Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль денег как ценностей

Деньги как социальная ценность

Преобразования, происходящие в нашей стране в последние десятилетия, значительно изменили представления молодежи о финансовой стороне жизни.

Рассмотрение денежных отношений как системообразующих для любого общества подводит к пониманию их роли в изменении сознания и поведения людей. В современном обществе деньги выполняют не только экономические, но и социокультурные функции. В основном деньги используются для получения других ценностей. Но современная культурная эпоха вновь превращает их в самоцель, они обретают абсолютную ценность. Циркуляция денег регулируется не только экономическими, но и в немалой степени социальными и психологическими законами, в то время, как большинство экономических теорий не учитывают данный момент.

Изобретение денег – величайшее достижение человеческого разума. Они являются самостоятельным отношением взаимозаменяемости и обмена экономических объектов. И значение денег в обществе пока возрастает.

«Деньги, – обличительно восклицал еще в XIV веке Беато Доминичи, – очень любят великие и малые, духовные и светские, богатые и бедные, монахи и прелаты; все подвластно деньгам. … Эта проклятая жажда золота ведет обманутые души ко всякому злу; она ослепляет разум, гасит совесть, затуманивает память, увлекает волю на ложный путь, не знает друзей, не любит родных, не боится бога и не имеет больше стыда перед людьми».

Однако уже к XV веку наступает господство маммонистических тенденций. Повсюду богатство восхваляется как необходимое культурное благо, и страсть к наживе признается само собой разумеющимся настроением населения.

Экономическая мысль в лице А. Смита дошла до понимания того, что человек, действующий по соображениям нравственности, является как бы сотрудником Бога в создании мировой гармонии, и здесь равно важны как альтруистические, так и эгоистические мотивы.

В русской культуре жить по правде – вот главное богатство, и тогда все необходимые материальные блага будут обеспечены. Интересны заметки И.В. Киреевского: «на Западе роскошь… в общем мнении… была почти добродетелью. Ей не уступали, как слабости, но, напротив, гордились ею как завидным преимуществом. Русский человек больше золотой парчи придворного уважал лохмотья юродивого. Роскошь проникала в Россию, но как зараза от соседей».

Однако сейчас социальный характер денег возрастает. Они стали социальным институтом и элементом глубокого культурного изменения, новой формой культуры.

Особенности проявления социальной ценности денег зависят не только от исторически сложившегося национального менталитета, но и от социальных характеристик ее конкретных носителей.

С целью выявления социальной ценности денег для современных студентов осенью 2008 года было проведено социологическое исследование [1]. По репрезентативной выборке было опрошено 300 человек, из них поровну юношей и девушек, студентов второго и четвертого курсов юридического факультета Воронежского государственного университета.

Деньги являются для большинства людей очень значимым, очень ценным объектом. Ради них люди могут пойти на преступление, убить и предать.

Деньги как ценность есть устойчивое убеждение в том, что с личной или социальной точки зрения наличие денег предпочтительнее, чем их отсутствие. Деньги могут быть терминальной ценностью: они могут выступать целью деятельности, а в особых случаях – и смыслом жизни, хотя по своей сути они ближе к инструментальным, так как являются средством для достижения других целей.

Часто деньги соотносят с материальными ценностями, поскольку материальные блага проще всего получить за деньги. Однако они могут быть средством достижения также социальных и духовных целей: можно, например, освободить время и получить иные ресурсы для самореализации, с помощью денег и специалистов скорректировать свой имидж и укрепить репутацию. Переход денег в вещь происходит почти автоматически, поэтому именно деньги рассматривают как источник материальных ценностей.

А каково место денег в жизни современного студента?

На вопрос, «Читали ли Вы литературу по правилам ведения семейного бюджета?», только 20,0% опрошенных ответили утвердительно. Но из них две трети не нашли в ней ничего полезного, и лишь треть использовала данные там советы. Отличились в ответе на этот вопрос юноши: 32,0% из них читали такую литературу. Среди девушек таковых оказалось лишь 8,0%, но только половина из них сочла ее полезной и применила на практике. 62,0% респондентов ответили, что такой литературы пока не читали, так как не было особой необходимости, но в будущем не исключают такой возможности. А вот 18,0% ответивших на этот вопрос сказали, что не читали такую литературу и не собираются этого делать.

Все это свидетельствует о низком уровне финансово-экономических знаний современных студентов.

Естественно было спросить в такой ситуации, а насколько уверенно чувствуют себя студенты наедине с деньгами. Оказалось, что 46,0% опрошенных никогда и ни у кого не спрашивают совета, как распорядиться наличными (среди юношей таковых 52,0%, среди девушек – 40,0%; четверокурсники более самостоятельны в этом вопросе, нежели второкурсники – 56,0% и 36,0% соответственно). Но все-таки большинство это делают: 28,0% советуются с родителями, а 26,0% – с близкими друзьями.

В настоящее время существует много незаконных способов получения денег. Среди опрошенных студентов-юристов 12,0% одобряют незаконное приобретение денег (среди юношей таковых 8,0%, а среди девушек – в два раза больше). Большинство же студентов – 58,0% – отрицают возможность использовать социально неодобряемые способы приобретения денег (среди девушек таковых 60,0%, среди юношей – 50,0%). А вот 30,0% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.

Однако на вопрос, «Смогли бы Вы получить деньги незаконным способом?», уже 20,0% опрошенных ответили положительно (среди юношей таких треть, среди второкурсников таких 24,0%) и только 44,0% отрицательно (но среди девушек категорически не приемлющих такое оказалось 61,5%, а среди юношей – всего лишь треть; среди четверокурсников таковых 36,0%); оставшиеся – их более трети (36,0%) – выбрали вариант «долго думал бы», то есть поступили бы в зависимости от ситуации.

Все студенты юридического факультета растут в семьях. Поэтому на их мнение и поведение большое влияние оказывают родители. Но одинаково ли оценивают роль денег современные студенты и их родители? Оказалось, что только у 32,0% опрошенных оценки совпали. Причем девушки более подвержены влиянию семьи: 40,0% из них поддерживают родителей в этом вопросе. Среди юношей таковых 24,0%. Но у 34,0% респондентов оценки денег не совпали с родительскими. Среди юношей второго курса, не могущих согласиться с родительской оценкой денег в обществе, 58,0%. Еще 34,0% опрошенных просто ничего не знают о том, как оценивают деньги их родители. В целом можно сказать, что современная семья не оказывает существенного влияния на студентов в финансовых вопросах.

Судя по результатам исследования можно отметить, что в системе жизненных ценностей студентов денежный достаток не выходит на первое место, но все же играет важную роль.

На оценку роли денег в обществе могут повлиять достаточно большое количество факторов, среди них семья, социальное положение, и даже мировое экономическое положение. Деньги – это «вечный двигатель», который разворачивает, раскручивает «социальную машину» по своему усмотрению. Они скрепляют разнохарактерные элементы общества, конкурируя здесь с идеологией, религией, этикой. Эта независимая от воли и разума стихия, стихия без ума и совести, вытеснила из сферы труда, например, рабство и прямое насилие, но также она вытесняет и мораль, и честь, и достоинство, и сострадание, и веру в добро.

Можно ли говорить о существовании достаточного финансового успеха в настоящее время у студентов юридического факультета? Этот вопрос очень важен, так как стоимость обучения на этом факультете самая высокая в Воронежском государственном университет и коммерческих студентов здесь больше, чем на каком-либо другом факультете.

Но проведенный опрос показал, что большинство студентов находятся на иждивении родителей и поэтому пока не имеют достаточных финансовых средств для жизни. Самостоятельно обеспечивают себя только 8,0% респондентов, еще 24,0% – не полностью. Но все-таки большинство – 68,0% – пока себя финансово самостоятельно не обеспечивают (среди девушек таковых 92,0%, среди юношей – 44,0%).

Одновременно 14,0% опрошенных студентов-юристов постоянно думают о том, как можно заработать больше денег. Почти три четверти студентов (74,0%) время от времени пытаются решить этот вопрос. Остальные 12,0% респондентов указали, что они и так все свое свободное время работают. То есть, можно сказать, что финансовый успех играет для современных студентов не малую роль в жизни.

Путь к финансовому успеху достаточно тернист во все времена. Но сегодня он особенно труден. Полученные результаты показали, что 48,0% опрошенных не удовлетворены тем, как они начали свой финансовый путь к успеху и только 30,0% довольны результатами своих стараний в продвижении по карьерной финансовой лестнице. 22,0% респондентов переживают, что им пока не удалось заложить фундамент своего будущего финансового благополучия.

Самым лучшим путем к финансовому успеху является повышение образовательного и культурного статуса. Так ответили 48,0% опрошенных студентов-юристов (среди девушек таковых 57,0%, среди юношей – 40,0%). Это мнение очень важно. Так как позволяет говорить о том, что для этих студентов главное – ставка на собственные силы, свои знания и таланты. Они считают, что финансовое положение человека зависит только от него самого.

Однако почти каждый четвертый (24,0%) считает, что главным на пути к финансовому успеху является удача (среди девушек так считает 20,0%, среди юношей – 28,0%). Эти студенты полагают, что ни от самого человека, ни от его желания, стремления, опыта в этой сфере или мало или вообще ничего не зависит. Для них достаток – это «чистой воды везение»

Читать еще:  Денежная реформа 1839 1843

Есть и такие студенты, для которых путь к финансовому успеху лежит через риск. Их – 14,0%; и юношей среди них больше, чем девушек – 20,0% и 8,0% соответственно.

Еще 14,0% опрошенных указали свой вариант пути, например, через повышение социального статуса. И действительно, в некоторых случаях это имеет место быть.

Деньги занимают определенное место в системе жизненных ценностей каждого человека. Большинство современных студентов не связывают счастье с денежным достатком – их 66,0% (большинство в таком мнении принадлежит девушкам – среди них 72,0% не ставят свое счастье в зависимость от денег; среди юношей таковых 60,0%). Но есть и такие – их 34,0%, для кого счастье является следствием именно денежного достатка (среди девушек таких 28,0%, среди юношей – 40,0%).

Одновременно необходимо отметить, что для значительной части студенчества деньги или «средство, дающее уверенность и независимость» (62,0%), или «средство избавления от повседневных тягот» (24,0%). Но есть и такие – их 4,0% среди опрошенных, для кого деньги – это предмет роскоши. Среди студентов есть и альтруисты, которые считают, что деньги – это «средство помочь другим» (2,0%). Для остальных 8,0% респондентов деньги являются чем-то другим, но они пока не знают точно, чем же.

И все же главный вопрос – это вопрос о месте денег в системе ценностей студентов. На первое место их поставили 14,0% опрошенных (одинаково в долях девушки и юноши, но в покурсовой динамике доля девушек здесь снижается). На второе, после семьи, – 24,0% (большинство из них юноши, среди них таковых 36,0%, а среди девушек – 12,0%). Деньги не слишком важны в жизни 62,0% опрошенных студентов-юристов (среди девушек таких 76,0%, среди юношей – 48,0%). Но необходимо подчеркнуть, что не было ни одного студента, кто бы сказал, что деньги не имеют для него значения.

На сегодняшний день только 16,0% студентов юридического факультета считают вполне достаточными для своего благосостояния суммы, которыми они располагают (юноши более удовлетворены, нежели девушки: 20,0% и 12,0% соответственно). Однако большинство – 54,0% – так не считают. И еще почти каждый третий (30,0%) сказал, что не знает, удовлетворен он своим финансовым состоянием или нет (среди девушек этот процент выше – их 44,0%; среди юношей таковых 16,0%).

В целом в системе жизненных ценностей студентов деньги не играют главную роль, но занимают достаточно важное место. Объясняется это пониманием студентами невозможности замены деньгами духовных ценностей. Деньги могут быть возможностью для проявления лучшего, что есть в человеке, с их помощью можно сострадать, воздавать должное, «любить ближнего своего». Однако погоня за деньгами ради эгоистических целей противоречит духовным ценностям.

В итоге можно сказать, что у современных студентов есть четкое осознание важности и необходимости денег как средства, базы для других достижений. Но большинством деньги оцениваются не как самоцель, а как необходимый элемент для нормальной жизнедеятельности, как средство удовлетворения соответствующих времени актуальных потребностей.

1. Программа и инструментарий социологического исследования подготовлены, а анкетный опрос студентов, обработка и анализ социологической информации проведены авторами.

Авторы: Недобежкина И.Ю., Чурбанова М.А., Калашникова С.М.

Роль денег как социальной ценности в жизни человека

Тема денег сегодня имеет особую актуальность и в реальной жиз-ни, и в науке. В мире активно развивается экономическая социология, предметными областями которой традиционно являются спрос, деньги, потребитель и т.д. В нашей стране эти проблемы в течение длительного времени не исследовались, деньги не являлись предметом изучения философии, социологии, экономической социологии, культурологии вооб-ще. В последнее время интерес к данной проблематике значительно воз-рос. Тем не менее, основные области отечественной экономической со-циологии и сегодня не включают институт денег1.

1 Радаев, В. В. Экономическая социология [Текст] / В. В. Радаев // Социология в России. М., 1998.

2 Малкина, М. Ю. Эволюция теории денег в экономической науке [Текст] / М. Ю. Мал-кина //Финансы и кредит. 2009. № 48.

В современном обществе деньги выполняют не только экономиче-ские, но и социальные, и культурные функции. Обычно они используют-ся для получения других ценностей, но, современная эпоха вновь пре-вращает их в самоцель, они обретают абсолютную ценность.

Сейчас состав материала денег все больше теряет значение, а со-циальный характер денег возрастает. Они становятся социальным инсти-тутом. Поэтому развитие денег – элемент глубокого культурного измене-ния, новая – денежная – форма культуры.

Деньги, становясь социальным институтом, развиваются, что в свою очередь указывает на элемент глубокого культурного изменения, появле-ния новой формы культуры. Поэтому появляется необходимость в ее изучении, что и является целью нашей работы.

Традиционно под ценностью понимается положительная или от-рицательная значимость объектов окружающего мира для человека, со-циальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами са-мими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятель-ности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и спо-собы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Поэтому мы можем говорить о том, что деньги являются ценностью.

В экономической науке существует несколько трактовок денег:

деньги – это всеобщий эквивалент, роль которого выполняет товар, обладающий всеобщей полезностью и всеобщей обмениваемостью (под-ход, развиваемый в марксизме и отчасти – в старой австрийской школе политэкономии);

деньги – это институт, созданный людьми для упрощения обмена, способствующий упорядочиванию рыночных отношений и сокращению транснациональных издержек рыночного взаимодействия (подход, разви-ваемый в современном институционализме);

сущность денег сводится к их функциям (прагматический подход, свойственный учебной литературе типа «Экономикс»)2.

Социальные ценности – нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами обще-ственного сознания.

Таким образом, социальная ценность денег – это представление о деньгах как о богатстве, власти и независимости, внедренное в созна-ние индивидуума методом внушения.

Делая небольшое отступление к истории становления института денег в обществе, мы должны признать, что их изобретение – величайшее достижение человеческого разума. Деньги являются самостоятельным от-ношением взаимозаменяемости и обмениваемости экономических объек-тов. И значение денег в обществе возрастало. Разделение труда наряду с развитием производительной силы человека, резко расширявшим добы-ваемых им благ, породили потребность в обмене продуктами труда. Пер-воначально это был простой натуральный обмен одной вещи на другую, который в небольших масштабах сохранился до сих пор и известен под названием «бартер». В таком товарообменном акте продажа одного товара была неизбежно сопряжена с куплей другого.

Далее начинается поиск наиболее удобных товарных денег, сопро-вож-даемый отказом от малотранспортабельных, изнашивающихся, неод-нородных денег. На денежную арену выходят слитки из меди, бронзы, а затем – серебра и золота. Социальная ценность денег во многом опреде-ляется наличием у них магической, сакральной, таинственной силы, ис-точником которой не в последнюю очередь является статус их первого владельца. Первые деньги, которые могли быть представлены талисмана-ми или медными пластинками, имели имена, свою «собственную индиви-дуальность». Каждый значительный слиток [меди] вождей имеет свое имя, свою собственную индивидуальность, свою собственную стоимость в полном смысле слова, магическую и экономическую. Говоря о первых деньгах, М. Мосс подчеркивал, что их стоимость субъективна и личностна и зависит от статуса владельца.

Впоследствии, учитывая мимолетность выполнения деньгами своей посреднической функции, крупные монеты в обращении были заменены «бумажками», не имеющими внутренней стоимости, но замещающими стоимость обозначенной на них монеты. Появились бумажные деньги, об-ратимые в любой момент в золото.

В последние десятилетия появились новые формы денег – элек-тронные и виртуальные деньги. В результате современный независимый, самостоятельный, самодостаточный человек реально не стал свободнее, чем были люди прошлого. Освободившийся от социальных обязательств и культурных идентичностей, межличностных отношений и социальных институтов, современный человек еще в большей степени, чем во времена К. Маркса, оказывается порабощенным деньгами как отчужденной фор-мой его собственной социальной сущности.

«Особенности проявления социальной ценности денег зависят не только от исторически сложившегося национального менталитета (что определяет различия западных, российской и восточных экономических

культур), но и от социальных характеристик ее конкретных носителей – индивидов; в том числе возраста человека, его принадлежности к опреде-ленному поколению. Происходящие в социуме изменения нередко выяв-ляются при сравнении различных поколений. Изучение специфики эконо-мической деятельности людей, принадлежащих к разным поколенческим группам, чье экономическое поведение и сознание формировались в раз-личных социальных и экономических условиях, позволит создать такие модели, которые смогут усилить прогностический потенциал и экономи-ческой и социологической теорий»1.

На сегодняшний день отношение к деньгам противоречивое. Одни считают, что деньги – это свобода, а другие – не в деньгах счастье.

«Деньги, – обличительно восклицает в XIV веке Беато Доминичи, – очень любят великие и малые, духовные и светские, богатые и бедные, монахи и прелаты; все подвластно деньгам. . Эта проклятая жажда золота ведет обманутые души ко всякому злу; она ослепляет разум, гасит со-весть, затуманивает память, увлекает волю на ложный путь, не знает дру-зей, не любит родных, не боится бога и не имеет больше стыда перед людьми». Однако к XV веку наступает господство маммонистических тенденций. Повсюду богатство восхваляется как необходимое культурное благо, и страсть к наживе признается само собой разумеющимся настрое-нием населения.

Природа денег-символов – это их социальная ценность, которая яв-ляет собой представление о деньгах как о богатстве, власти, силе и неза-висимости. Это представление создается методом внушения, который зи-ждется на магическом способе мышления, характерном для ранних сооб-ществ.

Читать еще:  Внесение денежных средств физическим лицом

Таким образом, чем больше созданных и накопленных символов составляют культурную традицию общества, тем выше социальная цен-ность денег. Постоянная смена символов в обществе, их переоценка, отказ от предыдущих символов в конечном счете приводит к снижению соци-альной ценности денег.

А. Е. Жданова, А. А. Александрова, Т. И. Егорова

Сибирский государственный индустриальный университет (Новокузнецк)

XIV Всероссийского экономического форума научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Конкурентоспособность территорий» с международным участием в рамках II Евразийского экономического форума молодежи «ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ – ―ПУТЬ НА СЕВЕР‖» (Екатеринбург, 28–30 апреля 2011 г.)

Понятие и роль денег в экономике

На сегодняшний день, особенно в государствах с развитой рыночной экономикой, самой значимой экономической сущностью являются деньги. Без них не будут работать предприятия, выполняться социальные программы, обеспечиваться быт, функционировать государственные структуры. Если исчезнут деньги, произойдёт обвал рыночной экономики. Бартер (натуральный обмен) ушёл далеко в прошлое.

Сейчас в обращении находятся огромные объёмы товаров и миллионы транзакций. И лишь таким высоколиквидным всеобщим эквивалентом как деньги обеспечивается работа сложных механизмов рынка.

Суть понятия

Деньги являются товаром особого вида, который играет роль всеобщего эквивалента для любых других товаров. Деньги очень важны в рыночной экономике, при их отсутствии невозможно осуществлять рыночный обмен. Они являются всеобщим эквивалентом, который легко обменивается на любые другие товары. При этом специфичность денег заключается в абсолютной ликвидности, то есть наивысшей скорости и лёгкости их обмена на другие активы.

Деньги имеют определённую стоимость. Существует несколько видов их стоимости:

  • Реальная (внутренняя). Является стоимостью эмиссии (выпуска) денег и включает траты на производство и материал;
  • Представительная. Отображает степень доверия людей к самим денежным средствам и их эмитенту (по сути, считается рыночным курсом);
  • Номинальная. Указывается на денежных знаках и является их номиналом. Когда номинальная стоимость равноценна реальной, деньги считаются полноценными. Если номинальная цена ниже реальной – неполноценными.

Деньги обладают следующими основными характеристиками:

  1. Применяются как инструмент при обмене товаров и услуг.
  2. Измеряют ценность, то есть цену любого продаваемого предмета.
  3. Используются в качестве меры измерения труда и ценности произведённых товаров и услуг.

Деньги должны обладать определёнными свойствами, и только те ценности, которые соответствуют всем им, могут иметь статус денег. Основными требованиями к денежному материалу являются:

Деньги могут быть следующих видов:

  • Наличными, которые являются монетами и банковскими билетами (банкнотами и казначейскими билетами). Эмитировать наличные деньги имеет право только центральный банк страны (в РФ – Центробанк). Монеты – денежные знаки из металлических сплавов, служащие для размена. Банкноты – бумажные купюры, предназначенные для покупок;
  • Безналичными, то есть средствами, хранящимися на расчётных счетах и депозитах в банках, а также депозитными сертификатами и государственными ценными бумагами. В рыночной экономике денежные средства в безналичной форме очень широко распространены (вместе с чеками). По сути это лишь регистрационная запись, указывающая на то, что определённому лицу принадлежит какая-то сумма. Безналичные деньги в любой момент могут превратиться в наличные (к примеру, если владелец счёта снимет средства с карты в банкомате).

Кроме того, существуют ещё несколько видов денег:

  1. Товарные (натуральные). Обладают собственной ценностью и полезностью. Подобными деньгами могли быть меха, скот, зерно, золото, жемчужины и т. п.
  2. Обеспеченные (разменные, представительские). Могли по требованию обмениваться на товарные деньги. Например, при предъявлении банкноты банк мог выдать указанное в ней количество золотых монет.
  3. Фиатные (бумажные, символичные). Могут выполнять функции денег только при поддержке государства, так как сами не имеют ценности, как и гарантий обмена на золото или другой ценный эквивалент. Сейчас такими деньгами являются банкноты и средства на счетах в банках.
  4. Кредитные. Специально оформленные долговые обязательства или право требования, обычно оформленные в форме ценной бумаги. Кредитные деньги в указанные срок должны оплачиваться. Пример: вексель, чек.

Основные функции

Суть денег характеризуется наиболее полно единством функций. Выделяют несколько главных функций:

Особенностью этой функции является то, что она реализуется не напрямую деньгами, а через их эквиваленты (ценные бумаги, золото и пр.). Например, человек имеет значительную сумму денег и хочет сохранить её, обеспечить защиту от инфляции. Он покупает золото, то есть вкладывает деньги в их заменитель – золотые слитки. Через 20 — 30 лет, когда эти деньги обесценятся, стоимость золота по-прежнему будет высокой

В качестве другого примера можно рассматривать оплату коммунальных услуг. Весь месяц нам предоставляют воду, электричество, газ, отопление и т. д. К концу месяца присылают квитанцию, которую нужно оплатить. В этом случае деньги как платёжное средство позволяют осуществлять обмен с отсроченной оплатой: услуги предоставлены сейчас, а оплатить их можно через какой-либо период времени

В настоящее время мировыми деньгами считаются:

  • Американский доллар;
  • Евро;
  • Фунт стерлингов;
  • Японская иена.
  • Китайский юань.

Роль в экономике

Оборот денег в экономике осуществляется не автономно, а системно, при этом на их движение действуют факторы объективного и необъективного характера. Деньги обладают достаточно сложной экономической природой, их роль в экономике неоднозначна. Деньги – зависимая переменная в экономических процессах: гиперинфляция приводит к потере активной роли денег, если же наблюдается рост в экономике, их роль значительно повышается.

Видео по теме:

Несколько факторов, характеризующих роль денег в экономических процессах:

  • Спрос на деньги, которые нужны, чтобы осуществлять деятельность, выплачивать заработную плату, приобретать оборотные средства, покупать товары в розницу. То есть денежные средства участвуют во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами и физическими лицами. Это называется «спросом на сделки» и состоит из двух самостоятельных, но взаимозависимых составляющих: количества товаров и их текущей стоимости;
  • Динамика и уровень всех цен (включая потребительские, производственные, закупочные в сельском хозяйстве, тарифы на транспорт, коммунальные услуги). Деньги помогают определить не только издержки, но и результат производственной деятельности посредством стоимости произведённой продукции и полученного дохода. Их использование способствует сопоставлению выручки от реализованной продукции и издержек, оценки эффективности производства;
  • Спрос на активы. Это финансовые операции с такими активами как недвижимость, государственные ценные бумаги, иностранная валюта, банковские депозиты и сертификаты, акции компаний. Такие активы приобретаются на денежные средства с высокой степенью эффективности, то есть наличные;
  • Проценты финансовых активов. Согласно современной экономической теории установлена обратная связь спроса на денежные средства и роста процентных ставок активов. Высокие процентные ставки финансовых активов поддерживают высокий спрос на них и снижают спрос на деньги для реальных секторов экономики и на наличные. При кризисе фондового рынка происходит сброс финансовых активов и возникает ажиотажный интерес к наличным рублям и иностранной валюте;
  • Скорость оборота. Чем выше скорость обращения денежных средств, тем меньше спрос на них;
  • Совокупные валютные факторы. В современных условиях доллары пользуются большим спросом по сравнению с рублями. Это делает актуальным стимулирование спроса на рубли для того, чтобы национальная валюта служила основным ориентиром в работе экономических субъектов. Денежные средства используют, чтобы оценивать выгодность операций по импорту и экспорту, применяют при расчётах кредитных и нетоварных операций, а также составляя торговый баланс государства и подводя итоги активного/пассивного торгового баланса;
  • Потребности вне рамок текущего оборота. Это спрос на денежные средства, которые необходимы для расширения воспроизводства. Размер реального спроса на деньги определяет ресурсная обеспеченность субъектов;
  • Спрос на денежные средства зависит от использования современных технологий в финансовой и банковской сфере, чёткой деятельности всей платёжно-расчётной системы. Понижение спроса наблюдается при внедрении электронных переводов ценных бумаг от владельца к владельцу;
  • Спрос на денежные средства зависит от степени интенсивности сбережений на банковских счетах. При росте таких сбережений расширяются возможности пользования денежными средствами в безналичном обороте, так как прирост средств обеспечивается тем, что важнейший фактор формирования спроса заключается в спросе на реальный денежный остаток, так как людям важна не номинальная ценность денежных знаков, а их покупательная способность. Если главная задача денежно-кредитной политики заключается в содействии экономическому росту и благосостоянию, то необходимо стимулировать население создавать накопления. В итоге накопления будут расширять границы для прироста денежной массы и финансово обеспечивать расширенное воспроизводство.

Особенности в разных экономических моделях

В разных моделях экономики роль денег заключается в следующем:

  1. Способствуют улучшению хозяйственной деятельности.
  2. Усиливают заинтересованность хозяйствующих субъектов в развитии производства путём снижения издержек и с помощью цен.
  3. Денежные расходы зависят от доходов.
  4. Контролируются цены, объёмы и качество товаров и услуг.

Административно-командная экономика, недавно существовавшая в России, приводила к ограничению роли денег, которые использовались как вспомогательный инструмент для учёта и контроля, осуществляемого органами управления. Ассортиментный ряд и объём выпускаемой продукции устанавливали вышестоящие организации каждому предприятию в виде плана в натуральном и ценовом выражении.

Произведённую продукцию распределяли потребителям. При реализации товаров денежные расчёты играли подчинённую роль. При подобной экономической модели роль денег снижена, чему способствует применение стабильных цен. На ценообразование не влияло различное соотношение спроса и предложения.

Цены не менялись, когда наблюдался недостаток товаров или их нормированное распределение. Такие условия приводили к подавленной инфляции, которая сопровождалась понижением роли денег, так как чтобы приобрести товар не так важно было их наличие у покупателя, как возможность получить их по установленной норме.

Читать еще:  Эмиссия безналичных денег осуществляется

Рыночная экономика значительно повышает роль денег. Это связано с тем, что происходят изменения в условиях хозяйствования и управления производственными процессами, формах собственности, реализации выпускаемой продукции.

Товаропроизводители самостоятельно устанавливают объёмы и ассортимент продукции, что приводит к усилению роли денег. Они помогают оценивать платёжеспособный спрос, с учётом которого формируется объём и ассортимент производимой продукции. Обращается внимание на выгодность и эффективность деятельности, учитывая стоимость выпускаемой продукции и размер издержек.

Роль денег повышается и в розничной торговле, так как отменяются нормы и талоны. Наличием денежных средств определяется возможность приобретения товаров. Государство регулирует экономические процессы рыночными, а не административными методами.

Ценность денег – в чем она?

Как заработать на вкладах в криптовалюте?

Так уж получилось, что на одном семинаре подростки дружно ответили: «Наша мечта – иметь хорошее место работы и получать побольше денег».

– Побольше – это сколько? – уточнила я.
– Ну-у, миллион долларов, – неуверенно ответил худенький очкарик.
– Сто миллионов евро без налогов! – с жаром выпалила блондинистая барышня. – Чтобы ни в чем себе не отказывать!
– Мелочи это всё. Пара миллиардов – вот это серьезные деньги, – пробасил мужичок-боровичок, деловито заглушив свой мобильник.
– Ребята, а зачем вам столько денег? И почему именно столько? Как вы будете измерять их реальную ценность? И в чем она, ценность денег?

Народ как-то призадумался. И я – тоже.

Ваш браузер не поддерживает встроенные фреймы!

Разные ответы, разные версии

Через три минуты руку подняла классическая отличница: волосы собраны в узелок, глаза ясные, рука в кулачок сжата – такие всё всегда знают.
– Вполне нормально желание иметь много денег, чтобы помогать родителям и беспроблемно растить своих детей. Ну и другим людям тоже помочь. Бизнес, скажем, раскрутить, чтобы много народу работу получили. Разве это плохо – много денег для таких целей?
Тут же вскочил с места черноглазый паренек кавказской наружности:
– Много денег хорошо иметь, если понимаешь, как помочь своему народу. И своей стране. Чтобы было у всех жильё, чтобы учились и лечились бесплатно. Только сначала план нужен, специалисты, чтобы деньги глупо не потратить!
– Уплыву, на фиг, на своей яхте в океан, – мечтательно протянул высокий красавец. – Кого захочу, возьму с собой, кого не желаю видеть – не возьму. Ценность денег – это свобода! Прихвачу с собой нескольких наставников, йогой займусь, иностранные языки изучать буду, если захочется. А остальное человечество пусть справляется без меня…
– А я бы и себя не обидел, – сверкнул зубами скуластый мальчишка, – зачем себя обижать? Но всё-таки старикам бы хорошую жизнь устроил, сколько денег хватит. Мои дед и бабка в такой избе жуткой живут, родители им новый дом построить не могут, ездят подлатать что-то. У других и этого нет. Вам, может, не жалко, а мы тоже такими будем когда-то!
– Просто так деньги получать неинтересно, – вставила свои «пять копеек» кудрявая «кнопочка». Интересно такое придумать, чтоб за это тебе большие деньги дали. Тогда они и ценны.
Комментарии к этим выступлениям оставляю за скобками. Были сторонники, были противники. А потом мы начали подводить итоги.

Все выступления (а их было больше, чем здесь описано, самые примитивные типа «Куплю брюлики и в Париж поеду шампанское пить!» ценности не представляли вообще) мы условно разделили на четыре группы:
Ценность денег в том, чтобы:
а) изменить существующую ситуацию (построить дома для стариков, реорганизовать систему здравоохранения и т.п.);
б) измерить ими талант и трудовые заслуги (придумать такое, за что много денег заплатят);
в) что-то делать (бизнес раскрутить, план действий составить);
г) обеспечить себе возможность ничего не делать, жить безбедной жизнью.
Записали на доске, перечитали. И тут «кнопочка», широко раскрыв глаза – додумалась, умница! – подняла руку и с неуверенностью в голосе сказала:
– Собственно, получается, что даже четыре пункта не обязательны! Их можно свести к двум. Ценность денег как средства изменения существующей ситуации – это раз. И ценность денег как мерила труда и таланта – два.
К этой мысли я и старалась подвести подростков. Деньги сами по себе – это только бумажки, слитки, монетки и пр. Для одних деньги – цель, причем порой не главная (показать себя, добиться успеха и получить награду), для других – средство, позволяющее что-то делать или свернуть деятельность.
В итоге почти все захотели стать талантливыми и заработать деньги с помощью своего ума, хватки, знаний. А желающие просвещать, лечить, строить дома для стариков, уже имея готовые деньги, остались в меньшинстве.
Хорошо это или плохо – не знаю пока. Но реально это так.
А свою идею, человека уже приближающегося по возрасту к «золотым годам» – «быть достаточно обеспеченной, чтобы оплачивать услуги уборщицы, массажистки, повара, медсестры, чтобы иметь возможность потратить на свое лечение столько, сколько нужно, и не быть в тягость детям», – я им излагать не стала. Лет через сорок сами до нее дойдут…

Ваш браузер не поддерживает встроенные фреймы!

eponim2008

Жизнь замечательных имен

Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя

В чем ценность денег?

Как известно деньги имеют пять функций денег. Ценность денег определяется тем, насколько хорошо они выполняют все эти функции.

1. Деньги – мера стоимости. Деньги являются всеобщим эквивалентом, благодаря чему ими можно измерять стоимость всех товаров. Ценность денег, как меры стоимости, в том, что деньги облегчают и ускоряют товарообмен, заменяя длинную цепочку взаимного обмена товаров, на короткую цепочку обмена товаров по их цене. Цена определяется трудозатратами на производство товара. Но это – не прямая пропорциональная связь. Существует много прямых и опосредствованных факторов, влияющих на ценообразование.

2. Деньги – средство обращения. Эта функция обусловлена тем, что деньги в процессе обмена легко переходят с рук на руки. Деньги, как говорит нам политэкономия – это особенный товар, предназначенный для обслуживания оборота товаров. На этот товар можно обменять любой другой. Поэтому деньги – самый ликвидный товар, из существующих на рынке товаров. Деньги нужны всем, поэтому их всегда легко реализовать. Ценность денег, как средства обращения заключается в их покупательной способности. Что замечательно, покупательная способность не всегда обусловлена собственно стоимостью денег. Как известно, бумажные деньги обладают не меньшей покупательной способностью, чем золото. При одном условии – пока держатели денежных средств доверяют деньгам, которые имеют хождение на рынке. Если люди уверены, что они всегда могут обменять деньги на товар, а товар на деньги, товарооборот не прервется, экономика будет функционировать. Но вот если доверие к деньгам по тем или иным причинам теряется (одна из причин – революции и войны) это приводит к прерыванию экономических связей. Известно, например, что деньги царской России принимали за рубежом в различных соотношениях к другим валютам вплоть до конца 1920-х годов, пока у западных банкиров была надежда на падение советской власти. После того, как эта надежда исчезла, доверие к царским деньгам окончательно упало, и их покупательная способность стала равной нулю.

3.Деньги – средство накопления и сбережения. Поскольку деньги не только «не пахнут», но даже не портятся, они позволяют отложить покупку на некоторое время. Это позволяет также накопить денег и купить более дорогой товар. Создание денежных резервов, кроме того, сглаживает колебания рынка, возникающие из-за избытка или недостатка денег. Ценность денег, как средства накопления – именно в их «долговечности». Драгоценные металлы отлично выполняют накопительную функцию. Бумажные деньги могут подвести. Вопрос ценности бумажных денег, как средства накопления, связан с общим доверием к деньгам. Существует экономический закон, состоящий в том, что бумажные деньги всегда вытесняют золото и серебро из сферы обращения в сферу накопления и сбережения. Ценность денег как средства сбережения определяется процентной ставкой, то есть ценой денег. Да-да, деньги, которые являются мерой ценности, сами могут иметь цену!

4. Деньги выполняют также роль средства платежа. В этой области ценность денег, так же, как и в двух уже перечисленных очень зависит от доверия к деньгам.

5. Функция мировых денег. В этой роли деньги работают как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства. Мировыми деньгами, как показывает текущий опыт, может быть не только золото и другие драгоценные металлы. Если к «бумажным» деньгам некоторой страны испытывают доверие, то они становятся «мировой валютой», как, например доллары США или евро Европейского сообщества. Доллары и евро принимают в качестве оплаты по всему миру. При этом, страна валюта которой становится мировой, может получать от этого существенную выгоду, печатая некоторое количество «лишних» денег. Это делают и Банк США, и Европейский банк. Однако, если количество «мировой валюты» будет слишком высоким и перестанет соответствовать циркулирующей в мире товарной массе, доверие к «мировой валюте» понизится и она обесценится. Иной раз настолько, что другие страны не захотят пользоваться этой валютой, как мировой. Но свято место пусто не бывает и тогда «плохую» валюту заменят на «хорошую»

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×