Fca переход права собственности на товар
Международные перевозки грузов — компания Анвей
Вы здесь
Условия поставки FCA Инкотермс 2010
Что означает поставка FCA, как расшифровывается?
Условия поставки FCA Инкотермс 2010 — расшифровка «Free Carrier» named place переводится «Франко перевозчик» указанное название места — означает, что продавец передаст товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, указанному покупателем перевозчику в названном месте.
Новые условия поставки FCA Инкотермс 2020 вступили в силу с 1 января 2020 года.
Распределение рисков и ответственности по условию FCA
Следует отметить, что выбор места поставки по условию FCA повлияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара в данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца или в ином согласованном месте, то продавец несет ответственность за погрузку товара. Рекомендуется наиболее четко определить пункт места поставки, т.к. риск переходит от продавца на покупателя в этом месте.
Обязанности по базисным условиям поставки FCA (ФСА)
Базис поставки FCA Инкотермс 2010 возлагает на продавца обязанности по погрузке товара на транспорт в месте отправки и по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе. При намерении сторон возложить на продавца расходы по доставке товара до покупателя целесообразно использовать правило CPT Инкотермс 2010.
Термин FCA может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Под словом «Перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. Если покупатель доверяет другому лицу, не являющемуся перевозчиком, принять товар, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его данному лицу.
Цена FCA, условия оплаты и переход права собственности
Цена FCA (FCA price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара и экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, без стоимости доставки (фрахта) до покупателя.
Условия поставки FCA Инкотермс не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи. Торговый термин FCA указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.
Что такое FCA Франко перевозчик (Free Carrier)?
Термин «Франко перевозчик» (Free Carrier) означает, поставку продавцом товара, выпущенного в режиме экспорта, когда он передаст его перевозчику, которого указал покупатель, в указанном месте. Основной особенностью и принципом данного способа поставки является тот факт, что покупатель в большей степени отвечает за транспортировку груза.
Пример термина FCA в договоре поставки
Общая стоимость Товара, поставляемого по настоящему договору, составляет 100 000 Евро на условиях поставки FCA Москва (Россия) Инкотермс 2010.
По настоящему договору Продавец производит отгрузку Товара на условиях поставки FCA Москва (Россия) Инкотермс 2010.
Право собственности на поставляемый Товар переходит от Продавца к Покупателю после подписания акта приема-передачи представителями сторон.
Отличия условий поставок FCA и EXW
Разница между условиями поставки FCA и EXW — в обязанности погрузки товара в транспортное средство и выполнении экспортного таможенного оформления.
Простыми словами по условиям поставки FCA: товар, прошедший за счет продавца экспортное таможенное оформление, загружается силами продавца в транспортное средство покупателя.
По базису поставки EXW Инкотермс 2010: товар без экспортного таможенного оформления и без погрузки предоставляется продавцом на складе продавца, покупатель должен погрузить товар в транспортное средство за свой счет.
Отличия условия поставки FCA от других терминов представлены в таблице отличий Инкотермс 2010.
Актуальность использования базиса FCA
На сегодняшний день условия поставки FCA Инкотермс в редакции 2010 года считаются устаревшими, т.к. с 1 января 2020 года вступили в силу новые правила Инкотермс 2020. Однако Международная торговая палата лишь рекомендует, но не обязывает использовать условиях поставки FCA Инкотермс 2020, поэтому в договорах поставки можно ссылаться на базис поставки FCA Инкотермс 2010.
Ранее вместо термина FCA использовался базис поставки FRC. Условия поставки FRC были введены в 1980 году и в редакции Инкотермс 1990 года были переименованы в базис поставки FCA . Термин FRC заменил базисные условия поставок FOT (Free on Truck), FOR (Free on Rail) и FOA (Free on Airport).
Условия поставки FCA ИНКОТЕРМС 2010 — логистика и международная торговля
В международной торговле существуют особые правила осуществления сделок ИНКОТЕРМС. Актуальная редакция — от 2010 года. Эти правила регулируют соблюдение сторонами договора собственных обязательств. В рамках этих правил существуют несколько категорий (E, F, C, D), которые характерны для каждого вида перевозок груза. Поговорим о категории F. Одно из главных её условий — продавец не оплачивает основную перевозку. Это же условие поставки характерно и для FCA INCOTERMS 2010. Подробнее о данном термине пойдёт речь ниже.
Условия и значение термина FCA по ИНКОТЕРМС 2010
Трактуется понятие FCA в рамках ИНКОТЕРМС 2010 по-разному. Существуют следующие его переводы:
- Дословный перевод понятия. Free Carrier — «свободный перевозчик».
- Чаще употребляемый в документации перевод — франко перевозчик. Франко представляет собой непосредственно место, в которое доставляется товар. После доставки товара и его передачи перевозчику вся ответственность за его сохранность и дальнейшую транспортировку с продавца перекладывается на покупателя.
Иными словами, этот термин обозначает, что все обязанности перекладываются с продавца на покупателя после того момента, как продавец передаст товар перевозчикам, выбранным покупателем. Он может выбрать в качестве перевозчика любую логистическую организацию.
Существует и устаревшее название этого термина — FRC. Его и до сих пор можно встретить в обиходе. Но согласно новой редакции правил ИНКОТЕРМС 2010, этот термин неприемлем для использования в официальной переписке или ведения документации.
После указания условий поставки груза обязательно необходимо указать и адрес пункта его передачи.
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:
+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)
Базис поставки FCA INCOTERMS 2010
Базис поставки FCA ИНКОТЕРМС 2010 предоставляют лицу, которое приобретает товар, возможность самостоятельного выбора:
- Транспорта для перевозок.
- Логистической компании.
- Цепочки транспортировки товара.
Перевозчиком по договору может стать не только логистическая компания, но и любое доверенное лицо.
Для выбора доступны следующие виды транспорта:
- железнодорожный вид транспорта;
- воздушное судно;
- морское судно;
- автоперевозки и т. д.
Распределение расходов полностью зависит от места поставки продукта. Если в качестве места передачи товара был выбран склад поставщика, то он должен погасить все расходы, связанные с погрузкой товара и прочими операциями.
В случае выбора продавцом другого места передачи груза вся ответственность, риски и расходы перекладываются непосредственно на него.
Обязанности продавца по FCA
При выборе FCA все участники сделки обязуются соблюдать некоторые условия. Рассмотрим обязанности продавца.
Общие обязанности
Участник сделки, отвечающий за реализацию товара, должен предоставить своему партнёру:
- товар;
- счёт-инвойс.
- бумаги, которые подтверждают соблюдение им всех пунктов договора купли-продажи.
Лицензии и разрешения на продажу товара, проверка безопасности
Для предоставления своему партнёру гарантий законности сделки и должного качества продукта продавец должен оформить ряд бумаг. К ним относятся:
- экспортная лицензия,
- разрешение на продажу товара,
- документы, подтверждающие успешное прохождение товаром проверки безопасности и т. д.
Погашение всех расходов, связанных с оформлением бумаг, лежит на плечах самого продавца.
Договор перевозки
По всем правилам этот участник сделки не обязан самостоятельно заключать договор перевозки. Но есть и некоторые исключения. К ним относятся договоренность между партнёрами. За счёт своего партнёра поставщик может заняться оформлением этого документа. Документ будет стандартного образца.
Но, тем не менее, продавец может отказать партнёру в осуществлении этой операции без указания причин отказа.
Договор страхования
Обязательств по оформлению страхования у этого участника сделки нет. Но по договоренности он может предоставить покупателю всю необходимую информацию для оформления договора страхования.
Поставка
Этот участник сделки должен поставить товар, соблюдая следующие условия, прописанные в договоре:
- время поставки,
- место поставки,
- период поставки,
- тип и количество товара.
Выполнение этого ряда обязанностей заключается в осуществлении поставки на должных условиях.
Поставка считается выполненной, если:
- груз доставлен продавцу;
- товар погружен в транспортное средство перевозчика.
Переход права собственности и рисков
Переход права собственности по FCA происходит в момент перехода рисков, то есть после передачи товара перевозчику, если другое не оговорено в контракте. До этого момента все расходы, связанные с грузом, погашает он.
Распределение доходов
Этот участник сделки несёт расходы за:
- процедуры, связанные с хранением, транспортировкой и загрузкой товара до его передачи партнёру.
- погашение таможенных сборов при экспорте товара.
Извещение
Лицо должно оповестить своего партнёра о прибытии товара в назначенные время и место или о его непринятии.
Документ поставки
Поставщик обязан подтвердить факт поставки товара согласно всем условиям договора купли-продажи. Доказательства поставки предоставляются за его счёт.
Упаковка и маркировка товара
Упаковка и маркировка товара — прямая обязанность поставщика. Он же должен проследить и за качеством товара, его соответствием всем условиям договора.
Содействие в получении информации
По договоренности поставщик может оказать содействие другому участнику сделки в получении всей необходимой информации.
Обязанности покупателя
Перейдём к обязанностям покупателя.
Общие обязанности
К общим обязанностям можно отнести оплату продукта в полном размере согласно той стоимости, которая указана в договоре купли-продажи.
Лицензии и разрешения на продажу, проверка безопасности
Покупатель несёт ответственность за:
- получение импортной лицензии,
- таможенное оформление груза при его транзитной перевозке через границы третьих стран.
Договор перевозки
Заключение договора перевозки — прямая обязанность этого участника сделки. Все расходы и риски за осуществление этой процедуры лежат на его плечах. Исключением является личная договорённость всех участников сделки.
Договор страхования
Лицо не имеет никаких обязательств, связанных с договором страхования, его оформлением.
Принятие поставки продукта
Принятие поставки продукта должно быть осуществлено в срок с соблюдением всех условий договора купли-продажи.
В какой момент происходит по ИНКОТЕРМС 2010 FOB переход права собственности и рисков? Подробнее об этом в отдельной статье.
Как происходит поставка на условиях EXW ИНКОТЕРМС 2010 узнайте здесь. Условия более выгодны для продавца.
Переход рисков
Как уже было сказано выше, переход рисков к покупателю осуществляется после принятия им поставки груза.
Распределение расходов
К расходам этого лица относятся следующие пункты:
- оплата всех процедур, связанных с грузом, после принятия его поставки;
- оплата таможенных сборов и иных выплат при переходе через границу государства;
- погашение всех расходов при утере груза или его повреждении, если поставщиком была обеспечена должная упаковка.
Доказательство поставки
Покупатель должен подтвердить факт поставки груза и его принятия.
Инспектирование товара
К обязанностям этого участника сделки относят инспектирование груза. Иными словами, перед отправкой груза лицо должно проверить на наличие недочетов и ошибок все технические документы, договора и другие бумаги.
Дополнительная информация об условиях поставки в термине FCA по ИНКОТЕРМС 2010 в этом видео:
Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Инкотермс 2010.
Бесплатная консультация по телефону:
+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!
Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.
Fca переход права собственности на товар
Условия, применяемые к водному транспорту
Значение термина FCA
FCA – это один из международных терминов, включенных в список Инкотермс 2010. Группа F взаимных обязательств обозначает, что поставщик освобожден от необходимости оплачивать все услуги по транспортировке товара от своего склада до места назначения и разгрузки продукции. Термин FСА – это аббревиатура слова Free Carrier, что означает «франко-перевозчик».
Поставка продукции по условиям, предусмотренным термином FCA, подразумевает то, что продавец исполняет все необходимые требования по оформлению передаточных документов и передает товар назначенному покупателем грузоперевозчику или доверенному лицу в месте, которое оговорено контрактом. В контракте, разработанном по условиям FСА, в обязательном порядке подробно прописывается место и сроки передачи товара от продавца к грузоперевозчику или представителю заказчика.
Условия поставки продукции в рамках FСА имеют некоторые особенности, которые налагают определенные требования на стороны договора, связанные с погрузочно-разгрузочными работами и передачей рисков в случае наступления форс-мажора.
Поставщик может передать продукцию:
• На территории поставщика (предприятие, оптовый склад). В данном случае он отвечает за погрузку.
• На другой территории, оговоренной в контракте. Согласно этим условиям погрузки затраты на погрузку и ответственность за сохранность груза ложится на покупателя.
Условия поставки FСА не предполагают никаких ограничений на используемый тип транспортировки или на сочетание транспортных средств (морской транспорт, автомобильный, самолет или железная дорога). В качестве перевозчика может выступать любая компания, имеющая право на перевозку грузов: отдельная транспортная компания, экспедитор, терминал или порт, а также станция железной дороги.
Выбор грузоперевозчика осуществляет получатель груза, он же передает необходимые сведения об этом грузоперевозчике поставщику для того, чтобы тот включил эти сведения для прохождения таможенных процедур.
Сроки и условия выполнения поставки
Поставщик при выполнении следующих условий снимает с себя все обязательства и риски:
• Продукция получила экспортную очистку в полной степени, подготовлен комплект юридической документации.
• Грузоперевозчику предоставлен доступ к грузу на франко-складе или груз доставлен в место, указанное в контракте для погрузки на оговоренное транспортное средство.
• Груз погружен на транспортное средство, указанное в договоре.
Таким образом, весь перечень обязательств поставщика согласно условий, обозначенных FСА, можно обозначить следующим образом:
• Поставщик поставляет продукцию согласно условиям контракта вместе с необходимой документацией (инвойс, факс, электронное письмо или другой документ), предусмотренной контрактом и подтверждающей продажу.
• Производит своими силами и за свой счет все таможенные операции.
• В соответствии с контрактом предоставляет доступ представителю заказчика на своем складе или в точке погрузки, указанной покупателем.
• Берет на себя все риски, которые могут возникнуть во время транспортировки от места производства до погрузки на транспорт указанного в контракте грузоперевозчика.
• Предоставляет информацию о поставке продукции к месту погрузки.
• Упаковывает товар согласно требованиям грузоперевозчика и производит необходимую маркировку.
• Предоставляет покупателю всю информацию, необходимую для растаможки в стране покупателя.
Покупатель на условиях FСА принимает на себя следующие обязательства:
• Своевременно в объёмах и сроках, оговоренных в контракте, производит оплату за товар.
• За свой счет и заблаговременно заключает договор о транспортировке товара с грузоперевозчиком, частным экспедитором или с другим субъектом, который наделяется полномочиями осуществлять все действия по промежуточной приёмке и транспортировке груза к месту выгрузки получателя.
• В том случае, если погрузка продукции осуществляется не на территории поставщика, заблаговременно предоставляет информацию о месте и времени погрузки.
• Производит все операции с таможней после пересечения границы государства получателя товара.
• Принимает товар у поставщика в соответствии с обозначенными в контракте условиями.
• Берет на себя все риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами после получения продукции от поставщика.
Что нужно знать бухгалтеру об Инкотермс
Сложные договоры, которые содержат отсылки к Инкотермс, то есть к международным правилам толкования торговых терминов, обычно заключаются без участия бухгалтера. Это вотчина юристов и руководителей. Однако, как показывает практика, бухгалтеру тоже не помешает заглянуть в договор. Это поможет не ошибиться при учете расходов. Тому, как правильно «читать» такие договоры, и посвящена наша статья.
Что такое Инкотермс
Благодаря Инкотермс (данная аббревиатура складывается из слов «International Commercе Terms» или «Международные коммерческие термины») стороны договора могут одинаково понимать тот или иной термин, использованный в договоре. Это исключает разногласия в части распределения обязанностей по доставке, страхованию груза, моменту перехода риска случайной гибели товара и т.п. Именно благодаря своей конкретности и четкости, эти правила получили широкое распространение не только в международной торговле. Сегодня они применяются и в обычных, внутренних договорах поставки.
Способствует распространению и простота использования Инкотермс. Чтобы правила начали работать, сторонам достаточно сделать соответствующую оговорку в тексте договора. Ведь Инкотермс не является нормативным документом, а относится к обычаям делового оборота (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.98 № 29).
Впервые свод правил Инкотермс был выпущен в 1936 году и с тех пор неоднократно пересматривался. Последняя редакция — Инкотермс 2010 — действует с 1 января 2011 года. Однако особенность Инкотермс состоит в том, что новая версия не отменяет предыдущую. Стороны сами вправе решить (и указать это в договоре) редакцией какого года они будут пользоваться. Например, сегодня наряду с Инкотермс 2010 активно применяется и предыдущая версия — Инкотермс 2000.
Инкотермс не являются нормативным актом, в силу чего могут быть обязательными для сторон лишь в случае, если они сами закрепили такое условие в договоре.
Инкотермс применяются только к договорам купли-продажи (поставки) и регулируют не договор в целом, а некоторые аспекты взаимоотношений сторон: момент исполнения обязанности по передаче товара, а также распределение рисков между сторонами. При этом Инкотермс не регулируют условия платежа и момент перехода права собственности — на это есть правила Гражданского кодекса.
Инкотермс в основе своей «заточены» под импортные и экспортные контракты, но в последнее время все чаще применяются и для поставок внутри страны. Правовой основой для этого служит пункт 1 статьи 427 Гражданского кодекса, который разрешает определять условия любых договоров примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати.
DAF — следим за моментом перехода права собственности
Для начала заметим, что определить, есть в договоре Инкотермс или нет, очень просто — достаточно бегло просмотреть текст договора. Если в нем будут встречаться аббревиатуры из трех иностранных букв, как то: DAF, FCA, CMT и тому подобное, то можно практически со стопроцентной уверенностью утверждать, что договор заключен с применением международных правил Инкотермс.
Чаще всего используются первые две аббревиатуры — DAF и FCA. И именно на них мы хотим обратить внимание бухгалтера.
Аббревиатура DAF должна привлечь внимание бухгалтера продавца товара по следующей причине.
Она расшифровывается как Delivered at Frontier, или по-русски «Поставка на границе». Это условие означает, что продавец оплачивает расходы по перевозке товара до определенного пункта на границе, независимо от того, перешло право собственности на товар к покупателю или нет. Соответственно, риск случайной гибели и повреждения товара до момента доставки на границу также лежит на продавце, хотя право собственности на товар уже может перейти к покупателю.
Именно этот нюанс и важен для бухгалтера продавца. Если право собственности на товар уже перешло к покупателю, то расходы на доставку этого товара до границы могут оказаться под пристальным вниманием со стороны налоговиков. Ведь в таком случае расходы будут связаны с чужим товаром. Поэтому в интересах бухгалтера перед заключением договора донести до руководства информацию о возможных рисках, и по возможности изменить либо условия перехода права собственности, либо распределение расходов на доставку.
Если же договор уже заключен, и изменить ничего нельзя, то вопрос об учете данных расходов при налогообложении прибыли придется решать на свой страх и риск. Отметим лишь, что есть достаточно старое письмо Минфина (от 22.01.07 № 03-03-06/1/16), в котором рассматривается вопрос учета подобных расходов. Тогда финансовое ведомство пришло к выводу, что расходы на доставку товара, право собственности на который перешло к покупателю, являются экономически обоснованными если контрактом предусмотрены условия поставки DAF. Такие расходы можно учесть при налогообложении прибыли. Более свежих документов или судебной практики, к сожалению, нет.
FCA — следим за договорами перевозки и страхования
Следующая аббревиатура, на которую бухгалтеру продавца стоит обратить внимание, — FCA, что расшифровывается как Free Carrier или «Франко перевозчик». Данное условие подразумевает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара после того, как тот пройдет таможенную очистку, с момента передачи товара в распоряжение перевозчика в обусловленном договором пункте.
Для бухгалтера это условие означает, что все расходы до момента такой передачи товара (по транспортировке, оплате услуг таможенных брокеров, таможенные платежи и т.п.) можно считать экономически обоснованными. А вот после передачи — уже нет. При этом условие FCA означает, что товар передается перевозчику «как есть», то есть, продавец не должен заключать договоры на дальнейшую перевозку и страхование груза. Так что если в договоре есть аббревиатура FCA, то подобные расходы при налогообложении прибыли не учитываются.
Отметим еще один нюанс. Существует хоть и достаточно старая, но все еще применяющаяся на практике позиция налоговых органов. Согласно ей FCA подразумевает, что в цену товара, которая указана в договоре, уже входят расходы по оплате таможенных пошлин и сборов для вывоза, транспортные расходы до передачи товара в обусловленном поставщиком пункте (см. письмо УМНС России по г. Санкт-Петербургу от 07.03.03 № 02-05/4803). А значит, попытка учесть эти расходы отдельно может обернуться спором с налоговиками.
INCOTERMS 2010 – FCA: условия поставки и распределение обязанностей между продавцом и покупателем
При поступлении коммерческого предложения, в котором указаны условия поставки FCA ИНКОТЕРМС либо EXW, многие предприниматели напрягаются. Конечно, доставка на склад покупателя — менее хлопотное дело.
Но большинство иностранных фирм вкладывает в стоимость продукции с условием поставки DDP такие суммы, что проще обратиться к другим категориям ИНКОТЕРМС 2010. Тем более, что некоторые заводы-производители не хотят возиться с доставкой на склад покупателя. А отказываться от их выгодных предложений — не самое лучшее решение.
Что представляет собой базис поставки FCA по ИНКОТЕРМС 2010
Это один из базисов ИНКОТЕРМС, который однозначно трактуется в сфере торговых отношений. Сам ИНКОТЕРМС представляет собой не торговую организацию, а международный свод финансовых правил перевозки грузов, которые касаются условий поставки, в частности.
Изредка можно встретить устаревшее название для FCA — это FRC. Использование этой аббревиатуры для современного ИНКОТЕРМС 2010 неприемлемо и может применяться только для внутренней переписки. Но не для официальной документации.
Термин FCA относится к категории «F», когда основные затраты на перевозку можно считать неоплаченными. При этом условии поставки продавец оплачивает пошлины на экспорт и обеспечивает доставку груза до места передачи основному перевозчику. А уже его услуги должен оплатить покупатель.
FCA иногда называют франко-перевозчиком или Free Carrier. К диктатору Франко этот термин не имеет отношения. В ИНКОТЕРМС «франко» — это место, в котором ответственность за груз переходит под эгиду покупателя. Место смены ответственности играет решающую роль при поставке по условиям термина CPT.
То есть, при DDP франко — это склад покупателя. А при FCA — место передачи перевозчику на внутреннем пункте отгрузки — у терминала основной отправки груза, что соответствует категории «F».
При поставках FCA возможна мультимодальная перевозка грузов — по смешанному типу с применением нескольких разновидностей транспортных средств.
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:
Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)
Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24
Мера ответственности продавца и покупателя
При передаче перевозчику груза на складах, принадлежащих продавцу, ответственность за погрузку лежит на продающей стороне. Если же франко-местом выступает иной объект, то погрузка входит в сферу обязанностей покупателя.
Продавец, до передачи перевозчику, обязан оплатить экспортные пошлины. А ввоз и импортная составляющая растаможки лежит полностью на покупателе.
После прохождения таможенного режима экспорта груз может передаваться принимающей стороне в месте, которое было оговорено в договоре. Это место должно быть самым подробным образом описано и задокументировано, чтобы франко-место было четко определено и не было дополнительных разбирательств и препирательств по поводу FCA.
До передачи перевозчику все риски в полной мере лежат на поставщике. После документированной передачи любое повреждение груза или его утери касается только принимающей стороны и её договорных обязательств с транспортной компанией.
Подробнее об обязательствах, распределении зоны ответственности и расходов по условиям термина FCA вы можете прочесть в другой статье нашего сайта.
Когда поставка FCA считается выполненной?
Поставку можно считать выполненной, когда груз очищен от экспортных госпошлин и передан перевозчику или доверенному лицу покупателя в месте, которое было обозначено в договоре. После этого риски полностью ложатся на принимающую сторону.
Для правильного и своевременного оформления груза покупатель должен предоставить информацию о транспортном средстве и о перевозчике, чтобы экспортные таможенные документы были заполнены правильно.
Перевозчиком может считаться:
- транспортная компания;
- экспедиторская служба;
- терминал (порт, грузовой двор ж/д станции, причал и т.д);
- доверенное лицо на выбор покупателя.
Условия FCA — конкретизация погрузки/разгрузки
Для того, чтобы должным образом конкретизировать условие поставки, используют ряд терминов.
Если груз имеет объем, который кратен нескольким или одной товарной единице, то используют такие термины:
- FIB — для баржи, то есть free into barge;
- FIW — для железнодорожного вагона — free in wagon;
- FOT — для автомобильного транспорта — free on truck и другие.
Если необходима консолидация груза, когда его недостаточно для заполнения одной или нескольких транспортных единиц, то используются следующие термины:
- FT — для терминала — free terminal;
- FOR — для железнодорожной станции — free on rail;
- FFB — для причала парома — free ferry berth и другие.
Отдельные нюансы поставки FCA
Для того, чтобы поставка была выполнена по всем правилам и с соблюдением всех норм, необходимо учесть несколько нюансов.
- Правильное, подробнейшее прописывание в договорных обязательствах места передачи груза.
- Предоставление подробной информации перевозчику по поводу условий перевозки товара. Если груз считается опасным, то транспортная компания должна иметь разрешение на доставку таких материалов.
- Для случаев выполнения долгосрочных обязательств продавец и покупатель должны тщательно согласовывать объемы отгрузки, типы необходимых транспортных средств и готовность к погрузке каждой из частей товара.
- Подача транспортного средства должна быть согласована вплоть до часа или даже желательно минуты погрузки.
Плюсом условий поставки FCA является то, что покупатель может абсолютно самостоятельно выбрать транспортную компанию. Это позволяет сэкономить и проконтролировать подробно расходы на доставку.
Среди минусов — необходимость оплаты пошлин импорта и оформление ввоза груза, но эту часть работы можно поручить таможенному брокеру. Требуется заключение подробного договора с перевозчиком для того, чтобы свести к минимуму возможные риски.
Если транспортная доставка была рассчитана неправильно, то можно понести убытки. Поэтому нужно применение не только знаний внешнеэкономической деятельности, но и логистики.
Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «ИНКОТЕРМС 2010».
Бесплатная консультация по телефону:
Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)
Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!
Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.