Увеличение предложения денег вызовет
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Увеличение — предложение — деньги
Увеличение предложения денег в экономике приводит к понижению банковской ставки процента. [1]
Существует особый случай, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода. [2]
Допустим, что центральный банк действительно взял курс на увеличение предложения денег , надеясь понизить процентную ставку. Но рост денежной массы вызывает инфляционные процессы. Заемщики готовы платить реальный процент, ибо отдавать долги они будут все равно обесценившимися деньгами. Таким образом, действия центрального банка привели не к понижению, а к повышению процентной ставки, что не позволяет достичь конечной цели денежной политики — роста ВНП. В связи с вышесказанным следует различать краткосрочные и долгосрочные результаты денежной политики. В этом вопросе позиции неокейнсианцев и монетаристов серьезно расходятся. Неокей-нсианцы исходят из критически важной для них предпосылки, что заработная плата и цены — это негибкие инструменты, относительно заторможены. Поэтому по крайне мере в краткосрочном плане правительство может добиться путем увеличения денежной массы роста ВНП согласно уже рассмотренной схеме. [3]
Если центральный банк предоставляет ссуды, это ведет к увеличению предложения денег в банковской системе и, следовательно, к снижению процентной ставки. Если центральный банк заимствует средства, предложение денег в банковской системе сокращается, а процентные ставки повышаются. [4]
Денежно-кредитная политика достигает наибольшего эффекта в том случае, когда увеличение предложения денег приводит к росту национального дохода и снижению ставок процента. [5]
Таким образом, экспансионистская денежная политика, которая состоит в увеличении предложения денег , вызывая правый сдвиг кривой LM, стимулирует рост национального дохода. [6]
Третьим и наиболее важным источником инфляции был крупный государственный дефицит, финансируемый за счет увеличения предложения денег . Дефицит, в свою очередь, имеет много корней. [7]
Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег . Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам. [8]
Монетаристы считают, что спекулятивный спрос на деньги не зависит от ставки процента, поэтому увеличение предложения денег приводит к ростучцен, но не объемов производства, как это следовало бы из модели Кейнса. [9]
Когда кривая LM вертикальна, единственно эффективный способ оказать влияние на доход — это экспансионистская денежная политика: увеличение предложения денег ( М) ведет к росту дохода ( Y), при котором / / VT. [10]
ПДД делает кредит дешевым и легкодоступным. Для этого нужно способствовать увеличению предложения денег . [11]
Политика дешевых денег — денежно-кредитная политика центрального банка страны, направленная на стимулирование совокупного спроса, занятости и роста производства. Для нее характерны низкие учетные ставки и покупка центральным банком государственных облигаций на открытом рынке с целью увеличения предложения денег . [12]
Что касается активов, производство которых эластично, то причиной того, что мы допускали падение их собственной нормы процента, было наше предположение, что их фонд увеличивается в результате роста выпуска. Однако в отношении денег, если оставить на время наше рассмотрение последствий сокращения единицы заработной платы или преднамеренного увеличения предложения денег монетарными органами, предложение является постоянным. [13]
Используя инструменты денежной политики, правительство может влиять на ставку процента и проводить в зависимости от ситуации политику либо дорогих, либо дешевых денег. Когда экономика сталкивается со спадом производства и, следовательно, с ростом безработицы и снижением цен, то кредитно-финансовые учреждения принимают решение об увеличении предложения денег для стимулирования совокупных расходов. Для этого проводятся следующие мероприятия. [14]
В результате рыночная цена государственных ценных бумаг возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги непривлекательными для их владельцев. Население ( через дилеров) и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что в конечном счете приводит к увеличению банковских резервов и соответственно увеличению предложения денег . [15]
Предложение денег
В современной рыночной экономике предложение денег Обеспечивается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны. Центральный банк выпускает в обращение бумажные деньги разного достоинства и монеты. Коммерческие банки участвуют в денежном обращении, предоставляя ссуды бизнесу и населению. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег. Предложение денег — количество денег, находящихся в обращении в экономике страны. Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве.
Для измерения объема денежного предложения используются следующие показатели (агрегаты):
Денежные агрегаты расположены в порядке убывания степени ликвидности. Количество и состав используемых денежных агрегатов различаются по странам мира. В США и России расчет денежного предложения ведется по четырем денежным агрегатам, в Японии и Германии — по трем, в Англии и Франции — по двум.
Вопрос о том, какой агрегат является деньгами, дискуссионный. Однако большинство экономистов считает, что подлинными деньгами является агрегат М1, так как его компоненты могут быть безотлагательно израсходованы. Агрегат M1 называют деньгами в узком смысле слова. В развитых странах на долю металлических денег приходится 2—3 %, а бумажных денег — 25 % денежной массы М1. Безналичные деньги стали основной формой денег в современной экономике.
Срочные вклады физических лиц, депозиты предприятий, депозитные сертификаты и облигации государственных займов, являющиеся компонентами денежных агрегатов М2 и M3, — высоколиквидные финансовые активы. Хотя они и не функционируют непосредственно как средство обращения, но могут легко переводиться в наличные и безналичные деньги. Поэтому центральный банк рассчитывает денежные агрегаты M2 и M3 и учитывает их величину при регулировании денежного предложения.
Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии и регулирования выдачи денег в ссуду коммерческими банками через установление учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка. Если в качестве своей тактической цели устанавливается некое фиксированное предложение денег и поддерживается на данном уровне независимо от того, что будет происходить с процентными ставками, то кривая предложения денег будет вертикальной линией (SМ1). Если же тактическая цель центрального банка — стабилизация процентной ставки (по меньшей мере в краткосрочном временном интервале) на некотором фиксированном уровне вне зависимости от изменения количества денег, то кривая предложения денег будет горизонтальной (Sm2). Если же центральный банк не устанавливает тактических целей ни для величины предложения денег, ни для значения нормы процента и допускает расширение масштаба предложения денег по мере того, как растет норма процента, то кривая предложения денег будет возрастающей (Sm3).
Угол наклона кривой предложения денег зависит от тактической цели, определяемой центральным банком страны.
Влияние изменения денежного предложения на рост ВВП, совокупный спрос и цены
Монетаристы утверждают, что инфляция полностью связана с повышением денежного предложения. Чем быстрее увеличивается денежное предложение, тем выше будет уровень инфляции. Кейнсианцы же видят более слабую связь между деньгами и ценами.
Ответ на поставленные вопросы можно получить в рамках количественной теории денег, которая утверждает, что уровень цен в экономике зависит от количества денег: чем больше денежное предложение, тем выше уровень цен.
Уравнение обмена, являясь визитной карточкой монетаризма, показывает отношение между национальными расходами и национальным доходом:
MV=PY, (7.1)
где М – количество денег;
V – скорость обращения денег;
P – уровень цен или средняя цена, по которой продается каждая единица продукта;
Y – физический объем товаров и услуг, произведенных в стране.
В левой части уравнения – затраты, в правой – результаты производства. PY равно ВНП, поэтому уравнение можно записать так:
MV = ВВП, (7.2)
где ВВП – валовой внутренний продукт.
Классическая дихотомия – деление на номинальные и реальные величины применяется и при анализе современной экономики, поскольку некоторые из действующих в ней сил оказывают влияние только на номинальные, а другие – на реальные переменные.
Так, изменение предложения денег влияет только на номинальные, а не на реальные экономические величины. Если, например, Национальный банк удвоит предложение денег, то в два раза возрастет уровень цен, а также рублевое выражение заработной платы и все другие величины, имеющие стоимостное выражение. В то же время реальные величины, такие, как: уровень производства, занятость, реальная заработная плата и реальная ставка процента останутся неизменными. Независимость реальных переменных величин от монетарных изменений называется нейтральностью денег. Использование свойства нейтральности денег позволяет провести анализ реальных экономических процессов в долгосрочном периоде.
Из уравнения обмена вытекает, что рост MV должен сопровождаться ростом PY.Вместе с тем возникает вопрос, как влияет изменение только M на Р. По вопросу, влияют ли (если влияют, то как) изменения денежного предложения М на V и Y,ведется полемика.
Скорость обращения денег V в левой части формулы (7.1) означает, что предложение денег М может влиять на ВВП только при условии, что V остается стабильной. В противном случае возникает высокая степень неопределенности.
Кейнсианцы утверждают, что V стремится изменяться обратно пропорционально М (т.е. когда один показатель возрастает, другой уменьшается). Рост денежного предложения приведет к падению процентных ставок и росту удержания спекулятивных балансов, следовательно, к уменьшению средней скорости обращения денег (V). Рост денежного предложения может ограниченно влиять на общую сумму затрат (MV и PY). Это влияние довольно непредсказуемо: оно может быть как слабым, так и сильным. Причиной является то, что изменения денежного предложения будут иметь непредвиденный и довольно слабый эффект на процентные ставки, а такие их изменения будут иметь непредвиденный и слабый эффект на совокупный спрос[57]:
М↑→ V ↓ (?) MV. (7.3)
Представители монетаризма[58] предполагают, что в долгосрочном периоде V определяется абсолютно независимо от денежного предложения (М). Таким образом, рост М не будет влиять на V и, следовательно, будет возрастать прямо пропорционально при потреблении M :
где Vconst означает, что скорость денежного обращения определена внешне (экзогенно), т.е. она независима от М.
Это не значит, что скорость обращения денег вообще не меняется. Изменение происходит, но постепенно и предсказуемо.
С учетом сказанного, количественная теория денег может быть сведена к следующим основным положениям:
· скорость обращения денег сохраняет относительную стабильность во времени;
· поскольку скорость обращения денег стабильна, изменение количества денег (М) вызывает пропорциональное изменение номинальной стоимости произведенной продукции (PY);
· объем производства товаров и услуг (Y) зависит главным образом от предложения производственных ресурсов и уровня технологий. В силу свойства нейтральности денег их количество не влияет на объем выпуска продукции;
· при изменении предложения денег (М) происходит изменение номинальной стоимости объемов производства (PY). При объеме производства (Y), определяемом только предложением производственных ресурсов и уровнем технологий, действия правительства приведут только к изменению уровня цен (Р);
· поэтому, когда правительство увеличивает предложение денег, темпы роста цен возрастают;
· устойчивые характеристики этого воздействия можно получить лишь применительно к продолжительным периодам.
Монетаристы, включая М.Фридмена, Р.Лукаса из Чикагского университета, утверждают, что не следует увлекаться активной денежной политикой, пытаясь вывести страну из экономического спада или препятствуя инфляции, т.к. подобная политика слишком часто проводится неправильно и в итоге может не уменьшить, а напротив, усилить экономическую нестабильность и инфляцию. Сторонники монетаризма предлагают следовать простому правилу – правилу постоянного роста денежной массы, соответствующего долгосрочному росту экономики. М.Фридмен оценивал этот рост денежной массы в 3–4% в год. В этом состоит, так называемое, «денежное правило» Фридмена.
Вместе с тем было бы ошибкой трактовать как инфляцию повышение цен, вызванное одноразовым увеличением денежной массы. Одноразовое (импульсное) увеличение денежной массы создает одноразовое увеличение уровня цен. Инфляция – это иное явление, под которым понимается постоянное и продолжительное повышение цен.
Запуск инфляционных процессов можно проследить при помощи, так называемого, инфляционного трансмиссионного механизма (рис.7.2).
Предложение денег
Под предложением денег понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.
Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей Центральный банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ), а также в определенных случаях в незначительной мере зависит и от поведения населения и от поведения крупных коммерческих финансовых структур.
Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве.
Долгосрочная кривая предложения денег отражает зависимость денежной массы от изменения процентной ставки при изменениях спроса на деньги. Вид кривой предложения денег зависит от тактических целей денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком.
Рис. 16.2 — Денежное предложение при различных целях денежно-кредитной политики
а — жесткая монетарная политика;
б — гибкая монетарная политика;
в — комбинированная денежная политика.
Кривая предложения имеет вертикальный вид тогда, когда центральный банк реализует цель поддержания количества денег на постоянном уровне и уверенно контролирует количество денег в обращении, независимо от колебания процентной ставки. Она представлена на рис. 1а: по оси абсцисс откладывается величина предложения денег M s , а по оси ординат — процентная ставка r. Такая ситуация характерна для жесткой монетарной политики, направленной на сдерживание инфляции.
Кривая предложения имеет горизонтальный вид тогда, когда целью монетарной политики является сохранение стабильным номинального размера ссудного процента. Достигается это путем фиксации учетной ставки ЦБ и привязки к ней ставок коммерческих банков, а также с помощью операций на открытом рынке. Такая политика называется гибкой монетарной политикой.
Кривая предложения денег имеет наклонный вид тогда, когда ЦБ допускает определенное увеличение количества денег, находящихся в обращении, и соответственно, номинальной ставки процента. Как правило, это имеет место, когда ЦБ сохраняет постоянной норму обязательных резервов, но не проводит операций на открытом рынке. Данная политика (комбинированная) обычно применяется, когда изменения спроса на деньги обусловлены колебаниями ВВП.
Предложение денег(М S ) включает в себя наличность вне банковской системы (С) и текущие депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок:
Фактически это агрегат М1. Наличность (банкноты и монеты) создает ЦБ страны. Как осуществляется процесс создания наличности? Центральный банк, во-первых, расплачивается банкнотами при покупке у населения, фирм и государства золота, иностранной валюты и ценных бумаг; во-вторых, предоставляет государству и коммерческим банкам кредиты банкнотами.
Наличность, покинувшая ЦБ и поступившая в экономику, распределяется в дальнейшем по двум направлениям:
а) одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм;
б) другая поступает в коммерческие банки (КБ) в виде депозитов.
Следовательно, если наличность создает ЦБ, то депозиты — КБ. Деньги, поступавшие в КБ, могут использоваться ими для предоставления кредита, и тогда количество денег в экономике возрастает. При возвращении кредита объем денежной массы на руках хозяйствующих субъектов уменьшается. Таким образом, КБ могут как создавать, так и уничтожать (сокращать) денежную массу.
В отличие от ЦБ, возможности увеличения денег у которого теоретически безграничны, так как его долговые обязательства и есть деньги, КБ имеют пределы кредитования. Открывая у себя счета, КБ должны считаться с тем, что вкладчики в любое время могут потребовать свои деньги в объеме вклада. Поэтому для поддержания ликвидности КБ всегда необходимы резервы наличных денег. Такие резервы создаются ЦБ в виде обязательных беспроцентных вкладов коммерческих банков в ЦБ. Их размер определяется в виде процента от депозитов КБ (данный процент получил название обязательной нормы резервирования): для вкладов до востребования — более высокий норматив; для срочных вкладов — более низкий.
Таким образом, ЦБ создает не только наличность, но и обязательные резервы. Наличность С и обязательные резервы R образуют так называемые базовые деньги, или денежную базу MB:
Денежная база(МВ) – наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в ЦБ:
Динамика предложения денег может быть охарактеризована с помощью денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор — это отношение предложения денег к денежной базе.
где m — денежный мультипликатор;
Ms — предложение денег;
MB- денежная база.
Рассмотрим, от чего зависит его величина.
В отличие от других финансовых институтов, банки обладают способностью увеличивать предложение денег («создавать деньги»).
Рассмотрим условный пример, показывающий процесс создания денег КБ. Пусть норма резервирования r составляет 10%. Допустим, в КБ А поступил депозит в размере 1 млрд. руб. Из них 100 млн. руб. банк обязан перечислить в резервный фонд (10% от суммы депозита). В этом случае сумма кредита, выдаваемая банком, составит 900 млн. руб. (избыточные резервы). Оставшиеся в распоряжении КБ (после формирования обязательных резервов) средства получили название избыточных резервов (Е).
Таким образом, 900 млн. руб. стали новыми деньгами, созданными коммерческим банком А. Взяв эти деньги, фирмы и граждане используют их на оплату товаров и услуг, выплату заработной платы, закупку сырья и материалов и т.д. Владельцы магазинов и прочие получатели денег затем переводят их на свои банковские счета, допустим, в банк Б, и получается, что 900 млн. руб., на которые банк А выдал ссуды, снова оказались на депозите.
Из 900 млн. руб., которые были внесены в банк Б, последний должен 10% этой суммы (90 млн. руб.) перечислить в резервный фонд; остальную часть можно вновь ссудить; 810 млн. руб. ссужаемых денег вскоре вновь вернутся в банк, но теперь в банк третьего уровня — В. Часть из них опять необходимо поместить на резервный счет, остальные снова можно будет ссудить и т.д.
Этот процесс получил название эффекта денежного (кредитного) мультипликатора (коэффициент самовозрастания денег).
Денежный мультипликатор — это коэффициент самовозрастания денег, он показывает, как изменяется предложение денег при изменении денежной базы на единицу.
В нашем примере первичный депозит в размере 1 млрд. руб. позволил выдать ссуду 900 млн. руб., а затем создать депозит на эту же сумму в другом банке. Банк Б, выдавая ссуду 810 млн. руб., позволил создать второй депозит в банке В на эту же сумму. Третий депозит составит 729 млн. руб. в банке Г, который образует вскоре в банке Д четвертый депозит в размере 652 млн. 100 тыс. руб., и так до завершения процесса.
В конце процесса предел расширения банковских депозитов будет выглядеть следующим образом:
1 млрд. + 900 млн. + 810 млн. + 729 млн. + 652 млн. 100 тыс. руб. + . =
Таким образом, при норме резервирования r, равной 10%, первоначальный депозит в 1 млрд. руб. обернулся мультипликационным эффектом расширения денежной массы на 10 млрд. руб. Это значит, что предел создания кредитных денег определяется нормой резервирования. Если бы она была равна 5%, то максимальная сумма ссужаемых средств возросла до 20 млрд. руб., если бы 50%, то максимальный размер кредитных денег уменьшился бы до 2 млрд. руб.
Тогда в общем виде денежный мультипликатор т может быть записан в виде следующей формулы:
где r — норма обязательного резервирования.
Таким образом, дополнительное предложение денег, возникшее в результате депозита в 1 млрд. руб, равно
4. Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
Денежный рынок — это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, «цену» денег; это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.
На денежном рынке деньги не продаются и не покупаются подобно другим товарам. В этом специфика денежного рынка. При сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента.
На рис. 16.3 приведены типичные кривые спроса и предложения денег. Кривая предложения M s имеет форму вертикальной прямой при допущении, что центральный банк, контролирующий денежное предложение, стремится поддерживать его на фиксированном уровне независимо от изменений номинальной процентной ставки. Как и на любом рынке, равновесие на денежном рынке находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.
Рис. 16.3 — Равновесие на денежном рынке
Из анализа графика видно, что население и фирмы будут держать на руках точно 150 млрд. руб. лишь при процентной ставке, равной 7%. При более низкой норме процента они будут стараться увеличить количество денег в своих портфелях, тем самым снижая цены на ценные бумаги и повышая норму процента, достигая таким образом равновесия, и наоборот.
Попробуем оценить влияние изменений, возникающих в предложении или спросе на деньги. Сначала рассмотрим реакцию денежного рынка на изменение денежного предложения. Допустим, предложение денег увеличилось с 150 до 200 млрд. руб. (рис. 16.4).
Рис. 16.4 — Сдвиг равновесия в результате увеличения предложения денег
Результатом увеличения количества денег в обращении будет уменьшение ставки процента с 7 до 5%. Почему? При ставке процента, равной 7%, людям потребуется лишь 150 млрд. руб. Излишек предложения в 50 млрд. руб. они инвестируют в ценные бумаги или другие финансовые активы. В итоге курсы ценных бумаг будут расти, что эквивалентно падению процентной ставки. (Например, по долгосрочной облигации выплачивается процент в 300 руб. в год. Если цена облигации 3000 руб., то норма процента равна 10%. Если цена облигации увеличится до 4000 руб., норма процента составит лишь 7,5%.) По мере падения процентной ставки цена хранения денег также уменьшается, население и фирмы увеличивают количество наличности и чековых вкладов.
При ставке, равной 5%, равновесие на денежном рынке будет восстановлено: спрос и предложение денег будут равны 200 млрд. руб. При сокращении предложения денег возникает временный их дефицит. Население пытается преодолеть нехватку денег путем продажи акций и облигаций. Рост предложения на рынке ценных бумаг понизит их рыночную стоимость и одновременно увеличит процентную ставку. Более высокая процентная ставка повышает цену хранения денег и уменьшает их количество, которое люди хотят иметь на руках. Спрос на деньги сокращается, и денежный рынок возвращается к равновесию.
Проанализируем последствия при изменении в спросе на деньги (рис. 16.5). Первоначально рынок находится в равновесии в точке Е1 при номинальной ставке, равной 7%. Рост номинального дохода сдвигает кривую спроса на деньги в положение Dm2..
Рис. 16.5 — Сдвиг равновесия в результате увеличения спроса на деньги
При исходной процентной ставке население и фирмы хотели бы держать на руках 200 млрд. руб., несмотря на то что банковская система может предложить лишь 150 млрд. руб. Население и фирмы предпринимают попытки приобрести больше денег, продавая ценные бумаги. Эти действия приводят к повышению номинальной ставки процента до 12%, что обеспечивает соответствие количества денег, находящихся в обращении, количеству денег, хранящихся у населения и фирм согласно их желаниям. Денежный рынок достигает нового положения равновесия. Уменьшение спроса на деньги запускает рассмотренные процессы в обратную сторону.
5. Предложение денег центральным банком
5. Предложение денег центральным банком
Вообще спрос на деньги – это общий объем находящихся в обращении денежных средств, которые используются как инструмент оплаты товаров и услуг и погашения долгов. Всего два субъекта в стране обеспечивают предложение денег: центральный банк, который выпускает наличность, и система коммерческих банков, предлагающих кредитные деньги. Соответственно, общий спрос на деньги выглядит как
где C – наличность;
D – депозиты. Они образуются путем накопления вкладов экономических субъектов, а затем распределяются на банковские нужды: резервное покрытие и кредиты и ссуды.
Как было сказано ранее, центральный банк страны – эмиссионный центр. Фактически он выполняет функцию государства по обеспечению страны деньгами. В центральный банк поступает из экономики импульс о нехватке денежных средств в обращении или о росте дефицита государственного бюджета. В результате возникает потребность в осуществлении эмиссии денежных средств, или их дополнительном печатании. Государству само по себе это выгодно не только потому, что позволяет значительно решить проблему бюджетного дефицита и государственного долга, но и вследствие того, что такие меры обеспечивают получение сеньоража (он равен отношению изменения денежной массы к уровню цен). Однако монетарный способ расширения денежного предложения имеет ряд явных недостатков. Прежде всего эмиссия, или искусственное увеличение денег в стране, вызывает резкий рост совокупного спроса, что в свою очередь вызывает рост цен. Возникает инфляция спроса. Затем по мере роста общего уровня цен, поднимаются цены на те ресурсы, которые предприятиям и фирмам необходимы для производства, в результате предельные издержки возрастают, и появляется инфляция издержек. Это явление опасно тем, что в совокупности с инфляцией спроса оно образует инфляционную спираль.
Описанная выше ситуация характерна для кризисной экономики, когда каждое увеличение денежное массы, которое, казалось бы, должно спасти экономику, все более закручивает инфляционную спираль. В целом эмиссия денежной массы – это вполне нормальное явление, которое должно периодически совершаться. Таким образом, ЦБ целиком и полностью контролирует объемы и движение денежной массы в рамках национальной и международной экономики.
ЦБ может контролировать денежное предложение путем регулярного анализа денежной базы и воздействия на нее. Денежная база – это деньги повышенной мощности, наличность, которая находится вне банковской системы, а также обязательные резервы коммерческих банков, которые хранятся в центральном банке страны. Денежная база рассчитывается как сумма наличности в обращении и резервов коммерческих банков, следовательно,
где MB – это денежная база;
R – обязательные и избыточные резервы.
Таким образом, первоначально ЦБ воздействует на величину резервов (поскольку самостоятельно устанавливает норму резервирования для коммерческих банков и может ее или понизить, или повысить) и наличности (путем изъятия денег или их эмиссии). Затем посредством мультипликативного эффекта предложение денег подвергается дальнейшим изменениям. Если норма обязательного резервирования снижается, это значит, что коммерческие банки могут все большую часть депозитов и имеющихся денег использовать для выдачи кредитов, ссуд, которые как раз и обеспечивают их прибыльность. В результате, поскольку предложение кредитов увеличивается, процентная ставка по ним начинает сокращаться, что вызывает рост спроса. Посредством этого общая сумма кредитов увеличивается, что и означает расширение денег в обращении, так они попадают в экономику.
Таким образом, можно выделить три основных инструмента центрального банка, которые обеспечивают динамику денежного предложения. Во-первых, это изменение ставки рефинансирования, которая определяет процент, по которому ЦБ кредитует коммерческие банки. Во-вторых, это изменение нормы обязательного резервирования, посредством чего определяется сумма кредитов, которые коммерческие банки реально могут выдать населению, фирмам и иным экономическим субъектам. В третьих, операции на открытом рынке, покупка облигаций также дают возможность регулировать величину денежной массы.
В заключение следует заметить, что ЦБ не может целиком и полностью регулировать денежное предложение по ряду причин:
1) коммерческие банки по своему усмотрению устанавливают норму избыточных резервов, поэтому количество кредитов не зависит от решения Банка России;
2) существует такой коэффициент, как наличность-депозиты. Дело в том, что население не весь объем наличных денег помещает на банковские вклады в виде депозитов, часть остается в виде кассовых остатков. Поэтому ЦБ не может предугадать динамику депозитов, от которых как раз и зависят кредитные возможности банков.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.