Finkurier.ru

Журнал про Деньги
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Протокол об административном правонарушении налоговой инспекции

Кто может подписывать протоколы об административных правонарушениях

№18, 2005Об утверждении перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях

Приказ Федеральной налоговой службы от 02.08.05 № САЭ-3-06/354
Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 25.08.05 № 6941

Утвержден новый перечень должностных лиц, уполномоченных от имени налоговых органов составлять и подписывать протоколы об административных правонарушениях. Из комментария вы узнаете не только об изменениях в составе должностей, но и о том, какие именно правонарушения находятся в компетенции налоговиков

Опубликованный документ (далее — приказ № САЭ-3-06/354) содержит Перечень должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (далее — Перечень). Но прежде чем рассмотреть его, выясним, по каким именно правонарушениям налоговики вправе составлять протоколы, собирать материалы и штрафовать организации, их должностных лиц, а также предпринимателей.

ЧТО КОНТРОЛИРУЮТ НАЛОГОВИКИ

Все административные правонарушения, находящиеся в компетенции налоговых органов, можно разделить на две группы — с точки зрения последствий.

Первая группа — это нарушения, которые налоговики могут выявить и зафиксировать в протоколе, а взыскать штраф по ним может только суд. Список таких деяний вы найдете в пункте 5 части 2 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Например, это грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ) или нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ).

Вторая группа — нарушения, которые «от и до» подпадают под контроль налоговых органов. Такие нарушения содержатся в части 1 статьи 23.5 КоАП РФ. По ним проверяющие составляют протоколы (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), после чего рассматривают материалы и выносят постановление о привлечении к административной ответственности (о наложении штрафа). В качестве примера приведем торговлю за наличный расчет без ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ).

Нарушения, которые могут попасть под внимание налоговиков, мы обобщили ниже. Обратите внимание: налоговики вправе составлять протоколы и рассматривать дела и по некоторым другим составам, помимо указанных в части 1 статьи 23.5 и пункте 5 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.

Дело в том, что в КоАП РФ есть еще и статьи, в которых налоговый орган прямо не поименован, но подразумевается. То есть сказано, что составлять протокол может федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в той или иной области. И при этом контроль за этой областью передан налоговикам.

Например, в полномочия ФНС России входит контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также за соблюдением валютного законодательства РФ.

Поэтому в этих сферах налоговики вправе выявлять и фиксировать административные правонарушения (п. 64, 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). А в ряде случаев — и штрафовать по ним (ст. 23.50, 23.60 КоАП РФ).

По некоторым правонарушениям налоговики вправе привлечь к административной ответственности только должностных лиц организации (руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера и др.), но не ее саму. Например, это касается таких составов, как несвоевременная сдача налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ) или нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ). Саму организацию в таких случаях тоже оштрафуют, но уже по статье 119 или 116 Налогового кодекса РФ. При этом налоговики будут руководствоваться процедурой привлечения к ответственности, прописанной именно в НК РФ, а не в КоАП РФ.

Налоговый орган составил протокол и оштрафовал организацию на 30 000 руб. за нарушение правил розничной продажи алкогольной продукции по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Организация обжаловала привлечение к ответственности в суд, ссылаясь на то, что налоговый орган действовал вне своей компетенции.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 3 мая 2005 г. по делу № Ф08-1646/ 2005-688А с организацией не согласился. И указал, что налоговые органы уполномочены контролировать производство и оборот алкогольной продукции. Причем такое полномочие у них было как до преобразования МНС России в ФНС России, так осталось и после. Поэтому они вправе рассматривать дела по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Кроме того, налоговые органы осуществляют государственную регистрацию юридических лиц и предпринимателей. Следовательно, они вправе составлять протоколы и направлять их в суд, например, за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации (ч. 1 ст. 14.1, п. 8 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). А за несвоевременное представление сведений об организации или предпринимателе — штрафовать самостоятельно (ч. 3 ст. 14.25, 23.61 КоАП РФ).

Если правонарушение не относится к компетенции налоговых органов, они не вправе составлять по нему протокол.

ПРИМЕР 2

Организация вовремя не заплатила административный штраф. Выявив это, заместитель руководителя налоговой инспекции составил протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ и оштрафовал организацию на 60 000 руб.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 24 февраля 2005 г. по делу № А11-7050/2004- К2-Е-4733 признал привлечение к ответственности неправомерным. И указал, что налоговики не вправе составлять протоколы и рассматривать дела о нарушении сроков уплаты административного штрафа. По статье 20.25 КоАП РФ протоколы составляет милиция, а дела рассматривает суд.

КТО СОСТАВЛЯЕТ ПРОТОКОЛЫ

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливает соответствующий федеральный орган исполнительной власти (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ). Следовательно, перечень правомочных сотрудников налоговых органов должна утверждать ФНС России. Раньше он содержался в приказе МНС России от 17 октября 2003 г. № БГ-3-06/547. Приказ № САЭ-3- 06/354 его отменил и утвердил новый.

Существенных изменений не произошло. Как и прежде, Перечень исчерпывающий. Поэтому лица, которые в нем не указаны, подписывать протоколы не вправе. Перечень говорит, кто может составлять протоколы от лица инспекции, регионального управления, межрегиональной инспекции и ФНС России.

Например, в «местных» инспекциях право подписывать протоколы осталось у руководителя инспекции, начальника отдела и их заместителей, главного и старшего государственного налогового инспектора, государственного налогового инспектора. А также у сотрудников, которые проводят контрольное мероприятие (их должности, звания и Ф. И. О. должны быть в постановлении о назначении проверки или ревизии). В управлениях по субъектам РФ и в межрегиональных инспекциях составлять протоколы могут такие же должностные лица, только вместо руководителя инспекции — соответственно руководитель управления и межрегиональной инспекции.

А вот должности центрального аппарата ФНС России немного отличаются от прежнего списка. Но как пояснили редакции «ДК» в Минфине России, причина различий — в нынешней структуре налоговых органов. Например, вместо министра РФ по налогам и сборам в новом перечне указана должность руководителя ФНС России. Кроме того, некоторых прежних министерских должностей в структуре ФНС России просто больше нет (руководителя департамента, начальника отдела в управлении (департаменте), главного (старшего) государственного налогового инспектора и др.).

ЕСЛИ ПОДПИШЕТ НЕУПОЛНОМОЧЕННОЕ ЛИЦО

В течение суток с момента составления налоговики обязаны направить протокол для принятия решения о привлечении к ответственности (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). В зависимости от того, в чей компетенции находится рассмотрение соответствующего дела, протокол передается в суд или руководителю налогового органа.

Они подготавливают дело к рассмотрению, в ходе чего обязаны проверить в том числе и правильность составления протокола (ст. 29.1 КоАП РФ, п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10, п. 4, 5 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5). И если они выявят, что протокол составили неуполномоченные лица (не упомянутые в Перечне), то вернут его и все материалы дела обратно контролерам для устранения недостатков (ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ). Если налоговики не исправят ошибки, то протокол нельзя брать за основу при привлечении к административной ответственности. Ведь он является документом, который подтверждает, что лицо совершило административное правонарушение. А доказательства, полученные с нарушением установленного порядка, использовать запрещено (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ). А что будет, если судья или руководитель налогового органа выявит, что протокол подписан неуполномоченным лицом не на стадии подготовки, а уже в процессе рассмотрения дела?

Пленум ВАС РФ обязал суды в таких ситуациях принимать решение об отказе в привлечении к административной ответственности (п. 7 постановления № 10). И это правильно — ведь в таком случае факты, изложенные в протоколе, нельзя использовать для привлечения к ответственности, так как документ составлен с нарушением процессуальных норм.

Однако некоторые суды руководствуются не пунктом 7, а пунктом 10 того же постановления № 10. В нем Пленум ВАС РФ пояснил, что нарушение процессуальных норм влечет отказ в удовлетворении требований налоговиков только тогда, когда оно является существенным и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. К примеру, следуя именно этому разъяснению, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа посчитал, что изготовление протокола неуполномоченным лицом не препятствует привлечению к административной ответственности (постановление от 10 марта 2005 г. по делу № Ф04-1036/2005(9207-А70-3)). По нашему мнению, такие судебные решения следует оспаривать со ссылкой на пункт 7 постановления № 10.

Протокол об административном правонарушении налоговая

1.1. Уважаемый Игорь, да, законно требование т.к. штраф был выписан ранее.
Всего хорошего, удачи вам.

2.1. Смотря в отношении кого составлен протокол. Если в отношении юридического лица — то по адресу юр.лица. Если в отношении физического лица — то по адресу. По должностному лицу — могут направить на предприятие.
Отслеживайте через суд дату рассмотрения (если нет уверенности в получении повестки)

3.1. Размер ответственности на 2018 год составляет 1 тысячу рублей за каждый месяц опоздания со сдачей расчета 6-НДФЛ (как бы мне ни хотелось Вам помочь, но 2 дня просрочки подачи декларации по правилам считается календарным месяцем)
С учетом ужесточения налогового законодательства и практики его применения в России, не тратьте свои нервы — оплатите, иначе ИФНС может инициировать камеральную проверку деятельности всего ООО.

Читать еще:  4 фсс правила заполнения 2020

Дополнительно готов по всем вопросам, касающимся деятельности юридических лиц, Вас проконсультировать.

4.1. Установление ставок земельного налога на территории муниципального образования разное, в том числе для каждого вида разрешенного использования.
Для примера:
— 1,5 процента от кадастровой стоимости участка — в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
На строения, регионы, которые еще не перешли на имущественное налогообложение по кадастровой стоимости, пока рассчитывают налоги, исходя из инвентаризационной цены недвижимости.

С уважением, юрист Галина Григорьевна Каленкова.
Тел. 7 (928)628 42 57 (WhatsApp), e-mail landrights@yandex.ru.

5.1. Доброго времени суток
Мы не знаем, за что конкретно вас привлекли и решение суда тоже не видим, обращайтесь к юристу со всеми документами
Удачи Вам. Анна Титова.

5.2. не совсем понятно по вашему вопросу. Дисквалификация руководителя, означает что вас устранили от ваших должностных обязанностей, прекращается с вами трудовой договор, вы не имеете права подписывать какие-либо документы с момента вступления решения в законную силу. Вам необходимо до вступления решения в законную силу подать жалобу в суд вынесшее решения, и за это время подписать все необходимые документы, например выдать доверенность лицу, которое сможет вести деятельность вашей организации вместо вас.

5.3. Олеся Анатольевна!
На ваш прямой вопрос о том, что означает дисквалификация директора на год, есть прямой ответ: Дисквалификация Вас как директора на год означает то, что в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу Вы не можете занимать какие-либо руководящие должности.
До вступления решения суда в законную силу Вам следует нанять на один год по срочному договору управляющего Вашей фирмой, на которого возложить все те функции, которые Вы выполняли.
Если не успеваете оформить все нюансы, то, как и сказала коллега, обжалуйте-за это время всё оформите.

6.1. В данном случае налоговая абсолютно верно квалифицировала Ваше деяние по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ:
1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

7.1. В Налоговых органах, так часто меняется сотрудники, которые зачастую ошибаются данные в протоколе можно постараться оспорить, но это будет суд как правило мировой, и вопрос спора будет скорее всего принципиальным. Если мало доказательственной базы.

8.1. Вы какой-то отчет или уведомление в срок не предоставили в налоговый орган. Снять с регистрации в налогом органе с этого юр.адреса без ведома юр.лица возможно только через суд. Физически-то вас выселили, а юридически разве адрес изменился в реестре?

9.1. Да вправе.
КоАП РФ, Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 410-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, —
влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 226-ФЗ, от 05.04.2013 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ). Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы. Это обстоятельство также является основанием для прекращения производства по делу.

10.2. Статья 51 Конституции также прописана непосредственно в административных протоколов и она фигурирует Вы можете отказаться от дачи объяснений не свидетельствовать против себя. Хорошего приятного вечера.

11.1. уважаемая Елена
Незнание законов не освобождает от ответственности, надо консультироваться с юристом всегда. Штр аф от 5 до 10 тысяч

Удачи Вам и вашим близким.

11.2. К сожалению, придется платить штраф, в том числе и за 4 квартал. Незнание закона не освобождает от ответственности
Всего доброго, обращайтесь!

11.3. Если у Вас ИП без образования юр.лица, Вас не должны привлекать к административной ответственности по ст.15.13 КоАП РФ,т.к.в соответствии с п.4 Комментария к данной статье-индивидуальные предприниматели не являются субъектами данного административного правонарушения. Есчли Вас все же привлекут по данной статье-Вы можете это обжаловать. Удачи и добра!

12.1. Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа как на граждан, так и на должностных лиц и на юридических лиц — поэтому вполне правомерно.

12.2. Да вы правы. Конкретно точно такое же наказание нельзя применять дважды, фомулировка и состав правонарушения должен быть другой.

13.1. Как составить ходатайство в налоговую о пересмотре или о неприменении штрафа?
Составление подобных документов у юристов услуга платная.

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ ПРИ НЕСВОЕВРЕМЕННОЙ ПОДАЧЕ ДОКУМЕНТОВ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Об этом Письмо УФНС РФ по г. Москве от 17.09.2009 N 08-15/097090@.

В соответствии со ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную в ст. 129.1 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

На основании ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных в ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб., на должностных лиц — от 300 до 500 руб.

В п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ определено, что должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе в ст. 15.6 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ административные дела данной категории рассматривают судьи.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Об этом сказано в ст. 28.2 КоАП РФ.

Однако согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 »О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Постановление N 5) установлено следующее. В порядке подготовки дела к рассмотрению должно быть определено, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Читать еще:  Постановление правительства 433 пп

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст. ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

В Письме ФНС России от 10.11.2008 N ШС-6-2/814@ установлено следующее. При составлении протокола об административном правонарушении налоговый орган принимает меры к надлежащему уведомлению физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, о совершении данного процессуального действия, направляя должностному лицу извещение с уведомлением о вызове в налоговый орган для составления протокола.

Учитывая, что в соответствии с КоАП РФ должностные лица организаций несут ответственность за административные правонарушения, совершенные при выполнении своих служебных (должностных) обязанностей, документы, составляемые налоговыми органами при производстве по делам об административных правонарушениях (уведомление о вызове в налоговый орган для составления протокола об административном правонарушении, протокол и др.), следует направлять на рабочий адрес должностного лица (юридический адрес организации, филиала или иного обособленного подразделения). На домашний адрес должностного лица документы направляются только в случае невозможности надлежащего уведомления должностного лица по рабочему адресу.

Согласно ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных в ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В п. 6 Постановления N 5 предусмотрено, что, поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением участвующих в деле лиц о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.

На основании ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник.

В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Рассмотрение дел об административных правонарушениях;

В случаях, определенных Кодексом РФ об административных правонарушениях, налоговые органы наделены правом проводить проверки с целью выявления административных правонарушении, вести производство по делам об административных правонаруше­ниях и привлекать лиц к ответственности.

Административным правонарушением признается противоправ­ное виновное действие (бездействие) физического или юридиче­ского лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Россий­ской Федерации об административных правонарушениях установ­лена административная ответственность.

Дело об административном правонарушении считается возбуж­денным с момента составления протокола об административном

Приказом ФНС России от 02.08.2005 г. № САЭ-3-06/354 утверж­ден Перечень должностных лиц налоговых органов Российской Фе­дерации, уполномоченных составлять протоколы об администра­тивных правонарушениях:

1) в центральном аппарате ФНС России:

• руководитель Федеральной налоговой службы (его замести­тель);

• начальник управления (его заместитель);

• начальник отдела (его заместитель);

• должностные лица, уполномоченные проводить меро­приятия по контролю;

2) в межрегиональных инспекциях ФНС России:

• руководитель межрегиональной инспекции (его замести­тель);

• начальник отдела (его заместитель);

• главный государственный налоговый инспектор;

• старший государственный налоговый инспектор;

• государственный налоговый инспектор;

• должностные лица, уполномоченные проводить мероприя­тия по контролю;

3) в управлениях ФНС России по субъектам Российской Федера­ции:

• руководитель управления (его заместитель);

• начальник отдела (его заместитель);

• главный государственный налоговый инспектор;

• старший государственный налоговый инспектор’;

• государственный налоговый инспектор;

• должностные лица, уполномоченные проводить мероприя­тия по контролю;

4) в инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня:

• руководитель инспекции (его заместитель);

• начальник отдела (его заместитель);

• главный государственный налоговый инспектор;

• старший государственный налоговый инспектор’;

• государственный налоговый инспектор;

• должностные лица, уполномоченные проводить мероприя­тия по контролю.

При выявлении в процессе выездной налоговой проверки адми­нистративных правонарушений должностное лицо налогового органа составляет протокол, в котором фиксируются:

• сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об ад­министративном правонарушении;

• сведения о свидетелях и потерпевших;

• время совершения и событие правонарушения;

• статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность, иные сведения, необходи­мые для разрешения дела (ст. 28.2 КоАП РФ).

Чтобы возбудить дело об административном правонарушении, необходимо доказать вину конкретного лица. Эта вина должна быть четко зафиксирована в протоколе. Если же по одному и тому же факту к ответственности привлекаются несколько лиц (например, юридическое лицо и должностное лицо), то должна быть определена и доказана вина каждого из них. При этом на каждое лицо должен быть составлен отдельный протокол об административном правона­рушении.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых уста­навливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответствен­ности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правиль­ного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, состав­ленным в соответствии с КоАП РФ, объяснениями проверяемого лица, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными до­кументами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

При составлении протокола об административном правонаруше­нии лицам, в отношении которых возбуждено дело, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязан­ности, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, предоставляется возможность ознакомления с протоколом. Они вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола. Объяснения, данные в устной форме, запи­сываются и приобщаются к делу. Им вручаются копии протокола под расписку.

Протокол составляется немедленно после выявления админи­стративного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). При проведе­нии административного расследования он составляется в течение месяца с момента возбуждения дела и в исключительных случаях — продлевается еще на месяц.

Административные расследования проводятся при обнаружении правонарушений в области законодательства о налогах и сборах, про­изводства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей продукции. В этих случаях для установления факта правона­рушения и степени виновности конкретных лиц организуется экс­пертиза и иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (ст. 28.7 КоАП РФ). Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении администра­тивного расследования принимается должностным лицом, уполно­

моченным составлять протокол об административном правонаруше­нии, в виде определения. Определение составляется немедленно после выявления факта совершения административного наруше­ния.

Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с мо­мента составления протокола (вынесения постановления) об адми­нистративном правонарушении (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Следует учитывать, что по истечении сроков давности привлече­ния к административной ответственности производство по делу не может быть начато (п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ).

Давность привлечения к административной ответственности уста­новлена в ст. 4.5 КоАП РФ. Дело не может быть начато по истечении двух месяцев со дня его совершения, а за совершение его в областях прямо перечисленных в этой статье (в том числе законодательства о налогах и сборах), — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При этом начало истечения срока давности определяется днем совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — днем его обнаружения 1 .

Читать еще:  Пример оговорки о применимом праве

Статьей 23.5 КоАП РФ установлено, что налоговые органы рас­сматривают дела об административных правонарушениях преду­смотренных:

• ст. 14.5 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без при­менения контрольно-кассовых машин»;

• ст. 15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций»;

• ст. 15.2 «Невыполнение обязанностей по контролю за соблюде­нием правил ведения кассовых операций».

Если в ходе контрольной работы налоговым органом выявлены перечисленные выше правонарушения, то соответствующие прото­колы составляются его сотрудниками. Постановление о привлечении к административной ответственности выносится руководителем на­логового органа. Если такие нарушения выявлены сотрудниками МВД России или других уполномоченных органов, то составленные ими протоколы направляются в налоговую инспекцию для рассмот­рения и принятия решения о привлечении к административной от­ветственности.

Кроме того, должностные лица налоговых органов вправе состав­лять протоколы об административных правонарушениях в отношении правонарушений, предусмотренных ст. 15.3-15 9, 15.11, ч. 3 ст. 18.15, ч. 3 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ):

• нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

• нарушение срока представления сведений об открытии и закры­тии счета в банке или иной кредитной организации;

• нарушение сроков представления налоговой декларации;

• непредоставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

• нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

• нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);

• неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

• грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и пред­ставления бухгалтерской отчетности;

• незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без граждан­ства;

• несоблюдение установленных федеральным законом в отноше­нии иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;

• неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;

• невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуще­ствляющего государственный надзор (контроль);

• непринятие мер по устранению причин и условий, способство­вавших совершению административного правонарушения;

• непредставление сведений (информации) (табл. 1).

Нарушения, в отношении которых составляется протокол об административных правонарушениях

Когда составляется протокол об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении — это главный документ, на основании которого выносится решение по делу. Требования к содержанию установлены в КоАП РФ. Если протокол составлен с нарушениями или не по форме, его вернут должностному лицу, которое составило бумагу.

В протоколе об административном правонарушении фиксируют факт нарушения закона. Его могут составить только уполномоченные должностные лица. Все они перечислены в КоАП РФ. Далее рассмотрим, кто составляет протокол об административном правонарушении и какие существуют особенности этого документа.

Основания для составления протокола об административном правонарушении

Причинами могут быть:

  • обнаружение факта нарушения закона (если сотрудник не уполномочен сам рассматривать дело об административном правонарушении);
  • обжалование предполагаемым нарушителем его вины;
  • выявление нарушения, которое совершил гражданин, не достигший 18 лет;
  • обнаружение факта нарушения, за которое предусмотрено более жесткое наказание, чем предупреждение, если его совершили сержант, старшина, солдат, матрос, служащие по призыву, или курсант военного вуза до заключения контракта.

Если протокол составлен после назначения наказания, которое обжалует нарушитель, его приобщают к постановлению. Оно может быть оспорено в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении

Лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении:

  • сотрудники полиции;
  • должностные лица органов контроля за работой НКО, в том числе подразделений международных и зарубежных компаний, общественных объединений, политических партий, религиозных обществ;
  • сотрудники налоговой инспекции;
  • сотрудники МЧС;
  • должностные лица Росреестра;
  • должностные лица таможенной службы и органов экспортного контроля;
  • пограничники;
  • работники трудовой инспекции;
  • должностные лица органов социальной защиты;
  • сотрудники Росздравнадзора.

Список лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, довольно объемный. Это те сотрудники, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях. Отдельно в статье 28.3 дается список должностных лиц, которые вправе только составлять протоколы. Это:

  • члены избирательных комиссий и комиссий на референдумах;
  • члены комиссий по делам несовершеннолетних;
  • инспекторы Счетной палаты;
  • сотрудники внебюджетных фондов РФ — нарушения, связанные с перечислением денег в фонды;
  • сотрудники уголовно-исполнительной системы — нарушения в отношении объектов уголовно-исполнительной системы;
  • должностные лица учреждений, подведомственных Минфину;
  • сотрудники вневедомственной охраны и других организаций, которые подчиняются Росгвардии;
  • должностные лица органов, ответственных за лесную охрану, а также за госпожнадзор;
  • инспекторы по охране окружающей среды;
  • должностные лица «Росатома»;
  • капитаны судов;
  • сотрудники органов, ответственных за охрану животного мира;
  • руководители пожарно-спасательных подразделений противопожарной службы.

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Для рассмотрения протокола об административном правонарушении должен быть соблюден порядок его оформления. Согласно КоАП РФ, сотрудник, составляющий протокол об административном правонарушении, должен объяснить сторонам их права и обязанности. Отметка об этом делается в документе.

Гражданину важно следить за тем, что пишет сотрудник в протоколе. По ходу составления документа он вправе заявлять свои возражения, если уверен, что процедура нарушена.

Гражданина обязательно должны ознакомить с протоколом. Если в совершении правонарушения подозревают юрлицо, с содержанием ознакомляют представителя компании. Эти лица вправе предоставить свои объяснения и заявить о замечаниях по тексту, их должны приложить к протоколу.

Обратите внимание! Если гражданин или представитель компании не явились к должностному лицу, протокол составляют без них. Копию направляют в течение 3 дней со дня формирования документа.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении составляется сразу же после того, как было выявлено нарушение. Конкретный срок составления протокола об административном правонарушении в КоАП РФ не назван, сказано лишь, что это должно произойти немедленно после задержания. Если нужно выяснить обстоятельства дела или информацию о нарушителе, на составление документа отводится максимум 2 суток.

Перечислим сведения, из-за отсутствия которых срок составления могут отложить до 2 дней:

  • отягчающие или смягчающие обстоятельства, невыясненные детали нарушения, наличие у лица необходимых документов (лицензий, сертификатов);
  • сведения о гражданине, включая ФИО, место работы, семейное положение, наличие детей и иждивенцев, размер дохода, привлечение к административной санкции ранее;
  • данные о юрлице — ИНН, адреса, наличие факта постановки на учет, счета в банках и их реквизиты.

По итогам административного расследования также оформляется протокол.

Образец составления протокола об административном правонарушении

При составлении протокола об административном правонарушении используется форма, утвержденная административными регламентами. Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если в производстве участвовали понятые, об этом сообщается в протоколе. Указываются их ФИО, адреса, контакты и данные паспорта.Число понятых должно быть не менее двух. В протоколе также могут быть отражены замечания этих граждан.

Если должностные лица при выявлении нарушения применили специальные средства, их показания также отражаются в документе. Важно прописать наименование техсредства и его номер.

Протокол об административном правонарушении подписывает составивший его сотрудник, а также нарушитель. Если последний отказывается ставить свою подпись, об этом делается отметка в документе.

Обратите внимание! Бывает так, что нужно изложить дополнительные обстоятельства, включение которых в протокол не предусмотрено. В таком случае сотрудник составляет рапорт и излагает там установленные факты. Например, дорожный полицейский может приложить к делу составленную им схему дорожно-транспортного происшествия. Ее также подписывают и должностное лицо, и нарушитель.

Гражданину под расписку вручают копию акта об административном правонарушении.

Когда не нужен акт об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении не всегда нужен для назначения наказания. Если за нарушение грозит штраф или предупреждение, должностное лицо вправе на месте составить постановление, а копию выдать гражданину.

В этом случае протокол может понадобиться, только если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину. В такой ситуации документ прикладывается к постановлению.

Если правонарушение связано с благоустройством территории или сферой дорожного движения и совершено водителем или хозяином земельного участка, протокол не составляется. Это правило действует для ситуаций, при которых нарушения зафиксированы автоматическими техническими средствами. Постановление выносят без участия нарушителя. Экземпляры постановления и доказательств направляют по почте или электронными документами в течение 3 дней.

Если нарушение касается налоговой сферы и было выявлено во время проверки автоматизированной системы ФНС, а нарушитель признал вину, протокол не составляется, постановление выносят без участия виновного. Это касается следующих нарушений:

  • работа без кассовой техники;
  • использование несоответствующей требованиям кассовой техники;
  • невыдача покупателю чека.

Резюме

Во время производства по делу об административном нарушении оформляется несколько документов. Один из них — протокол. Форма утверждена в административных регламентах госорганов, чьи должностные лица вправе оформлять эти документы. В каждом протоколе должны быть следующие сведения:

  • дата и место составления;
  • должность и ФИО сотрудника;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • статья КоАП РФ, устанавливающая санкцию;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если протокол составлен с нарушениями и в таком виде направлен в суд, судья отошлет его обратно на доработку.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector