у контрагента такие признаки, можно пользуясь публичными сервисами на сайте ФНС РФ (www.nalog.ru). Они находятся в разделе «Электронные сервисы». Например, в рубрике «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» (письма Минфина России от 15.02.16 № 03-01-11/7857 , от 16.02.15 № 03-01-10/6845 ).

Эти сервисы позволяют получить сведения о лицах, которым запрещено руководить организациями в судебном порядке, выявить лиц, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года, получить иную информацию.

Также компания на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ может обратиться в налоговый орган о предоставлении сведений о контрагенте, которые имеют общедоступный характер. В частности, налоговики могут поделиться сведениями о нарушении контрагентом законодательства о налогах и сборах и о задолженности перед бюджетом (подп. 1 , 3 п. 1 ст. 102 НК РФ, письма Минфина России от 20.08.13 № 03-02-08/33970 , от 16.05.13 № 03-02-07/1/17050 , от 04.06.12 № 03-02-07/1–134 ). Такой информацией инспекторы должны поделиться бесплатно ( п. 2 ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ ).

Если в результате такой самостоятельной проверки компания выявит какие-либо признаки неблагонадежности контрагента, необходимо задуматься о разрыве деловых отношений с ним. Но делать это лишь на основании данных ИР «Риски» не стоит.

ШАГ 2. Добиться, чтобы данные базы «Риски» не разглашали

С одной стороны, суды обоснованно посчитали, что данные внутреннего ресурса налоговиков не могут напрямую влиять на репутацию какой-либо компании. Они недоступны контрагентам компании и любым другим заинтересованным лицам.

Даже если такая информация появилась в акте налоговой проверки, это не значит, что проверяемая компания немедленно обязана прекратить отношения со своим контрагентом. Следовательно, права этого контрагента не нарушены.

С другой стороны, если уж база «Риски» — внутренний информационный ресурс ФНС, то налоговый орган не должен разглашать информацию, предназначенную для служебного пользования. Не следовало включать ее в акт налоговой проверки.

Существует Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в налоговых органах (утв. приказом ФНС России от 31.12.09 № ММ-7-6/728@ , далее — Положение). Документ предусматривает, что к работе с документами с пометкой «для служебного пользования» допускаются только должностные лица налоговых органов, обладающие соответствующими полномочиями ( п. 1.7 Положения ). Следовательно, информация о юридических лицах в базе данных «Риски», имеющей гриф «дсп», не подлежит разглашению.

Схожие споры ранее арбитражными судами не рассматривалась. Разъяснения контролирующих органов по данному вопросу также отсутствуют.

ШАГ 3. Исключить информацию о компании из базы «Риски»

В адрес компании пришло письмо контрагента с приложением акта выездной налоговой проверки. В акте написано, что компания включена в федеральный информационный ресурс «Риски». В связи с этим контрагент отказался от дальнейшего сотрудничества с компанией.

Читать еще:  Риски при продаже земельного участка

Компания обратилась в арбитражный суд с требованием признать действия ФНС России незаконными и обязать налоговиков исключить сведения о компании из информационного ресурса «Риски».

Суды первых двух инстанций встали на сторону ФНС России и отказали компании в удовлетворении заявленных требований. АС Московского округа также признал судебные акты, принятые судами нижестоящих инстанций, соответствующими закону ( постановление от 28.12.15 № Ф05-18124/2015 ).

В качестве основного аргумента законности принятых судебных актов суд отметил, что ведение информационного ресурса «Риски» осуществляется в соответствии с приказом ФНС России от 24.06.11 № ММВ-8-2/42дсп@ и носит гриф «для служебного пользования». Это свидетельствует о том, что данный ресурс является внутренним (непубличным) информационным ресурсом налоговых органов. Поэтому факт включения юридического лица в базу «Риски» не является основанием для признания ее неблагонадежной.

Суд также указал, что компания не представила доказательств того, что действия ФНС России по включению ее в информационный ресурс «Риски» каким-либо образом повлияли на решение контрагента об отказе в дальнейшем сотрудничестве. Решение налогового органа по результатам налоговой проверки, в отличие от акта, уже не содержало какой-либо информации о компании. На момент вынесения решения судом первой инстанции сведения о компании в базе «Риски» отсутствовали.

Если компания узнала от контрагента, что она есть в базе, в первую очередь подтвердите деловую репутацию перед ним. Подготовьте письмо с объяснениями, почему инспекторы ошибочно внесли вас в базу, подтвердите полномочия директора и подпись на первичке.

В инспекцию отправьте письмо по обработке данных. В нем укажите полное наименование компании, ИНН, почтовый или электронный адрес, инициалы и подпись руководителя. Если не отказались от печати, поставьте оттиск. Это письмо можно направить по почте, по электронке или сдать непосредственно в инспекцию. Исключение из базы по письму маловероятно, но инспекция в любом случае ответит на запрос в течение 60 календарных дней. Из ответа компания узнает, находится она в базе или нет, и если да, по какой причине. Это поможет устранить риски. Если на дату запроса компании нет в базе, направьте копию ответа контрагентам.

Критерии включения в базу «Риски»

По каким критериям налоговики включают компании в базу – закрытая информация. Некоторые причины можно выяснить в результате судебного процесса:

— непредставление отчетности;
— регистрация по массовому адресу;
— массовый директор или учредитель (более чем в 10 компаниях);
— численность компании (менее 3 человек);
— отсутствие основных средств и прочих активов;
— неуплата или уплата минимальных налогов при больших оборотах;
— несоответствие данных в отчетности и декларациях по прибыли и НДС;
— непредставление документов на требование;
— неявка руководителя по повестке.

Внимание! Попасть в базу рискует даже действующая организация, которая ведет деятельность и платит налоги. Причем заносят компании в список автоматически, а система не отлажена.

ФНС ведет секретный черный список налогоплательщиков

Относительно недавно в СМИ появилась информация о том, что у налоговой службы появился специальный черный список налогоплательщиков. Именно на него налоговики ориентируются в процессе создания плана проверок или выполнения других своих функций. Поэтому многие компании задумываются о том, входят ли они в этот перечень.

Действительно ли существует этот черный список

Компании не имеют возможность изучить содержание данного сервиса. Но иногда на просторах интернета появляется соответствующая информация о тех или иных фирмах. Здесь вы узнаете, как работает новая функция сайта ФНС “Обратиться в ФНС России”.

Понятие ИР «Риски»

Информационный ресурс, называемый «Риски», представлен внутренней базой данных налоговой службы РФ. Сведения, содержащиеся в этом сервисе, являются конфиденциальными, поэтому налогоплательщики не могут получить к ним доступ.

К особенностям создания и использования этого ресурса относится:

  • основной целью его создания выступает автоматический сбор информации о разных компаниях, которые являются налогоплательщиками;
  • в этом сервисе накапливаются, хранятся и обрабатываются многочисленные данные о разных фирмах, которые являются неблагонадежными, например, не уплачивают налоги в установленные сроки или нарушают в процессе функционирования требования законодательства;
  • включаются в этот список только организации, которые могут скрывать свои доходы или заниматься какой-либо незаконной деятельностью;
  • ресурс был создан на основании Приказа ФНС № ММВ-8-2/42дсп@;
  • предназначается он исключительно для служебного пользования, поэтому доступ к нему имеется только у работников ФНС;
  • в Положении к Приказу содержится информация о том, как пользоваться служебными сведениями, причем по этому документу не допускается распространение конфиденциальной информации.

В этой статье вы узнаете, по каким правилам разрабатывается на предприятии положение о коммерческой тайне и конфиденциальной информации.

Граждане или компании, являющиеся стандартными налогоплательщиками, никаким образом не смогут получить доступ к ресурсу «Риски». Как работает и что можно сделать в личном кабинете налогоплательщика ФНС – смотрите тут:

Какие доводы приводит налоговая служба

Если какой-либо руководитель фирмы обратиться в инспекцию для получения информации из ресурса «Риски», то он получит отказ в ее предоставлении.

Сотрудники ФНС оправдываются тем, что даже если какая-либо организация будет включена в этот черный список, все равно это не является стопроцентным доказательством того, что фирма является неблагонадежной. Поэтому этот перечень применяется исключительно в информационных целей.

На него сотрудники службы ориентируются только при составлении плана, на основании которого проводятся разные мероприятия по налоговому контролю. Вносятся в этот список только компании, а не частные лица.

Камеральная и выездная налоговая проверка – что собой представляют и по каким принципам проводятся вы узнаете в статье по ссылке.

Руководство службы уверено, что использование этого черного списка никаким образом не нарушает прав и интересов компаний. Он не может стать препятствием для их работы. При этом указывается, что никогда сведения из этого ресурса не будут обнародованы.

Можно ли подать в суд на ФНС за этот список?

Судебная практика по этому вопросу

Многие фирмы опасаются, что они могут быть внесены в черный список ФНС. Данная информация является конфиденциальной, поэтому в теории организации могут не беспокоиться о том, что они включаются в этот список. На самом деле все равно сведения иногда просачиваются в интернет или другие источники.

Схожая ситуация произошла относительно недавно. Такое дело рассматривалось в суде под номером №№ А40-43028/2015. Покупатель компании отправил поставщику письмо, в котором содержалась информация о том, что фирма была внесена в черный список ФНС.

К этому письму прикладывался акт проведенной проверки, содержащий сведения о поставщике. После этого покупатель отказался продолжать сотрудничество.

Поставщик подал иск в суд на налоговую службу. Компания требовала, чтобы она была исключена из черного списка, а также она желала привлечь ФНС к ответственности.

Судья не удовлетворил исковые требования, так как «Риски» является внутренним ресурсом налоговой службы и используется только в справочных целях.

Заключение

Как проверить задолженность по налогам на сайте налоговой службы – смотрите в этом видео:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×