Finkurier.ru

Журнал про Деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет денежных средств в бюджетных организациях

Учет денежных средств в бюджетном учреждении

Движение денежных средств на лицевых счетах в органе федерального казначейства

Виды лицевых счетов

Особенности ведения денежных операций на лицевом счете

Порядок отражения поступлений и расходов по бюджетной и внебюджетной деятельности

Документы, необходимые для проведения денежных операций

Бюджетные учреждения учитывают денежные средства на лицевых счетах, открытых в территориальном органе Федерального казначейства по месту обслуживания (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ; в ред. от 03.11.2015). Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден Приказом Казначейства России от 29.12.2012 № 24н (в ред. от 29.12.2014).

Бюджетные организации не имеют права самостоятельно заключать договор банковского счета для открытия счетов по учету бюджетного финансирования — денежные средства зачисляются на единый счет федерального казначейства, с которым непосредственно работают банки. Расчетные документы банк принимает от федерального казначейства, оно же получает от банка подтверждение расчетных документов к обработке, расчетные документы, поступившие при возврате средств, выписки по счетам.

Бюджетные организации наличные средства получают в банке по чековой книжке, выданной структурам федерального казначейства; неиспользованные средства федерального бюджета бюджетная организация также сдает в кассы банка. Лимит кассы банк устанавливает структуре Федерального казначейства, которой открыт счет. Порядок ведения кассовых операций и соблюдение лимита кассы контролируют органы Федерального казначейства. Доходы по предпринимательской деятельности, самостоятельно заработанные бюджетной организацией, также учитываются на счетах в казначействе.

Виды лицевых счетов

В территориальном органе Федерального казначейства учреждению могут быть открыты следующие виды лицевых счетов:

20 — предназначен для учета операций со средствами бюджетных учреждений. На этом счете отражаются операции со средствами субсидий, полученных на выполнении государственного задания (за исключением субсидий на иные цели, капитальные вложения), средствами, полученными по предпринимательской деятельности, доходами от сдачи имущества в аренду, а также средствами, поступающими в обеспечение заявки на участие в закупках и исполнения контракта;

21 — отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций с субсидиями на иные цели и капитальные вложения (ст. 78.1, 78.2 Бюджетного кодекса РФ);

22 — лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами ОМС.

В Органе Федерального казначейства для осуществления операций учреждению здравоохранения ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировском районе» города Екатеринбурга открыт единый лицевой счет по поступлению и расходованию денежных средств, на который зачисляются:

  • субсидии на выполнении государственного задания (бюджетные ассигнования);
  • доходы, полученные от иной приносящей доход деятельности.

Учреждение занимается в том числе предпринимательской деятельностью (оказание санитарно-эпидемиологических услуг на платной основе юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключив с ними договора).

Для раздельного учета движения денежных средств за счет разных источников финансирования, отражения операций в бухгалтерском учете по видам деятельности применяется код вида финансового обеспечения (КФО).

Порядок учета субсидий определен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 06.08.2015; далее — Инструкция № 157н). В соответствии с ним следует применять код вида финансового обеспечения деятельности 4 (КФО 4) «Субсидии на выполнение государственного задания»

По предпринимательской деятельности применяется код вида финансового обеспечения деятельности 2 (КФО 2) «Доходы от оказания платных услуг».

Особенности ведения денежных операций на лицевом счете в ОФК

1. Первичный документ для осуществления безналичных расчетов по оплате денежных обязательств — заявка на кассовый расход.

На получение наличных денег оформляется заявка на получение наличных денег.

Бюджетные учреждения кассовые операции со средствами проводят в порядке, утвержденном Приказом Казначейства России от 19.07.2013 № 11н.

2. В документах на списание денежных средств с лицевого счета в Органе Федерального казначейства при формировании заявки на кассовый расход указывается КФО. Задача учета кассовых расходов — проконтролировать целевое расходование средств.

3. Субсидии на выполнение государственного задания (бюджетные ассигнования) и доходы по предпринимательской деятельности, прочие доходы зачисляются на один лицевой счет. Для раздельного аналитического учета движения денежных средств в бухгалтерском учете используются забалансовые счета 17 и 18, открытые к счету 0.201.11.000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства».

4. Федеральное казначейство контролирует кассовые расходы в разрезе статей бюджетной классификации независимо от осуществляемой деятельности — бюджетной или иной приносящей доход.

5. Списываются денежные средства строго по целевому назначению в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. В расходной части сметы предусматриваются планируемые расходы по видам деятельности с распределением по статьям бюджетной классификации (КОСГУ).

ФФБУЗ работает с органом федерального казначейства с использованием СУФД.

С. С. Велижанская,
заместитель главного бухгалтера ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Октябрьском и Кировском районе город Екатеринбург»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 1, 2016.

Учет денежных средств в бюджетных учреждениях

Значение учета денежных средств в бюджетных организациях

Учет денежных средств в бюджетных организациях – это отражение получения всех денежных средств и их расход согласно заявленному бюджету.

Учитывая, что денежные средства в бюджетных организациях поступают, как правило, из бюджетных средств, их учету уделяется отдельное и повышенное внимание, так как злоупотребление служебными полномочиями в части незаконного оборота бюджетных средств — влечет за собой уголовную ответственность.

Особенности отражения операций с денежными средствами

В бухгалтерском учете бюджетных предприятий применяется план счетов, где для учета всех операций используют счет 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения». Данный счет имеет несколько субсчетов, где отдельно учитываются различные операции.

Например, счет 1 201 01 000 используется при учете движения денежных средств на расчетных счетах бюджетного предприятиях, в случае, если приток денежных средств осуществляется из источников доходов данной организации. Также на этом счете учитываются средства на счетах, которые открыты в кредитных компаниях.

Готовые работы на аналогичную тему

Счета 2 201 01 000, 3 201 01 000 применяются для тех денежных средств, которые были получены из других источников (внебюджетных). Все операции, при которых бюджетная организация получает денежные средства, оформляются оборотами по дебету соответствующих счетов учета. А при их выбытии – делаются записи по кредиту соответствующих счетов. Корреспонденция счетов при притоках и оттоках денежных средств должны соответствовать:

  • источнику притока денежных средств;
  • получателю денежных средств.

Важно, чтобы корреспонденция счетов учета средств соответствовала бюджетам расходования таких средств, то есть, чтобы было соблюдение исполнения бюджетов для данной организации.

Например, если бюджетная организация получила средства из бюджета на ремонт помещения, то расходование таких средств должно точно соответствовать заранее составленной смете на такие затраты.

Особенностью учета денежных средств в бюджетных организациях, является одновременное отражение движения денежных средств и на забалансовых счетах. Так, все притоки средств отражаются на счете 17, а все оттоки таких средств – на счете 18.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В бюджетные организации могут поступать средства во временное распоряжение. Для учета таких средств, применяется счет 0 201 02 000. Это могут быть средства:

  • которые были изъяты (в ходе следствия, дознания и т.д.);
  • которые были направлены бюджетной организации на ответственное хранение.

Для каждой отдельной организации казначейство устанавливает определенный лимит, выше которого средства не могут там находиться.

Читать еще:  Типы денежных систем схема

Особенности документального оформления операций с денежными средствами

Каждая операция по движению денежных средств в бюджетной организации должна быть правильно оформлена соответствующими типами документов.

Например, все операции по движению средств на счетах организации – должны отражаться в Журнале операций с безналичными денежными средствами. Записи осуществляют на основании данных документов, которые прилагаются к банковским выпискам. То есть, информация в данном журнале должна соответствовать информации из банковских выписок организации.

Наличные денежные средства в бюджетных организациях оформляются по правилам ведения кассовых операций. То есть, заполняются первичные кассовые документы на каждую операцию.

Например, при поступлении средств формируются записи в квитанциях и приходных кассовых ордерах. Уполномоченные лица в конце каждого рабочего дня сдают наличность с заполненным Реестром сдачи документов вместе копиями выписанных квитанций.

При расходовании средств, делаются записи в Книге учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия военнослужащих и стипендий.

Кроме того, на каждую выдачу средств оформляется расходный кассовый ордер, а все кассовые операции фиксируются в кассовой книге бюджетной организации.

В некоторых организациях имеют место операции с денежными средствами в валюте. Для учета таких средств заполняются отдельные страницы Кассовой книги согласно виду валюты.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Бюджетный учет: что такое денежные документы и как с ними работать в бюджетном учреждении

Практически каждое государственное (муниципальное) учреждение использует финансовые активы, в том числе денежные документы. Они имеют определенную стоимостную оценку, их надо особым образом хранить и учитывать. Как работать с денежными документами в бюджетном учреждении? Разбираемся вместе с руководителем проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур Юлией Вольхиной.

Что такое денежные документы

Сегодня в России отсутствует нормативное определение для понятия «денежные документы». Не разработан и единый реестр денежных документов. В нормативных правовых актах обозначены лишь основные признаки и примеры таких документов (см. инструкцию, утв. приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н; далее — Инструкция № 157н). Принято считать, что под денежными документами в бюджетном учете понимаются объекты определенной номинальной стоимости, которые приобретены и хранятся в учреждении, но услуги по ним еще не предоставлены.

Самые известные примеры такого рода документов — это талоны на бензин или на питание, почтовые марки, конверты с марками, извещения на почтовые переводы, путевки в санатории или детские оздоровительные лагеря и проч. К данным активам относятся также карты оплаты мобильной связи, IP-телефонии междугородных, международных переговоров, доступа в интернет, авиационные и железнодорожные билеты, проездные билеты на общественный транспорт и т.п.

Есть категория документов, которые имеют стоимостную оценку, но в целях бухучета не признаются денежными документами. В частности, это:

  • акции, которые были выкуплены у акционеров;
  • ценные бумаги;
  • бланки строгой отчетности (см. «Бюджетный учет: как хранить, учитывать и списывать БСО в бюджетном учреждении»);
  • документы на нематериальные активы.

Как отразить денежные документы в учетной политике

Ответ на вопрос, какие именно активы будут считаться денежными документами, учреждение должно закрепить в своей учетной политике. Там же прописывается порядок их учета, хранения и списания. Все эти процедуры регламентированы несколькими инструкциями и приказами Минфина России, полный перечень которых вы видите ниже.

Основные документы, которые регламентируют работу бюджетного учреждения с денежными документами:

  • Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н);
  • Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета (утв. приказом Минфина России от 06.12.10 № 162н);
  • Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 16.12.10 № 174н);
  • Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (утв. приказом Минфина России от 23.12.10 № 183н);
  • Приказ Минфина России от 30.03.15 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по их применению».

Мы собрали в таблицу примеры формулировок, которые можно использовать в учетной политике организации:

Раздел

Что написать в учетной политике

Организация бухгалтерского учета

Перечень должностей работников, которые имеют право получать денежные документы и денежные средства под отчет на приобретение товаров (оплату работ, услуг), приведен в Приложении №. к настоящей Учетной политике.

Выдача денежных средств и денежных документов под отчет производится согласно соответствующему Положению №… к настоящей Учетной политике

Порядок проведения инвентаризации

Для подтверждения данных бухгалтерского учета и показателей годовой бухгалтерской отчетности проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств:

  • ________________________________
  • ________________________________
  • наличные денежные средства, денежные документы и бланки строгой отчетности — ежемесячно на произвольную дату.

Учет финансовых активов

В составе денежных документов учитываются (на выбор учреждения):

  • почтовые марки;
  • маркированные конверты;
  • карты экспресс-оплаты услуг связи;
  • оплаченные талоны на бензин и масла;
  • проездные билеты на отдельные виды транспорта: авиа- и железнодорожные билеты;
  • единые проездные билеты;
  • _______________________
  • _______________________

Денежные документы принимаются в фондовую кассу учреждения и учитываются по фактической стоимости.

Для каждого вида денежных документов нужно разработать отдельные локальные нормативные акты (ЛНА) — ими всегда интересуются контролирующие органы в ходе очередных и внеочередных проверок. В каждом ЛНА следует указать должности сотрудников, которые имеют право получать соответствующий вид денежного документа, а также обязательные условия и правила его использования.

Правильно составленный локальный нормативный акт должен обосновывать целесообразность применения денежных документов в бюджетном учреждении. Для этого необходимо тщательно прописать алгоритм, по которому сотрудники будут подтверждать свои расходы.

Как хранить, использовать и списывать

Поскольку учреждение уже оплатило, но еще не погасило денежные документы, они должны храниться в кассе. По фондовой кассе эти документы отражаются в случае, если:

  • приобретены по безналичному расчету;
  • приобретены за наличный расчет одним лицом, но расходовать их будет другое лицо;
  • выдаются сотрудникам по частям, а их остаток хранится в кассе.

Обратите внимание: если подотчетное лицо приобретает денежные документы и сразу же их расходует, то они списываются по авансовому отчету и не проходят по кассе.

Чтобы зафиксировать приход денежных документов в кассу и выдачу их из кассы, нужно использовать приходные кассовые ордеры (форма 0310001) и расходные кассовые ордеры (форма 0310002). Эти формы утверждены приказом Минфина России от 30.03.15 № 52н (далее — приказ № 52н). На ордерах необходимо сделать надпись: «Фондовый», и далее зафиксировать их в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Эти записи не должны пересекаться с теми, что отражают движение денежных средств.

По фондовой кассе следует завести отдельную кассовую книгу со сквозной нумерацией и пометкой «Фондовый» на каждом листе. Записи в нее вносятся после получения или выдачи денежных документов по каждому фондовому ордеру. Обратите внимание: строки «в том числе на заработную плату» и «общий остаток денежных средств в кассе на конец дня» в этой кассовой книге остаются незаполненными.

Контроль за денежными документами в бюджетном учреждении ведется в рамках регулярных проверок кассы. По результатам ревизии составляется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (форма 0504086). Правила ее заполнения регламентируются приказом № 52н.

Читать еще:  Формирование денежных доходов

За соблюдение требований к хранению, использованию и учету денежных документов в бюджетном учреждении отвечает его руководитель. Он определяет порядок и сроки проведения контрольных мероприятий.

Тонкости аналитического учета денежных документов

Аналитический учет денежных документов разграничивается по их видам в карточке учета средств и расчетов (форма 0504051). Об этом сказано в пункте 171 Инструкции № 157н. Карточка начинается с записей остатков на начало года. Новые записи вносятся в срок не позднее, чем через день после совершения операции. Итоги по остаткам подводятся в конце каждого месяца.

Бесплатно скачать полнофункциональную демо-версию «Контур-Бухгалтерия Бюджет»

Все операции с денежными документами фиксируются в журнале по прочим операциям. Основанием для каждой новой записи должны стать отчет кассира и прилагаемые к нему документы (форма 0504071). Также как и карточка учета, журнал открывается остатками на начало периода. В нем отражаются обороты за весь период и выводятся остатки.

Правила бухгалтерского учета денежных документов

Все операции по бухгалтерскому учету денежных документов и соответствующие бухгалтерские записи можно разделить на две группы:

Все про кассовые операции: справочник бухгалтера-бюджетника

Рассмотрим, какие особенности присущи учету кассовых операций в бюджетных учреждениях, какие первичные документы оформляются при работе с наличными средствами, а также порядок отражения операций на бухгалтерских счетах.

Требования к ведению кассовых операций

При совершении и оформлении кассовых операций бюджетные учреждения руководствуются общим для всех организаций порядком, установленным Указанием Банка России о порядке ведения кассовых операций № 3210-У от 11.03.2014, а также Федеральным законом «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Регламентированы действующим законодательством следующие требования: порядок определения лимита остатка наличных денег в кассе учреждения, сдача наличности при превышении утвержденного остатка, закрепление должностных обязанностей за кассиром (ответственным работником), формы документов на прием и выдачу наличности, ведение кассовой книги.

Напомним, что с 01.07.2019 бюджетные учреждения наравне с коммерческими организациями должны применять ККТ при расчетах: наличными денежными средствами, с использованием банковских карт, посредством интернет-кошельков и других электронных средств платежа. Если учреждение занимается оказанием услуг населению с оформлением бланков строгой отчетности, то с 01.07.2019 бланки строгой отчетности нужно формировать с использованием специальной кассовой техники.

Самостоятельно учреждению необходимо определить:

  • размер лимита остатка наличности в кассе;
  • правила обеспечения сохранности документов и наличных денежных средств, а также перевозки денежных средств;
  • периодичность внутренних проверок ведения кассовой дисциплины.

Лимит остатка кассы — предельно допустимая сумма наличных, которая может храниться в специально оборудованных помещениях для кассовых операций после завершения смены и выведения остатка по кассовой книге. Размер лимита можно пересчитывать в любой момент времени, либо оставлять без изменения, об этом сказано в пунктах 8, 9 Письма Центрального Банка РФ от 15.02.2012 № 36-3/25. То есть, если в организации увеличивается наличный денежный оборот, то перерасчет можно произвести в любой день.

Способ расчета лимита зависит от того, осуществляет ли учреждение прием выручки от оказания платных услуг или нет. Формулы расчет лимита:

1. Исходя из объема поступлений:

Размер лимита = объем поступлений / расчетный период * период времени между сдачей выручки.

2. Исходя из объема расходов:

Размер лимита = объем выдачи / расчетный период * период между получением денег

За расчетный период принимается любой период не более 92 дней, периоды между сдачей выручки (получением средств) не более 14 дней.

Требования к документальному оформлению

Прием наличных денежных средств оформляется Приходным кассовым ордером (ф. 0310001), выдача — Расходным кассовым ордером (ф. 0310002) и Ведомостью на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф. 0504501).

Приходный и расходный кассовые ордера, Ведомости (ф. 0504501) выписываются в одном экземпляре, который остается в кассе. Ведомости (ф. 0504501) применяются при оформлении выдачи денежных средств под отчет нескольким лицам (взамен индивидуальных расходных кассовых ордеров по каждому подотчетному лицу) и составляются раздельно по основаниям выплат: на заработную плату, хозяйственные расходы, командировочные расходы и другие нужды. По результатам выдачи денежных средств по Ведомости (ф. 0504501) необходимо оформить Расходный кассовый ордер.

Кассир должен вести Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) и Кассовую книгу (ф. 0504514) записи в которых должны производиться сразу же после получения или выдачи денег.

Рассмотрим порядок ведения кассовой книги при наличии ККТ. Оформление и ведение регулируется Указаниями ЦБ РФ № 3210-У. Несмотря на значительные новшества и внедрение онлайн-касс, порядок заполнения КК остался неизменным:

  • все данные вносятся в книгу по факту движения денежных средств на основании предоставленных в кассу ПКО и РКО;
  • остаток на конец дня переносится на начало следующего операционного дня, в котором зафиксированы движения наличности, и сверяется с фактическим остатком денег.

При использовании онлайн-оборудования кассир должен вносить денежные средства на основании Z-отчета, при помощи которого закрывают смену (отчетность о закрытии смены). Кассир или иное ответственное лицо формирует отчет о гашении, сведения из отчетности направляются в ИФНС. Кассовая книга может заполняться бухгалтерией на основании полученной из Z-отчета информации.

Каждое учреждение самостоятельно выбирает формат ведения КК: электронно или в бумажном виде. Если Кассовая книга ведется в электронной форме, ее необходимо распечатывать, прошивать, заверять подписями руководителя и главного бухгалтера и закреплять печатью. При использовании онлайн-касс электронная кассовая книга может не распечатываться, а подписываться при помощи электронной цифровой подписи и храниться на специальных носителях.

Отражение кассовых операций в учете бюджетного учреждении

Ведение бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, в том числе операций с наличными денежными средствами регламентированы Инструкциями, утвержденными приказами Минфина РФ:

  • № 157н от 01.12.2010 «Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений» (далее Инструкции № 157н);
  • № 174н от 16.12.2010 «Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений».

Операции с наличными денежными средствами необходимо отражать на балансовом счете 201 34 «Касса» Основные корреспонденции на балансовых счетах по поступлению и выбытию денежных средств приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Операции поступления денежных средств в кассу

Корреспондирующие счета

Содержание операции

Дт

Кт

Поступление наличных денежных средств в кассу с лицевого счета учреждения, открытого в органе казначейства

Поступление доходов от оказания платных услуг в кассу учреждения

Возврат в кассу учреждения ранее произведенных авансовых выплат

Возврат в кассу остатков подотчетных сумм

Поступление наличных денежных средств в возмещение ущерба, причиненного учреждению

Оприходование в кассу учреждения наличных денежных средств, поступивших во временное распоряжение

Поступление в кассу учреждения денежных средств в рамках внутриведомственных расчетов

Поступление в кассу учреждения денежных средств в рамках расчетов с прочими кредиторами

Таблица 2. Операции выбытия денежных средств из кассы

Выбытие денежных средств из кассы учреждения для зачисления на лицевой счет в органе казначейства

Возврат наличных денежных средств, находящихся во временном распоряжении учреждения, при наступлении условий их передачи владельцу и по назначению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Выдача наличных денежных средств из кассы учреждения в подотчет на хозяйственные или командировочные расходы

Оплата из кассы бюджетного учреждения предварительных платежей по государственным (муниципальным) договорам на нужды учреждения (авансов)

Отражение сумм выявленных недостач, хищений денежных средств — отнесение сумм недостач на виновное лицо

Возврат покупателю из кассы учреждения излишне полученных доходов

Читать еще:  Денежная компенсация за дополнительный отпуск

Обороты по дебету и кредиту счета 201 34 «Касса» не позволяют анализировать движение средств в разрезе видов поступлений и выбытий и кодов экономической классификации. Всю необходимую информацию можно почерпнуть из анализа движений на забалансовых счетах: 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Особенности учета денежных средств на забалансовых счетах

В соответствии с пунктами 365, 367 Инструкции № 157н забалансовые счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» открываются к соответствующим группировочным счетам счета 201 00 «Денежные средства учреждения», предназначенным для учета операций по движению денежных средств учреждения, а также к счету 210 03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам». Соответственно, информация на забалансовых счетах 17 и 18 отражается одновременно с отражением соответствующих операций по счетам 201 00 и 210 03.

По общему правилу по КФО 2, 4, 5, 6, 7 счет 18 бюджетными учреждениями используется при отражении перечислений и восстановлений расходов. Счет 17 применяется:

  • при отражении поступлений и возвратов доходов;
  • при отражении движений между счетами, счетами и кассой (например, инкассация на банковский счет, сдача наличных из кассы на счет, зачисление наличных на счет учреждения, снятие наличных со счета и т.д.).

Отражение операций в программе

В конфигурациях «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред.1.0 и 2.0 реализована единая концепция применения забалансовых счетов 17 и 18 в операциях по движению денежных средств. К счетам 17 и 18 открыты субсчета первого порядка для раздельного учета операций со средствами на счетах и в кассе учреждения в рублях и в иностранной валюте, а также операций со средствами в пути. К счету 201.34 открываются счета 17.34 и 18.34. Аналитический учет на них ведется КПС (кодам поступлений и выбытий) и КЭК (КОСГУ).

В операциях по поступлению (выбытию) наличных денежных средств с лицевого счета, открытого в органе казначейства участвует счет 210.03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам». Для ведения учета движения денежных средств по видам поступлений и выплат к счету 210 03 открываются забалансовые счета 17.30 «Поступления денежных средств на счет 40116» и 18.30 «Выбытия денежных средств со счета 40116». Аналитический учет на них также ведется по КПС (кодам поступлений и выбытий) и КЭК (КОСГУ).

Операции по движению денежных средств между лицевым счетом и счетом № 40116 не являются доходными или расходными, поэтому к забалансовому счету 17 применяются статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» и 610 «Выбытие со счетов бюджетов» КОСГУ (письма Минфина РФ от 15.04.2015 № 02-07-07/21402, от 01.07.2015 № 02-07-07/38257).

Пример 1. С лицевого счета сняты наличные, которые в дальнейшем поступят в кассу учреждения (документ «Заявка на наличные» или «Кассовое выбытие»).

Пример 2. Далее наличные поступили в кассу (документ «Приходный кассовый ордер»).

Пример 3. Из кассы учреждения выбывают деньги на лицевой счет (документ «Расходный кассовый ордер»).

Пример 4. На лицевой счет поступают наличные, которые были сняты из кассы учреждения (документ «Кассовое поступление»).

Учет денежных средств у бюджетного учреждения в иностранной валюте (А.Ю. Опальский, «Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях», N 9, сентябрь 2011 г.)

Учет денежных средств у бюджетного учреждения в иностранной валюте

Для учета операций по движению денежных средств учреждения в иностранной валюте, осуществляемых не через органы Федерального казначейства, предусмотрен счет 0 20127 000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации».

Поступление иностранной валюты

Поступление иностранной валюты в учреждение связано:

— с приобретением иностранной валюты для оплаты импортных контрактов (приобретение оборудования, медикаментов и аналогичных расходов);

— с приобретением иностранной валюты на заграничные командировки;

— с получением оплаты в валюте при реализации товаров, работ, услуг по деятельности, приносящей доход (если договора заключены с иностранными контрагентами);

— с получением грантов, пожертвований юридических и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации.

Порядок покупки и расходования иностранной валюты по бюджетной деятельности

На основании приказа Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» средства, необходимые распорядителю (главному распорядителю) для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации за счет средств федерального бюджета для оплаты принятых бюджетных обязательств по договорам и государственным контрактам, заключенным с нерезидентами на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, осуществления выплат в иностранной валюте, связанных со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации, перечисляются Федеральным казначейством на основании заявки на кассовый расход со счета N 40105 на счет, открытый главному администратору источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета или главному распорядителю средств федерального бюджета в банке для вышеуказанных целей, для использования в установленном порядке на балансовом счете N 40106 «Средства федерального бюджета, выделенные государственным организациям».

Затем приобретенная валюта перечисляется бюджетному учреждению, находящемуся в ведении распорядителя для оплаты контрактов.

Приказ Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами» устанавливает порядок отражения операций по покупке иностранной валюты и самими учреждениями на лицевых счетах в валюте Российской Федерации (в иностранной валюте) на основании документов клиента и иных документов, определенных в установленном порядке.

Для проведения расчетов по покупке иностранной валюты бюджетное учреждение представляет в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета получателя средств федерального бюджета оформленные в соответствии с нормативными документами Банка России и Минфина России платежные поручения на перечисление средств в рублях на счет, открытый данному учреждению в кредитной организации для вышеуказанных целей.

Платежные поручения на осуществление кассовых выплат принимаются территориальными органами Федерального казначейства в пределах остатка лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета, учтенных на лицевом счете получателя средств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации.

При оплате денежных обязательств, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, одновременно с платежными поручениями бюджетное учреждение представляет в территориальный орган Федерального казначейства следующие документы:

— договор на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг);

— документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладная, акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет).

Купленная валюта зачисляется кредитной организацией на валютный счет учреждения, открытый на балансовом счете 40106 «Средства федерального бюджета, выделенные государственным организациям», и расходуется в установленном порядке.

Главному распорядителю для осуществления расчетов с иностранным поставщиком оборудования перечислены средства федерального бюджета со счета органа Федерального казначейства, открытого на балансовом счете 40105 «Средства федерального бюджета», на счет главного распорядителя средств федерального бюджета в иностранной валюте, открытого на балансовом счете 40106 «Средства федерального бюджета, выделенные государственным организациям» в сумме 50 000 долл. США.

Курс Банка России на дату перечисления средств составил 30,00 руб. за доллар США, на дату поступления валюты на счет главного распорядителя — 30,01 руб. за доллар США (цифры условные).

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector