Finkurier.ru

Журнал про Деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Политика дешевых денег приводит к

ПОЛИТИКА ДОРОГИХ И ДЕШЕВЫХ ДЕНЕГ

Политика дешевых денег.

Применяется в период спада в экономике и безработицы. ПДД – увеличивает избыточные резервы коммерческих банков и тем самым увеличивает предложение денег в экономике. В ее задачи входит удешевление кредита и облегчение доступа к нему с тем, чтобы увеличит совокупный спрос и занятость.

ПДД предполагает следующие мероприятия:

1. Покупка ценных бумаг. ЦБ покупая ценные бумаги, увеличивает резервы коммерческих банков.

2. Снижение резервной нормы. ЦБ снижая РН автоматически переводит обязательные резервы в избыточные и возрастает величина денежного мультипликатора.

3. Снижение учетной ставки. ЦБ снижая учетную ставку, побуждает коммерческие банки к расширению своих резервов посредством заимствования у ЦБ.

Политика дорогих денег.

Применяется в период повышенной инфляции, то есть когда «экономика перегрета». Её цель – ограничить денежное предложение, для того чтобы сократить расходы и сдержать инфляцию.

Включает в себя следующие мероприятия:

1. Продажа ценных бумаг . ЦБ продавая гос. ценные бумаги на открытом рынке уменьшает резервы ком. банков.

2. Повышение резервной нормы . Увеличение РН автоматически лишает коммерческие банки избыточных резервов и уменьшает величину денежного мультипликатора.

3. Повышение учетной ставки . Увеличение УчС снижает интерес коммерческих банков к наращиванию своих резервов посредством заимствования у ЦБ.

Среди трех методов денежного контроля наиболее важным регулирующим механизмом является операции на открытом рынке. Этот механизм обладает важным преимуществом – гибкостью: гос. ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах. Его применение сказывается на резервах банка без промедления.

Учетная ставка играет менее важную роль по двум взаимосвязанным причинам .

а) Величина резервов комерческих банков, получаемых путем займов у ЦБ обычно очень мала (2-3%). Именно операции на открытом рынке (продажа ценных бумаг ЦБ) побуждают ком банки брать ссуды у ЦБ, т.к. это приводит к временной нехватке резервов у комерческих банков и наоборот.

б) Эффективное воздействие учетной ставки зависит от инициативы комерческих банков, а не от ЦБ. Если УчС понижается в то время, когда очень немногие банки стремятся получить заем в ЦБ, то такое снижение окажет очень слабое воздействие либо вовсе не повлияет на банковские резервы и предложение денег.

Резервная норма используется ЦБ лишь в качестве вспомогательной меры при операциях на открытом рынке. Снижение и повышение РН может оказать существенное воздействие на банковские прибыли.

Тем не менее, некоторые экономисты отмечают, что изменение учетной ставки и резервной нормы имеет важный «информационный эффект», то есть может служить ясным и понятным способом оповещения финансистов и экономике в целом о намеченном курсе кредитно-денежной политике.

Политика дорогих и дешевых денег;

Обычно выделяют конечные и промежуточные цели кредитно-денежной политики. В качестве конечных целей формулируют:

— обеспечение стабильности экономического роста;

— борьба с безработицей;

— снижение инфляции и достижение стабильности цен;

— устойчивость платежного баланса страны.

Промежуточными целевыми ориентирами являются:

— денежная масса и прежде всего агрегаты М1 и М2;

Предложение денег тесно связано с политикой Национального банка, определяющей стоимость денег в зависимости от состояния реального сектора экономики. Поэтому говорят о политике «дорогих» и политике «дешёвых» денег.

Политика «дорогих» денег проводится в период высокой инфляции. Это означает большое количество денег в экономике, превышающее потребности в них. Национальный банк ограничивает предложение денег за счёт продажи государственных ценных бумаг, роста учётной ставки и нормы обязательных резервов. В результате этих мер сокращается возможность коммерческих банков создавать деньги, которые становятся относительно редким, менее доступным ресурсом, что вызывает сокращение спроса на деньги и тормозит инфляцию.

Часто с инфляцией в рамках политики дорогих денег борются с помощью политики таргетирования. В этом случае правительство ставит определенные цели по изменению объема денежной массы в стране и стремится их достигнуть несмотря на колебания экономической конъюнктуры. Темпы роста денежной массы должны быть ниже темпов роста спроса на деньги, что позволяет снизить инфляционные ожидания и, как следствие, уровень инфляции.

При высокой инфляции в стране происходит замещение отечественной валюты более стабильной иностранной валютой. В “долларизованной” экономике паритет покупательной способности, как правило, выдерживается весьма точно. Поэтому в ходе инфляции обменный курс национальной валюты снижается примерно тем же темпом, которым растут внутренние цены. Если обменный курс может быть стабилизирован, внутренние цены также могут быть стабилизированы.

Стандартная стабилизационная программа направлена на закрепление обменного курсана приемлемом уровне, то есть на уровне, который может быть защищён Национальным банком. Но устойчивость обменного курса требует жёсткой фискальной политики, которая смогла бы освободить правительство от сеньоражного финансирования. Если правительство одновременно пытается печатать деньги и поддерживать фиксированный обменный курс, оно утратит валютные резервы и столкнётся с кризисом платёжного баланса.

Поскольку большинство внутренних цен связано с долларом через паритет покупательной способности, то инфляция теоретически может прекратиться буквально за день, как только обменный курс стабилизируется.

Читать еще:  Контроль денежной эмиссии

В странах с переходной экономикой и развивающихся странах используется практика валютного комитета. В этом случае фиксируется курс национальной валюты к иностранной или корзине валют. Дополнительная эмиссия денег осуществляется только в том случае, если растут валютные резервы Национального банка. Это позволяет ограничить темпы роста денежной массы в стране и сделать деньги «более дорогими». Поэтому основными антиинфляционными мероприятиями здесь являются:

1) гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки;

2) создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;

3) ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита;

4) введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;

5) стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами;

6) снятие введенных ограничений и либерализация соответствующих сфер экономической деятельности по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов.

Денежная реформа: введение новой денежной единицы.Наиболее популярный способ стабилизации состоит в “отбрасывании нулей” сильно обесценившейся денежной единицы. Старые деньги меняются на новые по определённому курсу:

а) без изменения,

б) с изменением уровней заработной платы и цен.

Второе – чисто косметическое средство. Первое же приведёт к значительному сокращению реальных денежных остатков и сильному экономическому спаду. В целом это наиболее полезно в ситуации подавленной инфляции, когда предложение денег выросло, а контроль за ценами препятствует их росту в соответствии с увеличением предложения денег. Денежная реформа в таком случае приводит предложение денег в соответствие с ценами, вместо того, чтобы позволить им резко возрасти.

Политика «дешёвых» денегпроводится в тех случаях, когда Национальный банк считает, что рост предложения денег является недостаточным и сдерживает экономический рост, порождает безработицу. Целью политики «дешёвых» денег является сделать деньги относительно дешёвыми и доступными для инвестиционных расходов. Это достигается за счёт покупки государственных ценных бумаг, уменьшения нормы обязательных резервов и учётной ставки.

Эти меры означают расширение возможностей коммерческих банков создавать деньги и повышает стремление домохозяйств иметь депозиты в банке. В результате этого увеличивается объём инвестиций, т.к. они являются обратной функцией от ставки процента. Рост инвестиций означает увеличение совокупного спроса на величину прироста инвестиций и через эффект мультипликатора вызывает дополнительное расширение ВНП, одновременно содействуя росту занятости в экономике. Данная взаимосвязь выражена графически (Рис.5.7):

Рис. 5.7 Эффект политики дешевых денег

Политика дешёвых денег может стимулировать инфляцию спроса (рис.5.8). Это связано с тем, что спрос на товары и услуги растет быстрее, чем возможности экономики увеличить производство. Поэтому увеличение количества денег в экономике приводит к превышению в краткосрочном периоде совокупного спроса над совокупным предложением, в результате чего происходит повышение цен в экономике (c P1.до Р2). Впоследствии растущий спрос начинает удовлетворяться за счёт привлечения более дорогих ресурсов, которые приводят к росту издержек у предпринимателей и побуждают их вернуться к первоначальному объёму производства. Но, чтобы компенсировать покупку более дорогих ресурсов, цены на конечные продукты должны повышаться. Данное явление представляет собой инфляцию предложения (с Р2 до Р3).

Рис. 5.8 Политика дешевых денег и инфляция спроса

В ряде случаев она сопровождается падением объёмов производства, т.е. стагфляцией. Чтобы не допустить сокращения объёма производства, Национальный банк должен постоянно подпитывать экономику дополнительной эмиссией денег, стимулируя тем самым совокупный спрос и поддержание объёма производства на неизменном уровне, большем чем потенциальный объем производства (Yf). Последствием такого подхода может быть гиперинфляция (Рис.5.9).

Рис. 5.9 Политика дешевых денег и гиперинфляция

В рамках классической теории сформулирован вывод о влиянии денег в долгосрочном периоде на уровень цен, ВНП и ставку процента. Эти выводы получили название принцип нейтральности денег: однократный рост предложения денег содействует изменению реального объема производства только в краткосрочном периоде и не оказывает воздействия на равновесный объём ВНП в долгосрочном периоде. Это связано с тем, что экономика находится на уровне полной занятости, а количество денег не оказывает влияния на появление новых факторов производства. Равновесный уровень цен на готовые товары и привлекаемые факторы производства повышается пропорционально изменению количества денег, находящихся в обращении, а ставка процента остаётся постоянной, т.к. объём инвестиций, который планируется и вводится в экономику не меняется. При этом утверждается, что скорость обращения денег является постоянной величиной.

Если допустить, что правительство проводит в долгосрочном периоде политику постоянного увеличения количества денег в экономике, то объём реального производства и реальная ставка процента остаются неизменными, а номинальная ставка процента и уровень цен растут как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Такое утверждение получило название принцип супернейтральности денег.

ПОЛИТИКА «ДЕШЕВЫХ» ДЕНЕГ

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .

Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое «ПОЛИТИКА «ДЕШЕВЫХ» ДЕНЕГ» в других словарях:

Политика дешевых денег — политика правительства и центрального банка, направленная на расширение банковского кредита посредством снижения ставок кредитного процента. Политика дешевых денег приводит к увеличению массы денег в обращении. По английски: Easy money policy См … Финансовый словарь

Читать еще:  Самые выгодные вложения денежных средств

ПОЛИТИКА «ДЕШЕВЫХ» ДЕНЕГ — Проводимая правительством и банками политика, направленная на расширение банковского кредита посредством снижения ставок кредитного процента Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ПОЛИТИКА ДЕШЕВЫХ ДЕНЕГ — – политика увеличения массы денег в обращении, которая делает кредит дешевым и легкодоступным. Увеличение денежного предложения понижает процентную ставку, вызывает рост инвестиций и чистого национального продукта … Экономика от А до Я: Тематический справочник

ПОЛИТИКА ДЕШЕВЫХ ДЕНЕГ — политика, направленная на расширение кредита и снижение процентных ставок … Большой экономический словарь

ПОЛИТИКА ДЕШЕВЫХ ДЕНЕГ — проводимая правительством и банками политика, направленная на расширение банковского кредита посредством снижения ставок процента по кредиту … Энциклопедический словарь экономики и права

политика дешевых денег — проводимая правительством и банками политика, направленная на расширение банковского кредита посредством снижения ставок кредитного процента … Словарь экономических терминов

ПОЛИТИКА И ДЕНЬГИ — Политика стала таким дорогим занятием, что даже провалиться на выборах стоит немалых денег. Боб Эдуардз Политика одна из форм астрологии, рожденная под знаком денег. Джон Леонард Вопрос стоит так: кто кому? Максим Звонарев Дай политику свободу… … Сводная энциклопедия афоризмов

Денежно-кредитная политика — (Monetary policy) Понятие денежно кредитной политики, цели денежно кредитной политики Информация о понятии денежно кредитной политики, цели денежно кредитной политики Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКОВ — один из методов денежно кредитного и валютного регулирования. Осуществляется центральными банками стран путем маневрирования (повышения или понижения) учетным процентом. У.п.б. имеет две функции: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя функция –… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Антиинфляционная политика — (Anti inflationary policy) Определение антиинфляционной политики государства Информация об определении антиинфляционной политики государства, методы и особенности антиинфляционной политики Содержание Содержание Определение термина Причины… … Энциклопедия инвестора

Политика дешевых денег

Политика дешевых денег – комплекс мер, реализуемых государством для нормализации показателей экономики в периоды валютно-финансовой нестабильности на внутреннем рынке.

В первую очередь выражается в снижении минимальных процентных ставок банковского кредитования, что приводит к росту денежной массы, находящейся в обращении, и стимулированию роста производства через увеличение доступности инвестиционных кредитов.

Историческая справка

Особая эффективность политики дешевых денег была отмечена в Соединенных Штатах Америки, где подобные меры применялись с конца 19-го века, неоднократно позволяя преодолевать периоды спада в экономике. К примеру, в конце 1980-х финансовые фонды США испытывали большой денежный дефицит. Это вынудило Конгресс пойти на еще большее снижение уровня кредитной ставки, что в итоге позволило стабилизировать американскую экономику за счет роста инвестиционного и потребительского кредитования.

Дешевые деньги использовались и в Великобритании. При этом особенно эффективным был период 30-х и начала 40-х годов прошлого века, когда принятые правительством меры по регулированию процентных ставок способствовали выводу экономики Великобритании на лидирующие позиции.

Механизм воздействия на экономику

Дешевые деньги влияют на ключевые показатели экономики: рост ВВП, уровень цен и объем занятости населения. При этом механизм работы данной денежной политики имеет следующую структуру:

  • Центральный банк (ЦБ) активно скупает ценные бумаги, выпущенные государством, что обеспечивает рост денежных резервов национальных коммерческих банков (КБ).
  • ЦБ снижает планку обязательных резервов для КБ, тем самым увеличивает так называемую избыточную часть денежных активов.
  • ЦБ или иной регулятор снижает процентную ставку, стимулируя коммерческие банки к получению дополнительных займов у ЦБ для еще большего наращивания денежных активов.
  • Возросший объем избыточных активов позволяет банкам выдавать больше кредитов со сниженными процентными ставками, что в свою очередь стимулирует инвестирование в промышленные предприятия и приводит к росту потребительского кредитования, оживляя процесс роста экономики.

Преимущества

Преимущество политики дешевых денег — быстрое формирование надежного валютно-финансового фундамента, обеспечивающего вывод экономики из режима стагнации. Кроме того, дешевые деньги повышают конкурентоспособность местных предприятий, способствуют дальнейшему наращиванию их производственной мощности и, соответственно, снижению безработицы.

Недостатки

Ключевой недостаток дешевых денег — их эффективность возможна только в условиях, когда объем экспорта существенно преобладает над объемом импорта. К тому же, длительное использование данной политики ускоряет процессы инфляции и способствует девальвации местной валюты из-за чрезмерного роста потребительского спроса, покрыть который национальная промышленность не в состоянии.

Современные реалии

Политика дешевых денег будет эффективна только на фоне жесткого контроля расходования финансовых активов государственным сектором экономики.Также необходимо развитие внутреннего рынка ценных бумаг с привлечением инвесторов для пополнения государственных финансовых резервов, истощение которых может привести к необходимости внешних заимствований, нивелирующих практически все плюсы дешевых денег.

Читать еще:  Письмо на взаимозачет денежных средств

Политика дешевых денег приводит к

Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики.

Во-первых, мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дешевых денег»), когда Центральный банк:

а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков, что обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу.

б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу.

в) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования экономики.

Следовательно, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.

Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дорогих денег»), когда Центральный банк:

а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу.

б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы.

в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.

Рассмотренные выше примеры политики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику.

Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая — в фазе бума.

Каков же механизм проведения Центральным банком кредитно-денежной, или монетарной политики?

Воздействуя различными методами, рассмотренными выше, на объем денежной массы и возможности кредитования, Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через ряд последовательных звеньев: денежная масса, норма процента, инвестиции, совокупный спрос, национальный доход.

В формализованном виде цепочку этих взаимосвязей можно записать как: Ms – r – I –Y.

Таков, в общем виде, механизм воздействия дискреционной кредитно-денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего продукта.

Однако, в реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов.

В частности, это можно подтвердить следующим примером .

Допустим, что Центральный банк решил проводить курс на стимулирование экономического роста и увеличил предложение денег с целью понижения процентных ставок. Однако, следствием роста предложения денег стало повышение темпа инфляции в стране.

Рост цен вынудил банки поднять уровень номинальных процентных ставок (чтобы, согласно эффекту Фишера, сохранить неизменной реальную процентную). Увеличение номинальных процентных ставок оказывает дестимулирующий эффект на инвесторов: роста инвестиций не происходит. Следовательно, политика Центрального банка не привела к поставленной цели — росту ВВП.

В стремлении добиться стабилизации экономики Центральные банки сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента монетарной политики – контроль над денежным предложением (таргетирование денежной массы) или контроль над динамикой процентной ставки.

Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня.

Напротив, ЦБ придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня.

Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономического цикла, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки.

Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.

Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики , по мнению представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая «политика по правилам».

Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3-5% в год).

Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.

На практике правительство и Центральные банки промышленно развитых стран используют преимущественно гибкую монетарную политику, хотя в периоды повышения темпов инфляции (1970-е гг.) приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной политике, хотя и не оформленной в виде монетарного правила.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг., в связи с тем, что спрос на деньги становился все более нестабильным и связь между темпами денежного предложения и темпами инфляции — менее предсказуемой, Центральные банки вновь стали отдавать предпочтение контролю над ставкой процента.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×