Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бухгалтерский учет правовой системы

Энциклопедия решений. Налоговый учет расходов, связанных с использованием справочных правовых систем, бухгалтерских программ и т.д.

Налоговый учет расходов, связанных с использованием справочных правовых систем, бухгалтерских программ и т.д.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

Сразу оговоримся, что на практике справочные правовые системы, бухгалтерские программы, доступ к передаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи, информационная и юридическая поддержка, бухгалтерское и налоговое консультирование и т.п. предоставляются по самым разным договорам. Это могут быть договоры на оказание услуг, включая услуги по сопровождению электронного периодического справочника, договоры на юридическое сопровождение, лицензионные договоры и даже договоры на поставку экземпляров. Форма предоставления тоже может быть любой — от обычного компакт-диска до «облачного» сервиса.

По нашему мнению, не имеет значения, в каком конкретно виде налогоплательщик приобретает и использует справочные материалы и информационные услуги — в бумажном издании или в электронном формате, не важен и способ получения — в виде экземпляров на дисках или по телекоммуникационным каналам связи. Главные условия — использование их в деятельности и документальное подтверждение приобретения.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на юридические и информационные услуги учитываются при налогообложении в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ указано, что в том же порядке учитываются при налогообложении расходы на консультационные и иные аналогичные услуги. Таким образом, список рассматриваемых услуг является открытым. Отметим, что в НК РФ не упоминается, в какой форме должны быть оказаны юридические, консультационные, информационные и т.п. услуги — в электронной, письменной или устной, путем предоставления справочной информации или самостоятельного доступа к информационным базам и т.д. Если услуги приобретены налогоплательщиком для использования в деятельности, направленной на извлечение дохода, то способ их оказания значения не имеет.

Кроме того, согласно пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы, связанные с приобретением прав на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям), учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее лимита стоимости амортизируемого имущества, определенного п. 1 ст. 256 НК РФ (письмо Минфина России от 12.02.2016 N 07-01-09/7509). На основании пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ могут учитываться и расходы, связанные с приобретением прав на использование СПС или бухгалтерских программ, иного аналогичного ПО, если они предоставляются по лицензионному договору.

Соответственно, все подобные расходы (независимо от способа их оформления) налогоплательщики вправе учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

При методе начисления расходы признаются в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 272 НК РФ, при кассовом методе — п. 3 ст. 273 НК РФ.

Как учесть справочно-правовые системы и бухгалтерские программы

Материал предоставлен редакцией бератора «Современная налоговая энциклопедия»

Практически в каждой фирме есть справочно-правовые системы «Гарант» или «КонсультантПлюс», а также различные бухгалтерские программы. Компьютерные программы и базы данных относят к нематериальным активам. Однако при покупке этих систем или программ вы приобретаете только право пользования ими. Авторские права же на них по-прежнему остаются у фирмы-разработчика. Поэтому относить «Гарант» или «КонсультантПлюс» к нематериальным активам нельзя. Их учет вы должны вести за балансом (п. 26 ПБУ 14/2000).

Для этого можно ввести дополнительный забалансовый счет 012 «Нематериальные активы, приобретенные на правах пользования».

Как правило, заключая договор, фирма-разработчик не ограничивает срок использования системы «Гарант» или «КонсультантПлюс». Поэтому в налоговом учете стоимость правовой базы вы можете сразу списать на прочие расходы (п. 1 ст. 272 НК РФ).

В бухгалтерском учете расходы на установку можно отражать двумя способами.

Первый – отнести стоимость правовой базы на расходы будущих периодов и затем постепенно списывать ее на общехозяйственные расходы. Второй – сразу списать на общехозяйственные расходы.

Совет: выгоднее пользоваться вторым способом. Расходы на установку будут одинаково отражены в бухгалтерском и налоговом учете. Следовательно, вести дополнительные регистры налогового учета не потребуется.

Кроме того, первый способ можно применять, если руководитель фирмы ограничил срок использования правовой системы.

Пример 1

В апреле ЗАО «Актив» приобрело справочно-правовую систему «Гарант». Ее стоимость – 23 600 руб. (в том числе НДС – 3600 руб.).

Директор «Актива» никаких распоряжений о сроках использования правовой системы не издавал. Поэтому ее стоимость можно сразу отнести на расходы как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Бухгалтер «Актива» сделал проводки:

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 23 600 руб. – перечислены деньги поставщику;

– 23 600 руб. – получено право пользования системой «Гарант»;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60

– 20 000 руб. (23 600 – 3600) – отражены расходы на установку системы «Гарант»;

Читать еще:  229 постановление правительства московской области

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 3600 руб. – учтен НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 3600 руб. – НДС принят к вычету.

Для целей налогообложения стоимость правовой базы (20 000 руб.) нужно полностью отнести на расходы в апреле.

Системы «Гарант» и «КонсультантПлюс» и бухгалтерские программы необходимо постоянно обновлять. Затраты на обновление вы должны списать на общехозяйственные расходы в бухгалтерском учете и на прочие – в налоговом.

Как правило, фирма платит за несколько обновлений вперед. Однако расходами эти суммы можно признать (как в налоговом, так и в бухгалтерском учете) только после того, как программа будет фактически обновлена.

Пример 2

В апреле ЗАО «Актив» купило справочно-правовую систему «КонсультантПлюс». Одновременно «Актив» заплатил 29 500 руб. (в том числе НДС – 4500 руб.) за обновление этой системы в течение 10 месяцев.

В бухгалтерском учете нужно сделать проводку:

ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» КРЕДИТ 51

– 29 500 руб. – внесена предоплата за обновление системы «КонсультантПлюс».

В мае был подписан акт о первом обновлении.

Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:

КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– 2500 руб. ((29 500 руб. – 4500 руб.) : 10 мес.) – отражены расходы на обновление системы «КонсультантПлюс»;

КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– 450 руб. (4500 руб. : 10 мес.) – учтен НДС;

ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»

– 2950 руб. (2500 + 450) – зачтена часть аванса, перечисленного поставщику;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

– 450 руб. – НДС принят к вычету.

В мае бухгалтер «Актива» уменьшит налогооблагаемую прибыль на 2500 руб.

Статьи по Бухучету

О документальном оформлении и учете справочно-правовых систем

  • » rel=»nofollow»>

Подробности Категория: Бухучет Создано: 27.04.2011 05:17 Опубликовано: 27.04.2011 05:17

1. Договор, определения
2. Первичные документы
3. Бухгалтерский учет
4. Налогообложение

1. Договор, определения

Прежде чем отразить в учете хозяйственную операцию, бухгалтер должен определить природу совершенной сделки. От того, как составлен договор, каково его содержание, в большинстве случаев зависит и порядок ее отражения в бухгалтерском и налоговом учетах.

«Система Гарант» — это электронный периодический справочник. Это сказано в свидетельстве о регистрации № ЭЛ 77-2137 от 03.12.1999 года, выданном Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

В справочнике представлены нормативные и законодательные документы: тексты законов, указов, постановлений, распоряжений, инструкций и иных материалов правового характера, составляющие законодательство РФ. Информация, содержащаяся в текущих версиях электронного периодического справочника «Система ГАРАНТ», имеет справочный характер.

Задачей компании является подбор нормативных актов и документов, и поддержание, обновление базы нормативных документов в действующем состоянии с учетом всех внесенных изменений и редакций, а также внесение в нее дополнительных нормативных и законодательных актов на определенную дату. Регулярность обновления информации – 1 раз в неделю.

Помимо этого, обеспечивается компьютерная система поиска необходимой информации.

Поэтому рассматривать справочно-правовую систему (базу) «Гарант» как компьютерную программу, на взгляд автора, не верно. Ведь для работы организации – заказчика информации используется не сама программа по поиску данных, а нормативные документы, которые содержатся в данной программе. Поэтому учет и документальное оформление получения данной базы отличается от учета других компьютерных программ.

На момент выхода статьи ООО «НПП «Гарант-Сервис» оформляет договором о возмездном оказании информационных услуг (ст.779 ГК РФ) на определенный срок.

К информационным услугам относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.

Предметом договора является оказание за плату информационных услуг, а именно предоставления информации о текущем состоянии законодательства Российской Федерации. Информация предоставляется в виде экземпляров текущих еженедельно выпускаемых версий электронного периодического справочника «Система ГАРАНТ» и/или комплектов частей (информационных разделов, блоков) справочника. Тематика заказываемых информационных блоков определяется покупателем информационных услуг самостоятельно, с индивидуальным наполнением.

Заказанная информация может быть предоставлена и на бумаге, сброшюрованной в сборники нормативных актов, официальных документов, и в консультативной устной форме, и другими способами. В данном случае электронный носитель является более современным и удобным в эксплуатации средством.

Заказчик также самостоятельно выбирает вид и способ доставки информации (носителей). Она может передаваться удобными для клиента способами – с помощью курьеров, почты или по телекоммуникационным сетям.

Вид доступа к предоставляемой информации, периодичность ее предоставления выбирается также покупателем услуг самостоятельно.

Стоимость первого представления информации и последующие в договоре четко оговорены.

2. Первичные документы

Первичными документами, подтверждающими приобретение услуг, являются:

— договор на оказание информационных услуг;

— акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), подписанный сторонами;

— счет-фактура оформленный в соответствии с требованиями Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

— протокол согласования цен;

Специфика оформления документов по данному договору касается только актов приема-сдачи работ. Это связанно с тем, что способ доставки заказанной информации определяется покупателем самостоятельно и не всегда предполагает возможность получения второй подписи на экземпляре акта и его высылку в адрес компании-поставщика услуг.

Читать еще:  Как заверить трудовую по новым правилам

Если по желанию Заказчика выбран способ получения информации по телекоммуникационным сетям, то акт сдачи-приемки не оформляется. В последний рабочий день месяца в электронном виде по телекоммуникационным сетям Заказчику предоставляется счет-фактура (физическим лицам – справка-счет об оказанных услугах). Оригинал счета-фактуры отсылается почтой. Документом, подтверждающим оказание услуг по предоставлению информации, является почтовая квитанция о высылке счета-фактуры (справки-счета для физического лица).

Если по желанию Заказчика выбран почтовый способ получения информации, то акт сдачи-приемки не оформляется. Документом, подтверждающим оказание услуг по предоставлению информации, является почтовая квитанция о высылке информации. Одновременно высылается счет-фактура.

3. Бухгалтерский учет

В соответствии с п.п.5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы по приобретению информационных услуг в качестве управленческих расходов формируют расходы по обычным видам деятельности. Расходы по обычным видам деятельности включаются организацией при формировании финансового результата в себестоимость проданной продукции (п.9 ПБУ 10/99).

Согласно п.18 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) при выполнении условий, перечисленных в п.16 ПБУ 10/99.

По мнению автора, расходы по получению информационных услуг признаются в бухгалтерском учете на дату, когда услуги оказаны, т.е. дату подписания акта сторонами, либо при его отсутствии в специфических условиях поставки на последнюю дату отчетного месяца.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, определяемым исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и арендодателем (п.6 ПБУ 10/99).

Если информация используется непосредственно в производственных целях, стоимость услуг подлежат включению в затраты организации статье «Информационные услуги» записью:

Дебет 20, 26,44 Кредит 60-1

отражены текущие затраты по информационным услугам;

Дебет 19 Кредит 60-1

учтен НДС по информационным услугам на основании счета-фактуры поставщика;

Дебет 60-1 Кредит 51

– погашена задолженность поставщику услуг;

Дебет 68 Кредит 19

принят к вычету НДС по информационным услугам.

Если договором предусмотрена предоплата, то выданный аванс будет учтен бухгалтерской проводкой:

Дебет 60-2 Кредит 51

— перечислена предоплата согласно договору об оказании информационных услуг;

Затем учет затрат будет отражен указанными выше бухгалтерскими проводками с зачетом соответствующей части аванса:

Дебет 60-1 Кредит 60-2

– зачтена часть аванса, перечисленного поставщику информационных услуг, на основании акта приемки-сдачи выполненных работ;

Отличия в стоимости текущих версий (особенно это характерно для первого предоставления), на решение вопроса об отражении в учете влияния не оказывают.

4. Налогообложение

В налоговом учете для целей исчисления прибыли затраты организации по приобретению информационных услуг включается в состав прочих расходов, связанные с производством и (или) реализацией. Включение производится в один из следующих дней:

— если организация определяет расходы и доходы по методу начисления, то в день, когда были получены информационные услуги (пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ).

— если организация определяет расходы и доходы кассовым методом, то расходы принимаются после их фактической оплаты (пп. 3 п. 1 ст. 273 НК РФ).

Уплаченный при приобретении информационных услуг НДС покупатель в общем случае может принять к вычету. Для этого покупатель должен вести деятельность, облагаемую НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Для осуществления вычета необходимо наличие счета-фактуры продавца и наличие документов, подтверждающих фактическую уплата налога продавцу (п.1 ст. 172 НК РФ).

НДС не принимается к вычету, а учитываться в стоимости информационных услуг в следующих случаях (ст. 170 НК РФ):

— если покупатель услуг осуществляет деятельность, не подлежащую налогообложению (освобожденных от налогообложения) НДС,

— если покупатель использует их для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;

— если он не является плательщиками НДС либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате этого налога;

— если он приобретает информационные услуги для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ

Энциклопедия решений. Налоговый учет расходов, связанных с использованием справочных правовых систем, бухгалтерских программ и т.д.

Налоговый учет расходов, связанных с использованием справочных правовых систем, бухгалтерских программ и т.д.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

Сразу оговоримся, что на практике справочные правовые системы, бухгалтерские программы, доступ к передаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи, информационная и юридическая поддержка, бухгалтерское и налоговое консультирование и т.п. предоставляются по самым разным договорам. Это могут быть договоры на оказание услуг, включая услуги по сопровождению электронного периодического справочника, договоры на юридическое сопровождение, лицензионные договоры и даже договоры на поставку экземпляров. Форма предоставления тоже может быть любой — от обычного компакт-диска до «облачного» сервиса.

Читать еще:  Передача исключительных прав может оформляться

По нашему мнению, не имеет значения, в каком конкретно виде налогоплательщик приобретает и использует справочные материалы и информационные услуги — в бумажном издании или в электронном формате, не важен и способ получения — в виде экземпляров на дисках или по телекоммуникационным каналам связи. Главные условия — использование их в деятельности и документальное подтверждение приобретения.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на юридические и информационные услуги учитываются при налогообложении в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ указано, что в том же порядке учитываются при налогообложении расходы на консультационные и иные аналогичные услуги. Таким образом, список рассматриваемых услуг является открытым. Отметим, что в НК РФ не упоминается, в какой форме должны быть оказаны юридические, консультационные, информационные и т.п. услуги — в электронной, письменной или устной, путем предоставления справочной информации или самостоятельного доступа к информационным базам и т.д. Если услуги приобретены налогоплательщиком для использования в деятельности, направленной на извлечение дохода, то способ их оказания значения не имеет.

Кроме того, согласно пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы, связанные с приобретением прав на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям), учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее лимита стоимости амортизируемого имущества, определенного п. 1 ст. 256 НК РФ (письмо Минфина России от 12.02.2016 N 07-01-09/7509). На основании пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ могут учитываться и расходы, связанные с приобретением прав на использование СПС или бухгалтерских программ, иного аналогичного ПО, если они предоставляются по лицензионному договору.

Соответственно, все подобные расходы (независимо от способа их оформления) налогоплательщики вправе учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

При методе начисления расходы признаются в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 272 НК РФ, при кассовом методе — п. 3 ст. 273 НК РФ.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет в нашей стране ведется в соответствии с определенными правилами и принципами, а также на основе ряда требований, предусмотренных законодательством. О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 2016 расскажем в нашем материале.

Уровни бухгалтерского учета с позиции регулирования

Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.

Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.

Основные нормативные документы по бухгалтерскому учету 2016: уровень 1

В основе этого уровня лежит Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель данного закона — установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Сюда же можно отнести Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» и иные федеральные законы, прямо или косвенно регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Нормативные акты по бухгалтерскому учету: уровень 2

Ко 2-ому уровню системы нормативного регулирования бухучета относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н), План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), МСФО (Приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105), иные приказы Минфина, указы Президента, постановления Правительства и др.

Нормативная база бухгалтерского учета: уровень 3

К нормативным документам по бухгалтерскому учету 3-го уровня относятся методические указания и рекомендации, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень.

Сюда можно отнести Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н), Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций (Приказ Минсельхоза от 19.06.2002 № 559) и т.д.

На этом же уровне можно упомянуть письма Минфина, которые хотя и не являются нормативными правовыми актами (п.2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1009) и применяются организациями добровольно, могут помочь бухгалтеру в решении того или иного практического учетного вопроса.

Бухгалтерские нормативные документы: уровень 4

На этом уровне главный нормативный документ по бухучету – учетная политика организации. Цель этого уровня регулирования бухучета – определить для организации порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector