Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Минтруд обновил правила расчета зарплаты

Минтруд обновил правила расчета зарплаты

Рекомендации Минтруда России в письме от 26.03.2020 № 14-4/10/П-2696

Комментарий

Указом от 25 марта 2020 года № 206 (далее – Указ) Президент РФ объявил период с 30 марта по 3 апреля нерабочими днями. При этом в самом Указе установлено, что он не распространяется на ряд организаций.

Правительство России разработало Рекомендации для работодателей, в которых уточняется, кто остается работать, а кто нет, а также поручило Минтруду России довести эти Рекомендации до работодателей. Во исполнение поручения собственные Рекомендации опубликовал 26 марта 2020 года Минтруд России.

Ведомство указало следующее.

1. Наличие в марте и апреле 2020 года нерабочих дней не является основанием для снижения заработной платы.

Фактически ведомство указывает, что на эти дни организации должны уменьшить норму рабочего времени, как мы писали ранее.

Минтруд России указал, что работникам со сдельной оплатой труда за указанные нерабочие дни выплачивается соответствующее вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом работодателя.

Вероятно, это положение – попытка повторить норму части 3 статьи 112 ТК РФ о том, что работникам (за исключением работников, получающих оклад, должностной оклад) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение.

Таким образом, работодателям придется полностью взять на себя бремя выплаты заработной платы абсолютно всем работникам за нерабочий период.

Также Минтруд России указал, что эти расходы в полном объеме включаются в оплату труда, хотя у этого министерства нет полномочий давать разъяснения по применению законодательства о налогах и сборах. Такие полномочия есть только у Минфина России и региональных и муниципальных финансовых органов (пп. 2 п. 1 ст. 21, пп. 5 п. 1 ст. 32, ст. 34.2 НК РФ).

2. Если сотрудник в период с 30 марта по 3 апреля находится в отпуске, то эти дни не включаются в число дней отпуска и отпуск на эти дни не продлевается.

К сожалению, смысл этого разъяснения не вполне ясен.

В соответствии со статьей 120 ТК РФ продолжительность ежегодного отпуска исчисляется в календарных днях. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются. Те дни, которые не включаются в отпуск, его продлевают.

Вероятно, в данном случае имелось в виду, что дни ежегодного отпуска не продлеваются на нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля, то есть это такие же календарные дни отпуска, как и выходные дни. Подробнее об этой точке зрения см. ответ на вопрос.

3. Нерабочий день не относится к выходным или нерабочим праздничным дням, поэтому оплата производится в обычном, а не повышенном размере.

По данной рекомендации непонятно, кому она предназначена – всем работодателям или только тем, на кого не распространяется Указ.

В соответствии с Рекомендациями от Правительства России все организации, на которых распространяется Указ, должны прекратить работу с 30 марта и возобновить ее только после 3 апреля. Следовательно, они не могут работать, поэтому и оплачивать им нечего. Значит, это разъяснение Минтруда России касается только тех, на кого Указ не распространяется, то есть организаций, которые должны продолжить работу.

В то же время если дни с 30 марта по 3 апреля для работодателей, на которых не распространяется Указ, являются рабочими, то вопрос об их оплате вообще не должен вызывать какие-либо вопросы. Раз эти дни не относятся к нерабочим, они являются рабочими, соответственно, оплата за них положена, как за обычные рабочие дни. Из этого можно сделать вывод, что эта рекомендация для тех, кто работать не должен в соответствии с Указом, но будет это делать.

Отметим еще один момент. В этом пункте разъяснений не указано, что оплата производится именно за работу в нерабочий день. Поэтому невозможно с полной уверенностью утверждать обратное.

Поскольку из рекомендаций Минтруда России по оплате нерабочих дней не вполне ясно, кому они все-таки предназначены, можно предложить следующее:

  1. организациям, на которые Указ распространяется и сотрудники которых в эти дни не будут работать, на эти дни уменьшать норму рабочего времени (для тех, кто получает оклад) и (или) производить дополнительные выплаты сдельщикам (см. п. 1).
  2. организациям, на которые Указ не распространяется и сотрудники которых в эти дни будут работать, производить оплату как за обычные рабочие дни.
  3. организациям, на которые Указ распространяется, но сотрудники которых будут работать в эти дни, производить оплату:
    • либо как за обычные рабочие дни (но нужно учитывать, что нерабочие дни уменьшат норму рабочего времени, эта работа в любом случае станет сверхурочной с соответствующей оплатой),
    • либо в повышенном размере по правилам статьи 153 ТК РФ.

4. Минтруд России повторил список организаций, на которые не распространяется Указ из Рекомендаций, которые представило Правительство России.

5. Организации, сотрудники которых работают вахтовым методом и на которые распространяется действие Указа, должны принять решение о прекращении работы по соглашению сторон. Таким образом, указанные работодатели могут продолжить работу, если работники не будут возражать.

6. Работники организаций, которые должны продолжить работу в соответствии с Указом, должны принимать все меры по профилактике коронавируса.

7. Руководители органов федеральной, региональной и муниципальной власти, а также СМИ должны в приказе или в локальном нормативном акте определить количество сотрудников, которые продолжат работу.

8. Руководители организаций, на которые распространяется режим нерабочих дней с 30 марта по 3 апреля 2020 года, обязаны обеспечить на вверенных им объектах соблюдение требований законодательства в области антитеррористической защищенности, промышленной, транспортной безопасности, а также иных обязательных требований, норм и правил.

Полный перечень организаций, на которые не распространяется действие Указа Президента РФ от 25.03.2020 № 206 см. здесь.

Читать еще:  Договора гражданско правового характера проводки

Как рассчитать аванс по зарплате: разъяснения Минтруда

Мнение чиновников

Минтруд изменил расчет аванса в 2017 году. В Письме от 10 августа 2017 г. N 14-1/В-725 сделан особый акцент на том, что уменьшать аванс по зарплате по сравнению с реально заработанными деньгами недопустимо. Чтобы работодателям было понятно, сколько именно надо платить, чиновники предложили определенную схему расчета. Так, в зарплату за первую половину месяца должны входить:

  • оклад (тарифная ставка) работника за отработанное время;
  • надбавки за отработанное время, расчет которых не зависит от оценки итогов работы за месяц в целом, а также от выполнения месячной нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей). Речь идет о компенсационной выплате за работу в ночное время ( ст. 154 ТК РФ ), надбавках за совмещение должностей, за профессиональное мастерство, за стаж работы.

По окончании месяца работодатель производит выплаты стимулирующего и компенсационного характера, поскольку их расчет возможен только после того, как месяц «закрыт». Как уточняют чиновники, к таким выплатам относятся доплаты за сверхурочную работу ( ст. 152 ТК РФ ), за работу в выходные и нерабочие праздничные дни ( ст. 153 ТК РФ ).

Что говорит закон об авансе по зарплате

Статья 136 ТК РФ требует от предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не реже двух раз в месяц. Понятие «аванс» в трудовом законодательстве отсутствует, поэтому чиновники и эксперты обычно оперируют фразой «заработная плата за первую половину месяца».

Поскольку в ТК РФ сказано, что работодатель самостоятельно определяет порядок выплаты заработной платы, в том числе, за первую половину месяца, организации вправе с учетом собственных особенностей решать, сколько платить работникам в качестве аванса. Кто-то предпочитает утвердить конкретную сумму, кому-то больше нравится платить в процентном соотношении к общей сумме зарплаты.

Оба вышеназванных варианта имеют право на существование. Главное, чтобы работник получил за первую половину месяца не меньше, чем фактически заработал за отработанное время. В противном случае это будет ущемлять права работника, а значит, приведет к дискриминации в сфере труда, подчеркивают чиновники.

Ответственность работодателей

Анализируя позицию Минтруда, можно сделать вывод, что работники, которые в качестве аванса получают меньше, чем реально заработали, вправе пожаловаться на нарушение своих трудовых прав. Работодателям это грозит, минимум, проверкой ГИТ и предписанием об устранении нарушения, максимум – штрафом. Если никаких других правонарушений не будет, то по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ – в размере 30-50 тысяч рублей (размер штрафа для юрлиц).

Напомним также, что работодатели обязаны закрепить порядок расчета заработной платы за первую половину месяца в трудовом договоре с работником либо в локальном нормативном акте, например, в положении об оплате труда. За некорректное ведение документации также могут оштрафовать, но уже по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Наказание в этом случае для организаций также составляет от 30 до 50 тысяч рублей.

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 20 марта 2019 г. N 14-1/В-178 О размерах выплаты за первую половину месяца (аванса)

Вопрос: Организации обязаны выплачивать заработную плату за первую половину месяца с учетом отработанного сотрудником времени. Некоторые компании к рассчитанному авансу применяют коэффициент 0,87. Не занижает ли работодатель заработную плату за первую половину месяца в такой ситуации?

Ответ: Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства рассмотрел письмо по вопросу оплаты труда (далее — письмо) и по компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в письме, не является разъяснением и нормативным правовым актом.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Таким образом, ТК РФ не определены конкретные сроки выплаты заработной платы, а также ее размер за полмесяца. Данные вопросы отнесены к правовому (коллективно-договорному) регулированию на уровне учреждения.

Считаем, что работник имеет право на получение заработной платы за первую половину месяца пропорционально отработанному времени.

При этом, полагаем, что при определении размера выплаты заработной платы за первую половину месяца необходимо учитывать оклад (тарифную ставку) работника за отработанное время, а также надбавки за отработанное время, расчет которых не зависит от оценки итогов работы за месяц в целом, а также от выполнения месячной нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей) (например, компенсационная выплата за работу в ночное время в соответствии со статьей 154 ТК РФ, надбавки за совмещение должностей, за профессиональное мастерство, за стаж работы и другие).

Что касается выплат стимулирующего характера, начисляемых по результатам выполнения показателей эффективности (оценка которых осуществляется по итогам работы за месяц), а также выплат компенсационного характера, расчет которых зависит от выполнения месячной нормы рабочего времени и возможен только по окончании месяца (например, за сверхурочную работу, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии со статьями 152 и 153 ТК РФ), полагаем, осуществление указанных выплат производится при окончательном расчете и выплате заработной платы за месяц.

Читать еще:  Госдума изменила правила предоставления отпусков

По нашему мнению, уменьшение размера заработной платы за первую половину месяца (аванса) при начислении может быть рассмотрено как дискриминация в сфере труда, ухудшение трудовых прав работников.

При удержании налога на доходы физических лиц из дохода в виде заработной платы организации должны руководствоваться требованиями налогового законодательства.

Обзор документа

Минтруд разъяснил, что зарплата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Ведомство считает, что работник вправе получить зарплату за первую половину месяца пропорционально отработанному времени. Нужно учитывать оклад (тарифную ставку) работника за отработанное время, а также надбавки за отработанное время, расчет которых не зависит от оценки итогов работы за месяц в целом, а также от выполнения месячной нормы рабочего времени и норм труда. Стимулирующие и компенсационные выплаты предоставляются при окончательном расчете за месяц.

Уменьшение размера зарплаты за первую половину месяца при начислении может быть рассмотрено как дискриминация в сфере труда, ухудшение трудовых прав.

При удержании НДФЛ нужно учитывать нормы НК РФ.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Индексация заработной платы: право или обязанность работодателя?

Многие работодатели ошибочно считают, что индексация зарплаты — это их право: если они хотят, то могут проводить ее, а если не хотят, имеют право отказаться. Однако ст. 134 ТК РФ дает четкий ответ на этот вопрос: индексация заработной платы в коммерческих компаниях производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Работодатели нередко путают два понятия — индексация зарплаты и повышение зарплаты. В отличие от повышения оклада, которое работодатель осуществляет по своему решению и при наличии финансовых возможностей, индексация является гарантией по оплате труда и должна производиться всем работникам, работающим по трудовому договору (Определение КС РФ № 913-О-О).

Ст. 130 ТК РФ говорит о том, что меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, включаются в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников. Эти меры, согласно ст. 134 ТК РФ, заключаются в индексации зарплаты с учетом роста потребительских цен на товары и услуги. Величина индексации зарплаты может соответствовать официально установленному по итогам определенного периода индексу потребительских цен на товары и услуги (в целом по стране или в отдельном регионе). Индекс потребительских цен на товары и услуги можно узнать на официальном сайте Росстата. Также она может соответствовать величине инфляции, которая закреплена в федеральном законе о федеральном бюджете. Кроме того, величина индексации зарплаты может соответствовать росту прожиточного минимума трудоспособного населения.

Важно учитывать, что госучреждения, муниципальные учреждения индексируют заработную плату в том порядке, который спускается свыше через нормативно-правовые документы. Другие работодатели обязаны прописывать порядок индексации в локальных нормативных актах. В Письме Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1 говорится, что «если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагаем, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты». То есть Роструд напрямую говорит о том, что работодатель обязан прописывать порядок индексации заработной платы.

Периодичность и порядок индексации зарплаты

Если проверяющий из госинспекции труда при проверке выявит, что ни в одном из локальных нормативных актов компании не прописаны условия и порядок индексации зарплаты, это будет являться основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Что необходимо прописать в локальных нормативных актах:

  • периодичность индексации зарплаты;
  • величину индексации зарплаты (компания может ориентироваться на индекс потребительских цен на товары и услуги, опубликованный на сайте Росстата, или на уровень инфляции, публикуемый в федеральном законе о бюджете РФ);
  • часть заработной платы, которая будет индексироваться.

Периодичность во многом зависит как от добросовестности работодателя, так и от его финансовых возможностей. В зависимости от того, какой коэффициент повышения работодатель выбирает, индексацию можно проводить раз в месяц, раз в квартал или раз в год. При этом для ежеквартальной индексации лучше выбирать показатель прожиточного минимума, а для ежегодной — показатель инфляции.

Порядок индексации зарплаты, выбранный работодателем, закрепляется в коллективном договоре или локальном нормативном акте.

Поскольку в действующем законодательстве не установлен конкретный порядок индексации зарплаты, то работодатель, впервые производящий ее, должен внести положение об обязанности работодателя периодически повышать оплату труда в локальный нормативный акт или коллективный договор. Можно для этого предусмотреть отдельную главу в одном из этих документов либо принять новый локальный нормативный акт. После этого все работники должны ознакомиться с правилами индексации под роспись.

Читать еще:  Гражданско правовой договор с менеджером

Индексация заплаты производится по приказу руководителя. Приказ является основанием, по которому вносятся изменения в штатное расписание, заключают дополнительные соглашения к трудовым договорам об индексации окладов. Он регистрируется в журнале регистрации приказов или распоряжений.

Далее нужно ознакомить работников с приказом об индексации зарплаты. В трудовых договорах указаны непроиндексированные оклады и надбавки, поэтому с работниками нужно заключить дополнительные соглашения об изменении условий трудовых договоров и указать новые проиндексированные надбавки и оклады.

Индексация касается всех работников организации, поэтому при расчете среднего заработка при расчете отпускных это повышение надо тоже учитывать. При этом предусмотрено два варианта расчета повышающего коэффициента:

  1. Если проиндексированы только оклады, то используется формула:
    Новый размер оклада / оклад до повышения
  2. Если индексация затрагивает всю систему оплаты труда, то используется формула:
    Новый размер оклада + новые ежемесячные выплаты / оклад до повышения + прежние ежемесячные выплаты

Требования к индексации зарплаты в 2019 году: комментарии Минтруда

В Письме Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305 ведомство в очередной раз напомнило о содержании ст. 134 ТК РФ и о том, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Обычные работодатели, в отличие от госорганов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, индексируют зарплату в том порядке, который установлен коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Госорганы и муниципальные учреждения делают это в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Поскольку трудовое законодательство не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы, правила определяются на основании определенных факторов:

  • в зависимости от источника финансирования организаций;
  • законами и подзаконными нормативными актами — для госорганов;
  • коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом — для других организаций.

Индексация — это увеличение заработной платы работников на уровень инфляции, при этом работодатель вправе дополнительно увеличить размер заработной платы отдельным категориям работников, уточняется в Письме Минтруда.

Специалисты отмечают, что повышение зарплаты может осуществляться разными способами:

  • путем пропорционального увеличения всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда организации и, соответственно, трудовым договором работников;
  • путем увеличения отдельных выплат, входящих в зарплату (например, увеличение оклада (доли тарифа в структуре заработной платы)).

Работодатель выбирает наиболее приемлемый способ с учетом мнения представительного органа работников. Но самое главное, на что обращает внимание Минтруд: обеспечение повышения реального содержания заработной платы — обязанность работодателя.

Минтруд представил разъяснения по нерабочей неделе

Минтруд опубликовал рекомендации для работников и работодателей в связи с объявленной президентом нерабочей неделей с 30 марта по 3 апреля 2020 года. Длинные выходные предусмотрены для того, что снизить скорость распространения в стране коронавирусной инфекции, объяснил Владимир Путин.

По состоянию на 26 марта, в России выявлено 840 зараженных, самый большой прирост был зафиксирован за последние сутки — 182 человека. Больше всего заболевших в Москве — 546 человек.

  • Нерабочая неделя устанавливается с сохранением за работниками зарплаты. «Наличие в календарном месяце (март, апрель 2020 года) нерабочих дней не является основанием для снижения заработной платы работникам», — отметили в министерстве.
  • Если работник находится в отпуске, то нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля в число дней отпуска не включаются и отпуск на эти дни не продлевается, объяснили в Минтруде.
  • Нерабочий день не относится к выходным или нерабочим праздничным дням, поэтому оплата производится в обычном, а не повышенном размере, добавили в ведомстве.

Для бизнеса «каникулы» обойдутся значительными финансовыми издержками: пять дополнительных выходных с сохранением зарплаты могут стоить бизнесу до 700 млрд руб., которые государство компенсировать не собирается, оценивал для РБК главный экономист рейтингового агенства «Эксперт РА» Антон Табах. Эта мера явно противоречит цели поддержать бизнес в условиях эпидемии, замечал директор аналитического департамента «Локо-Инвеста» Кирилл Тремасов.

Кто все равно продолжит работать

Все структуры жизнеобеспечения, в том числе медицинские учреждения, аптеки, магазины, учреждения, обеспечивающие банковские, финансовые расчеты, транспорт, а также органы власти всех уровней продолжат свою работу, сказал президент. Минтруд перечислил категории работников и организаций, на которые режим нерабочей недели не распространяется (.pdf)

На следующей неделе продолжат работать сотрудники:

  • медицинских и аптечных организаций;
  • непрерывно действующих организаций, в которых невозможна приостановка деятельности;
  • организаций в сфере энергетики, тепло- и водоснабжения;
  • организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения;
  • организаций атомной промышленности;
  • строительных организаций, приостановка деятельности которых создаст угрозу безопасности, здоровью и жизни людей;
  • организаций сельскохозяйственной отрасли, занятых на весенних полевых работах;
  • организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости, а также организаций, которые в целях обеспечения населения продуктами питания и товарами первой необходимости оказывают складские услуги, транспортно-логистические услуги;
  • организаций торговли;
  • предприятий, выпускающих средства индивидуальной защиты, лекарства и медицинские изделия;
  • организаций, деятельность которых связана с защитой здоровья населения и предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции;
  • организаций в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также организаций, осуществляющих жилищно-коммунальное обслуживание населения;
  • организаций системы нефтепродуктообеспечения;
  • организаций, предоставляющих финансовые услуги в части неотложных функций;
  • организаций, осуществляющих транспортное обслуживание населения;
  • организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно- разгрузочные работы.

Также режим нерабочей недели не распространится на работников социальных фондов — Пенсионного фонда, Фонда ОМС и Фонда социального страхования, которые осуществляют обязательные выплаты. Выходные не будут объявлены для государственных и муниципальных служащих по решению их руководителей. Вопросы, связанные с прекращением работы работников, работающих вахтовым методом, должны решаться по соглашению между работником и работодателем.

Вице-премьер Татьяна Голикова поручила Роструду обеспечить контроль за соблюдением работодателями режима нерабочих дней и до 6 апреля представить доклад в правительство.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector