Поступающие в бюджет денежные средства
Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджет.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Установленные принципы бюджетной системы РФ обусловливают и принципы организации системы доходов бюджета. Важнейшими из них являются следующие.
1. Принцип достаточности. Доходы бюджета должны обеспечивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Принцип стабильности доходов бюджета. Этот принцип обеспечивается тем, что нормативные акты, определяющие формирование доходов (налоговое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирующие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности и т.п.), должны устанавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабильность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования.
3. В условиях развития бюджетного федерализма особую актуальность приобретает принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня. Он базируется на четком, установленном на длительный срок разграничении полномочий в области доходов и расходов между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления.
4. Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла. Реализация данного принципа состоит в установлении такого соотношения налоговых и неналоговых доходов, которое с макроэкономической точки зрения наиболее целесообразно и конкретной экономической ситуации, так как сдерживает рост государственных заимствований.
К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
Ø доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
Ø доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
Ø доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
Ø средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
Ø средства самообложения граждан;
Ø иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся:
Ø дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Ø субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
Ø субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
Ø иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
Ø безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:
Ø доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
Ø средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;
Ø средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;
Ø плата за пользование бюджетными кредитами;
Ø доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
Ø часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
Ø другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
1) налоговые и неналоговые доходы:
налоги на прибыль, доходы;
налоги и взносы на социальные нужды;
налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
налоги на совокупный доход;
налоги на имущество;
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
доходы от внешнеэкономической деятельности;
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
платежи при пользовании природными ресурсами;
доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
административные платежи и сборы;
штрафы, санкции, возмещение ущерба;
доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;
возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;
прочие неналоговые доходы;
2) безвозмездные поступления:
безвозмездные поступления от нерезидентов;
безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
прочие безвозмездные поступления.
Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
К собственным доходам бюджетов относятся:
налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
В Кодексе перечислены все налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета. Например, к первым относится налог на прибыль организаций, который зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100%. Ко вторым — таможенные пошлины и таможенные сборы, зачисляемые в федеральный бюджет по нормативу 100%.
В БК определены полномочия РФ по формированию доходов бюджетов, в сущности, это совокупность ограничений, которые Кодекс накладывает на установление новых налогов, их отмену или изменение, а также на любые изменения законодательства, которые приводят к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ.
2. По той же схеме регулируются доходы бюджетов субъектов РФ. В Кодексе закреплены все налоговые и неналоговые доходы субъектов РФ. Например, к первым относится налог на имущество организаций, зачисляемый в бюджет субъекта федерации по нормативу 100%. Ко вторым — плата за негативное воздействие на окружающую среду, зачисляемая в бюджет субъекта по нормативу 40%, а если это город федерального значения, то 80% (в федеральный бюджет зачисляется 20%, в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов зачисляется 40%).
В БК определены полномочия субъектов РФ по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты. В сущности, это закрепление права субъекта РФ делиться с местными бюджетами доходами от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащими зачислению в бюджет субъекта РФ. В отношении отчислений от налога на доходы физических лиц закрепляется уже не право, а обязанность — в местные бюджеты должно зачисляться не менее 20% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога.
Полномочия субъектов РФ по формированию доходов бюджетов субъектов РФ также представляют собой совокупность правил и ограничений, которые Кодекс накладывает на субъектов РФ в сфере регионального законотворчества, затрагивающего налоги и сборы, изменяющего доходы бюджетов бюджетной системы РФ.
3. Регулирование доходов местных бюджетов подчиняется той же логике.
В отношении налоговых доходов следует отметить, что к ним отнесены не только поступления от местных налогов (норматив 100%), но и от федеральных тоже по установленным нормативам, например, от федерального налога на доходы физических лиц 10% поступает в бюджеты поселений. По отдельности Кодексом урегулированы налоговые доходы муниципальных районов и городских округов.
Неналоговые доходы местных бюджетов перечислены в БК с учетом особенностей соответствующих доходов, поступающих в бюджеты муниципальных районов, городских округов и поселений.
Кодекс закрепляет полномочия муниципального района по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов в бюджеты поселений, а также полномочия муниципальных образований по формированию доходов местных бюджетов.
Структура основных налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета на 2014 — 2016 годы представлена в следующей таблице.
Основную долю доходов федерального бюджета в 2014 – 2016 годах будут составлять доходы от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых.
Доходы бюджета: понятие, виды, порядок уплаты
В соответствии со ст. 6 БК РФ доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Формирование доходов бюджетов производится в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (ст. 39 БК РФ).
Ст. 47 БК РФ выделяет собственные доходы бюджетов, к которым относятся:
- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Виды доходов бюджета:
- по уровню бюджетной системы:
- федерального бюджета;
- субъектов РФ и бюджетов муниципальных районов;
- городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- доходы бюджетов городских и сельских поселений.
- по источнику (ст. 41 БК РФ):
- налоговые доходы;
- неналоговые доходы;
- безвозмездные поступления.
- по способу получения и источникам:
- обыкновенные (добровольные: использование государственного имущества (домен), промыслы, отдельные виды пошлин; обязательные: регалии, пошлины, налоги);
- чрезвычайные (займы, продажа государственного имущества, конфискация).
- по территории получения:
- федеральные;
- субъектов федерации;
- местные.
- по состоянию:
- перечисленные;
- зачисленные.
Налоговые доходы бюджетов:
- федеральные налоги и сборы;
- налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами;
- региональные налоги;
- местные налоги;
- доходы от пеней и штрафов по налогам и сборам.
Неналоговые доходы бюджетов относятся:
- доходы от использования имущества , находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных предприятий;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями ;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности , в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- средства самообложения граждан ;
- иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Собственные доходы бюджетов (федерального, субъектов федерации, местных) формируются в соответствии со ст. 50-64 путем зачисления в соответствующий бюджет всего объема (или его части) налогового, неналогового или безвозмездного поступления.
Глоссарий
Администратор доходов бюджета
Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющий(ее): — контроль за правильностью исчисления, — полнотой и своевременностью уплаты, — начисление, — учет, — взыскание, — принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.
Администратор источников финансирования дефицита бюджета
Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющий(ая) право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.
Бюджет
1. Фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций государства (федеральный и региональный уровень) и местного самоуправления (местный уровень). 2. Представляет собой главный финансовый документ страны (региона, муниципалитета, поселения), утверждаемый органом законодательной власти соответствующего уровня управления.
Бюджет государственного внебюджетного фонда
В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: — бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; — бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; — бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Бюджет консолидированный
Свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов). Консолидированным может быть бюджет на местном уровне (свод бюджета муниципального образования и бюджетов входящих в него поселений), региональном (свод бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов входящих в него муниципальных образований), федеральном (свод всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Бюджет муниципального образования
1. Фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. 2. Основной финансовый документ муниципального образования, поселения на текущий финансовый год, принимаемый высшим законодательным органом местного самоуправления.
Бюджетная классификация
Группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов.
Бюджетная роспись
Документ, который составляется и ведется: — ГРБС – в целях исполнения бюджета в части расходов; — Главным администратором источников финансирования дефицита бюджета — в целях исполнения бюджета в части источников финансирования дефицита бюджета.
Бюджетная система Российской Федерации
Совокупность всех бюджетов в РФ: федерального, региональных, местных, государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная смета
Документ, устанавливающий лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Бюджетная смета представлена в разрезе кодов бюджетной классификации расходов.
Бюджетное обязательство
Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Бюджетные ассигнования
Предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Бюджетные инвестиции
Средства бюджета, направленные на приобретение, модернизацию государственного (муниципального) имущества.
Бюджетный процесс
Деятельность по подготовке проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Бюджет субъекта Российской Федерации
1. Фонд денежных средств субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ может быть: — собственно бюджет региона – фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ; — консолидированный – включает в себя бюджет региона и бюджеты муниципальных образований, входящих в состав данного региона. 2. Основной финансовый документ региона на текущий финансовый год, имеющий силу закона.
Бюджет федеральный
1. Фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения государства. 2. Основной финансовый документ страны на текущий финансовый год, имеющий силу закона.
Ведомственная структура расходов бюджета
Распределение бюджетных средств по главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации РФ.
Внешний долг
Долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в иностранной валюте.
Внутренний долг
Долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в валюте РФ (рублях).
Главный администратор доходов бюджета
Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, имеющий(ее) в своем ведении администраторов доходов бюджета.
Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета
Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющий(ая) в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета.
Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС)
Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, или наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, напрямую получающий(ее) средства из бюджета и наделенный правом распределять их между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.
Государственная или муниципальная гарантия
Вид долгового обязательства государства (муниципального образования). Предполагает обязанность государства (муниципального образования) уплатить кредитору (бенефициару) определенную денежную сумму за должника (принципала) за счет средств соответствующего бюджета при наступлении гарантийного случая.
Государственная программа
Система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.
Государственное (муниципальное) задание
Документ, содержащий требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Государственные (муниципальные) услуги (работы)
Услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями.
Государственный (муниципальный) долг
Обязательства, возникающие из государственных (муниципальных) заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, принятые на себя субъектом РФ (муниципальным образованием).
Дефицит бюджета
Превышение расходов бюджета над его доходами.
Дотации
Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования.
Доходы бюджета
Поступающие от населения, организаций, учреждений в бюджет денежные средства в виде: — налогов; — неналоговых поступлений (пошлины, доходы от продажи имущества, штрафы и т.п.); — безвозмездных поступлений; — доходов от предпринимательской деятельности бюджетных организаций. Кредиты, доходы от выпуска ценных бумаг, полученные государством (органами местного самоуправления), не включаются в состав доходов.
Единый счет бюджета
Счет (совокупность счетов), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка РФ отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ для осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
Источники финансирования дефицита бюджета
Средства, привлекаемые в бюджет для покрытия дефицита (кредиты банков, кредиты от других уровней бюджетов, кредиты финансовых международных организаций, ценные бумаги, иные источники).
Казенное учреждение
Государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Лимиты бюджетных обязательств
Объем прав (в денежном выражении) по принятию и исполнению казенным учреждением бюджетных обязательств в текущем финансовом году и плановом периоде.
Межбюджетные отношения
Взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетные трансферты
Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету.
Непрограммные расходы
Расходные обязательства, не включенные в государственные программы.
Обоснование бюджетных ассигнований
Документ, содержащий информацию о бюджетных средствах в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде).
Отчетный финансовый год
Год, предшествующий текущему финансовому году.
Очередной финансовый год
Год, следующий за текущим финансовым годом.
Плановый период
Два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.
Получатель бюджетных средств (ПБС)
Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, или находящееся в ведении ГРБС казенное учреждение, имеющий(ее) право на исполнение своих функций за счет средств соответствующего бюджета.
Профицит бюджета
Превышение доходов бюджета над его расходами.
Публично-правовое образование
— Российская Федерация (федеральное государство) в целом; — Субъекты РФ — республики, края, области, города федерального подчинения, автономные области, автономные округа; — Муниципальные образования.
Публичные обязательства
Обязательства публично-правового образования, вытекающие из нормативных актов (законов, постановлений, распоряжений и др.), перед населением, организациями, другими публично-правовыми образованиями.
Распорядитель бюджетных средств (РБС)
Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, или казенное учреждение, наделенный(ое) правом распределять полученные средства бюджета между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.
Расходное обязательство
Обязанность публично-правового образования предоставить физическому или юридическому лицу, иному уровню бюджета, международной организации средства из соответствующего бюджета.
Расходы бюджета
Выплачиваемые из бюджета денежные средства.
Сводная бюджетная роспись
Документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
Текущий финансовый год
Год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Участники бюджетного процесса
Субъекты, осуществляющие деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Финансовый орган
На федеральном уровне – Министерство финансов Российской Федерации. На уровне субъекта РФ – органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ (министерства финансов, департаменты финансов, управления финансов и др.). На местном уровне – органы (должностные лица) местных администраций, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (департаменты финансов, управления финансов, финансовые отделы и др.).
Право, теория и понятие права
Основные понятия бюджетного права в настоящее время определены в
бюджетном законодательстве РФ. Ниже в виде таблицы представлены
легальные определения таких понятий и терминов.
Понятие
‘•°’: Определение
Бюджет
— форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. При этом бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств
Кон солидиро ванн ы й бюджет
— свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории
Государственный внебюджетный фонд
— форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ
Доходы бюджета
— денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления
Расходы бюджета
— денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления
Дефицит бюджета
— превышение расходов бюджета над его доходами
Профицит бюджета
— превышение доходов бюджета над его расходами
Дотации
— бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов
Субвенция
— бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов
Субсидия
— бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов
Бюджетная система Российской Федерации
— основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Бюджетный процесс
— регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением
Понятие
Определение
Бюджетная роспись
— документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ
Бюджетные ассигнования
— бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств
Минимальные государственные социальные стандарты
— государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ
Минимальная бюджетная обеспеченность
— минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов
Государственный или муниципальный долг
— обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием обязательства третьих лиц
Внешний долг
— обязательства, возникающие в иностранной валюте
Внутренний долг
— обязательства, возникающие в валюте РФ
Бюджетный кредит
— форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах
Целевой иностранный кредит (заимствование)
— форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований РФ, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций
Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм
— форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредитора
Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций
— форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций
Понятие
Определение
Бюджетная ссуда
— бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года
Государственный или муниципальный заем (заимствование)
— передача в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые РФ, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа
Бюджетное право
Бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства
Как мы уже отметили, основу бюджетной системы государства составляют бюджеты. На их эффективное формирование нацелена реализация принципов бюджетной системы.
Бюджетные фонды занимают ведущее место в финансовой системе государства в целом. В бюджетных фондах — бюджетах (бюджете Российской Федерации, бюджетах субъектов РФ, бюджетах муниципальных образований) сосредоточивается основная масса централизованных финансовых ресурсов.
Бюджет как самостоятельная категория имеет три аспекта:
Как материальная категория бюджет представляет собой государственный централизованный фонд денежных средств. Статья 6 БК РФ гласит: «Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Сосредоточенные в бюджете денежные ресурсы имеют экономическую природу, выражают экономические отношения. В силу этого существует и экономическое понимание бюджета — как совокупности экономических отношений, связанных с распределением и перераспределением национального дохода с целью финансового обеспечения задач и функций государства.
Бюджет призван выражать общегосударственные интересы. Поэтому связанные с ним отношения регулируются нормами права. Отсюда правовой аспект бюджета: бюджет — финансовый план общественно-территориального образования, который разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, закона субъекта РФ, правового акта представительного органа местного самоуправления (ст. 11 БК РФ). Бюджет Российской Федерации утверждается в форме федерального закона. Бюджет субъекта РФ утверждается в форме закона субъекта РФ, бюджет муниципального образования — в форме акта, принимаемого представительным органом власти муниципального образования, либо в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Бюджет состоит из определенных частей. В его составе выделяются: расходная часть; доходная часть; источники финансирования дефицита бюджета. В состав бюджета также входят: Стабилизационный фонд в составе федерального бюджета; резервные фонды; целевые бюджетные фонды; фонды, сосредоточивающие средства для выделения межбюджетных трансфертов.
Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, характеризующиеся признаками безвозмездности и безвозвратности (ст. 6 БК РФ).
Расходы бюджета — выделяемые из бюджета денежные средства (ст. 6 БК РФ).
Источники финансирования дефицита бюджета включаются в бюджет при условии, что бюджет принимается с дефицитом (превышением расходов над доходами) либо в бюджете предусмотрены расходы на погашение государственного (муниципального) долга (п. 1 ст. 92 БК РФ).
Стабилизационный фонд создан в федеральном бюджете в 2004 г. Его правовой режим определяется Главой 13 Бюджетного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации»[Малько А.В., ред. Теория государства и права . М. : КНОРУС, 2010.]. Стабилизационный фонд РФ — часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (ст. 96 1 БК РФ).
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти. Из анализа ст. 81 БК РФ можно сделать вывод , что резервный фонд бюджета представляет собой совокупность бюджетных средств, предназначенных для финансового покрытия потребностей государства и местного самоуправления в осуществлении непредвиденных расходов. Частным примером резервных фондов является резервный фонд Президента РФ (ст. 82 БК РФ).
Входящие в состав бюджета целевые бюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемые по целевому назначению по отдельной смете (ст. 17 БК РФ). Из указанного определения можно выделить следующие квалификационные признаки целевого бюджетного фонда: